Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.10.2014 N 08АП-8999/2014 ПО ДЕЛУ N А75-3389/2014

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2014 г. N 08АП-8999/2014

Дело N А75-3389/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8999/2014) муниципального предприятия "Эксплуатационная генерирующая компания" муниципального образования городское поселение Приобье на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.06.2014 по делу N А75-3389/2014 (судья Федоров А.Е.), принятое по заявлению муниципального предприятия "Эксплуатационная генерирующая компания" муниципального образования городское поселение Приобье (ОГРН 1098610000928, ИНН 8614008285) к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в лице Няганьского отдела инспектирования о признании незаконным предписания,
при участии в судебном заседании представителей:
- от муниципального предприятия "Эксплуатационная генерирующая компания" муниципального образования городское поселение Приобье - Томм Данил Владимирович (по доверенности N 19 от 13.01.2014 сроком действия по 31.12.2014);
- от Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в лице Няганьского отдела инспектирования - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;

- установил:

муниципальное предприятие "Эксплуатационная генерирующая компания" муниципального образования городское поселение Приобье (далее - МП "Эксплуатационная генерирующая компания", предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в лице Няганьского отдела (далее - Служба, административный орган, заинтересованное лицо) об оспаривании предписания от 12.03.2014 N НГ-14-015.
Представитель заявителя в судебном заседании в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил требования, просил признать недействительными пункты 1 и 3 предписания от 12.03.2014 N НГ-14-015.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.06.2014 по делу N А75-3389/2014 муниципальному предприятию "Эксплуатационная генерирующая компания" муниципального образования городское поселение Приобье в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, МП "Эксплуатационная генерирующая компания" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований административного органа отказать.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на то, что многоквартирные дома N 1а, 6а, 7а, 8а мкр. Газовиков, не признаны в установленном законом порядке ветхими и аварийными, следовательно должны быть оснащены общедомовыми приборами учета. Считает, что местом установки общедомового прибора учета является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом. Полагает, что правомерно начисляло плату за холодную воду по показаниям общедомовых приборов учета потребителям, проживающим в многоквартирных домах.
В поступившем до начала судебного заседания отзыве Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в лице Няганьского отдела инспектирования просила оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение без изменения.
Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в лице Няганьского отдела, надлежащим образом извещенная в порядке статьи 123 АПК РФ о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечила. Суд апелляционной инстанции на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствии неявившегося участника процесса.
Представитель муниципального предприятия "Эксплуатационная генерирующая компания" муниципального образования городское поселение Приобье поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившегося в судебное заседание представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
Службой в связи с обращением граждан проведена внеплановая выездная проверка заявителя по вопросу установления фактов, изложенных в коллективном обращении жителей домов NN 1, 1а, 2, 3, 5, 6, 6 а, 7, 7а, 8 а, 9, 17, 24, расположенных по ул. Газовиков, п.г.т. Приобье о нарушении жилищного законодательства со стороны предприятия в части несогласованной установки общедомового прибора учета холодного водоснабжения и начисления ОДН.
По итогам проверки Службой составлен акт проверки от 12.03.2014 N НГ - 14-015. Предприятию выдано предписание от 12.03.2014 N НГ - 14-015 об устранении нарушений.
МП "Эксплуатационная генерирующая компания" частично не согласилось с выданным контролирующим органом предписанием, и посчитав, что указанное предписание не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обжаловало в арбитражный суд данный ненормативный правовой акт, а именно пункты 1 и 3 предписания, которыми предписывалось следующее:
- - пунктом 1 предписания предприятию в срок до 01.08.2014 отменить начисление платы за установку общедомового прибора учета холодного водоснабжения в домах NN 1, 2, 3, 5, 6, 6а, 9, 24, расположенных по ул. Газовиков (в соответствии с требованиями статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");
- - пунктом 3 предписано предприятию в срок до 01.08.2014 отменить начисление оплаты за холодное водоснабжение (общедомовые нужды) по жилым домам NN 1, 1а, 2, 3, 5, 6, 6 а, 7, 7а, 8 а, 9, 17, 24, расположенных по ул. Газовиков (в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.06.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
В части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
Следовательно, в ветхом, аварийном, непригодном для проживания жилье общедомовые приборы учета установке не подлежат.
На основании части 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, в срок до 01 июля 2012 года обязаны обеспечить оснащение таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно- технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, согласно части 12 статьи 13 Закона в срок до 01 июля 2013 года обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
При этом на лицо, не исполнившее в установленный срок требования по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, указанной статьей возложена обязанность оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Как следует из материалов дела, жилые дома NN 1, 2, 3, 5, 6, 6 а, 7, 9, 17, 24, расположенные по ул. Газовиков признаны непригодными для постоянного проживания, следовательно в указанных домах не подлежат установке общедомовые приборы учета.
Кроме того, в нарушение норм действующего законодательства установка общедомовых приборов учета произведена заявителем не на границе эксплуатационной ответственности.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены соответствующие правила, регламентирующие статус и объем общего имущества в многоквартирном доме, а также пределы ответственности между собственниками и обслуживающей организацией.
При определении балансовой принадлежности сетей водоснабжения и водоотведения необходимо учитывать положения пункта 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, согласно которому в состав общего имущества многоквартирного жилого дома включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и внутридомовая инженерная система водоотведения в соответствии с указанным в пункте перечнем.
При этом в соответствии с пунктом 8 Правил N 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Согласно пункту 18 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем).
Следовательно, в отсутствие акта эксплуатационной ответственности сторон и иного их соглашения общедомовые приборы учета должны быть установлены на границе балансовой принадлежности, которой является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Изложенные выводы подтверждаются позицией ВАС РФ, изложенной в Определениях от 16.12.2010 N ВАС-14620/10; от 12.08.2010 N ВАС-10804/10; от 24.11.2010 N ВАС-12283-10; от 15.04.2013 N ВАС-5041/13.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что установка общедомовых приборов учета произведена предприятием в местах, не предусмотренных действующим законодательством, то есть за пределами эксплуатационной ответственности по отношению к спорным домам.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно считает вынесение предписания Службой в пределах предоставленных полномочий, находит в оспариваемой части предписание законным и обоснованным, а заявление не подлежащим удовлетворению.
Податель жалобы не опровергает доводы суда первой инстанции, а выражает несогласие с выводами, изложенными в решении.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
При таких обстоятельствах, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
По результатам рассмотрения дела в порядке статьи 110 АПК РФ суд относит судебные расходы в размере 1000 руб. в виде уплаченной МП "Эксплуатационная генерирующая компания" государственной пошлины на данное лицо. Излишне уплаченная государственная пошлины в размере 1000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу муниципального предприятия "Эксплуатационная генерирующая компания" муниципального образования городское поселение Приобье оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.06.2014 по делу N А75-3389/2014 - без изменения.
Возвратить муниципальному предприятию "Эксплуатационная генерирующая компания" муниципального образования городское поселение Приобье (ОГРН 1098610000928, ИНН 8614008285) из федерального бюджета 1 000 рублей 00 копеек государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением N 1039 от 18.08.2014.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
О.А.СИДОРЕНКО

Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
А.Н.ЛОТОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)