Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июня 2014 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Семенова А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Медведевой В.В.
при участии:
от заявителя: Михеева Н.Н. по доверенности от 14.01.2014, Михеев А.Э. по доверенности от 14.01.2014
от заинтересованного лица: Горбовский Д.В. по доверенности от 10.01.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5357/2014) Жилищно-строительного кооператива N 866 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.02.2014 по делу N А56-66873/2013 (судья Хохлов Д.В.), принятое
по иску (заявлению) Жилищно-строительного кооператива N 866
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
о признании незаконными и отмене постановлений
установил:
Жилищно-строительный кооператив N 866 (ИНН 7816013649, ОГРН 1027808012430, адрес: 192236, г. Санкт-Петербург, ул. Софийская, д. 50; далее - заявитель, кооператив, ЖСК N 866) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления от 17.10.2013 по делу об административном правонарушении N 2346/13 и постановления от 17.10.2013 по делу об административном правонарушении N 2363/13, вынесенных Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга (адрес: 190068, г. Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 88-90, лит. А; далее - заинтересованное лицо, инспекция, ГЖИ).
Решением от 03.02.2014 арбитражный суд первой инстанции отказал ЖСК N 866 в удовлетворении заявления.
Не согласившись с решением суда, кооператив обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств дела, просит отменить решение, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, в материалах дела отсутствуют доказательства совершения ЖСК N 866 вменяемых административных правонарушений, в связи с чем привлечение кооператива к ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и статье 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон СПб N 273-70), неправомерно.
В судебном заседании представители кооператива поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель ГЖИ возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, инспекцией, в связи с поступлением жалоб граждан на неудовлетворительное содержание общего имущества дома по адресу г. Санкт-Петербург, ул. Софийская, д. 50, находящегося в управлении ЖКС N 866, на основании распоряжения ГЖИ от 27.09.2013 N 06/442-р (л.д. 85-86), проведена проверка по контролю соблюдения требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 (далее - Правила N 6), Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2006 N 1135 (далее - Правила N 1135), в ходе которой выявлены следующие нарушения:
- - имеются сквозные отверстия в перекрытии 1/2 этажа по л/кл N 1- пункт 4.3.1 Правил N 170;
- - повреждена штукатурка стены 5 этажа л/кл N 1, имеются отверстия в штукатурке - пункты 3.2.2, 3.2.8 Правил N 170;
- - допущена установка перегородок по этажам лестничных клеток с организацией тамбуров, отсутствует согласование перегородок в установленном порядке - пункты 1.7.2, 1.7.3, 1.7.4 Правил N 170;
- - допущено захламление этажей лестничных клеток вещами жителей, мебелью (в том числе 5 этажа л/кл. N 1) - пункты 3.2.16, 4.8.15 Правил N 170;
- - неисправно состояние оконных заполнений: имеются трещины, сколы стекла по оконным рамам черной лестничной клетки N 3, допущена самовольная замена деревянных окон на стеклопакеты с изменением рисунка переплета по черным лестничным клеткам N 1 и N 2; не заделаны оконные откосы на 4 эт. л/кл N 2 - пункты 3.2.2, 4.7.10, 4.8.14 Правил N 170;
- - допущена установка глухих оконных рам (стеклопакетов) по черным лестничным клеткам N 1, 2, 3, отсутствует фурнитура на оконных рамах, не обеспечена возможность проветривания - пункт 3.2.4 Правил N 170;
- - не исправно электрооборудование: в нарушение пункта 2.12.7 Правил N 6 частично отсутствуют плафоны светильников освещения по этажам л/кл, в нарушение пункта 2.2.4 Правил N 6 отсутствуют защитные крышки на распределительных коробках электрооборудования - пункт 5.6.1 Правил N 170;
- - температура горячей воды в точках водоразбора ниже установленной нормативными требованиями (в кВ. 97 +48 °С, в кВ. 16 +41 °С) для открытой системы горячего водоснабжения - пункт 5.3.1 Правил N 170;
- - имеются пятна протечки на потолке 1 эт. л/кл N 2; наблюдается отслоение окрасочного слоя стен черных лестничных клеток N 1, 2 и 3, длительное отсутствие косметического ремонта - пункты 3.2.8, 3.2.9 Правил N 170;
- - неисправно состояние дверей выхода на черные лестничные клетки N 1, 2 и 3 по отдельным этажам: частично разбиты армированные стекла, отсутствуют доводчики, не обеспечен плотный притвор дверей - пункты 4.7.2, 3.2.11 Правил N 170;
- - не произведены работы по санитарной уборке л/кл N 2: имеется паутина на потолке 1 этажа - пункт 3.2.7 Правил N 170.
Выявленные нарушения зафиксированы актом проверки от 01.10.2013 N 06/442-р с приложением фотоматериалов (л.д. 60-83).
По результатам проверки составлен протокол N 06/442-р.1 от 07.10.2013 (л.д. 56-58) об административном правонарушении, ответственность за которые предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
Постановлением от 17.10.2013 по делу об административном правонарушении N 2363/13 (л.д. 15-17) кооператив привлечен к ответственности по статье 7.22 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
В ходе проведения проверки инспекцией также выявлены нарушения кооперативом Правил N 1135, а именно:
- - управляющей организацией ЖСК N 866 не приняты меры по восстановлению исправного состояния фасада дома, а именно: отсутствует табличка с указанием улицы нахождения дома, загрязнены стены и колонны 1 этажа дома надписями - пункт 5.2.1 Правил N 1135;
- - изменен внешний вид окон: рисунок переплетов черных лестничных клеток, произведена замена витражных стекол по 1 этажам лестничных клеток N 1, 2 и 3 на ДВП, не представлено согласование КГА.
В связи с обнаружением указанных нарушений инспекцией 03.10.2013 в отношении кооператива составлен протокол N 06/442-р (л.д. 120-121) об административном правонарушении, ответственность за которые предусмотрена статьей 20 Закона СПб N 273-70.
Постановлением от 17.10.2013 по делу об административном правонарушении N 2346/13 (л.д. 12-14) кооператив привлечен к ответственности по статье 20 Закона СПб N 273-70 с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с данными постановлениями, ЖКС N 866 обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности состава и события вменяемых кооперативу административных правонарушений, не установил оснований для признания правонарушения малозначительным, процессуальных нарушений в ходе проведении проверки и привлечения ЖКС N 866 к административной ответственности не обнаружил.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ЖКС N 866 и отмены решения суда.
Согласно статье 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 20 Закона СПб N 273-70 неисполнение или ненадлежащее исполнение владельцем здания, строения, сооружения или иным лицом, несущим соответствующие обязанности, обязанностей по содержанию его фасада, в том числе осуществление ремонтных работ с нарушением сроков и порядка, установленных правилами, утвержденными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, включая работы по снятию отслоившейся отделки наружной поверхности стен (штукатурки, облицовочной плитки); ремонту водосточных труб, наружных кондиционеров и радиоэлектронных устройств; снятию слабо держащихся декоративных элементов; удалению выпадающих кирпичей кладки стен; укреплению козырьков и ограждению крылец; установке и поддержанию в чистоте и состоянии, пригодном для обозрения, указателей улиц, номерных знаков домов и лестничных указателей и других элементов визуальной информации; удалению растительности с кровель и фасадов; вставке, установке, укреплению и содержанию в чистоте и технически исправном состоянии стекол, ручек в дверных и оконных заполнениях, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 ЖК РФ, одним из способов управления многоквартирным домом является управление жилищно-строительным кооперативом.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 3.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов. Субъектом указанного административного правонарушения является управляющая компания в тех случаях, если ей согласно статьей 162 ЖК РФ переданы функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилых домов и (или) жилых помещений.
В соответствии с уставом кооператива целями его деятельности является управление жилыми и нежилыми помещениями, а также эксплуатация домов и прилегающей территории; для достижения уставных целей кооператив осуществляет следующие виды деятельности: обеспечивает надлежащее техническое, противопожарное, экологическое и санитарное состояние общего имущества, обслуживание, эксплуатация и текущий ремонт имущества.
Таким образом, ЖКС N 866 является надлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения.
В соответствии со статьей 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила N 170 определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Пунктом 4.3.1 Правил N 170 предусмотрено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: устойчивость, теплоустойчивость, отсутствие прогибов и колебаний, трещин; исправное состояние перекрытий; звукоизоляцию; устранение повреждений перекрытий, не допуская их дальнейшего развития; восстановление теплотехнических (перекрытия чердачные, над подвалами), акустических, водоизоляционных (перекрытия в санитарных узлах) свойств перекрытий, а также теплогидроизоляцию примыканий наружных стен, санитарно-технических устройств и других элементов.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна также обеспечить: исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках; требуемое санитарное состояние лестничных клеток. Окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами (пункт 3.2.2, 3.2.8 Правил N 170). В соответствии с пунктом 3.2.9 Правил N 170 периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа.
Пунктом 3.2.7 Правил N 170 предусмотрено, что периодичность основных работ, выполняемых при уборке лестничных клеток, определяется в установленном порядке.
Наружные входные двери в подъезды и лестничные клетки должны иметь самозакрывающие устройства (доводчики), а также ограничители хода дверей (остановы). Для снижения теплопотерь и шума от ударов входных дверей при отсутствии самозакрывающих устройств в притворах дверей следует устанавливать упругие уплотняющие прокладки (пункт 3.2.11 Правил N 170).
В соответствии с пунктами 1.7.2, 1.7.3, 1.7.4 Правил N 170 переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры не допускаются. Наниматель, допустивший самовольное переустройство жилого и подсобного помещений, переоборудование балконов и лоджий, перестановку либо установку дополнительного санитарно-технического и иного оборудования, обязан привести это помещение в прежнее состояние.
Согласно пункту 4.7.10 Правил N 170 изменять рисунок переплета; окрашивать заполнения оконных и дверных проемов снаружи; замазывать и заклеивать бумагой притворы спаренных переплетов и балконных дверей на зимний период при отсутствии в них форточек или открывающихся фрамуг; применять серную кислоту, хлорную известь и другие гигроскопические материалы для осушки межрамных пространств окон с раздельными переплетами не допускается.
Требования по содержанию лестничных клеток определены частью 4.8 Правил N 170.
В соответствии с пунктом 3.2.4 Правил N 170 (в постановлении N 2363/13 допущена техническая ошибка - указан пункт 4.2.4 Правил N 170, что не влияет на законность данного постановления в целом) лестничные клетки должны регулярно проветриваться с помощью форточек, фрамуг или створок окон на первом и верхнем этажах одновременно, а также через вентиляционные каналы и шахты.
Согласно пункту 5.6.1 Правил N 170 эксплуатация электрооборудования жилых зданий должна производиться в соответствии с установленными требованиями, в том числе Правилами N 6.
В соответствии с пунктом 5.3.1 Правил N 170 расход воды на горячее водоснабжение жилых зданий должен обеспечиваться исходя из установленных норм.
Качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов.
Температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее 60 град. С в открытых системах горячего водоснабжения и не менее 50 град. С - в закрытых. Температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна. Температура воды на выходе из водоподогревателя системы горячего водоснабжения должна выбираться из условия обеспечения нормируемой температуры в водоразборных точках, но не более 75 град. С.
Согласно пункту 5.2.1 Правил N 1135 общими требованиями к размещению знаков адресации являются: унификация мест размещения, соблюдение единых правил размещения; хорошая видимость с учетом условий пешеходного и транспортного движения, дистанций восприятия, архитектуры зданий, освещенности, зеленых насаждений.
В части отсутствия таблички с указанием улицы нахождения дома, суд первой инстанции правомерно указал на недоказанность вменяемого нарушения.
Факт совершения кооперативом иных вменяемых правонарушений правомерно установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, а именно актом проверки от 01.10.2013 с фотоматериалами и протоколами об административных правонарушениях от 07.10.2013 N 06/442-р.1 и от 03.10.2013 N 06/442-р.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы подателя жалобы о недоказанности вины кооператива в совершенном правонарушении отклоняется апелляционным судом как необоснованные и несоответствующие фактическим обстоятельствам дела, поскольку материалами дела подтверждается несоответствие состояния дома, находящегося в управлении ЖКС N 866, требованиям жилищного законодательства, в том числе, Правил N 170, Правил N 6, Правил N 1135. Представленные суду первой инстанции доказательства отсутствия вины кооператива в совершенных правонарушениях, а также в обоснование возможности признания совершенных правонарушений малозначительными, оценены арбитражным судом первой инстанции в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и правомерно им отклонены. По результатам исследования указанных доказательств суд правомерно пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания совершенных нарушения малозначительными и освобождения кооператива от административной ответственности. Кроме того, судом первой инстанции установлено, что нарушения, к ответственности за которые кооператив привлечен постановлением от 17.10.2013 по делу об административном правонарушении N 2363/13, устранены ЖКС N 866 частично уже после проверки. Доводы в части касающейся проведения работ по устранению аварии в период проверки не подтверждены документально.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, обществом в материалы дела не представлено. Процессуальные права и гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности, инспекцией при производстве по делу об административном правонарушении полностью соблюдены.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о том, что ЖКС N 866 имел реальную и объективную возможность для исполнения требований жилищного законодательства в сфере обеспечения надлежащего состояния жилищного фонда, являются законными и обоснованными.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 февраля 2014 года по делу N А56-66873/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива N 866 - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
А.Б.СЕМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.06.2014 ПО ДЕЛУ N А56-66873/2013
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июня 2014 г. по делу N А56-66873/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июня 2014 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Семенова А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Медведевой В.В.
при участии:
от заявителя: Михеева Н.Н. по доверенности от 14.01.2014, Михеев А.Э. по доверенности от 14.01.2014
от заинтересованного лица: Горбовский Д.В. по доверенности от 10.01.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5357/2014) Жилищно-строительного кооператива N 866 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.02.2014 по делу N А56-66873/2013 (судья Хохлов Д.В.), принятое
по иску (заявлению) Жилищно-строительного кооператива N 866
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
о признании незаконными и отмене постановлений
установил:
Жилищно-строительный кооператив N 866 (ИНН 7816013649, ОГРН 1027808012430, адрес: 192236, г. Санкт-Петербург, ул. Софийская, д. 50; далее - заявитель, кооператив, ЖСК N 866) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления от 17.10.2013 по делу об административном правонарушении N 2346/13 и постановления от 17.10.2013 по делу об административном правонарушении N 2363/13, вынесенных Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга (адрес: 190068, г. Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 88-90, лит. А; далее - заинтересованное лицо, инспекция, ГЖИ).
Решением от 03.02.2014 арбитражный суд первой инстанции отказал ЖСК N 866 в удовлетворении заявления.
Не согласившись с решением суда, кооператив обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств дела, просит отменить решение, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, в материалах дела отсутствуют доказательства совершения ЖСК N 866 вменяемых административных правонарушений, в связи с чем привлечение кооператива к ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и статье 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон СПб N 273-70), неправомерно.
В судебном заседании представители кооператива поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель ГЖИ возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, инспекцией, в связи с поступлением жалоб граждан на неудовлетворительное содержание общего имущества дома по адресу г. Санкт-Петербург, ул. Софийская, д. 50, находящегося в управлении ЖКС N 866, на основании распоряжения ГЖИ от 27.09.2013 N 06/442-р (л.д. 85-86), проведена проверка по контролю соблюдения требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 (далее - Правила N 6), Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2006 N 1135 (далее - Правила N 1135), в ходе которой выявлены следующие нарушения:
- - имеются сквозные отверстия в перекрытии 1/2 этажа по л/кл N 1- пункт 4.3.1 Правил N 170;
- - повреждена штукатурка стены 5 этажа л/кл N 1, имеются отверстия в штукатурке - пункты 3.2.2, 3.2.8 Правил N 170;
- - допущена установка перегородок по этажам лестничных клеток с организацией тамбуров, отсутствует согласование перегородок в установленном порядке - пункты 1.7.2, 1.7.3, 1.7.4 Правил N 170;
- - допущено захламление этажей лестничных клеток вещами жителей, мебелью (в том числе 5 этажа л/кл. N 1) - пункты 3.2.16, 4.8.15 Правил N 170;
- - неисправно состояние оконных заполнений: имеются трещины, сколы стекла по оконным рамам черной лестничной клетки N 3, допущена самовольная замена деревянных окон на стеклопакеты с изменением рисунка переплета по черным лестничным клеткам N 1 и N 2; не заделаны оконные откосы на 4 эт. л/кл N 2 - пункты 3.2.2, 4.7.10, 4.8.14 Правил N 170;
- - допущена установка глухих оконных рам (стеклопакетов) по черным лестничным клеткам N 1, 2, 3, отсутствует фурнитура на оконных рамах, не обеспечена возможность проветривания - пункт 3.2.4 Правил N 170;
- - не исправно электрооборудование: в нарушение пункта 2.12.7 Правил N 6 частично отсутствуют плафоны светильников освещения по этажам л/кл, в нарушение пункта 2.2.4 Правил N 6 отсутствуют защитные крышки на распределительных коробках электрооборудования - пункт 5.6.1 Правил N 170;
- - температура горячей воды в точках водоразбора ниже установленной нормативными требованиями (в кВ. 97 +48 °С, в кВ. 16 +41 °С) для открытой системы горячего водоснабжения - пункт 5.3.1 Правил N 170;
- - имеются пятна протечки на потолке 1 эт. л/кл N 2; наблюдается отслоение окрасочного слоя стен черных лестничных клеток N 1, 2 и 3, длительное отсутствие косметического ремонта - пункты 3.2.8, 3.2.9 Правил N 170;
- - неисправно состояние дверей выхода на черные лестничные клетки N 1, 2 и 3 по отдельным этажам: частично разбиты армированные стекла, отсутствуют доводчики, не обеспечен плотный притвор дверей - пункты 4.7.2, 3.2.11 Правил N 170;
- - не произведены работы по санитарной уборке л/кл N 2: имеется паутина на потолке 1 этажа - пункт 3.2.7 Правил N 170.
Выявленные нарушения зафиксированы актом проверки от 01.10.2013 N 06/442-р с приложением фотоматериалов (л.д. 60-83).
По результатам проверки составлен протокол N 06/442-р.1 от 07.10.2013 (л.д. 56-58) об административном правонарушении, ответственность за которые предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
Постановлением от 17.10.2013 по делу об административном правонарушении N 2363/13 (л.д. 15-17) кооператив привлечен к ответственности по статье 7.22 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
В ходе проведения проверки инспекцией также выявлены нарушения кооперативом Правил N 1135, а именно:
- - управляющей организацией ЖСК N 866 не приняты меры по восстановлению исправного состояния фасада дома, а именно: отсутствует табличка с указанием улицы нахождения дома, загрязнены стены и колонны 1 этажа дома надписями - пункт 5.2.1 Правил N 1135;
- - изменен внешний вид окон: рисунок переплетов черных лестничных клеток, произведена замена витражных стекол по 1 этажам лестничных клеток N 1, 2 и 3 на ДВП, не представлено согласование КГА.
В связи с обнаружением указанных нарушений инспекцией 03.10.2013 в отношении кооператива составлен протокол N 06/442-р (л.д. 120-121) об административном правонарушении, ответственность за которые предусмотрена статьей 20 Закона СПб N 273-70.
Постановлением от 17.10.2013 по делу об административном правонарушении N 2346/13 (л.д. 12-14) кооператив привлечен к ответственности по статье 20 Закона СПб N 273-70 с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с данными постановлениями, ЖКС N 866 обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности состава и события вменяемых кооперативу административных правонарушений, не установил оснований для признания правонарушения малозначительным, процессуальных нарушений в ходе проведении проверки и привлечения ЖКС N 866 к административной ответственности не обнаружил.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ЖКС N 866 и отмены решения суда.
Согласно статье 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 20 Закона СПб N 273-70 неисполнение или ненадлежащее исполнение владельцем здания, строения, сооружения или иным лицом, несущим соответствующие обязанности, обязанностей по содержанию его фасада, в том числе осуществление ремонтных работ с нарушением сроков и порядка, установленных правилами, утвержденными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, включая работы по снятию отслоившейся отделки наружной поверхности стен (штукатурки, облицовочной плитки); ремонту водосточных труб, наружных кондиционеров и радиоэлектронных устройств; снятию слабо держащихся декоративных элементов; удалению выпадающих кирпичей кладки стен; укреплению козырьков и ограждению крылец; установке и поддержанию в чистоте и состоянии, пригодном для обозрения, указателей улиц, номерных знаков домов и лестничных указателей и других элементов визуальной информации; удалению растительности с кровель и фасадов; вставке, установке, укреплению и содержанию в чистоте и технически исправном состоянии стекол, ручек в дверных и оконных заполнениях, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 ЖК РФ, одним из способов управления многоквартирным домом является управление жилищно-строительным кооперативом.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 3.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов. Субъектом указанного административного правонарушения является управляющая компания в тех случаях, если ей согласно статьей 162 ЖК РФ переданы функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилых домов и (или) жилых помещений.
В соответствии с уставом кооператива целями его деятельности является управление жилыми и нежилыми помещениями, а также эксплуатация домов и прилегающей территории; для достижения уставных целей кооператив осуществляет следующие виды деятельности: обеспечивает надлежащее техническое, противопожарное, экологическое и санитарное состояние общего имущества, обслуживание, эксплуатация и текущий ремонт имущества.
Таким образом, ЖКС N 866 является надлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения.
В соответствии со статьей 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила N 170 определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Пунктом 4.3.1 Правил N 170 предусмотрено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: устойчивость, теплоустойчивость, отсутствие прогибов и колебаний, трещин; исправное состояние перекрытий; звукоизоляцию; устранение повреждений перекрытий, не допуская их дальнейшего развития; восстановление теплотехнических (перекрытия чердачные, над подвалами), акустических, водоизоляционных (перекрытия в санитарных узлах) свойств перекрытий, а также теплогидроизоляцию примыканий наружных стен, санитарно-технических устройств и других элементов.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна также обеспечить: исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках; требуемое санитарное состояние лестничных клеток. Окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами (пункт 3.2.2, 3.2.8 Правил N 170). В соответствии с пунктом 3.2.9 Правил N 170 периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа.
Пунктом 3.2.7 Правил N 170 предусмотрено, что периодичность основных работ, выполняемых при уборке лестничных клеток, определяется в установленном порядке.
Наружные входные двери в подъезды и лестничные клетки должны иметь самозакрывающие устройства (доводчики), а также ограничители хода дверей (остановы). Для снижения теплопотерь и шума от ударов входных дверей при отсутствии самозакрывающих устройств в притворах дверей следует устанавливать упругие уплотняющие прокладки (пункт 3.2.11 Правил N 170).
В соответствии с пунктами 1.7.2, 1.7.3, 1.7.4 Правил N 170 переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры не допускаются. Наниматель, допустивший самовольное переустройство жилого и подсобного помещений, переоборудование балконов и лоджий, перестановку либо установку дополнительного санитарно-технического и иного оборудования, обязан привести это помещение в прежнее состояние.
Согласно пункту 4.7.10 Правил N 170 изменять рисунок переплета; окрашивать заполнения оконных и дверных проемов снаружи; замазывать и заклеивать бумагой притворы спаренных переплетов и балконных дверей на зимний период при отсутствии в них форточек или открывающихся фрамуг; применять серную кислоту, хлорную известь и другие гигроскопические материалы для осушки межрамных пространств окон с раздельными переплетами не допускается.
Требования по содержанию лестничных клеток определены частью 4.8 Правил N 170.
В соответствии с пунктом 3.2.4 Правил N 170 (в постановлении N 2363/13 допущена техническая ошибка - указан пункт 4.2.4 Правил N 170, что не влияет на законность данного постановления в целом) лестничные клетки должны регулярно проветриваться с помощью форточек, фрамуг или створок окон на первом и верхнем этажах одновременно, а также через вентиляционные каналы и шахты.
Согласно пункту 5.6.1 Правил N 170 эксплуатация электрооборудования жилых зданий должна производиться в соответствии с установленными требованиями, в том числе Правилами N 6.
В соответствии с пунктом 5.3.1 Правил N 170 расход воды на горячее водоснабжение жилых зданий должен обеспечиваться исходя из установленных норм.
Качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов.
Температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее 60 град. С в открытых системах горячего водоснабжения и не менее 50 град. С - в закрытых. Температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна. Температура воды на выходе из водоподогревателя системы горячего водоснабжения должна выбираться из условия обеспечения нормируемой температуры в водоразборных точках, но не более 75 град. С.
Согласно пункту 5.2.1 Правил N 1135 общими требованиями к размещению знаков адресации являются: унификация мест размещения, соблюдение единых правил размещения; хорошая видимость с учетом условий пешеходного и транспортного движения, дистанций восприятия, архитектуры зданий, освещенности, зеленых насаждений.
В части отсутствия таблички с указанием улицы нахождения дома, суд первой инстанции правомерно указал на недоказанность вменяемого нарушения.
Факт совершения кооперативом иных вменяемых правонарушений правомерно установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, а именно актом проверки от 01.10.2013 с фотоматериалами и протоколами об административных правонарушениях от 07.10.2013 N 06/442-р.1 и от 03.10.2013 N 06/442-р.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы подателя жалобы о недоказанности вины кооператива в совершенном правонарушении отклоняется апелляционным судом как необоснованные и несоответствующие фактическим обстоятельствам дела, поскольку материалами дела подтверждается несоответствие состояния дома, находящегося в управлении ЖКС N 866, требованиям жилищного законодательства, в том числе, Правил N 170, Правил N 6, Правил N 1135. Представленные суду первой инстанции доказательства отсутствия вины кооператива в совершенных правонарушениях, а также в обоснование возможности признания совершенных правонарушений малозначительными, оценены арбитражным судом первой инстанции в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и правомерно им отклонены. По результатам исследования указанных доказательств суд правомерно пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания совершенных нарушения малозначительными и освобождения кооператива от административной ответственности. Кроме того, судом первой инстанции установлено, что нарушения, к ответственности за которые кооператив привлечен постановлением от 17.10.2013 по делу об административном правонарушении N 2363/13, устранены ЖКС N 866 частично уже после проверки. Доводы в части касающейся проведения работ по устранению аварии в период проверки не подтверждены документально.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, обществом в материалы дела не представлено. Процессуальные права и гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности, инспекцией при производстве по делу об административном правонарушении полностью соблюдены.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о том, что ЖКС N 866 имел реальную и объективную возможность для исполнения требований жилищного законодательства в сфере обеспечения надлежащего состояния жилищного фонда, являются законными и обоснованными.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 февраля 2014 года по делу N А56-66873/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива N 866 - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
А.Б.СЕМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)