Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2015 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Поликарпова Е.В.
судей Буровой А.А.
Кокшарова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов Администрации города Томска на решение от 03.07.2014 Арбитражного суда Томской области (судья Еремина Н.Ю.) и постановление от 21.10.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Терехина И.И., Нагишева О.Б., Киреева О.Ю.) по делу N А67-1257/2014 по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания-Жилищник" (443099, Самарская область, ул. Максима Горького, 58 Б, ком. 3-3, ОГРН 1037000147986, ИНН 7017078946) к Администрации Ленинского района г. Томска (634009, Томская область, г. Томск, ул. Карла Маркса, 34, ОГРН 1057002654830, ИНН 7017131759) о взыскании 2 687 218,68 руб.
Другие лица, участвующие в деле: Муниципальное бюджетное учреждение "Центр технического надзора" (634029, Томская область, г. Томск, проспект Фрунзе,20, ОГРН 1087017000740, ИНН 7017201798), Департамент финансов Администрации города Томска (634050, Томская область, г. Томск, ул. Гагарина, 49, ОГРН 1037000090511, ИНН 7021023925), общество с ограниченной ответственностью "Технология строительства" (630112, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Красина, 54, офис 202, ОГРН 1107017001134, ИНН 7017254334).
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания-Жилищник" (далее - ООО "ЖЭК - Жилищник", истец) обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском к Администрации Ленинского района г. Томска (далее - Администрация) о взыскании 2 687 218,68 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Муниципальное бюджетное учреждение "Центр технического надзора" (далее - МБУ "Центр технического надзора"), Департамент финансов администрации г. Томска (далее - Департамент финансов), общество с ограниченной ответственностью "Технология строительства" (далее - ООО "Технология строительства").
Решением Арбитражного суда Томской области от 03.07.2014, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014, заявленные ООО "ЖЭК - Жилищник" требования удовлетворены.
Департамент финансов обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы считает, что соглашение о предоставлении субсидий было заключено в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, муниципальное образование "город Томск" не вступало с ООО "ЖЭК - Жилищник" в гражданско-правовые отношения, следовательно, несоблюдение ООО "ЖЭК - Жилищник" условий предоставления субсидий, установленных в соглашении, влечет за собой правомерный отказ в предоставлении субсидии.
В отзыве на кассационную жалобу истец считает приведенные доводы несостоятельными, а решение и постановление - законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить их без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что постановлением Администрации г. Томска от 10.07.2012 N 811 утверждена Муниципальная программа "Капитальный ремонт жилищного фонда" на 2013-2015 годы.
В соответствии с разделом VI Муниципальной программы "Капитальный ремонт жилищного фонда" на 2013-2015 годы при реализации настоящей Программы бюджетные средства муниципального образования "Город Томск" предоставляются организациям, осуществляющим управление (обслуживание) многоквартирным домом, включенным в настоящую Программу, в форме субсидий.
Перечень многоквартирных домов Ленинского района г. Томска, в отношении которых планируется проведение работ по капитальному ремонту в 2013-2015 годах, утвержден Приложением N 4 к постановлению Администрации г. Томска от 10.07.2012 N 811.
В указанный перечень был включен и многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Томск, ул. Стрелочная, 1в; обслуживающей организацией является ООО "ЖЭК-Жилищник".
Постановлением Администрации г. Томска от 08.02.2013 N 102 утвержден Порядок предоставления в 2013 году субсидий на капитальный ремонт многоквартирных домов жилищного фонда.
25.06.2013 между ООО "ЖЭК-Жилищник" (получатель) и Администрацией заключен договор о предоставлении субсидии N 02/109, предметом которого является предоставление Администрацией в целях возмещения затрат по выборочному капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: г. Томск, ул. Стрелочная, 1в в рамках городской долгосрочной целевой программы "Капитальный ремонт жилищного фонда" на 2013-2015 годы и плановый период на 2014-2015 годы.
В соответствии с условиями вышеуказанного договора:
- - субсидия предоставляется за счет средств бюджета муниципального образования "Город Томск" на условиях софинансирования собственниками помещений многоквартирного дома, в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (п. 1.4);
- - сумма затрат на проведение выборочного капитального ремонта объекта определяется на основании проектно-сметной документации, утвержденной получателем и согласованной с Администрацией и составляет 2 797 686, 05 руб. (п. 2.4);
- - Администрация обязана перечислить субсидию на расчетный счет получателя в течение 20 рабочих дней после предоставления необходимых документов, размер субсидии определяется на основании актов приемки выполненных работ (КС-2), справки о стоимости выполненного ремонта (КС-3) (п. 2.9);
- - акт приемки работ по выборочному капитальному ремонту объекта (КС-2), справка о стоимости выполненного ремонта (КС-3) подписывается получателем, специализированной организацией, подрядчиком и согласовывается с уполномоченными собственниками помещений в многоквартирном доме, после чего в течении трех дней предоставляется в администрацию района (п. 2.10).
В соответствии с пунктом 2 дополнительного соглашения от 07.11.2013 N 2 к договору о предоставлении субсидии от 25.06.2013 N 02/109 получатель в срок не позднее 01.12.2013 обязан предоставить в Администрацию отчет о фактических расходах, связанных с проведением мероприятий, предусмотренных разделом 1 договора, с приложением всех необходимых платежных и других документов, а именно: актов приемки выполненных работ (КС-2), справок о стоимости работ (КС-3), подписанных в соответствии с пунктом 2.10 договора; копий платежных документов, подтверждающих перечисление денежных средств организации, выполняющей выборочный капитальный ремонт.
Между ООО "ЖЭК-Жилищник" (заказчик) и ООО "Технология строительства" (подрядчик) был заключен договор подряда от 07.06.2013 б/н, по которому подрядчик принял на себя обязательство выполнить собственными силами и из собственных материалов выборочный капитальный ремонт жилого дома и выборочный капитальный ремонт системы электроснабжения жилого дома по адресу: г. Томск, ул. Стрелочная, 1в и произвести виды работ согласно локальных сметных расчетов от 7.06.2013 N 02-01-01 и от 7.06.2013 N 02-01-02, являющихся неотъемлемой частью договора, а заказчик принял на себя обязательство создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат на основании актов выполненных работ по форме КС-2, КС-3 и оплатить в соответствии с Разделом 3 договора (п. 2.2.1 договора).
Проектно-сметная документация была разработана МБУ "Проектно-сметное бюро", согласована с Администрацией и подрядчиком, в соответствие с договором N 02/109 о предоставлении субсидии.
Приемка выполненных работ произведена заказчиком на основании акта готовности объекта от 25.10.2013, акта о приемке выполненных работ от 23.10.2013, акта о приемке выполненных работ от 25.10.2013.
Стоимость работ по выборочному капитальному ремонту жилого дома составила 2 687 218,68 руб.
Письмом от 20.11.2013 N 1458 ООО "ЖЭК-Жилищник" направил в адрес Администрации акты приемки работ по выборочному капитальному ремонту объекта (КС-2), справки о стоимости выполненного ремонта (КС-3), платежные поручения об оплате.
Кроме того, указанные документы были направлены и в МБУ "Центр технического надзора".
Ссылаясь на неисполнение со стороны Администрации обязанности по перечислению субсидии в размере 2 687 218, 86 руб., ООО "ЖЭК-Жилищник" обратилось в арбитражный суд.
Суды, удовлетворяя заявленные ООО "ЖЭК-Жилищник" требования, руководствуясь положениями статей 8, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к выводу о том, что у Администрации возникла обязанность по перечислению суммы субсидии в целях возмещения затрат по выборочному капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: г. Томск, ул. Стрелочная, 1в.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных по делу.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 310 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Из местного бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Судами установлено и материалами дела подтверждается:
- - в соответствии с пунктом 2 дополнительного соглашения от 07.11.2013 N 2 к договору о предоставлении субсидии от 25.06.2013 N 02/109 получатель в срок не позднее 01.12.2013 обязан предоставить в Администрацию отчет о фактических расходах связанных с проведением мероприятий, предусмотренных разделом 1 договора, с приложением всех необходимых платежных и других документов;
- - ООО "ЖЭК-Жилищник", в соответствии с договором, были предоставлены Администрации все документы, подтверждающие факты несения расходов, их размер (справки о стоимости выполненных работ и затрат, платежные поручения, подтверждающие оплату ремонта ООО "ЖЭК-Жилищник", акты о приемке выполненных работ).
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды пришли к обоснованному выводу, что представленные документы свидетельствуют о выполнении ООО "ЖЭК-Жилищник" работ по ремонту жилого многоквартирного дома по адресу: г. Томск, ул. Стрелочная, 1в.
При этом судами правомерно учтены следующие обстоятельства:
- - неподписание актов МБУ "Центр технического надзора" не освобождает Администрацию от обязанности исполнения договора, а именно от обязанности предоставить субсидию при добросовестном исполнении ООО "ЖЭК-Жилищник" всех обязательств, предусмотренных договором;
- - Муниципальной программой "Капитальный ремонт жилищного фонда на 2013-2015 гг." установлено, что МБУ "Центр технического надзора" на договорной, безвозмездной основе осуществляет технический надзор за выполнением строительно-монтажных работ при проведении капитального ремонта МКД, то есть МБУ "Центр технического надзора" осуществляет надзор за соответствием выполняемых работ проектно-сметной документации;
- - согласно заключению независимого специалиста от 26.05.2014 N 46 качество фактически выполненных работ на объекте: жилой дом, расположенный по адресу: г. Томск, ул. Стрелочная, 1в, соответствует проектной документации на выборочный капитальный ремонт (альбом: система электроснабжения; альбом: конструктивные решения), соответственно, качество фактически выполненных работ на объекте соответствует государственным стандартам, техническим регламентам, ВСН, СНиП; стоимость фактически выполненных работ соответствует стоимости работ, отраженной в локальном сметном расчете N 02-01-02 от 07.06.2013 и справке о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 от 25.10.2013 на сумму 2 603 206,76 руб.; также стоимость фактически выполненных работ на объекте соответствует стоимости работ, отраженной в локальном сметном расчете N 02-01-01 от 07.06.2013 и справке о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 от 23.10.2013 на сумму 84 011,92 руб.;
- - выводы, изложенные в заключении независимого специалиста от 26.05.2014 N 46, оспорены не были;
- - ООО "ЖЭК-Жилищник" предприняты все зависящие от него меры для заключения договора с МБУ "Центр технического надзора" (27.06.2013, получив заключение МБУ "Центр технического надзора" с замечаниями по конструктивным элементам, а также по оформлению документации, ООО "ЖЭК-Жилищник" после устранения недостатков повторно направил документы в МБУ "Центр технического надзора" с просьбой заключить договор (исх. N 784 от 09.07.2013), отказ от заключения договора со стороны МБУ "Центр технического надзора" не был представлен, письмами N 774 от 03.07.2013, N 842 от 01.08.2013, N 1180 от 08.10.2013, N 1322 от 31.10.2013 ООО "ЖЭК-Жилищник" уведомлял Администрацию об уклонении МБУ "Центр технического надзора" от заключения договора, возможном срыве сроков сдачи выполненных работ);
- - Администрации был представлен отчет о фактических расходах, связанных с проведением выборочного капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: г. Томск, ул. Стрелочная, 1в.
Учитывая, что уклонение МБУ "Центр технического надзора" от подписания актов в отсутствие выводов о нарушении Порядка предоставления в 2013 году субсидий на капитальный ремонт многоквартирных домов жилищного фонда не может при данных обстоятельствах являться основанием для отказа со стороны Администрации от предоставления субсидии, суды правомерно удовлетворили заявленные ООО "ЖЭК-Жилищник" требования.
В целом доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Томской области от 03.07.2014 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014 по делу N А67-1257/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Е.В.ПОЛИКАРПОВ
Судьи
А.А.БУРОВА
А.А.КОКШАРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 22.01.2015 N Ф04-13908/2014 ПО ДЕЛУ N А67-1257/2014
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2015 г. по делу N А67-1257/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2015 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Поликарпова Е.В.
судей Буровой А.А.
Кокшарова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов Администрации города Томска на решение от 03.07.2014 Арбитражного суда Томской области (судья Еремина Н.Ю.) и постановление от 21.10.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Терехина И.И., Нагишева О.Б., Киреева О.Ю.) по делу N А67-1257/2014 по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания-Жилищник" (443099, Самарская область, ул. Максима Горького, 58 Б, ком. 3-3, ОГРН 1037000147986, ИНН 7017078946) к Администрации Ленинского района г. Томска (634009, Томская область, г. Томск, ул. Карла Маркса, 34, ОГРН 1057002654830, ИНН 7017131759) о взыскании 2 687 218,68 руб.
Другие лица, участвующие в деле: Муниципальное бюджетное учреждение "Центр технического надзора" (634029, Томская область, г. Томск, проспект Фрунзе,20, ОГРН 1087017000740, ИНН 7017201798), Департамент финансов Администрации города Томска (634050, Томская область, г. Томск, ул. Гагарина, 49, ОГРН 1037000090511, ИНН 7021023925), общество с ограниченной ответственностью "Технология строительства" (630112, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Красина, 54, офис 202, ОГРН 1107017001134, ИНН 7017254334).
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания-Жилищник" (далее - ООО "ЖЭК - Жилищник", истец) обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском к Администрации Ленинского района г. Томска (далее - Администрация) о взыскании 2 687 218,68 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Муниципальное бюджетное учреждение "Центр технического надзора" (далее - МБУ "Центр технического надзора"), Департамент финансов администрации г. Томска (далее - Департамент финансов), общество с ограниченной ответственностью "Технология строительства" (далее - ООО "Технология строительства").
Решением Арбитражного суда Томской области от 03.07.2014, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014, заявленные ООО "ЖЭК - Жилищник" требования удовлетворены.
Департамент финансов обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы считает, что соглашение о предоставлении субсидий было заключено в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, муниципальное образование "город Томск" не вступало с ООО "ЖЭК - Жилищник" в гражданско-правовые отношения, следовательно, несоблюдение ООО "ЖЭК - Жилищник" условий предоставления субсидий, установленных в соглашении, влечет за собой правомерный отказ в предоставлении субсидии.
В отзыве на кассационную жалобу истец считает приведенные доводы несостоятельными, а решение и постановление - законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить их без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что постановлением Администрации г. Томска от 10.07.2012 N 811 утверждена Муниципальная программа "Капитальный ремонт жилищного фонда" на 2013-2015 годы.
В соответствии с разделом VI Муниципальной программы "Капитальный ремонт жилищного фонда" на 2013-2015 годы при реализации настоящей Программы бюджетные средства муниципального образования "Город Томск" предоставляются организациям, осуществляющим управление (обслуживание) многоквартирным домом, включенным в настоящую Программу, в форме субсидий.
Перечень многоквартирных домов Ленинского района г. Томска, в отношении которых планируется проведение работ по капитальному ремонту в 2013-2015 годах, утвержден Приложением N 4 к постановлению Администрации г. Томска от 10.07.2012 N 811.
В указанный перечень был включен и многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Томск, ул. Стрелочная, 1в; обслуживающей организацией является ООО "ЖЭК-Жилищник".
Постановлением Администрации г. Томска от 08.02.2013 N 102 утвержден Порядок предоставления в 2013 году субсидий на капитальный ремонт многоквартирных домов жилищного фонда.
25.06.2013 между ООО "ЖЭК-Жилищник" (получатель) и Администрацией заключен договор о предоставлении субсидии N 02/109, предметом которого является предоставление Администрацией в целях возмещения затрат по выборочному капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: г. Томск, ул. Стрелочная, 1в в рамках городской долгосрочной целевой программы "Капитальный ремонт жилищного фонда" на 2013-2015 годы и плановый период на 2014-2015 годы.
В соответствии с условиями вышеуказанного договора:
- - субсидия предоставляется за счет средств бюджета муниципального образования "Город Томск" на условиях софинансирования собственниками помещений многоквартирного дома, в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (п. 1.4);
- - сумма затрат на проведение выборочного капитального ремонта объекта определяется на основании проектно-сметной документации, утвержденной получателем и согласованной с Администрацией и составляет 2 797 686, 05 руб. (п. 2.4);
- - Администрация обязана перечислить субсидию на расчетный счет получателя в течение 20 рабочих дней после предоставления необходимых документов, размер субсидии определяется на основании актов приемки выполненных работ (КС-2), справки о стоимости выполненного ремонта (КС-3) (п. 2.9);
- - акт приемки работ по выборочному капитальному ремонту объекта (КС-2), справка о стоимости выполненного ремонта (КС-3) подписывается получателем, специализированной организацией, подрядчиком и согласовывается с уполномоченными собственниками помещений в многоквартирном доме, после чего в течении трех дней предоставляется в администрацию района (п. 2.10).
В соответствии с пунктом 2 дополнительного соглашения от 07.11.2013 N 2 к договору о предоставлении субсидии от 25.06.2013 N 02/109 получатель в срок не позднее 01.12.2013 обязан предоставить в Администрацию отчет о фактических расходах, связанных с проведением мероприятий, предусмотренных разделом 1 договора, с приложением всех необходимых платежных и других документов, а именно: актов приемки выполненных работ (КС-2), справок о стоимости работ (КС-3), подписанных в соответствии с пунктом 2.10 договора; копий платежных документов, подтверждающих перечисление денежных средств организации, выполняющей выборочный капитальный ремонт.
Между ООО "ЖЭК-Жилищник" (заказчик) и ООО "Технология строительства" (подрядчик) был заключен договор подряда от 07.06.2013 б/н, по которому подрядчик принял на себя обязательство выполнить собственными силами и из собственных материалов выборочный капитальный ремонт жилого дома и выборочный капитальный ремонт системы электроснабжения жилого дома по адресу: г. Томск, ул. Стрелочная, 1в и произвести виды работ согласно локальных сметных расчетов от 7.06.2013 N 02-01-01 и от 7.06.2013 N 02-01-02, являющихся неотъемлемой частью договора, а заказчик принял на себя обязательство создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат на основании актов выполненных работ по форме КС-2, КС-3 и оплатить в соответствии с Разделом 3 договора (п. 2.2.1 договора).
Проектно-сметная документация была разработана МБУ "Проектно-сметное бюро", согласована с Администрацией и подрядчиком, в соответствие с договором N 02/109 о предоставлении субсидии.
Приемка выполненных работ произведена заказчиком на основании акта готовности объекта от 25.10.2013, акта о приемке выполненных работ от 23.10.2013, акта о приемке выполненных работ от 25.10.2013.
Стоимость работ по выборочному капитальному ремонту жилого дома составила 2 687 218,68 руб.
Письмом от 20.11.2013 N 1458 ООО "ЖЭК-Жилищник" направил в адрес Администрации акты приемки работ по выборочному капитальному ремонту объекта (КС-2), справки о стоимости выполненного ремонта (КС-3), платежные поручения об оплате.
Кроме того, указанные документы были направлены и в МБУ "Центр технического надзора".
Ссылаясь на неисполнение со стороны Администрации обязанности по перечислению субсидии в размере 2 687 218, 86 руб., ООО "ЖЭК-Жилищник" обратилось в арбитражный суд.
Суды, удовлетворяя заявленные ООО "ЖЭК-Жилищник" требования, руководствуясь положениями статей 8, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к выводу о том, что у Администрации возникла обязанность по перечислению суммы субсидии в целях возмещения затрат по выборочному капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: г. Томск, ул. Стрелочная, 1в.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных по делу.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 310 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Из местного бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Судами установлено и материалами дела подтверждается:
- - в соответствии с пунктом 2 дополнительного соглашения от 07.11.2013 N 2 к договору о предоставлении субсидии от 25.06.2013 N 02/109 получатель в срок не позднее 01.12.2013 обязан предоставить в Администрацию отчет о фактических расходах связанных с проведением мероприятий, предусмотренных разделом 1 договора, с приложением всех необходимых платежных и других документов;
- - ООО "ЖЭК-Жилищник", в соответствии с договором, были предоставлены Администрации все документы, подтверждающие факты несения расходов, их размер (справки о стоимости выполненных работ и затрат, платежные поручения, подтверждающие оплату ремонта ООО "ЖЭК-Жилищник", акты о приемке выполненных работ).
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды пришли к обоснованному выводу, что представленные документы свидетельствуют о выполнении ООО "ЖЭК-Жилищник" работ по ремонту жилого многоквартирного дома по адресу: г. Томск, ул. Стрелочная, 1в.
При этом судами правомерно учтены следующие обстоятельства:
- - неподписание актов МБУ "Центр технического надзора" не освобождает Администрацию от обязанности исполнения договора, а именно от обязанности предоставить субсидию при добросовестном исполнении ООО "ЖЭК-Жилищник" всех обязательств, предусмотренных договором;
- - Муниципальной программой "Капитальный ремонт жилищного фонда на 2013-2015 гг." установлено, что МБУ "Центр технического надзора" на договорной, безвозмездной основе осуществляет технический надзор за выполнением строительно-монтажных работ при проведении капитального ремонта МКД, то есть МБУ "Центр технического надзора" осуществляет надзор за соответствием выполняемых работ проектно-сметной документации;
- - согласно заключению независимого специалиста от 26.05.2014 N 46 качество фактически выполненных работ на объекте: жилой дом, расположенный по адресу: г. Томск, ул. Стрелочная, 1в, соответствует проектной документации на выборочный капитальный ремонт (альбом: система электроснабжения; альбом: конструктивные решения), соответственно, качество фактически выполненных работ на объекте соответствует государственным стандартам, техническим регламентам, ВСН, СНиП; стоимость фактически выполненных работ соответствует стоимости работ, отраженной в локальном сметном расчете N 02-01-02 от 07.06.2013 и справке о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 от 25.10.2013 на сумму 2 603 206,76 руб.; также стоимость фактически выполненных работ на объекте соответствует стоимости работ, отраженной в локальном сметном расчете N 02-01-01 от 07.06.2013 и справке о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 от 23.10.2013 на сумму 84 011,92 руб.;
- - выводы, изложенные в заключении независимого специалиста от 26.05.2014 N 46, оспорены не были;
- - ООО "ЖЭК-Жилищник" предприняты все зависящие от него меры для заключения договора с МБУ "Центр технического надзора" (27.06.2013, получив заключение МБУ "Центр технического надзора" с замечаниями по конструктивным элементам, а также по оформлению документации, ООО "ЖЭК-Жилищник" после устранения недостатков повторно направил документы в МБУ "Центр технического надзора" с просьбой заключить договор (исх. N 784 от 09.07.2013), отказ от заключения договора со стороны МБУ "Центр технического надзора" не был представлен, письмами N 774 от 03.07.2013, N 842 от 01.08.2013, N 1180 от 08.10.2013, N 1322 от 31.10.2013 ООО "ЖЭК-Жилищник" уведомлял Администрацию об уклонении МБУ "Центр технического надзора" от заключения договора, возможном срыве сроков сдачи выполненных работ);
- - Администрации был представлен отчет о фактических расходах, связанных с проведением выборочного капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: г. Томск, ул. Стрелочная, 1в.
Учитывая, что уклонение МБУ "Центр технического надзора" от подписания актов в отсутствие выводов о нарушении Порядка предоставления в 2013 году субсидий на капитальный ремонт многоквартирных домов жилищного фонда не может при данных обстоятельствах являться основанием для отказа со стороны Администрации от предоставления субсидии, суды правомерно удовлетворили заявленные ООО "ЖЭК-Жилищник" требования.
В целом доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Томской области от 03.07.2014 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014 по делу N А67-1257/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Е.В.ПОЛИКАРПОВ
Судьи
А.А.БУРОВА
А.А.КОКШАРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)