Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 18 июня 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Кутузовой И.В. и Потеевой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Псковэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Псковской области от 27 марта 2015 года по делу N А52-4086/2014 (судья Яковлев А.Э.),
общество с ограниченной ответственностью "Великолукская жилищно-коммунальная управляющая компания" (ОГРН 1096025002193, ИНН 6025033739; Псковская область, город Великие Луки, улица Некрасова, дом 19; далее - ООО "Великолукская жилищно-коммунальная управляющая компания") обратилось в суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к открытому акционерному обществу "Псковэнергосбыт" (ОГРН 1046000314238, ИНН 6027084016; город Псков, ул. Заводская, дом 24; далее - ОАО "Псковэнергосбыт") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения от 15.09.2014 N 25/1123.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 27.03.2015 заявленные требования удовлетворены частично. Возникшие между сторонами разногласия при заключении договора энергоснабжения от 15.09.2014 N 25/1123 урегулированы следующим образом:
1. Пункт 2.1.12 договора энергоснабжения изложить в такой редакции: "Ежемесячно предоставлять Потребителю счета на оплату потребленной электроэнергии отдельно в отношении объектов, указанных: в приложении А "Перечень энергопринимающих устройств (объектов) Потребителя, по которым производится расчет за электроэнергию (мощность)" (производственные объекты) - не позднее 18-го числа месяца, следующего за расчетным; в приложении Б "Перечень энергопринимающих устройств (объектов) Потребителя, по которым производится расчет за электроэнергию (мощность)" (многоквартирные жилые дома) - не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным".
2. Пункт 3.1.9 договора энергоснабжения изложить в следующей редакции: "Обеспечить оборудование точек поставки по настоящему Договору приборами учета, а также допуск установленных средств измерений в эксплуатацию".
3. Пункт 3.1.10 договора энергоснабжения изложить в следующей редакции: "Обеспечить беспрепятственный доступ уполномоченных представителей ГП и (или) сетевой организации, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства Потребителя, к общедомовым средствам измерения и (или) пунктам контроля и учета электроэнергии, относящимся к объектам, перечисленным в приложении Б к настоящему Договору, к расчетным средствам измерения и (или) пунктам контроля и учета электроэнергии, относящимся к объектам, перечисленным в приложении А к настоящему Договору, для целей контроля технического состояния и условий их эксплуатации, проверки сохранности, снятия контрольных показаний, проведения замеров по определению качества электроэнергии и значений соотношения потребляемой активной и реактивной мощности, а также электроустановкам Потребителя".
4. Пункт 8.2 договора энергоснабжения изложить в следующей редакции: "Гарантирующий поставщик уведомляет Потребителя о предстоящем ограничении режима потребления одним из следующих способов: посредством вручения ему уведомления под расписку; направлением уведомления по факсимильной связи; почтовым отправлением с уведомлением о вручении; передачей текста уведомления уполномоченному лицу Потребителя посредством телефонной связи (с последующим направлением почтового или электронного отправления в течение двух рабочих дней)".
5. Исключить из договора энергоснабжения пункт 3.1.24.
6. Пункт 3.2.6 договора энергоснабжения принять в редакции общества с ограниченной ответственностью "Великолукская жилищно-коммунальная управляющая компания".
7. Пункты 2.2.2, 7.4, 7.7 договора энергоснабжения принять в редакции открытого акционерного общества "Псковэнергосбыт".
В части иска о включении в договор энергоснабжения пунктов 2.1.9, 2.1.11, 3.2.11, 10.6 обществу с ограниченной ответственностью "Великолукская жилищно-коммунальная управляющая компания" отказано.
ОАО "Псковэнергосбыт" не согласилось с этим решением суда в той его части, в которой из договора энергоснабжения исключен пункт 3.1.24, и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение в данной части отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
ООО "Великолукская жилищно-коммунальная управляющая компания" в отзыве просит решение суда оставить без изменений.
Стороны извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие согласно статьям 123, 156, 266 АПК РФ.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения суда и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, то арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части на основании части 5 статьи 268 АПК РФ и пункта 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части в связи с неправильным применением судом норм материального права.
В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (пункт 1 статьи 426 ГК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 426, статье 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с данным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Частью 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, установленными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Подпункт "в" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, предусматривает обязанность исполнителя заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Условия, при которых исполнитель вправе отказаться от заключения договора ресурсоснабжения, предусмотрены в пункте 12 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
В статье 445 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта (пункт 1). Если сторона, для которой в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (пункт 4).
Как следует из материалов дела, ООО "Великолукская жилищно-коммунальная управляющая компания" оказывает услуги по управлению многоквартирными домами.
Между ООО "Великолукская жилищно-коммунальная управляющая компания" и ОАО "Псковэнергосбыт" возникли разногласия по условиям договора энергоснабжения от 15.09.2014 N 25/1123 (лист дела 12).
В частности, пункт 3.1.24 этого договора в редакции ОАО "Псковэнергосбыт" предусматривает следующее условие: "Обеспечить допуск сетевой организации или ее уполномоченных представителей к местам установки приборов учета в случае неисполнения обязанности потребителя по оснащению энергопринимающих устройств приборами учета в срок, установленный законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и оплатить произведенные ею расходы на установку приборов учета, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета" (лист дела 16).
Суд первой инстанции в порядке урегулирования разногласий сторон при заключении рассматриваемого договора энергоснабжения удовлетворил исковые требования ООО "Великолукская жилищно-коммунальная управляющая компания" об исключении из договора указанного пункта 3.1.24.
При этом суд сослался на то, что обязанность по обеспечению допуска сетевой организации к местам установки приборов учета и оплате ее расходов по установке приборов учета определенно следует из части 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), поэтому нет особой необходимости включать норму права в спорный договор, тем более что названное условие договора не относится к его существенным условиям.
Данные выводы суда являются ошибочными.
Действительно, частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций (организаций, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу) к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Однако наличие этой нормы в Законе не исключает возможность включения предусмотренного ею условия в рассматриваемый договор энергоснабжения.
Так, пунктом 43 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442) предусмотрено, что в договоре энергоснабжения в части порядка взаимодействия потребителя с третьими лицами предусматривается в том числе обязанность потребителя, не обеспечившего оснащение энергопринимающих устройств приборами учета в срок, установленный законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, обеспечить допуск сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ей расходы на установку приборов учета, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ей расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета.
Таким образом, пункт 3.1.24 рассматриваемого договора энергоснабжения полностью соответствует условию пункта 43 Основных положений N 442.
При этом данное условие в соответствии с требованиями пункта 43 Основных положений N 442 должно быть предусмотрено в договоре энергоснабжения.
На основании изложенного пункт 3.1.24 подлежит включению в рассматриваемый договор.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.02.2015 по делу N А56-23551/2013.
ООО "Великолукская жилищно-коммунальная управляющая компания" в обоснование своих требований об исключении пункта 3.1.24 из договора указывает на то, что условие пункта 43 Основных положений N 442 предусмотрено в отношении потребителя, которым оно не является.
Эти доводы необоснованны.
Действительно, пунктом 2 Основных положений N 442 установлено, что потребитель - это потребитель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) для собственных бытовых и (или) производственных нужд. Покупатель - это покупатель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) в целях ее продажи, а также исполнитель коммунальных услуг, приобретающий электрическую энергию (мощность) в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению, а также в случае отсутствия централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения - в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - исполнитель коммунальной услуги).
Однако данное обстоятельство не свидетельствует о незаконности включения рассматриваемого пункта 3.1.24 в договор энергоснабжения.
Так, пункт 68 тех же Основных положений N 442 предусматривает, что исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива (к которым относится ООО "Великолукская жилищно-коммунальная управляющая компания") в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с настоящим документом и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Таким образом, управляющая организация заключает договор энергоснабжения в соответствии с Основными положениями N 442, в том числе и в соответствии с приведенным выше их пунктом 43.
Поэтому пункт 43 Основных положений N 442 подлежит применению в отношении управляющей организации.
Более того, в силу названного выше пункта 68 Основных положений N 442 управляющая организация заключает договор энергоснабжения в соответствии также с Правилами N 124.
Согласно же пункту 18 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения также предусматривается следующее условие: определенное с учетом требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности условие о разграничении обязательств сторон по оборудованию многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и (или) принятых по соглашению с собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирного дома обязательств по оборудованию индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (жилого дома - индивидуальным прибором учета), включая обеспечение доступа к общедомовому имуществу для целей установки таких приборов учета, а также обязательство сторон по обеспечению работоспособности и соблюдению в течение всего срока действия договора ресурсоснабжения требований к эксплуатации приборов учета, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в договоре ресурсоснабжения должно быть определенное с учетом требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности условие не только об оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета, но и об обеспечении доступа к общедомовому имуществу для целей установки таких приборов учета.
Законодательство же об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (названные выше часть 12 статьи 13 Закона об энергосбережении) предусматривает, что лицо, не исполнившее обязанности по оснащению жилых домов приборами учета, должно обеспечить допуск организаций, которые осуществляют снабжение ресурсами или их передачу, к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке такое лицо должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Таким образом, законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности предусматривает условие рассматриваемого пункта 3.1.24 договора энергоснабжения и поэтому данный пункт подлежит включению в договор.
Кроме того, по своей сути возражения ООО "Великолукская жилищно-коммунальная управляющая компания" относительно включения в договор пункта 3.1.24 связаны фактически также с его нежеланием оплачивать расходы сетевой организации по установке приборов учета.
Данные возражения являются необоснованными.
Согласно статье 161 ЖК РФ и пункту 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений (в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией) или товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
В силу статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня (часть 3 статьи 162 ЖК РФ).
Пунктами 16 и 17 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 данной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона об энергосбережении в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем в том числе соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Из приведенных норм следует, что жилищным законодательством и Законом об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпункта "к" пункта 11 Правил N 491.
Согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, организации, указанные в части 9 этой статьи (в данном случае сетевая организация), обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 означенной статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Указанная норма не прекращает обязанность управляющих организаций принять меры по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Таким образом, поскольку ООО "Великолукская жилищно-коммунальная управляющая компания" является управляющей организацией по содержанию жилых домов, то оно обязано компенсировать сетевой организации расходы по установке общедомовых приборов учета горячей воды.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.01.2014 по делу N А56-24513/2013.
Изложенное также подтверждает правомерность включения в договор энергоснабжения рассматриваемого пункта 3.1.24, предусматривающего обязанность ООО "Великолукская жилищно-коммунальная управляющая компания" как обеспечить допуск сетевой организации к местам установки приборов учета, так и оплатить расходы этой организации на установку приборов учета.
Указанный пункт 3.1.24 договора в рассматриваемой ситуации не дублирует законодательство, как это указал суд первой инстанции, а конкретизирует его.
На основании изложенного исковые требования ООО "Великолукская жилищно-коммунальная управляющая компания" об исключении из договора энергоснабжения от 15.09.2014 N 25/1123 пункта 3.1.24 не подлежат удовлетворению, этот пункт договора следует принять в редакции ОАО "Псковэнергосбыт". Решение суда первой инстанции в данной части подлежит отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права.
ОАО "Псковэнергосбыт" при подаче апелляционной жалобы не уплатило государственную пошлину.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" в тех случаях, когда до окончания рассмотрения дела государственная пошлина не была уплачена (взыскана) частично либо в полном объеме ввиду действия отсрочки, рассрочки по уплате госпошлины, увеличения истцом размера исковых требований после обращения в арбитражный суд, вопрос о взыскании не уплаченной в федеральный бюджет государственной пошлины разрешается судом исходя из следующих обстоятельств. Если суд удовлетворяет заявленные требования, государственная пошлина взыскивается с другой стороны непосредственно в доход федерального бюджета применительно к части 3 статьи 110 АПК РФ.
В связи с этим с ООО "Великолукская жилищно-коммунальная управляющая компания" подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина в размере 3000 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 110 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Псковской области от 27.03.2015 по делу N А52-4086/2014 отменить в части исключения из договора энергоснабжения от 15.09.2014 N 25/1123 пункта 3.1.24.
Отказать в удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Великолукская жилищно-коммунальная управляющая компания" об исключении из договора энергоснабжения от 15.09.2014 N 25/1123 пункта 3.1.24. Принять данный пункт договора в редакции открытого акционерного общества "Псковэнергосбыт".
В остальной части решение Арбитражного суда Псковской области от 27.03.2015 по делу N А52-4086/2014 оставить без изменений.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Великолукская жилищно-коммунальная управляющая компания" (ОГРН 1096025002193, ИНН 6025033739) в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 3000 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.06.2015 ПО ДЕЛУ N А52-4086/2014
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июня 2015 г. по делу N А52-4086/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 18 июня 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Кутузовой И.В. и Потеевой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Псковэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Псковской области от 27 марта 2015 года по делу N А52-4086/2014 (судья Яковлев А.Э.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Великолукская жилищно-коммунальная управляющая компания" (ОГРН 1096025002193, ИНН 6025033739; Псковская область, город Великие Луки, улица Некрасова, дом 19; далее - ООО "Великолукская жилищно-коммунальная управляющая компания") обратилось в суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к открытому акционерному обществу "Псковэнергосбыт" (ОГРН 1046000314238, ИНН 6027084016; город Псков, ул. Заводская, дом 24; далее - ОАО "Псковэнергосбыт") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения от 15.09.2014 N 25/1123.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 27.03.2015 заявленные требования удовлетворены частично. Возникшие между сторонами разногласия при заключении договора энергоснабжения от 15.09.2014 N 25/1123 урегулированы следующим образом:
1. Пункт 2.1.12 договора энергоснабжения изложить в такой редакции: "Ежемесячно предоставлять Потребителю счета на оплату потребленной электроэнергии отдельно в отношении объектов, указанных: в приложении А "Перечень энергопринимающих устройств (объектов) Потребителя, по которым производится расчет за электроэнергию (мощность)" (производственные объекты) - не позднее 18-го числа месяца, следующего за расчетным; в приложении Б "Перечень энергопринимающих устройств (объектов) Потребителя, по которым производится расчет за электроэнергию (мощность)" (многоквартирные жилые дома) - не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным".
2. Пункт 3.1.9 договора энергоснабжения изложить в следующей редакции: "Обеспечить оборудование точек поставки по настоящему Договору приборами учета, а также допуск установленных средств измерений в эксплуатацию".
3. Пункт 3.1.10 договора энергоснабжения изложить в следующей редакции: "Обеспечить беспрепятственный доступ уполномоченных представителей ГП и (или) сетевой организации, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства Потребителя, к общедомовым средствам измерения и (или) пунктам контроля и учета электроэнергии, относящимся к объектам, перечисленным в приложении Б к настоящему Договору, к расчетным средствам измерения и (или) пунктам контроля и учета электроэнергии, относящимся к объектам, перечисленным в приложении А к настоящему Договору, для целей контроля технического состояния и условий их эксплуатации, проверки сохранности, снятия контрольных показаний, проведения замеров по определению качества электроэнергии и значений соотношения потребляемой активной и реактивной мощности, а также электроустановкам Потребителя".
4. Пункт 8.2 договора энергоснабжения изложить в следующей редакции: "Гарантирующий поставщик уведомляет Потребителя о предстоящем ограничении режима потребления одним из следующих способов: посредством вручения ему уведомления под расписку; направлением уведомления по факсимильной связи; почтовым отправлением с уведомлением о вручении; передачей текста уведомления уполномоченному лицу Потребителя посредством телефонной связи (с последующим направлением почтового или электронного отправления в течение двух рабочих дней)".
5. Исключить из договора энергоснабжения пункт 3.1.24.
6. Пункт 3.2.6 договора энергоснабжения принять в редакции общества с ограниченной ответственностью "Великолукская жилищно-коммунальная управляющая компания".
7. Пункты 2.2.2, 7.4, 7.7 договора энергоснабжения принять в редакции открытого акционерного общества "Псковэнергосбыт".
В части иска о включении в договор энергоснабжения пунктов 2.1.9, 2.1.11, 3.2.11, 10.6 обществу с ограниченной ответственностью "Великолукская жилищно-коммунальная управляющая компания" отказано.
ОАО "Псковэнергосбыт" не согласилось с этим решением суда в той его части, в которой из договора энергоснабжения исключен пункт 3.1.24, и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение в данной части отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
ООО "Великолукская жилищно-коммунальная управляющая компания" в отзыве просит решение суда оставить без изменений.
Стороны извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие согласно статьям 123, 156, 266 АПК РФ.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения суда и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, то арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части на основании части 5 статьи 268 АПК РФ и пункта 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части в связи с неправильным применением судом норм материального права.
В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (пункт 1 статьи 426 ГК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 426, статье 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с данным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Частью 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, установленными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Подпункт "в" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, предусматривает обязанность исполнителя заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Условия, при которых исполнитель вправе отказаться от заключения договора ресурсоснабжения, предусмотрены в пункте 12 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
В статье 445 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта (пункт 1). Если сторона, для которой в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (пункт 4).
Как следует из материалов дела, ООО "Великолукская жилищно-коммунальная управляющая компания" оказывает услуги по управлению многоквартирными домами.
Между ООО "Великолукская жилищно-коммунальная управляющая компания" и ОАО "Псковэнергосбыт" возникли разногласия по условиям договора энергоснабжения от 15.09.2014 N 25/1123 (лист дела 12).
В частности, пункт 3.1.24 этого договора в редакции ОАО "Псковэнергосбыт" предусматривает следующее условие: "Обеспечить допуск сетевой организации или ее уполномоченных представителей к местам установки приборов учета в случае неисполнения обязанности потребителя по оснащению энергопринимающих устройств приборами учета в срок, установленный законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и оплатить произведенные ею расходы на установку приборов учета, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета" (лист дела 16).
Суд первой инстанции в порядке урегулирования разногласий сторон при заключении рассматриваемого договора энергоснабжения удовлетворил исковые требования ООО "Великолукская жилищно-коммунальная управляющая компания" об исключении из договора указанного пункта 3.1.24.
При этом суд сослался на то, что обязанность по обеспечению допуска сетевой организации к местам установки приборов учета и оплате ее расходов по установке приборов учета определенно следует из части 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), поэтому нет особой необходимости включать норму права в спорный договор, тем более что названное условие договора не относится к его существенным условиям.
Данные выводы суда являются ошибочными.
Действительно, частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций (организаций, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу) к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Однако наличие этой нормы в Законе не исключает возможность включения предусмотренного ею условия в рассматриваемый договор энергоснабжения.
Так, пунктом 43 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442) предусмотрено, что в договоре энергоснабжения в части порядка взаимодействия потребителя с третьими лицами предусматривается в том числе обязанность потребителя, не обеспечившего оснащение энергопринимающих устройств приборами учета в срок, установленный законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, обеспечить допуск сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ей расходы на установку приборов учета, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ей расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета.
Таким образом, пункт 3.1.24 рассматриваемого договора энергоснабжения полностью соответствует условию пункта 43 Основных положений N 442.
При этом данное условие в соответствии с требованиями пункта 43 Основных положений N 442 должно быть предусмотрено в договоре энергоснабжения.
На основании изложенного пункт 3.1.24 подлежит включению в рассматриваемый договор.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.02.2015 по делу N А56-23551/2013.
ООО "Великолукская жилищно-коммунальная управляющая компания" в обоснование своих требований об исключении пункта 3.1.24 из договора указывает на то, что условие пункта 43 Основных положений N 442 предусмотрено в отношении потребителя, которым оно не является.
Эти доводы необоснованны.
Действительно, пунктом 2 Основных положений N 442 установлено, что потребитель - это потребитель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) для собственных бытовых и (или) производственных нужд. Покупатель - это покупатель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) в целях ее продажи, а также исполнитель коммунальных услуг, приобретающий электрическую энергию (мощность) в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению, а также в случае отсутствия централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения - в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - исполнитель коммунальной услуги).
Однако данное обстоятельство не свидетельствует о незаконности включения рассматриваемого пункта 3.1.24 в договор энергоснабжения.
Так, пункт 68 тех же Основных положений N 442 предусматривает, что исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива (к которым относится ООО "Великолукская жилищно-коммунальная управляющая компания") в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с настоящим документом и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Таким образом, управляющая организация заключает договор энергоснабжения в соответствии с Основными положениями N 442, в том числе и в соответствии с приведенным выше их пунктом 43.
Поэтому пункт 43 Основных положений N 442 подлежит применению в отношении управляющей организации.
Более того, в силу названного выше пункта 68 Основных положений N 442 управляющая организация заключает договор энергоснабжения в соответствии также с Правилами N 124.
Согласно же пункту 18 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения также предусматривается следующее условие: определенное с учетом требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности условие о разграничении обязательств сторон по оборудованию многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и (или) принятых по соглашению с собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирного дома обязательств по оборудованию индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (жилого дома - индивидуальным прибором учета), включая обеспечение доступа к общедомовому имуществу для целей установки таких приборов учета, а также обязательство сторон по обеспечению работоспособности и соблюдению в течение всего срока действия договора ресурсоснабжения требований к эксплуатации приборов учета, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в договоре ресурсоснабжения должно быть определенное с учетом требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности условие не только об оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета, но и об обеспечении доступа к общедомовому имуществу для целей установки таких приборов учета.
Законодательство же об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (названные выше часть 12 статьи 13 Закона об энергосбережении) предусматривает, что лицо, не исполнившее обязанности по оснащению жилых домов приборами учета, должно обеспечить допуск организаций, которые осуществляют снабжение ресурсами или их передачу, к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке такое лицо должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Таким образом, законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности предусматривает условие рассматриваемого пункта 3.1.24 договора энергоснабжения и поэтому данный пункт подлежит включению в договор.
Кроме того, по своей сути возражения ООО "Великолукская жилищно-коммунальная управляющая компания" относительно включения в договор пункта 3.1.24 связаны фактически также с его нежеланием оплачивать расходы сетевой организации по установке приборов учета.
Данные возражения являются необоснованными.
Согласно статье 161 ЖК РФ и пункту 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений (в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией) или товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
В силу статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня (часть 3 статьи 162 ЖК РФ).
Пунктами 16 и 17 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 данной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона об энергосбережении в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем в том числе соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Из приведенных норм следует, что жилищным законодательством и Законом об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпункта "к" пункта 11 Правил N 491.
Согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, организации, указанные в части 9 этой статьи (в данном случае сетевая организация), обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 означенной статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Указанная норма не прекращает обязанность управляющих организаций принять меры по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Таким образом, поскольку ООО "Великолукская жилищно-коммунальная управляющая компания" является управляющей организацией по содержанию жилых домов, то оно обязано компенсировать сетевой организации расходы по установке общедомовых приборов учета горячей воды.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.01.2014 по делу N А56-24513/2013.
Изложенное также подтверждает правомерность включения в договор энергоснабжения рассматриваемого пункта 3.1.24, предусматривающего обязанность ООО "Великолукская жилищно-коммунальная управляющая компания" как обеспечить допуск сетевой организации к местам установки приборов учета, так и оплатить расходы этой организации на установку приборов учета.
Указанный пункт 3.1.24 договора в рассматриваемой ситуации не дублирует законодательство, как это указал суд первой инстанции, а конкретизирует его.
На основании изложенного исковые требования ООО "Великолукская жилищно-коммунальная управляющая компания" об исключении из договора энергоснабжения от 15.09.2014 N 25/1123 пункта 3.1.24 не подлежат удовлетворению, этот пункт договора следует принять в редакции ОАО "Псковэнергосбыт". Решение суда первой инстанции в данной части подлежит отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права.
ОАО "Псковэнергосбыт" при подаче апелляционной жалобы не уплатило государственную пошлину.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" в тех случаях, когда до окончания рассмотрения дела государственная пошлина не была уплачена (взыскана) частично либо в полном объеме ввиду действия отсрочки, рассрочки по уплате госпошлины, увеличения истцом размера исковых требований после обращения в арбитражный суд, вопрос о взыскании не уплаченной в федеральный бюджет государственной пошлины разрешается судом исходя из следующих обстоятельств. Если суд удовлетворяет заявленные требования, государственная пошлина взыскивается с другой стороны непосредственно в доход федерального бюджета применительно к части 3 статьи 110 АПК РФ.
В связи с этим с ООО "Великолукская жилищно-коммунальная управляющая компания" подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина в размере 3000 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 110 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 27.03.2015 по делу N А52-4086/2014 отменить в части исключения из договора энергоснабжения от 15.09.2014 N 25/1123 пункта 3.1.24.
Отказать в удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Великолукская жилищно-коммунальная управляющая компания" об исключении из договора энергоснабжения от 15.09.2014 N 25/1123 пункта 3.1.24. Принять данный пункт договора в редакции открытого акционерного общества "Псковэнергосбыт".
В остальной части решение Арбитражного суда Псковской области от 27.03.2015 по делу N А52-4086/2014 оставить без изменений.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Великолукская жилищно-коммунальная управляющая компания" (ОГРН 1096025002193, ИНН 6025033739) в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 3000 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.А.ХОЛМИНОВ
А.А.ХОЛМИНОВ
Судьи
И.В.КУТУЗОВА
А.В.ПОТЕЕВА
И.В.КУТУЗОВА
А.В.ПОТЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)