Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.01.2014 ПО ДЕЛУ N А65-15363/2013

Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2014 г. по делу N А65-15363/2013


Резолютивная часть постановления объявлена: 22 января 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 29 января 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Поповой Е.Г., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сергеевым А.Ю.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.11.2013 по делу N А65-15363/2013 (судья Хасанов А.Р.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Жилкомсервис", г. Набережные Челны, к Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, г. Казань, о признании недействительными предписаний от 03.04.2013 N НЧ-4842, от 18.04.2013 N НЧ-5682, от 08.05.2013 N НЧ-6361, от 27.05.2013 N НЧ-6973,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Жилкомсервис" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными предписаний Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан (далее - ответчик) от 03.04.2013 N НЧ-4842, от 18.04.2013 N НЧ-5682, от 08.05.2013 N НЧ-6361, от 27.05.2013 N НЧ-6973.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.11.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.
Кроме того, податель жалобы ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
В обоснование доводов жалобы ее податель сослался на необходимость установки приборов учета горячего водоснабжения в многоквартирном доме в целях исполнения Постановления Правительства РФ N 344 от 16.04.2013 года "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг", а именно при отсутствии прибора учета потребления горячего водоснабжения, учет потребления ресурса идет по сумме показаний индивидуальных приборов учета и нормативу (в квартирах, где нет индивидуальных приборов учета). В городе Набережные Челны общедомовыми приборами учета тепловой энергии оснащены все многоквартирные жилые дома. Соответственно, при наличии общедомового прибора учета тепловой энергии и искажения показаний прибора учета, утечках происходит необъективное формирование цены на горячее водоснабжение.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба, в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ, рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
На основании распоряжений на проведение мероприятий по государственному контролю N НЧ-4842 от 01.04.2013, N НЧ-6361 от 26.04.2013, N НЧ-5682 от 16.04.2013, N НЧ-6973 от 14.05.2013 ответчиком проведены внеплановые проверки в отношении ООО "ПКФ "Жилкомсервис", осуществляющего управление многоквартирным домом N 13 по ул. Маршала Жукова г. Набережные Челны.
Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в актах проверок N НЧ-4842 от 03.04.2013, N НЧ-6361 от 08.05.2013, N НЧ-5682 от 18.04.2013, N НЧ-6973 от 27.05.2013 об административном правонарушении.
По результатам проверок заявителю выданы предписания N НЧ-4842 от 03.04.2013, N НЧ-5682 от 18.04.2013, N НЧ-6361 от 08.05.2013, N НЧ-6973 от 27.05.2013, согласно которым на заявителя возложена обязанность устранить нарушения: на вводе системы горячего водоснабжения должны быть установлены приборы учета (на вводе системы горячего водоснабжения в подвальном помещении отсутствует прибор учета) (п. 5.3.13 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 23.09.2003 N 170).
Срок устранения нарушений установлен предписаниями до 17.04.2013, 25.05.2013, 06.05.2013, 10.06.2013 соответственно.
Заявитель, полагая, что вынесенные предписания противоречат закону и нарушают его права, обратился с заявлением в суд.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении указаны мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявленные требования удовлетворены.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ООО "ПКФ "Жилкомсервис" осуществляет функции управления многоквартирным домом N 13 по ул. Маршала Жукова г. Набережные Челны.
Согласно заявлению в доме N 13 по ул. Маршала Жукова г. Набережные Челны отсутствует централизованное горячее водоснабжение, соответственно, отсутствует ввод в дом системы горячего водоснабжения. Горячая вода для жителей дома готовится посредством индивидуального водонагревателя (теплообменника), установленного в подвале дома; данный теплообменник относится к общему имуществу собственников помещений в доме. В дом централизовано поступает холодная вода и тепловая энергия, посредством теплообменника холодная вода с помощью тепловой энергии доводится до состояния горячей и подается в помещения дома. На вводах в дом установлены общедомовые приборы учета холодного водоснабжения и тепловой энергии.
Заявитель полагает, что в дом, к которому не присоединены сети централизованного горячего водоснабжения, то есть коммунальный ресурс - горячая вода не подается, а приготавливается с помощью внутридомового инженерного оборудования, требования по оснащению общедомовыми приборами учета могут быть предъявлены только по учету холодной воды и тепловой энергии. При этом если многоквартирный дом оснащен общедомовым прибором учета холодной воды, который установлен на вводе в дом и учитывает весь объем поданного коммунального ресурса в дом, предъявляемые административным органом требования по установке на теплообменнике дополнительного прибора учета холодной воды, объем которой уже был учтен общедомовым прибором учета, не имеют законного основания. Требование к оснащению дома приборами учета объемов произведенных с помощью внутридомового инженерного оборудования коммунальных услуг действующим законодательством не предусмотрено.
Судебная коллегия апелляционного суда считает позицию заявителя правильной, при этом исходит из следующего.
Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
На основании п. 5.3.13. Правил на вводе системы горячего водоснабжения должны быть установлены приборы учета (теплосчетчики или водосчетчики) с выводом показаний на диспетчерский пункт. На трубопроводах, обслуживающих отдельные группы приборов, и на подводках к газовым водонагревателям установка диафрагм и регуляторов не допускается.
В пункте 2 Правил определены следующие понятия, используемые по тексту Правил:
- - "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;
- - "коллективный (общедомовой) прибор учета" - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Из материалов дела следует и ответчиком не оспаривается факт отсутствия в доме централизованного горячего водоснабжения.
Следовательно, основание для установки заявителем коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды, как коммунального ресурса, отсутствует.
При этом ссылка ответчика в обоснование отзыва на п. 54 Правил необоснованна, поскольку указанный пункт определяет порядок определения размера платы за коммунальные услуги по водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) и не содержит требований о необходимости установки коллективных (общедомовых) приборов учета.
Так, пунктом 54 Правил установлено, что в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется исходя из показаний прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии определяется по удельным расходам такого коммунального ресурса на производство единицы тепловой энергии на цели отопления или единицы горячей воды на цели горячего водоснабжения. При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии на цели отопления или горячей воды на цели горячего водоснабжения рассчитывается по показаниям фиксирующих такие объемы приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению или горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма показаний индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии или горячей воды, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, и объемов потребления тепловой энергии или горячей воды, определенных по нормативам потребления коммунальной услуги по отоплению или горячему водоснабжению теми потребителями, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета. Указанный расчетный способ применяется при определении объема использованного при производстве коммунального ресурса как в случае, когда такой коммунальный ресурс используется исполнителем только при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, так и в случае, когда коммунальный ресурс того вида, который используется исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, также используется исполнителем для предоставления потребителям коммунальной услуги соответствующего вида.
При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулой 20 приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:
- произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
- стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенная на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.
Тем самым, нормами, регулирующими порядок исчисления платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, произведенную исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не предусматривается обязательное оборудование многоквартирного дома общедомовым прибором учета горячей воды.
Однако, как правильно указал суд, ответчик в ходе проверки обращения граждан ограничился требованием к обществу, не основанным на действующем законодательстве применительно к рассматриваемому случаю, по установке общедомового прибора учета на вводе системы горячего водоснабжения.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание наличие общедомовых приборов учета холодной воды и тепловой энергии, судом сделан правильный вывод о необоснованности требования установки заявителем коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды на вводе системы горячего водоснабжения в отсутствие такого ввода, при возможности определения объема потребленной горячей воды из совокупности средств измерения и характеристик используемого оборудования.
При изложенных обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о незаконности оспариваемых предписаний является обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, не опровергают выводы суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.11.2013 по делу N А65-15363/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
И.С.ДРАГОЦЕННОВА

Судьи
Е.Г.ПОПОВА
В.Е.КУВШИНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)