Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истице в назначении выплаты отказано по причине отсутствия постоянной регистрации; она считает данный отказ незаконным, поскольку ей присвоено звание "Ветеран труда", она имеет регистрацию по месту пребывания.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Чемякиной И.А.
судей Мороз И.Г., Унтевской Е.Л.
при секретаре С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 августа 2015 года гражданское дело по исковому заявлению Д. к Краевому государственному казанному учреждению "Центр социальной поддержки населения по городу Комсомольску-на-Амуре" о признании незаконным отказа в предоставлении меры социальной поддержки, возложении обязанности назначить ежемесячную денежную компенсацию на оплату жилья и коммунальных услуг по адресу временной регистрации, внести в ведомость на получение единого социального проездного билета, взыскании компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Д. на решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 03 июня 2015 года.
заслушав доклад судьи Чемякиной И.А., пояснения заявителя Д., представителя Министерства социальной защиты населения С.Д., судебная коллегия
установила:
Д. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя сои требования тем, что она подала в КГКУ "Центр социальной поддержки населения г. Комсомольска-на-Амуре" заявление о выплате единовременной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг по месту жительства - в <адрес>, но в назначении выплаты отказано по причине отсутствия постоянной регистрации в <адрес>. Считает данный отказ незаконным, поскольку ей присвоено звание "Ветеран труда", она имеет регистрацию по месту пребывания по <адрес>, длительное время проживает в <адрес>, при этом она является собственником <данные изъяты> доли указанной квартиры.
С учетом последующих уточнений, просила признать незаконным решение КГКУ "Центр социальной поддержки населения г. Комсомольска-на-Амуре" от 16.01.2015 года об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации на оплату ЖКУ; признать за ней право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной компенсации; обязать КГКУ "Центр социальной поддержки населения г. Комсомольска-на-Амуре" назначить ей ежемесячную денежную компенсацию на оплату жилищно-коммунальных услуг с декабря 2014 года и внести ее в ведомость для получения единого социального проездного билета; взыскать с КГКУ "Центр социальной поддержки населения г. Комсомольска-на-Амуре" компенсацию морального вреда и в размере <данные изъяты>, судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
Решением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 03 июня 2015 года в удовлетворении исковых требований Д. отказано.
В апелляционной жалобе Д. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая, что поскольку она относится к льготной категории граждан и постоянно проживает на территории города Комсомольска-на-Амуре, где имеет в собственности жилое помещение, в котором зарегистрирована по месту пребывания, она имеет право на получение ЕДК по месту своего постоянного жительства, несмотря на то, что имеет регистрацию в городе Хабаровске.
Возражений относительно апелляционной жалобы в материалы дела не поступило.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика КГКУ "Центр социальной поддержки населения г. Комсомольска-на-Амуре", надлежащим образом извещенного о дате и времени рассмотрения дела в порядке частей 3, 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в части 2 статьи 7 закрепляет, что Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку указанным в законе гражданам, устанавливая гарантии социальной защиты.
Согласно положениям статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" урегулированы правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации.
Так, в силу статьи 1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ одной из категорий ветеранов, на которую распространяются действия названного Закона, являются "ветераны труда".
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах": социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Статьей 22 Федерального закона "О ветеранах" определено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными правовыми нормативными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 9 указанного Закона, реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Пунктом 2.1 Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан на территории Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 21.12.2011 N 432-пр, предусмотрено, что размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется индивидуально каждому гражданину, имеющему право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг и устанавливается в размере денежного эквивалента льготной скидки расходов по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, предоставляемой ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и Хабаровского края.
Назначение и выплата ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Хабаровского края определяется Административным регламентом министерства социальной защиты населения Хабаровского края по предоставлению государственной услуги по назначению и выплате отдельным категориям граждан ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг, в том числе в электронном виде, утвержденным приказом Министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 10.04.2014 N 89-П.
На основании пунктов 2.6.1, 2.6.4 Регламента для предоставления государственной услуги: заявитель обращается в центр социальной поддержки населения по месту жительства с заявлением и представляет в центр социальной поддержки: а) заявление о назначении ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг и способе ее выплаты; б) копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности; в) документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно по месту его жительства (справка органов регистрационного учета, выданная на основании выписки из поквартирной карточки и домовой (поквартирной) книги); г) копии документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих в жилом помещении, к членам семьи (свидетельство о браке; свидетельство о расторжении брака; свидетельство о рождении ребенка; решение суда о признании гражданина членом семьи заявителя; договор социального найма; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают членство семьи заявителя); д) документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний месяц отопительного периода и последний месяц летнего периода перед месяцем подачи заявления, и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги в силу пункта 2.8.1 Регламента являются: а) отсутствие у заявителя права на получение государственной услуги в соответствии с действующим законодательством; б) представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений.
Материалами дела подтверждается, что Д. с 01.10.2001 года присвоено звание "Ветеран труда", выдано удостоверение.
Согласно справке: с ДД.ММ.ГГГГ заявитель проживает и зарегистрирована по месту пребывания по <адрес>; срок регистрации по месту пребывания по указанному адресу истекает 14 июня 2017 года.
Согласно выписке из поквартирной карточки и свидетельства о государственной регистрации права, Д. является собственником <данные изъяты> доли жилого помещения - квартиры N дома N по <адрес>.
Также Д. имеет постоянную регистрацию по <адрес>.
25.12.2014 года Д. обратилась с заявлением в Отдел социальной поддержки населения по Ленинскому округу города Комсомольска-на-Амуре о назначении ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как ветеран труда.
Решением от 16.01.2015 года КГКУ "Центр социальной поддержки населения города Комсомольска-на-Амуре" Д. отказано в назначении ЕСП, ввиду недостаточности представленных документов, имеет постоянную регистрацию в городе Хабаровске, в городе Комсомольске-на-Амуре временная регистрация.
Разрешая дело по существу заявленных требований, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворении требований Д. о предоставлении мер социальной поддержки в городе Комсомольске-на-Амуре, поскольку она имеет регистрацию по постоянному месту жительства в городе Хабаровске, при этом законодательством предусмотрено предоставление данных мер социальной поддержки по месту жительства заявителя; требование о возложении обязанности по внесению заявителя в ведомость для получения единого социального проездного билета не подлежит удовлетворению, поскольку заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о не включении ее в списки на получение единого социального проездного билета по месту пребывания в городе Комсомольске-на-Амуре.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в указанной части ввиду следующего.
Факт проживания истицы в квартире по <адрес>, представителем ответчика не оспаривается.
Истица, являясь "Ветераном труда", имеет право на получение мер социальной поддержки.
Квартира по <адрес>, находится в собственности Д., она зарегистрирована по данному адресу до 14.06.2017 года.
Доводы ответчика о том, что Д. не может обратиться с соответствующим заявлением в центр социальной поддержки по месту пребывания (временному месту жительства), судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон "О ветеранах", ни Административный регламент министерства социальной защиты населения Хабаровского края по предоставлению государственной услуги по назначению и выплате отдельным категориям граждан ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг, в том числе в электронном виде, не содержат запрета на возможность предоставления мер социальной поддержки гражданам, имеющим статус "Ветеран труда", и зарегистрированным в жилом помещении, которым они пользуются, по месту пребывания.
Кроме того, согласно статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В статье 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях настоящего Закона даны определения места пребывания и места жительства.
Сама по себе регистрация является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или месту жительства, и как акт административного характера не свидетельствует об отсутствии или наличии права пользования жилым помещением, а также наличия или отсутствия права на льготу по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что для предоставления социальной льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, необходимым условием является несение расходов по оплате по фактическому месту жительства.
Существенное значение при рассмотрении данного спора имеют следующие обстоятельства: заявитель имеет право на социальную льготу как "Ветеран труда", оба населенных пункта (г. Хабаровск и г. Комсомольск-на-Амуре находятся в одном субъекте РФ, то есть предоставляются одинаковые льготы по оплате), фактически заявитель проживает постоянно длительное время в г. Комсомольске-на-Амуре, где и несет расходы по оплате жилья и коммунальных услуг, по месту постоянной прописки (в г. Хабаровске) на учете в органах социальной защиты не состоит, выплата компенсации не производится.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований истца о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки и возложении обязанности назначить ежемесячную денежную компенсацию на оплату жилья и коммунальных услуг по адресу временной регистрации в г. Комсомольске-на-Амуре.
Принимая во внимание, что Порядок обеспечения отдельных категорий граждан единым социальным проездным билетом для проезда на транспорте общего пользования на территории Хабаровского края, утвержденный Постановлением Губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 N 122 "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края", также не содержит запрета на возможность предоставления единого социального проездного билета льготной категории граждан, зарегистрированным в жилом помещении, которым они пользуются, по месту пребывания, судебная коллегия считает возможным удовлетворить требование истца о включении ее в ведомость на получение единого социального проездного билета по месту временной регистрации.
В указанной части решение суда подлежит отмене с принятием нового.
Вместе с тем, исходя из конституционного принципа разделения властей, закрепленного в статье 10 Конституции Российской Федерации, суд не вправе в порядке гражданского судопроизводства обязать органы государственной власти осуществить нормативно-правовое регулирование в пределах их компетенции.
В указанной части требование истца удовлетворены быть не могут.
Проверяя законность судебного решения в части отказа в удовлетворении иска Д. о взыскании денежной компенсации морального вреда, судебная коллегия находит данный вывод правильным, поскольку доводы истца о том, что действиями ответчика ей были причинены физические и нравственные страдания не нашли своего подтверждения в материалах дела.
Этот вывод суда мотивирован, подтвержден материалами дела и оснований для признания его неверным, о чем ставится вопрос в апелляционной жалобе, не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Согласно статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Учитывая, что требования Д. удовлетворены в части, судебная коллегия полагает необходимым взыскать понесенные ею расходы по уплате госпошлины с ответчика - КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Комсомольску-на-Амуре".
По смыслу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождены только от уплаты государственной пошлины, а не от возмещения понесенных другой стороной судебных расходов.
Однако в данном случае с КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Комсомольску-на-Амуре" взыскивается не государственная пошлина в доход соответствующего бюджета, а судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, понесенные истцом в связи с рассмотрением дела, соответственно, оснований для отказа Д. в возмещении судебных расходов у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 03 июня 2015 года по гражданскому делу по исковому заявлению Д. к Краевому государственному казанному учреждению "Центр социальной поддержки населения по городу Комсомольску-на-Амуре" о признании незаконным отказа в предоставлении меры социальной поддержки, признании права на предоставление мер социальной поддержки, возложении обязанности назначить ежемесячную денежную компенсацию на оплату жилья и коммунальных услуг по адресу временной регистрации, возложении обязанности внести в ведомость на получение единого социального проездного билета, взыскании компенсации морального вреда - в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной компенсации, включении в ведомость на получение единого социального проездного билета по месту временной регистрации, взыскании судебных расходов - отменить.
В указанной части принять по делу новое решение:
Признать незаконным решение КГКУ "Центр социальной поддержки населения г. Комсомольска-на-Амуре" от 16.01.2015 года об отказе в назначении Д., проживающей по <адрес>, ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Признать за Д. право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной компенсации по месту проживания в г. Комсомольске-на-Амуре, на включение в ведомость для получения единого социального проездного билета по месту пребывания в г. Комсомольске-на-Амуре.
Взыскать с КГКУ "Центр социальной поддержки населения г. Комсомольска-на-Амуре" в пользу Д. судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий
И.А.ЧЕМЯКИНА
Судьи
И.Г.МОРОЗ
Е.Л.УНТЕВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 19.08.2015 ПО ДЕЛУ N 33-5290/2015
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении меры социальной поддержки, возложении обязанности назначить ежемесячную денежную компенсацию на оплату жилья и коммунальных услуг по адресу временной регистрации.Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истице в назначении выплаты отказано по причине отсутствия постоянной регистрации; она считает данный отказ незаконным, поскольку ей присвоено звание "Ветеран труда", она имеет регистрацию по месту пребывания.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 августа 2015 г. по делу N 33-5290/2015
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Чемякиной И.А.
судей Мороз И.Г., Унтевской Е.Л.
при секретаре С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 августа 2015 года гражданское дело по исковому заявлению Д. к Краевому государственному казанному учреждению "Центр социальной поддержки населения по городу Комсомольску-на-Амуре" о признании незаконным отказа в предоставлении меры социальной поддержки, возложении обязанности назначить ежемесячную денежную компенсацию на оплату жилья и коммунальных услуг по адресу временной регистрации, внести в ведомость на получение единого социального проездного билета, взыскании компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Д. на решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 03 июня 2015 года.
заслушав доклад судьи Чемякиной И.А., пояснения заявителя Д., представителя Министерства социальной защиты населения С.Д., судебная коллегия
установила:
Д. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя сои требования тем, что она подала в КГКУ "Центр социальной поддержки населения г. Комсомольска-на-Амуре" заявление о выплате единовременной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг по месту жительства - в <адрес>, но в назначении выплаты отказано по причине отсутствия постоянной регистрации в <адрес>. Считает данный отказ незаконным, поскольку ей присвоено звание "Ветеран труда", она имеет регистрацию по месту пребывания по <адрес>, длительное время проживает в <адрес>, при этом она является собственником <данные изъяты> доли указанной квартиры.
С учетом последующих уточнений, просила признать незаконным решение КГКУ "Центр социальной поддержки населения г. Комсомольска-на-Амуре" от 16.01.2015 года об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации на оплату ЖКУ; признать за ней право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной компенсации; обязать КГКУ "Центр социальной поддержки населения г. Комсомольска-на-Амуре" назначить ей ежемесячную денежную компенсацию на оплату жилищно-коммунальных услуг с декабря 2014 года и внести ее в ведомость для получения единого социального проездного билета; взыскать с КГКУ "Центр социальной поддержки населения г. Комсомольска-на-Амуре" компенсацию морального вреда и в размере <данные изъяты>, судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
Решением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 03 июня 2015 года в удовлетворении исковых требований Д. отказано.
В апелляционной жалобе Д. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая, что поскольку она относится к льготной категории граждан и постоянно проживает на территории города Комсомольска-на-Амуре, где имеет в собственности жилое помещение, в котором зарегистрирована по месту пребывания, она имеет право на получение ЕДК по месту своего постоянного жительства, несмотря на то, что имеет регистрацию в городе Хабаровске.
Возражений относительно апелляционной жалобы в материалы дела не поступило.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика КГКУ "Центр социальной поддержки населения г. Комсомольска-на-Амуре", надлежащим образом извещенного о дате и времени рассмотрения дела в порядке частей 3, 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в части 2 статьи 7 закрепляет, что Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку указанным в законе гражданам, устанавливая гарантии социальной защиты.
Согласно положениям статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" урегулированы правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации.
Так, в силу статьи 1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ одной из категорий ветеранов, на которую распространяются действия названного Закона, являются "ветераны труда".
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах": социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Статьей 22 Федерального закона "О ветеранах" определено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными правовыми нормативными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 9 указанного Закона, реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Пунктом 2.1 Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан на территории Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 21.12.2011 N 432-пр, предусмотрено, что размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется индивидуально каждому гражданину, имеющему право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг и устанавливается в размере денежного эквивалента льготной скидки расходов по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, предоставляемой ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и Хабаровского края.
Назначение и выплата ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Хабаровского края определяется Административным регламентом министерства социальной защиты населения Хабаровского края по предоставлению государственной услуги по назначению и выплате отдельным категориям граждан ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг, в том числе в электронном виде, утвержденным приказом Министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 10.04.2014 N 89-П.
На основании пунктов 2.6.1, 2.6.4 Регламента для предоставления государственной услуги: заявитель обращается в центр социальной поддержки населения по месту жительства с заявлением и представляет в центр социальной поддержки: а) заявление о назначении ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг и способе ее выплаты; б) копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности; в) документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно по месту его жительства (справка органов регистрационного учета, выданная на основании выписки из поквартирной карточки и домовой (поквартирной) книги); г) копии документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих в жилом помещении, к членам семьи (свидетельство о браке; свидетельство о расторжении брака; свидетельство о рождении ребенка; решение суда о признании гражданина членом семьи заявителя; договор социального найма; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают членство семьи заявителя); д) документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний месяц отопительного периода и последний месяц летнего периода перед месяцем подачи заявления, и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги в силу пункта 2.8.1 Регламента являются: а) отсутствие у заявителя права на получение государственной услуги в соответствии с действующим законодательством; б) представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений.
Материалами дела подтверждается, что Д. с 01.10.2001 года присвоено звание "Ветеран труда", выдано удостоверение.
Согласно справке: с ДД.ММ.ГГГГ заявитель проживает и зарегистрирована по месту пребывания по <адрес>; срок регистрации по месту пребывания по указанному адресу истекает 14 июня 2017 года.
Согласно выписке из поквартирной карточки и свидетельства о государственной регистрации права, Д. является собственником <данные изъяты> доли жилого помещения - квартиры N дома N по <адрес>.
Также Д. имеет постоянную регистрацию по <адрес>.
25.12.2014 года Д. обратилась с заявлением в Отдел социальной поддержки населения по Ленинскому округу города Комсомольска-на-Амуре о назначении ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как ветеран труда.
Решением от 16.01.2015 года КГКУ "Центр социальной поддержки населения города Комсомольска-на-Амуре" Д. отказано в назначении ЕСП, ввиду недостаточности представленных документов, имеет постоянную регистрацию в городе Хабаровске, в городе Комсомольске-на-Амуре временная регистрация.
Разрешая дело по существу заявленных требований, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворении требований Д. о предоставлении мер социальной поддержки в городе Комсомольске-на-Амуре, поскольку она имеет регистрацию по постоянному месту жительства в городе Хабаровске, при этом законодательством предусмотрено предоставление данных мер социальной поддержки по месту жительства заявителя; требование о возложении обязанности по внесению заявителя в ведомость для получения единого социального проездного билета не подлежит удовлетворению, поскольку заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о не включении ее в списки на получение единого социального проездного билета по месту пребывания в городе Комсомольске-на-Амуре.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в указанной части ввиду следующего.
Факт проживания истицы в квартире по <адрес>, представителем ответчика не оспаривается.
Истица, являясь "Ветераном труда", имеет право на получение мер социальной поддержки.
Квартира по <адрес>, находится в собственности Д., она зарегистрирована по данному адресу до 14.06.2017 года.
Доводы ответчика о том, что Д. не может обратиться с соответствующим заявлением в центр социальной поддержки по месту пребывания (временному месту жительства), судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон "О ветеранах", ни Административный регламент министерства социальной защиты населения Хабаровского края по предоставлению государственной услуги по назначению и выплате отдельным категориям граждан ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг, в том числе в электронном виде, не содержат запрета на возможность предоставления мер социальной поддержки гражданам, имеющим статус "Ветеран труда", и зарегистрированным в жилом помещении, которым они пользуются, по месту пребывания.
Кроме того, согласно статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В статье 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях настоящего Закона даны определения места пребывания и места жительства.
Сама по себе регистрация является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или месту жительства, и как акт административного характера не свидетельствует об отсутствии или наличии права пользования жилым помещением, а также наличия или отсутствия права на льготу по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что для предоставления социальной льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, необходимым условием является несение расходов по оплате по фактическому месту жительства.
Существенное значение при рассмотрении данного спора имеют следующие обстоятельства: заявитель имеет право на социальную льготу как "Ветеран труда", оба населенных пункта (г. Хабаровск и г. Комсомольск-на-Амуре находятся в одном субъекте РФ, то есть предоставляются одинаковые льготы по оплате), фактически заявитель проживает постоянно длительное время в г. Комсомольске-на-Амуре, где и несет расходы по оплате жилья и коммунальных услуг, по месту постоянной прописки (в г. Хабаровске) на учете в органах социальной защиты не состоит, выплата компенсации не производится.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований истца о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки и возложении обязанности назначить ежемесячную денежную компенсацию на оплату жилья и коммунальных услуг по адресу временной регистрации в г. Комсомольске-на-Амуре.
Принимая во внимание, что Порядок обеспечения отдельных категорий граждан единым социальным проездным билетом для проезда на транспорте общего пользования на территории Хабаровского края, утвержденный Постановлением Губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 N 122 "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края", также не содержит запрета на возможность предоставления единого социального проездного билета льготной категории граждан, зарегистрированным в жилом помещении, которым они пользуются, по месту пребывания, судебная коллегия считает возможным удовлетворить требование истца о включении ее в ведомость на получение единого социального проездного билета по месту временной регистрации.
В указанной части решение суда подлежит отмене с принятием нового.
Вместе с тем, исходя из конституционного принципа разделения властей, закрепленного в статье 10 Конституции Российской Федерации, суд не вправе в порядке гражданского судопроизводства обязать органы государственной власти осуществить нормативно-правовое регулирование в пределах их компетенции.
В указанной части требование истца удовлетворены быть не могут.
Проверяя законность судебного решения в части отказа в удовлетворении иска Д. о взыскании денежной компенсации морального вреда, судебная коллегия находит данный вывод правильным, поскольку доводы истца о том, что действиями ответчика ей были причинены физические и нравственные страдания не нашли своего подтверждения в материалах дела.
Этот вывод суда мотивирован, подтвержден материалами дела и оснований для признания его неверным, о чем ставится вопрос в апелляционной жалобе, не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Согласно статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Учитывая, что требования Д. удовлетворены в части, судебная коллегия полагает необходимым взыскать понесенные ею расходы по уплате госпошлины с ответчика - КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Комсомольску-на-Амуре".
По смыслу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождены только от уплаты государственной пошлины, а не от возмещения понесенных другой стороной судебных расходов.
Однако в данном случае с КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Комсомольску-на-Амуре" взыскивается не государственная пошлина в доход соответствующего бюджета, а судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, понесенные истцом в связи с рассмотрением дела, соответственно, оснований для отказа Д. в возмещении судебных расходов у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 03 июня 2015 года по гражданскому делу по исковому заявлению Д. к Краевому государственному казанному учреждению "Центр социальной поддержки населения по городу Комсомольску-на-Амуре" о признании незаконным отказа в предоставлении меры социальной поддержки, признании права на предоставление мер социальной поддержки, возложении обязанности назначить ежемесячную денежную компенсацию на оплату жилья и коммунальных услуг по адресу временной регистрации, возложении обязанности внести в ведомость на получение единого социального проездного билета, взыскании компенсации морального вреда - в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной компенсации, включении в ведомость на получение единого социального проездного билета по месту временной регистрации, взыскании судебных расходов - отменить.
В указанной части принять по делу новое решение:
Признать незаконным решение КГКУ "Центр социальной поддержки населения г. Комсомольска-на-Амуре" от 16.01.2015 года об отказе в назначении Д., проживающей по <адрес>, ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Признать за Д. право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной компенсации по месту проживания в г. Комсомольске-на-Амуре, на включение в ведомость для получения единого социального проездного билета по месту пребывания в г. Комсомольске-на-Амуре.
Взыскать с КГКУ "Центр социальной поддержки населения г. Комсомольска-на-Амуре" в пользу Д. судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий
И.А.ЧЕМЯКИНА
Судьи
И.Г.МОРОЗ
Е.Л.УНТЕВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)