Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - Зяблецевой Е.С., действующей на основании доверенности от 09.01.2014,
представителя ответчика - Метелевой Н.В., действующей на основании доверенности от 15.09.2014,
рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 25.08.2014 по делу N А28-7040/2014, принятое судом в составе судьи Хлюпиной Н.П.
по заявлению администрации муниципального образования "Город Киров" (ОГРН 1024301340238, Кировская область, г. Киров, ул. Воровского, д. 39)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (ОГРН 1034316517652, Кировская область, г. Киров, ул. К. Либкнехта, 55),
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
администрация муниципального образования "Город Киров" (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее - ответчик, антимонопольный орган, Управление) о признании незаконным решения комиссии Управления по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 29.04.2014 по делу N 90/0513 в части пунктов 2, 3, 4 и предписания от 29.04.2014 N 90/05-13.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 25.08.2014 заявленные требования удовлетворены.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела. В апелляционной жалобе ответчик указывает, что представление в антимонопольный орган дополнительных доказательств в отношении ранее неизвестных этому органу, и соответственно, не исследованных, обстоятельств, относится к предусмотренным частью 2 статьи 51.2 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон о защите конкуренции) основаниям для пересмотра принятых им решения и предписания; информация о дате регистрации права собственности на помещения многоквартирных домов, расположенных в городе Кирове по следующим адресам: ул. Молчановская, 2; ул. Орджоникидзе, 5а; ул. Заводская, 6, корп. 1; ул. Герцена, 17, была запрошена Управлением не для представления в качестве доказательства в суд, а для установления ранее неизвестных фактов; протоколы общих собраний собственников помещений оценивались с точки зрения соблюдения Администрацией установленных Жилищным кодексом Российской Федерации сроков организации и проведения конкурса по выбору управляющих организаций для управления многоквартирными жилыми домами; протоколы общего собрания собственников помещений многоквартирных домов, расположенных в городе Кирове, использовались для установления волеизъявления собственников помещений о выборе управляющей организации; только в ходе рассмотрения Арбитражным судом Кировской области дела N А28-1032/2014 был поднят вопрос о легитимности представленных Администрацией протоколов общих собраний собственников жилья, который не являлся предметом рассмотрения дела N 90/05-13, в результате чего антимонопольным органом были запрошены документы, конкретизирующие дату возникновения права собственности у жильцов, принимавших решение о выборе управляющих организаций; поскольку обязанность органа местного самоуправления по организации проведения конкурса по выбору управляющей организации поставлена в зависимость от наличия или отсутствия волеизъявления собственников помещений о самостоятельном выборе управляющей организации, Управление в решении от 29.04.2014 исследовало и отразило влияние вновь выявленных обстоятельств на принятие решения о наличии в действиях (бездействии) Администрации фактов нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции Администрация в возражениях на апелляционную жалобу опровергает приведенные в ней доводы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседании суда представители сторон поддержали свои позиции.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 26.08.2013 Администрация получила запрос Управления о предоставлении информации о вводе в эксплуатацию многоквартирных жилых домов на территории г. Кирова и реализации положений об определении управляющих организаций для управления указанными жилыми домами.
13.09.2013 заявитель направил в адрес ответчика письмо, содержащее запрашиваемую информацию с приложением документов (листы 3-4 приложения к судебному делу).
26.09.2013 Управлением издан приказ о возбуждении дела N 90/05-13 и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (лист 8 приложения к судебному делу).
29.10.2013 ответчиком принято решение по делу N 90/05-13 (изготовлено в полном объеме 07.11.2013) (л.д. 57-60 приложения к судебному делу) о признании в бездействии Администрации, выразившемся в не размещении на официальном сайте извещений о проведении открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления вновь возведенными многоквартирными домами, расположенными в г. Кирове по адресам: ул. Молчановская, 2, ул. Орджоникидзе, 5 а, ул. Заводская, 6, корп. 1, ул. Герцена, 17, в срок установленный частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, факта нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции и о прекращении производства по делу N 90/05-13 ввиду добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
06.02.2014 Арбитражным судом Кировской области вынесено определение о принятии заявления Администрации о признании недействительным решения Управления от 07.11.2013 по делу N 90/05-13, возбуждении производства по делу N А28-1032/2014 (лист 65 того же приложения).
03.02.2014 собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Киров, ул. Молчановская, 2 и ООО "Управление Недвижимостью и Домами" (управляющая компания) заключен договор на техническое обслуживание (содержание и текущий ремонт) общего имущества многоквартирного дома (л.д. 37-40), предметом которого является выполнение управляющей организацией за плату работ и услуг в целях управления многоквартирным жилым домом N 2 по улице Молчановская города Кирова. Условия данного договора одобрены общим собранием собственников жилых и нежилых помещений в указанном многоквартирном доме (протокол собрания от 03.02.2014).
14.04.2014 Управлением вынесено определение о пересмотре решения по делу N 90/05-13 о нарушении антимонопольного законодательства по вновь открывшимся обстоятельствам (листы 375-376 приложения). Названное определение мотивировано тем, что Управлением получена по его запросу Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащая сведения о дате регистрации права собственности на помещения многоквартирных домов, расположенных в г. Кирове по адресам: ул. Молчановская, 2; ул. Орджоникидзе, 5а; ул. Заводская, 6, корп. 1; ул. Герцена, 17; наличие указанной информации дает основания полагать, что при проведении общих собраний жильцов вышеуказанных домов по выбору управляющих компаний в них приняли участие лица, не являющиеся собственниками помещений, в связи с чем принятые на собраниях решения не имеют юридической силы; на момент рассмотрения данного дела комиссия антимонопольного органа не располагала документами с информацией о собственниках помещений данных многоквартирных домов; таким образом, в ходе рассмотрения Арбитражным судом Кировской области дела N А28-1032/2014 были выявлены обстоятельства дела N 90/05-13 о нарушении антимонопольного законодательства, которые не были известны на момент оглашения резолютивной части решения, а именно: проведение общих собраний по выбору управляющих организаций жильцами многоквартирных домов, расположенных в г. Кирове по адресам: ул. Молчановская, 2, ул. Заводская, 6, корп. 1, ул. Герцена, 17, не являющимися собственниками помещений.
22.04.2014 Управлением принято решение (изготовлено в полном объеме 29.04.2014) (далее - решение от 29.04.2014) (л.д. 14-22) об отмене решения Управления от 07.11.2013 по делу N 90/05-13, о признании в бездействии Администрации, выразившегося в непроведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления вновь возведенным многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Киров, ул. Герцена, 17, факта нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции; о признании в действиях Администрации по отмене конкурса по отбору управляющих организаций для управления вновь возведенным многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Киров, ул. Молчановская, 2, факта нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции, что привело и (или) может привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами.
29.04.2014 Управлением выдано предписание (далее - предписание от 29.04.2014) (л.д. 13), которым на Администрацию возложена обязанность прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закон о конкуренции, а именно: провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Киров, ул. Молчановская, 2.
22.05.2014 Арбитражным судом Кировской области вынесено определение, которым производство по делу N А28-1032/2014 прекращено в связи с принятием отказа заявителя от требования, поскольку в ходе рассмотрения дела в суде Управление отменило решение от 07.11.2013 по делу N 90/05-13.
Не согласившись с решением и предписанием Управления от 29.04.2014, заявитель обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что необоснованность выводов, содержащихся в решении Управления от 07.11.2013, не является по смыслу части 2 статьи 51.2 Федерального закона о защите конкуренции основанием для пересмотра решения, следовательно, оспариваемое решение от 29.04.2014 принято с нарушением порядка, установленного статьей 51.2 Федерального закона о защите конкуренции.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции счел жалобу антимонопольного органа не подлежащей удовлетворению исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно частям 1, 2, 3 статьи 51.2 Федерального закона о защите конкуренции решение и (или) выданное на его основании предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства могут быть пересмотрены по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам комиссией, принявшей такое решение и (или) выдавшей такое предписание, по заявлению лица, участвующего в деле, а также в случае установления комиссией предусмотренных настоящей статьей оснований для пересмотра решения и (или) предписания (часть 1). Основаниями для пересмотра решения и (или) выданного на его основании предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства являются: 1) выявление обстоятельств, которые не были и не могли быть известны на момент оглашения резолютивной части решения по делу, но имеют существенное значение для правильного разрешения дела; 2) фальсификация доказательств, заведомо ложное показание лица, располагающего сведениями об обстоятельствах рассматриваемого дела, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного решения и (или) выдачу на его основании предписания (часть 2). Заявление о пересмотре принятого антимонопольным органом решения и (или) выданного на его основании предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам подается в антимонопольный орган, комиссия которого приняла такое решение и (или) выдала такое предписание, лицами, участвующими в деле, в течение трех месяцев со дня, когда они узнали или должны были узнать о наличии обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра решения и (или) предписания (часть 3).
Материалами дела подтверждено, что решением Управления от 07.11.2013 в бездействии Администрации, выразившемся в неразмещении на официальном сайте извещений о проведении открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления вновь возведенными многоквартирными домами, расположенными в г. Кирове по адресам: ул. Молчановская, 2, ул. Орджоникидзе, 5а, ул. Заводская, 6, корп. 1, ул. Герцена, 17, в срок, установленный частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, признан факт нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции"; производство по делу N 90/0513 прекращено ввиду добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
Вынося определение о пересмотре решения Управления от 07.11.2013 по делу N 90/05-13 Управление исходило из того, в период рассмотрения арбитражным судом дела N А28-1032/2014 по запросу Управления была представлена выписка из ЕГРП, содержащая сведения о дате регистрации права собственности на помещения многоквартирных домов, расположенных в городе Кирове по следующим адресам: ул. Молчановская, 2; ул. Орджоникидзе, 5а; ул. Заводская, 6, корп. 1; ул. Герцена, 17; наличие данной информации дает основания полагать, что при проведении общих собраний жильцов вышеуказанных домов по выбору управляющей компании в них приняли участие лица, не являющиеся собственниками помещений, в связи с чем принятые на собраниях решения не имеет юридической силы. По мнению Управления, в ходе рассмотрения Арбитражным судом Кировской области дела N А28-1032/2014 выявлены обстоятельства дела N 90/05-13, которые не были известны на момент оглашения резолютивной части решения по данному делу. К таким обстоятельствам Управление отнесло проведение общих собраний по выбору управляющих организаций жильцами многоквартирных домов, расположенных по адресам: ул. Молчановская, 2; ул. Орджоникидзе, 5а; ул. Заводская, 6, корп. 1; ул. Герцена, 17, не являющимися собственниками помещений.
Следовательно, применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что Управление без соответствующей оценки представленных в дело N 90/05-13 доказательств, которые подлежали оценке при изложении вывода антимонопольного органа о наличии обстоятельств о прекращении производства по делу, сделало вывод о добровольном устранении нарушения антимонопольного законодательства и наличии оснований для прекращения производства по делу.
Между тем, в части 2 статьи 51.2 Федерального закона о защите конкуренции отсутствует такое основание для пересмотра решения антимонопольного органа как необоснованность содержащихся в нем выводов, выявленная при рассмотрении в суде дела об оспаривании решения антимонопольного органа.
Одновременно суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что при рассмотрении дела N 90/05-13 по вновь открывшимся обстоятельствам и вынесении решения по нему антимонопольным органом признаны фактом нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции иные действия (бездействие) Администрации (не проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления вновь возведенным многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Киров, ул. Герцена, 17, отмена конкурса по отбору управляющих организаций для управления вновь возведенным многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Киров, ул. Молчановская, 2) нежели в решении от 07.11.2013 (не размещение на официальном сайте извещений о проведении открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления вновь возведенными многоквартирными домами, расположенными в г. Кирове по адресам: ул. Молчановская, 2, ул. Орджоникидзе, 5а, ул. Заводская, 6, корп. 1, ул. Герцена, 17, в срок, установленный частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса РФ). Изложенное позволяет прийти к выводу, что при рассмотрении одного и того же дела антимонопольным органом вынесены разные решения, имеющие отличные друг от друга предмет и основания, а также самостоятельную доказательственную базу.
Названные обстоятельства являются дополнительным подтверждением отсутствия оснований для пересмотра решения от 07.11.2013 по вновь открывшимся обстоятельствам.
В рассматриваемой ситуации (с учетом вменения Управлением иных событий нарушения антимонопольного законодательства) несоблюдение требований части 2 статьи 51.2 Федерального закона о защите конкуренции является существенным нарушением, повлекшим нарушение прав и законных интересов Администрации, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания обжалуемого решения от 29.04.2014 недействительным.
Таким образом, требования Администрации судом удовлетворены правомерно.
По указанным основаниям приведенные в апелляционной жалобе доводы подлежат отклонению, как не свидетельствующие об ошибочности обжалуемого решения суда.
Решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос об уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в силу положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 25.08.2014 по делу N А28-7040/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
Г.Г.БУТОРИНА
Судьи
Г.Г.ИВШИНА
А.В.КАРАВАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.11.2014 ПО ДЕЛУ N А28-7040/2014
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 ноября 2014 г. по делу N А28-7040/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - Зяблецевой Е.С., действующей на основании доверенности от 09.01.2014,
представителя ответчика - Метелевой Н.В., действующей на основании доверенности от 15.09.2014,
рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 25.08.2014 по делу N А28-7040/2014, принятое судом в составе судьи Хлюпиной Н.П.
по заявлению администрации муниципального образования "Город Киров" (ОГРН 1024301340238, Кировская область, г. Киров, ул. Воровского, д. 39)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (ОГРН 1034316517652, Кировская область, г. Киров, ул. К. Либкнехта, 55),
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
администрация муниципального образования "Город Киров" (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее - ответчик, антимонопольный орган, Управление) о признании незаконным решения комиссии Управления по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 29.04.2014 по делу N 90/0513 в части пунктов 2, 3, 4 и предписания от 29.04.2014 N 90/05-13.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 25.08.2014 заявленные требования удовлетворены.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела. В апелляционной жалобе ответчик указывает, что представление в антимонопольный орган дополнительных доказательств в отношении ранее неизвестных этому органу, и соответственно, не исследованных, обстоятельств, относится к предусмотренным частью 2 статьи 51.2 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон о защите конкуренции) основаниям для пересмотра принятых им решения и предписания; информация о дате регистрации права собственности на помещения многоквартирных домов, расположенных в городе Кирове по следующим адресам: ул. Молчановская, 2; ул. Орджоникидзе, 5а; ул. Заводская, 6, корп. 1; ул. Герцена, 17, была запрошена Управлением не для представления в качестве доказательства в суд, а для установления ранее неизвестных фактов; протоколы общих собраний собственников помещений оценивались с точки зрения соблюдения Администрацией установленных Жилищным кодексом Российской Федерации сроков организации и проведения конкурса по выбору управляющих организаций для управления многоквартирными жилыми домами; протоколы общего собрания собственников помещений многоквартирных домов, расположенных в городе Кирове, использовались для установления волеизъявления собственников помещений о выборе управляющей организации; только в ходе рассмотрения Арбитражным судом Кировской области дела N А28-1032/2014 был поднят вопрос о легитимности представленных Администрацией протоколов общих собраний собственников жилья, который не являлся предметом рассмотрения дела N 90/05-13, в результате чего антимонопольным органом были запрошены документы, конкретизирующие дату возникновения права собственности у жильцов, принимавших решение о выборе управляющих организаций; поскольку обязанность органа местного самоуправления по организации проведения конкурса по выбору управляющей организации поставлена в зависимость от наличия или отсутствия волеизъявления собственников помещений о самостоятельном выборе управляющей организации, Управление в решении от 29.04.2014 исследовало и отразило влияние вновь выявленных обстоятельств на принятие решения о наличии в действиях (бездействии) Администрации фактов нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции Администрация в возражениях на апелляционную жалобу опровергает приведенные в ней доводы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседании суда представители сторон поддержали свои позиции.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 26.08.2013 Администрация получила запрос Управления о предоставлении информации о вводе в эксплуатацию многоквартирных жилых домов на территории г. Кирова и реализации положений об определении управляющих организаций для управления указанными жилыми домами.
13.09.2013 заявитель направил в адрес ответчика письмо, содержащее запрашиваемую информацию с приложением документов (листы 3-4 приложения к судебному делу).
26.09.2013 Управлением издан приказ о возбуждении дела N 90/05-13 и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (лист 8 приложения к судебному делу).
29.10.2013 ответчиком принято решение по делу N 90/05-13 (изготовлено в полном объеме 07.11.2013) (л.д. 57-60 приложения к судебному делу) о признании в бездействии Администрации, выразившемся в не размещении на официальном сайте извещений о проведении открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления вновь возведенными многоквартирными домами, расположенными в г. Кирове по адресам: ул. Молчановская, 2, ул. Орджоникидзе, 5 а, ул. Заводская, 6, корп. 1, ул. Герцена, 17, в срок установленный частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, факта нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции и о прекращении производства по делу N 90/05-13 ввиду добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
06.02.2014 Арбитражным судом Кировской области вынесено определение о принятии заявления Администрации о признании недействительным решения Управления от 07.11.2013 по делу N 90/05-13, возбуждении производства по делу N А28-1032/2014 (лист 65 того же приложения).
03.02.2014 собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Киров, ул. Молчановская, 2 и ООО "Управление Недвижимостью и Домами" (управляющая компания) заключен договор на техническое обслуживание (содержание и текущий ремонт) общего имущества многоквартирного дома (л.д. 37-40), предметом которого является выполнение управляющей организацией за плату работ и услуг в целях управления многоквартирным жилым домом N 2 по улице Молчановская города Кирова. Условия данного договора одобрены общим собранием собственников жилых и нежилых помещений в указанном многоквартирном доме (протокол собрания от 03.02.2014).
14.04.2014 Управлением вынесено определение о пересмотре решения по делу N 90/05-13 о нарушении антимонопольного законодательства по вновь открывшимся обстоятельствам (листы 375-376 приложения). Названное определение мотивировано тем, что Управлением получена по его запросу Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащая сведения о дате регистрации права собственности на помещения многоквартирных домов, расположенных в г. Кирове по адресам: ул. Молчановская, 2; ул. Орджоникидзе, 5а; ул. Заводская, 6, корп. 1; ул. Герцена, 17; наличие указанной информации дает основания полагать, что при проведении общих собраний жильцов вышеуказанных домов по выбору управляющих компаний в них приняли участие лица, не являющиеся собственниками помещений, в связи с чем принятые на собраниях решения не имеют юридической силы; на момент рассмотрения данного дела комиссия антимонопольного органа не располагала документами с информацией о собственниках помещений данных многоквартирных домов; таким образом, в ходе рассмотрения Арбитражным судом Кировской области дела N А28-1032/2014 были выявлены обстоятельства дела N 90/05-13 о нарушении антимонопольного законодательства, которые не были известны на момент оглашения резолютивной части решения, а именно: проведение общих собраний по выбору управляющих организаций жильцами многоквартирных домов, расположенных в г. Кирове по адресам: ул. Молчановская, 2, ул. Заводская, 6, корп. 1, ул. Герцена, 17, не являющимися собственниками помещений.
22.04.2014 Управлением принято решение (изготовлено в полном объеме 29.04.2014) (далее - решение от 29.04.2014) (л.д. 14-22) об отмене решения Управления от 07.11.2013 по делу N 90/05-13, о признании в бездействии Администрации, выразившегося в непроведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления вновь возведенным многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Киров, ул. Герцена, 17, факта нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции; о признании в действиях Администрации по отмене конкурса по отбору управляющих организаций для управления вновь возведенным многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Киров, ул. Молчановская, 2, факта нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции, что привело и (или) может привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами.
29.04.2014 Управлением выдано предписание (далее - предписание от 29.04.2014) (л.д. 13), которым на Администрацию возложена обязанность прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закон о конкуренции, а именно: провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Киров, ул. Молчановская, 2.
22.05.2014 Арбитражным судом Кировской области вынесено определение, которым производство по делу N А28-1032/2014 прекращено в связи с принятием отказа заявителя от требования, поскольку в ходе рассмотрения дела в суде Управление отменило решение от 07.11.2013 по делу N 90/05-13.
Не согласившись с решением и предписанием Управления от 29.04.2014, заявитель обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что необоснованность выводов, содержащихся в решении Управления от 07.11.2013, не является по смыслу части 2 статьи 51.2 Федерального закона о защите конкуренции основанием для пересмотра решения, следовательно, оспариваемое решение от 29.04.2014 принято с нарушением порядка, установленного статьей 51.2 Федерального закона о защите конкуренции.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции счел жалобу антимонопольного органа не подлежащей удовлетворению исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно частям 1, 2, 3 статьи 51.2 Федерального закона о защите конкуренции решение и (или) выданное на его основании предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства могут быть пересмотрены по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам комиссией, принявшей такое решение и (или) выдавшей такое предписание, по заявлению лица, участвующего в деле, а также в случае установления комиссией предусмотренных настоящей статьей оснований для пересмотра решения и (или) предписания (часть 1). Основаниями для пересмотра решения и (или) выданного на его основании предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства являются: 1) выявление обстоятельств, которые не были и не могли быть известны на момент оглашения резолютивной части решения по делу, но имеют существенное значение для правильного разрешения дела; 2) фальсификация доказательств, заведомо ложное показание лица, располагающего сведениями об обстоятельствах рассматриваемого дела, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного решения и (или) выдачу на его основании предписания (часть 2). Заявление о пересмотре принятого антимонопольным органом решения и (или) выданного на его основании предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам подается в антимонопольный орган, комиссия которого приняла такое решение и (или) выдала такое предписание, лицами, участвующими в деле, в течение трех месяцев со дня, когда они узнали или должны были узнать о наличии обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра решения и (или) предписания (часть 3).
Материалами дела подтверждено, что решением Управления от 07.11.2013 в бездействии Администрации, выразившемся в неразмещении на официальном сайте извещений о проведении открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления вновь возведенными многоквартирными домами, расположенными в г. Кирове по адресам: ул. Молчановская, 2, ул. Орджоникидзе, 5а, ул. Заводская, 6, корп. 1, ул. Герцена, 17, в срок, установленный частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, признан факт нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции"; производство по делу N 90/0513 прекращено ввиду добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
Вынося определение о пересмотре решения Управления от 07.11.2013 по делу N 90/05-13 Управление исходило из того, в период рассмотрения арбитражным судом дела N А28-1032/2014 по запросу Управления была представлена выписка из ЕГРП, содержащая сведения о дате регистрации права собственности на помещения многоквартирных домов, расположенных в городе Кирове по следующим адресам: ул. Молчановская, 2; ул. Орджоникидзе, 5а; ул. Заводская, 6, корп. 1; ул. Герцена, 17; наличие данной информации дает основания полагать, что при проведении общих собраний жильцов вышеуказанных домов по выбору управляющей компании в них приняли участие лица, не являющиеся собственниками помещений, в связи с чем принятые на собраниях решения не имеет юридической силы. По мнению Управления, в ходе рассмотрения Арбитражным судом Кировской области дела N А28-1032/2014 выявлены обстоятельства дела N 90/05-13, которые не были известны на момент оглашения резолютивной части решения по данному делу. К таким обстоятельствам Управление отнесло проведение общих собраний по выбору управляющих организаций жильцами многоквартирных домов, расположенных по адресам: ул. Молчановская, 2; ул. Орджоникидзе, 5а; ул. Заводская, 6, корп. 1; ул. Герцена, 17, не являющимися собственниками помещений.
Следовательно, применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что Управление без соответствующей оценки представленных в дело N 90/05-13 доказательств, которые подлежали оценке при изложении вывода антимонопольного органа о наличии обстоятельств о прекращении производства по делу, сделало вывод о добровольном устранении нарушения антимонопольного законодательства и наличии оснований для прекращения производства по делу.
Между тем, в части 2 статьи 51.2 Федерального закона о защите конкуренции отсутствует такое основание для пересмотра решения антимонопольного органа как необоснованность содержащихся в нем выводов, выявленная при рассмотрении в суде дела об оспаривании решения антимонопольного органа.
Одновременно суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что при рассмотрении дела N 90/05-13 по вновь открывшимся обстоятельствам и вынесении решения по нему антимонопольным органом признаны фактом нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции иные действия (бездействие) Администрации (не проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления вновь возведенным многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Киров, ул. Герцена, 17, отмена конкурса по отбору управляющих организаций для управления вновь возведенным многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Киров, ул. Молчановская, 2) нежели в решении от 07.11.2013 (не размещение на официальном сайте извещений о проведении открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления вновь возведенными многоквартирными домами, расположенными в г. Кирове по адресам: ул. Молчановская, 2, ул. Орджоникидзе, 5а, ул. Заводская, 6, корп. 1, ул. Герцена, 17, в срок, установленный частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса РФ). Изложенное позволяет прийти к выводу, что при рассмотрении одного и того же дела антимонопольным органом вынесены разные решения, имеющие отличные друг от друга предмет и основания, а также самостоятельную доказательственную базу.
Названные обстоятельства являются дополнительным подтверждением отсутствия оснований для пересмотра решения от 07.11.2013 по вновь открывшимся обстоятельствам.
В рассматриваемой ситуации (с учетом вменения Управлением иных событий нарушения антимонопольного законодательства) несоблюдение требований части 2 статьи 51.2 Федерального закона о защите конкуренции является существенным нарушением, повлекшим нарушение прав и законных интересов Администрации, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания обжалуемого решения от 29.04.2014 недействительным.
Таким образом, требования Администрации судом удовлетворены правомерно.
По указанным основаниям приведенные в апелляционной жалобе доводы подлежат отклонению, как не свидетельствующие об ошибочности обжалуемого решения суда.
Решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос об уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в силу положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 25.08.2014 по делу N А28-7040/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
Г.Г.БУТОРИНА
Судьи
Г.Г.ИВШИНА
А.В.КАРАВАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)