Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Заключением межведомственной комиссии дом, в котором расположена квартира, предоставленная истице по договору социального найма, признан аварийным и подлежащим сносу.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Прыгунова Ю.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
Председательствующего: Ильиной И.Н.,
и судей: Болонкиной И.В., Андреева С.В.,
при секретаре: Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе главы администрации городского округа город Буй Костромской области Р. на решение Буйского районного суда Костромской области от 29 апреля 2015 года, которым исковые требования С. ФИО11 и П. ФИО12 к администрации городского округа город Буй Костромской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма удовлетворены частично. На администрацию городского округа город Буй Костромской области возложена обязанность предоставить по договору социального найма С. ФИО13 и П. ФИО14 благоустроенное жилое помещение в границах городского округа город Буй Костромской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не менее <данные изъяты> кв. м общей площади, взамен ранее занимаемого. С администрации городского округа город Буй Костромской области в пользу С. ФИО15 взысканы убытки в размере <данные изъяты> руб., судебные расходы в размере <данные изъяты> руб., и госпошлина в размере <данные изъяты> руб., всего <данные изъяты> руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Болонкиной И.В., выслушав С., которая считает, что не имеется оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
С. и П. обратились в суд с иском к администрации городского округа г. Буй Костромской области. Просили обязать ответчика предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в границах г. Буй Костромской области в соответствии с нормами предоставления и взыскать в пользу С. судебные расходы по оплате за проведение экспертизы в размере <данные изъяты> руб., расходы по оплате услуг адвоката и госпошлины в размере <данные изъяты> руб.
Требования мотивированы тем, что С. по договору социального найма была предоставлена квартира N в доме N <адрес> на семью из двух человек с дочерью П. Данная квартира является местом их постоянного проживания, других жилых помещений не имеют. На неоднократные обращения к ответчику с просьбой о проведении обследования жилого помещения ответа не поступало. В связи с чем С. обратилась в ООО "Строительная лаборатория" для проведения обследования технического состояния занимаемого ими жилого помещения. Согласно отчету данной организации N 719 от 22.12.2014 г. рубленые стены жилого дома по вышеуказанному адресу находятся в предаварийном состоянии с потерей теплозащитных свойств и прогрессирующей деформацией пораженного гнилью сруба, ремонту не подлежат; фундаменты и перекрытия для повторного использования не пригодны; требуется снос дома. Заключением межведомственной комиссии от 23.01.2015 г. дом признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации городского округа г. Буй Костромской области от 23.01.2015 г. данный дом был включен в реестр аварийного жилищного фонда городского округа г. Буй за N 42 и определен срок для сноса - 2021 год. Согласно справке администрации городского округа г. Буй от 17.11.2014 г. они (истцы) состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с 1974 года, по состоянию на 01.04.2014 г. очередь в списках N 28.
При рассмотрении дела С. и П. уточнили исковые требования. В окончательной редакции просили обязать муниципальное образование городского округа г. Буй в лице администрации городского округа г. Буй предоставить им по договору социального найма благоустроенное жилое помещение равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах городского округа г. Буй Костромской области после вступления решения суда в законную силу, а также взыскать с ответчика пользу С. судебные расходы по оплате экспертизы в размере <данные изъяты> руб., по уплате госпошлины и оплате услуг адвоката в размере <данные изъяты> руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационная компания" и комитет по управлению муниципальным имуществом городского округа г. Буй Костромской области.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе глава администрации городского округа г. Буй Костромской области Р. просит изменить решение суда в части взыскания с администрации городского округа г. Буй Костромской области в пользу С. убытков в размере <данные изъяты> руб. за проведение экспертизы, отказав в удовлетворении исковых требований в указанной части. Ссылаясь на то, что в силу подпункта 3 пункта 31 Административного регламента предоставления администрацией городского округа г. Буй Костромской области муниципальной услуги "Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного постановлением администрации городского округа г. Буй Костромской области от 30.12.2014 г. N 1221, для предоставления указанной муниципальной услуги необходимо заключение специализированной организации, в случае обращения в межведомственную комиссию с вопросом о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции без такого заключения - в предоставлении данной муниципальной услуги будет отказано. Полагает, что взыскание судом в пользу С. за проведение обследования дома ООО "Строительная лаборатория" <данные изъяты> руб. в качестве убытков, является необоснованным, данные расходы, по мнению апеллянта, являются необходимыми затратами С. при ее обращении в межведомственную комиссию.
В возражениях относительно апелляционной жалобы С. и П. полагают решение суда законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме (ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела и установлено судом, С. и П. проживают в однокомнатной муниципальной квартире общей площадью <данные изъяты> кв. м жилой площадью <данные изъяты> кв. м по адресу: <адрес> Дом, в котором проживают истицы, одноэтажный четырехквартирный, в доме печное отопление, централизованное водоснабжение, водоотведение осуществляется в поквартирные люфт-клозеты, фундамент из бетонных столбиков с забиркой из кирпича, стены рубленые из бруса, крыша двускатная, с покрытием из шифера по рубероиду (л.д. 15, 20, 23, 61).
Из материалов дела следует, что С. составом семьи 2 человека с 1974 года состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, за N 28 по состоянию на 01.04.2015 г. (л.д. 97).
15.01.2015 г. дом N <адрес> был обследован межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы администрации городского округа город Буй N 10 от 30.10.2013 г. Согласно акту обследования надземная часть фундамента имеет многочисленные дефекты и находится в ограниченно-работоспособном состоянии. Перекрытие подполья в квартире N 3 провалилось, в других помещениях имеется зыбкость по причине подгнивания балок. Нижняя часть наружных стен на всю глубину сечения бруса поражена гнилью. Имеется выпирание сруба стен с отклонением от вертикали. Наблюдается прогиб потолков во всех квартирах. Чердачное перекрытие обладает повышенной зыбкостью. Стропильная система имеет общую деформацию с перегрузкой при снеговой нагрузке. Вышеуказанные недостатки свидетельствуют о несоответствии несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома требованиям, предъявляемым п. 10 раздела II Положения признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 47 (л.д. 17).
По заключению межведомственной комиссии от 23.01.2015 г. многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, является аварийным и подлежит сносу. Данное заключение межведомственная комиссия приняла по результатам рассмотрения отчета N 719 от 22.12.2014 г., составленного по результатам обследования данного многоквартирного дома ООО "Строительная лаборатория" и на основании акта обследования от 15.01.2015 г., составленного по результатам обследования межведомственной комиссией данного дома (л.д. 18).
Согласно заключению ООО "Строительная лаборатория" рубленые стены жилого дома N <адрес> находятся в предаварийном состоянии с потерей теплозащитных свойств и прогрессирующей деформацией пораженного гнилью сруба. Ремонту стены не подлежат. Фундаменты и перекрытия для повторного использования не пригодны. Требуется снос дома (л.д. 9 - 13).
Постановлением главы администрации городского округа г. Буй Костромской области N 42 от 23.01.2015 г. дом N, расположенный в <адрес>, включен в реестр аварийного жилищного фонда городского округа г. Буй Костромской области; определен срок для сноса данного дома - 2021 год (л.д. 19).
Других жилых помещений, пригодных для проживания, на праве собственности или ином законном основании истицы не имеют.
Установив, что истицы, состоящие на учете нуждающихся в жилом помещении, проживают в аварийном доме, подлежащим сносу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на администрации городского округа город Буй Костромской области лежит обязанность по предоставлению истицам благоустроенного жилого помещения взамен непригодного для проживания занимаемого ими жилого помещения.
Вместе с тем судебная коллегия полагает, что вывод суда о том, что С. и П. должно быть предоставлено жилое помещение не по равнозначности занимаемого ими жилого помещения, как просили истицы, а по норме предоставления, а именно, не менее <данные изъяты> кв. м общей площади, не соответствует действующему законодательству, в связи с чем судебная коллегия на основании абзаца 2 части 2 статьи 327.1 ГПК РФ в интересах законности вышла за пределы требований, изложенных в апелляционной жалобе, не связывая себя доводами жалобы.
Принимая решение о возложении обязанности на ответчика предоставить истицам благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее <данные изъяты> кв. м, суд руководствовался частью 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) в соответствии с которой по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Между тем судом не учтено, что порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 ЖК РФ.
В силу статьи 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно части 1 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на таком учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Часть 1 статьи 89 ЖК РФ, предусматривающая возможность предоставления жилых помещений по нормам предоставления, дополнена Федеральным законом от 30.11.2010 года N 328-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
С учетом изложенного решение суда в части возложения обязанности на администрацию городского округа город Буй Костромской области предоставить по договору социального найма С. и П. благоустроенное жилое помещение в границах городского округа город Буй Костромской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не менее 30 кв. м общей площади, взамен ранее занимаемого подлежит изменению. На администрацию городского округа город Буй Костромской области следует возложить обязанность предоставить по договору социального найма С. и П. благоустроенное жилое помещение в границах городского округа город Буй Костромской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому непригодному для проживания, взамен ранее занимаемого.
Кроме того, взыскивая с администрации городского округа город Буй Костромской области в пользу С. <данные изъяты> руб., суд сослался на статью 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), исходил из того, что С. причинены убытки в указанной сумме, которые ответчик обязан возместить.
Вместе с тем судом не учтено следующее.
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п. 1). Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2).
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу пунктов 8 и 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 15 ЖК РФ).
Во исполнение указанной нормы Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее Положение).
В соответствии с пунктом 7 Положения, признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.
Пунктом 42 Положения в редакции, действовавшей до 04.04.2015 г., установлено, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно пункту 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:
а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;
г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
В силу абзаца 2 пункта 49 Положения в редакции, действовавшей до 04.04.2015 г., на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Из приведенных положений следует, что для признания межведомственной комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции необходимо заключение специализированной организации, выданное по результатам обследования дома.
Таким образом, <данные изъяты> руб., уплаченные С. ООО "Строительная лаборатория" за обследование жилого дома по адресу <адрес>, нельзя отнести к убыткам применительно к статье 15 ГК РФ, в связи с чем решение в части взыскания с администрации городского округа город Буй Костромской области в пользу С. убытков в размере <данные изъяты> руб. нельзя признать законным и обоснованным, поэтому решение в этой части подлежит отмене с принятием в этой части нового решения, которым С. в удовлетворении исковых требований о взыскании с администрации городского округа город Буй Костромской области <данные изъяты> руб. - отказать.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Буйского районного суда Костромской области от 29 апреля 2015 года в части возложения обязанности на администрацию городского округа город Буй Костромской области предоставить по договору социального найма С. ФИО16 и П. ФИО17 благоустроенное жилое помещение в границах городского округа город Буй Костромской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не менее 30 кв. м общей площади, взамен ранее занимаемого - изменить.
Обязать администрацию городского округа город Буй Костромской области предоставить по договору социального найма С. ФИО18 и П. ФИО19 благоустроенное жилое помещение в границах городского округа город Буй Костромской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому непригодному для проживания, взамен ранее занимаемого.
Решение того же суда в части взыскания с администрации городского округа город Буй Костромской области в пользу С. убытков в размере <данные изъяты> руб. - отменить.
Принять по делу в этой части новое решение, которым С. в удовлетворении исковых требований о взыскании с администрации городского округа город Буй Костромской области <данные изъяты> руб. - отказать.
В остальном - решение суда оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОСТРОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 01.07.2015 ПО ДЕЛУ N 33-1091/2015
Требование: 1) Об обязании предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение; 2) О взыскании убытков.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Заключением межведомственной комиссии дом, в котором расположена квартира, предоставленная истице по договору социального найма, признан аварийным и подлежащим сносу.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 июля 2015 г. по делу N 33-1091
Судья: Прыгунова Ю.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
Председательствующего: Ильиной И.Н.,
и судей: Болонкиной И.В., Андреева С.В.,
при секретаре: Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе главы администрации городского округа город Буй Костромской области Р. на решение Буйского районного суда Костромской области от 29 апреля 2015 года, которым исковые требования С. ФИО11 и П. ФИО12 к администрации городского округа город Буй Костромской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма удовлетворены частично. На администрацию городского округа город Буй Костромской области возложена обязанность предоставить по договору социального найма С. ФИО13 и П. ФИО14 благоустроенное жилое помещение в границах городского округа город Буй Костромской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не менее <данные изъяты> кв. м общей площади, взамен ранее занимаемого. С администрации городского округа город Буй Костромской области в пользу С. ФИО15 взысканы убытки в размере <данные изъяты> руб., судебные расходы в размере <данные изъяты> руб., и госпошлина в размере <данные изъяты> руб., всего <данные изъяты> руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Болонкиной И.В., выслушав С., которая считает, что не имеется оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
С. и П. обратились в суд с иском к администрации городского округа г. Буй Костромской области. Просили обязать ответчика предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в границах г. Буй Костромской области в соответствии с нормами предоставления и взыскать в пользу С. судебные расходы по оплате за проведение экспертизы в размере <данные изъяты> руб., расходы по оплате услуг адвоката и госпошлины в размере <данные изъяты> руб.
Требования мотивированы тем, что С. по договору социального найма была предоставлена квартира N в доме N <адрес> на семью из двух человек с дочерью П. Данная квартира является местом их постоянного проживания, других жилых помещений не имеют. На неоднократные обращения к ответчику с просьбой о проведении обследования жилого помещения ответа не поступало. В связи с чем С. обратилась в ООО "Строительная лаборатория" для проведения обследования технического состояния занимаемого ими жилого помещения. Согласно отчету данной организации N 719 от 22.12.2014 г. рубленые стены жилого дома по вышеуказанному адресу находятся в предаварийном состоянии с потерей теплозащитных свойств и прогрессирующей деформацией пораженного гнилью сруба, ремонту не подлежат; фундаменты и перекрытия для повторного использования не пригодны; требуется снос дома. Заключением межведомственной комиссии от 23.01.2015 г. дом признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации городского округа г. Буй Костромской области от 23.01.2015 г. данный дом был включен в реестр аварийного жилищного фонда городского округа г. Буй за N 42 и определен срок для сноса - 2021 год. Согласно справке администрации городского округа г. Буй от 17.11.2014 г. они (истцы) состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с 1974 года, по состоянию на 01.04.2014 г. очередь в списках N 28.
При рассмотрении дела С. и П. уточнили исковые требования. В окончательной редакции просили обязать муниципальное образование городского округа г. Буй в лице администрации городского округа г. Буй предоставить им по договору социального найма благоустроенное жилое помещение равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах городского округа г. Буй Костромской области после вступления решения суда в законную силу, а также взыскать с ответчика пользу С. судебные расходы по оплате экспертизы в размере <данные изъяты> руб., по уплате госпошлины и оплате услуг адвоката в размере <данные изъяты> руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационная компания" и комитет по управлению муниципальным имуществом городского округа г. Буй Костромской области.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе глава администрации городского округа г. Буй Костромской области Р. просит изменить решение суда в части взыскания с администрации городского округа г. Буй Костромской области в пользу С. убытков в размере <данные изъяты> руб. за проведение экспертизы, отказав в удовлетворении исковых требований в указанной части. Ссылаясь на то, что в силу подпункта 3 пункта 31 Административного регламента предоставления администрацией городского округа г. Буй Костромской области муниципальной услуги "Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного постановлением администрации городского округа г. Буй Костромской области от 30.12.2014 г. N 1221, для предоставления указанной муниципальной услуги необходимо заключение специализированной организации, в случае обращения в межведомственную комиссию с вопросом о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции без такого заключения - в предоставлении данной муниципальной услуги будет отказано. Полагает, что взыскание судом в пользу С. за проведение обследования дома ООО "Строительная лаборатория" <данные изъяты> руб. в качестве убытков, является необоснованным, данные расходы, по мнению апеллянта, являются необходимыми затратами С. при ее обращении в межведомственную комиссию.
В возражениях относительно апелляционной жалобы С. и П. полагают решение суда законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме (ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела и установлено судом, С. и П. проживают в однокомнатной муниципальной квартире общей площадью <данные изъяты> кв. м жилой площадью <данные изъяты> кв. м по адресу: <адрес> Дом, в котором проживают истицы, одноэтажный четырехквартирный, в доме печное отопление, централизованное водоснабжение, водоотведение осуществляется в поквартирные люфт-клозеты, фундамент из бетонных столбиков с забиркой из кирпича, стены рубленые из бруса, крыша двускатная, с покрытием из шифера по рубероиду (л.д. 15, 20, 23, 61).
Из материалов дела следует, что С. составом семьи 2 человека с 1974 года состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, за N 28 по состоянию на 01.04.2015 г. (л.д. 97).
15.01.2015 г. дом N <адрес> был обследован межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы администрации городского округа город Буй N 10 от 30.10.2013 г. Согласно акту обследования надземная часть фундамента имеет многочисленные дефекты и находится в ограниченно-работоспособном состоянии. Перекрытие подполья в квартире N 3 провалилось, в других помещениях имеется зыбкость по причине подгнивания балок. Нижняя часть наружных стен на всю глубину сечения бруса поражена гнилью. Имеется выпирание сруба стен с отклонением от вертикали. Наблюдается прогиб потолков во всех квартирах. Чердачное перекрытие обладает повышенной зыбкостью. Стропильная система имеет общую деформацию с перегрузкой при снеговой нагрузке. Вышеуказанные недостатки свидетельствуют о несоответствии несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома требованиям, предъявляемым п. 10 раздела II Положения признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 47 (л.д. 17).
По заключению межведомственной комиссии от 23.01.2015 г. многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, является аварийным и подлежит сносу. Данное заключение межведомственная комиссия приняла по результатам рассмотрения отчета N 719 от 22.12.2014 г., составленного по результатам обследования данного многоквартирного дома ООО "Строительная лаборатория" и на основании акта обследования от 15.01.2015 г., составленного по результатам обследования межведомственной комиссией данного дома (л.д. 18).
Согласно заключению ООО "Строительная лаборатория" рубленые стены жилого дома N <адрес> находятся в предаварийном состоянии с потерей теплозащитных свойств и прогрессирующей деформацией пораженного гнилью сруба. Ремонту стены не подлежат. Фундаменты и перекрытия для повторного использования не пригодны. Требуется снос дома (л.д. 9 - 13).
Постановлением главы администрации городского округа г. Буй Костромской области N 42 от 23.01.2015 г. дом N, расположенный в <адрес>, включен в реестр аварийного жилищного фонда городского округа г. Буй Костромской области; определен срок для сноса данного дома - 2021 год (л.д. 19).
Других жилых помещений, пригодных для проживания, на праве собственности или ином законном основании истицы не имеют.
Установив, что истицы, состоящие на учете нуждающихся в жилом помещении, проживают в аварийном доме, подлежащим сносу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на администрации городского округа город Буй Костромской области лежит обязанность по предоставлению истицам благоустроенного жилого помещения взамен непригодного для проживания занимаемого ими жилого помещения.
Вместе с тем судебная коллегия полагает, что вывод суда о том, что С. и П. должно быть предоставлено жилое помещение не по равнозначности занимаемого ими жилого помещения, как просили истицы, а по норме предоставления, а именно, не менее <данные изъяты> кв. м общей площади, не соответствует действующему законодательству, в связи с чем судебная коллегия на основании абзаца 2 части 2 статьи 327.1 ГПК РФ в интересах законности вышла за пределы требований, изложенных в апелляционной жалобе, не связывая себя доводами жалобы.
Принимая решение о возложении обязанности на ответчика предоставить истицам благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее <данные изъяты> кв. м, суд руководствовался частью 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) в соответствии с которой по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Между тем судом не учтено, что порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 ЖК РФ.
В силу статьи 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно части 1 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на таком учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Часть 1 статьи 89 ЖК РФ, предусматривающая возможность предоставления жилых помещений по нормам предоставления, дополнена Федеральным законом от 30.11.2010 года N 328-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
С учетом изложенного решение суда в части возложения обязанности на администрацию городского округа город Буй Костромской области предоставить по договору социального найма С. и П. благоустроенное жилое помещение в границах городского округа город Буй Костромской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не менее 30 кв. м общей площади, взамен ранее занимаемого подлежит изменению. На администрацию городского округа город Буй Костромской области следует возложить обязанность предоставить по договору социального найма С. и П. благоустроенное жилое помещение в границах городского округа город Буй Костромской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому непригодному для проживания, взамен ранее занимаемого.
Кроме того, взыскивая с администрации городского округа город Буй Костромской области в пользу С. <данные изъяты> руб., суд сослался на статью 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), исходил из того, что С. причинены убытки в указанной сумме, которые ответчик обязан возместить.
Вместе с тем судом не учтено следующее.
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п. 1). Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2).
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу пунктов 8 и 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 15 ЖК РФ).
Во исполнение указанной нормы Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее Положение).
В соответствии с пунктом 7 Положения, признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.
Пунктом 42 Положения в редакции, действовавшей до 04.04.2015 г., установлено, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно пункту 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:
а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;
г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
В силу абзаца 2 пункта 49 Положения в редакции, действовавшей до 04.04.2015 г., на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Из приведенных положений следует, что для признания межведомственной комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции необходимо заключение специализированной организации, выданное по результатам обследования дома.
Таким образом, <данные изъяты> руб., уплаченные С. ООО "Строительная лаборатория" за обследование жилого дома по адресу <адрес>, нельзя отнести к убыткам применительно к статье 15 ГК РФ, в связи с чем решение в части взыскания с администрации городского округа город Буй Костромской области в пользу С. убытков в размере <данные изъяты> руб. нельзя признать законным и обоснованным, поэтому решение в этой части подлежит отмене с принятием в этой части нового решения, которым С. в удовлетворении исковых требований о взыскании с администрации городского округа город Буй Костромской области <данные изъяты> руб. - отказать.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Буйского районного суда Костромской области от 29 апреля 2015 года в части возложения обязанности на администрацию городского округа город Буй Костромской области предоставить по договору социального найма С. ФИО16 и П. ФИО17 благоустроенное жилое помещение в границах городского округа город Буй Костромской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не менее 30 кв. м общей площади, взамен ранее занимаемого - изменить.
Обязать администрацию городского округа город Буй Костромской области предоставить по договору социального найма С. ФИО18 и П. ФИО19 благоустроенное жилое помещение в границах городского округа город Буй Костромской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому непригодному для проживания, взамен ранее занимаемого.
Решение того же суда в части взыскания с администрации городского округа город Буй Костромской области в пользу С. убытков в размере <данные изъяты> руб. - отменить.
Принять по делу в этой части новое решение, которым С. в удовлетворении исковых требований о взыскании с администрации городского округа город Буй Костромской области <данные изъяты> руб. - отказать.
В остальном - решение суда оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)