Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истцы ссылались на то, что ответчик как собственник дома был обязан произвести в нем капитальный ремонт перед его передачей управляющей организации.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Петрова С.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.
судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.
при секретаре М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Д. Н*** И***, И. Л*** И*** на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 17 сентября 2013 года, по которому постановлено:
В удовлетворении исковых требований Д. Н*** И***, И. Л***И***, Е. Н*** М***, М.В. В*** И***, С.М. М*** А*** С.Р. Р***Р***, Г. Е*** В***, Х. В*** А*** к администрации города Ульяновска об обязании проведения капитального ремонта многоквартирного дома отказать.
Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения Д., И., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Д., И., Е., М.В., С.М., С.Р., Г., Х. обратились в суд с иском уточненным в ходе судебного разбирательства к администрации города Ульяновска об обязании провести капитальный ремонт инженерных системного квартирного дома.
В обоснование иска указали, что многоквартирный девятиэтажный семиподъездный дом по ул. В***, ***в г. Ульяновске сдан в эксплуатацию в 1977 году. С момента ввода в эксплуатацию в указанном доме не проводился капитальный ремонт инженерных систем. Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 перечню работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, относятся ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий, ремонт крыш, фасадов, стыков полносборных зданий до 50%, полная замена существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения.
Администрация города Ульяновска, как собственник, обязана была произвести капитальный ремонт жилищного фонда перед его передачей управляющей организации, однако данную обязанность не исполнила. Необходимость капитального ремонта возникла в период действия ЖК РСФСР, утратившего действие 01.03.2005 в связи с принятием ЖК РФ. Согласно ранее действовавшему законодательству с жильцов дома взималась плата за капитальный ремонт, а на наймодателе лежала обязанность своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений. В силу Закона РФ "О приватизации жилищного фонда РФ" N 1541-1 от 04.07.1991 г. за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Таким образом, администрация города Ульяновска несет обязанность по капитальному ремонту дома.
Просили обязать администрацию города Ульяновска произвести капитальный ремонт дома *** по ул. В*** г. Ульяновска, а именно произвести замену системы отопления, холодного и горячего водоснабжения, канализации, в подъездах и подвальном помещении заменить электропроводку и щитовые.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Д., И. не соглашаются с решением суда, просят его отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы ссылаются на доводы, аналогичные доводам искового заявления. Полагают, что судом неверно истолкованы нормы права, подлежащие применению, поскольку согласно Ведомственным строительным норма ВСН 58-88 (р), продолжительность эффективной эксплуатации чугунного трубопровода канализации составляет 30, а не 40 лет, как это указано в решении. Считают, что обязанность по проведению капитального ремонта может быть возложена на собственников жилых помещений, только после исполнения бывшим наймодателем обязанности по ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме. По состоянию на сентября 2007 года, при передаче многоквартирного жилого дома *** по ул. В*** в управление ОАО "ДК Заволжского района" были установлены многочисленные разрушения и повреждения инженерного оборудования - центрального отопления, ГВС, ХВС. Учитывая вышеизложенное, а также то, что администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом, в силу своих полномочий обязана осуществлять функции заказчика реконструкции, капитального ремонта муниципальных объектов, обеспечения финансирования работ, решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований является необоснованным.
Дело рассмотрено в отсутствии истцов Е., М.В., С.М., С.Р., Г., Х., представителя ответчика администрации города Ульяновска, представителя третьего лица ОАО "ДК Заволжского района", извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Неправильным применением норм материального права являются неприменение закона, подлежащего применению; неправильное истолкование закона. (ст. 330 ГПК РФ).
Вынося решение об отказе в удовлетворении исковых требований Д., И., Е., М.В., С.М., С.Р., Г., Х., суд неправильно
определил:
юридически значимые обстоятельства, без учета срока сдачи многоквартирного дома в эксплуатацию, типа инженерных систем и материала, из которого они изготовлены, и как следствие, не применил закон подлежащий применению.
Из материалов дела следует, что многоквартирный жилой дом *** по ул. В*** г. Ульяновска сдан в эксплуатацию в 1977 году. На основании решения общего собрания собственников помещений МКД от 28.05.2007 данный жилой дом был передан в управление ОАО "Домоуправляющая компания" от УМУП "ЖКХ "Заволжский". Таким образом, с 2007 года по настоящее время указанный дом находится в управлении ОАО "Домоуправляющая компания".
На момент передачи дома в управление ОАО "Домоуправляющая компания" в 2007 году в муниципальной собственности находилось 50 квартир.
Истцам на праве собственности, в том числе и общей долевой, принадлежат жилые помещения в доме *** по ул. В***. При этом основанием возникновения у истцов права собственности на жилые помещения явились договора передачи жилой площади в собственность граждан, заключенные в период с 2001 по 2013 годы включительно.
Статьей 16 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 16.10.2012) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено, что приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, статья 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", устанавливающая, что при приватизации занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, направлена на защиту имущественных и жилищных прав этих граждан (Определение от 19 октября 2010 года N 1334-О-О).
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ в обязанности управляющей организации по договору управления многоквартирным домом входит оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.
Пункт 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491)предусматривает, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Из сведений о составе и состоянию общего имущества многоквартирного дома по ул. В****** от 01.09.2007 (в момент передачи дома от Комитета ЖКХ управляющей компании ОАО "Домоуправляющая компания Заволжского района") следует, что розлив и стояки ЦО частично повреждены коррозией требуется ревизия запорной арматуры, замена труб диаметром 76-10 п. м; розлив и стояки ХВС находятся в удовлетворительном состоянии требуется ревизия запорной арматуры, замена вентилей диаметром 25-4 шт., диаметром 32-4 шт.; розлив и стояки ГВС наличие хомутов, повреждены коррозией требуется ревизия запорной арматуры, замена труб диаметром 32-8 п. м, диаметром 25-10 п. м, вентилей диаметром 25-4 шт.; канализация местами разрушение труб, раструбов требуется замена труб диаметром 110 ПВХ - 10 п. м, диаметром 50 ПВХ - 8 п. м; электрощитовая ВРУ в удовлетворительном состоянии, электропроводка в удовлетворительном состоянии.
Из акта осеннего осмотра здания от 05.09.2007, составленного также при передаче дома от ЖКХ в управление ОАО "ДК Заволжского района" следует, что вышеперечисленные системы находятся в удовлетворительном состоянии.
Из сведений ОАО "ДК Заволжского района" следует, что в течение 2008-2013, управляющая компания проводила текущий ремонт систем ГВС, ХВС, канализации, запорной арматуры дома N *** по ул. В***
Несмотря на это, из актов весеннего и осеннего осмотра здания за период с 2008 по 2013 годы следует, что системы ХВС, ГВС, отопления и канализации, а также система электроснабжения в подъездах и подвале дома, в том числе электрощитовые, требуют капитального ремонта.
Из акта обследования жилого дома от 12.09.2013, подготовленного Главной государственной инспекцией регионального надзора Ульяновской области следует, что электрощитовые в подъездах и подвале в неудовлетворительном состоянии, системы ХВС, ГВС, отопления и канализации в подвале в неудовлетворительном состоянии, в квартирах в удовлетворительном состоянии, проводился выборочный осмотр.
Согласно пунктам 5.1, 5.2 ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312, капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий; при этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории; при необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства.
Как следует из приложения N 3 к данному Положению минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов до капитального ремонта панелей наружных стен мастиками - 8 лет, водопровода, в том числе трубопроводов холодной воды из труб: газовых черных -15 лет; горячего водоснабжения - трубопровод горячей воды- 15 лет; задвижки - 15 лет; вентили - 10 лет, элеваторы - 30 лет; домовые магистрали - 15 лет; электрооборудования - вводно-распорядительные устройства, внутридомовые магистрали с распределительными щитками - 20 лет.
Согласно представленных справок система горячего водоснабжения и теплоснабжения жилого дома *** по ул. В*** является закрытой согласно СНиП 2.04.07.-86. Трубопроводы центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения изготовлены из стали, трубопровод водоотведения изготовлен из чугуна, после ремонтных работ - частично ПВХ.
Дав неверную правовую оценку представленным доказательствам, суд необоснованно пришел к выводу о том, что срок до капитального ремонта систем ХВС, ГВС, теплоснабжения, а также электроснабжения не истек, имеющиеся недостатки в указанных системах являются последствием ненадлежащего оказания услуг по их содержанию ОАО "Домоуправляющая компания", неправильно применив ст. 210 ГК и ст. 158 ЖК РФ отказал в удовлетворении требований истцов в полном объеме.
В связи с этим решение суда подлежит отмене.
Исходя из того, что на момент передачи квартир в собственность граждан (истцов) срок эксплуатации инженерных систем ХВС, ГВС, теплоснабжения, а также общедомовых систем электроснабжения до капитального ремонта истек, неудовлетворительное состояние указанных систем является именно следствием неисполнения муниципалитетом обязанности по капитальному ремонту многоквартирного дома и инженерного оборудования, находящегося в эксплуатации 38 лет, управляющей компанией представлено документальное подтверждение проведение текущего ремонта данных систем для поддержания их в надлежащем состоянии, судебная коллегия приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Поскольку многоквартирный дом *** по ул. В*** в г. Ульяновске ранее являлся муниципальной собственностью и муниципалитет выступал для жильцов дома в роли наймодателя, а администрация города Ульяновска в настоящее время является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования "город Ульяновск", судебная коллегия полагает необходимым возложить на нее обязанность по выполнению в указанном доме ремонтных работ капитального характера, не проведенных своевременно наймодателем, а именно замену систем холодного, горячего водоснабжения, теплоснабжения; в подъездах и подвале жилого дома замену системы электроснабжения(магистральные линии, электрощитовые и т.д.).
Исходя из того, что срок до капитального ремонта системы канализации, выполненной из чугунных труб, до настоящего времени не истек оснований для удовлетворения требований истцов в данной части судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 17 сентября 2013 года отменить.
Вынести по делу новое решение.
Исковые требования Д. Н*** И***, И. Л*** И***, Е. Н*** М***, М.В. В*** И***, С.М. М*** А***, С.Р. Р*** Р***, Г. Е*** В***, Х. В*** А*** удовлетворить частично.
Обязать администрацию города Ульяновска провести капитальный ремонт инженерных систем многоквартирного жилого дома *** по ул. В*** г. Ульяновска: замену систем холодного, горячего водоснабжения, теплоснабжения; электроснабжения - в подъездах и подвале дома.
В удовлетворении остальной части исковых требований Д. Н*** И***, И. Л*** И***, Е. Н*** М***, М.В. В*** И***, С.М. М*** А***, С.Р. Р*** Р***, Г. Е*** В***, Х. В*** А*** отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ УЛЬЯНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 03.12.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4213/2013Г.
Требование: Об обязании проведения капитального ремонта многоквартирного дома.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истцы ссылались на то, что ответчик как собственник дома был обязан произвести в нем капитальный ремонт перед его передачей управляющей организации.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 декабря 2013 г. по делу N 33-4213/2013г.
Судья: Петрова С.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.
судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.
при секретаре М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Д. Н*** И***, И. Л*** И*** на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 17 сентября 2013 года, по которому постановлено:
В удовлетворении исковых требований Д. Н*** И***, И. Л***И***, Е. Н*** М***, М.В. В*** И***, С.М. М*** А*** С.Р. Р***Р***, Г. Е*** В***, Х. В*** А*** к администрации города Ульяновска об обязании проведения капитального ремонта многоквартирного дома отказать.
Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения Д., И., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Д., И., Е., М.В., С.М., С.Р., Г., Х. обратились в суд с иском уточненным в ходе судебного разбирательства к администрации города Ульяновска об обязании провести капитальный ремонт инженерных системного квартирного дома.
В обоснование иска указали, что многоквартирный девятиэтажный семиподъездный дом по ул. В***, ***в г. Ульяновске сдан в эксплуатацию в 1977 году. С момента ввода в эксплуатацию в указанном доме не проводился капитальный ремонт инженерных систем. Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 перечню работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, относятся ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий, ремонт крыш, фасадов, стыков полносборных зданий до 50%, полная замена существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения.
Администрация города Ульяновска, как собственник, обязана была произвести капитальный ремонт жилищного фонда перед его передачей управляющей организации, однако данную обязанность не исполнила. Необходимость капитального ремонта возникла в период действия ЖК РСФСР, утратившего действие 01.03.2005 в связи с принятием ЖК РФ. Согласно ранее действовавшему законодательству с жильцов дома взималась плата за капитальный ремонт, а на наймодателе лежала обязанность своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений. В силу Закона РФ "О приватизации жилищного фонда РФ" N 1541-1 от 04.07.1991 г. за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Таким образом, администрация города Ульяновска несет обязанность по капитальному ремонту дома.
Просили обязать администрацию города Ульяновска произвести капитальный ремонт дома *** по ул. В*** г. Ульяновска, а именно произвести замену системы отопления, холодного и горячего водоснабжения, канализации, в подъездах и подвальном помещении заменить электропроводку и щитовые.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Д., И. не соглашаются с решением суда, просят его отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы ссылаются на доводы, аналогичные доводам искового заявления. Полагают, что судом неверно истолкованы нормы права, подлежащие применению, поскольку согласно Ведомственным строительным норма ВСН 58-88 (р), продолжительность эффективной эксплуатации чугунного трубопровода канализации составляет 30, а не 40 лет, как это указано в решении. Считают, что обязанность по проведению капитального ремонта может быть возложена на собственников жилых помещений, только после исполнения бывшим наймодателем обязанности по ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме. По состоянию на сентября 2007 года, при передаче многоквартирного жилого дома *** по ул. В*** в управление ОАО "ДК Заволжского района" были установлены многочисленные разрушения и повреждения инженерного оборудования - центрального отопления, ГВС, ХВС. Учитывая вышеизложенное, а также то, что администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом, в силу своих полномочий обязана осуществлять функции заказчика реконструкции, капитального ремонта муниципальных объектов, обеспечения финансирования работ, решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований является необоснованным.
Дело рассмотрено в отсутствии истцов Е., М.В., С.М., С.Р., Г., Х., представителя ответчика администрации города Ульяновска, представителя третьего лица ОАО "ДК Заволжского района", извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Неправильным применением норм материального права являются неприменение закона, подлежащего применению; неправильное истолкование закона. (ст. 330 ГПК РФ).
Вынося решение об отказе в удовлетворении исковых требований Д., И., Е., М.В., С.М., С.Р., Г., Х., суд неправильно
определил:
юридически значимые обстоятельства, без учета срока сдачи многоквартирного дома в эксплуатацию, типа инженерных систем и материала, из которого они изготовлены, и как следствие, не применил закон подлежащий применению.
Из материалов дела следует, что многоквартирный жилой дом *** по ул. В*** г. Ульяновска сдан в эксплуатацию в 1977 году. На основании решения общего собрания собственников помещений МКД от 28.05.2007 данный жилой дом был передан в управление ОАО "Домоуправляющая компания" от УМУП "ЖКХ "Заволжский". Таким образом, с 2007 года по настоящее время указанный дом находится в управлении ОАО "Домоуправляющая компания".
На момент передачи дома в управление ОАО "Домоуправляющая компания" в 2007 году в муниципальной собственности находилось 50 квартир.
Истцам на праве собственности, в том числе и общей долевой, принадлежат жилые помещения в доме *** по ул. В***. При этом основанием возникновения у истцов права собственности на жилые помещения явились договора передачи жилой площади в собственность граждан, заключенные в период с 2001 по 2013 годы включительно.
Статьей 16 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 16.10.2012) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено, что приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, статья 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", устанавливающая, что при приватизации занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, направлена на защиту имущественных и жилищных прав этих граждан (Определение от 19 октября 2010 года N 1334-О-О).
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ в обязанности управляющей организации по договору управления многоквартирным домом входит оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.
Пункт 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491)предусматривает, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Из сведений о составе и состоянию общего имущества многоквартирного дома по ул. В****** от 01.09.2007 (в момент передачи дома от Комитета ЖКХ управляющей компании ОАО "Домоуправляющая компания Заволжского района") следует, что розлив и стояки ЦО частично повреждены коррозией требуется ревизия запорной арматуры, замена труб диаметром 76-10 п. м; розлив и стояки ХВС находятся в удовлетворительном состоянии требуется ревизия запорной арматуры, замена вентилей диаметром 25-4 шт., диаметром 32-4 шт.; розлив и стояки ГВС наличие хомутов, повреждены коррозией требуется ревизия запорной арматуры, замена труб диаметром 32-8 п. м, диаметром 25-10 п. м, вентилей диаметром 25-4 шт.; канализация местами разрушение труб, раструбов требуется замена труб диаметром 110 ПВХ - 10 п. м, диаметром 50 ПВХ - 8 п. м; электрощитовая ВРУ в удовлетворительном состоянии, электропроводка в удовлетворительном состоянии.
Из акта осеннего осмотра здания от 05.09.2007, составленного также при передаче дома от ЖКХ в управление ОАО "ДК Заволжского района" следует, что вышеперечисленные системы находятся в удовлетворительном состоянии.
Из сведений ОАО "ДК Заволжского района" следует, что в течение 2008-2013, управляющая компания проводила текущий ремонт систем ГВС, ХВС, канализации, запорной арматуры дома N *** по ул. В***
Несмотря на это, из актов весеннего и осеннего осмотра здания за период с 2008 по 2013 годы следует, что системы ХВС, ГВС, отопления и канализации, а также система электроснабжения в подъездах и подвале дома, в том числе электрощитовые, требуют капитального ремонта.
Из акта обследования жилого дома от 12.09.2013, подготовленного Главной государственной инспекцией регионального надзора Ульяновской области следует, что электрощитовые в подъездах и подвале в неудовлетворительном состоянии, системы ХВС, ГВС, отопления и канализации в подвале в неудовлетворительном состоянии, в квартирах в удовлетворительном состоянии, проводился выборочный осмотр.
Согласно пунктам 5.1, 5.2 ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312, капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий; при этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории; при необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства.
Как следует из приложения N 3 к данному Положению минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов до капитального ремонта панелей наружных стен мастиками - 8 лет, водопровода, в том числе трубопроводов холодной воды из труб: газовых черных -15 лет; горячего водоснабжения - трубопровод горячей воды- 15 лет; задвижки - 15 лет; вентили - 10 лет, элеваторы - 30 лет; домовые магистрали - 15 лет; электрооборудования - вводно-распорядительные устройства, внутридомовые магистрали с распределительными щитками - 20 лет.
Согласно представленных справок система горячего водоснабжения и теплоснабжения жилого дома *** по ул. В*** является закрытой согласно СНиП 2.04.07.-86. Трубопроводы центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения изготовлены из стали, трубопровод водоотведения изготовлен из чугуна, после ремонтных работ - частично ПВХ.
Дав неверную правовую оценку представленным доказательствам, суд необоснованно пришел к выводу о том, что срок до капитального ремонта систем ХВС, ГВС, теплоснабжения, а также электроснабжения не истек, имеющиеся недостатки в указанных системах являются последствием ненадлежащего оказания услуг по их содержанию ОАО "Домоуправляющая компания", неправильно применив ст. 210 ГК и ст. 158 ЖК РФ отказал в удовлетворении требований истцов в полном объеме.
В связи с этим решение суда подлежит отмене.
Исходя из того, что на момент передачи квартир в собственность граждан (истцов) срок эксплуатации инженерных систем ХВС, ГВС, теплоснабжения, а также общедомовых систем электроснабжения до капитального ремонта истек, неудовлетворительное состояние указанных систем является именно следствием неисполнения муниципалитетом обязанности по капитальному ремонту многоквартирного дома и инженерного оборудования, находящегося в эксплуатации 38 лет, управляющей компанией представлено документальное подтверждение проведение текущего ремонта данных систем для поддержания их в надлежащем состоянии, судебная коллегия приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Поскольку многоквартирный дом *** по ул. В*** в г. Ульяновске ранее являлся муниципальной собственностью и муниципалитет выступал для жильцов дома в роли наймодателя, а администрация города Ульяновска в настоящее время является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования "город Ульяновск", судебная коллегия полагает необходимым возложить на нее обязанность по выполнению в указанном доме ремонтных работ капитального характера, не проведенных своевременно наймодателем, а именно замену систем холодного, горячего водоснабжения, теплоснабжения; в подъездах и подвале жилого дома замену системы электроснабжения(магистральные линии, электрощитовые и т.д.).
Исходя из того, что срок до капитального ремонта системы канализации, выполненной из чугунных труб, до настоящего времени не истек оснований для удовлетворения требований истцов в данной части судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 17 сентября 2013 года отменить.
Вынести по делу новое решение.
Исковые требования Д. Н*** И***, И. Л*** И***, Е. Н*** М***, М.В. В*** И***, С.М. М*** А***, С.Р. Р*** Р***, Г. Е*** В***, Х. В*** А*** удовлетворить частично.
Обязать администрацию города Ульяновска провести капитальный ремонт инженерных систем многоквартирного жилого дома *** по ул. В*** г. Ульяновска: замену систем холодного, горячего водоснабжения, теплоснабжения; электроснабжения - в подъездах и подвале дома.
В удовлетворении остальной части исковых требований Д. Н*** И***, И. Л*** И***, Е. Н*** М***, М.В. В*** И***, С.М. М*** А***, С.Р. Р*** Р***, Г. Е*** В***, Х. В*** А*** отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)