Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 декабря 2014 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Севастьяновой М.А.,
судей Лаптева Н.В.,
Сидоровой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Услуга" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.06.2014 (судья Вебер Л.Е.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 (судьи Тетерина Н.В., Зорина О.В., Шарова Н.А.) по делу N А70-2392/2014 по иску открытого акционерного общества "Водоканал" (627750, Тюменская обл., г. Ишим, ул. Коркинская, д. 58, ОГРН 1027201229263, ИНН 7205010267) к обществу с ограниченной ответственностью "Услуга" (627750, Тюменская обл., г. Ишим, ул. Шаронова, д. 20, ОГРН 1067205000125, ИНН 7205016029) о взыскании 98 172 руб. 45 коп.
В заседании приняли участие представители: общества с ограниченной ответственностью "Услуга" - Павленко Т.А. по доверенности от 23.07.2014; открытого акционерного общества "Водоканал" - Латынцев Б.В., представитель по доверенности от 25.01.2012.
Суд
установил:
открытое акционерное общество "Водоканал" (далее по тексту - Водоканал) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Услуга" (далее по тексту - общество) о взыскании неустойки в размере 98 172 руб. 45 коп.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 20.06.2014 по делу N А70-2392/2014, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014, исковые требования Водоканала удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе общество указывает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, в связи с этим просит их отменить.
В обоснование жалобы заявитель приводит следующие доводы: суды неправомерно сделали выводы о неприменении к отношениям между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354); указывая на обоснованность предъявления истцом платы за общедомовое водоотведение, судами нарушено постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (далее - Постановление N 344), так как указанным нормативным актом с 01.06.2013 данный вид услуги отменен; нарушения норм материального права привели к неверному определению размера обязательства ответчика, исполненного несвоевременно, вследствие чего исковые требования о взыскании неустойки удовлетворены неправомерно; размер обязательств исполнителя коммунальных услуг не может быть больше размера обязательства потребителей таких услуг, в связи с чем взыскание неустойки на сумму долга, превышающую объем обязательств потребителей является неправомерным; взыскание с управляющей компании неустойки на основании пункта 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается, так как данная мера ответственности применима к гражданам, несвоевременно оплатившим коммунальные услуги исполнителю коммунальных услуг.
Ответчик отзыв на кассационную жалобу не представил, в судебном заседании представитель Водоканала просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанции приняты с нарушением норм материального права, в связи с чем подлежат отмене.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Водоканалом (ресурсоснабжающая организация) и обществом (исполнитель) заключен договор от 01.09.2012 N 38 купли-продажи питьевой воды и приема сточных вод (далее по тексту - договор), предметом которого является отпуск Водоканалом через присоединенную водопроводную сеть питьевой воды установленного качества для оказания исполнителем коммунальных услуг по водоснабжению в многоквартирных домах и прием отводимых сточных вод, а также оплата исполнителем указанных услуг.
Перечень объектов исполнителя приведен в приложениях N 1 и N 2 к договору.
Пунктом 1.2 договора предусмотрено, что при заключении, исполнении договора, а также при взаимных расчетах стороны обязались руководствоваться нормами гражданского, жилищного законодательства, Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", Правилами N 354, Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) (пункт 1.2).
Порядок определения объемов питьевой воды и сточных вод определен сторонами в разделе 4 договора, в силу которого объем поданной ресурсоснабжающей организацией питьевой воды и отведенных сточных вод многоквартирного дома, оборудованного коллективным прибором учета холодной воды (сточных вод), определяется исполнителем на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период; объем питьевой воды и отведенных стоков, поставляемого в помещения, оборудованные индивидуальными приборами учета (ИПУ), определяется исполнителем на основании показаний таких приборов учета за расчетный период; объем питьевой воды и отведенных стоков в многоквартирный дом, необорудованный коллективным прибором учета, определяется согласно действующим нормативам потребления и показаниям индивидуальных приборов учета (пункты 4.1, 4.2, 4.3).
В период с сентября 2012 года по декабрь 2013 года Водоканал оказал услуги по отпуску питьевой воды и приему сточных вод в многоквартирные дома, находящиеся в управлении общества.
В связи с нарушением обществом установленного пунктом 25 Правил N 124 срока оплаты услуг, оказанных в рассматриваемом периоде, Водоканал начислил пени, исходя из 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) за каждый день просрочки, за период просрочки с 16.10.2012 по 24.01.2014.
Неуплата ответчиком пени, предъявленных в претензии от 03.02.2014, явилась основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования и отклоняя доводы ответчика о неправомерной предъявлении Водоканалом после 01.06.2013 платы за общедомовое водоотведение, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частью 1 статьи 157, частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), исходил из того, что определение объема поставляемого в жилые дома коммунального ресурса при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета лишь с применением только показаний индивидуальных приборов учета граждан, в нарушение названных норм права, незаконно освобождает граждан - потребителей и исполнителей коммунальных услуг от обязанности по оплате коммунального ресурса, израсходованного на содержание мест общего пользования.
Суд пришел к выводу о том, что коммунальный ресурс, поставленный истцом в жилые дома на общедомовые нужды, должен быть оплачен ответчиком, и указал на то, что каких-либо убедительных доказательств несоответствия расчета истца количеству фактически поставленного на общедомовые нужды коммунального ресурса ответчик не представил, не сослался на возможность применения в расчетах иной величины для расчета фактического водопотребления и водоотведения.
Восьмой арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции, отметив, что Постановлением N 344 внесены изменения в Правила N 354. В то же время суд апелляционной инстанции указал на то, что Правила N 354 применяются при расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную непосредственно в жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение многоквартирного дома, в связи с этим они не имеют прямого отношения к порядку расчетов между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией.
Судом апелляционной инстанции сделан вывод о том, что отнесение согласно пункту 44 Правил N 354 на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения фактического объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативным, а в случае с водоотведением в полном объеме, в связи с отсутствием норматива потребления на общедомовые нужды, вытекает из положений статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и направлено на стимулирование управляющих организаций к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом.
Со ссылкой на пункт 11 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", предусматривающий, что при отсутствии у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных им сточных вод принимается равным объему воду, поданной этому абоненту, суд апелляционной инстанции указал на обоснованность включения истцом в расчет задолженности суммы за водоотведение на общедомовые нужды, что соответствует также условиям действующего между сторонами договора.
Между тем, судами не учтено следующее.
Согласно пункту 3 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Пунктами 1, 2 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила N 124 приняты в соответствии со статьей 157 ЖК РФ и вступили в силу 07.03.2012.
Согласно подпункту "е" пункта 3 Правил N 124 до вступления в силу Правил N 354, положения Правил N 124 применяются с соблюдением следующих особенностей: объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно приложению.
В соответствии с этой формулой общий объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, представляет собой сумму слагаемых, в числе которых объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, а также объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые нужды.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2012 N АКПИ12-604 положения подпункта "е" пункта 3 Постановления N 124 признаны соответствующими действующему законодательству.
С принятием Правил N 124 изменился порядок определения объемов поставляемого в многоквартирный жилой дом коммунального ресурса при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 15259/13).
Между тем, с 01.09.2012 вступили в законную силу Правила N 354, в связи с чем с этого момента применяются данные Правила в части определения объема коммунальных ресурсов.
Таким образом, к спорным правоотношениям подлежат применению Правила N 354 и Правила N 124.
Выводы судов о том, что Правила N 354 не регулируют отношения между исполнителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями, суд кассационной инстанции признает несостоятельными, поскольку условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемых управляющими организациями с ресурсоснабжающими организациями, в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом указанных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (пункт 13 Правил N 354).
В рамках отношений, регулируемых Правилами N 354, управляющая организация, товарищество или кооператив не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей.
Таким образом, размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с правилами их предоставления.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Размер платы за коммунальную услугу водоотведения, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды за расчетный период, а при отсутствии в жилом помещении приборов учета холодной и горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения.
На основании пункта 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно пункту 17 Приложения N 2 к Правилам N 354 в расчете объема (количества) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется с использованием норматива потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 306 (далее - Правила N 306).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 из пункта 29 Правил N 306 исключен абзац 2 следующего содержания: "Норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды определяется исходя из суммы нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению на общедомовые нужды".
В предшествующих редакциях пункта 4 Правил N 354 указывалось, что потребителю может быть предоставлена в частности коммунальная услуга - водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
С 01.06.2013 из указанного пункта Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 исключены слова "а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме".
Следовательно, с 01.06.2013 норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на ОДН отменен, плата за водоотведение по нормативу на ОДН не может быть предъявлена исполнителем коммунальных услуг их потребителям - гражданам, а ресурсоснабжающей организацией - исполнителю коммунальных услуг.
Между тем, как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из представленных истцом в материалы дела актов приема-передачи выполненных работ, после 01 июня 2013 года истцом предъявлялись ответчику к оплате услуги водоотведения на общедомовые нужды.
Действующее нормативное регулирование в сфере снабжения коммунальными ресурсами и предоставления коммунальных услуг допускает учет фактического потребления коммунального ресурса одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных в установленном порядке нормативов потребления (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09, от 22.09.2009 N 5290/09, от 15.07.2010 N 2380/10, от 23.11.2010 N 6530/10).
Поскольку норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды (ОДН) отменен с 01.06.2013, а общедомовые приборы учета на водоотведение отсутствуют (иного в материалах дела не содержится), следовательно, предъявление платы за водоотведение на общедомовые нужды противоречит закону и нарушает права граждан.
Таким образом, выводы судов о доказанности истцом расчета размера несвоевременно исполненного ответчиком обязательства по оплате услуг Водоканала без учета проверки его соответствия Правилам N 354 и N 124 преждевременны.
Поскольку суды не учли императивные нормы, устанавливающие порядок определения объема водоотведения, также условия заключенного сторонами договора, предусматривающие применение к их правоотношениям Правил N 354, Правил N 124 (пункт 1.3) и порядка определения объема оказанных услуг (пункты 4.1 - 4.3), не истребовали у истца надлежащего расчета объема коммунальной услуги, а у ответчика соответствующего контррасчета, не учли возражения ответчика и не приняли во внимание показания индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При новом рассмотрении суду следует проверить обоснованность размера заявленных требований с учетом изменений, вступивших в силу с 01.06.2013; предложить сторонам представить расчет объема водоотведения в соответствии с требованиями Правил N 354, проверить расчеты сторон на предмет их соответствия подлежащим применению нормам права; дать по правилам статей 67, 68 и 71 АПК РФ оценку имеющимся в деле доказательствам в их совокупности, результаты которой отразить в соответствии с требованиями статей 15, 170 АПК РФ в судебном акте.
Суд кассационной инстанции отклоняет доводы ответчика о неправомерном применении судами положений пункта 14 статьи 155 ЖК РФ, предусматривающих начисление неустойки в размере 1/300 ставки ЦБ РФ за просрочку оплаты коммунальных услуг. Данные доводы основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, регулирующего взаимоотношения ресурсоснабжающей организации и исполнителя коммунальных услуг. Выводы судов в указанной части являются правильными.
Судебные расходы в связи с рассмотрением кассационной жалобы подлежат распределению в порядке статьи 110 АПК РФ судом первой инстанции при пересмотре дела.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.06.2014 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 по делу N А70-2392/2014 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.А.СЕВАСТЬЯНОВА
Судьи
Н.В.ЛАПТЕВ
А.В.СИДОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 30.12.2014 N Ф04-13683/2014 ПО ДЕЛУ N А70-2392/2014
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2014 г. по делу N А70-2392/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 декабря 2014 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Севастьяновой М.А.,
судей Лаптева Н.В.,
Сидоровой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Услуга" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.06.2014 (судья Вебер Л.Е.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 (судьи Тетерина Н.В., Зорина О.В., Шарова Н.А.) по делу N А70-2392/2014 по иску открытого акционерного общества "Водоканал" (627750, Тюменская обл., г. Ишим, ул. Коркинская, д. 58, ОГРН 1027201229263, ИНН 7205010267) к обществу с ограниченной ответственностью "Услуга" (627750, Тюменская обл., г. Ишим, ул. Шаронова, д. 20, ОГРН 1067205000125, ИНН 7205016029) о взыскании 98 172 руб. 45 коп.
В заседании приняли участие представители: общества с ограниченной ответственностью "Услуга" - Павленко Т.А. по доверенности от 23.07.2014; открытого акционерного общества "Водоканал" - Латынцев Б.В., представитель по доверенности от 25.01.2012.
Суд
установил:
открытое акционерное общество "Водоканал" (далее по тексту - Водоканал) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Услуга" (далее по тексту - общество) о взыскании неустойки в размере 98 172 руб. 45 коп.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 20.06.2014 по делу N А70-2392/2014, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014, исковые требования Водоканала удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе общество указывает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, в связи с этим просит их отменить.
В обоснование жалобы заявитель приводит следующие доводы: суды неправомерно сделали выводы о неприменении к отношениям между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354); указывая на обоснованность предъявления истцом платы за общедомовое водоотведение, судами нарушено постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (далее - Постановление N 344), так как указанным нормативным актом с 01.06.2013 данный вид услуги отменен; нарушения норм материального права привели к неверному определению размера обязательства ответчика, исполненного несвоевременно, вследствие чего исковые требования о взыскании неустойки удовлетворены неправомерно; размер обязательств исполнителя коммунальных услуг не может быть больше размера обязательства потребителей таких услуг, в связи с чем взыскание неустойки на сумму долга, превышающую объем обязательств потребителей является неправомерным; взыскание с управляющей компании неустойки на основании пункта 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается, так как данная мера ответственности применима к гражданам, несвоевременно оплатившим коммунальные услуги исполнителю коммунальных услуг.
Ответчик отзыв на кассационную жалобу не представил, в судебном заседании представитель Водоканала просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанции приняты с нарушением норм материального права, в связи с чем подлежат отмене.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Водоканалом (ресурсоснабжающая организация) и обществом (исполнитель) заключен договор от 01.09.2012 N 38 купли-продажи питьевой воды и приема сточных вод (далее по тексту - договор), предметом которого является отпуск Водоканалом через присоединенную водопроводную сеть питьевой воды установленного качества для оказания исполнителем коммунальных услуг по водоснабжению в многоквартирных домах и прием отводимых сточных вод, а также оплата исполнителем указанных услуг.
Перечень объектов исполнителя приведен в приложениях N 1 и N 2 к договору.
Пунктом 1.2 договора предусмотрено, что при заключении, исполнении договора, а также при взаимных расчетах стороны обязались руководствоваться нормами гражданского, жилищного законодательства, Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", Правилами N 354, Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) (пункт 1.2).
Порядок определения объемов питьевой воды и сточных вод определен сторонами в разделе 4 договора, в силу которого объем поданной ресурсоснабжающей организацией питьевой воды и отведенных сточных вод многоквартирного дома, оборудованного коллективным прибором учета холодной воды (сточных вод), определяется исполнителем на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период; объем питьевой воды и отведенных стоков, поставляемого в помещения, оборудованные индивидуальными приборами учета (ИПУ), определяется исполнителем на основании показаний таких приборов учета за расчетный период; объем питьевой воды и отведенных стоков в многоквартирный дом, необорудованный коллективным прибором учета, определяется согласно действующим нормативам потребления и показаниям индивидуальных приборов учета (пункты 4.1, 4.2, 4.3).
В период с сентября 2012 года по декабрь 2013 года Водоканал оказал услуги по отпуску питьевой воды и приему сточных вод в многоквартирные дома, находящиеся в управлении общества.
В связи с нарушением обществом установленного пунктом 25 Правил N 124 срока оплаты услуг, оказанных в рассматриваемом периоде, Водоканал начислил пени, исходя из 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) за каждый день просрочки, за период просрочки с 16.10.2012 по 24.01.2014.
Неуплата ответчиком пени, предъявленных в претензии от 03.02.2014, явилась основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования и отклоняя доводы ответчика о неправомерной предъявлении Водоканалом после 01.06.2013 платы за общедомовое водоотведение, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частью 1 статьи 157, частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), исходил из того, что определение объема поставляемого в жилые дома коммунального ресурса при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета лишь с применением только показаний индивидуальных приборов учета граждан, в нарушение названных норм права, незаконно освобождает граждан - потребителей и исполнителей коммунальных услуг от обязанности по оплате коммунального ресурса, израсходованного на содержание мест общего пользования.
Суд пришел к выводу о том, что коммунальный ресурс, поставленный истцом в жилые дома на общедомовые нужды, должен быть оплачен ответчиком, и указал на то, что каких-либо убедительных доказательств несоответствия расчета истца количеству фактически поставленного на общедомовые нужды коммунального ресурса ответчик не представил, не сослался на возможность применения в расчетах иной величины для расчета фактического водопотребления и водоотведения.
Восьмой арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции, отметив, что Постановлением N 344 внесены изменения в Правила N 354. В то же время суд апелляционной инстанции указал на то, что Правила N 354 применяются при расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную непосредственно в жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение многоквартирного дома, в связи с этим они не имеют прямого отношения к порядку расчетов между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией.
Судом апелляционной инстанции сделан вывод о том, что отнесение согласно пункту 44 Правил N 354 на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения фактического объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативным, а в случае с водоотведением в полном объеме, в связи с отсутствием норматива потребления на общедомовые нужды, вытекает из положений статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и направлено на стимулирование управляющих организаций к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом.
Со ссылкой на пункт 11 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", предусматривающий, что при отсутствии у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных им сточных вод принимается равным объему воду, поданной этому абоненту, суд апелляционной инстанции указал на обоснованность включения истцом в расчет задолженности суммы за водоотведение на общедомовые нужды, что соответствует также условиям действующего между сторонами договора.
Между тем, судами не учтено следующее.
Согласно пункту 3 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Пунктами 1, 2 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила N 124 приняты в соответствии со статьей 157 ЖК РФ и вступили в силу 07.03.2012.
Согласно подпункту "е" пункта 3 Правил N 124 до вступления в силу Правил N 354, положения Правил N 124 применяются с соблюдением следующих особенностей: объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно приложению.
В соответствии с этой формулой общий объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, представляет собой сумму слагаемых, в числе которых объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, а также объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые нужды.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2012 N АКПИ12-604 положения подпункта "е" пункта 3 Постановления N 124 признаны соответствующими действующему законодательству.
С принятием Правил N 124 изменился порядок определения объемов поставляемого в многоквартирный жилой дом коммунального ресурса при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 15259/13).
Между тем, с 01.09.2012 вступили в законную силу Правила N 354, в связи с чем с этого момента применяются данные Правила в части определения объема коммунальных ресурсов.
Таким образом, к спорным правоотношениям подлежат применению Правила N 354 и Правила N 124.
Выводы судов о том, что Правила N 354 не регулируют отношения между исполнителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями, суд кассационной инстанции признает несостоятельными, поскольку условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемых управляющими организациями с ресурсоснабжающими организациями, в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом указанных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (пункт 13 Правил N 354).
В рамках отношений, регулируемых Правилами N 354, управляющая организация, товарищество или кооператив не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей.
Таким образом, размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с правилами их предоставления.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Размер платы за коммунальную услугу водоотведения, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды за расчетный период, а при отсутствии в жилом помещении приборов учета холодной и горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения.
На основании пункта 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно пункту 17 Приложения N 2 к Правилам N 354 в расчете объема (количества) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется с использованием норматива потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 306 (далее - Правила N 306).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 из пункта 29 Правил N 306 исключен абзац 2 следующего содержания: "Норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды определяется исходя из суммы нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению на общедомовые нужды".
В предшествующих редакциях пункта 4 Правил N 354 указывалось, что потребителю может быть предоставлена в частности коммунальная услуга - водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
С 01.06.2013 из указанного пункта Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 исключены слова "а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме".
Следовательно, с 01.06.2013 норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на ОДН отменен, плата за водоотведение по нормативу на ОДН не может быть предъявлена исполнителем коммунальных услуг их потребителям - гражданам, а ресурсоснабжающей организацией - исполнителю коммунальных услуг.
Между тем, как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из представленных истцом в материалы дела актов приема-передачи выполненных работ, после 01 июня 2013 года истцом предъявлялись ответчику к оплате услуги водоотведения на общедомовые нужды.
Действующее нормативное регулирование в сфере снабжения коммунальными ресурсами и предоставления коммунальных услуг допускает учет фактического потребления коммунального ресурса одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных в установленном порядке нормативов потребления (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09, от 22.09.2009 N 5290/09, от 15.07.2010 N 2380/10, от 23.11.2010 N 6530/10).
Поскольку норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды (ОДН) отменен с 01.06.2013, а общедомовые приборы учета на водоотведение отсутствуют (иного в материалах дела не содержится), следовательно, предъявление платы за водоотведение на общедомовые нужды противоречит закону и нарушает права граждан.
Таким образом, выводы судов о доказанности истцом расчета размера несвоевременно исполненного ответчиком обязательства по оплате услуг Водоканала без учета проверки его соответствия Правилам N 354 и N 124 преждевременны.
Поскольку суды не учли императивные нормы, устанавливающие порядок определения объема водоотведения, также условия заключенного сторонами договора, предусматривающие применение к их правоотношениям Правил N 354, Правил N 124 (пункт 1.3) и порядка определения объема оказанных услуг (пункты 4.1 - 4.3), не истребовали у истца надлежащего расчета объема коммунальной услуги, а у ответчика соответствующего контррасчета, не учли возражения ответчика и не приняли во внимание показания индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При новом рассмотрении суду следует проверить обоснованность размера заявленных требований с учетом изменений, вступивших в силу с 01.06.2013; предложить сторонам представить расчет объема водоотведения в соответствии с требованиями Правил N 354, проверить расчеты сторон на предмет их соответствия подлежащим применению нормам права; дать по правилам статей 67, 68 и 71 АПК РФ оценку имеющимся в деле доказательствам в их совокупности, результаты которой отразить в соответствии с требованиями статей 15, 170 АПК РФ в судебном акте.
Суд кассационной инстанции отклоняет доводы ответчика о неправомерном применении судами положений пункта 14 статьи 155 ЖК РФ, предусматривающих начисление неустойки в размере 1/300 ставки ЦБ РФ за просрочку оплаты коммунальных услуг. Данные доводы основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, регулирующего взаимоотношения ресурсоснабжающей организации и исполнителя коммунальных услуг. Выводы судов в указанной части являются правильными.
Судебные расходы в связи с рассмотрением кассационной жалобы подлежат распределению в порядке статьи 110 АПК РФ судом первой инстанции при пересмотре дела.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.06.2014 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 по делу N А70-2392/2014 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.А.СЕВАСТЬЯНОВА
Судьи
Н.В.ЛАПТЕВ
А.В.СИДОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)