Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.08.2015 N 07АП-6488/2015 ПО ДЕЛУ N А67-8066/2013

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 августа 2015 г. по делу N А67-8066/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2015 года
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Бородулиной И.И., Марченко Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Орловой Е.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Купцов А.А. по доверенности от 04.06.2015 г. (по 31.12.2015 г.)
от заинтересованного лица: Чернова Т.А. по доверенности от 01.09.2014 г. (на один год)
от третьего лица: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" (в настоящее время переименовано Публичное акционерное общество "Томская энергосбытовая компания")
на решение Арбитражного суда Томской области
от 29 мая 2015 года по делу N А67-8066/2013 (судья Павлов Г.Д.)
по заявлению открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания"
к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области
третье лицо: ООО "Жилремсервис"
об оспаривании предписания N 3260 от 15.11.2013 г.

установил:

Открытое акционерное общество "Томская энергосбытовая компания" (в настоящее время переименовано в Публичное акционерное общество) (далее - ПАО "Томскэнергосбыт", ОАО "Томскэнергосбыт", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (далее - Департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным о признании незаконным предписания N 3260 от 15.11.2013.
Определением арбитражного суда от 17.02.2014 г. производство по делу приостановлено, определением от 15.12.2014 г. производство по делу возобновлено.
Определением арбитражного суда от 15.12.2014 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ООО "Жилремсервис".
Решением Арбитражного суда Томской области от 26.05.2015 г. в удовлетворении требований ОАО "Томская энергосбытовая компания" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом ПАО "Томскэнергосбыт" в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствах, не основаны на полном всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Департамент в представленном отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо ООО "Жилремсервис" отзыв на апелляционную жалобу не представило, явку представителя в суд апелляционной инстанции не обеспечило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица при имеющихся явке и материалам дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва заявителя на нее, заслушав представителей заявителя, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как установлено судом, по результатам проверки обращения Захаровой Л.В., Департаментом ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области проведена внеплановая документарная проверка ОАО "Томскэнергосбыт", по результатам которой составлен акт и выдано предписание от 15.11.2013 г. N 3260, ОАО "Томскэнергосбыт" указано на необходимость в срок до 20.12.2013 г. устранить допущенное нарушение требований законодательства путем исключения из счетов-квитанций, выставляемых собственниками квартир, расположенных в доме по адресу: г. Томск, ул. Заливная, д. 26, начисления платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды.
Не согласившись с указанным предписанием, ПАО "Томскэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соответствии оспариваемого предписания требованиям действующего законодательства и отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя, с учетом следующего.
В соответствии с пунктом 161 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать юридическому лицу предписание.
По результатам проверки ПАО "Томскэнергосбыт" выдано предписание, которым установлено нарушение положений части 7.1 статьи 155 Жилищного Кодекса Российской Федерации, подп. "г" пункта 31, подпункта "а" пункта 33, пункта 45 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, выразившееся в выставлении гражданам, проживающим по адресу: город Томск, ул. Заливная, д. 26 в счетах-квитанциях платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды.
Руководствуясь частями 7, 7.1 статьи 155, частями 2.3, 12 статьи 161 ЖК РФ, подпунктами 8 - 10, подп. "г" пункта 31 Правил N 354, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что ресурсоснабжающие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими организациями, плату за коммунальные ресурсы, потребленные при использовании общего имущества, поскольку данная обязанность возложена на управляющую организацию, как фактического исполнителя коммунальной услуги, и отвечающей перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
Согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии с пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе, ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Кроме того, жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 статьи 155 ЖК РФ).
Как установлено судом первой инстанции, решением собственников жилых помещений дома по ул. Заливная, 26 от 31.01.2009 выбран способ управления - управляющей организацией - ООО "Жилремсервис", с которой подписан договор на управление многоквартирным домом от 31.01.2009 г., в том числе, на предоставление коммунальной услуги по электроснабжению.
Согласно пункту 3.1.13 договора управления управляющая компания приняла на себя обязательство вести лицевые счета собственников.
Взаимоотношения управляющей компании ООО "Жилремсервис" и ОАО "Томскэнергосбыт" по поставке электроэнергии урегулированы дополнительным соглашением от 01.06.2010, заключенным между ООО "Энергокомфорт" Сибирь", ОАО "Томскэнергосбыт" и ООО "Жилремсервис" к договору энергоснабжения N 2300 от 28.11.2007 г., в соответствии с которым произведена замена гарантирующего поставщика - ООО "Энергокомфорт" Сибирь" на ОАО "Томскэнергосбыт"; а также счетами-извещениями, где ООО "Жилремсервис" указано как исполнитель, а ОАО "Томскэнергосбыт" как ресурсоснабжающая организация.
При таких обстоятельствах, вывод суда о нарушении Обществом части 7.1 статьи 155 ЖК РФ, подп. "г" пункта 31 Правил N 354 и наличии у Департамента оснований для выдачи оспариваемого предписания является правомерным.
Проанализировав положения пунктов 9, 14, 17 Правил N 354, суд первой инстанции указал, что период, в течение которого ресурсоснабжающая организация вправе предоставлять коммунальные услуги и взимать за них плату с потребителей, фактически является временным периодом после заключения договора управления домом или перед его расторжением, необходимым для урегулирования договорных правоотношений между управляющей и ресурсоснабжающей организациями), отклонив довод о довод заявителя о наличии права выставлять для оплаты потребителям стоимость коммунального ресурса, потребленного на ОДН, со ссылкой на пункт 17 Правил N 354.
Не может быть признан обоснованным и довод Общества об отсутствии в договоре согласованной сторонами точки поставки электрической энергии, поскольку в силу положений пунктов 2, 14, 17 Правил предоставления коммунальных услуг, в соответствии с которыми управляющая организация приступает к предоставлению коммунальной услуги не ранее начала поставки коммунального ресурса по соответствующему договору, заключенному с ресурсоснабжающей организацией; при этом требования к порядку и форме заключения договоров ресурсоснабжения в настоящее время императивно определены в Правилах, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124.
Ссылки ПАО "Томскэнергосбыт" на пункты 3, 4, 5, 7, 15, 16, 17, 19 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 в части порядка заключения договора ресурсоснабжения, его существенных условий и исполнения (документы, подтверждающие наличие у исполнителя обязанности предоставить соответствующую коммунальную услуг), несостоятельны.
В Обзоре практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014 (ответ на вопрос N 9), указано, что если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных письменных доказательств следует, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 1 статьи 162 ГК РФ могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. Поэтому в подобной ситуации управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с пунктом 14 Правил N 354.
Поскольку ООО "Жилремсервис" является исполнителем коммунальных услуг в управляемом им многоквартирном доме, именно на нем лежит обязанность по выставлению потребителям этих услуг платежных документов в соответствии с пунктами 67, 69 Правил N 354, а не ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, ПАО "Томскэнергосбыт" в отсутствие правовых оснований производит расчет, требует от жильцов многоквартирных домов, способ управления которыми определен в соответствии с жилищным законодательством, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды.
Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами.
При таких обстоятельствах, вывод суда об отсутствии у ОАО "Томскэнергосбыт" основания для выставления в счетах-квитанциях потребителям электрической энергии, проживающим в жилом доме, расположенном по адресу: г. Томск, ул. Заливная, 26, платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, является правомерным.
Ссылка заявителя на наличие иной судебной практики разрешения данной категории споров, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку различие результатов рассмотрения дел, по каждому из которых устанавливается конкретный круг обстоятельств на основании объема доказательств, представленных сторонами, само по себе не свидетельствует о различном толковании и нарушении единообразного применения судами норм материального и процессуального права.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, которые подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, получили надлежащую оценку.
Доводы, приведенные ПАО "Томскэнергосбыт", направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств и доказательств, основаны на неверном толковании норм права, и не могут являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению, а решение суда первой инстанции отмене - не подлежат.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Томской области от 29 мая 2015 года по делу N А67-8066/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
Н.А.УСАНИНА

Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
Н.В.МАРЧЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)