Судебные решения, арбитраж
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26.02.2014
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.
при участии представителя
от истца: Корчагиной Н.В. (доверенность от 09.01.2014 N 09/01)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 15.08.2013,
принятое судьей Новиковой Л.П., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2013,
принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В.,
по делу N А11-3542/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Вязниковский льняной комбинат"
о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области в разделе земельного участка
и
открытое акционерное общество "Вязниковский льняной комбинат" (далее - Общество, ОАО "Вязниковский льняной комбинат") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области (далее - Управление) в разделе земельного участка общей площадью 172 519,7 квадратного метра, с кадастровым номером 33:21:010207:0004, расположенного по адресу: Владимирская область, город Вязники, улица Институтская, дом 1а, и принятии решения об образовании земельных участков, полученных в результате раздела указанного земельного участка, в том числе: с кадастровым номером 33:21:010207:55 общей площадью 1221 квадратный метр, с кадастровым номером 33:21:010207:56 общей площадью 1880 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:57 общей площадью 1734 квадратных метра, с кадастровым номером 33:21:010207:58 общей площадью 32 250 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:59 общей площадью 15 954 квадратных метра, с кадастровым номером 33:21:010207:60 общей площадью 7023 квадратных метра, с кадастровым номером 33:21:010207:61 общей площадью 7346 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:62 общей площадью 11 821 квадратный метр, с кадастровым номером 33:21:010207:63 общей площадью 3010 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:64 общей площадью 40 941 квадратный метр, с кадастровым номером 33:21:010207:65 общей площадью 16 967 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:66 общей площадью 27 974 квадратных метра, с кадастровым номером 33:21:010207:67 общей площадью 3856 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:68 общей площадью 555 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:69 общей площадью 2826 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:70 общей площадью 5203 квадратных метра, с кадастровым номером 33:21:010207:71 общей площадью 6469 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:72 общей площадью 14 489 квадратных метров.
Решением от 15.08.2013 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил требования Общества.
Постановлением апелляционного суда от 13.11.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми по делу судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы, ссылаясь на часть 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), подпункт 5.35 (3) постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 "Об утверждении типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом", считает, что Управление не имело полномочий на совершение испрашиваемых действий. Кроме того, в комплекте документов, представленном Обществом, отсутствовали документы, подтверждающие соответствие произведенного раздела требованиям статьи 11.9 Кодекса, части 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации по размерным характеристикам, наличию подъездов, подходов к каждому образуемому земельному участку, отсутствию пересечения с границами смежных земельных участков. По мнению Управления, на основании пункта 2 статьи 8, статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации ограничение права Российской Федерации, как собственника спорного земельного участка недопустимо.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами Управления, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направило.
Законность принятых Арбитражным судом Владимирской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление и Общество заключили договор от 13.04.2006 N 322-ф аренды земельного участка общей площадью 172 519,7 квадратного метра с кадастровым номером 33:21:010207:0004, расположенного по адресу: Владимирская область, город Вязники, улица Институтская, дом 1а, сроком до 13.04.2054. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
В результате проведения по инициативе Общества землеустроительных работ по разделу земельного участка с кадастровым номером 33:21:010207:0004 были образованы земельные участки: с кадастровым номером 33:21:010207:55 общей площадью 1221 квадратный метр, с кадастровым номером 33:21:010207:56 общей площадью 1880 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:57 общей площадью 1734 квадратных метра, с кадастровым номером 33:21:010207:58 общей площадью 32 250 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:59 общей площадью 15 954 квадратных метра, с кадастровым номером 33:21:010207:60 общей площадью 7023 квадратных метра, с кадастровым номером 33:21:010207:61 общей площадью 7346 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:62 общей площадью 11 821 квадратный метр, с кадастровым номером 33:21:010207:63 общей площадью 3010 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:64 общей площадью 40 941 квадратный метр, с кадастровым номером 33:21:010207:65 общей площадью 16 967 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:66 общей площадью 27 974 квадратных метра, с кадастровым номером 33:21:010207:67 общей площадью 3856 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:68 общей площадью 555 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:69 общей площадью 2826 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:70 общей площадью 5203 квадратных метра, с кадастровым номером 33:21:010207:71 общей площадью 6469 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:72 общей площадью 14 489 квадратных метров.
После проведения кадастровых работ по разделу земельного участка с кадастровым номером 33:21:010207:0004 Общество обратилось в органы кадастрового учета с заявлением о постановке на кадастровый учет вновь сформированных земельных участков, а впоследствии в Управление с заявлением от 10.05.2012 N 02/23 об образовании земельных участков в результате раздела указанного земельного участка, приложив пакет документов, необходимых для принятия соответствующего решения.
28.06.2012 ОАО "Вязниковский льняной комбинат" по запросу Управления представило дополнительные документы.
Поскольку Управление в установленный законом срок не рассмотрело обращение об образовании земельных участков в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 33:21:010207:0004, Общество обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным данного бездействия Управления.
Решением от 15.02.2013 по делу N А11-8388/2012 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил требование Общества, а также обязал Управление в установленном порядке рассмотреть заявление ОАО "Вязниковский льняной комбинат" от 10.05.2012 и принять соответствующее решение в течение месяца после вступления судебного решения в законную силу.
Письмом от 08.04.2013 N 2593-03 Управление отказало Обществу в разделе земельного участка с кадастровым номером 33:21:010207:4, сообщив, что такой раздел земельного участка в предлагаемом ОАО "Вязниковский льняной комбинат" варианте не возможен.
Посчитав указанный отказ не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы, ОАО "Вязниковский льняной комбинат" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частями 4, 5 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 2 статьи 11.3, пунктом 6 статьи 11.2, статьей 36 Кодекса, пунктом 58 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков", пунктами 1, 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что у Управления отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в разделе спорного земельного участка.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В части 2 статьи 11.2 Кодекса определено, что земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки (часть 2 статьи 11.4 Кодекса).
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 11.3 Кодекса землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков при подаче заявления прилагают к нему правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, если указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
В зависимости от того, осуществлен ли государственный кадастровый учет земельного участка и достаточно ли в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, статья 36 Кодекса закрепляет положения, подлежащие применению при обращении указанных лиц.
В пункте 7 статьи 36 Кодекса установлено, что лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу пункта 6 статьи 11.2 Кодекса образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Как следует из материалов дела, для рассмотрения заявления о разделе земельного участка с кадастровым номером 33:21:010207:0004 в Управление был представлен межевой план от 27.03.2013 N 33-0-1-70/3001/2012-501, в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием восемнадцати земельных участков путем раздела земельного участка, расположенного по адресу: область Владимирская, район Вязниковский, город Вязники, улица Институтская, дом 1а. При этом в межевом плане имеется заключение относительно предельных размеров вновь образованных земельных участков.
В соответствии с пунктом 58 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" (далее - Приказ N 412) вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать сведениям ГКН о виде разрешенного использования исходного земельного участка.
При заполнении реквизита "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" на основании пункта 59 Приказа N 412 указываются минимальные и максимальные размеры земельного участка, установленные в соответствии с градостроительным регламентом.
Из письма от 07.03.2012 N 01-13/568 следует, что согласно Правилам землепользования и застройки поселения "Город Вязники", утвержденным решением Совета народных депутатов муниципального образования "Город Вязники" от 19.01.2010 N 198, земельный участок с кадастровым номером 33:21:010207:0004 расположен в территориальной зоне П-1 "Зона предприятий и складов V - III классов вредности".
В зоне П-1 вид разрешенного использования - "для нужд промышленности" не предусмотрен, соответственно, минимальный и максимальный размеры земельного участка не установлены.
В силу пункта 1 статьи 7 Правил землепользования и застройки поселения "Город Вязники", утвержденным решением Совета народных депутатов муниципального образования "Город Вязники" от 19.01.2010 N 198, использование земельного участка с кадастровым номером 33:21:010207:0004 с данным видом разрешенного использования не ограничено и действующим законодательством не запрещено.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу, что раздел земельного участка с кадастровым номером 33:21:010207:0004 осуществлен с соблюдением установленных требований законодательства, а также в пределах границ этого земельного участка. При этом на образованных земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие иным лицам, раздел произведен таким образом, что каждый собственник объекта недвижимости имеет самостоятельный выезд на участок и возможность пользования принадлежащими ему объектами недвижимости.
Суды установили и подтверждается материалами дела, что Общество представило в Управление все необходимые документы для принятия решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 33:21:010207:0004, предусмотренные пунктом 2 статьи 11.3 Кодекса, и документы, подтверждающие законность и обоснованность произведенного раздела. Данное обстоятельство подтверждает вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Владимирской области от 15.02.2013 по делу N А11-8388/2012.
Следовательно, суды сделали правильный вывод о том, что у Управления отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в разделе спорного земельного участка.
Кроме того, распоряжением от 18.02.2014 N 107-р Управление фактически исполнило решение Арбитражного суда Владимирской области от 15.08.2013.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Владимирской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение Арбитражного суда Владимирской области от 15.08.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2013 по делу N А11-3542/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 04.03.2014 ПО ДЕЛУ N А11-3542/2013
Разделы:Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 марта 2014 г. по делу N А11-3542/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 26.02.2014
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.
при участии представителя
от истца: Корчагиной Н.В. (доверенность от 09.01.2014 N 09/01)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 15.08.2013,
принятое судьей Новиковой Л.П., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2013,
принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В.,
по делу N А11-3542/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Вязниковский льняной комбинат"
о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области в разделе земельного участка
и
установил:
открытое акционерное общество "Вязниковский льняной комбинат" (далее - Общество, ОАО "Вязниковский льняной комбинат") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области (далее - Управление) в разделе земельного участка общей площадью 172 519,7 квадратного метра, с кадастровым номером 33:21:010207:0004, расположенного по адресу: Владимирская область, город Вязники, улица Институтская, дом 1а, и принятии решения об образовании земельных участков, полученных в результате раздела указанного земельного участка, в том числе: с кадастровым номером 33:21:010207:55 общей площадью 1221 квадратный метр, с кадастровым номером 33:21:010207:56 общей площадью 1880 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:57 общей площадью 1734 квадратных метра, с кадастровым номером 33:21:010207:58 общей площадью 32 250 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:59 общей площадью 15 954 квадратных метра, с кадастровым номером 33:21:010207:60 общей площадью 7023 квадратных метра, с кадастровым номером 33:21:010207:61 общей площадью 7346 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:62 общей площадью 11 821 квадратный метр, с кадастровым номером 33:21:010207:63 общей площадью 3010 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:64 общей площадью 40 941 квадратный метр, с кадастровым номером 33:21:010207:65 общей площадью 16 967 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:66 общей площадью 27 974 квадратных метра, с кадастровым номером 33:21:010207:67 общей площадью 3856 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:68 общей площадью 555 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:69 общей площадью 2826 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:70 общей площадью 5203 квадратных метра, с кадастровым номером 33:21:010207:71 общей площадью 6469 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:72 общей площадью 14 489 квадратных метров.
Решением от 15.08.2013 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил требования Общества.
Постановлением апелляционного суда от 13.11.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми по делу судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы, ссылаясь на часть 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), подпункт 5.35 (3) постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 "Об утверждении типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом", считает, что Управление не имело полномочий на совершение испрашиваемых действий. Кроме того, в комплекте документов, представленном Обществом, отсутствовали документы, подтверждающие соответствие произведенного раздела требованиям статьи 11.9 Кодекса, части 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации по размерным характеристикам, наличию подъездов, подходов к каждому образуемому земельному участку, отсутствию пересечения с границами смежных земельных участков. По мнению Управления, на основании пункта 2 статьи 8, статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации ограничение права Российской Федерации, как собственника спорного земельного участка недопустимо.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами Управления, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направило.
Законность принятых Арбитражным судом Владимирской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление и Общество заключили договор от 13.04.2006 N 322-ф аренды земельного участка общей площадью 172 519,7 квадратного метра с кадастровым номером 33:21:010207:0004, расположенного по адресу: Владимирская область, город Вязники, улица Институтская, дом 1а, сроком до 13.04.2054. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
В результате проведения по инициативе Общества землеустроительных работ по разделу земельного участка с кадастровым номером 33:21:010207:0004 были образованы земельные участки: с кадастровым номером 33:21:010207:55 общей площадью 1221 квадратный метр, с кадастровым номером 33:21:010207:56 общей площадью 1880 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:57 общей площадью 1734 квадратных метра, с кадастровым номером 33:21:010207:58 общей площадью 32 250 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:59 общей площадью 15 954 квадратных метра, с кадастровым номером 33:21:010207:60 общей площадью 7023 квадратных метра, с кадастровым номером 33:21:010207:61 общей площадью 7346 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:62 общей площадью 11 821 квадратный метр, с кадастровым номером 33:21:010207:63 общей площадью 3010 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:64 общей площадью 40 941 квадратный метр, с кадастровым номером 33:21:010207:65 общей площадью 16 967 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:66 общей площадью 27 974 квадратных метра, с кадастровым номером 33:21:010207:67 общей площадью 3856 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:68 общей площадью 555 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:69 общей площадью 2826 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:70 общей площадью 5203 квадратных метра, с кадастровым номером 33:21:010207:71 общей площадью 6469 квадратных метров, с кадастровым номером 33:21:010207:72 общей площадью 14 489 квадратных метров.
После проведения кадастровых работ по разделу земельного участка с кадастровым номером 33:21:010207:0004 Общество обратилось в органы кадастрового учета с заявлением о постановке на кадастровый учет вновь сформированных земельных участков, а впоследствии в Управление с заявлением от 10.05.2012 N 02/23 об образовании земельных участков в результате раздела указанного земельного участка, приложив пакет документов, необходимых для принятия соответствующего решения.
28.06.2012 ОАО "Вязниковский льняной комбинат" по запросу Управления представило дополнительные документы.
Поскольку Управление в установленный законом срок не рассмотрело обращение об образовании земельных участков в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 33:21:010207:0004, Общество обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным данного бездействия Управления.
Решением от 15.02.2013 по делу N А11-8388/2012 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил требование Общества, а также обязал Управление в установленном порядке рассмотреть заявление ОАО "Вязниковский льняной комбинат" от 10.05.2012 и принять соответствующее решение в течение месяца после вступления судебного решения в законную силу.
Письмом от 08.04.2013 N 2593-03 Управление отказало Обществу в разделе земельного участка с кадастровым номером 33:21:010207:4, сообщив, что такой раздел земельного участка в предлагаемом ОАО "Вязниковский льняной комбинат" варианте не возможен.
Посчитав указанный отказ не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы, ОАО "Вязниковский льняной комбинат" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частями 4, 5 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 2 статьи 11.3, пунктом 6 статьи 11.2, статьей 36 Кодекса, пунктом 58 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков", пунктами 1, 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что у Управления отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в разделе спорного земельного участка.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В части 2 статьи 11.2 Кодекса определено, что земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки (часть 2 статьи 11.4 Кодекса).
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 11.3 Кодекса землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков при подаче заявления прилагают к нему правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, если указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
В зависимости от того, осуществлен ли государственный кадастровый учет земельного участка и достаточно ли в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, статья 36 Кодекса закрепляет положения, подлежащие применению при обращении указанных лиц.
В пункте 7 статьи 36 Кодекса установлено, что лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу пункта 6 статьи 11.2 Кодекса образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Как следует из материалов дела, для рассмотрения заявления о разделе земельного участка с кадастровым номером 33:21:010207:0004 в Управление был представлен межевой план от 27.03.2013 N 33-0-1-70/3001/2012-501, в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием восемнадцати земельных участков путем раздела земельного участка, расположенного по адресу: область Владимирская, район Вязниковский, город Вязники, улица Институтская, дом 1а. При этом в межевом плане имеется заключение относительно предельных размеров вновь образованных земельных участков.
В соответствии с пунктом 58 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" (далее - Приказ N 412) вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать сведениям ГКН о виде разрешенного использования исходного земельного участка.
При заполнении реквизита "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" на основании пункта 59 Приказа N 412 указываются минимальные и максимальные размеры земельного участка, установленные в соответствии с градостроительным регламентом.
Из письма от 07.03.2012 N 01-13/568 следует, что согласно Правилам землепользования и застройки поселения "Город Вязники", утвержденным решением Совета народных депутатов муниципального образования "Город Вязники" от 19.01.2010 N 198, земельный участок с кадастровым номером 33:21:010207:0004 расположен в территориальной зоне П-1 "Зона предприятий и складов V - III классов вредности".
В зоне П-1 вид разрешенного использования - "для нужд промышленности" не предусмотрен, соответственно, минимальный и максимальный размеры земельного участка не установлены.
В силу пункта 1 статьи 7 Правил землепользования и застройки поселения "Город Вязники", утвержденным решением Совета народных депутатов муниципального образования "Город Вязники" от 19.01.2010 N 198, использование земельного участка с кадастровым номером 33:21:010207:0004 с данным видом разрешенного использования не ограничено и действующим законодательством не запрещено.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу, что раздел земельного участка с кадастровым номером 33:21:010207:0004 осуществлен с соблюдением установленных требований законодательства, а также в пределах границ этого земельного участка. При этом на образованных земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие иным лицам, раздел произведен таким образом, что каждый собственник объекта недвижимости имеет самостоятельный выезд на участок и возможность пользования принадлежащими ему объектами недвижимости.
Суды установили и подтверждается материалами дела, что Общество представило в Управление все необходимые документы для принятия решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 33:21:010207:0004, предусмотренные пунктом 2 статьи 11.3 Кодекса, и документы, подтверждающие законность и обоснованность произведенного раздела. Данное обстоятельство подтверждает вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Владимирской области от 15.02.2013 по делу N А11-8388/2012.
Следовательно, суды сделали правильный вывод о том, что у Управления отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в разделе спорного земельного участка.
Кроме того, распоряжением от 18.02.2014 N 107-р Управление фактически исполнило решение Арбитражного суда Владимирской области от 15.08.2013.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Владимирской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 15.08.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2013 по делу N А11-3542/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
Судьи
Н.Ю.БАШЕВА
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
Н.Ю.БАШЕВА
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)