Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 21 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 апреля 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей С.В. Гуцалюк, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Сахалинской области,
апелляционное производство N 05АП-3895/2014
на решение от 13.02.2014
судьи В.Н. Джавашвили
по делу N А59-4929/2013 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центральное" (ИНН 6501103745, ОГРН 1026500518604, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 05.08.2002)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Сахалинской области (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 03.12.2002)
об оспаривании отказа в государственном кадастровом учете от 17.10.2013 N 65/РКФ/13-20558,
- при участии: стороны не явились, извещены;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Центральное" (далее - заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата, учреждение, орган кадастрового учета) в лице филиала по Сахалинской области от 17.10.2013 N 65/РКФ/13-20558 об отказе в государственном кадастровом учете помещения, расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 218, и об обязании учреждение внести изменения в государственный кадастр недвижимости в сведения о нежилом помещении с кадастровым номером 65:01:0316002:253.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 13.02.2014 заявленные требования удовлетворены, отказ кадастровой палаты признан незаконным, и на последнюю в целях восстановления нарушенного права возложена обязанность по осуществлению кадастрового учета изменений характеристик нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 218.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, учреждение обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд. Указывает, что у общества не было оснований для подачи заявления о кадастровом учете изменений объекта недвижимости, поскольку помещения за номером 36 до изменения витражной части магазина не существовало ни в пределах помещений, принадлежащих обществу на праве собственности, ни в пределах всего здания, представляющего собой многоквартирный жилой дом. В этой связи образование нового помещения N 36, расположенного за пределами и помещений, принадлежащих обществу, и за пределами всего здания, не свидетельствует об изменении уникальных характеристик магазина по признаку увеличения площади, поскольку дополнительно образовавшаяся площадь отделена от существовавших ранее помещений. По мнению кадастровой палаты, суд первой инстанции, ссылаясь на положения пункта 3.42 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37, безосновательно посчитал, что площадь пристройки подлежит учету в составе площади нежилого помещения, в то время как данная норма права говорит о необходимости учитывать пристройки разного назначения с основным зданием в качестве самостоятельных объектов недвижимости в составе жилого дома.
На основании изложенных доводов орган кадастрового учета просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Общество по тексту представленного в материалы дела отзыва возражало против доводов апелляционной жалобы. Решение суда считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене ввиду следующего.
Общество имеет на праве собственности магазин, назначение: нежилое, общая площадь 74,8 кв. м, этаж 1, номера на поэтажном плане: помещения 1-4, 32-35, адрес: г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 218, условный (кадастровый) номер 65:01:0000:64:401:001:001410680:0001:20050, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права 65 АА 090205 от 21.02.2013 (повторное).
В 2012-2013 годы общество произвело изменения витражной части магазина, в результате чего площадь помещения увеличилась с 74,8 кв. м до 80,5 кв. м. Полагая, что произведенные работы не затронули несущие конструкции и другие характеристики их надежности и безопасности и не превысили предельные параметры реконструкции, установленные градостроительным регламентом, а также считая, что вследствие проведенных работ изменилась конфигурация помещения, которая в силу пункта 2 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) требует внесения изменений в технический паспорт жилого помещения, общество 20.09.2013 обратилось в кадастровую палату с заявлением о государственном учете изменений объекта учета - магазина с приложением технического плана помещения и свидетельства о государственной регистрации права.
Решением от 17.10.2013 N 65/РКФ/13-20558 учреждение отказало в осуществлении государственного кадастрового учета помещения на основании пункта 2 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), указав, что представленный технический план по содержанию не соответствует требованиям к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 29.11.2010 N 583, а произведенная реконструкция помещения представляет собой изменение его конфигурации, следовательно, при проведении вышеуказанных работ необходимо изменение конфигурации объекта недвижимости - здания, частью которого является данное помещение.
Не согласившись с указанным решением, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что в результате произведенной реконструкции помещения магазина изменились его уникальные характеристики, и поскольку для изменения витражной части магазина не требовалось и не выдавалось разрешения на строительство, то данный объект, фактически являющийся пристройкой, должен учитываться в составе магазина, а не всего здания.
Апелляционная коллегия находит данные выводы суда ошибочными, исходя из следующего.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Законом N 221-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 1 названного Закона государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных, предусмотренных названным Федеральным законом, сведений о недвижимом имуществе.
Пунктом 6 части 1 статьи 7 указанного Закона предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости - о площади, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Согласно части 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица (часть 3 статьи 20 Закона N 221-ФЗ).
В силу пункта 3 части 1 статьи 22 Закона N 221-ФЗ в состав необходимых для кадастрового учета документов входит технический паспорт на объект или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Статья 41 этого же Закона определяет, что технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.
Форма технического плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки технического плана в отношении объектов недвижимости, а также требования к определению площади здания, сооружения или помещения устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (часть 10 статьи 41 Закона N 221-ФЗ).
Приказом Минэкономразвития РФ от 29.11.10 N 583 утверждены форма технического плана помещения и требования к подготовке технического плана помещения (далее - Требования N 583).
По правилам пункта 25 Требований N 583, в случае если в отношении здания (сооружения), в пределах которого расположено помещение, государственный кадастровый учет не осуществлен, вместо кадастрового номера здания (сооружения) указывается ранее присвоенный такому зданию (сооружению) инвентарный или условный номер, а в случае если такой номер отсутствует, в графе "3" соответствующей строки раздела "Характеристики помещения" проставляется знак " - " (прочерк).
В силу пункта 2 части 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату обращения общества с заявлением) орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Из материалов дела усматривается, что общество, осуществив реконструкцию здания магазина путем увеличения витрины на 5,7 кв. м, обратилось в орган кадастрового учета с заявлением об осуществлении государственного учета изменений объекта, находящегося в его собственности.
Учреждение, рассмотрев представленные вместе с заявлением документы, отказало в осуществлении государственного кадастрового учета помещения, сославшись на несоответствие технического плана Требованиям N 583, а также на необходимость учитывать произведенную реконструкцию в составе всего здания.
Оценив оспариваемый отказ в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ в совокупности с доказательствами, имеющимися в материалах дела, коллегия апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у кадастровой палаты имелись основания для принятия оспариваемого решения, которое не повлекло нарушения прав и законных интересов общества, исходя из следующего.
Анализ имеющегося в материалах дела технического плана помещения показывает, что в графе 3 строки 2 раздела "Характеристики помещения" данного технического плана указан кадастровый номер здания - многоквартирного жилого дома, в пределах которого, по мнению общества, расположено принадлежащее ему на праве собственности помещение магазина, площадь которого увеличилась с 74,8 кв. м до 80,5 кв. м.
Действительно, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 21.02.2013 серии 65АА номер 090205 обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимости - магазин, назначение нежилое, общая площадь 74,8, этаж 1, номера на поэтажном плане 1 эт. пом.1-4, 32-35, адрес (местонахождение) объекта: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, д. 218.
Сравнительный анализ технического плана помещения, представленного заявителем в орган кадастрового учета вместе с заявлением об учете изменений (том N 1 л.д. 18-19), и технического паспорта на многоквартирный жилой дом, расположенный в г. Южно-Сахалинске, по ул. Ленина, 218, на первом этаже которого расположен магазин, принадлежащий заявителю (том N 1 л.д. 139), показывает, что изменение площади магазина сложилось за счет увеличения витрины магазина в длину на 1,95 м.
Данные работы были произведены за пределами принадлежащих обществу помещений 1-4, 32-35 на 1 этаже здания, и вследствие данных работ образовалось сооружение, северная и восточная границы которого являются границами помещений N 4 и N 35, принадлежащих обществу, западная граница - это граница смежного собственника, а южная граница данного сооружения - это витрина магазина, продленная до фасада смежного собственника. Указанному сооружению на плане этажа (том N 1 л.д. 19) присвоен номер N 36.
Рассмотрев поэтажный план технического паспорта на здание многоквартирный дом, в пределах которого, как указано в техническом плане помещения, расположено помещение с кадастровым номером 65:01:0316002:253, коллегия установила, что помещения с номером 36 в объекте недвижимости, описанном в свидетельстве о государственной регистрации права, не содержится.
Материалами дела, в частности, заключением кадастрового инженера (том N 1 л.д. 18) и письмом Департамента архитектуры, градостроительства и землепользования администрации г. Южно-Сахалинска от 08.10.2013 N 6725-014/017 (том N 1 л.д. 126) подтверждается, что в результате произведенной реконструкции помещения магазина увеличилась его площадь за счет изменения витражной части магазина. Названные работы не затронули несущих конструкций помещения и других характеристик его надежности и безопасности, в связи с чем для их производства не требовалось и не выдавалось разрешения на строительство, и, как следствие, не требовалось оформления разрешения на ввод помещения в эксплуатацию.
Из объяснений представителя заявителя, приведенных в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, следует, что фактически каких-либо существенных изменений в конструкции помещения места не имело. По предложению администрации города ими была удлинена витрина магазина, выходящая на главную улицу города. По фасаду первого этажа жилого здания проходит витрина, разделявшаяся входными дверями в помещения с улицы. Заявителем витрина их магазина удлинена порядка на два метра, вследствие чего она была соединена с витриной соседнего магазина, а входная дверь встроена в продленную часть витрины.
Аналогичные пояснения дал и свидетель Тян Ча Манн, являющийся инженером-строителем, на основании исследования проектно-сметной документации и самого помещения. Данное лицо указало, что по фасаду первого этажа жилого здания по всей его длине проходит витрина, которая прерывалась входными дверями в то или иное помещение первого этажа. Общество продлило свою часть витрины до витрины соседнего помещения, встроив входную дверь магазина в эту продленную часть витрины. Никаких несущих конструкций помещения и другие его характеристики не затронуты.
Таким образом, установив из представленных в материалы дела документов, с учетом пояснений сторон, что помещение за номером 36 находится за пределами первого этажа, за пределами принадлежащего обществу магазина, и за пределами здания, то есть вне контура его капитальных наружных стен, а изменение конфигурации магазина путем увеличения витрины на 1,95 м не повлекло изменения технических или качественных характеристик объекта капитального строительства, коллегия апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что проведенные работы не связаны с изменением площади магазина, так как находятся за его границами, в связи с чем у заявителя отсутствовала необходимость в осуществлении учета изменений объекта недвижимости.
Делая указанный вывод, коллегия учитывает, что в силу положений Закона N 221-ФЗ правовым последствием кадастрового учета является подтверждение существования объекта недвижимости, права на который непосредственно у конкретного лица возникают и могут быть зарегистрированы по основаниям и в порядке, установленным законом.
В этой связи спорный учет изменений объекта недвижимости влечет увеличение площади магазина с 74,8 кв. м до 80,5 кв. м путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).
Между тем названный способ увеличения площади объекта недвижимости за счет площади, находящейся за границами магазина, противоречит требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), закрепляющего правило, в соответствии с которым строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство (часть 2 статьи 51 ГрК РФ).
С учетом изложенного орган кадастрового учета при вынесении оспариваемого решения обоснованно указал заявителю на то, что в разделе "Характеристики помещения" технического плана помещения общество указало кадастровый номер помещения и кадастровый номер здания - многоквартирного жилого дома, в пределах которого, по его мнению, расположено реконструированное помещение, тогда как фактически помещение N 36, образованное в результате реконструкции, никогда не располагалось ни в пределах магазина, состоящего из помещений 1-4, 32-35, ни в пределах здания.
Соответственно оспариваемое решение кадастровой палаты не противоречит требованиям закона, в связи с чем основания для признания его незаконным у суда первой инстанции отсутствовали.
Находя оспариваемое решение кадастровой палаты законным и обоснованным, судебная коллегия также исходит из того, что отсутствие государственного учета изменения характеристик объекта не повлекло нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку возможность использования здания магазина и осуществления предпринимательской деятельности не зависит от факта государственного учета изменений данного объекта недвижимости.
Остальные доводы лиц, участвующих в деле, в том числе касающиеся анализа понятий "перепланировка" и "реконструкция", а также необходимости рассматривать вновь образованное помещение N 36 в качестве пристройки, подлежащей учете в составе помещений магазина, а не многоквартирного жилого дома, не оцениваются как не влияющие на правильность разрешения настоящего спора.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции установлено отсутствие оснований для признания оспариваемого решения незаконным, основания для удовлетворения требований заявителя также отсутствовали. Соответственно при отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя основания для восстановления нарушенных прав и законных интересов общества также отсутствовали.
Согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 270 АПК РФ ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по госпошлине, уплаченной обществом при обращении в суд с заявлением, подлежат отнесению на заявителя.
Вопрос о распределении судебных расходов, связанных с рассмотрением апелляционной жалобы, коллегией не рассматривается, так как орган кадастрового учета освобожден от уплаты государственной пошлины в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 13.02.2014 по делу N А59-4929/2013 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Центральное" о признании незаконным решения филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Сахалинской области от 17.10.2013 N 65/РКФ/13-20558 об отказе в учете изменений объекта недвижимости и об обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости в сведения о нежилом помещении с кадастровым номером 65:01:0316002:253 отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.Н.АНИСИМОВА
Судьи
С.В.ГУЦАЛЮК
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.04.2014 N 05АП-3895/2014 ПО ДЕЛУ N А59-4929/2013
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2014 г. N 05АП-3895/2014
Дело N А59-4929/2013
Резолютивная часть постановления оглашена 21 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 апреля 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей С.В. Гуцалюк, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Сахалинской области,
апелляционное производство N 05АП-3895/2014
на решение от 13.02.2014
судьи В.Н. Джавашвили
по делу N А59-4929/2013 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центральное" (ИНН 6501103745, ОГРН 1026500518604, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 05.08.2002)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Сахалинской области (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 03.12.2002)
об оспаривании отказа в государственном кадастровом учете от 17.10.2013 N 65/РКФ/13-20558,
- при участии: стороны не явились, извещены;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Центральное" (далее - заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата, учреждение, орган кадастрового учета) в лице филиала по Сахалинской области от 17.10.2013 N 65/РКФ/13-20558 об отказе в государственном кадастровом учете помещения, расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 218, и об обязании учреждение внести изменения в государственный кадастр недвижимости в сведения о нежилом помещении с кадастровым номером 65:01:0316002:253.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 13.02.2014 заявленные требования удовлетворены, отказ кадастровой палаты признан незаконным, и на последнюю в целях восстановления нарушенного права возложена обязанность по осуществлению кадастрового учета изменений характеристик нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 218.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, учреждение обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд. Указывает, что у общества не было оснований для подачи заявления о кадастровом учете изменений объекта недвижимости, поскольку помещения за номером 36 до изменения витражной части магазина не существовало ни в пределах помещений, принадлежащих обществу на праве собственности, ни в пределах всего здания, представляющего собой многоквартирный жилой дом. В этой связи образование нового помещения N 36, расположенного за пределами и помещений, принадлежащих обществу, и за пределами всего здания, не свидетельствует об изменении уникальных характеристик магазина по признаку увеличения площади, поскольку дополнительно образовавшаяся площадь отделена от существовавших ранее помещений. По мнению кадастровой палаты, суд первой инстанции, ссылаясь на положения пункта 3.42 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37, безосновательно посчитал, что площадь пристройки подлежит учету в составе площади нежилого помещения, в то время как данная норма права говорит о необходимости учитывать пристройки разного назначения с основным зданием в качестве самостоятельных объектов недвижимости в составе жилого дома.
На основании изложенных доводов орган кадастрового учета просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Общество по тексту представленного в материалы дела отзыва возражало против доводов апелляционной жалобы. Решение суда считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене ввиду следующего.
Общество имеет на праве собственности магазин, назначение: нежилое, общая площадь 74,8 кв. м, этаж 1, номера на поэтажном плане: помещения 1-4, 32-35, адрес: г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 218, условный (кадастровый) номер 65:01:0000:64:401:001:001410680:0001:20050, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права 65 АА 090205 от 21.02.2013 (повторное).
В 2012-2013 годы общество произвело изменения витражной части магазина, в результате чего площадь помещения увеличилась с 74,8 кв. м до 80,5 кв. м. Полагая, что произведенные работы не затронули несущие конструкции и другие характеристики их надежности и безопасности и не превысили предельные параметры реконструкции, установленные градостроительным регламентом, а также считая, что вследствие проведенных работ изменилась конфигурация помещения, которая в силу пункта 2 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) требует внесения изменений в технический паспорт жилого помещения, общество 20.09.2013 обратилось в кадастровую палату с заявлением о государственном учете изменений объекта учета - магазина с приложением технического плана помещения и свидетельства о государственной регистрации права.
Решением от 17.10.2013 N 65/РКФ/13-20558 учреждение отказало в осуществлении государственного кадастрового учета помещения на основании пункта 2 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), указав, что представленный технический план по содержанию не соответствует требованиям к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 29.11.2010 N 583, а произведенная реконструкция помещения представляет собой изменение его конфигурации, следовательно, при проведении вышеуказанных работ необходимо изменение конфигурации объекта недвижимости - здания, частью которого является данное помещение.
Не согласившись с указанным решением, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что в результате произведенной реконструкции помещения магазина изменились его уникальные характеристики, и поскольку для изменения витражной части магазина не требовалось и не выдавалось разрешения на строительство, то данный объект, фактически являющийся пристройкой, должен учитываться в составе магазина, а не всего здания.
Апелляционная коллегия находит данные выводы суда ошибочными, исходя из следующего.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Законом N 221-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 1 названного Закона государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных, предусмотренных названным Федеральным законом, сведений о недвижимом имуществе.
Пунктом 6 части 1 статьи 7 указанного Закона предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости - о площади, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Согласно части 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица (часть 3 статьи 20 Закона N 221-ФЗ).
В силу пункта 3 части 1 статьи 22 Закона N 221-ФЗ в состав необходимых для кадастрового учета документов входит технический паспорт на объект или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Статья 41 этого же Закона определяет, что технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.
Форма технического плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки технического плана в отношении объектов недвижимости, а также требования к определению площади здания, сооружения или помещения устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (часть 10 статьи 41 Закона N 221-ФЗ).
Приказом Минэкономразвития РФ от 29.11.10 N 583 утверждены форма технического плана помещения и требования к подготовке технического плана помещения (далее - Требования N 583).
По правилам пункта 25 Требований N 583, в случае если в отношении здания (сооружения), в пределах которого расположено помещение, государственный кадастровый учет не осуществлен, вместо кадастрового номера здания (сооружения) указывается ранее присвоенный такому зданию (сооружению) инвентарный или условный номер, а в случае если такой номер отсутствует, в графе "3" соответствующей строки раздела "Характеристики помещения" проставляется знак " - " (прочерк).
В силу пункта 2 части 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату обращения общества с заявлением) орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Из материалов дела усматривается, что общество, осуществив реконструкцию здания магазина путем увеличения витрины на 5,7 кв. м, обратилось в орган кадастрового учета с заявлением об осуществлении государственного учета изменений объекта, находящегося в его собственности.
Учреждение, рассмотрев представленные вместе с заявлением документы, отказало в осуществлении государственного кадастрового учета помещения, сославшись на несоответствие технического плана Требованиям N 583, а также на необходимость учитывать произведенную реконструкцию в составе всего здания.
Оценив оспариваемый отказ в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ в совокупности с доказательствами, имеющимися в материалах дела, коллегия апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у кадастровой палаты имелись основания для принятия оспариваемого решения, которое не повлекло нарушения прав и законных интересов общества, исходя из следующего.
Анализ имеющегося в материалах дела технического плана помещения показывает, что в графе 3 строки 2 раздела "Характеристики помещения" данного технического плана указан кадастровый номер здания - многоквартирного жилого дома, в пределах которого, по мнению общества, расположено принадлежащее ему на праве собственности помещение магазина, площадь которого увеличилась с 74,8 кв. м до 80,5 кв. м.
Действительно, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 21.02.2013 серии 65АА номер 090205 обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимости - магазин, назначение нежилое, общая площадь 74,8, этаж 1, номера на поэтажном плане 1 эт. пом.1-4, 32-35, адрес (местонахождение) объекта: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, д. 218.
Сравнительный анализ технического плана помещения, представленного заявителем в орган кадастрового учета вместе с заявлением об учете изменений (том N 1 л.д. 18-19), и технического паспорта на многоквартирный жилой дом, расположенный в г. Южно-Сахалинске, по ул. Ленина, 218, на первом этаже которого расположен магазин, принадлежащий заявителю (том N 1 л.д. 139), показывает, что изменение площади магазина сложилось за счет увеличения витрины магазина в длину на 1,95 м.
Данные работы были произведены за пределами принадлежащих обществу помещений 1-4, 32-35 на 1 этаже здания, и вследствие данных работ образовалось сооружение, северная и восточная границы которого являются границами помещений N 4 и N 35, принадлежащих обществу, западная граница - это граница смежного собственника, а южная граница данного сооружения - это витрина магазина, продленная до фасада смежного собственника. Указанному сооружению на плане этажа (том N 1 л.д. 19) присвоен номер N 36.
Рассмотрев поэтажный план технического паспорта на здание многоквартирный дом, в пределах которого, как указано в техническом плане помещения, расположено помещение с кадастровым номером 65:01:0316002:253, коллегия установила, что помещения с номером 36 в объекте недвижимости, описанном в свидетельстве о государственной регистрации права, не содержится.
Материалами дела, в частности, заключением кадастрового инженера (том N 1 л.д. 18) и письмом Департамента архитектуры, градостроительства и землепользования администрации г. Южно-Сахалинска от 08.10.2013 N 6725-014/017 (том N 1 л.д. 126) подтверждается, что в результате произведенной реконструкции помещения магазина увеличилась его площадь за счет изменения витражной части магазина. Названные работы не затронули несущих конструкций помещения и других характеристик его надежности и безопасности, в связи с чем для их производства не требовалось и не выдавалось разрешения на строительство, и, как следствие, не требовалось оформления разрешения на ввод помещения в эксплуатацию.
Из объяснений представителя заявителя, приведенных в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, следует, что фактически каких-либо существенных изменений в конструкции помещения места не имело. По предложению администрации города ими была удлинена витрина магазина, выходящая на главную улицу города. По фасаду первого этажа жилого здания проходит витрина, разделявшаяся входными дверями в помещения с улицы. Заявителем витрина их магазина удлинена порядка на два метра, вследствие чего она была соединена с витриной соседнего магазина, а входная дверь встроена в продленную часть витрины.
Аналогичные пояснения дал и свидетель Тян Ча Манн, являющийся инженером-строителем, на основании исследования проектно-сметной документации и самого помещения. Данное лицо указало, что по фасаду первого этажа жилого здания по всей его длине проходит витрина, которая прерывалась входными дверями в то или иное помещение первого этажа. Общество продлило свою часть витрины до витрины соседнего помещения, встроив входную дверь магазина в эту продленную часть витрины. Никаких несущих конструкций помещения и другие его характеристики не затронуты.
Таким образом, установив из представленных в материалы дела документов, с учетом пояснений сторон, что помещение за номером 36 находится за пределами первого этажа, за пределами принадлежащего обществу магазина, и за пределами здания, то есть вне контура его капитальных наружных стен, а изменение конфигурации магазина путем увеличения витрины на 1,95 м не повлекло изменения технических или качественных характеристик объекта капитального строительства, коллегия апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что проведенные работы не связаны с изменением площади магазина, так как находятся за его границами, в связи с чем у заявителя отсутствовала необходимость в осуществлении учета изменений объекта недвижимости.
Делая указанный вывод, коллегия учитывает, что в силу положений Закона N 221-ФЗ правовым последствием кадастрового учета является подтверждение существования объекта недвижимости, права на который непосредственно у конкретного лица возникают и могут быть зарегистрированы по основаниям и в порядке, установленным законом.
В этой связи спорный учет изменений объекта недвижимости влечет увеличение площади магазина с 74,8 кв. м до 80,5 кв. м путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).
Между тем названный способ увеличения площади объекта недвижимости за счет площади, находящейся за границами магазина, противоречит требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), закрепляющего правило, в соответствии с которым строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство (часть 2 статьи 51 ГрК РФ).
С учетом изложенного орган кадастрового учета при вынесении оспариваемого решения обоснованно указал заявителю на то, что в разделе "Характеристики помещения" технического плана помещения общество указало кадастровый номер помещения и кадастровый номер здания - многоквартирного жилого дома, в пределах которого, по его мнению, расположено реконструированное помещение, тогда как фактически помещение N 36, образованное в результате реконструкции, никогда не располагалось ни в пределах магазина, состоящего из помещений 1-4, 32-35, ни в пределах здания.
Соответственно оспариваемое решение кадастровой палаты не противоречит требованиям закона, в связи с чем основания для признания его незаконным у суда первой инстанции отсутствовали.
Находя оспариваемое решение кадастровой палаты законным и обоснованным, судебная коллегия также исходит из того, что отсутствие государственного учета изменения характеристик объекта не повлекло нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку возможность использования здания магазина и осуществления предпринимательской деятельности не зависит от факта государственного учета изменений данного объекта недвижимости.
Остальные доводы лиц, участвующих в деле, в том числе касающиеся анализа понятий "перепланировка" и "реконструкция", а также необходимости рассматривать вновь образованное помещение N 36 в качестве пристройки, подлежащей учете в составе помещений магазина, а не многоквартирного жилого дома, не оцениваются как не влияющие на правильность разрешения настоящего спора.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции установлено отсутствие оснований для признания оспариваемого решения незаконным, основания для удовлетворения требований заявителя также отсутствовали. Соответственно при отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя основания для восстановления нарушенных прав и законных интересов общества также отсутствовали.
Согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 270 АПК РФ ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по госпошлине, уплаченной обществом при обращении в суд с заявлением, подлежат отнесению на заявителя.
Вопрос о распределении судебных расходов, связанных с рассмотрением апелляционной жалобы, коллегией не рассматривается, так как орган кадастрового учета освобожден от уплаты государственной пошлины в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 13.02.2014 по делу N А59-4929/2013 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Центральное" о признании незаконным решения филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Сахалинской области от 17.10.2013 N 65/РКФ/13-20558 об отказе в учете изменений объекта недвижимости и об обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости в сведения о нежилом помещении с кадастровым номером 65:01:0316002:253 отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.Н.АНИСИМОВА
Судьи
С.В.ГУЦАЛЮК
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)