Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 марта 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е.Ю.,
судей Грибиниченко О.Г., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных М.К.,
при участии:
- от заявителя Товарищества собственников жилья "Космос": Алексеевский А.В., паспорт, протокол внеочередного заседания правления ТСЖ "Космос" от 23.12.2013;
- от заинтересованного лица Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области: Меленина Н.С., паспорт, доверенность от 23.12.2014;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 26 декабря 2014 года по делу N А60-48863/2014,
принятое судьей Хачевым И.В.,
по заявлению Товарищества собственников жилья "Космос" (ОГРН 1116623000339, ИНН 6623075238)
к Управлению государственной жилищной инспекции Свердловской области (ОГРН 1076670011131, ИНН 6670169564)
о признании ненормативного акта недействительным,
установил:
Товарищество собственников жилья "Космос" (далее - Товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Государственной жилищной инспекции Свердловской области (далее - административный орган, Управление) о признании незаконным решения, изложенного в письме о результатах рассмотрения информации (уведомления) от 24.09.2014 г. N 29-01-82/14526.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26 декабря 2014 года заявленные требования удовлетворены, письмо Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области N 29-01-82/14526 от 24.09.2014 года признано незаконным. Суд обязал Управление государственной жилищной инспекции Свердловской области устранить допущенное нарушение.
Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, настаивая при этом на законности своего решения, оформленного письмом.
В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает, что судом неправильно применены нормы материального права, так как им не установлены несоответствие оспариваемого ненормативного акта действующему законодательству и факт нарушения им прав заявителя. Административный орган полагает также, что в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ и Закона Свердловской области от 19 декабря 2013 года N 127-ОЗ решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта следовало принять в течение 4-х месяцев исключительно после официального опубликования Региональной программы капитального ремонта (с 29.04.2014 по 01.09.2014), а фактически оно принято за пределами установленного срока. По мнению Управления, принятое собственниками многоквартирного дома решение от 16.01.2014, принятое до 20.12.2013, не является решением, принятым в рамках ст. 170 Жилищного кодекса РФ.
Товарищество представило отзыв на доводы апелляционной жалобы заявителя, настаивая на незаконности письма Управления от 24.09.2014 г. N 29-01-82/14526, решение суда оценивает как законное и обоснованное, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании представитель административного органа доводы своей апелляционной жалобы поддержала.
Представитель заявителя против доводов апелляционной жалобы возражал, решение суда первой инстанции о признании незаконным решения, изложенного в письме Управления от 24.09.2014 г. N 29-01-82/14526, считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, собственники помещений в многоквартирном доме N 9 по ул. Космонавтов в г. Нижний Тагил избрали способ управления - Товарищество собственников жилья.
ТСЖ "Космос" было зарегистрировано в качестве юридического лица (Свидетельство о государственной регистрации от 20.01.2011, ОГРН 1116623000339).
В целях реализации обязанности по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений провели общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, на котором решался, в том числе, вопрос об определении способа формирования фонда капитального ремонта. Результаты были оформлены протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования от 16.01.2014.
Собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме приняли следующие решения:
1. утвержден способ формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете.
2. установлен размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом Свердловской области.
3. установлен перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта.
4. установлены сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме не позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта.
5. избран владелец специального счета ТСЖ "Космос"
6. определена кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет - ОАО "Сбербанк России".
В целях реализации решений собственников помещений в многоквартирном доме ТСЖ "Космос" обратилось в ОАО "Сбербанк России" с целью открытия специального счета и 29.08.2014 указанным банком открыт специальный счет для формирования фонда на капитальный ремонт для многоквартирного дома N 9 по ул. Космонавтов.
Товарищество направило в Управление государственной жилищной инспекции Свердловской области уведомление о выбранном собственниками помещений способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников о принятии решений, справки банка об открытии специального счета.
Письмом от 24.09.2014 г. N 29-01-82/14526 Управление государственной жилищной инспекции Свердловской области отказало Товариществу собственников жилья "Космос" во включении сведений о принятии решения собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: г. Н. Тагил, ул. Космонавтов, 9 в реестр уведомлений о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта и реестр специальных счетов.
Товарищество, считая данный отказ несоответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд.
При рассмотрении спора суд первой инстанции на основании ст. 201 АПК РФ признал недействительными оспариваемый ненормативный правовой акт.
Проверив доводы сторон, приведенные в апелляционной жалобе и в отзыве на жалобу, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Для признания ненормативного акта государственного органа недействительным в судебном порядке в соответствии с гл. 24 АПК РФ суду следует установить совокупность следующих обстоятельств: несоответствие ненормативного акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 12 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), ст. 15 Закона Свердловской области от 19.12.2013 N 127-ОЗ "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области" Управление государственной жилищной инспекции Свердловской области уполномочена на ведение в установленном ею порядке Реестра уведомлений владельцев специальных счетов о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта и Реестра специальных счетов.
В соответствии со ст. 170 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.
На территории Свердловской области Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 N 306-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта и опубликована на официальном сайте Интернет-портала правовой информации Свердловской области 29.04.2014.
Многоквартирный дом по ул. Космонавтов, 9 в г. Нижний Тагил включен в региональную программу капитального ремонта на плановый период 2039-2041 годов.
Согласно ч. 5 ст. 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Полномочия Управления установлены Положением об Управлении государственной жилищной инспекции Свердловской области, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 30.04.2014 N 354-ПП, согласно которому Управление является областным исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на осуществление, в том числе, регионального государственного жилищного надзора.
В соответствии с подп. 5 и 6 п. 8 данного Положения Управление ведет реестр уведомлений владельцев специальных счетов, предназначенных для перечисления денежных средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта; ведет реестр специальных счетов.
Как следует из материалов дела, товарищество, направив в уполномоченный орган уведомление о выбранном собственниками помещений способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников о принятии решений, справки банка об открытии специального счета, исполнило предусмотренную ч. 5 ст. 170 ЖК РФ обязанность и реализовало свое право на подачу уведомления для включения его уведомления в реестр уведомлений о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта.
Однако его право на включение его уведомления в реестр было нарушено незаконными действиями административного органа.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что, поскольку собственники жилья реализовали свое законное право на определение способа формирования фонда капитального ремонта, отказ Управления во включении в реестр уведомлений о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта и реестр специальных счетов является незаконным.
Суд апелляционной инстанции, поддерживая данный вывод суда первой инстанции, полагает необходимым указать следующее.
Ч. 5 ст. 170 ЖК РФ устанавливает предельный срок принятия решения собственниками помещений об определении способа формирования фонда капитального ремонта - не позднее шести месяцев с даты официального опубликования Региональной программы капитального ремонта, то есть не позже указанного срока.
Согласно ст. 14 Закона Свердловской области от 19 декабря 2013 года N 127-ОЗ "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области" решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение четырех месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном настоящим законом порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
Региональная программа капитального ремонта опубликована на официальном сайте 29.04.2014.
Следовательно, в данном конкретном случае решение могло быть принято собственниками не позднее 01.09.2014.
Анализируя указанные положения федерального и регионального законодательства в части установления сроков принятия решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта, апелляционный суд приходит к выводу, что срок начала принятия таких решений собственниками помещений законодательно не установлен.
Таким образом, принятие решения собственниками помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования о способе формирования фонда капитального ремонта 16.01.2014, то есть ранее даты опубликования региональной программы не является действием, противоречащим положениям действующего жилищного законодательства, и не влечет незаконность самого решения собственников.
Поскольку законом не установлен крайний срок начала принятия соответствующих решений собственниками, апелляционный суд не усматривает оснований для признания в действиях собственников помещений злонамеренного нарушения порядка принятия решений по вопросам проведения капитального ремонта многоквартирного дома.
Как было отмечено, начальный срок принятия таких решений не установлен ни Жилищном кодексе РФ, ни в Законе N 127-ОЗ.
Определяющее значение имеет конечный срок принятия таких решений, который является пресекательным и влечет негативные правовые последствия в случае его нарушения.
При этом указание в ч. 5 ст. 170 ЖК РФ и ст. 14 Закона N 127-ОЗ на то, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято "после" официального опубликования региональной программы, не влечет незаконность самого решения собственников помещений в форме заочного голосования от 16.01.2014, а также протокола общего собрания.
Следовательно, решение, принятое собственниками помещений на общем собрании и протокол общего собрания от 16.01.2014 являются легитимными и непротиворечащими положениям Жилищного кодекса РФ и иных нормативных актов в сфере жилищного законодательства.
Апелляционный суд по изложенным выше основаниям отклоняет соответствующий довод Управления о том, что решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта следовало принять исключительно после официального опубликования Региональной программы капитального ремонта и что оно фактически принято за пределами установленного срока.
Жилищный кодекс РФ и Закон N 127-ОЗ приняты для обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, а также в целях обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе, на территории Свердловской области.
В связи с чем уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, ведет реестр уведомлений владельцев специальных счетов.
Для выполнения указанной функции Приказом Госжилинспекции Свердловской области от 11.04.2014 N 41-А утвержден Порядок ведения Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области Реестра уведомлений о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта и Реестра специальных счетов (далее - Порядок).
Указанным Приказом предусмотрен уведомительный порядок направления владельцев специального счета документов для включения в реестр уведомлений и специальных счетов.
Согласно п. 6 Порядка владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета представляет в орган регионального государственного жилищного надзора Свердловской области уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта (далее - уведомление).
К уведомлению прилагаются копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о принятии решений, справка банка об открытии специального счета (п. 9 Порядка).
Основанием для возврата уведомления являются отсутствие приложений к уведомлению, установленных пунктом 9 настоящего Порядка. Возврат уведомления владельцу специального счета осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня регистрации уведомления с мотивированным письменным отказом в его приеме (п. 12 Порядка).
Основаниями для признания протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о формировании фонда капитального ремонта не соответствующим установленным требованиям является отсутствие сведений, предусмотренных частью 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, определение в качестве владельца специального счета лица, которое в силу действующего жилищного законодательства не может быть определено владельцем такого счета, кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет, не отвечает требованиям пункта 5 части 4 статьи 170 и части 2 статьи 176 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также принятие решения не соответствующим количеством голосов (п. 13 Порядка).
Однако в письме о результатах рассмотрения информации (уведомления) от 24.09.2014 г. N 29-01-82/14526 административным органом не были указаны вышеперечисленные основания для возврата уведомления, а также основания для признания протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не соответствующим требованиям.
В случае выявления в представленном уведомлении несоответствий или недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 12, 13 настоящего Порядка, уполномоченный орган направляет владельцу специального счета письменный запрос об уточнении уведомления или информацию об исправлении ранее представленного уведомления. Указанный запрос направляется владельцу специального счета не позднее трех рабочих дней со дня выявления обстоятельств, указанных в пункте 13 настоящего Порядка (п. 14, 15 Порядка).
Соответствующие запросы Управлением Товариществу направлены не были, в материалах дела отсутствуют.
В вышеуказанном Порядке не предусмотрено такое основание для отказа во включении в реестр уведомлений владельцев специальных счетов, как нарушение установленного срока принятия решения общим собранием собственников помещений, а именно, принятие решения ранее даты официального опубликования региональной программы.
ТСЖ "Космос" обратилось в ОАО "Сбербанк" с целью открытия специального счета. 29.08.2014 открыт специальный счет для формирования фонда на капитальный ремонт для многоквартирного дома N 9 по ул. Космонавтов.
Товарищество направило в административный орган уведомление о выбранном собственниками помещений способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников о принятии решений, справки банка об открытии специального счета, что соответствует требованиям п. 9 Порядка.
Таким образом, собственники помещений реализовали свое законное право на определение способа формирования фонда капитального ремонта и уведомили об этом уполномоченный орган в соответствии с Порядком.
Административный орган во исполнение Порядка в случае отсутствия недостатков в представленных документах обязан был принять уведомление Товарищества к сведению и совершить определенные действия по включению его в реестр уведомлений владельцев специальных счетов.
Управление при этом не представило доказательств наличия у него полномочий по отклонению избранного собственниками жилья способа формирования фонда капитального ремонта со ссылками на положения действующего законодательства.
На основании изложенного, оспариваемый ненормативный акт не соответствует закону, а именно, ч. 5 ст. 170 ЖК РФ, ст. 14 Закона N 127-ОЗ и Порядку.
В апелляционной жалобе Управление указывает также на то, что судом первой инстанции не установлен также факт нарушения своим отказом прав заявителя.
Указанный довод является необоснованным и подлежит отклонению апелляционным судом, поскольку незаконные ненормативные акты неизменно влекут нарушение чьих-либо прав и интересов. Управление своими незаконными действиями ограничило законное право Товарищества на включение его уведомления в реестр уведомлений владельцев специальных счетов, что впоследствии могло привести к невозможности его дальнейшего участия в Региональной программе капитального ремонта и нарушению прав собственников на осуществление капитального ремонта их жилого дома и в целом на надлежащие условия проживания широкого круга лиц.
Таким образом, совокупность обстоятельств, необходимых для признания ненормативного акта государственного органа недействительным в судебном порядке в соответствии с гл. 24 АПК РФ установлена судами первой и апелляционной инстанции: несоответствие ненормативного акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Частью 2 ст. 201 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При рассмотрении апелляционной жалобы заинтересованного лица апелляционный суд пришел к выводу о том, что все установленные судом первой инстанции обстоятельства дела подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, которые не опровергнуты заинтересованным лицом с помощью иных доказательств.
Апелляционный суд пришел к выводу, что в нарушение требований ч. 5 ст. 200 АПК РФ администрацией не доказана законность оспариваемого решения об отказе во включении сведений о принятии решения собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: г. Н. Тагил, ул. Космонавтов, 9 в реестр уведомлений о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта и реестр специальных счетов, оформленного письмом от 24.09.2014 N 29-01-82/14526.
Исходя из имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое заявителем письмо Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области не соответствуют действующему жилищному законодательству и нарушает законные права и интересы товарищества собственников помещений "Космос".
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены судом первой инстанции правильно. Спор рассмотрен в соответствии с положениями главы 24 АПК РФ. Соответствующий довод подателя жалобы о неверном применении судом первой инстанции норм материального права подлежит отклонению как недоказанный, поскольку не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
Все имеющие значение для правильного разрешения спора обстоятельства дела были предметом исследования суда первой инстанции, им в решении дана надлежащая правовая оценка, оснований для иных суждений и переоценки фактических обстоятельств дела апелляционный суд не усматривает.
Поскольку суд первой инстанции установил правовые и фактические основания для признания решения Управления, изложенного в письме о результатах рассмотрения информации (уведомления) от 24.09.2014 г. N 29-01-82/14526, незаконным, он правомерно удовлетворил требования Товарищества.
По вопросу о подведомственности рассмотрения данного спора арбитражному суду апелляционный суд полагает необходимым отметить следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявителем по данному делу является товарищество собственников жилья "Космос".
Согласно п. 1 ст. 135 Жилищного кодекса РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Товарищество собственников жилья "Космос" является некоммерческой организацией и в силу своей организационно-правовой формы, назначения и целей деятельности не осуществляет предпринимательскую или иную экономическую деятельность, то есть не преследует цель получения прибыли от своей деятельности, а создано для осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом в интересах собственников жилых помещений.
Оснований полагать, что обстоятельства дела вытекают из отношений, связанных с осуществлением каким-либо лицом предпринимательской или иной хозяйственной деятельности, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Таким образом, данное дело было рассмотрено Арбитражным судом Свердловской области с нарушением правил подведомственности, поскольку дело не подведомственно арбитражному суду ни по предмету спора, ни по субъектному составу.
Однако, по мнению суда апелляционной инстанции, правила правовой определенности не являются абсолютными и не препятствуют рассмотрению данного дела арбитражным судом. При этом необходимо установить, могло ли нарушение правил подведомственности применительно к обстоятельствам конкретного дела рассматриваться в качестве существенного нарушения, требующего отмены судебного акта суда первой инстанции, принятого с нарушением правил подведомственности.
Допущенное нарушение правил подведомственности при рассмотрении настоящего дела не повлияло на правильность выводов, сделанных при рассмотрении заявления товарищества, поскольку судами первой и апелляционной инстанции установлено, что предметом спора по делу является вопрос о законности вынесенного органом государственной власти ненормативного акта, порядок рассмотрения которого регулируется главой 24 АПК РФ.
При таких обстоятельствах рассмотрение данного дела с нарушением правил подведомственности не повлекло нарушения всесторонности, объективности и полноты рассмотрения дела, в связи с чем обжалуемое решение Арбитражного суда Свердловской области не подлежит отмене на данном основании, а производство по делу не подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Аналогичная позиция по вопросу подведомственности спора изложена Верховным Судом РФ в Постановлении от 19.12.2014 N 305-АД14-4869.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Управления не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 декабря 2014 года по делу N А60-48863/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Е.Ю.МУРАВЬЕВА
Судьи
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО
Л.Х.РИБ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.03.2015 N 17АП-1628/2015-АК ПО ДЕЛУ N А60-48863/2014
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2015 г. N 17АП-1628/2015-АК
Дело N А60-48863/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 марта 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е.Ю.,
судей Грибиниченко О.Г., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных М.К.,
при участии:
- от заявителя Товарищества собственников жилья "Космос": Алексеевский А.В., паспорт, протокол внеочередного заседания правления ТСЖ "Космос" от 23.12.2013;
- от заинтересованного лица Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области: Меленина Н.С., паспорт, доверенность от 23.12.2014;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 26 декабря 2014 года по делу N А60-48863/2014,
принятое судьей Хачевым И.В.,
по заявлению Товарищества собственников жилья "Космос" (ОГРН 1116623000339, ИНН 6623075238)
к Управлению государственной жилищной инспекции Свердловской области (ОГРН 1076670011131, ИНН 6670169564)
о признании ненормативного акта недействительным,
установил:
Товарищество собственников жилья "Космос" (далее - Товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Государственной жилищной инспекции Свердловской области (далее - административный орган, Управление) о признании незаконным решения, изложенного в письме о результатах рассмотрения информации (уведомления) от 24.09.2014 г. N 29-01-82/14526.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26 декабря 2014 года заявленные требования удовлетворены, письмо Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области N 29-01-82/14526 от 24.09.2014 года признано незаконным. Суд обязал Управление государственной жилищной инспекции Свердловской области устранить допущенное нарушение.
Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, настаивая при этом на законности своего решения, оформленного письмом.
В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает, что судом неправильно применены нормы материального права, так как им не установлены несоответствие оспариваемого ненормативного акта действующему законодательству и факт нарушения им прав заявителя. Административный орган полагает также, что в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ и Закона Свердловской области от 19 декабря 2013 года N 127-ОЗ решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта следовало принять в течение 4-х месяцев исключительно после официального опубликования Региональной программы капитального ремонта (с 29.04.2014 по 01.09.2014), а фактически оно принято за пределами установленного срока. По мнению Управления, принятое собственниками многоквартирного дома решение от 16.01.2014, принятое до 20.12.2013, не является решением, принятым в рамках ст. 170 Жилищного кодекса РФ.
Товарищество представило отзыв на доводы апелляционной жалобы заявителя, настаивая на незаконности письма Управления от 24.09.2014 г. N 29-01-82/14526, решение суда оценивает как законное и обоснованное, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании представитель административного органа доводы своей апелляционной жалобы поддержала.
Представитель заявителя против доводов апелляционной жалобы возражал, решение суда первой инстанции о признании незаконным решения, изложенного в письме Управления от 24.09.2014 г. N 29-01-82/14526, считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, собственники помещений в многоквартирном доме N 9 по ул. Космонавтов в г. Нижний Тагил избрали способ управления - Товарищество собственников жилья.
ТСЖ "Космос" было зарегистрировано в качестве юридического лица (Свидетельство о государственной регистрации от 20.01.2011, ОГРН 1116623000339).
В целях реализации обязанности по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений провели общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, на котором решался, в том числе, вопрос об определении способа формирования фонда капитального ремонта. Результаты были оформлены протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования от 16.01.2014.
Собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме приняли следующие решения:
1. утвержден способ формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете.
2. установлен размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом Свердловской области.
3. установлен перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта.
4. установлены сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме не позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта.
5. избран владелец специального счета ТСЖ "Космос"
6. определена кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет - ОАО "Сбербанк России".
В целях реализации решений собственников помещений в многоквартирном доме ТСЖ "Космос" обратилось в ОАО "Сбербанк России" с целью открытия специального счета и 29.08.2014 указанным банком открыт специальный счет для формирования фонда на капитальный ремонт для многоквартирного дома N 9 по ул. Космонавтов.
Товарищество направило в Управление государственной жилищной инспекции Свердловской области уведомление о выбранном собственниками помещений способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников о принятии решений, справки банка об открытии специального счета.
Письмом от 24.09.2014 г. N 29-01-82/14526 Управление государственной жилищной инспекции Свердловской области отказало Товариществу собственников жилья "Космос" во включении сведений о принятии решения собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: г. Н. Тагил, ул. Космонавтов, 9 в реестр уведомлений о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта и реестр специальных счетов.
Товарищество, считая данный отказ несоответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд.
При рассмотрении спора суд первой инстанции на основании ст. 201 АПК РФ признал недействительными оспариваемый ненормативный правовой акт.
Проверив доводы сторон, приведенные в апелляционной жалобе и в отзыве на жалобу, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Для признания ненормативного акта государственного органа недействительным в судебном порядке в соответствии с гл. 24 АПК РФ суду следует установить совокупность следующих обстоятельств: несоответствие ненормативного акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 12 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), ст. 15 Закона Свердловской области от 19.12.2013 N 127-ОЗ "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области" Управление государственной жилищной инспекции Свердловской области уполномочена на ведение в установленном ею порядке Реестра уведомлений владельцев специальных счетов о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта и Реестра специальных счетов.
В соответствии со ст. 170 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.
На территории Свердловской области Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 N 306-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта и опубликована на официальном сайте Интернет-портала правовой информации Свердловской области 29.04.2014.
Многоквартирный дом по ул. Космонавтов, 9 в г. Нижний Тагил включен в региональную программу капитального ремонта на плановый период 2039-2041 годов.
Согласно ч. 5 ст. 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Полномочия Управления установлены Положением об Управлении государственной жилищной инспекции Свердловской области, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 30.04.2014 N 354-ПП, согласно которому Управление является областным исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на осуществление, в том числе, регионального государственного жилищного надзора.
В соответствии с подп. 5 и 6 п. 8 данного Положения Управление ведет реестр уведомлений владельцев специальных счетов, предназначенных для перечисления денежных средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта; ведет реестр специальных счетов.
Как следует из материалов дела, товарищество, направив в уполномоченный орган уведомление о выбранном собственниками помещений способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников о принятии решений, справки банка об открытии специального счета, исполнило предусмотренную ч. 5 ст. 170 ЖК РФ обязанность и реализовало свое право на подачу уведомления для включения его уведомления в реестр уведомлений о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта.
Однако его право на включение его уведомления в реестр было нарушено незаконными действиями административного органа.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что, поскольку собственники жилья реализовали свое законное право на определение способа формирования фонда капитального ремонта, отказ Управления во включении в реестр уведомлений о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта и реестр специальных счетов является незаконным.
Суд апелляционной инстанции, поддерживая данный вывод суда первой инстанции, полагает необходимым указать следующее.
Ч. 5 ст. 170 ЖК РФ устанавливает предельный срок принятия решения собственниками помещений об определении способа формирования фонда капитального ремонта - не позднее шести месяцев с даты официального опубликования Региональной программы капитального ремонта, то есть не позже указанного срока.
Согласно ст. 14 Закона Свердловской области от 19 декабря 2013 года N 127-ОЗ "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области" решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение четырех месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном настоящим законом порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
Региональная программа капитального ремонта опубликована на официальном сайте 29.04.2014.
Следовательно, в данном конкретном случае решение могло быть принято собственниками не позднее 01.09.2014.
Анализируя указанные положения федерального и регионального законодательства в части установления сроков принятия решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта, апелляционный суд приходит к выводу, что срок начала принятия таких решений собственниками помещений законодательно не установлен.
Таким образом, принятие решения собственниками помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования о способе формирования фонда капитального ремонта 16.01.2014, то есть ранее даты опубликования региональной программы не является действием, противоречащим положениям действующего жилищного законодательства, и не влечет незаконность самого решения собственников.
Поскольку законом не установлен крайний срок начала принятия соответствующих решений собственниками, апелляционный суд не усматривает оснований для признания в действиях собственников помещений злонамеренного нарушения порядка принятия решений по вопросам проведения капитального ремонта многоквартирного дома.
Как было отмечено, начальный срок принятия таких решений не установлен ни Жилищном кодексе РФ, ни в Законе N 127-ОЗ.
Определяющее значение имеет конечный срок принятия таких решений, который является пресекательным и влечет негативные правовые последствия в случае его нарушения.
При этом указание в ч. 5 ст. 170 ЖК РФ и ст. 14 Закона N 127-ОЗ на то, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято "после" официального опубликования региональной программы, не влечет незаконность самого решения собственников помещений в форме заочного голосования от 16.01.2014, а также протокола общего собрания.
Следовательно, решение, принятое собственниками помещений на общем собрании и протокол общего собрания от 16.01.2014 являются легитимными и непротиворечащими положениям Жилищного кодекса РФ и иных нормативных актов в сфере жилищного законодательства.
Апелляционный суд по изложенным выше основаниям отклоняет соответствующий довод Управления о том, что решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта следовало принять исключительно после официального опубликования Региональной программы капитального ремонта и что оно фактически принято за пределами установленного срока.
Жилищный кодекс РФ и Закон N 127-ОЗ приняты для обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, а также в целях обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе, на территории Свердловской области.
В связи с чем уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, ведет реестр уведомлений владельцев специальных счетов.
Для выполнения указанной функции Приказом Госжилинспекции Свердловской области от 11.04.2014 N 41-А утвержден Порядок ведения Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области Реестра уведомлений о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта и Реестра специальных счетов (далее - Порядок).
Указанным Приказом предусмотрен уведомительный порядок направления владельцев специального счета документов для включения в реестр уведомлений и специальных счетов.
Согласно п. 6 Порядка владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета представляет в орган регионального государственного жилищного надзора Свердловской области уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта (далее - уведомление).
К уведомлению прилагаются копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о принятии решений, справка банка об открытии специального счета (п. 9 Порядка).
Основанием для возврата уведомления являются отсутствие приложений к уведомлению, установленных пунктом 9 настоящего Порядка. Возврат уведомления владельцу специального счета осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня регистрации уведомления с мотивированным письменным отказом в его приеме (п. 12 Порядка).
Основаниями для признания протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о формировании фонда капитального ремонта не соответствующим установленным требованиям является отсутствие сведений, предусмотренных частью 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, определение в качестве владельца специального счета лица, которое в силу действующего жилищного законодательства не может быть определено владельцем такого счета, кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет, не отвечает требованиям пункта 5 части 4 статьи 170 и части 2 статьи 176 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также принятие решения не соответствующим количеством голосов (п. 13 Порядка).
Однако в письме о результатах рассмотрения информации (уведомления) от 24.09.2014 г. N 29-01-82/14526 административным органом не были указаны вышеперечисленные основания для возврата уведомления, а также основания для признания протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не соответствующим требованиям.
В случае выявления в представленном уведомлении несоответствий или недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 12, 13 настоящего Порядка, уполномоченный орган направляет владельцу специального счета письменный запрос об уточнении уведомления или информацию об исправлении ранее представленного уведомления. Указанный запрос направляется владельцу специального счета не позднее трех рабочих дней со дня выявления обстоятельств, указанных в пункте 13 настоящего Порядка (п. 14, 15 Порядка).
Соответствующие запросы Управлением Товариществу направлены не были, в материалах дела отсутствуют.
В вышеуказанном Порядке не предусмотрено такое основание для отказа во включении в реестр уведомлений владельцев специальных счетов, как нарушение установленного срока принятия решения общим собранием собственников помещений, а именно, принятие решения ранее даты официального опубликования региональной программы.
ТСЖ "Космос" обратилось в ОАО "Сбербанк" с целью открытия специального счета. 29.08.2014 открыт специальный счет для формирования фонда на капитальный ремонт для многоквартирного дома N 9 по ул. Космонавтов.
Товарищество направило в административный орган уведомление о выбранном собственниками помещений способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников о принятии решений, справки банка об открытии специального счета, что соответствует требованиям п. 9 Порядка.
Таким образом, собственники помещений реализовали свое законное право на определение способа формирования фонда капитального ремонта и уведомили об этом уполномоченный орган в соответствии с Порядком.
Административный орган во исполнение Порядка в случае отсутствия недостатков в представленных документах обязан был принять уведомление Товарищества к сведению и совершить определенные действия по включению его в реестр уведомлений владельцев специальных счетов.
Управление при этом не представило доказательств наличия у него полномочий по отклонению избранного собственниками жилья способа формирования фонда капитального ремонта со ссылками на положения действующего законодательства.
На основании изложенного, оспариваемый ненормативный акт не соответствует закону, а именно, ч. 5 ст. 170 ЖК РФ, ст. 14 Закона N 127-ОЗ и Порядку.
В апелляционной жалобе Управление указывает также на то, что судом первой инстанции не установлен также факт нарушения своим отказом прав заявителя.
Указанный довод является необоснованным и подлежит отклонению апелляционным судом, поскольку незаконные ненормативные акты неизменно влекут нарушение чьих-либо прав и интересов. Управление своими незаконными действиями ограничило законное право Товарищества на включение его уведомления в реестр уведомлений владельцев специальных счетов, что впоследствии могло привести к невозможности его дальнейшего участия в Региональной программе капитального ремонта и нарушению прав собственников на осуществление капитального ремонта их жилого дома и в целом на надлежащие условия проживания широкого круга лиц.
Таким образом, совокупность обстоятельств, необходимых для признания ненормативного акта государственного органа недействительным в судебном порядке в соответствии с гл. 24 АПК РФ установлена судами первой и апелляционной инстанции: несоответствие ненормативного акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Частью 2 ст. 201 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При рассмотрении апелляционной жалобы заинтересованного лица апелляционный суд пришел к выводу о том, что все установленные судом первой инстанции обстоятельства дела подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, которые не опровергнуты заинтересованным лицом с помощью иных доказательств.
Апелляционный суд пришел к выводу, что в нарушение требований ч. 5 ст. 200 АПК РФ администрацией не доказана законность оспариваемого решения об отказе во включении сведений о принятии решения собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: г. Н. Тагил, ул. Космонавтов, 9 в реестр уведомлений о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта и реестр специальных счетов, оформленного письмом от 24.09.2014 N 29-01-82/14526.
Исходя из имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое заявителем письмо Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области не соответствуют действующему жилищному законодательству и нарушает законные права и интересы товарищества собственников помещений "Космос".
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены судом первой инстанции правильно. Спор рассмотрен в соответствии с положениями главы 24 АПК РФ. Соответствующий довод подателя жалобы о неверном применении судом первой инстанции норм материального права подлежит отклонению как недоказанный, поскольку не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
Все имеющие значение для правильного разрешения спора обстоятельства дела были предметом исследования суда первой инстанции, им в решении дана надлежащая правовая оценка, оснований для иных суждений и переоценки фактических обстоятельств дела апелляционный суд не усматривает.
Поскольку суд первой инстанции установил правовые и фактические основания для признания решения Управления, изложенного в письме о результатах рассмотрения информации (уведомления) от 24.09.2014 г. N 29-01-82/14526, незаконным, он правомерно удовлетворил требования Товарищества.
По вопросу о подведомственности рассмотрения данного спора арбитражному суду апелляционный суд полагает необходимым отметить следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявителем по данному делу является товарищество собственников жилья "Космос".
Согласно п. 1 ст. 135 Жилищного кодекса РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Товарищество собственников жилья "Космос" является некоммерческой организацией и в силу своей организационно-правовой формы, назначения и целей деятельности не осуществляет предпринимательскую или иную экономическую деятельность, то есть не преследует цель получения прибыли от своей деятельности, а создано для осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом в интересах собственников жилых помещений.
Оснований полагать, что обстоятельства дела вытекают из отношений, связанных с осуществлением каким-либо лицом предпринимательской или иной хозяйственной деятельности, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Таким образом, данное дело было рассмотрено Арбитражным судом Свердловской области с нарушением правил подведомственности, поскольку дело не подведомственно арбитражному суду ни по предмету спора, ни по субъектному составу.
Однако, по мнению суда апелляционной инстанции, правила правовой определенности не являются абсолютными и не препятствуют рассмотрению данного дела арбитражным судом. При этом необходимо установить, могло ли нарушение правил подведомственности применительно к обстоятельствам конкретного дела рассматриваться в качестве существенного нарушения, требующего отмены судебного акта суда первой инстанции, принятого с нарушением правил подведомственности.
Допущенное нарушение правил подведомственности при рассмотрении настоящего дела не повлияло на правильность выводов, сделанных при рассмотрении заявления товарищества, поскольку судами первой и апелляционной инстанции установлено, что предметом спора по делу является вопрос о законности вынесенного органом государственной власти ненормативного акта, порядок рассмотрения которого регулируется главой 24 АПК РФ.
При таких обстоятельствах рассмотрение данного дела с нарушением правил подведомственности не повлекло нарушения всесторонности, объективности и полноты рассмотрения дела, в связи с чем обжалуемое решение Арбитражного суда Свердловской области не подлежит отмене на данном основании, а производство по делу не подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Аналогичная позиция по вопросу подведомственности спора изложена Верховным Судом РФ в Постановлении от 19.12.2014 N 305-АД14-4869.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Управления не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 декабря 2014 года по делу N А60-48863/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Е.Ю.МУРАВЬЕВА
Судьи
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО
Л.Х.РИБ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)