Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления от 28 апреля 2009 года
Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2009 года
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Михайловой А.И.
Судей: Карасева В.Ф., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сазонкиной Е.А.
при участии в судебном заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "ЖИЛСЕРВИС": представитель не явился;
- от Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области: представитель не явился
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖИЛСЕРВИС"
на решение от 17 марта 2009 года
по делу N А37-154/2009
арбитражного суда Магаданской области
дело рассматривал судья Кушниренко А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖИЛСЕРВИС"
об отмене постановления по делу об административном правонарушении и представления от 20.01.2009 N 1, вынесенных Государственной жилищной инспекцией администрации Магаданской области
Общество с ограниченной ответственностью "ЖИЛСЕРВИС" (далее - ООО "ЖИЛСЕРВИС", общество) обратилось в арбитражный суд Магаданской области с заявлением об отмене постановления по делу об административном правонарушении и представления от 20.01.2009 N 1, вынесенных Государственной жилищной инспекцией администрации Магаданской области (далее - административный орган, жилищная инспекция).
Решением суда первой инстанции от 17.03.2009 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "ЖИЛСЕРВИС" обратилось с апелляционной жалобой на предмет его отмены, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, а также на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебное заседание представители общества и жилищной инспекции, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, не явились.
В представленном отзыве жилищная инспекция с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласилась. Считает, что суд первой инстанции полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, все имеющие значение для дела обстоятельства установлены и подтверждены материалами, суд первой инстанции правильно применил и не нарушил нормы материального и процессуального права. Просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта первой инстанции и удовлетворения жалобы общества.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 10 данных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с пунктом 13 названных выше Правил, осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (пункт 14 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Согласно пункту 42 данных Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам), регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
На основании пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам исполнитель обязан, в том числе:
а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах;
б) предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором;
г) самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю;
и) в течение 2 рабочих дней с даты получения жалобы (заявления, требования, претензии) направлять потребителю извещение о ее приеме и последующем удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении с указанием причин отказа;
л) информировать потребителя в течение суток со дня обнаружения неполадок в работе внутридомовых инженерных систем и (или) инженерных коммуникаций и оборудования, расположенных вне многоквартирного дома или жилого дома (в случае его личного обращения - немедленно), о причинах и предполагаемой продолжительности приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также о причинах нарушения качества предоставления коммунальных услуг;
н) по требованию потребителя направлять своего представителя для выяснения причин непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (с составлением соответствующего акта), а также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с авариями, стихийными бедствиями, отсутствием или некачественным предоставлением коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 65 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам сообщение о непредоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставленной коммунальной услуги или предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема.
Согласно пункту 67 данных Правил в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем).
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда) определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, в том числе, с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (пункт 1.1).
Заявки на неисправность инженерного оборудования или конструкций должны рассматриваться в день их поступления, не позднее чем на следующий день должно быть организовано их устранение. В тех случаях, когда для устранения неисправностей требуется длительное время или запчасти, которых в данный момент нет в наличии, необходимо о принятых решениях сообщить заявителю. Аналогичные меры должны быть приняты и по заявкам, полученным по телефону или через систему диспетчерской связи (пункт 2.2.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
На основании пункта 2.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда при выявлении деформации конструкций и неисправности инженерного оборудования, нарушающих условия нормальной эксплуатации, должны проводиться внеочередные (неплановые) осмотры.
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений является составом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Как следует из материалов дела, 08.12.2008 государственным жилищным инспектором с участием потребителя коммунальных услуг - гр. Голубевой О.М., представителя исполнителя коммунальных услуг - ООО "ЖИЛСЕРВИС", представителей ООО "Жилремстрой" был произведен осмотр жилого помещения, находящегося по адресу: г. Магадан, ул. Комсомольская, д. 33-Б, кв. 5.
Основанием для проведения данных мероприятий явилось обращение гр. Голубевой О.М., являющейся собственником квартиры N 5 дома N 33-Б по ул. Комсомольской в г. Магадане с заявлением в ООО "ЖИЛСЕРВИС" и Государственную жилищную инспекцию администрации Магаданской области с жалобой на невыполнение обществом ее заявок по устранению неисправностей и надлежащему предоставлению бесперебойного холодного водоснабжения.
По результатам проверки установлено, что проведенные в целях определения соответствия объема предоставления холодного водоснабжения установленным требованиям законодательства замеры расхода холодной воды показали, что секундный расход холодной воды в ванной комнате квартиры заявителя составил 0,016 л/с, что в несколько раз ниже предусмотренного обязательным приложением N 2 к СНиП 2.04.01-85* "Внутренний водопровод и канализация зданий", которым установлен секундный расход холодной воды для ванны со смесителем равным 0,18 л/с. Данный факт зафиксирован в акте осмотра помещения от 08.12.2008.
16.12.2008 административным органом составлен протокол об административном правонарушении N 9-321-гр, на основании которого по результатам рассмотрения материалов об административном правонарушении в отношении ООО "ЖИЛСЕРВИС" вынесено постановление от 20.01.2009 N 1 о признании его виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ и обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Представлением от 20.01.2009 N 1 административным органом предложено ООО "ЖИЛСЕРВИС" устранить выявленные в результате рассмотрения дела нарушения в течение одного месяца.
Не согласившись с указанными выше постановлением и представлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности факта совершения ООО "ЖИЛСЕРВИС" вмененного административного правонарушения.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся доказательствам, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ является лицо, ответственное за содержание жилых домов (жилых помещений), то есть собственник жилого фонда, либо лицо, владеющее жилищным фондом на ином вещном праве, либо лицо, которому жилищный фонд передан по договорам о передаче имущества, либо по договорам о передаче имущества, либо по договорам по управлению жилищным фондом и организации оказания жилищных услуг и работ.
Как усматривается из материалов дела, между Управлением жилищно-коммунального хозяйства г. Магадана (Заказчик) и ООО "ЖИЛСЕРВИС" (Управляющая организация) заключен договор на управление муниципальным жилищным фондом и выполнение работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий от 01.02.2004 N 1, в соответствии с которым общество принимает на себя обязательства по организации оказания различных жилищных услуг и работ, а также по управлению жилищным фондом, в том числе, жилым домом N 33-Б по ул. Комсомольской в г. Магадане.
Указанный дом также включен в дополнительное соглашение от 02.09.2007 о внесении изменений и дополнений в договор от 01.02.2004 N 1, заключенное между Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии города Магадана (Заказчик) и ООО "ЖИЛСЕРВИС" (Управляющая организация).
Кроме этого, согласно пункту 2.3 Устава общества основными видами его деятельности являются, в том числе, оказание коммунальных услуг и услуг по техническому содержанию зданий, сооружений.
ООО "ЖИЛСЕРВИС" не выполнило заявки гр. Голубевой О.М. по надлежащему предоставлению холодного водоснабжения. Кроме того, обществу было известно о неисправности системы водоснабжения, однако оно в течение двух рабочих дней с момента получения заявления, а именно 08.12.2008, не направило гр. Голубевой О.М. извещения о его приеме и последующем удовлетворении либо об отказе в его удовлетворении, при этом не сообщило в течение суток со дня обнаружения неполадок в работе внутридомовых инженерных систем, о причинах и предполагаемой продолжительности приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также о причинах нарушения качества предоставления коммунальных услуг жильцу кв. 5 дома N 33-Б по ул. Комсомольской.
Бездействие ООО "ЖИЛСЕРВИС", являющегося управляющей организацией, по выполнению взятых на себя обязательств ведет к снижению уровня характеристик надежности и безопасности общего имущества жилого дома, а также наносит материальный ущерб имуществу собственника жилого помещения, что является нарушением пунктов 10, 13, 14 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и пунктов 2.1.1, 2.2.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Таким образом, у ООО "ЖИЛСЕРВИС" имелась возможность соблюдения Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что является нарушением статьи 7.22 КоАП РФ и подтверждается материалами дела, в том числе, актом осмотра помещения от 08.12.2008, а также протоколом об административном правонарушении от 16.12.2008 N 9-321-гр.
При таких обстоятельствах, привлечение общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ, является правомерным.
Довод заявителя жалобы о том, что он не является управляющей организацией дома N 33-Б по ул. Комсомольской в г. Магадане, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Как указывалось выше, согласно договору на управление муниципальным жилищным фондом и выполнение работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий от 01.02.2004 N 1, заключенного между Управлением жилищно-коммунального хозяйства г. Магадана и ООО "ЖИЛСЕРВИС", общество приняло на себя обязательства по организации оказания различных жилищных услуг и работ, а также по управлению жилищным фондом, в том числе, жилым домом N 33-Б по ул. Комсомольской в г. Магадане (пункт 1.2 договора).
Кроме того, указанный дом включен в дополнительное соглашение от 02.09.2007 о внесении изменений и дополнений в договор от 01.02.2004 N 1, заключенное между Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии города Магадана и ООО "ЖИЛСЕРВИС".
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, на основании указанных договора и дополнительного соглашения ООО "ЖИЛСЕРВИС" является управляющей организацией, в обязанности которой входит управление муниципальным жилищным фондом и выполнение работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий, и, соответственно, исполнение положений Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Довод общества о том, что дом N 33-Б по ул. Комсомольской признан непригодным для проживания, и, соответственно, не относится к понятию жилищного фонда и не может выступать предметом данного правонарушения, судом также отклоняется в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела, Постановлением Мэра города Магадана от 05.06.1998 N 1919 жилой дом, расположенный по ул. Комсомольской, 33-Б признан непригодным для постоянного проживания. При этом в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что указанный жилой дом подлежит сносу.
Согласно разделу 1 Программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда города Магадана" на 2005 - 2010 годы" (далее - Программа), являющейся Приложением к Решению Магаданской городской Думы от 30.11.2004 N 63-Д, данная Программа предусматривает поэтапное решение проблемы переселения граждан с учетом возможностей бюджетного финансирования и привлечения внебюджетных ресурсов. Раздел 6 Программы предусматривает, что жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности и находящееся в ветхих или аварийных домах, подлежащих сносу, может быть изъято у собственника путем выкупа либо ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Доказательств того, что квартира N 5 была изъята у собственника, и ему было предоставлено иное жилое помещение или выкупная цена, в материалы дела не представлено.
В соответствии с Перечнем и очередностью расселения ветхого и аварийного жилищного фонда города Магадана, являющихся Приложением к указанной выше Программе, дом N 33 по ул. Комсомольской планируется к расселению только в 2010 году. Таким образом, до его расселения у гр. Голубевой О.М., имеются все права по получению коммунальных услуг, текущему ремонту и содержанию помещения, в котором она проживает, соответствующих установленным стандартам.
Кроме того, при заключении договора на управление муниципальным жилищным фондом и выполнение работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий от 01.02.2004 N 1, а также дополнительного соглашения от 02.09.2007 ООО "ЖИЛСЕРВИС" знало о том, что указанный выше дом был признан непригодным для постоянного проживания.
Ссылка общества на письмо от 22.09.2008 N 2011 о том, что ООО "ЖИЛСЕРВИС" обращалось в мэрию г. Магадана с просьбой профинансировать подачу напора холодной воды, судом также отклоняется, поскольку отсутствие достаточного финансирования на содержание жилищного фонда не освобождает общество от исполнения обязанностей по содержанию жилищного фонда и не является основанием для освобождения от административной ответственности за неисполнение данной обязанности.
На основании изложенного, апелляционная жалоба ООО "ЖИЛСЕРВИС" подлежит отклонению, а решение суда - оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение арбитражного суда Магаданской области от 17 марта 2009 года по делу N А37-154/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий
А.И.МИХАЙЛОВА
Судьи
В.Ф.КАРАСЕВ
Т.Д.ПЕСКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.05.2009 N 06АП-1414/2009 ПО ДЕЛУ N А37-154/2009
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 мая 2009 г. N 06АП-1414/2009
Резолютивная часть постановления от 28 апреля 2009 года
Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2009 года
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Михайловой А.И.
Судей: Карасева В.Ф., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сазонкиной Е.А.
при участии в судебном заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "ЖИЛСЕРВИС": представитель не явился;
- от Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области: представитель не явился
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖИЛСЕРВИС"
на решение от 17 марта 2009 года
по делу N А37-154/2009
арбитражного суда Магаданской области
дело рассматривал судья Кушниренко А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖИЛСЕРВИС"
об отмене постановления по делу об административном правонарушении и представления от 20.01.2009 N 1, вынесенных Государственной жилищной инспекцией администрации Магаданской области
Общество с ограниченной ответственностью "ЖИЛСЕРВИС" (далее - ООО "ЖИЛСЕРВИС", общество) обратилось в арбитражный суд Магаданской области с заявлением об отмене постановления по делу об административном правонарушении и представления от 20.01.2009 N 1, вынесенных Государственной жилищной инспекцией администрации Магаданской области (далее - административный орган, жилищная инспекция).
Решением суда первой инстанции от 17.03.2009 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "ЖИЛСЕРВИС" обратилось с апелляционной жалобой на предмет его отмены, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, а также на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебное заседание представители общества и жилищной инспекции, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, не явились.
В представленном отзыве жилищная инспекция с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласилась. Считает, что суд первой инстанции полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, все имеющие значение для дела обстоятельства установлены и подтверждены материалами, суд первой инстанции правильно применил и не нарушил нормы материального и процессуального права. Просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта первой инстанции и удовлетворения жалобы общества.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 10 данных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с пунктом 13 названных выше Правил, осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (пункт 14 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Согласно пункту 42 данных Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам), регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
На основании пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам исполнитель обязан, в том числе:
а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах;
б) предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором;
г) самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю;
и) в течение 2 рабочих дней с даты получения жалобы (заявления, требования, претензии) направлять потребителю извещение о ее приеме и последующем удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении с указанием причин отказа;
л) информировать потребителя в течение суток со дня обнаружения неполадок в работе внутридомовых инженерных систем и (или) инженерных коммуникаций и оборудования, расположенных вне многоквартирного дома или жилого дома (в случае его личного обращения - немедленно), о причинах и предполагаемой продолжительности приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также о причинах нарушения качества предоставления коммунальных услуг;
н) по требованию потребителя направлять своего представителя для выяснения причин непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (с составлением соответствующего акта), а также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с авариями, стихийными бедствиями, отсутствием или некачественным предоставлением коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 65 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам сообщение о непредоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставленной коммунальной услуги или предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема.
Согласно пункту 67 данных Правил в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем).
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда) определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, в том числе, с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (пункт 1.1).
Заявки на неисправность инженерного оборудования или конструкций должны рассматриваться в день их поступления, не позднее чем на следующий день должно быть организовано их устранение. В тех случаях, когда для устранения неисправностей требуется длительное время или запчасти, которых в данный момент нет в наличии, необходимо о принятых решениях сообщить заявителю. Аналогичные меры должны быть приняты и по заявкам, полученным по телефону или через систему диспетчерской связи (пункт 2.2.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
На основании пункта 2.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда при выявлении деформации конструкций и неисправности инженерного оборудования, нарушающих условия нормальной эксплуатации, должны проводиться внеочередные (неплановые) осмотры.
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений является составом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Как следует из материалов дела, 08.12.2008 государственным жилищным инспектором с участием потребителя коммунальных услуг - гр. Голубевой О.М., представителя исполнителя коммунальных услуг - ООО "ЖИЛСЕРВИС", представителей ООО "Жилремстрой" был произведен осмотр жилого помещения, находящегося по адресу: г. Магадан, ул. Комсомольская, д. 33-Б, кв. 5.
Основанием для проведения данных мероприятий явилось обращение гр. Голубевой О.М., являющейся собственником квартиры N 5 дома N 33-Б по ул. Комсомольской в г. Магадане с заявлением в ООО "ЖИЛСЕРВИС" и Государственную жилищную инспекцию администрации Магаданской области с жалобой на невыполнение обществом ее заявок по устранению неисправностей и надлежащему предоставлению бесперебойного холодного водоснабжения.
По результатам проверки установлено, что проведенные в целях определения соответствия объема предоставления холодного водоснабжения установленным требованиям законодательства замеры расхода холодной воды показали, что секундный расход холодной воды в ванной комнате квартиры заявителя составил 0,016 л/с, что в несколько раз ниже предусмотренного обязательным приложением N 2 к СНиП 2.04.01-85* "Внутренний водопровод и канализация зданий", которым установлен секундный расход холодной воды для ванны со смесителем равным 0,18 л/с. Данный факт зафиксирован в акте осмотра помещения от 08.12.2008.
16.12.2008 административным органом составлен протокол об административном правонарушении N 9-321-гр, на основании которого по результатам рассмотрения материалов об административном правонарушении в отношении ООО "ЖИЛСЕРВИС" вынесено постановление от 20.01.2009 N 1 о признании его виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ и обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Представлением от 20.01.2009 N 1 административным органом предложено ООО "ЖИЛСЕРВИС" устранить выявленные в результате рассмотрения дела нарушения в течение одного месяца.
Не согласившись с указанными выше постановлением и представлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности факта совершения ООО "ЖИЛСЕРВИС" вмененного административного правонарушения.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся доказательствам, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ является лицо, ответственное за содержание жилых домов (жилых помещений), то есть собственник жилого фонда, либо лицо, владеющее жилищным фондом на ином вещном праве, либо лицо, которому жилищный фонд передан по договорам о передаче имущества, либо по договорам о передаче имущества, либо по договорам по управлению жилищным фондом и организации оказания жилищных услуг и работ.
Как усматривается из материалов дела, между Управлением жилищно-коммунального хозяйства г. Магадана (Заказчик) и ООО "ЖИЛСЕРВИС" (Управляющая организация) заключен договор на управление муниципальным жилищным фондом и выполнение работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий от 01.02.2004 N 1, в соответствии с которым общество принимает на себя обязательства по организации оказания различных жилищных услуг и работ, а также по управлению жилищным фондом, в том числе, жилым домом N 33-Б по ул. Комсомольской в г. Магадане.
Указанный дом также включен в дополнительное соглашение от 02.09.2007 о внесении изменений и дополнений в договор от 01.02.2004 N 1, заключенное между Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии города Магадана (Заказчик) и ООО "ЖИЛСЕРВИС" (Управляющая организация).
Кроме этого, согласно пункту 2.3 Устава общества основными видами его деятельности являются, в том числе, оказание коммунальных услуг и услуг по техническому содержанию зданий, сооружений.
ООО "ЖИЛСЕРВИС" не выполнило заявки гр. Голубевой О.М. по надлежащему предоставлению холодного водоснабжения. Кроме того, обществу было известно о неисправности системы водоснабжения, однако оно в течение двух рабочих дней с момента получения заявления, а именно 08.12.2008, не направило гр. Голубевой О.М. извещения о его приеме и последующем удовлетворении либо об отказе в его удовлетворении, при этом не сообщило в течение суток со дня обнаружения неполадок в работе внутридомовых инженерных систем, о причинах и предполагаемой продолжительности приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также о причинах нарушения качества предоставления коммунальных услуг жильцу кв. 5 дома N 33-Б по ул. Комсомольской.
Бездействие ООО "ЖИЛСЕРВИС", являющегося управляющей организацией, по выполнению взятых на себя обязательств ведет к снижению уровня характеристик надежности и безопасности общего имущества жилого дома, а также наносит материальный ущерб имуществу собственника жилого помещения, что является нарушением пунктов 10, 13, 14 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и пунктов 2.1.1, 2.2.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Таким образом, у ООО "ЖИЛСЕРВИС" имелась возможность соблюдения Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что является нарушением статьи 7.22 КоАП РФ и подтверждается материалами дела, в том числе, актом осмотра помещения от 08.12.2008, а также протоколом об административном правонарушении от 16.12.2008 N 9-321-гр.
При таких обстоятельствах, привлечение общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ, является правомерным.
Довод заявителя жалобы о том, что он не является управляющей организацией дома N 33-Б по ул. Комсомольской в г. Магадане, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Как указывалось выше, согласно договору на управление муниципальным жилищным фондом и выполнение работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий от 01.02.2004 N 1, заключенного между Управлением жилищно-коммунального хозяйства г. Магадана и ООО "ЖИЛСЕРВИС", общество приняло на себя обязательства по организации оказания различных жилищных услуг и работ, а также по управлению жилищным фондом, в том числе, жилым домом N 33-Б по ул. Комсомольской в г. Магадане (пункт 1.2 договора).
Кроме того, указанный дом включен в дополнительное соглашение от 02.09.2007 о внесении изменений и дополнений в договор от 01.02.2004 N 1, заключенное между Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии города Магадана и ООО "ЖИЛСЕРВИС".
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, на основании указанных договора и дополнительного соглашения ООО "ЖИЛСЕРВИС" является управляющей организацией, в обязанности которой входит управление муниципальным жилищным фондом и выполнение работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий, и, соответственно, исполнение положений Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Довод общества о том, что дом N 33-Б по ул. Комсомольской признан непригодным для проживания, и, соответственно, не относится к понятию жилищного фонда и не может выступать предметом данного правонарушения, судом также отклоняется в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела, Постановлением Мэра города Магадана от 05.06.1998 N 1919 жилой дом, расположенный по ул. Комсомольской, 33-Б признан непригодным для постоянного проживания. При этом в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что указанный жилой дом подлежит сносу.
Согласно разделу 1 Программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда города Магадана" на 2005 - 2010 годы" (далее - Программа), являющейся Приложением к Решению Магаданской городской Думы от 30.11.2004 N 63-Д, данная Программа предусматривает поэтапное решение проблемы переселения граждан с учетом возможностей бюджетного финансирования и привлечения внебюджетных ресурсов. Раздел 6 Программы предусматривает, что жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности и находящееся в ветхих или аварийных домах, подлежащих сносу, может быть изъято у собственника путем выкупа либо ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Доказательств того, что квартира N 5 была изъята у собственника, и ему было предоставлено иное жилое помещение или выкупная цена, в материалы дела не представлено.
В соответствии с Перечнем и очередностью расселения ветхого и аварийного жилищного фонда города Магадана, являющихся Приложением к указанной выше Программе, дом N 33 по ул. Комсомольской планируется к расселению только в 2010 году. Таким образом, до его расселения у гр. Голубевой О.М., имеются все права по получению коммунальных услуг, текущему ремонту и содержанию помещения, в котором она проживает, соответствующих установленным стандартам.
Кроме того, при заключении договора на управление муниципальным жилищным фондом и выполнение работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий от 01.02.2004 N 1, а также дополнительного соглашения от 02.09.2007 ООО "ЖИЛСЕРВИС" знало о том, что указанный выше дом был признан непригодным для постоянного проживания.
Ссылка общества на письмо от 22.09.2008 N 2011 о том, что ООО "ЖИЛСЕРВИС" обращалось в мэрию г. Магадана с просьбой профинансировать подачу напора холодной воды, судом также отклоняется, поскольку отсутствие достаточного финансирования на содержание жилищного фонда не освобождает общество от исполнения обязанностей по содержанию жилищного фонда и не является основанием для освобождения от административной ответственности за неисполнение данной обязанности.
На основании изложенного, апелляционная жалоба ООО "ЖИЛСЕРВИС" подлежит отклонению, а решение суда - оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение арбитражного суда Магаданской области от 17 марта 2009 года по делу N А37-154/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий
А.И.МИХАЙЛОВА
Судьи
В.Ф.КАРАСЕВ
Т.Д.ПЕСКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)