Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 02.09.2015 ПО ДЕЛУ N 33-5571/2015

Требование: О взыскании задолженности по предоставлению льготы по оплате коммунальных услуг.

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Требования мотивированы тем, что истице как педагогу предоставлено право на получение льготы по оплате жилья, отопления, освещения. После определения нового порядка предоставления льготы на лицевой счет истицы перестали перечисляться денежные средства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 сентября 2015 г. по делу N 33-5571/2015


В суде первой инстанции дело рассмотрено
судьей Прилепской Н.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Шиловой О.М.
судей Аноприенко К.В., Дорожкиной О.Б.
при секретаре Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г. к муниципальному казенному учреждению "Централизованная бухгалтерия учреждений образования", Управлению образования администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 4 п. Ванино Ванинского района Хабаровского края" о взыскании задолженности по предоставлению льготы по оплате коммунальных услуг,
по апелляционной жалобе истца Г. на решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 15 июня 2015 года,
Заслушав доклад судьи Дорожкиной О.Б., объяснения истца Г., судебная коллегия

установила:

Г. обратилась в суд с иском к МКУ "Централизованная бухгалтерия учреждений образования" о взыскании задолженности по предоставлению льготы по оплате коммунальных услуг.
В обоснование иска указала что ей, как педагогу, законом установлено право на получение льготы по оплате жилья, отопления, освещения. Этой льготой она пользовалась с момента работы в должности <данные изъяты>, в 2006 году перешла работать в филиал "Профессиональное училище N. С 2010 года, после ликвидации училища, выплату льготы, как неработающему пенсионеру, продолжала выплачивать централизованная бухгалтерия учреждений образования администрации Ванинского муниципального района. С апреля 2012 года был определен новый порядок предоставления льготы. С этого момента на ее лицевой счет ООО <данные изъяты> МКУ "МБУО" перестало перечислять данную льготу. Неоднократно ею предпринимались попытки решить вопрос мирным путем. Однако, бездействия должностных лиц администрации Ванинского района, в том числе главы Ванинского муниципального района, подтверждает, что до настоящего времени компенсационная выплата по льготе не поступает на ее счет. Задолженность по льготе с апреля 2012 года по апрель 2015 года составляет <данные изъяты>, за 2012 год - <данные изъяты> (с учетом аванса), за 2013 года - <данные изъяты> (с учетом аванса), за 2014 год - <данные изъяты>, за январь - апрель 2015 года - <данные изъяты>. Просит обязать МКУ "МБУО" произвести перечисления в сумме <данные изъяты> на ее лицевой счет для погашения задолженности по коммунальным платежам ООО <данные изъяты>; взыскать расходы по оплате госпошлины в сумме <данные изъяты>.
Определением Ванинского районного суда от 16.04.2015 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Управление образования администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края (далее Управление), МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 4 п. Ванино Ванинского района Хабаровского края".
Решением Ванинского районного суда Хабаровского края от 15 июня 2015 года в удовлетворении исковых требований Г. к МКУ "Централизованная бухгалтерия учреждений образования", Управлению образования администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 4 п. Ванино Ванинского района Хабаровского края" о взыскании задолженности по предоставлению льготы по оплате коммунальных услуг, отказано.
В апелляционной жалобе истец, не соглашаясь с постановленным по делу решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, неправильное применение норм материального права, неправильную оценку представленным доказательствам, просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указано, что судом не исследована справка ООО <данные изъяты>, согласно которой, взысканная судебным приставом-исполнителем сумма <данные изъяты>, необоснованно учтена судом в счет погашения долга за период с 01.10.2005 г. по 01.07.2008 г., поскольку за этот расчетный период оплата произведена ей в полном объеме. Платежи за период с 01.05.2012 г. по 01.07.2012 на сумму <данные изъяты>, были произведены ей и удержаны судебным приставом в счет погашения задолженности, образовавшейся за период с 01.10.2005 г. по 01.07.2008 г. Представленные доказательства судом надлежащим образом не исследованы, поскольку решение мирового судьи от 06.11.2009 г. о взыскании задолженности за указанный период, было отменено и судом апелляционной инстанции 28.09.2012 г. принято новое решение о взыскании задолженности в размере <данные изъяты>, при этом, судом апелляционной инстанции не исследован баланс лицевого счета, согласно которому, задолженность отсутствовала и оплата произведена в полном объеме. Таким образом, за период с 01.10.2005 г. по 01.08.2008 г. у нее отсутствовала задолженность. Представленные истцом доказательства надлежащим образом не исследованы, вследствие чего ошибочны и не обоснованы выводы суда, что привело к принятию незаконного решения. Централизованная бухгалтерия учреждений образования воспользовалась сообщением ООО <данные изъяты> о том, что сумма в размере <данные изъяты> учтена в счет погашения образовавшейся задолженности в период с 01.10.2005 г. по 01.07.2008 г. и прекратила выплачивать денежные средства по льготе с апреля 2012 г. по настоящее время. Размер невыплаченной суммы по льготе составляет <данные изъяты>. Расчеты, на которые ссылается ответчик, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Возражений на жалобу не поступило.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ответчиков, извещенные в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела, не явились, доказательств уважительности причин неявки не представлено.
На основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав истца, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (часть 1 статьи 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
На основании абз. третьего п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1) в редакции, действовавшей до 11 января 2011 г., педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Из содержания приведенной нормы следует, что педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) было гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Это право предполагало полное освобождение их от каких-либо обязанностей по оплате за жилье и коммунальные услуги. При этом положения федерального закона не предполагали какого-либо ограничения, в том числе размера занимаемой жилой площади и нормативов потребления коммунальных услуг.
С 11 января 2011 года в связи с изменениями, внесенными в абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1, предоставление мер социальной поддержки в натуральном виде было заменено на компенсацию произведенных педагогическими работниками платежей (Федеральный закон от 29.12.2010 N 439-ФЗ).
Вместе с тем, изменение формы предоставления мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение.
С 01 сентября 2013 года предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам в связи с утратой силы Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" регулируется положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", при этом ч. 8 ст. 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" сохранено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения; размер, условия и порядок возмещения этих расходов аналогичен установленному в Законе РФ "Об образовании".
Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и электрической энергии, определены Законом Хабаровского края от 20.12.2006 N 90 "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)".
В соответствии со статьей 2 указанного Закона, компенсация педагогическим работникам производится в размере стоимости оплаты занимаемого педагогическим работником жилого помещения и расходов на отопление жилого помещения и обеспечение его электрической энергией. Педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, компенсация производится в случае, если они: проработали в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет на должностях педагогических работников; проживают в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер компенсации педагогическому работнику не может превышать фактически произведенных им расходов на оплату жилого помещения, занимаемого педагогическим работником, и расходов на отопление жилого помещения и обеспечение его электрической энергией.
Порядок компенсации определен статьей 3 указанного Закона, в соответствии с которой, компенсация педагогическим работникам краевых государственных образовательных организаций предоставляется в денежной форме образовательными организациями, с которыми педагогический работник состоит, а педагогический работник, вышедший на пенсию, состоял в трудовых отношениях. Данной статьей предусмотрено ежемесячное предоставление педагогическими работниками до 10 числа в образовательные организации или органы местного самоуправления муниципальных районов, предоставляющие компенсацию, документов, подтверждающих внесение платы за жилое помещение, отопление и электрическую энергию (расчетные книжки, квитанции об оплате, документы о приобретении топлива и об оплате транспортных услуг по его доставке и т.п.)
Образовательные организации или органы местного самоуправления муниципальных районов, предоставляющие компенсацию, ежемесячно до 25 числа на основании документов, представленных в соответствии с пунктом 3 части 6 настоящей статьи, составляют ведомости, начисляют и предоставляют компенсации и отражают их в бухгалтерском учете. Компенсация предоставляется в течение месяца, следующего за месяцем, в котором внесена плата за жилое помещение, отопление и электрическую энергию. (ч. 2 ст. 3)
Компенсация производится при предъявлении педагогическим работником следующих документов: паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; документа, подтверждающего право педагогического работника на занимаемое жилое помещение (ордер, свидетельство о праве собственности, договор социального найма жилого помещения или иной договор, документы о приватизации); документов, подтверждающих внесение платы за жилое помещение, отопление и электрическую энергию (расчетные книжки, квитанции об оплате, документы о приобретении топлива и об оплате транспортных услуг по его доставке и т.п.); пенсионного удостоверения и трудовой книжки - для педагогических работников, вышедших на пенсию. Представляются оригиналы документов и их копии. Копии заверяются должностным лицом, принимающим документы.
Исходя из приведенных правовых норм, право педагогических работников образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на получение компенсации расходов на оплату жилых помещений и потребленных коммунальных услуг, установленное федеральным законодательством, может быть реализовано после представления документов, подтверждающих внесение педагогическим работником платы за жилое помещение, отопление и электрическую энергию (расчетных книжек, квитанций об оплате и т.п.)
Порядок предоставления аванса оплаты жилого помещения, отопления и электрической энергии регулируется статьей 4 указанного Закона, согласно которой, по заявлению педагогического работника в срок не позднее десяти дней после дня предоставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение, отопление и электрическую энергию, ему предоставляется аванс для оплаты жилого помещения, отопления и электрической энергии в размере, указанном педагогическим работником, но не более 70 процентов сумм, отраженных в выставленных платежных документах.
Обязанность педагогических работников, получивших аванс, в установленном порядке внести плату за жилое помещение, отопление и электрическую энергию и представить по месту предоставления компенсации документы, подтверждающие внесение платы за жилое помещение, отопление и электрическую энергию, установлена частью 2 статьи 4 Закона.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона Хабаровского края от 20.12.2006 N 90 "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)", педагогическим работникам, получившим аванс, не представившим документы, подтверждающие внесение платы за жилое помещение, отопление и электрическую энергию, размер компенсации уменьшается на размер предоставленного аванса и они утрачивают право на аванс в следующем месяце, а педагогические работники, проживающие в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - право на аванс в очередном отопительном сезоне.
Приказом начальника Управления образования администрации Ванинского муниципального района от 28.04.2012 года N был изменен порядок компенсации педагогическим работникам за ЖКУ, который предусматривал выплату компенсации только после самостоятельной оплаты счетов педагогами и предоставления документов, подтверждающих оплату. Указанным приказом предусмотрено предоставление аванса компенсации в размере от 70% от суммы указанной в счетах. Аванс пенсионерам, не являющимися работниками учреждения, выдается по приказу руководителя и согласованный с начальником управления.
08.12.2014 года приказом начальника управления N в приказ N от 28.04.2012 года были внесены изменения, которыми предусмотрено ежемесячно предоставлять в МКУ "ЦБУО" приказ об оплате услуг с приложенными оригиналами документов, подтверждающих оплату педагогами услуги (электроэнергия, жилое помещение, отопление).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Г. является педагогическим работником, вышедшим на пенсию и в соответствии Законом Хабаровского края N 90 имеет право на получение компенсации в размере 70% стоимости оплаты занимаемого жилого помещения, расходов на отопление жилого помещения и обеспечение его электрической энергией.
Из материалов дела следует, что на основании заявления Г. и приказа директора СОШ N 4 от 03.08.2012 года, Г. был выдан аванс компенсации стоимости оплаты жилого помещения, расходов на отопление жилого помещения и электроэнергии в размере <данные изъяты>, что подтверждается платежным поручением от 06.08.2012 года N.
В январе 2013 года Г. в СОШ N 4 были предоставлены оплаченные квитанции за жилищно-коммунальные услуги на сумму <данные изъяты>. 14.03.2013 года платежным поручением N Г. была произведена выплата в размере <данные изъяты>, что составляет разницу между предоставленным авансом в сумме <данные изъяты> и оплаченной истцом суммой <данные изъяты>.
Согласно приказу директора СОШ N 4 от 20.09.2013 года, с учетом предоставленных счетов и оплаченных квитанций за коммунальные услуги и электроэнергию, Г. был выдан аванс в размере <данные изъяты> и выплачена компенсация за потребленные жилищно-коммунальные услуги в сумме <данные изъяты>, а всего <данные изъяты>, перечисленные на счет истца платежным поручением N от 25.09.2013 года.
Из материалов дела следует, что Г. за период с 2013 года по апрель 2015 года неоднократно обращалась с заявлениями директору СОШ N 4, в администрацию района о предоставлении ей льготы, как педагогическому работнику.
Согласно ответам МКУ "Централизованная бухгалтерия учреждений образования" на заявления Г., истец имеет задолженность по авансу, полученному 25.09.2013 года.
Как следует из справки ООО <данные изъяты> (л.д. 58), отражающей начисление и оплаты за период с 01.01.2005 г. по 31.12.2014 г. по <адрес>, Г. оплата начислений в полном объеме не вносится. Так, за 01.01.2012 г., было начислено <данные изъяты>, оплачено <данные изъяты>, <данные изъяты> удержано приставами. 01.02.2012 г. начислено <данные изъяты>, оплачено <данные изъяты>, удержано приставами- <данные изъяты>. 01.03.2012 г. начислено <данные изъяты>, оплачено <данные изъяты>, 01.04.2012 г. начислено <данные изъяты>, оплата не произведена, 01.05.2012 г. начислено <данные изъяты>, оплата <данные изъяты>, удержано приставами- <данные изъяты>, 01.06.2012 г.-, начислено <данные изъяты>, оплата <данные изъяты>, удержано приставами- <данные изъяты>, 01.07.2012 г. начислено <данные изъяты>, оплата <данные изъяты>, <данные изъяты> удержано приставами- <данные изъяты>, 01.08.2012 г. начислено <данные изъяты>, возврат приставами ошибочно удержанной суммы <данные изъяты>, перерасчет <данные изъяты>, 01.09.2012 г. начислено <данные изъяты>, оплата не произведена. За период с 01.10.2012 г. по 01.12.2014 г. начислено <данные изъяты>, оплачено <данные изъяты>.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными правовыми нормами, установив, что истцу в сентябре 2013 г. был предоставлен аванс по оплате коммунальных услуг, исходил из того, что у Г. с учетом произведенных судебными приставами-исполнителями удержаний денежных сумм по исполнению решения суда о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуги за предыдущий период, имеется задолженность по коммунальным услугам и отоплению, последней не представлены документы о погашении полученного 25.09.2013 г. аванса на оплату услуг, в связи с чем, руководствуясь ст. 4 Закона Хабаровского края N 90, пришел к правильному выводу о том, что истец утратила право на представление аванса в следующем месяце, учитывая, что имеется задолженность по коммунальным услугам, ответчик обоснованно отказал в предоставлении льготы в виде аванса. С учетом того, что истцом не представлено документов, подтверждающих фактическую оплату произведенных начислений, пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку истцом не соблюден порядок предоставления документов, подтверждающих внесение платы за жилое помещение.
Судебная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным в судебном заседании обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права и исследованных доказательствах, которым в решении суда дана должная правовая оценка и оснований считать их неправильными, судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы истца о неверной оценке судом представленных доказательств, не принимаются судебной коллегией.
Из материалов дела следует, что на основании апелляционного определения Ванинского районного суда Хабаровского от 28.09.2012 г., которым с Г., ФИО1, ФИО2 солидарно в пользу МУ "Комитет по содержанию объектов муниципальной собственности администрации Ванинского района" взыскана задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с октября 2005 г. по август 2008 г. в размере <данные изъяты>, расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>, а всего - <данные изъяты>.
На основании указанного судебного акта выдан исполнительный лист и 20.02.2013 г. судебным приставом- исполнителем возбуждено исполнительное производство N, по которому произведено удержание оплаченных 01.01.2012 г. и 01.02.2012 г. денежных сумм в размере <данные изъяты> соответственно, возвращенных на счет 01.08.2012 г. вместе с тем, сведений о возврате оплаченных истцом и удержанных приставом-исполнителем 01.05.2012 г. <данные изъяты>, 01.06.2012 г. <данные изъяты>, 01.07.2012 г. <данные изъяты>, не имеется, произведенная 01.10.2012 г.. Действия судебного пристава-исполнителя по удержанию денежных сумм в указанном размере в счет исполнения апелляционного определения Ванинского районного суда, в установленном законом порядке не оспаривались и незаконными не признаны, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у истца задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе и за период, в котором ей выдавался аванс на их оплату.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии задолженности на момент вынесения апелляционного определения о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, направлены на оспаривание вступившего в законную силу судебного акта, и не могут быть приняты во внимание, поскольку статьей 13 ГПК РФ предусмотрена обязательность судебных постановлений, вступивших в законную силу.
Таким образом, непредставление истцом документов о внесении выданного 25.09.2013 г. аванса на оплату жилищно-коммунальных услуг, наличие у истца задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, в силу требований ст. 4 Закона Хабаровского края N 90, влекут утрату права педагогического работника на аванс в следующем месяце. Произведенная 01.10.2012 г. оплата в размере <данные изъяты>, зачтена в счет предыдущих платежей. При отсутствии документов, подтверждающих фактическую оплату истцом коммунальных услуг за спорный период, отсутствуют и основания для взыскания их компенсации.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, и не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены постановленного решения, отвечающего нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 15 июня 2015 года, по делу по иску Г. к Муниципальному казенному учреждению "Централизованная бухгалтерия учреждений образования", Управлению образования администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 4 п. Ванино Ванинского района Хабаровского края" о взыскании задолженности по предоставлению льготы по оплате коммунальных услуг, оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Г.- без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке, в президиум Хабаровского краевого суда, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
О.М.ШИЛОВА

Судьи
К.В.АНОПРИЕНКО
О.Б.ДОРОЖКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)