Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19.01.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
общества с ограниченной ответственностью "Ядринжилремсервис"
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2014,
принятое судьями Назаровой Н.А., Казаковой Н.А., Тарасовой Т.И.,
по делу N А79-902/2014
по иску индивидуального предпринимателя Михайлова Алексея Львовича
к обществу с ограниченной ответственностью "Ядринжилремсервис"
о взыскании 82 269 рублей долга
и по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Ядринжилремсервис"
к индивидуальному предпринимателю Михайлову Алексею Львовичу
о признании договора частично недействительным и взыскании 426 616 рублей 01 копейки неосновательного обогащения,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, - общество с ограниченной ответственностью "Ядринский машиностроительный завод - Энерго"
(ОГРН: 1042136000950, ИНН: 2119005472),
и
индивидуальный предприниматель Михайлов Алексей Львович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ядринжилремсервис" (далее - Общество) о взыскании 82 269 рублей долга по оплате работ, выполненных по договору от 07.09.2012 N 1.
Определением от 14.02.2014 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Ядринский машиностроительный завод - Энерго" (далее - ООО "ЯМЗ-Энерго").
Определением от 31.03.2014 принято встречное исковое заявление Общества к Предпринимателю, уточненное в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными (ничтожными) дополнительного соглашения от 25.10.2013 к договору от 07.09.2012 N 1, пунктов 1.2, 2.2.3, 3.1, 3.2 договора от 07.09.2012 N 1 в части получения ООО "ЯМЗ-Энерго" денежных средств от Общества, пункта 3.3 этого же договора в части внесения Обществом ООО "ЯМЗ-Энерго" ежемесячной платы в порядке, предусмотренном пунктами 3.1 и 3.2 договора, о применении последствий недействительности сделки и взыскании с Предпринимателя в пользу Общества 426 616 рублей 01 копейку.
Руководствуясь статьями 166, 168, 180, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 5 и 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), пунктом 38 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Арбитражный суд Чувашской Республики решением от 11.06.2014 в удовлетворении первоначального иска отказал, встречный иск удовлетворил в полном объеме.
Постановлением от 17.10.2014 Первый арбитражный апелляционный суд решение суда первой инстанции отменил, взыскал с Общества в пользу Предпринимателя 82 269 рублей долга, в удовлетворении встречного иска отказал.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставить без изменения решение суда.
Заявитель жалобы не согласен с выводами суда о возложении на него обязанности по оплате расходов на установку общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды (далее - ОДПУ) в жилых домах. По его мнению, ООО "ЯМЗ-Энерго", осуществившая оснащение многоквартирных жилых домов ОДПУ путем заключения договора с Предпринимателем, должно самостоятельно взыскивать с собственников помещений многоквартирного жилого дома плату за на установку коллективного (общедомового) прибора учета путем выставления соответствующего счета.
Подробно доводы Общества указаны в кассационной жалобе.
Предприниматель в отзыве просил в удовлетворении жалобы отказать.
В порядке, установленном в статье 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании объявлялся перерыв до 19.01.2015.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей не обеспечили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Проверив законность и обоснованность постановления суда апелляционной инстанции в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд округа не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы, на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установил суд, Общество является управляющей организацией, обслуживающей следующие многоквартирные дома в городе Ядрине Чувашской Республики: дом 2 по улице 30 лет Победы; дома 66, 68, 86, 93 94, 95 по улице 50 лет Победы; дома 95, 97, 101, 111, 111а, 113 по улице К. Маркса; дом 8 по улице Крестьянская; дом 16 по улице Некрасова; дома 12, 19 по улице Плеханова.
ООО "ЯМЗ-Энерго" (заказчик), Предприниматель (исполнитель) и Общество (управляющая организация) 07.09.2012 заключили договор N 1 на выполнение работ, согласно которому исполнитель по заданию заказчика обязуется совершить действия по оснащению приборами учета горячей воды и тепловой энергии многоквартирных домов, обслуживаемых управляющей организацией, а заказчик обязуется оплатить расходы исполнителя на выполнение работ; управляющая организация обязана оплатить расходы заказчика на выполнение работ в порядке и на условиях, предусмотренных договором, путем сбора платы с собственников помещений в многоквартирных домах, в которых совершены действия по оснащению приборами учета горячей воды и тепловой энергии; плата вносится управляющей организации равными долями в течение одного года с даты установки приборов (пункт 1.2 договора в редакции дополнительного соглашения от 25.10.2013 N 1).
Указанным дополнительным соглашением исключен пункт 2.2.3 договора от 07.09.2013 N 1, пункты 3.1, 3.2 договора изложены в следующей редакции:
"3.1. После подписания акта приемки-сдачи каждого этапа работ или конечного результат работ управляющая организация равными долями в течение одного года, но не позднее 31.12.2004, ежемесячно до 20-го числа месяца, следующего за расчетным, перечисляет на расчетный счет исполнителя собранные с собственников помещений в многоквартирных домах, в которых совершены действия по оснащению приборами учета горячей воды и тепловой энергии, денежные средства в размере не менее, чем установлено пунктом 3.3 договора.
3.2. Стороны установили, что перечисление управляющей организацией денежных средств на расчетный счет исполнителя в порядке, предусмотренном пунктом 3.1 договора, является исполнением заказчиком и управляющей организацией принятых по договору обязательств.
В соответствии с пунктом 3.3 договора размер ежемесячной платы, вносимой управляющей организацией заказчику, и оплачиваемой заказчиком исполнителю в порядке, предусмотренном пунктами 3.1 и 3.2 договора, с учетом увеличения на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, а также общая сумма договора установлены в приложении N 1 к договору".
Общая сумма работ и оборудования по приложению N 1 к договору от 07.09.2012 N 1 составляет 4 140 036 рублей 90 копеек. В данном приложении стороны также указали конечную дату оплаты исполнителю всех работ - 31.12.2014.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что работы по договору от 07.09.2012 N 1 выполнены Предпринимателем на сумму 4 140 036 рублей 90 копеек и приняты ООО "ЯМЗ-Энерго" и Обществом по актам допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии и ГВС и актам выполненных работ по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды.
В соответствии с условиями договора Общество на расчетный счет Предприятия перечислило 426 616 рублей 01 копейку.
По результатам проведенной проверки прокуратура Ядринского района Чувашской Республики в представлении от 18.12.2013 N 03-03-2013 указала на необоснованность выставления собственникам жилых помещений счетов на оплату расходов на установку такого прибора учета управляющей организацией и потребовала прекратить действия по выставлению собственникам жилых помещений счетов на оплату расходов на установку такого прибора учета в квитанциях на оплату ЖКУ, решить вопрос о возврате сумм собственникам жилых помещений, уже внесшим данную плату.
В обращениях от 23.12.2013 N 1190, 1191 и от 09.01.2014 N 07, 08 Общество уведомило Предпринимателя и ООО "ЯМЗ-Энерго" о недействительности договора от 07.09.2013 N 1, просило в целях возвращения собственникам помещений, уже внесшим плату за установку ОДПУ, вернуть Обществу в течение пяти дней с момента получения обращения полученные денежные средства.
Предприниматель, ссылаясь на выполнение работ по установке приборов учета и неисполнение Обществом договорных обязанностей по оплате данных работ, обратился в суд с иском о взыскании задолженности.
Отказ Предпринимателя и ООО "ЯМЗ-Энерго" в возврате перечисленных исполнителю денежных средств послужил основанием для встречного иска.
При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции исходя из конкретных обстоятельств дела, руководствуясь статьями 8, 168, 309, 310, 421, 422 Кодекса, статьями 161, 162, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьей 13 Закона N 261-ФЗ, пунктами 11 и 16 Правил N 491, сделал вывод о том, что в случае выбора собственниками помещений многоквартирного дома способа управления силами управляющей организации оплата установки общедомовых приборов учета возлагается на управляющую организацию. Отказывая в удовлетворении встречного иска, суд указал на соответствие спорного договора нормам действующего законодательства.
В соответствии с частью 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
Управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
В силу части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 01.01.2012 (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 01.01.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. После 01.01.2012 (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов) и 01.01.2013 (в отношении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Во исполнение Закона N 261-ФЗ Министерство энергетики Российской Федерации издало приказ от 07.04.2010 N 149 "Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29.06.2010 N 17646), и приказ от 16.04.2010 N 178 "Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13.05.2010 N 17188).
Таким образом, нормами Закона N 261-ФЗ обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений такого дома и предусмотрено, что установка и эксплуатация прибора учета осуществляется на возмездной основе, что согласуется с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", которым определен состав общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома, в который, помимо прочего, включены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии.
В соответствии с подпунктами "и", "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, и обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Действующим жилищным законодательством и Законом N 261-ФЗ мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома; обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Содержание части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ не может толковаться как освобождающее управляющую организацию от оплаты расходов по установке приборов учета, произведенных истцом, в том числе в случае, если собственники не приняли решения об установке прибора учета.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) является обязанностью управляющей организации в силу части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпункта "к" пункта 11 Правил N 491.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
В спорном случае Предприниматель, непосредственно производившим работы по установке приборов учета, ресурсоснабжающая организация и Общество заключили договор, по которому управляющая организация приняла на себя обязательства по оплате расходов на установку приборов учета.
Общедомовые приборы учета установлены в жилых домах и с участием представителя Общества приняты и введены в эксплуатацию, что свидетельствует о том, что установкой общедомовых приборов учета в доме обеспечивается исполнение собственниками жилых помещений обязанности по установке общедомового прибора учета, возложенной на них частью 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ.
Поскольку действия Предпринимателя по установке общедомовых приборов учета не противоречат воле собственников, возникло встречное обязательство по оплате Предпринимателю его расходов, которое в данном случае должно быть возложено на управляющую организацию, так как собственниками жилого дома избран способ управления домом - управляющей организацией, а не непосредственное управление домом.
Учитывая, что Общество, как управляющая организация, обязано оплатить работы по установке узла учета тепловой энергии и ГВС, а также отсутствие доказательств оплаты по актам приемки и ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии и ГВС и актам выполненных работ, суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил требование Предпринимателя о взыскании с Общества задолженности.
Отказывая в удовлетворении встречного иска, апелляционный суд указал, что спорный договор не противоречит действующему законодательству, заключен в соответствии с требованиями части 3 статьи 13 Закона N 261-ФЗ и оснований для признания его недействительным в оспариваемой части не имеется.
В соответствии с статьей 168 Кодекса сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно пункту 1 статьи 166 Кодекса сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Вместе с тем в силу пункта 1 статьи 167 Кодекса недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Поскольку у Предпринимателя в течение длительного времени (с 07.09.2012 по настоящее время) не возникало сомнений по поводу несоответствия (недействительности) спорного договора нормам действующего законодательства, при этом договор сторонами исполнялся, акты выполненных работ подписывались Обществом, отказ апелляционного суда в удовлетворении встречного иска признан судом округа правомерным.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили правовую оценку; эти доводы не опровергают сделанных судом выводов, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Первый арбитражный апелляционный суд правильно применил нормы материального права, не допустил нарушения норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2014 по делу N А79-902/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ядринжилремсервис" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 26.01.2015 N Ф01-5632/2014 ПО ДЕЛУ N А79-902/2014
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 января 2015 г. по делу N А79-902/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 19.01.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
общества с ограниченной ответственностью "Ядринжилремсервис"
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2014,
принятое судьями Назаровой Н.А., Казаковой Н.А., Тарасовой Т.И.,
по делу N А79-902/2014
по иску индивидуального предпринимателя Михайлова Алексея Львовича
к обществу с ограниченной ответственностью "Ядринжилремсервис"
о взыскании 82 269 рублей долга
и по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Ядринжилремсервис"
к индивидуальному предпринимателю Михайлову Алексею Львовичу
о признании договора частично недействительным и взыскании 426 616 рублей 01 копейки неосновательного обогащения,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, - общество с ограниченной ответственностью "Ядринский машиностроительный завод - Энерго"
(ОГРН: 1042136000950, ИНН: 2119005472),
и
установил:
индивидуальный предприниматель Михайлов Алексей Львович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ядринжилремсервис" (далее - Общество) о взыскании 82 269 рублей долга по оплате работ, выполненных по договору от 07.09.2012 N 1.
Определением от 14.02.2014 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Ядринский машиностроительный завод - Энерго" (далее - ООО "ЯМЗ-Энерго").
Определением от 31.03.2014 принято встречное исковое заявление Общества к Предпринимателю, уточненное в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными (ничтожными) дополнительного соглашения от 25.10.2013 к договору от 07.09.2012 N 1, пунктов 1.2, 2.2.3, 3.1, 3.2 договора от 07.09.2012 N 1 в части получения ООО "ЯМЗ-Энерго" денежных средств от Общества, пункта 3.3 этого же договора в части внесения Обществом ООО "ЯМЗ-Энерго" ежемесячной платы в порядке, предусмотренном пунктами 3.1 и 3.2 договора, о применении последствий недействительности сделки и взыскании с Предпринимателя в пользу Общества 426 616 рублей 01 копейку.
Руководствуясь статьями 166, 168, 180, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 5 и 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), пунктом 38 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Арбитражный суд Чувашской Республики решением от 11.06.2014 в удовлетворении первоначального иска отказал, встречный иск удовлетворил в полном объеме.
Постановлением от 17.10.2014 Первый арбитражный апелляционный суд решение суда первой инстанции отменил, взыскал с Общества в пользу Предпринимателя 82 269 рублей долга, в удовлетворении встречного иска отказал.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставить без изменения решение суда.
Заявитель жалобы не согласен с выводами суда о возложении на него обязанности по оплате расходов на установку общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды (далее - ОДПУ) в жилых домах. По его мнению, ООО "ЯМЗ-Энерго", осуществившая оснащение многоквартирных жилых домов ОДПУ путем заключения договора с Предпринимателем, должно самостоятельно взыскивать с собственников помещений многоквартирного жилого дома плату за на установку коллективного (общедомового) прибора учета путем выставления соответствующего счета.
Подробно доводы Общества указаны в кассационной жалобе.
Предприниматель в отзыве просил в удовлетворении жалобы отказать.
В порядке, установленном в статье 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании объявлялся перерыв до 19.01.2015.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей не обеспечили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Проверив законность и обоснованность постановления суда апелляционной инстанции в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд округа не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы, на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установил суд, Общество является управляющей организацией, обслуживающей следующие многоквартирные дома в городе Ядрине Чувашской Республики: дом 2 по улице 30 лет Победы; дома 66, 68, 86, 93 94, 95 по улице 50 лет Победы; дома 95, 97, 101, 111, 111а, 113 по улице К. Маркса; дом 8 по улице Крестьянская; дом 16 по улице Некрасова; дома 12, 19 по улице Плеханова.
ООО "ЯМЗ-Энерго" (заказчик), Предприниматель (исполнитель) и Общество (управляющая организация) 07.09.2012 заключили договор N 1 на выполнение работ, согласно которому исполнитель по заданию заказчика обязуется совершить действия по оснащению приборами учета горячей воды и тепловой энергии многоквартирных домов, обслуживаемых управляющей организацией, а заказчик обязуется оплатить расходы исполнителя на выполнение работ; управляющая организация обязана оплатить расходы заказчика на выполнение работ в порядке и на условиях, предусмотренных договором, путем сбора платы с собственников помещений в многоквартирных домах, в которых совершены действия по оснащению приборами учета горячей воды и тепловой энергии; плата вносится управляющей организации равными долями в течение одного года с даты установки приборов (пункт 1.2 договора в редакции дополнительного соглашения от 25.10.2013 N 1).
Указанным дополнительным соглашением исключен пункт 2.2.3 договора от 07.09.2013 N 1, пункты 3.1, 3.2 договора изложены в следующей редакции:
"3.1. После подписания акта приемки-сдачи каждого этапа работ или конечного результат работ управляющая организация равными долями в течение одного года, но не позднее 31.12.2004, ежемесячно до 20-го числа месяца, следующего за расчетным, перечисляет на расчетный счет исполнителя собранные с собственников помещений в многоквартирных домах, в которых совершены действия по оснащению приборами учета горячей воды и тепловой энергии, денежные средства в размере не менее, чем установлено пунктом 3.3 договора.
3.2. Стороны установили, что перечисление управляющей организацией денежных средств на расчетный счет исполнителя в порядке, предусмотренном пунктом 3.1 договора, является исполнением заказчиком и управляющей организацией принятых по договору обязательств.
В соответствии с пунктом 3.3 договора размер ежемесячной платы, вносимой управляющей организацией заказчику, и оплачиваемой заказчиком исполнителю в порядке, предусмотренном пунктами 3.1 и 3.2 договора, с учетом увеличения на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, а также общая сумма договора установлены в приложении N 1 к договору".
Общая сумма работ и оборудования по приложению N 1 к договору от 07.09.2012 N 1 составляет 4 140 036 рублей 90 копеек. В данном приложении стороны также указали конечную дату оплаты исполнителю всех работ - 31.12.2014.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что работы по договору от 07.09.2012 N 1 выполнены Предпринимателем на сумму 4 140 036 рублей 90 копеек и приняты ООО "ЯМЗ-Энерго" и Обществом по актам допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии и ГВС и актам выполненных работ по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды.
В соответствии с условиями договора Общество на расчетный счет Предприятия перечислило 426 616 рублей 01 копейку.
По результатам проведенной проверки прокуратура Ядринского района Чувашской Республики в представлении от 18.12.2013 N 03-03-2013 указала на необоснованность выставления собственникам жилых помещений счетов на оплату расходов на установку такого прибора учета управляющей организацией и потребовала прекратить действия по выставлению собственникам жилых помещений счетов на оплату расходов на установку такого прибора учета в квитанциях на оплату ЖКУ, решить вопрос о возврате сумм собственникам жилых помещений, уже внесшим данную плату.
В обращениях от 23.12.2013 N 1190, 1191 и от 09.01.2014 N 07, 08 Общество уведомило Предпринимателя и ООО "ЯМЗ-Энерго" о недействительности договора от 07.09.2013 N 1, просило в целях возвращения собственникам помещений, уже внесшим плату за установку ОДПУ, вернуть Обществу в течение пяти дней с момента получения обращения полученные денежные средства.
Предприниматель, ссылаясь на выполнение работ по установке приборов учета и неисполнение Обществом договорных обязанностей по оплате данных работ, обратился в суд с иском о взыскании задолженности.
Отказ Предпринимателя и ООО "ЯМЗ-Энерго" в возврате перечисленных исполнителю денежных средств послужил основанием для встречного иска.
При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции исходя из конкретных обстоятельств дела, руководствуясь статьями 8, 168, 309, 310, 421, 422 Кодекса, статьями 161, 162, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьей 13 Закона N 261-ФЗ, пунктами 11 и 16 Правил N 491, сделал вывод о том, что в случае выбора собственниками помещений многоквартирного дома способа управления силами управляющей организации оплата установки общедомовых приборов учета возлагается на управляющую организацию. Отказывая в удовлетворении встречного иска, суд указал на соответствие спорного договора нормам действующего законодательства.
В соответствии с частью 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
Управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
В силу части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 01.01.2012 (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 01.01.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. После 01.01.2012 (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов) и 01.01.2013 (в отношении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Во исполнение Закона N 261-ФЗ Министерство энергетики Российской Федерации издало приказ от 07.04.2010 N 149 "Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29.06.2010 N 17646), и приказ от 16.04.2010 N 178 "Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13.05.2010 N 17188).
Таким образом, нормами Закона N 261-ФЗ обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений такого дома и предусмотрено, что установка и эксплуатация прибора учета осуществляется на возмездной основе, что согласуется с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", которым определен состав общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома, в который, помимо прочего, включены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии.
В соответствии с подпунктами "и", "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, и обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Действующим жилищным законодательством и Законом N 261-ФЗ мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома; обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Содержание части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ не может толковаться как освобождающее управляющую организацию от оплаты расходов по установке приборов учета, произведенных истцом, в том числе в случае, если собственники не приняли решения об установке прибора учета.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) является обязанностью управляющей организации в силу части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпункта "к" пункта 11 Правил N 491.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
В спорном случае Предприниматель, непосредственно производившим работы по установке приборов учета, ресурсоснабжающая организация и Общество заключили договор, по которому управляющая организация приняла на себя обязательства по оплате расходов на установку приборов учета.
Общедомовые приборы учета установлены в жилых домах и с участием представителя Общества приняты и введены в эксплуатацию, что свидетельствует о том, что установкой общедомовых приборов учета в доме обеспечивается исполнение собственниками жилых помещений обязанности по установке общедомового прибора учета, возложенной на них частью 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ.
Поскольку действия Предпринимателя по установке общедомовых приборов учета не противоречат воле собственников, возникло встречное обязательство по оплате Предпринимателю его расходов, которое в данном случае должно быть возложено на управляющую организацию, так как собственниками жилого дома избран способ управления домом - управляющей организацией, а не непосредственное управление домом.
Учитывая, что Общество, как управляющая организация, обязано оплатить работы по установке узла учета тепловой энергии и ГВС, а также отсутствие доказательств оплаты по актам приемки и ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии и ГВС и актам выполненных работ, суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил требование Предпринимателя о взыскании с Общества задолженности.
Отказывая в удовлетворении встречного иска, апелляционный суд указал, что спорный договор не противоречит действующему законодательству, заключен в соответствии с требованиями части 3 статьи 13 Закона N 261-ФЗ и оснований для признания его недействительным в оспариваемой части не имеется.
В соответствии с статьей 168 Кодекса сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно пункту 1 статьи 166 Кодекса сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Вместе с тем в силу пункта 1 статьи 167 Кодекса недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Поскольку у Предпринимателя в течение длительного времени (с 07.09.2012 по настоящее время) не возникало сомнений по поводу несоответствия (недействительности) спорного договора нормам действующего законодательства, при этом договор сторонами исполнялся, акты выполненных работ подписывались Обществом, отказ апелляционного суда в удовлетворении встречного иска признан судом округа правомерным.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили правовую оценку; эти доводы не опровергают сделанных судом выводов, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Первый арбитражный апелляционный суд правильно применил нормы материального права, не допустил нарушения норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2014 по делу N А79-902/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ядринжилремсервис" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
Судьи
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
А.И.ЧИГРАКОВ
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
А.И.ЧИГРАКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)