Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.01.2014 N 18АП-13625/2013 ПО ДЕЛУ N А07-15097/2013

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 2014 г. N 18АП-13625/2013

Дело N А07-15097/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2014 г.
Председательствующего судьи Костина В.Ю.,
судей Баканова В.В., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.10.2013 по делу N А07-15097/2013 (судья Искандаров У.С.),
В заседании приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" - Тимербулатова Шаура Ахнафовна (паспорт, доверенность от 31.12.2013 N 119/1-19 сроком до 31.12.2014);
- Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору - Хамидуллин Эрик Винерович (удостоверение N 76, доверенность от 31.12.2013 N 32 сроком до 30.12.2014); Гузаирова Зульфия Мэлсовна (удостоверение N 6, доверенность от 31.12.2013 N 53 сроком до 30.12.2014).
Общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - заявитель, ООО "БашРТС", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному надзору (далее - заинтересованное лицо, Госкомжилнадзор РБ, Комитет) о признании недействительным предписания N ЦО-13-067-048 от 06.08.2013.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.10.2013 (резолютивная часть решения объявлена 21.10.2013) заявленные требования удовлетворены.
Суд признал недействительным предписание N ЦО-13-067-048 от 06.08.2013.
Заинтересованное лицо не согласилось с указанным решением, обжаловав его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе просило решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что судом не были приняты во внимание все обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела. Факт наличия в действиях заявителя нарушений санитарных правил подтверждается материалами дела. Считает, что ссылка суда первой инстанции на положения пп. 8 ч. 1 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" необоснованна, поскольку в городе Уфа Республики Башкортостан горячее водоснабжение осуществляется посредством закрытой системы.
Приведение графика проведения ремонта и гидравлических испытаний тепловых сетей, согласованного с Администрацией городского округа город Уфа податель жалобы полагает необъективным, так пункт 8 ст. 6 вышеуказанного закона, применим для открытых систем горячего водоснабжения.
Податель жалобы считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что ООО "БашРТС" не является исполнителем, предоставляющим потребителю коммунальные услуги.
Указывает на то, что в нарушение норм процессуального права суд первой инстанции необоснованно не привлек в качестве третьих лиц МУП "УИС" и управляющую организацию - ОАО "УЖХ Октябрьского района г. Уфы".
До начала судебного заседания ООО "БашРТС" представило в арбитражный апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонило доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 10.07.2013 на основании распоряжения заместителя председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору N 3386 от 09.07.2013, в целях проверки обращения гражданина Белякова В.В., проживающих в жилом доме N 60/1 по проспекту Октября г. Уфы по вопросу отсутствия горячей воды, должностными лицами Госжилинспекции Республики Башкортостан было проведено внеплановое мероприятие по контролю за соблюдением правил предоставления коммунальных услуг гражданам, правил содержания общего имущества в многоквартирном доме по адресу г. Уфа, проспект Октября 60/1.
Проверкой установлено превышение установленных сроков продолжительности перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения в жилом доме по адресу г. Уфа, проспект Октября 60/1 (в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток), что является нарушением п. 4 приложения N 1 к постановлению Правительства РФ от 06.05.20011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах", п. 3.1.11 СанПин 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
Результаты проверки отражены в акте проверки N 13-3386 от 10.07.2013 от (л.д. 16-17).
06.08.2013 Государственной жилищной инспекцией Республики Башкортостан в отношении ООО "БашРТС" вынесено предписание N ЦО-13-067-048 с указанием на превышение установленных сроков продолжительности перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения в жилом доме N 60/1 по ул. Пр. Октября г. Уфы РБ. В качестве меры по устранению выявленного нарушения было рекомендовано обеспечить установленный срок продолжительности перерыва в горячем водоснабжении жилищного фонда в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения (испытаний и текущего ремонтов тепломагистралей) суммарно не более 14 дней, предусмотреть данный срок при утверждении графика испытаний, капитального и текущего ремонтов тепломагистралей и КЦ ООО "БашРТС", ТУ ТЭЦ-1,2,3,4 г. Уфы на 2014 год. Указанным предписанием Государственная жилищная инспекция Республики Башкортостан обязала ООО "БашРТС" представить в Госкомжилнадзор РБ график испытаний, капитального и текущего ремонтов тепломагистралей и КЦ ООО "БашРТС", ТУ ТЭЦ-1,2,3,4 г. Уфы на 2014 год.
Не согласившись с предписанием N ЦО-13-067-048, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил доказанности совокупности условий для признания недействительным обжалуемого ненормативного акта.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.
На основании ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, которым может являться управление управляющей организацией на основании заключенного с нею в соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договора управления многоквартирным домом.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг урегулированы постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах" и утвержденными данным постановлением Правилами с приложениями (далее - Правила).
На основании п. 2 Правил коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1, в необходимых потребителю объемах (подпункты в), г), д) пункта 3 Правил).
В силу п. 2 Правил под исполнителем следует понимать юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, предоставляющих потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с п. 31 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В силу пункта 149 Правил исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность, в том числе за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг.
Пунктом 4 приложения N 1 к Правилам установлены требования к режиму предоставления услуги по горячему водоснабжению - бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года. При этом допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды составляет: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
На основании п. 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
Согласно п. 5.1.5 постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.
На основании пп. 3 ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 в компетенцию органов местного самоуправления входит согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации.
Согласно пп. 8 ч. 1 ст. 6 указанного закона в компетенцию органов местного самоуправления входит также принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 9 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Администрацией ГО г. Уфа был согласован График испытаний, капитального и текущего ремонтов тепломагистралей и КЦ ООО "БашРТС", ТУ ТЭЦ-1,23,3,4 г. Уфы на 2013 год.
Комитетом в ходе проверки также установлено, что ресурсоснабжающей организацией по договору N 102/66 от 01.07.2012 по жилому дому N 60/1, расположенному по адресу Пр. Октября г. Уфы РБ, является МУП "Уфимские инженерные сети" (далее - МУП "УИС").
Между ООО "БашРТС" (Теплосетевая организация) и МУП "УИС" (Теплоснабжающая организация) заключен договор N 292-652 от 01.08.2012 г. оказания услуг по передаче тепловой энергии. При этом МУП "УИС" с претензиями к ООО "БашРТС" о несоблюдении условий данного договора не обращалось.
Материалы дела свидетельствуют о том, что ООО "БашРТС" не является лицом, ответственным за содержание жилого дома N 60/1, расположенного по адресу Пр. Октября г. Уфы РБ.
Апелляционным судом принято во внимание, что в деле отсутствуют доказательства того, что ООО "БашРТС" оказывает коммунальные услуги по поставке горячего водоснабжения гражданам указанного дома, а также доказательства непосредственного заключения договоров с собственниками спорного жилого дома на оказание услуг по поставке горячего водоснабжения.
При таких обстоятельствах правильным является вывод суда первой инстанции о том, что ООО "БашРТС" не является управляющей компанией указанного дома, поскольку не является исполнителем, предоставляющим потребителю коммунальные услуги, и не обязан обеспечивать получение гражданами-потребителями, проживающими в данном жилом доме, коммунальных услуг в необходимых объемах и режимах.
Судом первой инстанции также правомерно отмечено, что предписанием N ЦО-13-067-048 от 06.08.2013 на ООО "БашРТС" возложена обязанность по представлению в Госкомжилнадзор РБ графика испытаний, капитального и текущего ремонтов тепломагистралей и КЦ ООО "БашРТС", ТУ ТЭЦ-1,2,3,4 г. Уфы на 2014 год. При этом в предписании отсутствует ссылка на нормативно-правовой акт, на основании которого следует выполнять такое требование.
Поскольку в Федеральном законе "О теплоснабжении" N 190-ФЗ от 27.10.2010 (ред. от 07.05.2013) или в постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах" не предусмотрена обязанность по предоставлению графика испытаний, капитального и текущего ремонтов тепломагистралей и КЦ ООО "БашРТС", ТУ ТЭЦ-1,2,3,4 г. Уфы на 2014 год, то судом первой инстанции правомерно указано, что требование Госкомжилнадзора РБ о предоставлении графика испытаний, капитального и текущего ремонтов тепломагистралей и КЦ ООО "БашРТС", ТУ ТЭЦ-1,2,3,4 г. Уфы на 2014 год не основано на законе.
Учитывая, что общество доказало нарушение его прав и законных интересов оспариваемым предписанием, ввиду того, что в его тексте указана необходимость выполнения мероприятий, не являющихся его обязанностью, а неисполнение предписания влечет привлечение юридического лица к административной ответственности с наложением штрафа, то выводы Комитета, содержащиеся в оспоренном ненормативном правовом акте не соответствуют требованиям действующего законодательства, поэтому правомерно признаны судом необоснованными. В этой связи доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции имелись основания для удовлетворения заявленных требований ООО "БашРТС".
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не привлечено к участию в деле в качестве третьих лиц МУП "УИС" и "ОАО УЖХ Октябрьского района г. Уфы" подлежат отклонению, поскольку не представлены доказательства, подтверждающие, что судебный акт по настоящему делу может повлиять на их права и обязанности по отношению к сторонам по делу.
В соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Согласно ч. 3.1 ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение об отказе во вступлении в дело третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, может быть обжаловано лицом, подавшим соответствующее ходатайство, в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения данного определения, в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Из анализа указанных положений Кодекса следует, что третье лицо без самостоятельных требований - это предполагаемый участник материально-правового отношения, связанного по объекту и составу с тем, какое является предметом разбирательства в арбитражном суде. Основанием для вступления (привлечения) в дело третьего лица является возможность предъявления иска к третьему лицу или возникновения права на иск у третьего лица, обусловленная взаимосвязанностью основного спорного правоотношения между стороной и третьим лицом. Целью участия третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, является предотвращение неблагоприятных для него последствий.
Таким образом, арбитражный суд наделен правом путем принятия судебного акта (определения) привлечь к участию в деле третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, либо отказать в привлечении.
Отклоняя названный довод о привлечении к участию в деле указанных лиц в качестве третьего лица, суд апелляционной инстанции исходит из того, что подателем апелляционной жалобы не представлено доказательств того, каким образом принятый по делу о признании недействительным предписания, вынесенного в отношении ООО "БашРТС" может повлиять на права и обязанности МУП "УИС" и "ОАО УЖХ Октябрьского района г. Уфы" по отношению к сторонам спора. Вместе с тем представление таких доказательств является обязанностью лица, заявившего ходатайство о привлечении его к участию в деле и подателя жалобы.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.10.2013 по делу N А07-15097/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
В.Ю.КОСТИН
Судьи
В.В.БАКАНОВ
М.Б.МАЛЫШЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)