Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ УЛЬЯНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28.10.2014 ПО ДЕЛУ N 33-3943/2014

Требование: О признании незаконным решения об отказе включения в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, обязании включить в реестр.

Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец полагает, что собственник вправе перевести земельный участок из одной разрешенной категории в другую.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 октября 2014 г. по делу N 33-3943/2014


Судья Ибрагимова Е.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Королевой А.В.,
судей Логинова Д.А. и Кинчаровой О.Е.,
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Д. А*** П*** на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 24 апреля 2014 года, по которому постановлено:
В удовлетворении заявления Д. А*** П*** о признании недействительным решения Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 20.01.2014 г. об отказе во включении Д. А*** П*** в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены; возложения обязанности на Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области включить Д. А*** П*** в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены - отказать в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Королевой А.В., пояснения адвоката Аликиной Е.А., представляющей интересы Д., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Д. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 20 января 2014 года об отказе включить ее в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, обязании включить ее в указанный реестр.
В обоснование иска указала, что на сайте Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области была размещена информация о приеме документов от граждан, пострадавших от действий ООО "Р***" и иных юридических лиц, в целях формирования реестра граждан, чьи средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены. Она представила в Министерство все необходимые документы, но получила отказ в связи с тем, что для земельного участка, на котором должен был строиться многоквартирный дом, вид разрешенного использования определен как "под индивидуальным жилым домом". С данным решением она не согласна, поскольку приговором суда подтвержден мошеннический характер действий Е*** И.Г. и ООО "Р***", когда строительство многоквартирного дома, с привлечением ее (Д.) денежных средств, осуществлялось на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства. Указала, что в настоящее время на участке построен многоквартирный жилой дом. Участок относится к землям поселений, которые предназначены для застройки индивидуальными и многоквартирными домами. В силу ст. 8 Земельного кодекса РФ собственник вправе перевести земельный участок из одной разрешенной категории в другую. Вид разрешенного использования земельного участка в пределах, предусмотренных зонированием территории, выбирается самостоятельно и также может быть изменен. Кроме того, 25 февраля 2014 года администрацией Ленинского района г. Ульяновска принято решение об отнесении исторического центра города Ульяновска, включая земельный участок с кадастровым номером ***, к зоне застройки с возможностью строительства зданий высотой до 24 этажей.
Рассмотрев дело по существу, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Д. просит решение суда отменить. Жалоба мотивирована тем, что судом не принято во внимание, что она заключила с Е*** И.Г. договор долгосрочных инвестиций в строительство жилого дома, передала ей *** рублей, за что должна была получить в собственность однокомнатную квартиру N *** в доме N *** по ул. Ф*** в г. Ульяновске. Данный жилой дом не был достроен, а денежные средства похитила Е*** И.Г., что подтверждается приговором Ленинского районного суда г. Ульяновска от 27 марта 2009 года. Суд также не учел, что данная квартира приобреталась ею для сына, который является инвалидом *** группы с детства и лишен возможности самостоятельно передвигаться. Считает отказ включить ее в реестр на том основании, что использование земельного участка под указанным домом разрешено лишь в целях индивидуального жилищного строительства, формальным. В ответе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 20 января 2014 года указано, что представленные ею документы соответствуют требованиям действующего законодательства. Судом не дана оценка тому обстоятельству, что указанный земельный участок передан в общедолевую собственность граждан, в настоящее время на нем построен многоквартирный четырехэтажный жилой дом, то есть при передаче им в собственность земельного участка его назначение не ограничивалось. Указывает, что согласно Карте градостроительного зонирования территории городского округа и решения Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 года N 90, земельный участок по данному адресу не имеет ограничений по застройке многоквартирными домами. Полагает, что законные основания для отказа во включении ее в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, отсутствуют.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с частью 7 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 N 403 утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших (далее - Критерии), а также Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Пунктом 1 Критериев закреплено, что установлены они исключительно в целях ведения Реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Согласно пункту 3 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, формирование и ведение Реестра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в соответствии с настоящими Правилами.
Таким органом на территории Ульяновской области является Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.
Возникшее правоотношение, в том числе, ведение названного выше Реестра основываются на Федеральном законе от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Как следует из содержания статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент заключения договора), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
- Статья 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ (здесь и далее закон приводится в редакции на момент заключении договора) к застройщику относит юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, имеющие в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающие денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании полученного разрешения на строительство. При этом к иным объектам недвижимости относятся гаражи, объекты здравоохранения, общественного питания, предпринимательской деятельности, торговли, культуры и иные объекты недвижимости, за исключением объектов производственного назначения;
- Объект долевого строительства - жилое или нежилое помещение, подлежащее передаче участнику долевого строительства после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и входящее в состав указанного многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строящихся (создаваемых) также с привлечением денежных средств участника долевого строительства.
Согласно части 1 статьи 3 указанного Федерального закона застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования и (или) размещения проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации права собственности или права аренды застройщика на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства.
Право на привлечение денежных средств граждан для строительства (создания) многоквартирного дома с принятием на себя обязательств, после исполнения которых у гражданина может возникнуть право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, имеют отвечающие требованиям настоящего Федерального закона застройщики на основании договора участия в долевом строительстве (часть 2).
Вместе с тем, представленный заявителем Д. в материалы дела договор долгосрочных инвестиций в строительство жилого дома N *** от 03 марта 2006 года не соответствует требованиям Федерального закона N 214-ФЗ от 30 декабря 2004 года, не прошел государственную регистрацию, является незаключенным. ООО "Р***" требованиям застройщика не отвечало и не имело право привлекать денежные средства граждан для строительства (создания) многоквартирного дома.
Приговором суда установлено, что денежные средства, привлеченные под видом строительства многоквартирного дома, обращены Е*** И.Г. в свою пользу и растрачены на иные цели.
В этой связи заявитель не является дольщиком по смыслу Федерального закона N 214-ФЗ и, следовательно, у нее отсутствует право включение в Реестр.
Наличие факта признания заявителя потерпевшей по уголовному делу в отрыве от других требований закона к договору участия в долевом строительстве, не свидетельствует о праве заявителя быть включенной в указанный выше Реестр.
Отказывая Д. во внесении в Реестр, Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области сослалось лишь на одно из оснований для такого отказа. Однако, это не означает, что решение Министерства является неправильным, поскольку, как указывалось ранее, Д. не подпадает под правоотношения, регулируемые Приказом Министерства регионального развития РФ от 20 сентября 2013 года N 403. Кроме того, разрешенное использование земельного участка имеет существенное значение, учитывается при применении положений Федерального закона N 214-ФЗ от 30 декабря 2004 года.
Поскольку действия Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области отвечают требованиям закона, приняты в пределах установленной для него компетенции, права заявителя действиями Министерства не нарушаются. Следовательно, оснований для удовлетворения требований заявителя у суда не имелось.
Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией отклоняются, поскольку они основаны на ошибочном толковании положений Приказа Министерства регионального развития РФ от 20 сентября 2013 года N 403.
При таких обстоятельствах оснований к отмене решения не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 24 апреля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Д. А*** П*** - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)