Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 03.04.2014 N 4А-796/14, 4А-997/14

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 апреля 2014 г. N 4а-796/14, 4а-997/14


Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев надзорную жалобу Б. в защиту Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы (далее - ДЖКХиБ города Москвы) и протест заместителя прокурора города Москвы Катасонова Юрия Александровича на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 370 Тверского района города Москвы от 29 января 2014 года и решение судьи Тверского районного суда города Москвы от 03 марта 2014 года по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 370 Тверского района города Москвы от 29 января 2014 года ДЖКХиБ города Москвы признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Решением судьи Тверского районного суда города Москвы от 03 марта 2014 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба представителя С. и протест межрайонного прокурора Можаева В.В. - без удовлетворения.
В надзорной жалобе Б. в защиту ДЖКХиБ города Москвы просит об отмене названных судебных постановлений и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что Департамент не является надлежащим субъектом административной ответственности, поскольку он осуществляет функции организатора торгов для государственных нужд и главного распорядителя бюджетных средств, а объекты дорожного хозяйства, сведения о которых были истребованы Центральным управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - УГАДН по городу Москве), находятся на балансовом учете иного государственного учреждения; при проведении проверки были нарушены требования Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; дело рассмотрено с нарушением принципа презумпции невиновности.
В протесте заместитель прокурора города Москвы Катасонов Ю.А. также просит об отмене вышеупомянутых судебных актов и прекращении производства по делу, указывая на то, что был нарушен установленный Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" порядок проведения проверки в отношении ДЖКХиБ города Москвы.
Проверив материалы дела, изучив доводы надзорной жалобы и протеста, нахожу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 370 Тверского района города Москвы от 29 января 2014 года и решение судьи Тверского районного суда города Москвы от 03 марта 2014 года подлежащими отмене.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, а также разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны состава правонарушения. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.
Как усматривается из материалов дела, на основании приказа начальника УГАДН по городу Москве от 27 ноября 2013 года N 90-1/11-1811 о проведении внеплановой выездной проверки качества выполненных работ по реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования в Северном административном округе города Москвы (далее - САО) ДЖКХиБ города Москвы надлежало в срок до 02 декабря 2013 года представить правоустанавливающие документы, а также документы по организации работ на объекте реконструкции "Реконструкция Ленинградского шоссе 2012 - 2013 г." в соответствии с перечнем, приведенным в приказе (л.д. 2 - 3).
Письмом начальника УГАДН по городу Москве от 27 ноября 2013 года N 90-1/08-4032 указанный приказ был направлен руководителю ДЖКХиБ города Москвы и 29 ноября 2013 года получен Департаментом (л.д. 11).
В связи с тем, что в установленный срок истребуемые у ДЖКХиБ города Москвы документы представлены не были, 03 декабря 2013 года государственным инспектором отдела Автодорожного надзора по городу Москве в отношении Департамента был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ДЖКХиБ города Москвы к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ.
С таким решением нельзя согласиться по следующим основаниям.
Согласно ст. 19.7 КоАП РФ административным правонарушением признается непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ст. 6.16, ч. 4 ст. 14.28, ст. ст. 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.8 КоАП РФ.
В соответствии с п. 6 ст. 3 и ст. 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.
В ст. 3 вышеназванного закона также приведены определения реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильной дороги. Под реконструкцией автомобильной дороги понимается комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.
Согласно ст. 16 указанного закона проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 1 Положения о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28 августа 2007 года N 739-ПП (далее - Положение), Департамент является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сферах жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, управления многоквартирными домами и специализированным жилищным фондом, социальной поддержки граждан при оплате жилых помещений и коммунальных услуг, дорожно-мостового, водопроводно-канализационного, коллекторного хозяйств, озеленения, содержания и ремонта инженерных объектов и коммуникаций, обращения с отходами производства и потребления, содержания безнадзорных и бесхозяйных животных, водных отношений.
Согласно положениям раздела II Положения Департамент принимает решения: о выполнении и финансировании работ по содержанию и ремонту объектов внешнего благоустройства и озеленения, гидротехнических сооружений, мостов, путепроводов, эстакад, транспортных тоннелей, подземных пешеходных переходов, набережных, фонтанов, систем инженерно-технического обеспечения (включая бесхозяйные подземные внутриквартальные сети водоудаления зданий и сооружений), объектов благоустройства, а также объектов монументального искусства, определенных правовым актом Правительства Москвы (п. 4.2.2); о выполнении, финансировании и размещении заказов на проектные, ремонтные и пусконаладочные работы по объектам жилищно-коммунального хозяйства, а также на работы по строительству объектов жилищно-коммунального хозяйства на основании поручения (решения) Мэра и Правительства Москвы (п. 4.2.6); о выполнении работ по ремонту и содержанию объектов дорожного хозяйства улично-дорожной сети города, включая технические средства организации дорожного движения в части дорожных знаков, информационных щитов и указателей, дорожной разметки, искусственных неровностей, буферов безопасности, перемещении транспортных средств, приобретении машин, оборудования и инвентаря для нужд городского хозяйства (п. 4.2.15); о выполнении работ по содержанию, ремонту и обустройству объектов дорожного хозяйства улично-дорожной сети города Москвы, в том числе их разметке, содержанию технических средств организации дорожного движения в части очистки и мойки дорожных знаков, информационных щитов и указателей, перемещению транспортных средств для целей ремонта и содержания объектов дорожного хозяйства улично-дорожной сети города Москвы, приобретении машин, оборудования и инвентаря для нужд городского хозяйства (п. 4.2.16).
Анализ приведенных норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что ДЖКХиБ города Москвы не является органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным в сфере реконструкции автомобильных дорог, в том числе по размещению государственных заказов на выполнение работ на объектах реконструкции.
В соответствии с Положением о Департаменте строительства города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 05 марта 2011 года N 59-ПП, Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по реализации государственной политики в области градостроительства; государственного заказчика по размещению заказа на поставки товаров, оказание услуг, выполнение работ для объектов капитального строительства, проектирование, строительство, реконструкция которых осуществляется за счет средств бюджета города Москвы; координации деятельности участников процесса обращения с отходами строительства и сноса в городе Москве и входящим в состав Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы.
Из системного толкования приведенных выше норм следует, что ДЖКХиБ города Москвы не является органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным в сфере реконструкции автомобильных дорог, в том числе по размещению государственных заказов на выполнение работ на объектах реконструкции. Властно-распорядительными полномочиями в этой сфере наделен Департамент строительства города Москвы, к компетенции которого относятся вопросы реконструкции автомобильных дорог города Москвы.
Таким образом, содержащееся в приказе УГАДН по городу Москве от 27 ноября 2013 года N 90-1/11-1811 требование о предоставлении документов, связанных с реконструкцией Ленинградского шоссе 2012 - 2013 г.г., не могли быть представлены ДЖКХиБ города Москвы по объективным причинам.
Следовательно, ДЖКХиБ города Москвы не является субъектом вмененного ему административного правонарушения.
Изложенное исключает наличие в действиях ДЖКХиБ города Москвы состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 370 Тверского района города Москвы от 29 января 2014 года и решение судьи Тверского районного суда города Москвы от 03 марта 2014 года не могут быть признаны законными и подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ, в отношении ДЖКХиБ города Москвы подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,

постановил:

жалобу Б. в защиту Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы и протест заместителя прокурора города Москвы Катасонова Юрия Александровича удовлетворить.
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 370 Тверского района города Москвы от 29 января 2014 года и решение судьи Тверского районного суда города Москвы от 03 марта 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ, в отношении Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы - отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Заместитель председателя
Московского городского суда
Е.М.БАЗЬКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)