Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 28.10.2014 ПО ДЕЛУ N 33-15213/2014

Требование: Об обязании предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что дом не включен в подпрограмму "Переселение граждан из жилищного фонда, подлежащего сносу и реконструкции на 2007 - 2015 гг.", ответчиками не исполняются требования ст. 19 ЖК РФ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 октября 2014 г. по делу N 33-15213/2014


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.
судей Гареевой Д.Р., Турумтаевой Г.Я.
при секретаре Б.
с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе М.И.В. на решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 26 августа 2014 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска прокурора Калининского района г. Уфа в интересах М.И.В. к Администрации ГО г. Уфа, Администрации Калининского района ГО г. Уфа об обязании предоставить М.И.В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города адрес, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления общей жилой площади жилого помещения не менее ... кв. м отказать за необоснованностью.
Заслушав доклад судьи Науширбановой З.А., судебная коллегия

установила:

Прокурор Калининского района г. Уфы РБ обратился в суд с иском в интересах М.И.В. к Администрации городского округа г. Уфа, Администрации Калининского района ГО г. Уфы об обязании предоставить М.И.В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте адрес, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления общей жилой площади жилого помещения не менее ... кв. м.
Требования мотивированы тем, что адрес в котором проживает М.И.В., находится в муниципальной собственности. По обращению М.И.В. дата г. совместно с Госкомжилнадзором проведена инспекционная проверка дома. В результате проверки установлены нарушения требований "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда". Грунт в подвале дома влажный, электрооборудование, полы в квартире неисправны, постановлением Администрации адрес от дата N ... утвержден акт межведомственной комиссии об отнесении дома непригодным для проживания. М.И.В. принята на учет граждан нуждающихся в жилом помещении, номер очереди N ..., износ дома составляет ...%, может разрушиться в любе время, между тем указанный дом не включен в подпрограмму "Переселение граждан из жилищного фонда, подлежащего сносу и реконструкции на 2007 - 2015 гг.", ответчиками не исполняются требования ст. 19 ЖК РФ.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе М.И.В. ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что постановлением администрации адрес от дата утвержден акт межведомственной комиссии об отнесении дома по адрес в адрес непригодным для постоянного проживания. Проживание в указанном доме невозможно, однако жилье М.И.В. не предоставлено. Также указала, что она в дата году признана малоимущей, и поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от дата производство по апелляционному представлению помощника прокурора Калининского района г. Уфы Республики Башкортостан К. на решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 26 августа 2014 года прекращено.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав прокурора Фахретдинову Ю.Ю., М.И.В., поддержавшую доводы жалобы, объяснения представителя Администрации Калининского района ГО г. Уфы РБ Д., о законности решения суда, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
В силу ст. 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, последний применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положениями ст. ст. 37, 93 ЖК РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам, жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания.
Если дом (жилое помещение) грозит обвалом, гражданам, выселяемым из этого дома (жилого помещения), другое благоустроенное жилое помещение предоставляется по решению исполнительного комитета местного Совета народных депутатов за счет жилищного фонда местного Совета народных депутатов либо соответствующего предприятия учреждения, организации.
Аналогичные положения содержатся и в нормах ЖК РФ, введенного в действие с 01.03.2005.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Пунктом 3 статьи 85 ЖК РФ в качестве основания для предоставления другого благоустроенного помещения по договору социального найма предусмотрено признание жилого помещения непригодным для проживания.
Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от 28.01.2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Пункт 7 названного Положения предусматривает, что уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Из Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции следует, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Федеральный орган исполнительной власти создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого федерального органа исполнительной власти. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного федерального органа исполнительной власти. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Согласно данному положению основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания: отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме; отсутствие в жилом доме свыше 5 этажей лифта и мусоропровода, если этот жилой дом вследствие физического износа находится в ограниченно работоспособном состоянии и не подлежит капитальному ремонту и реконструкции; несоответствие объемно-планировочного решения жилых помещений и их расположения минимальной площади комнат и вспомогательных помещений квартиры в эксплуатируемом жилом доме, спроектированном и построенном по ранее действующей нормативной документации, принятым в настоящее время объемно-планировочным решениям, если это решение удовлетворяет требованиям эргономики в части размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования.
Пунктом 42 предусмотрено, что на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; ... составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии и др.
В соответствии с п. 49 Положения на основании полученного заключения, соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Верховный Суд РФ в "Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, разъяснил, что вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно исходил из того, что оснований для предоставления во внеочередном порядке М.И.В. по договору социального найма благоустроенного жилого помещения не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах и не противоречат действующему законодательству.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу дата г. решением ... районного суда адрес от дата постановлено в удовлетворении иска М.И.В. к ОАО "..." об обязании предоставить жилье отказано.
При этом из указанного решения следует, что заключением эксперта N ... от дата установлен физический износ адрес пристроя - ...%, дома ...%. Суд также сделал вывод о пригодности проживания в данном доме. Судом был исследован акт межведомственной комиссии от дата за N ..., из которого следовал вывод о физическом износе дома в ...%, что дом является непригодным для проживания. Комиссия предписала ОАО "..." принять меры для обеспечения безопасности и обеспечения условий для проживания жильцов, в связи с чем предписано выполнить устройство вентиляции в соответствии с необходимыми нормами и правилами, капитальный ремонт конструкций фундамента с привлечением организаций соответствующего профиля. Указанным решением ... районного суда адрес от дата установлено, что ОАО "..." проводило соответствующие работы по содержанию дома в надлежащем техническом состоянии, все требования предписания комиссии со стороны ОАО "..." выполнены.
Таким образом, акт межведомственной комиссии от дата за N ..., не отражает фактическое состояние адрес на момент предъявления указанного иска. При этом после проведения ОАО "..." соответствующих работ по содержанию дома, не проводилась оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (согласно п. 43 Положения).
При этом суд обоснованно исходил из того, что доказательств о том, что в период времени с дата по настоящее время межведомственная комиссия Администрации адрес с выездом на место провела обследование адрес на предмет соответствия его конструкций строительным, строительно-техническим, градостроительным нормам и правилам, возможности безопасного проживания в нем граждан, необходимости сноса строения, признания его аварийным, ветхим, подлежащим сносу, составила соответствующий акт, не представлено. В связи с чем спорный дом не включен в подпрограмму "Переселение граждан из жилищного фонда, подлежащего сносу и реконструкции на 2007 - 2015 гг." для возможности обеспечения жильцов дома благоустроенными жилыми помещениями.
Из письма Г. N ... от дата следует, что представители Г. совместно с представителями ОАО "..." выезжали на место для проверки, в ходе которой установлено, что дом построен в дата г., износ дома составляет ...%, в том числе износ фундамента ...%, стен ...%, перекрытий ...%, полов ...%, дверных проемов ...%, в доме отсутствуют водоотведение, горячее и холодное водоснабжение. Требуется Главе Администрации ГО адрес в течение 30 дней рассмотреть на заседании межведомственной комиссии, принять решение о проведении оценки соответствия дома установленным правилам, признании дома аварийным и подлежащим сносу, в случае принятия решения о реконструкции дома предусмотреть выполнение работ по обеспечению жильцов коммунальными услугами.
Г. дата составил акт проверки в отношении ОАО "...", из которого видно, что спорный дом построен в дата г., износ дома составляет ...%, в том числе износ фундамента ...%, стен ...%, перекрытий ...%, полов ...%, дверных проемов ...%, в доме отсутствуют водоотведение, горячее и холодное водоснабжение.
Как указал суд, доказательств в подтверждение того, что вышеуказанные требования Г. были исполнены Администрацией ГО адрес, ответчиками не представлено.
Судом установлено, что жилой дом, в котором проживает М.И.В., не включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, либо в перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации. Указанный многоквартирный дом, не признан в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу.
При таких обстоятельствах, суд правильно пришел к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований об обязании предоставить М.И.В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте адрес, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления общей жилой площади жилого помещения не менее ... кв. м не имеется. В связи с тем, что жилой адрес в установленном порядке не признан органом местного самоуправления аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, не признана необходимость проведения ремонтно-восстановительных работ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что постановлением администрации адрес от дата. утвержден акт межведомственной комиссии об отнесении дома по адрес в адрес непригодным для постоянного проживания; проживание в указанном доме невозможно, судебная коллегия находит необоснованными, поскольку адрес, в котором расположена квартира М.И.В., в установленном порядке непригодным для проживания, подлежащим сносу не признан; доказательств, что квартира является непригодной для проживания и подлежит капитальному ремонту не представлено. На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и нуждающихся в жилом помещении М.И.В. состоит, однако она в указанном списке под номером N .... Ни прокурор, ни М.И.В. не обжаловали в суд действия (бездействие) органа местного самоуправления (Администрации ГО адрес), выразившиеся в непринятии предусмотренных законом мер для признания спорного дома аварийным, подлежащим сносу, реконструкции, необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Решение суда отвечает требованиям закона. Основания к его отмене по доводам апелляционной жалобы не имеются.
Руководствуясь ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 26 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу М.И.В. без удовлетворения.

Председательствующий
З.А.НАУШИРБАНОВА

Судьи
Д.Р.ГАРЕЕВА
Г.Я.ТУРУМТАЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)