Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2015 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Ильина В.И.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени на решение от 24.09.2014 Арбитражного суда Тюменской области (судья Коряковцева О.В.) и постановление от 21.01.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Киричек Ю.Н., Кливер Е.П.) по делу N А70-7976/2014 по заявлению Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени (625036, город Тюмень, улица Дзержинского, 62, ИНН 7204034314, ОГРН 1037200568680) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (625048, город Тюмень, улица Холодильная, 58а, ИНН 7202081799, ОГРН 1027200812308) о признании незаконными решений.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РУСЬ", открытое акционерное общество "Тюменская домостроительная компания".
В заседании приняли участие представители:
- от Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени - Лыкова Т.Ю. по доверенности от 09.12.2014;
- от Управления Федеральной антимонопольной службы - Кокарев Н.В. по доверенности от 31.12.2014 N 6;
- от открытого акционерного общества "Тюменская домостроительная компания" - Иноземцева А.С. по доверенности от 22.12.2014.
Суд
установил:
Департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании незаконными решений Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - антимонопольный орган) от 24.04.2014 по делам NN Т14/28 и Т14/29 в части выводов о неправомерности решений департамента об объявлении конкурса N ОК-002/14 по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами по лотам N 2 и N 5.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Русь" (далее - ООО "УК "Русь"), открытое акционерное общество "Тюменская домостроительная компания" (далее - ОАО "ТДК").
Решением от 24.09.2014 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 21.01.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, департамент просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами не учтено, что на момент объявления конкурса департамент располагал лишь информацией о выборе способа управления домами, ему не были представлены сведения о реализации выбранного способа управления.
В отзывах на кассационную жалобу антимонопольный орган и ОАО "ТДК" просят оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 19.03.2014 на официальном сайте Российской Федерации департаментом размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договоров управления многоквартирными домами, в том числе по адресам: город Тюмень, улица Широтная, 172, корпус 2, корпус 3 и улица Д. Менделеева, 12 (лоты N 2 и N 5).
ОАО "ТДК" и ООО "УК "Русь" обратились с жалобами в антимонопольный орган на действия департамента при проведении конкурса по указанным лотам.
Решением антимонопольного органа от 24.04.2014 N Т14/28 жалоба ОАО "ТДК" признана обоснованной (пункт 1), действия департамента, выразившиеся в нарушении срока проведения конкурса по отбору управляющей компании, в непринятии к сведению информации о выборе ОАО "ТДК" способа управления и управляющей компании, признаны нарушением пункта 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 39 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по выбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N 75).
Решением антимонопольного органа от 24.04.2014 N Т14/29 жалоба ООО "УК "Русь" признана обоснованной (пункт 1), действия департамента, выразившиеся в непринятии к сведению информации о том, что в многоквартирных домах, расположенных по адресам: город Тюмень, улица Широтная, 172, корпус 2, корпус 3 и улица Д. Менделеева, реализована форма управления и выбрана управляющая компания - ООО "УК "Русь" признаны нарушением пункта 13 статьи 161 ЖК РФ (пункт 2)
Не согласившись с указанными решениями антимонопольного органа в части выводов о неправомерном объявлении конкурса по отбору управляющей организации по лотам N 2 и N 5, департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанции исходили из отсутствия у департамента правовых оснований для объявления конкурса по отбору управляющей организации по управлению многоквартирными домами, собственник которых уже реализовал принятое им решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Выводы судов являются правомерными и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Обязанность по выбору управляющей организации для управления многоквартирным домом возложена на органы местного самоуправления положениями статьи 161 ЖК РФ. Указанной нормой определены: условия возникновения такой обязанности (части 4 и 13 статьи 161 ЖК РФ); способ отбора управляющей организации (открытый конкурс); сроки исполнения установленной обязанности.
Порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом установлен Правилами N 75.
Частью 13 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 названной статьи открытый конкурс. В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В случае, если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается (пункт 39 Правил N 75).
В соответствии с частью 7 статьи 46 ЖК РФ в многоквартирном доме, все помещения в котором принадлежат одному собственнику, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принимаются этим собственником единолично и оформляются в письменной форме. При этом положения главы 6 ЖК РФ, определяющие порядок и сроки подготовки, созыва и проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что ОАО "ТДК" на момент сдачи многоквартирных домов, расположенных по адресам: город Тюмень, улица Широтная 172, корпус 2, корпус 3; улица Д. Менделеева, 12, являлось не только застройщиком, но и единственным собственником всех жилых и нежилых помещений в этих домах.
После получения разрешений на ввод объектов в эксплуатацию ОАО "ТДК" были приняты решения о выборе способа управления домами (управляющая компания), а также выбрана управляющая организация (ООО "УК "Русь").
В период с 25 октября по 20 ноября 2013 года между ОАО "ТДК" и ООО "УК "Русь" были заключены договоры управления вышеуказанными многоквартирными домами.
Уведомлениями от 29.10.2013, от 12.11.2013, от 21.11.2013 ОАО "ТДК" сообщило департаменту о том, что единоличным собственником многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: город Тюмень, улица Широтная, 172, корпус 2, корпус 3, улица Д.Менделеева,12, приняты решения о выборе способа управления жилыми домами и выборе управляющей компании, которая фактически приступила к эксплуатации домов.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о наличии у департамента достаточной информации, подтверждающей выбор собственником способа управления вышеназванными многоквартирными домами и реализацию принятого им решения. В связи с этим суды обоснованно указали на отсутствие у департамента правовых оснований для проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами по лотам N 2 и N 5.
Судами отклонены доводы департамента о направлении ему документов, подтверждающих реализацию выбора способа управления собственником домов, спустя 10 дней с момента размещения извещения о проведении открытого конкурса.
Как верно отмечено судами, в целях соблюдения установленной публичной процедуры по отбору управляющей компании, прав и законных интересов собственника домов и выбранной им управляющей организации, департамент, располагая решениями собственника о выборе способа управления и управляющей компании, мог проверить реализацию этого решения.
С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении требований департамента о признании незаконными решений антимонопольного органа от 24.04.2014 в оспариваемой части.
Доводы департамента, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана соответствующая оценка. Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 24.09.2014 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 21.01.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-7976/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА
Судьи
В.И.ИЛЬИН
Г.А.ШАБАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 06.05.2015 N Ф04-18433/2015 ПО ДЕЛУ N А70-7976/2014
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2015 г. по делу N А70-7976/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2015 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Ильина В.И.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени на решение от 24.09.2014 Арбитражного суда Тюменской области (судья Коряковцева О.В.) и постановление от 21.01.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Киричек Ю.Н., Кливер Е.П.) по делу N А70-7976/2014 по заявлению Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени (625036, город Тюмень, улица Дзержинского, 62, ИНН 7204034314, ОГРН 1037200568680) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (625048, город Тюмень, улица Холодильная, 58а, ИНН 7202081799, ОГРН 1027200812308) о признании незаконными решений.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РУСЬ", открытое акционерное общество "Тюменская домостроительная компания".
В заседании приняли участие представители:
- от Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени - Лыкова Т.Ю. по доверенности от 09.12.2014;
- от Управления Федеральной антимонопольной службы - Кокарев Н.В. по доверенности от 31.12.2014 N 6;
- от открытого акционерного общества "Тюменская домостроительная компания" - Иноземцева А.С. по доверенности от 22.12.2014.
Суд
установил:
Департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании незаконными решений Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - антимонопольный орган) от 24.04.2014 по делам NN Т14/28 и Т14/29 в части выводов о неправомерности решений департамента об объявлении конкурса N ОК-002/14 по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами по лотам N 2 и N 5.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Русь" (далее - ООО "УК "Русь"), открытое акционерное общество "Тюменская домостроительная компания" (далее - ОАО "ТДК").
Решением от 24.09.2014 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 21.01.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, департамент просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами не учтено, что на момент объявления конкурса департамент располагал лишь информацией о выборе способа управления домами, ему не были представлены сведения о реализации выбранного способа управления.
В отзывах на кассационную жалобу антимонопольный орган и ОАО "ТДК" просят оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 19.03.2014 на официальном сайте Российской Федерации департаментом размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договоров управления многоквартирными домами, в том числе по адресам: город Тюмень, улица Широтная, 172, корпус 2, корпус 3 и улица Д. Менделеева, 12 (лоты N 2 и N 5).
ОАО "ТДК" и ООО "УК "Русь" обратились с жалобами в антимонопольный орган на действия департамента при проведении конкурса по указанным лотам.
Решением антимонопольного органа от 24.04.2014 N Т14/28 жалоба ОАО "ТДК" признана обоснованной (пункт 1), действия департамента, выразившиеся в нарушении срока проведения конкурса по отбору управляющей компании, в непринятии к сведению информации о выборе ОАО "ТДК" способа управления и управляющей компании, признаны нарушением пункта 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 39 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по выбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N 75).
Решением антимонопольного органа от 24.04.2014 N Т14/29 жалоба ООО "УК "Русь" признана обоснованной (пункт 1), действия департамента, выразившиеся в непринятии к сведению информации о том, что в многоквартирных домах, расположенных по адресам: город Тюмень, улица Широтная, 172, корпус 2, корпус 3 и улица Д. Менделеева, реализована форма управления и выбрана управляющая компания - ООО "УК "Русь" признаны нарушением пункта 13 статьи 161 ЖК РФ (пункт 2)
Не согласившись с указанными решениями антимонопольного органа в части выводов о неправомерном объявлении конкурса по отбору управляющей организации по лотам N 2 и N 5, департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанции исходили из отсутствия у департамента правовых оснований для объявления конкурса по отбору управляющей организации по управлению многоквартирными домами, собственник которых уже реализовал принятое им решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Выводы судов являются правомерными и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Обязанность по выбору управляющей организации для управления многоквартирным домом возложена на органы местного самоуправления положениями статьи 161 ЖК РФ. Указанной нормой определены: условия возникновения такой обязанности (части 4 и 13 статьи 161 ЖК РФ); способ отбора управляющей организации (открытый конкурс); сроки исполнения установленной обязанности.
Порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом установлен Правилами N 75.
Частью 13 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 названной статьи открытый конкурс. В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В случае, если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается (пункт 39 Правил N 75).
В соответствии с частью 7 статьи 46 ЖК РФ в многоквартирном доме, все помещения в котором принадлежат одному собственнику, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принимаются этим собственником единолично и оформляются в письменной форме. При этом положения главы 6 ЖК РФ, определяющие порядок и сроки подготовки, созыва и проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что ОАО "ТДК" на момент сдачи многоквартирных домов, расположенных по адресам: город Тюмень, улица Широтная 172, корпус 2, корпус 3; улица Д. Менделеева, 12, являлось не только застройщиком, но и единственным собственником всех жилых и нежилых помещений в этих домах.
После получения разрешений на ввод объектов в эксплуатацию ОАО "ТДК" были приняты решения о выборе способа управления домами (управляющая компания), а также выбрана управляющая организация (ООО "УК "Русь").
В период с 25 октября по 20 ноября 2013 года между ОАО "ТДК" и ООО "УК "Русь" были заключены договоры управления вышеуказанными многоквартирными домами.
Уведомлениями от 29.10.2013, от 12.11.2013, от 21.11.2013 ОАО "ТДК" сообщило департаменту о том, что единоличным собственником многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: город Тюмень, улица Широтная, 172, корпус 2, корпус 3, улица Д.Менделеева,12, приняты решения о выборе способа управления жилыми домами и выборе управляющей компании, которая фактически приступила к эксплуатации домов.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о наличии у департамента достаточной информации, подтверждающей выбор собственником способа управления вышеназванными многоквартирными домами и реализацию принятого им решения. В связи с этим суды обоснованно указали на отсутствие у департамента правовых оснований для проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами по лотам N 2 и N 5.
Судами отклонены доводы департамента о направлении ему документов, подтверждающих реализацию выбора способа управления собственником домов, спустя 10 дней с момента размещения извещения о проведении открытого конкурса.
Как верно отмечено судами, в целях соблюдения установленной публичной процедуры по отбору управляющей компании, прав и законных интересов собственника домов и выбранной им управляющей организации, департамент, располагая решениями собственника о выборе способа управления и управляющей компании, мог проверить реализацию этого решения.
С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении требований департамента о признании незаконными решений антимонопольного органа от 24.04.2014 в оспариваемой части.
Доводы департамента, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана соответствующая оценка. Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 24.09.2014 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 21.01.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-7976/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА
Судьи
В.И.ИЛЬИН
Г.А.ШАБАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)