Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю., судей Власовой М.Г., Шпачевой Т.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Районная управляющая компания" Ноговицыной О.Н. (доверенность от 01.01.2014), рассмотрев 09.04.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Районная управляющая компания" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.09.2013 (судья Корепин С.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2013 (судьи Шумилова Л.Ф., Козлова С.В., Писарева О.Г.) по делу N А13-6984/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Районная управляющая компания", место нахождения: 162600, Вологодская область, город Череповец, Красная улица, дом 4, ОГРН 1083536000393 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к администрации Череповецкого муниципального района, место нахождения: 162612, Вологодская область, город Череповец, Первомайская улица, дом 58, ОГРН 1023502294947 (далее - Администрация района), о взыскании с ответчика 28 034 руб. 51 коп. задолженности за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов и коммунальные услуги.
Определением суда первой инстанции от 02.07.2013 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Указанным определением от 02.07.2013 суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию Мяксинского сельского поселения, место нахождения: 162646, Вологодская область, Череповецкий район, село Мякса, улица 70 лет Октября, дом 3, ОГРН 1053500558980 (далее - Администрация сельского поселения).
Определением от 26.08.2013 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства в порядке части 5 статьи 227 АПК РФ.
Решением суда первой инстанции от 30.09.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.12.2013, в удовлетворении исковых требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить исковые требования.
Податель жалобы считает незаконными и необоснованными решение от 30.09.2013 и постановление от 11.12.2013, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм процессуального и материального права, а также на несоответствие выводов обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам.
Общество полагает неприемлемым ссылку в обжалуемых судебных актах на правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 11.06.2013 N 15066/12 (далее - Постановление N 15066/12). По мнению Общества, рассмотренное ВАС РФ дело и данное дело не аналогичны в связи с различием установленных в них обстоятельств.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Ответчик и третье лицо о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для ее рассмотрения в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, 01.08.2008 Общество (управляющий) и собственники жилых помещений домов 4, 5 и 6, расположенных по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, село Мякса, улица 70 лет Октября (в том числе Администрация сельского поселения) заключили договоры управления многоквартирными домами (между управляющей компанией и собственниками помещений).
В соответствии с данными договорами управления Общество принимает на себя обязанности по содержанию и ремонту общего имущества указанных многоквартирных домов, а также по обеспечению предоставления в жилые помещения коммунальных услуг. Собственники обязуются вносить плату за жилищные и коммунальные услуги на расчетный счет или в кассу Общества (пункты 3.3.2 и 4.4 договоров управления).
Помимо перечисленного Общество обязано контролировать своевременное внесение собственниками помещений установленных обязательных платежей и взносов (абзац четвертый пункта 3.1.1 договоров управления).
Размер платы за коммунальные услуги определяется в соответствии с тарифными ставками и нормативами потребления, установленными в Мяксинском сельском поселении; размер платы за содержание и ремонту общего имущества устанавливается ежегодно на общем собрании собственников помещений с учетом предложений управляющего, а в случае неустановления на общем собрании - постановлением Администрации сельского поселения (пункты 4.2 и 4.3 договоров управления).
Администрация сельского поселения, действующая от имени собственника жилых помещений (Администрация района) на основании договора передачи в пользование муниципального жилищного фонда от 11.01.2006 N 01-Ж, в качестве наймодателя заключила с физическими лицами (нанимателями) следующие договоры социального найма: от 19.03.2008 N 38 с Васильевой Е.В. на квартиру N 3 в доме N 6 по улице 70 лет Октября села Мякса; от 01.12.2006 N 29 с Ганичевой Г.В. на квартиру N 7 в доме N 5 по улице 70 лет Октября села Мякса; от 01.12.2006 N 24 с Коноваловым П.В. на квартиру N 12 в доме N 4 по улице 70 лет Октября села Мякса, от 09.06.2007 N 34 с Ананичевой С.К. на квартиру N 21 в доме N 5 по улице 70 лет Октября села Мякса; а также от 01.12.2006 N 3 с Сидоровой М.П. на квартиру в доме N 5 по улице Батюшкова села Мякса.
Одновременно к указанным договорам социального найма наймодателем и нанимателями были подписаны дополнительные соглашения, согласно пункту 3 которых наниматели вносят плату за содержание и ремонт жилых помещений, а также плату за коммунальные услуги на расчетный счет или в кассу управляющей организации (Общества).
Согласно представленного в материалы дела расчету просроченной задолженности по спорному договору следует, что данная задолженность возникла в связи с несвоевременной оплатой нанимателями жилых помещений коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту помещений.
Разногласия сторон касаются того, на кого - Администрацию района как собственника муниципального жилищного фонда или нанимателей жилых помещений должна быть возложена обязанность по внесению платежей за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления или управомоченные ими лица несут расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке.
Частью 1 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения включает в себя плату за наем; плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту; плату за коммунальные услуги.
Обязанность по своевременному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги нанимателями жилых помещений по договору социального найма предусмотрена пунктом 5 части 3 статьи 67 ЖК РФ. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 153 ЖК РФ такая обязанность возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
Таким образом, жилищное законодательство Российской Федерации устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи непосредственно управляющей организации в случае, если ею осуществляется управление жилым домом. Органы местного самоуправления несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда. Подобная правовая позиция изложена в Постановлении N 15066/12.
Согласно правовой позиции, изложенной в данном постановлении, требование о взыскании названных расходов с собственника фактически направлено на освобождение физических лиц (нанимателей), проживающих в жилом доме, от внесения платы за занимаемые ими помещения, что жилищным законодательством не предусмотрено.
Общество в обоснование своей позиции ссылается на то, что договорами управления предусмотрено, что именно собственник вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги, полагая тем самым, что указанными договорами не изменено общее правило о возложении бремени содержания жилого помещения на собственника.
Вопрос о том, в каких случаях собственник помещения в лице администраций муниципальных образований должен оплачивать жилые помещения, в которых проживают по договорам социального найма граждане, рассматривается на Президиуме ВАС РФ по делу N А13-6157/2012.
На заседании Президиума, состоявшемся 19.11.2013, оглашена резолютивная часть постановления, однако полный текст постановления по названному делу не опубликован на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Согласно пункту 61.9 главы 12 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, утвержденного постановлением Пленума ВАС РФ от 05.06.1996 N 7 (с учетом дополнений, внесенных постановлением Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 62), постановление Президиума ВАС РФ подлежит опубликованию в журнале "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и размещается на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
При этом со дня размещения постановления Президиума ВАС РФ в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, на положениях которого основано данное постановление, для арбитражных судов считается определенной (пункт 5.1 постановления Пленума ВАС РФ от 12.03.2007 N 17 в редакции постановления Пленума ВАС РФ от 14.02.2008 N 14).
Суд кассационной инстанции полагает, что производство по настоящей кассационной жалобе подлежит приостановлению до размещения постановления Президиума ВАС РФ по делу N А13-6157/2012 в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 143, статьями 145, 147, 184 - 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
определил:
приостановить производство по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Районная управляющая компания" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.09.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2013 по делу N А13-6984/2013 до размещения постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N А13-6157/2012 в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Определение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение одного месяца.
Председательствующий
О.Ю.НЕФЕДОВА
Судьи
М.Г.ВЛАСОВА
Т.В.ШПАЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 10.04.2014 ПО ДЕЛУ N А13-6984/2013
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 апреля 2014 г. по делу N А13-6984/2013
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю., судей Власовой М.Г., Шпачевой Т.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Районная управляющая компания" Ноговицыной О.Н. (доверенность от 01.01.2014), рассмотрев 09.04.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Районная управляющая компания" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.09.2013 (судья Корепин С.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2013 (судьи Шумилова Л.Ф., Козлова С.В., Писарева О.Г.) по делу N А13-6984/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Районная управляющая компания", место нахождения: 162600, Вологодская область, город Череповец, Красная улица, дом 4, ОГРН 1083536000393 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к администрации Череповецкого муниципального района, место нахождения: 162612, Вологодская область, город Череповец, Первомайская улица, дом 58, ОГРН 1023502294947 (далее - Администрация района), о взыскании с ответчика 28 034 руб. 51 коп. задолженности за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов и коммунальные услуги.
Определением суда первой инстанции от 02.07.2013 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Указанным определением от 02.07.2013 суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию Мяксинского сельского поселения, место нахождения: 162646, Вологодская область, Череповецкий район, село Мякса, улица 70 лет Октября, дом 3, ОГРН 1053500558980 (далее - Администрация сельского поселения).
Определением от 26.08.2013 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства в порядке части 5 статьи 227 АПК РФ.
Решением суда первой инстанции от 30.09.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.12.2013, в удовлетворении исковых требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить исковые требования.
Податель жалобы считает незаконными и необоснованными решение от 30.09.2013 и постановление от 11.12.2013, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм процессуального и материального права, а также на несоответствие выводов обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам.
Общество полагает неприемлемым ссылку в обжалуемых судебных актах на правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 11.06.2013 N 15066/12 (далее - Постановление N 15066/12). По мнению Общества, рассмотренное ВАС РФ дело и данное дело не аналогичны в связи с различием установленных в них обстоятельств.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Ответчик и третье лицо о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для ее рассмотрения в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, 01.08.2008 Общество (управляющий) и собственники жилых помещений домов 4, 5 и 6, расположенных по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, село Мякса, улица 70 лет Октября (в том числе Администрация сельского поселения) заключили договоры управления многоквартирными домами (между управляющей компанией и собственниками помещений).
В соответствии с данными договорами управления Общество принимает на себя обязанности по содержанию и ремонту общего имущества указанных многоквартирных домов, а также по обеспечению предоставления в жилые помещения коммунальных услуг. Собственники обязуются вносить плату за жилищные и коммунальные услуги на расчетный счет или в кассу Общества (пункты 3.3.2 и 4.4 договоров управления).
Помимо перечисленного Общество обязано контролировать своевременное внесение собственниками помещений установленных обязательных платежей и взносов (абзац четвертый пункта 3.1.1 договоров управления).
Размер платы за коммунальные услуги определяется в соответствии с тарифными ставками и нормативами потребления, установленными в Мяксинском сельском поселении; размер платы за содержание и ремонту общего имущества устанавливается ежегодно на общем собрании собственников помещений с учетом предложений управляющего, а в случае неустановления на общем собрании - постановлением Администрации сельского поселения (пункты 4.2 и 4.3 договоров управления).
Администрация сельского поселения, действующая от имени собственника жилых помещений (Администрация района) на основании договора передачи в пользование муниципального жилищного фонда от 11.01.2006 N 01-Ж, в качестве наймодателя заключила с физическими лицами (нанимателями) следующие договоры социального найма: от 19.03.2008 N 38 с Васильевой Е.В. на квартиру N 3 в доме N 6 по улице 70 лет Октября села Мякса; от 01.12.2006 N 29 с Ганичевой Г.В. на квартиру N 7 в доме N 5 по улице 70 лет Октября села Мякса; от 01.12.2006 N 24 с Коноваловым П.В. на квартиру N 12 в доме N 4 по улице 70 лет Октября села Мякса, от 09.06.2007 N 34 с Ананичевой С.К. на квартиру N 21 в доме N 5 по улице 70 лет Октября села Мякса; а также от 01.12.2006 N 3 с Сидоровой М.П. на квартиру в доме N 5 по улице Батюшкова села Мякса.
Одновременно к указанным договорам социального найма наймодателем и нанимателями были подписаны дополнительные соглашения, согласно пункту 3 которых наниматели вносят плату за содержание и ремонт жилых помещений, а также плату за коммунальные услуги на расчетный счет или в кассу управляющей организации (Общества).
Согласно представленного в материалы дела расчету просроченной задолженности по спорному договору следует, что данная задолженность возникла в связи с несвоевременной оплатой нанимателями жилых помещений коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту помещений.
Разногласия сторон касаются того, на кого - Администрацию района как собственника муниципального жилищного фонда или нанимателей жилых помещений должна быть возложена обязанность по внесению платежей за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления или управомоченные ими лица несут расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке.
Частью 1 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения включает в себя плату за наем; плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту; плату за коммунальные услуги.
Обязанность по своевременному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги нанимателями жилых помещений по договору социального найма предусмотрена пунктом 5 части 3 статьи 67 ЖК РФ. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 153 ЖК РФ такая обязанность возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
Таким образом, жилищное законодательство Российской Федерации устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи непосредственно управляющей организации в случае, если ею осуществляется управление жилым домом. Органы местного самоуправления несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда. Подобная правовая позиция изложена в Постановлении N 15066/12.
Согласно правовой позиции, изложенной в данном постановлении, требование о взыскании названных расходов с собственника фактически направлено на освобождение физических лиц (нанимателей), проживающих в жилом доме, от внесения платы за занимаемые ими помещения, что жилищным законодательством не предусмотрено.
Общество в обоснование своей позиции ссылается на то, что договорами управления предусмотрено, что именно собственник вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги, полагая тем самым, что указанными договорами не изменено общее правило о возложении бремени содержания жилого помещения на собственника.
Вопрос о том, в каких случаях собственник помещения в лице администраций муниципальных образований должен оплачивать жилые помещения, в которых проживают по договорам социального найма граждане, рассматривается на Президиуме ВАС РФ по делу N А13-6157/2012.
На заседании Президиума, состоявшемся 19.11.2013, оглашена резолютивная часть постановления, однако полный текст постановления по названному делу не опубликован на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Согласно пункту 61.9 главы 12 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, утвержденного постановлением Пленума ВАС РФ от 05.06.1996 N 7 (с учетом дополнений, внесенных постановлением Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 62), постановление Президиума ВАС РФ подлежит опубликованию в журнале "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и размещается на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
При этом со дня размещения постановления Президиума ВАС РФ в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, на положениях которого основано данное постановление, для арбитражных судов считается определенной (пункт 5.1 постановления Пленума ВАС РФ от 12.03.2007 N 17 в редакции постановления Пленума ВАС РФ от 14.02.2008 N 14).
Суд кассационной инстанции полагает, что производство по настоящей кассационной жалобе подлежит приостановлению до размещения постановления Президиума ВАС РФ по делу N А13-6157/2012 в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 143, статьями 145, 147, 184 - 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
определил:
приостановить производство по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Районная управляющая компания" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.09.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2013 по делу N А13-6984/2013 до размещения постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N А13-6157/2012 в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Определение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение одного месяца.
Председательствующий
О.Ю.НЕФЕДОВА
Судьи
М.Г.ВЛАСОВА
Т.В.ШПАЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)