Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: О.Г. Красковской
Судей: Г.А. Камалиевой, А.В. Солодилова
при участии:
- от ответчиков: Митрофанова Е.С., представитель по доверенности N 52 от 06.08.2014; Катухов К.С., представитель по доверенности N 3720 А от 27.01.2014;
- рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное Управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 05.06.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2014
по делу N А73-3498/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Ж.В. Жолондзь, в апелляционном суде судьи: В.Г. Дроздова, М.О. Волкова, Е.В. Гричановская
по иску общества с ограниченной ответственностью "Побережье Амура"
к Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное Управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации
третье лицо: Финансовый департамент Администрации города Хабаровска
о взыскании 347 178 руб. 34 коп.
Общество с ограниченной ответственностью "Побережье Амура" (ОГРН 1082722006620, ИНН 2703034078; место нахождение: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Калинина, 115; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное Управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, ИНН 2723020115, место нахождения: 680038, г. Хабаровск, ул. Ханкайская, 27; далее - учреждение), Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261, место нахождения: 119160, г. Москва, ул. Знаменка, 19; далее - Министерство) о взыскании с учреждения, а при недостаточности у него денежных средств - субсидиарно с Российской Федерации в лице Министерства за счет средств казны Российской Федерации 266 027 руб. 65 коп. задолженности по платежам за содержание, управление и ремонт общего имущества многоквартирного дома за период с 01.04.2011 по 31.12.2013 и 27 845 руб. 02 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 25.05.2011 по 31.12.2013 (с учетом уменьшения размера требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Иск обоснован тем, что учреждение, владея на праве оперативного управления нежилыми помещениями в многоквартирном доме, находящемся в управлении истца, не вносило в спорный период плату за содержание и ремонт данных помещений, как того требует статьи 155, 156, 158 ЖК РФ. Поэтому требование о взыскании долга и начисленных на него процентов должно быть удовлетворено на основании названных норм жилищного законодательства, статей 210, 249, 395, 1102 ГК РФ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Финансовый департамент Администрации города Хабаровска.
Решением от 05.06.2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2014, иск удовлетворен путем взыскания 218 282 руб. 89 коп. долга и 239 603 руб. 04 коп. процентов с учреждения и субсидиарно - с Российской Федерации в лице Министерства за счет средств казны Российской Федерации (за период, наличия у учреждения статуса казенного), а также 47 744 руб. 53 коп. долга и 6 524 руб. 81 коп. процентов исключительно с учреждения (за период наличия у учреждения статуса бюджетного).
Судебные акты мотивированы тем, что материалами дела подтверждено наличие у учреждения как владельца помещений дома долга по платежам за ремонт, услуги по управлению и содержанию. Поэтому иск подлежит удовлетворению за счет данного должника на основании статей 216, 249 ГК РФ, статей 36, 158 ЖК РФ с частичным возложением ответственности на Российскую Федерацию в субсидиарном порядке по правилам пункта 2 статьи 120 ГК РФ.
В кассационной жалобе Министерство просит решение и постановление апелляционного суда отменить и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что суды необоснованно не учли доводы Министерства о нарушении истцом обязанности по выставлению счетов, как того требуют условия договора. При этом учреждение уведомлено о выборе общества в качестве управляющей организации только в июне 2013 года, сведений о его счетах не имело. Полагает, что суды неверно применили статью 406 ГК РФ, не учли факт недобросовестного поведения истца, повлекшего накопление задолженности. Считает, что поскольку истец не доказал наличие обязательства у основного должника, то на Министерство не может возлагаться субсидиарная ответственность.
Учреждение в кассационной жалобе просит решение и постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что не обязано нести расходы на содержание и ремонт общего имущества дома, и в силу статей 210, 249 ГК РФ, пунктов 1, 31, 71 Указа Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" надлежащим ответчиком является Российская Федерация - собственник помещений дома.
Отзывы на кассационные жалобы не представлены.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представители учреждения и Министерства поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах. Общество и третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей не обеспечили.
Проверив законность решения и постановления апелляционного суда, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для их отмены, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, отсутствуют.
Суды установили, что общество является управляющей организацией в отношении многоквартирного жилого дома N 72 по переулку Облачному в г. Хабаровске на основании решения общего собрания собственников от 24.06.2010 и договора управления многоквартирным домом от 12.07.2010.
Пунктом 4.2 договора на момент его заключения плата за услуги по содержанию и ремонту общего имущества установлена в размере 25,02 руб. за 1 кв. м. Пунктом 4.5 договора предусмотрена обязанность собственников помещений вносить плату за услуги по содержанию и ремонту общего имущества не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю от 10.10.2007 N 1533 данный жилой дом за исключением части помещений, находящихся в федеральной собственности, передан в собственность муниципального образования городской округ "Город Хабаровск".
В собственности Российской Федерации и в оперативном управлении учреждения в указанном доме находятся нежилые помещения: 0 (1-3) площадью 81 кв. м, 0 (4-11, 21) площадью 150,4 кв. м, 0 (14, 18, 19, 20) площадью 90,8 кв. м, всего 322,2 кв. м
В период с 01.04.2011 по 31.12.2013 учреждение как владелец названных помещений дома не вносило плату за содержание и ремонт общего имущества дома, вследствие чего возник долг в размере 266 027 руб. 65 коп.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу части 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.
В соответствии со статьей 216 ГК РФ право оперативного управления, как одно из вещных прав, включает в себя правомочия пользования и владения имуществом в объеме, аналогичном правомочиям собственника.
Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника.
В силу пункта 2 статьи 120 ГК РФ (в действовавшей до 01.01.2011 редакции) частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Ныне действующая редакция данной нормы права предусматривает, что частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", подпунктам 1, 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, Министерство является представителем интересов собственника в отношении имущества, закрепленного за подведомственными ему предприятиями и учреждениями.
Оценив доказательства по делу по правилам статьи 71 АПК РФ, суды признали подтвержденным наличие у учреждения долга по спорным платежам в заявленной сумме. В связи с этим, принимая во внимание изменение статуса учреждения с бюджетного на казенное в спорный период, суды произвели взыскание долга и процентов с 21.12.2011 по 18.06.2012 (47 744 руб. 53 коп. и 6 524 руб. 81 коп. соответственно) исключительно за счет учреждения, являвшегося в этот период бюджетным. В остальной части иск удовлетворен за счет учреждения, приобретшего статус казенного, и субсидиарно - за счет Российской Федерации в лице Министерства по правилам пункта 2 статьи 120 ГК РФ.
Довод жалобы Министерства о невыставлении истцом в адрес учреждения счетов на спорные платежи подлежит отклонению. Как верно отметили суды, учреждение обязано вносить плату за жилое помещение (включая плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества) в срок, установленный статьей 155 ЖК РФ, либо договором на управление. При этом учреждение в целях надлежащего исполнения названных расчетных обязательств должно принять меры к установлению лица, осуществляющего функции управления домом, и содержания условий соответствующего договора. Отсутствие обращений управляющей организации к учреждению по вопросу внесения спорных платежей, не освобождает названного ответчика от исполнения этой обязанности в установленный срок. Специального уведомления учреждения о возникновении рассматриваемой обязанности нормы жилищного законодательства не требуют.
Довод жалобы учреждения о том, что обязанность по внесению спорных платежей лежит исключительно на собственнике помещений - Российской Федерации в силу статей 210, 249 ГК РФ, отклоняется. Данный довод противоречит положениям статьи 296 ГК РФ, по смыслу которых лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления, несет обязанность по его содержанию.
Нормы материального и процессуального права применены судами правильно, поэтому решение и постановление не подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ госпошлина по кассационной жалобе, в уплате которой учреждению предоставлялась отсрочка определением от 28.08.2014, подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета в сумме 2 000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 05.06.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2014 по делу N А73-3498/2014 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное Управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в доход федерального бюджета 2 000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.
Арбитражному суду Хабаровского края выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
О.Г.КРАСКОВСКАЯ
Судьи
Г.А.КАМАЛИЕВА
А.В.СОЛОДИЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 14.10.2014 N Ф03-4206/2014 ПО ДЕЛУ N А73-3498/2014
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2014 г. N Ф03-4206/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: О.Г. Красковской
Судей: Г.А. Камалиевой, А.В. Солодилова
при участии:
- от ответчиков: Митрофанова Е.С., представитель по доверенности N 52 от 06.08.2014; Катухов К.С., представитель по доверенности N 3720 А от 27.01.2014;
- рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное Управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 05.06.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2014
по делу N А73-3498/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Ж.В. Жолондзь, в апелляционном суде судьи: В.Г. Дроздова, М.О. Волкова, Е.В. Гричановская
по иску общества с ограниченной ответственностью "Побережье Амура"
к Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное Управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации
третье лицо: Финансовый департамент Администрации города Хабаровска
о взыскании 347 178 руб. 34 коп.
Общество с ограниченной ответственностью "Побережье Амура" (ОГРН 1082722006620, ИНН 2703034078; место нахождение: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Калинина, 115; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное Управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, ИНН 2723020115, место нахождения: 680038, г. Хабаровск, ул. Ханкайская, 27; далее - учреждение), Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261, место нахождения: 119160, г. Москва, ул. Знаменка, 19; далее - Министерство) о взыскании с учреждения, а при недостаточности у него денежных средств - субсидиарно с Российской Федерации в лице Министерства за счет средств казны Российской Федерации 266 027 руб. 65 коп. задолженности по платежам за содержание, управление и ремонт общего имущества многоквартирного дома за период с 01.04.2011 по 31.12.2013 и 27 845 руб. 02 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 25.05.2011 по 31.12.2013 (с учетом уменьшения размера требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Иск обоснован тем, что учреждение, владея на праве оперативного управления нежилыми помещениями в многоквартирном доме, находящемся в управлении истца, не вносило в спорный период плату за содержание и ремонт данных помещений, как того требует статьи 155, 156, 158 ЖК РФ. Поэтому требование о взыскании долга и начисленных на него процентов должно быть удовлетворено на основании названных норм жилищного законодательства, статей 210, 249, 395, 1102 ГК РФ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Финансовый департамент Администрации города Хабаровска.
Решением от 05.06.2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2014, иск удовлетворен путем взыскания 218 282 руб. 89 коп. долга и 239 603 руб. 04 коп. процентов с учреждения и субсидиарно - с Российской Федерации в лице Министерства за счет средств казны Российской Федерации (за период, наличия у учреждения статуса казенного), а также 47 744 руб. 53 коп. долга и 6 524 руб. 81 коп. процентов исключительно с учреждения (за период наличия у учреждения статуса бюджетного).
Судебные акты мотивированы тем, что материалами дела подтверждено наличие у учреждения как владельца помещений дома долга по платежам за ремонт, услуги по управлению и содержанию. Поэтому иск подлежит удовлетворению за счет данного должника на основании статей 216, 249 ГК РФ, статей 36, 158 ЖК РФ с частичным возложением ответственности на Российскую Федерацию в субсидиарном порядке по правилам пункта 2 статьи 120 ГК РФ.
В кассационной жалобе Министерство просит решение и постановление апелляционного суда отменить и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что суды необоснованно не учли доводы Министерства о нарушении истцом обязанности по выставлению счетов, как того требуют условия договора. При этом учреждение уведомлено о выборе общества в качестве управляющей организации только в июне 2013 года, сведений о его счетах не имело. Полагает, что суды неверно применили статью 406 ГК РФ, не учли факт недобросовестного поведения истца, повлекшего накопление задолженности. Считает, что поскольку истец не доказал наличие обязательства у основного должника, то на Министерство не может возлагаться субсидиарная ответственность.
Учреждение в кассационной жалобе просит решение и постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что не обязано нести расходы на содержание и ремонт общего имущества дома, и в силу статей 210, 249 ГК РФ, пунктов 1, 31, 71 Указа Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" надлежащим ответчиком является Российская Федерация - собственник помещений дома.
Отзывы на кассационные жалобы не представлены.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представители учреждения и Министерства поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах. Общество и третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей не обеспечили.
Проверив законность решения и постановления апелляционного суда, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для их отмены, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, отсутствуют.
Суды установили, что общество является управляющей организацией в отношении многоквартирного жилого дома N 72 по переулку Облачному в г. Хабаровске на основании решения общего собрания собственников от 24.06.2010 и договора управления многоквартирным домом от 12.07.2010.
Пунктом 4.2 договора на момент его заключения плата за услуги по содержанию и ремонту общего имущества установлена в размере 25,02 руб. за 1 кв. м. Пунктом 4.5 договора предусмотрена обязанность собственников помещений вносить плату за услуги по содержанию и ремонту общего имущества не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю от 10.10.2007 N 1533 данный жилой дом за исключением части помещений, находящихся в федеральной собственности, передан в собственность муниципального образования городской округ "Город Хабаровск".
В собственности Российской Федерации и в оперативном управлении учреждения в указанном доме находятся нежилые помещения: 0 (1-3) площадью 81 кв. м, 0 (4-11, 21) площадью 150,4 кв. м, 0 (14, 18, 19, 20) площадью 90,8 кв. м, всего 322,2 кв. м
В период с 01.04.2011 по 31.12.2013 учреждение как владелец названных помещений дома не вносило плату за содержание и ремонт общего имущества дома, вследствие чего возник долг в размере 266 027 руб. 65 коп.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу части 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.
В соответствии со статьей 216 ГК РФ право оперативного управления, как одно из вещных прав, включает в себя правомочия пользования и владения имуществом в объеме, аналогичном правомочиям собственника.
Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника.
В силу пункта 2 статьи 120 ГК РФ (в действовавшей до 01.01.2011 редакции) частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Ныне действующая редакция данной нормы права предусматривает, что частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", подпунктам 1, 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, Министерство является представителем интересов собственника в отношении имущества, закрепленного за подведомственными ему предприятиями и учреждениями.
Оценив доказательства по делу по правилам статьи 71 АПК РФ, суды признали подтвержденным наличие у учреждения долга по спорным платежам в заявленной сумме. В связи с этим, принимая во внимание изменение статуса учреждения с бюджетного на казенное в спорный период, суды произвели взыскание долга и процентов с 21.12.2011 по 18.06.2012 (47 744 руб. 53 коп. и 6 524 руб. 81 коп. соответственно) исключительно за счет учреждения, являвшегося в этот период бюджетным. В остальной части иск удовлетворен за счет учреждения, приобретшего статус казенного, и субсидиарно - за счет Российской Федерации в лице Министерства по правилам пункта 2 статьи 120 ГК РФ.
Довод жалобы Министерства о невыставлении истцом в адрес учреждения счетов на спорные платежи подлежит отклонению. Как верно отметили суды, учреждение обязано вносить плату за жилое помещение (включая плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества) в срок, установленный статьей 155 ЖК РФ, либо договором на управление. При этом учреждение в целях надлежащего исполнения названных расчетных обязательств должно принять меры к установлению лица, осуществляющего функции управления домом, и содержания условий соответствующего договора. Отсутствие обращений управляющей организации к учреждению по вопросу внесения спорных платежей, не освобождает названного ответчика от исполнения этой обязанности в установленный срок. Специального уведомления учреждения о возникновении рассматриваемой обязанности нормы жилищного законодательства не требуют.
Довод жалобы учреждения о том, что обязанность по внесению спорных платежей лежит исключительно на собственнике помещений - Российской Федерации в силу статей 210, 249 ГК РФ, отклоняется. Данный довод противоречит положениям статьи 296 ГК РФ, по смыслу которых лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления, несет обязанность по его содержанию.
Нормы материального и процессуального права применены судами правильно, поэтому решение и постановление не подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ госпошлина по кассационной жалобе, в уплате которой учреждению предоставлялась отсрочка определением от 28.08.2014, подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета в сумме 2 000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 05.06.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2014 по делу N А73-3498/2014 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное Управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в доход федерального бюджета 2 000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.
Арбитражному суду Хабаровского края выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
О.Г.КРАСКОВСКАЯ
Судьи
Г.А.КАМАЛИЕВА
А.В.СОЛОДИЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)