Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Горбик В.М., Сериковой И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Евстегнеевой Е.В.,
при участии:
от истца (заявителя): Кислова О.С. (доверенность от 23.09.2013 г.)
от ответчика (должника): Козак В.В. (доверенность от 18.04.2013 г.)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5976/2014) Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Сиверский" МО "Гатчинский район" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.01.2014 по делу N А56-45656/2013 (судья Швецова Н.П.), принятое
по иску Государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства "Сиверский" МО "Гатчинский район"
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора теплоснабжения,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (ОГРН 1027810310274) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства "Сиверский" МО "Гатчинский район" (ОГРН 1054700285683) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора теплоснабжения N 50006 от 22.11.2012, в котором просило принять спорные пункты в редакции ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга".
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Сиверский" МО "Гатчинский район" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области со встречным исковым заявлением к Государственному унитарному предприятию "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора теплоснабжения N 50006 от 22.11.2012, в котором просило принять спорные пункты в редакции МУП ЖКХ "Сиверский" МО "Гатчинский район".
Определением суда от 09.12.2013 встречное исковое заявление Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Сиверский" МО "Гатчинский район" к Государственному унитарному предприятию "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" принято к производству для совместного рассмотрения с первоначальным иском.
Решением от 20.01.2014 г. иск ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" удовлетворен; в удовлетворении встречного иска МУП ЖКХ "Сиверский" МО "Гатчинский район" отказано.
В апелляционной жалобе, поданной МУП ЖКХ "Сиверский" МО "Гатчинский район", ответчик просит решение отменить, оспаривая п. 3.3.4, п. п. 1.1, 1.11, 1.12, 1.14 приложения N 5, п. п. 1.2, 1.4 приложения N 6, принятые судом в редакции ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга".
В судебном заседании представитель МУП ЖКХ "Сиверский" МО "Гатчинский район" апелляционную жалобу поддержал, доводы жалобы подтвердил, представитель ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" возражала против удовлетворения жалобы.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" осуществляет теплоснабжение многоквартирных жилых домов, управление которыми осуществляет Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Сиверский".
МУП ЖКХ "Сиверский" является исполнителем коммунальных услуг и приобретает коммунальные ресурсы, необходимые для содержания и обслуживания данных жилых домов.
Ответчику был направлен проект договора теплоснабжения N 50006 от 22.11.2012. Ответчик, не согласившись с условиями договора, направил в адрес истца протокол разногласий к договору от 22.11.2012.
Истцом в ответ на протокол разногласий к договору подготовлен и направлен протокол согласования разногласий от 27.12.2012.
В ответ на протокол согласования разногласий от 27.12.2012 к договору ответчиком направлены разногласия от 27.05.2013 к протоколу согласования разногласий от 27.12.2012.
Поскольку стороны не достигли согласия по условиям договора теплоснабжения N 50006 от 22.11.2012, ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно статье 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Суд первой инстанции урегулировал разногласия сторон, исходя из спорных условий, предложенных энергоснабжающей организацией.
П. 2.2. принят в следующей редакции:
"2.2. Ориентировочное потребление тепловой энергии Абонентом в годовой период и ориентировочный расчет теплоотпуска с учетом тепловых потерь на тепловых сетях Абонента определены в Приложении N 2 к настоящему Договору".
П. 3.3.4 принят в следующей редакции:
"3.3.4. Иметь предусмотренные действующими нормативно-правовыми актами исполнительные чертежи и паспорта всех находящихся в ведении Абонента тепловых сетей и теплопотребляющих установок".
Раздел 6 принят в следующей редакции:
"Приложение N 1 - Акт о подключенных тепловых нагрузках
Приложение N 2 - Ориентировочный расчет теплоотпуска (по месяцам) с учетом потерь и стоимости тепловой энергии и подключенной нагрузки
Приложение N 3 Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности
Приложение N 4 - Температурный график источника
Приложение N 5 - Порядок учета и расчета потребляемой тепловой энергии Приложение N 5.1 - Форма отчета Абонента
Приложение N 6 - Порядок расчетов
Приложение N 6.1. - Форма акта сверки
Приложение N 7 - Перечень должностных лиц".
П. 1.1. Приложения N 5 Порядок учета и расчета потребляемой тепловой энергии принят в следующей редакции:
"1.1. Количество тепловой энергии с учетом тепловых потерь на тепловых сетях Абонента, потребленное Абонентом за расчетный период, определяется по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и теплоносителя в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя".
П. 1.7. Приложения N 5 Порядка учета и расчета потребляемой тепловой энергии принят в следующей редакции:
"При наличии коллективных (общедомовых) приборов учета Абонент снимает показания приборов учета в период с 23 по 25 число расчетного месяца, предоставляет в Ресурсоснабжающую организацию отчет о теплопотреблении за расчетный месяц по установленной действующими нормативно-правовыми актами форме (с приложением часовых и суточных архивов в электронном виде, диаграмм или отчетов)".
П. 1.11. Приложения N 5 Порядок учета и расчета потребляемой тепловой энергии принят в следующей редакции:
"В случаях предусмотренных правилами оказания коммунальных услуг и/или иными нормативно-правовыми актами, количество потребляемой тепловой энергии определяется по договорной нагрузке и по фактическому времени теплопотребления с корректировкой по фактическому режиму работы источника".
П. 1.12. Приложения N 5 Порядок учета и расчета потребляемой тепловой энергии принят в следующей редакции:
"1.12. В случаях, предусмотренных п. 1.9. настоящего Порядка, в целях определения количества потребленной тепловой энергии Энергоснабжающая организация использует данные, предоставленные Абонентом в порядке, предусмотренном п. 1.8. настоящего Порядка.
При неисполнении Абонентом обязанности, предусмотренной п. 1.8. настоящего Порядка, при предоставлении неполной или недостоверной информации об исходных данных для расчета количества потребленной энергии, при нарушении сроков предоставления отчета использованию подлежат данные, предоставленные Энергоснабжающей организации Расчетным центром, а при их отсутствии - данные последнего предоставленного Абонентом отчета".
П. 1.14. Приложения N 5 Порядок учета и расчета потребляемой тепловой энергии принят в следующей редакции:
"1.14. В соответствии с пунктом 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Энергоснабжающая организация при выявлении фактов невыполнения Абонентом обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и теплоносителя и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления обязана приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на Абонента.
Абонент обязан обеспечить допуск Энергоснабжающей организации к приборам учета и оплатить расходы Энергоснабжающей организации на эксплуатацию приборов учета, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные Энергоснабжающей организацией расходы, связанные с необходимостью их принудительного взыскания с Абонента".
П. 1.2. Приложения N 6 Порядок расчетов принять принят в следующей редакции:
"В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" при нарушении режима потребления тепловой энергии или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя в случае обязательности этого учета в соответствии с федеральными законами применяются установленные органами регулирования повышающие коэффициенты к тарифам в сфере теплоснабжения."
П. 1.4. Приложения N 6 принят в следующей редакции:
"1.4. Абонент в срок до 15 (пятнадцатого) числа месяца, следующего за расчетным, обязан подписать и возвратить Энергоснабжающей организации один экземпляр акта поданной-принятой энергии либо в случае несогласия с количеством и стоимостью потребленной в расчетном месяце тепловой энергии предоставить свои обоснованные возражения с приложением подтверждающих документов. При не получении Абонентом акта поданной-принятой энергии и счета-фактуры в сроки, установленные п. 1.3. настоящего Порядка, либо не предоставлении в указанный в настоящем пункте срок возражений количество и стоимость тепловой энергии считаются принятыми и согласованными Абонентом в полном объеме и подлежат оплате".
П. 1.5. Приложения N 6 Порядок расчетов принят в следующей редакции: "1.5. Энергоснабжающая организация в срок до 15 (Пятнадцатого) числа месяца, следующего за расчетным, выставляет в банк Абонента акцептно-платежное требование за потребленную в расчетном месяце тепловую энергию".
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
П. 3.3.4.
Редакция ГУП "ТЭК СПб": "Иметь предусмотренные действующими нормативно-правовыми актами исполнительные чертежи и паспорта всех находящихся в ведении Абонента тепловых сетей и теплопотребляющих установок".
Редакция Абонента: Дополнить пункт словами: "Иметь предусмотренные действующими нормативно-правовыми актами исполнительные чертежи и паспорта всех находящихся в ведении Абонента тепловых сетей и теплопотребляющих установок отраженные в технических паспортах многоквартирных жилых домов".
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 определен перечень документов, связанных с управлением многоквартирного дома, который является открытым.
В соответствии с п. 2.8 Приказа Минэнерго РФ от 24.03.2003 г. N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" при эксплуатации тепловых энергоустановок хранятся и используются в работе исполнительные чертежи тепловых энергоустановок и тепловых сетей.
Действующим законодательством перечень документов, которые необходимы для надлежащей эксплуатации не ограничивается только технической документацией в виде технического паспорта многоквартирного дома.
Технический паспорт - это информационно-справочный документ, показывающий фактическое состояние жилья.
Таким образом, данный пункт соответствует нормам законодательства, так как перечень документов, связанных с управлением многоквартирного дома, является открытым, следовательно, необходимо принять в редакции ГУП "ТЭК СПб": "3.3.4. Иметь предусмотренные действующими нормативно-правовыми актами исполнительные чертежи и паспорта всех находящихся в ведении Абонента тепловых сетей и теплопотребляющих установок".
По п. 1.1. Приложения N 5 Порядок учета и расчета потребляемой тепловой энергии
Редакция ГУП "ТЭК СПб": "Количество тепловой энергии с учетом тепловых потерь на тепловых сетях Абонента, потребленное Абонентом за расчетный период, определяется по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и теплоносителя в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя".
Редакция Абонента: "В случаях предусмотренных правилами оказания коммунальных услуг и/или иными НПА, количество потребляемой тепловой энергии на отопление определяется по утвержденному нормативу и по фактическому времени потребления с корректировкой по фактическому режиму работы источника".
В соответствии с п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Условиями договоров теплоснабжения, заключенных между ГУП "ТЭК СПб" и управляющими организациями (далее - "УО") предусматривается, что определение количества потребленной тепловой энергии осуществляется в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя (утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 г. N Вк-4936, далее - "Правила учета").
В соответствии с указанными Правилами учета количество потребленной тепловой энергии определяется либо по показаниям приборов учета тепловой энергии (далее - "УУТЭ"), либо в отсутствие УУТЭ или ненадлежащего исполнения УО обязанностей, предусмотренных разделом 9 Правил учета, расчетным методом.
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 09.06.2009 N 525/09 установил, что под расчетным методом в отношении УО при осуществлении взаиморасчетов следует понимать порядок определения количества потребленной тепловой энергии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, далее - "Правила N 307").
Порядок определения стоимости коммунальных услуг исходя из нормативов потребления коммунальных услуг в настоящее время урегулирован положениями указанных Правил N 124, Правил N 307, Правил N 354 и Жилищного кодекса РФ.
Учет показаний индивидуальных приборов учета, при наличии общедомового узла учета, а также корректировка по фактическому режиму работы источника не предусмотрено действующим законодательством.
Данный вывод подтверждается Постановлениями ФАС СЗО от 26.10.2011 N А56-91733/2009, от 08.06.2012 N А56-42230/2011.
Таким образом, данный пункт соответствует действующему законодательству, а именно ст. 544 ГК РФ, а также разделу 9 Правил учета, следовательно необходимо принять в редакции ГУП "ТЭК СПб": "1.1. Количество тепловой энергии с учетом тепловых потерь на тепловых сетях Абонента, потребленное Абонентом за расчетный период, определяется по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и теплоносителя в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя".
По п. 1.12. Приложения N 5
Редакция ГУП "ТЭК СПб": "В случаях, предусмотренных п. 1.9. настоящего Порядка, в целях определения количества потребленной тепловой энергии Энергоснабжающая организация использует данные, предоставленные Абонентом в порядке, предусмотренном п. 1.8. настоящего Порядка.
При неисполнении Абонентом обязанности, предусмотренной п. 1.8. настоящего Порядка, при предоставлении неполной или недостоверной информации об исходных данных для расчета количества потребленной энергии, при нарушении сроков предоставления отчета использованию подлежат данные, предоставленные Энергоснабжающей организации Расчетным центром, а при их отсутствии - данные последнего предоставленного Абонентом отчета".
Редакция Абонента: "В случаях, предусмотренных п. 1.8. настоящего порядка, в целях определения количества потребленной тепловой энергии Энергоснабжающая организация использует данные, предоставленные Абонентом в порядке, предусмотренном п. 1.8. настоящего порядка. При неисполнении Абонентом обязанности, предусмотренной п. 1.8. настоящего порядка, при предоставлении неполной или недостоверной информации об исходных данных для расчета количества потребленной энергии, расчеты производятся исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода".
В соответствии с п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Условиями договоров теплоснабжения, заключенных между ГУП "ТЭК СПб" и управляющими организациями (далее - "УО") предусматривается, что определение количества потребленной тепловой энергии осуществляется в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя (утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 г. N Вк-4936, далее - "Правила учета"). Кроме того, 18.11.2013 г. были утверждены новые Правила коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя (Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 г. N 1034).
В соответствии с указанными Правилами учета количество потребленной тепловой энергии определяется либо по показаниям приборов учета тепловой энергии (далее - "УУТЭ"), либо в отсутствие УУТЭ или ненадлежащего исполнения УО обязанностей, предусмотренных разделом 9 Правил учета, расчетным методом.
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 09.06.2009 N 525/09 установил, что под расчетным методом в отношении УО при осуществлении взаиморасчетов следует понимать порядок определения количества потребленной тепловой энергии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, далее - "Правила N 307").
Указанная позиция Президиума ВАС РФ впоследствии была закреплена в нормативно-правовых актах, вступивших в законную силу в 2012 г., а именно в Правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 г. N 124, далее - Правила N 124) и Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, далее - "Правила N 354").
Порядок определения стоимости коммунальных услуг исходя из нормативов потребления коммунальных услуг в настоящее время урегулирован положениями указанных Правил N 124, Правил N 307, Правил N 354 и Жилищного кодекса РФ.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Нормами Правил N 124, Правил N 307, Правил N 354 установлены формулы для определения количества коммунального ресурса, в соответствии с которыми для осуществления расчетов исходя из нормативов потребления коммунальных услуг используются такие данные как количество зарегистрированных и временно проживающих граждан, площади всех жилых и нежилых помещений, в том числе площади мест общего пользования, количество квартир в которых установлены и не установлены индивидуальные приборы учета (далее - "Исходный данные").
Таким образом, поскольку действующим законодательством РФ предусмотрено использование в расчетах между ресурсоснабжающими организациями (далее - "РСО") и УО способа расчетов исходя из нормативов потребления коммунальных услуг при отсутствии УУТЭ, РСО обязана при осуществлении расчетов использовать вышеуказанные Исходные данные в отношении многоквартирных жилых домов (далее - "МКД"), снабжаемых тепловой энергией.
Следовательно, данный пункт необходимо принять в редакции ГУП "ТЭК СПб": "1.12. В случаях, предусмотренных п. 1.9. настоящего Порядка, в целях определения количества потребленной тепловой энергии Энергоснабжающая организация использует данные, предоставленные Абонентом в порядке, предусмотренном п. 1.8. настоящего Порядка.
При неисполнении Абонентом обязанности, предусмотренной п. 1.8. настоящего Порядка, при предоставлении неполной или недостоверной информации об исходных данных для расчета количества потребленной энергии, при нарушении сроков предоставления отчета использованию подлежат данные, предоставленные Энергоснабжающей организации Расчетным центром, а при их отсутствии - данные последнего предоставленного Абонентом отчета".
По п. 1.14.
Редакция ГУП "ТЭК СПб": "В соответствии с пунктом 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Энергоснабжающая организация при выявлении фактов невыполнения Абонентом обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и теплоносителя и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления обязана приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на Абонента. Абонент обязан обеспечить допуск Энергоснабжающей организации к приборам учета и оплатить расходы Энергоснабжающей организации на эксплуатацию приборов учета, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные Энергоснабжающей организацией расходы, связанные с необходимостью их принудительного взыскания с Абонента".
Редакция Абонента: исключить.
В соответствии с пунктом 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Энергоснабжающая организация при выявлении фактов невыполнения Абонентом обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и теплоносителя и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления обязана приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на Абонента. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Согласно ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг, гражданам, проживающим в таком доме.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества) в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. Согласно п. 30 данных Правил содержание общего имущества обеспечивается за счет собственных средств собственников помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 внесены изменения в Правила содержания общего имущества, устанавливающие, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем, в том числе соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (подпункт "ж" пункта 10 Правил содержания общего имущества).
Следовательно, Абонент обязан обеспечить допуск Энергоснабжающей организации к приборам учета и оплатить расходы Энергоснабжающей организации на эксплуатацию приборов учета, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные Энергоснабжающей организацией расходы, связанные с необходимостью их принудительного взыскания с Абонента.
Таким образом, данный пункт необходимо принять в редакции ГУП "ТЭК СПб": "1.14. В соответствии с пунктом 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Энергоснабжающая организация при выявлении фактов невыполнения Абонентом обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и теплоносителя и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления обязана приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на Абонента.
Абонент обязан обеспечить допуск Энергоснабжающей организации к приборам учета и оплатить расходы Энергоснабжающей организации на эксплуатацию приборов учета, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные Энергоснабжающей организацией расходы, связанные с необходимостью их принудительного взыскания с Абонента".
П. 1.2. Приложения N 6
Редакция ГУП "ТЭК СПб": "В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" при нарушении режима потребления тепловой энергии или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя в случае обязательности этого учета в соответствии с федеральными законами применяются установленные органами регулирования повышающие коэффициенты к тарифам в сфере теплоснабжения".
Редакция Абонента: Исключить.
В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" при нарушении режима потребления тепловой энергии или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя в случае обязательности этого учета в соответствии с федеральными законами применяются
установленные органами регулирования повышающие коэффициенты к тарифам в сфере теплоснабжения.
Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2013 г. N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" установлено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды, тепловой энергии (при наличии технической возможности установки таких приборов учета), а также по истечении указанного в пункте 59.1 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке оснащение и (или) введение в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета используемого коммунального ресурса, плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Таким образом, данный пункт является прямым указанием законодательства, следовательно, его необходимо принять в редакции ГУП "ТЭК СПб": "В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" при нарушении режима потребления тепловой энергии или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя в случае обязательности этого учета в соответствии с федеральными законами применяются установленные органами регулирования повышающие коэффициенты к тарифам в сфере теплоснабжения."
П. 1.4. Приложения N 6
Редакция ГУП "ТЭК СПб": "Абонент в срок до 15 (пятнадцатого) числа месяца, следующего за расчетным, обязан подписать и возвратить Энергоснабжающей организации один экземпляр акта поданной-принятой энергии либо в случае несогласия с количеством и стоимостью потребленной в расчетном месяце тепловой энергии предоставить свои обоснованные возражения с приложением подтверждающих документов. При не получении Абонентом акта поданной-принятой энергии и счета-фактуры в сроки, установленные п. 1.3. настоящего Порядка, либо не предоставлении в указанный в настоящем пункте срок возражений количество и стоимость тепловой энергии считаются принятыми и согласованными Абонентом в полном объеме и подлежат оплате".
Редакция Абонента: Исключить второе предложение.
В соответствии с п. 1.3 Приложения N 6, по которому стороны не выразили разногласий при подписании договора Энергоснабжающая организация в срок до 10
числа месяца следующего за расчетным выставляет абоненту счет-фактуру и акт поданной-принятой тепловой энергии.
Основанием для оплаты является счет-фактура и акт поданной-принятой тепловой энергии.
В соответствии со ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Обязательства могут исполняться как в форме действий так и в форме бездействия т.е. посредством конклюдентных действий. Конклюдентные действия это действия лица, выражающие его волю, но не в форме устного или письменного волеизъявления, а поведением, по которому можно сделать заключение о таком намерении.
Таким образом, не получение актов поданной принятой энергии, а равно как и не возвращение в установленные в договоре сроки, необходимо расценивать как согласие.
Таким образом, данный пункт необходимо принять в редакции ГУП "ТЭК СПб": "1.4. Абонент в срок до 15 (пятнадцатого) числа месяца, следующего за расчетным, обязан подписать и возвратить Энергоснабжающей организации один экземпляр акта поданной-принятой энергии либо в случае несогласия с количеством и стоимостью потребленной в расчетном месяце тепловой энергии предоставить свои обоснованные возражения с приложением подтверждающих документов. При не получении Абонентом акта поданной-принятой энергии и счета-фактуры в сроки, установленные п. 1.3. настоящего Порядка, либо не предоставлении в указанный в настоящем пункте срок возражений количество и стоимость тепловой энергии считаются принятыми и согласованными Абонентом в полном объеме и подлежат оплате".
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.01.2014 г. по делу N А56-45656/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.С.ПОЛУБЕХИНА
Судьи
В.М.ГОРБИК
И.А.СЕРИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.07.2014 ПО ДЕЛУ N А56-45656/2013
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 2014 г. по делу N А56-45656/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Горбик В.М., Сериковой И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Евстегнеевой Е.В.,
при участии:
от истца (заявителя): Кислова О.С. (доверенность от 23.09.2013 г.)
от ответчика (должника): Козак В.В. (доверенность от 18.04.2013 г.)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5976/2014) Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Сиверский" МО "Гатчинский район" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.01.2014 по делу N А56-45656/2013 (судья Швецова Н.П.), принятое
по иску Государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства "Сиверский" МО "Гатчинский район"
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора теплоснабжения,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (ОГРН 1027810310274) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства "Сиверский" МО "Гатчинский район" (ОГРН 1054700285683) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора теплоснабжения N 50006 от 22.11.2012, в котором просило принять спорные пункты в редакции ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга".
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Сиверский" МО "Гатчинский район" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области со встречным исковым заявлением к Государственному унитарному предприятию "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора теплоснабжения N 50006 от 22.11.2012, в котором просило принять спорные пункты в редакции МУП ЖКХ "Сиверский" МО "Гатчинский район".
Определением суда от 09.12.2013 встречное исковое заявление Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Сиверский" МО "Гатчинский район" к Государственному унитарному предприятию "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" принято к производству для совместного рассмотрения с первоначальным иском.
Решением от 20.01.2014 г. иск ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" удовлетворен; в удовлетворении встречного иска МУП ЖКХ "Сиверский" МО "Гатчинский район" отказано.
В апелляционной жалобе, поданной МУП ЖКХ "Сиверский" МО "Гатчинский район", ответчик просит решение отменить, оспаривая п. 3.3.4, п. п. 1.1, 1.11, 1.12, 1.14 приложения N 5, п. п. 1.2, 1.4 приложения N 6, принятые судом в редакции ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга".
В судебном заседании представитель МУП ЖКХ "Сиверский" МО "Гатчинский район" апелляционную жалобу поддержал, доводы жалобы подтвердил, представитель ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" возражала против удовлетворения жалобы.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" осуществляет теплоснабжение многоквартирных жилых домов, управление которыми осуществляет Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Сиверский".
МУП ЖКХ "Сиверский" является исполнителем коммунальных услуг и приобретает коммунальные ресурсы, необходимые для содержания и обслуживания данных жилых домов.
Ответчику был направлен проект договора теплоснабжения N 50006 от 22.11.2012. Ответчик, не согласившись с условиями договора, направил в адрес истца протокол разногласий к договору от 22.11.2012.
Истцом в ответ на протокол разногласий к договору подготовлен и направлен протокол согласования разногласий от 27.12.2012.
В ответ на протокол согласования разногласий от 27.12.2012 к договору ответчиком направлены разногласия от 27.05.2013 к протоколу согласования разногласий от 27.12.2012.
Поскольку стороны не достигли согласия по условиям договора теплоснабжения N 50006 от 22.11.2012, ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно статье 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Суд первой инстанции урегулировал разногласия сторон, исходя из спорных условий, предложенных энергоснабжающей организацией.
П. 2.2. принят в следующей редакции:
"2.2. Ориентировочное потребление тепловой энергии Абонентом в годовой период и ориентировочный расчет теплоотпуска с учетом тепловых потерь на тепловых сетях Абонента определены в Приложении N 2 к настоящему Договору".
П. 3.3.4 принят в следующей редакции:
"3.3.4. Иметь предусмотренные действующими нормативно-правовыми актами исполнительные чертежи и паспорта всех находящихся в ведении Абонента тепловых сетей и теплопотребляющих установок".
Раздел 6 принят в следующей редакции:
"Приложение N 1 - Акт о подключенных тепловых нагрузках
Приложение N 2 - Ориентировочный расчет теплоотпуска (по месяцам) с учетом потерь и стоимости тепловой энергии и подключенной нагрузки
Приложение N 3 Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности
Приложение N 4 - Температурный график источника
Приложение N 5 - Порядок учета и расчета потребляемой тепловой энергии Приложение N 5.1 - Форма отчета Абонента
Приложение N 6 - Порядок расчетов
Приложение N 6.1. - Форма акта сверки
Приложение N 7 - Перечень должностных лиц".
П. 1.1. Приложения N 5 Порядок учета и расчета потребляемой тепловой энергии принят в следующей редакции:
"1.1. Количество тепловой энергии с учетом тепловых потерь на тепловых сетях Абонента, потребленное Абонентом за расчетный период, определяется по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и теплоносителя в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя".
П. 1.7. Приложения N 5 Порядка учета и расчета потребляемой тепловой энергии принят в следующей редакции:
"При наличии коллективных (общедомовых) приборов учета Абонент снимает показания приборов учета в период с 23 по 25 число расчетного месяца, предоставляет в Ресурсоснабжающую организацию отчет о теплопотреблении за расчетный месяц по установленной действующими нормативно-правовыми актами форме (с приложением часовых и суточных архивов в электронном виде, диаграмм или отчетов)".
П. 1.11. Приложения N 5 Порядок учета и расчета потребляемой тепловой энергии принят в следующей редакции:
"В случаях предусмотренных правилами оказания коммунальных услуг и/или иными нормативно-правовыми актами, количество потребляемой тепловой энергии определяется по договорной нагрузке и по фактическому времени теплопотребления с корректировкой по фактическому режиму работы источника".
П. 1.12. Приложения N 5 Порядок учета и расчета потребляемой тепловой энергии принят в следующей редакции:
"1.12. В случаях, предусмотренных п. 1.9. настоящего Порядка, в целях определения количества потребленной тепловой энергии Энергоснабжающая организация использует данные, предоставленные Абонентом в порядке, предусмотренном п. 1.8. настоящего Порядка.
При неисполнении Абонентом обязанности, предусмотренной п. 1.8. настоящего Порядка, при предоставлении неполной или недостоверной информации об исходных данных для расчета количества потребленной энергии, при нарушении сроков предоставления отчета использованию подлежат данные, предоставленные Энергоснабжающей организации Расчетным центром, а при их отсутствии - данные последнего предоставленного Абонентом отчета".
П. 1.14. Приложения N 5 Порядок учета и расчета потребляемой тепловой энергии принят в следующей редакции:
"1.14. В соответствии с пунктом 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Энергоснабжающая организация при выявлении фактов невыполнения Абонентом обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и теплоносителя и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления обязана приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на Абонента.
Абонент обязан обеспечить допуск Энергоснабжающей организации к приборам учета и оплатить расходы Энергоснабжающей организации на эксплуатацию приборов учета, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные Энергоснабжающей организацией расходы, связанные с необходимостью их принудительного взыскания с Абонента".
П. 1.2. Приложения N 6 Порядок расчетов принять принят в следующей редакции:
"В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" при нарушении режима потребления тепловой энергии или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя в случае обязательности этого учета в соответствии с федеральными законами применяются установленные органами регулирования повышающие коэффициенты к тарифам в сфере теплоснабжения."
П. 1.4. Приложения N 6 принят в следующей редакции:
"1.4. Абонент в срок до 15 (пятнадцатого) числа месяца, следующего за расчетным, обязан подписать и возвратить Энергоснабжающей организации один экземпляр акта поданной-принятой энергии либо в случае несогласия с количеством и стоимостью потребленной в расчетном месяце тепловой энергии предоставить свои обоснованные возражения с приложением подтверждающих документов. При не получении Абонентом акта поданной-принятой энергии и счета-фактуры в сроки, установленные п. 1.3. настоящего Порядка, либо не предоставлении в указанный в настоящем пункте срок возражений количество и стоимость тепловой энергии считаются принятыми и согласованными Абонентом в полном объеме и подлежат оплате".
П. 1.5. Приложения N 6 Порядок расчетов принят в следующей редакции: "1.5. Энергоснабжающая организация в срок до 15 (Пятнадцатого) числа месяца, следующего за расчетным, выставляет в банк Абонента акцептно-платежное требование за потребленную в расчетном месяце тепловую энергию".
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
П. 3.3.4.
Редакция ГУП "ТЭК СПб": "Иметь предусмотренные действующими нормативно-правовыми актами исполнительные чертежи и паспорта всех находящихся в ведении Абонента тепловых сетей и теплопотребляющих установок".
Редакция Абонента: Дополнить пункт словами: "Иметь предусмотренные действующими нормативно-правовыми актами исполнительные чертежи и паспорта всех находящихся в ведении Абонента тепловых сетей и теплопотребляющих установок отраженные в технических паспортах многоквартирных жилых домов".
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 определен перечень документов, связанных с управлением многоквартирного дома, который является открытым.
В соответствии с п. 2.8 Приказа Минэнерго РФ от 24.03.2003 г. N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" при эксплуатации тепловых энергоустановок хранятся и используются в работе исполнительные чертежи тепловых энергоустановок и тепловых сетей.
Действующим законодательством перечень документов, которые необходимы для надлежащей эксплуатации не ограничивается только технической документацией в виде технического паспорта многоквартирного дома.
Технический паспорт - это информационно-справочный документ, показывающий фактическое состояние жилья.
Таким образом, данный пункт соответствует нормам законодательства, так как перечень документов, связанных с управлением многоквартирного дома, является открытым, следовательно, необходимо принять в редакции ГУП "ТЭК СПб": "3.3.4. Иметь предусмотренные действующими нормативно-правовыми актами исполнительные чертежи и паспорта всех находящихся в ведении Абонента тепловых сетей и теплопотребляющих установок".
По п. 1.1. Приложения N 5 Порядок учета и расчета потребляемой тепловой энергии
Редакция ГУП "ТЭК СПб": "Количество тепловой энергии с учетом тепловых потерь на тепловых сетях Абонента, потребленное Абонентом за расчетный период, определяется по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и теплоносителя в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя".
Редакция Абонента: "В случаях предусмотренных правилами оказания коммунальных услуг и/или иными НПА, количество потребляемой тепловой энергии на отопление определяется по утвержденному нормативу и по фактическому времени потребления с корректировкой по фактическому режиму работы источника".
В соответствии с п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Условиями договоров теплоснабжения, заключенных между ГУП "ТЭК СПб" и управляющими организациями (далее - "УО") предусматривается, что определение количества потребленной тепловой энергии осуществляется в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя (утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 г. N Вк-4936, далее - "Правила учета").
В соответствии с указанными Правилами учета количество потребленной тепловой энергии определяется либо по показаниям приборов учета тепловой энергии (далее - "УУТЭ"), либо в отсутствие УУТЭ или ненадлежащего исполнения УО обязанностей, предусмотренных разделом 9 Правил учета, расчетным методом.
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 09.06.2009 N 525/09 установил, что под расчетным методом в отношении УО при осуществлении взаиморасчетов следует понимать порядок определения количества потребленной тепловой энергии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, далее - "Правила N 307").
Порядок определения стоимости коммунальных услуг исходя из нормативов потребления коммунальных услуг в настоящее время урегулирован положениями указанных Правил N 124, Правил N 307, Правил N 354 и Жилищного кодекса РФ.
Учет показаний индивидуальных приборов учета, при наличии общедомового узла учета, а также корректировка по фактическому режиму работы источника не предусмотрено действующим законодательством.
Данный вывод подтверждается Постановлениями ФАС СЗО от 26.10.2011 N А56-91733/2009, от 08.06.2012 N А56-42230/2011.
Таким образом, данный пункт соответствует действующему законодательству, а именно ст. 544 ГК РФ, а также разделу 9 Правил учета, следовательно необходимо принять в редакции ГУП "ТЭК СПб": "1.1. Количество тепловой энергии с учетом тепловых потерь на тепловых сетях Абонента, потребленное Абонентом за расчетный период, определяется по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и теплоносителя в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя".
По п. 1.12. Приложения N 5
Редакция ГУП "ТЭК СПб": "В случаях, предусмотренных п. 1.9. настоящего Порядка, в целях определения количества потребленной тепловой энергии Энергоснабжающая организация использует данные, предоставленные Абонентом в порядке, предусмотренном п. 1.8. настоящего Порядка.
При неисполнении Абонентом обязанности, предусмотренной п. 1.8. настоящего Порядка, при предоставлении неполной или недостоверной информации об исходных данных для расчета количества потребленной энергии, при нарушении сроков предоставления отчета использованию подлежат данные, предоставленные Энергоснабжающей организации Расчетным центром, а при их отсутствии - данные последнего предоставленного Абонентом отчета".
Редакция Абонента: "В случаях, предусмотренных п. 1.8. настоящего порядка, в целях определения количества потребленной тепловой энергии Энергоснабжающая организация использует данные, предоставленные Абонентом в порядке, предусмотренном п. 1.8. настоящего порядка. При неисполнении Абонентом обязанности, предусмотренной п. 1.8. настоящего порядка, при предоставлении неполной или недостоверной информации об исходных данных для расчета количества потребленной энергии, расчеты производятся исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода".
В соответствии с п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Условиями договоров теплоснабжения, заключенных между ГУП "ТЭК СПб" и управляющими организациями (далее - "УО") предусматривается, что определение количества потребленной тепловой энергии осуществляется в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя (утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 г. N Вк-4936, далее - "Правила учета"). Кроме того, 18.11.2013 г. были утверждены новые Правила коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя (Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 г. N 1034).
В соответствии с указанными Правилами учета количество потребленной тепловой энергии определяется либо по показаниям приборов учета тепловой энергии (далее - "УУТЭ"), либо в отсутствие УУТЭ или ненадлежащего исполнения УО обязанностей, предусмотренных разделом 9 Правил учета, расчетным методом.
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 09.06.2009 N 525/09 установил, что под расчетным методом в отношении УО при осуществлении взаиморасчетов следует понимать порядок определения количества потребленной тепловой энергии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, далее - "Правила N 307").
Указанная позиция Президиума ВАС РФ впоследствии была закреплена в нормативно-правовых актах, вступивших в законную силу в 2012 г., а именно в Правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 г. N 124, далее - Правила N 124) и Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, далее - "Правила N 354").
Порядок определения стоимости коммунальных услуг исходя из нормативов потребления коммунальных услуг в настоящее время урегулирован положениями указанных Правил N 124, Правил N 307, Правил N 354 и Жилищного кодекса РФ.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Нормами Правил N 124, Правил N 307, Правил N 354 установлены формулы для определения количества коммунального ресурса, в соответствии с которыми для осуществления расчетов исходя из нормативов потребления коммунальных услуг используются такие данные как количество зарегистрированных и временно проживающих граждан, площади всех жилых и нежилых помещений, в том числе площади мест общего пользования, количество квартир в которых установлены и не установлены индивидуальные приборы учета (далее - "Исходный данные").
Таким образом, поскольку действующим законодательством РФ предусмотрено использование в расчетах между ресурсоснабжающими организациями (далее - "РСО") и УО способа расчетов исходя из нормативов потребления коммунальных услуг при отсутствии УУТЭ, РСО обязана при осуществлении расчетов использовать вышеуказанные Исходные данные в отношении многоквартирных жилых домов (далее - "МКД"), снабжаемых тепловой энергией.
Следовательно, данный пункт необходимо принять в редакции ГУП "ТЭК СПб": "1.12. В случаях, предусмотренных п. 1.9. настоящего Порядка, в целях определения количества потребленной тепловой энергии Энергоснабжающая организация использует данные, предоставленные Абонентом в порядке, предусмотренном п. 1.8. настоящего Порядка.
При неисполнении Абонентом обязанности, предусмотренной п. 1.8. настоящего Порядка, при предоставлении неполной или недостоверной информации об исходных данных для расчета количества потребленной энергии, при нарушении сроков предоставления отчета использованию подлежат данные, предоставленные Энергоснабжающей организации Расчетным центром, а при их отсутствии - данные последнего предоставленного Абонентом отчета".
По п. 1.14.
Редакция ГУП "ТЭК СПб": "В соответствии с пунктом 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Энергоснабжающая организация при выявлении фактов невыполнения Абонентом обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и теплоносителя и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления обязана приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на Абонента. Абонент обязан обеспечить допуск Энергоснабжающей организации к приборам учета и оплатить расходы Энергоснабжающей организации на эксплуатацию приборов учета, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные Энергоснабжающей организацией расходы, связанные с необходимостью их принудительного взыскания с Абонента".
Редакция Абонента: исключить.
В соответствии с пунктом 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Энергоснабжающая организация при выявлении фактов невыполнения Абонентом обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и теплоносителя и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления обязана приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на Абонента. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Согласно ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг, гражданам, проживающим в таком доме.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества) в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. Согласно п. 30 данных Правил содержание общего имущества обеспечивается за счет собственных средств собственников помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 внесены изменения в Правила содержания общего имущества, устанавливающие, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем, в том числе соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (подпункт "ж" пункта 10 Правил содержания общего имущества).
Следовательно, Абонент обязан обеспечить допуск Энергоснабжающей организации к приборам учета и оплатить расходы Энергоснабжающей организации на эксплуатацию приборов учета, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные Энергоснабжающей организацией расходы, связанные с необходимостью их принудительного взыскания с Абонента.
Таким образом, данный пункт необходимо принять в редакции ГУП "ТЭК СПб": "1.14. В соответствии с пунктом 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Энергоснабжающая организация при выявлении фактов невыполнения Абонентом обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и теплоносителя и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления обязана приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на Абонента.
Абонент обязан обеспечить допуск Энергоснабжающей организации к приборам учета и оплатить расходы Энергоснабжающей организации на эксплуатацию приборов учета, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные Энергоснабжающей организацией расходы, связанные с необходимостью их принудительного взыскания с Абонента".
П. 1.2. Приложения N 6
Редакция ГУП "ТЭК СПб": "В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" при нарушении режима потребления тепловой энергии или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя в случае обязательности этого учета в соответствии с федеральными законами применяются установленные органами регулирования повышающие коэффициенты к тарифам в сфере теплоснабжения".
Редакция Абонента: Исключить.
В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" при нарушении режима потребления тепловой энергии или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя в случае обязательности этого учета в соответствии с федеральными законами применяются
установленные органами регулирования повышающие коэффициенты к тарифам в сфере теплоснабжения.
Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2013 г. N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" установлено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды, тепловой энергии (при наличии технической возможности установки таких приборов учета), а также по истечении указанного в пункте 59.1 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке оснащение и (или) введение в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета используемого коммунального ресурса, плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Таким образом, данный пункт является прямым указанием законодательства, следовательно, его необходимо принять в редакции ГУП "ТЭК СПб": "В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" при нарушении режима потребления тепловой энергии или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя в случае обязательности этого учета в соответствии с федеральными законами применяются установленные органами регулирования повышающие коэффициенты к тарифам в сфере теплоснабжения."
П. 1.4. Приложения N 6
Редакция ГУП "ТЭК СПб": "Абонент в срок до 15 (пятнадцатого) числа месяца, следующего за расчетным, обязан подписать и возвратить Энергоснабжающей организации один экземпляр акта поданной-принятой энергии либо в случае несогласия с количеством и стоимостью потребленной в расчетном месяце тепловой энергии предоставить свои обоснованные возражения с приложением подтверждающих документов. При не получении Абонентом акта поданной-принятой энергии и счета-фактуры в сроки, установленные п. 1.3. настоящего Порядка, либо не предоставлении в указанный в настоящем пункте срок возражений количество и стоимость тепловой энергии считаются принятыми и согласованными Абонентом в полном объеме и подлежат оплате".
Редакция Абонента: Исключить второе предложение.
В соответствии с п. 1.3 Приложения N 6, по которому стороны не выразили разногласий при подписании договора Энергоснабжающая организация в срок до 10
числа месяца следующего за расчетным выставляет абоненту счет-фактуру и акт поданной-принятой тепловой энергии.
Основанием для оплаты является счет-фактура и акт поданной-принятой тепловой энергии.
В соответствии со ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Обязательства могут исполняться как в форме действий так и в форме бездействия т.е. посредством конклюдентных действий. Конклюдентные действия это действия лица, выражающие его волю, но не в форме устного или письменного волеизъявления, а поведением, по которому можно сделать заключение о таком намерении.
Таким образом, не получение актов поданной принятой энергии, а равно как и не возвращение в установленные в договоре сроки, необходимо расценивать как согласие.
Таким образом, данный пункт необходимо принять в редакции ГУП "ТЭК СПб": "1.4. Абонент в срок до 15 (пятнадцатого) числа месяца, следующего за расчетным, обязан подписать и возвратить Энергоснабжающей организации один экземпляр акта поданной-принятой энергии либо в случае несогласия с количеством и стоимостью потребленной в расчетном месяце тепловой энергии предоставить свои обоснованные возражения с приложением подтверждающих документов. При не получении Абонентом акта поданной-принятой энергии и счета-фактуры в сроки, установленные п. 1.3. настоящего Порядка, либо не предоставлении в указанный в настоящем пункте срок возражений количество и стоимость тепловой энергии считаются принятыми и согласованными Абонентом в полном объеме и подлежат оплате".
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.01.2014 г. по делу N А56-45656/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.С.ПОЛУБЕХИНА
Судьи
В.М.ГОРБИК
И.А.СЕРИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)