Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.04.2015 N 18АП-3268/2015 ПО ДЕЛУ N А07-11223/2014

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 2015 г. N 18АП-3268/2015

Дело N А07-11223/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Карпачевой М.И., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Валдер О.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу жилищно-строительного кооператива "Наш Дом" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.01.2015 по делу N А07-11223/2014 (судья Абдуллина Э.Р.).
В заседании приняли участие представители жилищно-строительного кооператива "Наш Дом" - Анкудинов Ю.Г. (доверенность от 15.08.2014), Бакуров С.В. (доверенность от 15.08.2014).

Жилищно-строительный кооператив "Наш Дом" (далее - ЖСК "Наш Дом", кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Жуковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - Администрация Уфимского района, Администрация Жуковского сельсовета, заинтересованные лица) о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 10.01.2014 N 07-31-6603, в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:5967, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с/с Жуковский, площадью 325679 кв. м в аренду для жилищного строительства, обязании Администрации Уфимского района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу решения суда решения о предоставлении указанного земельного участка в аренду для жилищного строительства, направив в адрес заявителя проект договора аренды земельного участка (с учетом уточнения заявленных требований, т. 1 л.д. 131-135).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление земельных и имущественных отношений Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан, общество с ограниченной ответственностью "УралАгро".
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.01.2015 (резолютивная часть от 21.01.2015) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С указанным решением суда не согласился ЖСК "Наш Дом" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение судом норм материального права.
Апеллянт полагает, что суд пришел к необоснованному выводу о том, что нахождение земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:320, из которого образован испрашиваемый кооперативом земельный участок, в аренде у общества с ограниченной ответственностью "УралАгро" препятствует предоставлению его кооперативу в силу того, что право аренды общества не оспорено и не прекращено в установленном законом порядке. При оценке данного обстоятельства судом не учтено, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:5967 образован не только из земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:320, но и из земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:821, а из земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:320 образованы иные земельные участки, в состав которых испрашиваемый земельный участок не входит. Таким образом, испрашиваемый земельный участок не входит в состав земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:320, находящегося в аренде у общества "УралАгро". Кроме того, в договоре аренды с обществом "УралАгро" не определены границы земельного участка, переданного ему в аренду, в силу чего такой договор не считается заключенным, поскольку объект аренды не индивидуализирован. Отсутствие обременений в отношении испрашиваемого заявителем земельного участка подтверждается распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2012 N 1801-р. В нарушение ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд не дал оценку указанным доказательствам и сделал вывод о вхождении земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:5967 в состав земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:320 исключительно на основании информации, предоставленной органом кадастрового учета.
Апеллянт считает также необоснованной оценку судом обжалуемого письма Администрации Уфимского района как имеющего разъяснительный характер, поскольку из письма явно усматривается отказ Администрации Уфимского района в предоставлении земельного участка в аренду кооперативу. В нарушение п. 2 ст. 38 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) Администрация Уфимского района не приняла решение о предоставлении земельного участка посредством проведения аукциона, не заключила договор аренды с заявителем, чем нарушены права членов кооператива на получение земельного участка в аренду для целей индивидуального жилищного строительства.
В подтверждение своей правовой позиции апеллянтом с апелляционной жалобой представлены общедоступные сведения из публичной кадастровой карты в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:000000:5967, 02:47:000000:821, 02:47:000000:318, 02:47:000000:320, а также копия распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2012 N 1801-р.
На основании ч. 2 ст. 268 АПК РФ указанные документы приобщены апелляционным судом к материалам дела.
К дате судебного заседания отзывы на апелляционную жалобу заявителя в суд апелляционной инстанции не поступили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заинтересованного лица и третьих лиц не явились.
С учетом мнения представителей заявителя и в соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Дополнительно пояснили, что ответ органа местного самоуправления на заявление кооператива от 21.11.2013 предметом обжалования по настоящему делу не является, а также, что целью обращения в Администрацию с заявлением от 13.12.2013 являлось приобретение земельного участка в порядке ст. 38 ЗК РФ, а не в порядке, предусмотренном Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ЖСК "Наш Дом" является добровольным объединением граждан, нуждающихся в социальном жилье, а также граждан из числа работников государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования, государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, государственных и муниципальных учреждений культуры, с соблюдением условий, предусмотренных частями 2, 3 - 3.2, 5 - 7, 9 - 15, 18 и 19 статьи 16.5 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", на основе их членства в целях удовлетворения потребностей указанных граждан в жилых помещениях (п. 1.1 Устава кооператива, т. 1 л.д. 34).
21.11.2013 ЖСК "Наш Дом" обратился в Администрацию Уфимского района с заявлением от 21.11.2013 вх. N 6031, в котором на основании п. п. 4, 5 ст. 24 ЗК РФ, п. 9.2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" просил предоставить в безвозмездное срочное пользование земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:5967 площадью 325679 кв. м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с/с Жуковский, сроком на 10 лет в целях обеспечения жилыми помещениями членов кооператива, а также категорий граждан, указанных в ч. 4 ст. 16.5 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (т. 1 л.д. 97).
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан от 03.12.2013 N 02-0-1-02/4002/2013-61437 (т. 1 л.д. 21), кадастровому паспорту от 03.12.2013 N 02/13/1-968679 (т. 1 л.д. 16-18) земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:5967 относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Письмом от 24.12.2013 N 8278 Администрация Уфимского района указал на невозможность представления испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:5967 на основании тех правовых норм, которые сослался заявитель, а также разъяснило кооперативу о возможности получения земельного участка безвозмездное срочное пользование на основании Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Закон о содействии развитию жилищного строительства) за счет имущества Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (т. 1 л.д. 19).
13.12.2013 ЖСК "Наш Дом" повторно обратился в Администрацию Уфимского района с заявлением от 13.12.2013 вх. N 6603, в котором на основании п. п. 4, 5 ст. 24 ЗК РФ, п. 9.2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ст. ст. 28, 30, 30.1, 31, 32, 38, 38.1, 38.2 ЗК РФ просил предоставить испрашиваемый земельный участок в аренду для жилищного строительства сроком на 10 лет в целях обеспечения жилыми помещениями членов кооператива, а также категорий граждан, указанных в ч. 4 ст. 16.5 Закона о содействии развитию жилищного строительства (т. 1 л.д. 20).
В письме от 10.01.2014 N 07-31-6603 Администрация Уфимского района в лице Управления земельных и имущественных отношений Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан сообщила о том, что на основании ст. ст. 11, 12 Закона о содействии развитию жилищного строительства принятие решений об использовании земельных участков для жилищного строительства в целях обеспечения жилыми помещениями членов кооператива возможно только в случае нахождения указанных земельных участков в федеральной собственности, распоряжение которыми осуществляет Российская Федерация, а также сообщила порядок предоставления земельных участков в аренду для их комплексного освоения на основании ст. 30.2 ЗК РФ (т. 1 л.д. 96).
Ссылаясь на то, что указанным письмом Администрация незаконно отказала кооперативу в предоставлении земельного участка для целей жилищного строительства, ЖСК "Наш Дом" обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу об избрании заявителем ненадлежащего способа защиты, поскольку испрашиваемый им земельный участок согласно сведениям, предоставленным органом кадастрового учета, является составной частью земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:320, который является предметом действующего договора аренды с обществом с ограниченной ответственностью "УралАгро", тогда как право аренды общества не оспорено и не прекращено в установленном законом порядке. Суд также пришел к выводу о том, что обжалуемое кооперативом письмо Администрации Уфимского района по существу не является отказом в предоставлении земельного участка, поскольку носит разъяснительный характер, в силу чего не создает для заявителя прав и обязанностей и не лишает заявителя возможности реализовать свои права в установленном законом порядке. В силу этого, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое письмо не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, оценив доводы апелляционной жалобы заявителя, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктами 1, 2 статьи 28 ЗК РФ (здесь и далее - в редакции на момент вынесения оспариваемого отказа) установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Нормами ст. ст. 30, 31, 34 ЗК РФ установлены различные основания и порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков в зависимости от целей их использования.
Таким образом, при обращении в уполномоченный на распоряжение земельными участками орган публичной власти заявитель обязан указать цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Как видно из материалов дела, ЖСК "Наш Дом" обратился в Администрацию Уфимского района с заявлением от 13.12.2013 вх. N 6603, в котором просил предоставить испрашиваемый земельный участок в аренду для жилищного строительства сроком на 10 лет в целях обеспечением жилыми помещениями членов кооператива, а также категорий граждан, указанных в ч. 4 ст. 16.5 Закона о содействии развитию жилищного строительства (т. 1 л.д. 20).
В качестве правового обоснования для предоставления испрашиваемого земельного участка указаны нормы п. п. 4, 5 ст. 24 ЗК РФ, п. 9.2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (указание последнего нормативного акта с учетом существа заявленных требований апелляционный суд оценивает как опечатку вместо надлежащего указания Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"), а также ст. ст. 28, 30, 30.1, 31, 32, 38, 38.1, 38.2 ЗК РФ.
В силу ч. 1 ст. 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле.
Оценивая наличие правовых оснований для предоставления земельного участка в силу норм п. п. 4, 5 п. 1 ст. 24, п. 1 ст. 30 ЗК РФ и п. 9.2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", апелляционный суд приходит к выводу о том, что поскольку положения указанных норм предусматривают возможность предоставления земельного участка в безвозмездное срочное пользование, в то время как кооперативом земельный участок испрашивался в аренду, а также учитывая специальный порядок предоставления таких земельных участков и субъектный состав правоотношений, названные нормы к рассматриваемым правоотношениям неприменимы.
Рассматривая право кооператива на приобретение земельного участка для жилищного строительства в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 2 ст. 30.1 ЗК РФ установлено, что продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 ЗК РФ.
Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства определяется статьей 38.1 настоящего Кодекса (п. 5 ст. 38 ЗК РФ).
Согласно п. 1 ст. 38.1 ЗК РФ аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для жилищного строительства (за исключением индивидуального и малоэтажного жилищного строительства) проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, основанные на результатах инженерных изысканий параметры разрешенного строительства объекта капитального строительства, а также технические условия подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение (технологическое присоединение).
По смыслу изложенных правовых норм намерение заинтересованного лица приобрести в аренду земельный участок для целей жилищного строительства не влечет безусловную обязанность уполномоченного органа начать процедуру предоставления земельного участка, ввиду чего утверждение подателя апелляционной жалобы о возможности разрешения в рамках настоящего спора вопроса о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, в том числе путем принятия решения о проведении торгов, следует признать ошибочным.
Ссылки заявителя в обоснование указанной позиции на нормы п. 6 ст. 30 ЗК РФ (в ранее действовавшей редакции), отклоняются.
Во-первых, положения названной нормы неприменимы к правоотношениям, связанным с предоставлением земельного участка в аренду для целей жилищного строительства, поскольку нормами ст. 38 - 38.2 ЗК РФ для этих целей предусмотрен специальный порядок предоставления земельного участка.
Во-вторых, из содержания нормы п. 1 ст. 38 ЗК РФ следует сделать вывод, что сам по себе факт формирования земельного участка для целей жилищного строительства не является безусловным основанием для его предоставления в аренду по заявлению заинтересованного лица, поскольку возможность застройки земельного участка определяется рядом технических условий, поименованных в п. 1 ст. 38 ЗК РФ, соблюдение которых обеспечивает возможность создания на земельном участке соответствующей инженерно-технической инфраструктуры.
По тем же основаниям апелляционный суд полагает необоснованным мнение заявителя о наличии у Администрации обязанности начать предоставление земельного участка исключительно в силу самого факта обращения заявителя, поскольку при таком подходе застройка земельного участка будет осуществляться произвольно и в силу только факта волеизъявления заинтересованного лица, без учета инженерно-технической возможности такого строительства, что противоречит смыслу и содержанию процедуры предоставления земельного участка для целей жилищного строительства, установленной ст. 38 - 38.2 ЗК РФ.
Ссылки заявителя на нормы ст. 32 ЗК РФ в обоснование наличия у Администрации обязанности принять решение о предоставлении земельного участка, отклоняются как основанные на неверном толковании указанной нормы, регулирующей порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Таким образом, отказ Администрации, изложенный в оспариваемом письме, не противоречит указанным нормам, и не нарушает прав кооператива, в силу чего требования кооператива заявлены необоснованно.
С учетом изложенного в мотивировочной части настоящего постановления, выводы суда первой инстанции о том, что обжалуемый кооперативом отказ Администрации по существу носит разъяснительный характер и не возлагает на заявителя прав и обязанностей, а также об отсутствии оснований для предоставления земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:5967 в силу его вхождения в состав земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:320, предоставленного в аренду обществу "УралАгро", что порождает спор о праве на земельный участок, не подлежат оценке апелляционным судом как не повлиявшие на рассмотрение спора по существу.
Апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Поскольку на основании пп. 3, 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы заявителя составляет 1 500 руб., а чеком-ордером от 25.02.2015 N 2070 им уплачено 3 000 руб., излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 500 руб. подлежит возвращению апеллянту из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.01.2015 по делу N А07-11223/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу жилищно-строительного кооператива "Наш Дом" - без удовлетворения.
Возвратить жилищно-строительному кооперативу "Наш Дом" из федерального бюджета 1 500 рублей - сумму излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ

Судьи
М.И.КАРПАЧЕВА
Л.В.ПИВОВАРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)