Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 мая 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Балинской И.И., Сапрыкиной Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.
при участии в заседании:
- от открытого акционерного общества "Магаданэлектросеть": представитель не явился;
- от Департамента цен и тарифов Администрации Магаданской области: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Магаданэлектросеть"
на решение от 04.03.2014
по делу N А37-2091/2013
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей А.В. Кушниренко
по заявлению открытого акционерного общества "Магаданэлектросеть" (ОГРН 1024900955793, ИНН 4909044901)
к Департаменту цен и тарифов Администрации Магаданской области (ОГРН 10549000038752, ИНН 4909014505)
о признании незаконным и отмене постановления N 18 по делу об административном правонарушении от 01.11.2013
третье лицо прокурор Магаданской области
установил:
открытое акционерное общество "Магаданэлектросеть" (далее - общество, ОАО "Магаданэлектросеть") обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к Департаменту цен и тарифов администрации Магаданской области (с 17.01.2014 - Департамент цен и тарифов Магаданской области) о признании незаконным и отмене постановления N 18 по делу об административном правонарушении от 01.11.2013, которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
В качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований для участия в деле привлечен прокурор Магаданской области.
Решением от 04.03.2014 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Магаданэлектросеть" заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда ввиду неправильного применения норм материального права, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Департамент, третье лицо в представленных отзывах отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законно и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела ОАО "Магаданэлектросеть" осуществляет деятельность по электроснабжению дома N 27 по улице Транспортной в городе Магадане на основании договора поставки электроэнергии N 1926/н от 19.01.2009, заключенного с управляющей организацией "Социальное жилье".
Прокуратурой Магаданской области на основании обращения Бочкаревой А.М. проведена проверка соблюдения ОАО "Магаданэлектросеть" законодательства о ценообразовании на коммунальные услуги по электроснабжению для потребителей дома 27 по ул. Транспортной в г. Магадане.
Проверкой было установлено, что в доме расположены коммунальные квартиры, из них квартиры NN 5; 8 и 25 оборудованы общими приборами учета, в остальных квартирах общих (квартирных) приборов учета не имеется.
В ходе проверки были выявлены нарушения установленного порядка ценообразования при начислении платы за коммунальную услугу по электроснабжению. Выявленные нарушения связаны с применением завышенного норматива потребления электроэнергии при расчете платы за указанную услугу. Предприятием при расчете платы за коммунальную услугу по электроснабжению для потребителей, занимаемых отдельную комнату (две комнаты) в пяти-и (или) шести комнатной квартире (коммунального типа) применялся норматив потребления электрической энергии, установленных для одно-двух-комнатных квартир.
По результатам проверки прокуратурой Магаданской области в отношении ОАО "Магаданэлектросеть" вынесено постановление от 14.10.2013 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, которое было направлено для рассмотрения в Департамент цен и тарифов администрации Магаданской области.
Постановлением Департамента N 18 от 01.11.2013 ОАО "Магаданэлектросеть" признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа ОАО "Магаданэлектросеть" обратилось с заявлением в суд.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены, либо изменения решения суда первой инстанции.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ является посягательство на установленный государством порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей.
Объективная сторона указанного правонарушения состоит в совершении противоправных деяний, в частности иных нарушений установленного порядка ценообразования.
Возможность и необходимость государственного регулирования цен установлена пунктом "ж" статьи 71 Конституции РФ, согласно которому установление правовых основ единого рынка и основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации.
Согласно общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
Однако в силу абз. 2 пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно статье 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
Следовательно, плата за коммунальные услуги, в том числе, электроснабжение регулируются государством, как в части установления тарифов (цены), так и в части установления порядка начисления платы.
При этом, ценообразование - это процесс образования, формирования цен на товары и услуги, характеризуемый, прежде всего методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам.
Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" определяет ценообразование как процесс расчета и установления регулируемых тарифов (цен), применяемых при расчетах за электрическую энергию и мощность и тепловую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Пунктом 2 вышеуказанных Правил предусмотрено, что "коммунальные услуги" - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладении), "коммунальные ресурсы" -холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.
Поскольку указанными выше нормативными правовыми актами установлен порядок формирования расчета для оплаты коммунальных услуг в данном случае электроснабжения, расчет платы за коммунальные услуги относится к процессу ценообразования.
Таким образом, производя начисление платы за коммунальную услугу -электроснабжение, ОАО "Магаданэлектросеть" формирует для потребителей цену, одной из составляющих которой является тариф на электрическую энергию, другой - норматив потребления, и производит расчеты с потребителями услуги, что в свою очередь, и является порядком ценообразования для конкретной услуги.
Изложенное свидетельствует о наличии в действиях ОАО "Магаданэлектросеть" состава вменяемого правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах довод заявителя о том, что его действия не посягают на порядок ценообразования, несостоятелен.
Довод заявителя о правомерности применения норматива потребления электрической энергии для комнаты N 2 пятикомнатной квартиры N 29, расположенной по адресу: улица Транспортная, 27, как для однокомнатной квартиры в связи с отсутствием утвержденного норматива потребления электрической энергии для жилого помещения "комната" является неправомерным ввиду следующего.
Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению населения муниципального образования "Город Магадан", проживающего в многоквартирных домах и жилых домах в границах технологического присоединения к электрическим сетям ОАО "Магаданэлектросеть", утверждены приказом Департамента N 63-Н от 10.08.2012.
Согласно техническому паспорту в доме N 27 по улице Транспортная расположены пяти- и шестикомнатные квартиры, нормативы потребления электроэнергии для которых применяются как для четырехкомнатных квартир (максимальное количество комнат, предусмотренное приказом N 63-Н) и зависят от количества проживающих граждан в каждой квартире.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 258 от 28.03.2012 "О внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее - Правила N 258) определяется порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе на электроснабжение, и требования к их формированию. Указанные Правила не предусматривают отдельного расчета нормативов для домов с коммунальными квартирами и отдельно для жилого помещения "комната", в том числе в коммунальной квартире. В соответствии с пунктом 4 Правил N 258 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома в отношении электроснабжения - количество комнат в квартире, высота жилых помещений. Согласно требованиям пункта 10 Правил N 258 нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды. Порядка определения нормативов потребления электрической энергии для коммунальных квартир законодательством не предусмотрено. Следовательно, установив нормативы потребления для жилых и нежилых помещений многоквартирного дома и жилых домов, департамент не нарушил требований Правила N 306.
В связи с изложенным является несостоятельным довод заявителя, что норматив потребления электрической энергии в нарушение действующего законодательства принят только в отношении жилого дома и многоквартирного дома. Так в пункте 4 статьи 6 ЖК РФ под "комнатой" признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире. Следовательно, из самого понятия "комната" следует, что норматив потребления для данного вида жилого помещения не может быть применен как для однокомнатной квартиры.
Относительно довода заявителя о том, что перерасчет платы нарушит права потребителей, не имеет правовых оснований, как на законодательном, так и исходя из фактически сложившейся ситуации по жилому дому N 27 по улице Транспортная. При предъявлении платы за электроснабжение комнаты в многокомнатной (коммунальной) квартире в соответствии с действующим законодательством приведет к снижению объемов на индивидуальное потребление, при этом расходы на общедомовые нужды будут ограничены уровнем не более 15% от индивидуального потребления электрической энергии.
Необоснованным является довод заявителя о том, что регулирование применения норматива не входит в компетенцию департамента.
В соответствии с пунктом 1 Постановления администрации Магаданской области от 25.01.2007 N 12-па "О государственном регулировании цен (тарифов) в Магаданской области" департамент цен и тарифов администрации Магаданской области является уполномоченным органом по государственному регулированию цен (тарифов), надбавок на продукцию, товары (работы, услуги) и осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за их применением на территории Магаданской области.
Пунктом 3.4 Положения о департаменте цен и тарифов администрации магаданской области, утвержденного постановлением администрации Магаданской области от 20.11.2006 N 420-па определено, что департамент утверждает нормативы потребления коммунальных услуг (электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение) в порядке установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3.12 Положения департамент осуществляет мониторинг тарифов на жилищно-коммунальные услуги, услуги теплоснабжения и иные услуги, товары, работы в пределах своей компетенции, оказываемые хозяйствующими субъектами на территории Магаданской области, а также сбор информации о соответствии платы граждан за коммунальные услуги предельным индексам, установленным для соответствующего муниципального образования.
В целях исполнения возложенных полномочий департамент является уполномоченным органом на осуществление контроля, в том числе за соответствием размера платы граждан за коммунальные услуги.
При этом является правомерным вывод Департамента в оспариваемом постановлении, что согласно содержанию пунктов 3; 42 и 50 Правил N 354 и пунктов 4 и 7 приложения N 2 к указанным правилам следует, что размер платы за электроснабжение в занимаемой потребителем комнате (комнатах) коммунальной квартиры, не оснащенной общим (квартирным) прибором учета электроэнергии, зависит от количества комнат в коммунальной квартире и количества граждан, проживающих в квартире и комнате (комнатах потребителя).
При этом для потребителя (потребителей), занимающего конкретную комнату (комнаты), размер платы рассчитывается как произведение норматива потребления коммунальной услуги (определенного исходя из количества комнат в коммунальной квартире и количества проживающих в квартире) на количество граждан, постоянно или временно проживающих в принадлежащей потребителю комнате (комнатах) в этой коммунальной квартире, и тарифа на коммунальный ресурс.
Также обоснован вывод Департамента относительно того, что исходя из анализа пунктов 4 и 10 Правил N 258 отдельного порядка определения нормативов потребления электрической энергии для коммунальных квартир законодательством не предусмотрено.
В соответствии с приказом Департамента N 63-Н от 10.08.2012 установлен норматив потребления электрической энергии для многоквартирного дома, норматив потребления для четырехкомнатной квартиры и более, в которой проживает 4 человека, составляет 111 кВт*ч/месяц на 1 человека, для 5 граждан - 100 кВТ*ч/месяц на 1 человека.
В результате неправомерного применения заявителем норматива в размере 215 кВт*ч/месяц по рассматриваемой в оспариваемом постановлении комнате N 2 пятикомнатной квартиры N 29 дома N 27 по улице Транспортной в городе Магадане размер платы потребителя был завышен на 115% за период с 01.11.2012 по 31.12.2012, на 96% за период с 01.01.2013 по 31.01.2013 и на 87% за период с 01.02.2013 по 31.05.2013.
Аналогичные нарушения были выявлены и отражены департаментом в оспариваемом постановлении и при расчете платы ОАО "Магаданэлектросеть" за электроснабжение для иных потребителей, помещения которых не оборудованы приборами учета.
С учетом изложенного вменяемое заявителю в оспариваемом постановлении событие административного правонарушения доказано.
Несостоятелен довод заявителя о нарушении срока давности привлечения к административной ответственности.
Согласно статье 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) - один год.
Обстоятельств, исключающих привлечение заявителя к ответственности, в соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ по материалам административного дела не усматривается.
Вина, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 2.1 КоАП РФ для заявителя, как юридического лица, заключается в том, что им не было предпринято каких-либо мер по соблюдению указанных в оспариваемом постановлении норм.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности факта совершения обществом административного правонарушения и правомерности привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. Порядок привлечения к административной ответственности соблюден.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 04.03.2014 по делу N А37-2091/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ
Судьи
И.И.БАЛИНСКАЯ
Е.И.САПРЫКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.05.2014 N 06АП-1893/2014 ПО ДЕЛУ N А37-2091/2013
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 мая 2014 г. N 06АП-1893/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 мая 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Балинской И.И., Сапрыкиной Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.
при участии в заседании:
- от открытого акционерного общества "Магаданэлектросеть": представитель не явился;
- от Департамента цен и тарифов Администрации Магаданской области: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Магаданэлектросеть"
на решение от 04.03.2014
по делу N А37-2091/2013
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей А.В. Кушниренко
по заявлению открытого акционерного общества "Магаданэлектросеть" (ОГРН 1024900955793, ИНН 4909044901)
к Департаменту цен и тарифов Администрации Магаданской области (ОГРН 10549000038752, ИНН 4909014505)
о признании незаконным и отмене постановления N 18 по делу об административном правонарушении от 01.11.2013
третье лицо прокурор Магаданской области
установил:
открытое акционерное общество "Магаданэлектросеть" (далее - общество, ОАО "Магаданэлектросеть") обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к Департаменту цен и тарифов администрации Магаданской области (с 17.01.2014 - Департамент цен и тарифов Магаданской области) о признании незаконным и отмене постановления N 18 по делу об административном правонарушении от 01.11.2013, которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
В качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований для участия в деле привлечен прокурор Магаданской области.
Решением от 04.03.2014 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Магаданэлектросеть" заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда ввиду неправильного применения норм материального права, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Департамент, третье лицо в представленных отзывах отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законно и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела ОАО "Магаданэлектросеть" осуществляет деятельность по электроснабжению дома N 27 по улице Транспортной в городе Магадане на основании договора поставки электроэнергии N 1926/н от 19.01.2009, заключенного с управляющей организацией "Социальное жилье".
Прокуратурой Магаданской области на основании обращения Бочкаревой А.М. проведена проверка соблюдения ОАО "Магаданэлектросеть" законодательства о ценообразовании на коммунальные услуги по электроснабжению для потребителей дома 27 по ул. Транспортной в г. Магадане.
Проверкой было установлено, что в доме расположены коммунальные квартиры, из них квартиры NN 5; 8 и 25 оборудованы общими приборами учета, в остальных квартирах общих (квартирных) приборов учета не имеется.
В ходе проверки были выявлены нарушения установленного порядка ценообразования при начислении платы за коммунальную услугу по электроснабжению. Выявленные нарушения связаны с применением завышенного норматива потребления электроэнергии при расчете платы за указанную услугу. Предприятием при расчете платы за коммунальную услугу по электроснабжению для потребителей, занимаемых отдельную комнату (две комнаты) в пяти-и (или) шести комнатной квартире (коммунального типа) применялся норматив потребления электрической энергии, установленных для одно-двух-комнатных квартир.
По результатам проверки прокуратурой Магаданской области в отношении ОАО "Магаданэлектросеть" вынесено постановление от 14.10.2013 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, которое было направлено для рассмотрения в Департамент цен и тарифов администрации Магаданской области.
Постановлением Департамента N 18 от 01.11.2013 ОАО "Магаданэлектросеть" признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа ОАО "Магаданэлектросеть" обратилось с заявлением в суд.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены, либо изменения решения суда первой инстанции.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ является посягательство на установленный государством порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей.
Объективная сторона указанного правонарушения состоит в совершении противоправных деяний, в частности иных нарушений установленного порядка ценообразования.
Возможность и необходимость государственного регулирования цен установлена пунктом "ж" статьи 71 Конституции РФ, согласно которому установление правовых основ единого рынка и основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации.
Согласно общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
Однако в силу абз. 2 пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно статье 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
Следовательно, плата за коммунальные услуги, в том числе, электроснабжение регулируются государством, как в части установления тарифов (цены), так и в части установления порядка начисления платы.
При этом, ценообразование - это процесс образования, формирования цен на товары и услуги, характеризуемый, прежде всего методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам.
Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" определяет ценообразование как процесс расчета и установления регулируемых тарифов (цен), применяемых при расчетах за электрическую энергию и мощность и тепловую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Пунктом 2 вышеуказанных Правил предусмотрено, что "коммунальные услуги" - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладении), "коммунальные ресурсы" -холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.
Поскольку указанными выше нормативными правовыми актами установлен порядок формирования расчета для оплаты коммунальных услуг в данном случае электроснабжения, расчет платы за коммунальные услуги относится к процессу ценообразования.
Таким образом, производя начисление платы за коммунальную услугу -электроснабжение, ОАО "Магаданэлектросеть" формирует для потребителей цену, одной из составляющих которой является тариф на электрическую энергию, другой - норматив потребления, и производит расчеты с потребителями услуги, что в свою очередь, и является порядком ценообразования для конкретной услуги.
Изложенное свидетельствует о наличии в действиях ОАО "Магаданэлектросеть" состава вменяемого правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах довод заявителя о том, что его действия не посягают на порядок ценообразования, несостоятелен.
Довод заявителя о правомерности применения норматива потребления электрической энергии для комнаты N 2 пятикомнатной квартиры N 29, расположенной по адресу: улица Транспортная, 27, как для однокомнатной квартиры в связи с отсутствием утвержденного норматива потребления электрической энергии для жилого помещения "комната" является неправомерным ввиду следующего.
Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению населения муниципального образования "Город Магадан", проживающего в многоквартирных домах и жилых домах в границах технологического присоединения к электрическим сетям ОАО "Магаданэлектросеть", утверждены приказом Департамента N 63-Н от 10.08.2012.
Согласно техническому паспорту в доме N 27 по улице Транспортная расположены пяти- и шестикомнатные квартиры, нормативы потребления электроэнергии для которых применяются как для четырехкомнатных квартир (максимальное количество комнат, предусмотренное приказом N 63-Н) и зависят от количества проживающих граждан в каждой квартире.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 258 от 28.03.2012 "О внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее - Правила N 258) определяется порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе на электроснабжение, и требования к их формированию. Указанные Правила не предусматривают отдельного расчета нормативов для домов с коммунальными квартирами и отдельно для жилого помещения "комната", в том числе в коммунальной квартире. В соответствии с пунктом 4 Правил N 258 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома в отношении электроснабжения - количество комнат в квартире, высота жилых помещений. Согласно требованиям пункта 10 Правил N 258 нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды. Порядка определения нормативов потребления электрической энергии для коммунальных квартир законодательством не предусмотрено. Следовательно, установив нормативы потребления для жилых и нежилых помещений многоквартирного дома и жилых домов, департамент не нарушил требований Правила N 306.
В связи с изложенным является несостоятельным довод заявителя, что норматив потребления электрической энергии в нарушение действующего законодательства принят только в отношении жилого дома и многоквартирного дома. Так в пункте 4 статьи 6 ЖК РФ под "комнатой" признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире. Следовательно, из самого понятия "комната" следует, что норматив потребления для данного вида жилого помещения не может быть применен как для однокомнатной квартиры.
Относительно довода заявителя о том, что перерасчет платы нарушит права потребителей, не имеет правовых оснований, как на законодательном, так и исходя из фактически сложившейся ситуации по жилому дому N 27 по улице Транспортная. При предъявлении платы за электроснабжение комнаты в многокомнатной (коммунальной) квартире в соответствии с действующим законодательством приведет к снижению объемов на индивидуальное потребление, при этом расходы на общедомовые нужды будут ограничены уровнем не более 15% от индивидуального потребления электрической энергии.
Необоснованным является довод заявителя о том, что регулирование применения норматива не входит в компетенцию департамента.
В соответствии с пунктом 1 Постановления администрации Магаданской области от 25.01.2007 N 12-па "О государственном регулировании цен (тарифов) в Магаданской области" департамент цен и тарифов администрации Магаданской области является уполномоченным органом по государственному регулированию цен (тарифов), надбавок на продукцию, товары (работы, услуги) и осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за их применением на территории Магаданской области.
Пунктом 3.4 Положения о департаменте цен и тарифов администрации магаданской области, утвержденного постановлением администрации Магаданской области от 20.11.2006 N 420-па определено, что департамент утверждает нормативы потребления коммунальных услуг (электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение) в порядке установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3.12 Положения департамент осуществляет мониторинг тарифов на жилищно-коммунальные услуги, услуги теплоснабжения и иные услуги, товары, работы в пределах своей компетенции, оказываемые хозяйствующими субъектами на территории Магаданской области, а также сбор информации о соответствии платы граждан за коммунальные услуги предельным индексам, установленным для соответствующего муниципального образования.
В целях исполнения возложенных полномочий департамент является уполномоченным органом на осуществление контроля, в том числе за соответствием размера платы граждан за коммунальные услуги.
При этом является правомерным вывод Департамента в оспариваемом постановлении, что согласно содержанию пунктов 3; 42 и 50 Правил N 354 и пунктов 4 и 7 приложения N 2 к указанным правилам следует, что размер платы за электроснабжение в занимаемой потребителем комнате (комнатах) коммунальной квартиры, не оснащенной общим (квартирным) прибором учета электроэнергии, зависит от количества комнат в коммунальной квартире и количества граждан, проживающих в квартире и комнате (комнатах потребителя).
При этом для потребителя (потребителей), занимающего конкретную комнату (комнаты), размер платы рассчитывается как произведение норматива потребления коммунальной услуги (определенного исходя из количества комнат в коммунальной квартире и количества проживающих в квартире) на количество граждан, постоянно или временно проживающих в принадлежащей потребителю комнате (комнатах) в этой коммунальной квартире, и тарифа на коммунальный ресурс.
Также обоснован вывод Департамента относительно того, что исходя из анализа пунктов 4 и 10 Правил N 258 отдельного порядка определения нормативов потребления электрической энергии для коммунальных квартир законодательством не предусмотрено.
В соответствии с приказом Департамента N 63-Н от 10.08.2012 установлен норматив потребления электрической энергии для многоквартирного дома, норматив потребления для четырехкомнатной квартиры и более, в которой проживает 4 человека, составляет 111 кВт*ч/месяц на 1 человека, для 5 граждан - 100 кВТ*ч/месяц на 1 человека.
В результате неправомерного применения заявителем норматива в размере 215 кВт*ч/месяц по рассматриваемой в оспариваемом постановлении комнате N 2 пятикомнатной квартиры N 29 дома N 27 по улице Транспортной в городе Магадане размер платы потребителя был завышен на 115% за период с 01.11.2012 по 31.12.2012, на 96% за период с 01.01.2013 по 31.01.2013 и на 87% за период с 01.02.2013 по 31.05.2013.
Аналогичные нарушения были выявлены и отражены департаментом в оспариваемом постановлении и при расчете платы ОАО "Магаданэлектросеть" за электроснабжение для иных потребителей, помещения которых не оборудованы приборами учета.
С учетом изложенного вменяемое заявителю в оспариваемом постановлении событие административного правонарушения доказано.
Несостоятелен довод заявителя о нарушении срока давности привлечения к административной ответственности.
Согласно статье 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) - один год.
Обстоятельств, исключающих привлечение заявителя к ответственности, в соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ по материалам административного дела не усматривается.
Вина, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 2.1 КоАП РФ для заявителя, как юридического лица, заключается в том, что им не было предпринято каких-либо мер по соблюдению указанных в оспариваемом постановлении норм.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности факта совершения обществом административного правонарушения и правомерности привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. Порядок привлечения к административной ответственности соблюден.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 04.03.2014 по делу N А37-2091/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ
Судьи
И.И.БАЛИНСКАЯ
Е.И.САПРЫКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)