Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Баканова В.В., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ершовой Е.К.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.05.2014 по делу N А07-6178/2014 (судья Хафизова С.Я.).
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный дом" (далее - ООО УК "Уютный дом", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному надзору (далее - Госкомжилнадзор РБ, административный орган) об отмене постановления от 13.03.2014 N 14-0719-23001 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ, которым заявителю назначен штраф в размере 250000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.05.2014 (резолютивная часть решения объявлена 22.05.2014) заявленные требования удовлетворены частично, постановление от 13.03.2014 N 14-0719-23001 изменено в части назначения наказания, административный штраф ООО УК "Уютный дом" снижен до 35000 руб.
Госкомжилнадзор РБ не согласился с указанным решением и обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе просит решение изменить. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на доказанность материалами дела наличия в действиях общества состава правонарушения, а также на отсутствие оснований для уменьшения размера штрафа. Обращает внимание на то, что нарушено право собственника в получении достоверной информации о работе управляющей организации, что является грубым нарушением.
Представители участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 26.01.2012 ООО "УК "Уютный дом" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1120280003360 и осуществляет деятельность по содержанию и эксплуатации жилого фонда.
В связи с поступившим в адрес Госкомжилнадзора РБ обращения собственников помещений многоквартирного жилого дома N 13 по ул. Ю.Гагарина от 20.01.2014, на основании распоряжения N 719 от 12.02.2014 должностными лицами Госкомжилнадзора РБ проведена внеплановая документарная проверка ООО "УК "Уютный дом", в том числе по вопросу соблюдения требований стандарта раскрытия информации.
В ходе проверки установлено, что на сайте www.reformagkh.ru, а также на официальном сайте заявителя не в полном объеме размещена информация, предусмотренная Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (далее - Стандарт раскрытия информации).
В частности, при проведении проверки административным органом выявлено, что согласно справке от 13.02.2014, заявитель размещает информацию в сети Интернет на сайте "www.reformagkh.ru" и на своем официальном сайте "уютный-дом-уфа.рф".
В ходе проверки административным органом осуществлен просмотр сайтов www.reformagkh.ru, уютный-дом-уфа.рф, где были выявлены следующие нарушения:
- - по сайту www.reformagkh.ru отсутствует информация: 1) по разделу 8 (общая информация) Стандарта раскрытия информации: дата присвоения основного государственного регистрационного номера, и наименование органа, принявшего решение о регистрации - п. "б" Стандарта; перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации на основе договора управления, с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них - указана недостоверная информация, а именно на сайте http//www.reformagkh.ru/ в перечне многоквартирных домов, находящихся под управлением общества, указано - 11, тогда как на официальном сайте уютный-дом-уфаюрф указано 15 - п. "д"; перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления - п."е" Стандарта; сведения о членстве управляющей организации в саморегулируемой организации и (или) других организаций управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет - п. "ж"; 2) по разделу 9 (основные показатели финансово-хозяйственной деятельности) Стандарта: сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) - п."б"; сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами - п. "в" Стандарта; 3) в нарушение п. 9.2 Стандарта не размещена годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему в виде копий указанных документов, заверенных подписью руководителя управляющей организации и печать этой организации, подписью председателя правления товарищества или кооператива и печатью соответствующей организации, при размещении в сети Интернет - в виде электронного образа (копии) документов, отображающих, в том числе, подписи указанных руководителей и печать организаций; 4) по разделу 11 (порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме) Стандарта: проект договора управления, заключаемого с собственниками помещений в многоквартирных домах, товариществам собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительским кооперативами, который должен содержать все существенные условия договора управления - п. "а"; сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома (которые должны содержать план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер к снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества многоквартирном доме за последний календарный год; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышен) установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год; сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установление продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительство Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах) - п. "б"; 5) по разделу 13 (стоимость работ управляющей организации): описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результаты выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указам конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг) - п. "а"; 6) по разделу 14 (тарифы на коммунальные услуги): перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация, товарищество или кооператив закупает ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация, товарищество или кооператив закупает их у ресурсоснабжающих организаций - п. "а"; тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией, товариществом или кооперативом для расчета размера платежей для потребителей - п. "в";
- - по сайту уютный-дом-уфа.рф отсутствует информация: 1) по разделу 8 (общая информация) Стандарта: сведения о членстве управляющей организации в саморегулируемой организации и (или) других объединения управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет - п. "ж"; 2) по разделу 9 (основные показатели финансово-хозяйственной деятельности) Стандарта: годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему - п. "а"; сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) - п. "б"; сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) - п. "в"; 3) по разделу 11 (порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме) Стандарта: сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома (которые должны содержать план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер г снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества многоквартирном доме за последний календарный год; сведения о количестве снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год; сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах) - п. "б"; 4) по разделу 13 (стоимость работ управляющей организации) Стандарта: описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результаты выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указанных конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома - п. "а"; 5) по разделу 14 (тарифы на коммунальные услуги) Стандарта: перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация, товарищество или кооператив закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация, товарищество или кооператив закупает их у ресурсоснабжающих организаций - п. "а"; тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация, товарищество или кооператив закупает коммунальные ресурсы. При этом управляющая организация, товарищество или кооператив указывает реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены). Сведения о тарифах (ценах) приводятся по состоянию на день раскрытия информации и подлежат обновлению в сроки, указанные в пункте 16 настоящего документа - п. "б"; тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией, товариществом или кооперативом для расчета размера платежей для потребителей - п. "в".
13.02.2014 административным органом в присутствии представителя общества составлен акт N 14-719-095 от 13.02.2014.
Уведомлением от 14.02.2014 общество извещено о необходимости явки его представителя в административный орган 14.02.2014 в 15.00 часов для участия в составлении протокола об административном правонарушении. Уведомление направлено по факсу и получено адресатом 14.02.2014 в 9 ч. 44 мин.
14.02.2014 в отношении заявителя, без участия его представителя составлен протокол об административном правонарушении N 14-0719-23001 по признакам правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ. Копия протокола направлена заявителю по почте.
Определением от 28.02.2014, врученным представителю общества 11.03.2014, рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 13.03.2014.
Постановлением Госкомжилнадзора РБ по делу N 14-0719-23001 от 13.03.2014 ООО "УК "Уютный дом" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 000 руб. Указанное постановление вручено представителю общества 24.03.2014.
Считая это постановление Госкомжилнадзора РБ незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался выводом о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, однако посчитал возможным уменьшить размер примененного наказания, исходя и принципов соразмерности наказания последствиям допущенного нарушения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив все доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных Стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации установлена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно п. 5 Стандарта раскрытия информации управляющими организациями информация раскрывается путем: а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность; б) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания); в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
При этом Стандартом раскрытия информации установлено, в том числе: в рамках общей информации об управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения: а) фирменное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество руководителя управляющей организации или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя; б) реквизиты свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (основной государственный регистрационный номер, дата его присвоения и наименование органа, принявшего решение о регистрации); в) почтовый адрес, адрес фактического местонахождения органов управления управляющей организации, контактные телефоны, а также (при наличии) официальный сайт в сети Интернет и адрес электронной почты; г) режим работы управляющей организации, в том числе часы личного приема граждан сотрудниками управляющей организации и работы диспетчерских служб; д) перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации на основе договора управления, с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них; е) перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления; ж) сведения о членстве управляющей организации в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет (п. 8 Стандарта); в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения: а) годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему; б) сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов); в) сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) (п. 9 Стандарта); сведения, указанные в подпункте "а" пункта 9 и пункте 9 (1) этого документа, размещаются в виде копий указанных документов, заверенных подписью руководителя управляющей организации и печатью этой организации, подписью председателя правления товарищества или кооператива и печатью соответствующей организации, а при размещении в сети Интернет - в виде электронного образа (копии) документов, отображающих в том числе подпись указанных руководителей и печать организаций (п. 9 (2) Стандарта); в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат следующие сведения: а) проект договора управления, заключаемого с собственниками помещений в многоквартирных домах, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами, который должен содержать все существенные условия договора управления; б) сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать: план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год; сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (п. 11 Стандарта); информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать: а) описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг); б) стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.) (п. 13 Стандарта); в рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы раскрытию подлежат следующие сведения: а) перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация, товарищество или кооператив закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация, товарищество или кооператив закупает их у ресурсоснабжающих организаций; б) тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация, товарищество или кооператив закупает коммунальные ресурсы. При этом управляющая организация, товарищество или кооператив указывает реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены). Сведения о тарифах (ценах) приводятся по состоянию на день раскрытия информации и подлежат обновлению в сроки, указанные в пункте 16 настоящего документа; в) тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией, товариществом или кооперативом для расчета размера платежей для потребителей; г) величина установленной социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для групп домохозяйств и типов жилых помещений, предусмотренных Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), для потребителей, получающих пенсию по старости и (или) инвалидности, для потребителей, проживающих в жилых помещениях, отнесенных к аварийному жилищному фонду или жилому фонду со степенью износа 70 процентов и более, реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер и наименование принявшего акт органа), которыми установлена такая социальная норма, условия применения такой социальной нормы указанными потребителями, случаи неприменения такой социальной нормы и цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), установленные для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы, указываемые управляющей организацией, товариществом или кооперативом, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (п. 14 Стандарта).
Как установлено административным органом в ходе осуществленного в присутствии представителя ООО УК "Уютный дом" просмотра сайтов общества "www.reformagkh.ru", "уютный-дом-уфа.рф", заявителем допущены нарушения при раскрытии сведений по указанным выше пунктам Стандарта раскрытия информации. Административным органом проведена видеофиксация просмотра указанных сайтов на материальный носитель DVD-R продолжительностью 06 мин. 09 сек. и 10 мин. 04 сек соответственно. Выводы о допущенных нарушениях зафиксированы в акте проверки, подписанном представителем без возражений и замечаний.
По итогам анализа указанных замечаний суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о подтверждении фактов осуществления ООО "УК "Уютный дом" при осуществлении деятельности в сфере управления многоквартирными домами раскрытия информации, предусмотренной Стандартом раскрытия информации, не в полном объеме, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ.
Поскольку материалы дела не содержат сведений о наличии объективных препятствий для надлежащего исполнения обществом установленной законом обязанности по раскрытию информации, следует признать подтвержденной вину заявителя в совершении вмененного ему правонарушения.
Таким образом, наличие в действиях заявителя состава правонарушения подтверждено. Каких-либо возражений в этой части в суде апелляционной инстанции сторонами не заявлено.
Обстоятельств, исключающих привлечение к административной ответственности материалами дела не установлено.
Процессуальных нарушений при привлечении заявителя к административной ответственности не допущено.
Размер примененной меры ответственности соответствует минимальному размеру санкции ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд первой инстанции посчитал возможным уменьшить размер примененного наказания до 35000 руб. (ниже установленного законом низшего предела наказания), исходя из принципов справедливости и соразмерности наказания последствиям правонарушения, с учетом положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П.
В соответствии с правовой позицией, сформированной в указанном постановлении, поскольку вытекающие из Конституции Российской Федерации и общих принципов права критерии (дифференцированность, соразмерность, справедливость), которым должны отвечать санкции за административные правонарушения, и, соответственно, требования к минимальным размерам административных штрафов, устанавливаемых для юридических лиц за конкретные административные правонарушения, распространяются и на иные - не являвшиеся предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по рассмотренному делу - положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, внесение в данный Кодекс изменений, вытекающих из настоящего Постановления, должно быть направлено на исключение возможности чрезмерного ограничения экономической свободы и права собственности юридических лиц при их привлечении к административной ответственности и за другие административные правонарушения, минимальные размеры административных штрафов за которые сопоставимы с теми, что установлены законоположениями, признанными настоящим Постановлением не соответствующими Конституции Российской Федерации, т.е. по крайней мере составляют сто тысяч рублей и более. При этом федеральный законодатель не лишен возможности закрепить - как на универсальной основе, так и применительно к отдельным видам административных правонарушений - предельный размер административного штрафа, назначаемого юридическому лицу, ниже которого его снижение не допускается. Впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 КоАП Российской Федерации, а равно за совершение других административных правонарушений, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица. Принимая во внимание, что до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений возможность снижения минимального размера административного штрафа законодательно не установлена, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, Конституционный Суд Российской Федерации полагает, что принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке. Если же административное наказание за совершение административного правонарушения было назначено иным компетентным органом, должностным лицом, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер административной ответственности), рассмотрев соответствующее заявление юридического лица, также не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему административного штрафа.
Поскольку санкция ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц в виде штрафа в размере 250000 руб. и более, суд первой инстанции обоснованно посчитал возможным применить указанную правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации в рассматриваемой ситуации.
Исходя из принципа необходимости соблюдения разумного баланса публичного и частного интересов, суд первой инстанции посчитал объективно достаточным в настоящем случае для достижения целей административного производства наказание в размере 35000 руб. При этом судом приняты во внимание фактические обстоятельства совершения правонарушения и его последствия (сведения, предусмотренные Стандартом раскрытия информации, заявителем частично размещены).
Поскольку разрешение вопроса о возможности уменьшения наказания в связи с применением правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, отнесено к судейскому усмотрению, условия такого уменьшения в настоящем случае соблюдены, а выводы суда первой инстанции в этой части аргументированы и основаны на материалах дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его переоценки. Изложенные в апелляционной жалобе возражения в этой части отклоняются.
Таким образом, фактические обстоятельства дела судом первой инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного, основания для отмены или изменения обжалованного судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.05.2014 по делу N А07-6178/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.А.АРЯМОВ
Судьи
В.В.БАКАНОВ
Н.А.ИВАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.08.2014 N 18АП-7396/2014 ПО ДЕЛУ N А07-6178/2014
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 августа 2014 г. N 18АП-7396/2014
Дело N А07-6178/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Баканова В.В., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ершовой Е.К.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.05.2014 по делу N А07-6178/2014 (судья Хафизова С.Я.).
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный дом" (далее - ООО УК "Уютный дом", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному надзору (далее - Госкомжилнадзор РБ, административный орган) об отмене постановления от 13.03.2014 N 14-0719-23001 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ, которым заявителю назначен штраф в размере 250000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.05.2014 (резолютивная часть решения объявлена 22.05.2014) заявленные требования удовлетворены частично, постановление от 13.03.2014 N 14-0719-23001 изменено в части назначения наказания, административный штраф ООО УК "Уютный дом" снижен до 35000 руб.
Госкомжилнадзор РБ не согласился с указанным решением и обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе просит решение изменить. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на доказанность материалами дела наличия в действиях общества состава правонарушения, а также на отсутствие оснований для уменьшения размера штрафа. Обращает внимание на то, что нарушено право собственника в получении достоверной информации о работе управляющей организации, что является грубым нарушением.
Представители участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 26.01.2012 ООО "УК "Уютный дом" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1120280003360 и осуществляет деятельность по содержанию и эксплуатации жилого фонда.
В связи с поступившим в адрес Госкомжилнадзора РБ обращения собственников помещений многоквартирного жилого дома N 13 по ул. Ю.Гагарина от 20.01.2014, на основании распоряжения N 719 от 12.02.2014 должностными лицами Госкомжилнадзора РБ проведена внеплановая документарная проверка ООО "УК "Уютный дом", в том числе по вопросу соблюдения требований стандарта раскрытия информации.
В ходе проверки установлено, что на сайте www.reformagkh.ru, а также на официальном сайте заявителя не в полном объеме размещена информация, предусмотренная Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (далее - Стандарт раскрытия информации).
В частности, при проведении проверки административным органом выявлено, что согласно справке от 13.02.2014, заявитель размещает информацию в сети Интернет на сайте "www.reformagkh.ru" и на своем официальном сайте "уютный-дом-уфа.рф".
В ходе проверки административным органом осуществлен просмотр сайтов www.reformagkh.ru, уютный-дом-уфа.рф, где были выявлены следующие нарушения:
- - по сайту www.reformagkh.ru отсутствует информация: 1) по разделу 8 (общая информация) Стандарта раскрытия информации: дата присвоения основного государственного регистрационного номера, и наименование органа, принявшего решение о регистрации - п. "б" Стандарта; перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации на основе договора управления, с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них - указана недостоверная информация, а именно на сайте http//www.reformagkh.ru/ в перечне многоквартирных домов, находящихся под управлением общества, указано - 11, тогда как на официальном сайте уютный-дом-уфаюрф указано 15 - п. "д"; перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления - п."е" Стандарта; сведения о членстве управляющей организации в саморегулируемой организации и (или) других организаций управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет - п. "ж"; 2) по разделу 9 (основные показатели финансово-хозяйственной деятельности) Стандарта: сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) - п."б"; сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами - п. "в" Стандарта; 3) в нарушение п. 9.2 Стандарта не размещена годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему в виде копий указанных документов, заверенных подписью руководителя управляющей организации и печать этой организации, подписью председателя правления товарищества или кооператива и печатью соответствующей организации, при размещении в сети Интернет - в виде электронного образа (копии) документов, отображающих, в том числе, подписи указанных руководителей и печать организаций; 4) по разделу 11 (порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме) Стандарта: проект договора управления, заключаемого с собственниками помещений в многоквартирных домах, товариществам собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительским кооперативами, который должен содержать все существенные условия договора управления - п. "а"; сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома (которые должны содержать план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер к снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества многоквартирном доме за последний календарный год; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышен) установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год; сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установление продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительство Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах) - п. "б"; 5) по разделу 13 (стоимость работ управляющей организации): описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результаты выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указам конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг) - п. "а"; 6) по разделу 14 (тарифы на коммунальные услуги): перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация, товарищество или кооператив закупает ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация, товарищество или кооператив закупает их у ресурсоснабжающих организаций - п. "а"; тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией, товариществом или кооперативом для расчета размера платежей для потребителей - п. "в";
- - по сайту уютный-дом-уфа.рф отсутствует информация: 1) по разделу 8 (общая информация) Стандарта: сведения о членстве управляющей организации в саморегулируемой организации и (или) других объединения управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет - п. "ж"; 2) по разделу 9 (основные показатели финансово-хозяйственной деятельности) Стандарта: годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему - п. "а"; сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) - п. "б"; сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) - п. "в"; 3) по разделу 11 (порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме) Стандарта: сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома (которые должны содержать план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер г снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества многоквартирном доме за последний календарный год; сведения о количестве снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год; сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах) - п. "б"; 4) по разделу 13 (стоимость работ управляющей организации) Стандарта: описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результаты выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указанных конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома - п. "а"; 5) по разделу 14 (тарифы на коммунальные услуги) Стандарта: перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация, товарищество или кооператив закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация, товарищество или кооператив закупает их у ресурсоснабжающих организаций - п. "а"; тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация, товарищество или кооператив закупает коммунальные ресурсы. При этом управляющая организация, товарищество или кооператив указывает реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены). Сведения о тарифах (ценах) приводятся по состоянию на день раскрытия информации и подлежат обновлению в сроки, указанные в пункте 16 настоящего документа - п. "б"; тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией, товариществом или кооперативом для расчета размера платежей для потребителей - п. "в".
13.02.2014 административным органом в присутствии представителя общества составлен акт N 14-719-095 от 13.02.2014.
Уведомлением от 14.02.2014 общество извещено о необходимости явки его представителя в административный орган 14.02.2014 в 15.00 часов для участия в составлении протокола об административном правонарушении. Уведомление направлено по факсу и получено адресатом 14.02.2014 в 9 ч. 44 мин.
14.02.2014 в отношении заявителя, без участия его представителя составлен протокол об административном правонарушении N 14-0719-23001 по признакам правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ. Копия протокола направлена заявителю по почте.
Определением от 28.02.2014, врученным представителю общества 11.03.2014, рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 13.03.2014.
Постановлением Госкомжилнадзора РБ по делу N 14-0719-23001 от 13.03.2014 ООО "УК "Уютный дом" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 000 руб. Указанное постановление вручено представителю общества 24.03.2014.
Считая это постановление Госкомжилнадзора РБ незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался выводом о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, однако посчитал возможным уменьшить размер примененного наказания, исходя и принципов соразмерности наказания последствиям допущенного нарушения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив все доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных Стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации установлена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно п. 5 Стандарта раскрытия информации управляющими организациями информация раскрывается путем: а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность; б) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания); в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
При этом Стандартом раскрытия информации установлено, в том числе: в рамках общей информации об управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения: а) фирменное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество руководителя управляющей организации или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя; б) реквизиты свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (основной государственный регистрационный номер, дата его присвоения и наименование органа, принявшего решение о регистрации); в) почтовый адрес, адрес фактического местонахождения органов управления управляющей организации, контактные телефоны, а также (при наличии) официальный сайт в сети Интернет и адрес электронной почты; г) режим работы управляющей организации, в том числе часы личного приема граждан сотрудниками управляющей организации и работы диспетчерских служб; д) перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации на основе договора управления, с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них; е) перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления; ж) сведения о членстве управляющей организации в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет (п. 8 Стандарта); в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения: а) годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему; б) сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов); в) сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) (п. 9 Стандарта); сведения, указанные в подпункте "а" пункта 9 и пункте 9 (1) этого документа, размещаются в виде копий указанных документов, заверенных подписью руководителя управляющей организации и печатью этой организации, подписью председателя правления товарищества или кооператива и печатью соответствующей организации, а при размещении в сети Интернет - в виде электронного образа (копии) документов, отображающих в том числе подпись указанных руководителей и печать организаций (п. 9 (2) Стандарта); в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат следующие сведения: а) проект договора управления, заключаемого с собственниками помещений в многоквартирных домах, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами, который должен содержать все существенные условия договора управления; б) сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать: план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год; сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (п. 11 Стандарта); информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать: а) описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг); б) стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.) (п. 13 Стандарта); в рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы раскрытию подлежат следующие сведения: а) перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация, товарищество или кооператив закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация, товарищество или кооператив закупает их у ресурсоснабжающих организаций; б) тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация, товарищество или кооператив закупает коммунальные ресурсы. При этом управляющая организация, товарищество или кооператив указывает реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены). Сведения о тарифах (ценах) приводятся по состоянию на день раскрытия информации и подлежат обновлению в сроки, указанные в пункте 16 настоящего документа; в) тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией, товариществом или кооперативом для расчета размера платежей для потребителей; г) величина установленной социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для групп домохозяйств и типов жилых помещений, предусмотренных Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), для потребителей, получающих пенсию по старости и (или) инвалидности, для потребителей, проживающих в жилых помещениях, отнесенных к аварийному жилищному фонду или жилому фонду со степенью износа 70 процентов и более, реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер и наименование принявшего акт органа), которыми установлена такая социальная норма, условия применения такой социальной нормы указанными потребителями, случаи неприменения такой социальной нормы и цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), установленные для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы, указываемые управляющей организацией, товариществом или кооперативом, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (п. 14 Стандарта).
Как установлено административным органом в ходе осуществленного в присутствии представителя ООО УК "Уютный дом" просмотра сайтов общества "www.reformagkh.ru", "уютный-дом-уфа.рф", заявителем допущены нарушения при раскрытии сведений по указанным выше пунктам Стандарта раскрытия информации. Административным органом проведена видеофиксация просмотра указанных сайтов на материальный носитель DVD-R продолжительностью 06 мин. 09 сек. и 10 мин. 04 сек соответственно. Выводы о допущенных нарушениях зафиксированы в акте проверки, подписанном представителем без возражений и замечаний.
По итогам анализа указанных замечаний суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о подтверждении фактов осуществления ООО "УК "Уютный дом" при осуществлении деятельности в сфере управления многоквартирными домами раскрытия информации, предусмотренной Стандартом раскрытия информации, не в полном объеме, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ.
Поскольку материалы дела не содержат сведений о наличии объективных препятствий для надлежащего исполнения обществом установленной законом обязанности по раскрытию информации, следует признать подтвержденной вину заявителя в совершении вмененного ему правонарушения.
Таким образом, наличие в действиях заявителя состава правонарушения подтверждено. Каких-либо возражений в этой части в суде апелляционной инстанции сторонами не заявлено.
Обстоятельств, исключающих привлечение к административной ответственности материалами дела не установлено.
Процессуальных нарушений при привлечении заявителя к административной ответственности не допущено.
Размер примененной меры ответственности соответствует минимальному размеру санкции ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд первой инстанции посчитал возможным уменьшить размер примененного наказания до 35000 руб. (ниже установленного законом низшего предела наказания), исходя из принципов справедливости и соразмерности наказания последствиям правонарушения, с учетом положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П.
В соответствии с правовой позицией, сформированной в указанном постановлении, поскольку вытекающие из Конституции Российской Федерации и общих принципов права критерии (дифференцированность, соразмерность, справедливость), которым должны отвечать санкции за административные правонарушения, и, соответственно, требования к минимальным размерам административных штрафов, устанавливаемых для юридических лиц за конкретные административные правонарушения, распространяются и на иные - не являвшиеся предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по рассмотренному делу - положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, внесение в данный Кодекс изменений, вытекающих из настоящего Постановления, должно быть направлено на исключение возможности чрезмерного ограничения экономической свободы и права собственности юридических лиц при их привлечении к административной ответственности и за другие административные правонарушения, минимальные размеры административных штрафов за которые сопоставимы с теми, что установлены законоположениями, признанными настоящим Постановлением не соответствующими Конституции Российской Федерации, т.е. по крайней мере составляют сто тысяч рублей и более. При этом федеральный законодатель не лишен возможности закрепить - как на универсальной основе, так и применительно к отдельным видам административных правонарушений - предельный размер административного штрафа, назначаемого юридическому лицу, ниже которого его снижение не допускается. Впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 КоАП Российской Федерации, а равно за совершение других административных правонарушений, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица. Принимая во внимание, что до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений возможность снижения минимального размера административного штрафа законодательно не установлена, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, Конституционный Суд Российской Федерации полагает, что принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке. Если же административное наказание за совершение административного правонарушения было назначено иным компетентным органом, должностным лицом, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер административной ответственности), рассмотрев соответствующее заявление юридического лица, также не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему административного штрафа.
Поскольку санкция ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц в виде штрафа в размере 250000 руб. и более, суд первой инстанции обоснованно посчитал возможным применить указанную правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации в рассматриваемой ситуации.
Исходя из принципа необходимости соблюдения разумного баланса публичного и частного интересов, суд первой инстанции посчитал объективно достаточным в настоящем случае для достижения целей административного производства наказание в размере 35000 руб. При этом судом приняты во внимание фактические обстоятельства совершения правонарушения и его последствия (сведения, предусмотренные Стандартом раскрытия информации, заявителем частично размещены).
Поскольку разрешение вопроса о возможности уменьшения наказания в связи с применением правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, отнесено к судейскому усмотрению, условия такого уменьшения в настоящем случае соблюдены, а выводы суда первой инстанции в этой части аргументированы и основаны на материалах дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его переоценки. Изложенные в апелляционной жалобе возражения в этой части отклоняются.
Таким образом, фактические обстоятельства дела судом первой инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного, основания для отмены или изменения обжалованного судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.05.2014 по делу N А07-6178/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.А.АРЯМОВ
Судьи
В.В.БАКАНОВ
Н.А.ИВАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)