Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.05.2014 ПО ДЕЛУ N 33-2144/2014

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 мая 2014 г. по делу N 33-2144/2014


Судья: Балаева Т.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Жидковой О.В., Соколовой М.В.,
при секретаре К.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента социальной защиты населения Вологодской области на решение Вологодского городского суда от 12 августа 2013 года, которым за С. признано право на меры социальной поддержки, предоставление денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 1 и статьей 6 Закона Вологодской области от 01 июня 2005 года N 1285-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан".
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., объяснения представителя Департамента социальной защиты населения Вологодской области К.И., судебная коллегия

установила:

С. 23 мая 2013 года обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Вологодского муниципального района о признании права на меры социальной поддержки.
В обоснование заявленных требований указала, что в течение 16 лет работает медицинским работником в санатории "Новый источник", расположенном <адрес>. До принятия Закона Вологодской области от 01 июня 2005 года N 1285-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан" получала льготы в оплате жилья и коммунальных услуг как медицинский работник, проживающий и работающий в сельской местности, в дальнейшем компенсацию льгот производил работодатель, который впоследствии выплату компенсации прекратил. Полагая, что имеет право на получение мер социальной поддержки в виде льгот по оплате жилья и коммунальных услуг как медицинский работник учреждения здравоохранения, проживающий и работающий в сельской местности, обратилась в Управление социальной защиты населения Вологодского муниципального района за такой выплатой на основании Закона Вологодской области от 01 июня 2005 года N 1285-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан". Письмом от 28 марта 2013 года в удовлетворении ее заявления было отказано, что, по ее мнению, является незаконным.
Просила признать за ней (С.) право на меры социальной поддержки в виде предоставления денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Определением суда от 27 июня 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Вологодская областная Федерация профсоюзов (л.д. 19).
В судебном заседании представитель истца С. по доверенности У. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения Вологодского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. В письменном отзыве иск не признал, указав, что на основании Закона Вологодской области от 01 июня 2005 года N 1285-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан" право на меры социальной поддержки имеют медицинские и фармацевтические работники областных государственных учреждений здравоохранения. С. осуществляет трудовую деятельность в учреждении, которое указанного статуса не имеет, поэтому правовых оснований для предоставления истцу требуемых ею мер социальной поддержки не имеется.
Представитель третьего лица Вологодской областной Федерации профсоюзов по доверенности Л. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в отзыве. В письменном отзыве указано, что медицинское учреждение Вологодской областной Федерации профсоюзов санаторий "Новый источник" (далее также МУ ВОФП санаторий "Новый источник", санаторий) в соответствии с лицензией от 28 декабря 2012 года N ... осуществляет доврачебную, амбулаторно-поликлиническую, стационарную и санаторно-курортную медицинскую помощь населению области. То обстоятельство, что законодатель не предусмотрел в нормативно-правовых актах соответствующий правовой механизм, гарантирующий медицинским работникам, работающим в медицинских учреждениях, не относящихся к государственным, мер социальной поддержки, не должно нарушать право истца на их получение.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Департамент социальной защиты населения Вологодской области просит решение суда отменить по мотиву его незаконности, нарушения норм материального и процессуального права, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что в нарушение статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Департамент социальной защиты населения Вологодской области не был привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Вместе с тем именно Департамент социальной защиты населения Вологодской области является главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на предоставление ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения лицам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), указанным в пункте 9 части 1 статьи 1 Закона Вологодской области от 17 декабря 2007 года N 1718-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения области".
В отзыве на апелляционную жалобу Вологодская областная Федерация профсоюзов просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
При рассмотрении доводов апелляционной жалобы относительно необоснованного не привлечения к участию в деле в качестве третьего лица Департамента социальной защиты населения Вологодской области, права и законные интересы которого затрагиваются обжалуемым судебным актом, судом апелляционной инстанции установлены основания, предусмотренные пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены решения суда и рассмотрения дела в соответствии с частью 5 указанной статьи по правилам производства в суде первой инстанции.
Определением от 30 апреля 2014 года судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, которым к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Департамент социальной защиты населения Вологодской области, медицинское учреждение Вологодской областной Федерации профсоюзов санаторий "Новый источник".
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы, представленных возражений, на основании части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отмене оспариваемого судебного акта.
В соответствии с частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, действовавшей до 01 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан признана утратившей силу. Статья 63 Основ дополнена частями 4, 5, и 6, в соответствии с которыми меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации, организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
В силу абзаца 3 пункта 9 части 1 статьи 1 Закона Вологодской области от 01 июня 2005 года N 1285-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан" право на меры социальной поддержки имеют лица, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), в том числе медицинские работники областных государственных и муниципальных учреждений образования, областных государственных учреждений здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры и искусства.
Согласно абзацу 7 пункта 9 части 1 статьи 1 названного Закона, право на меры социальной поддержки имеют пенсионеры из числа лиц, указанных в абзацах втором - шестом настоящего пункта, проработавшие в учреждениях образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры и искусства, ветеринарной службы в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее десяти лет, при условии, что на момент выхода на пенсию (после 1 января 2005 года) они имели право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 6 настоящего Закона.
Абзацем 8 пункта 9 части 1 той же статьи установлено, что право на меры социальной поддержки имеют пенсионеры, а также члены семей умерших пенсионеров из числа лиц, указанных в абзацах втором - шестом настоящего пункта, при условии предоставления им льгот по оплате жилья и коммунальных услуг по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Анализ приведенных правовых норм свидетельствует о том, что пенсионеры из числа медицинских работников областных государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в случае фактического предоставления им льгот по оплате жилья и коммунальных услуг по состоянию на 31 декабря 2004 года, имеют право на меры социальной поддержки в соответствии с названным законом области независимо от оснований, по которым данные льготы им были предоставлены, поскольку абзац 8 пункта 9 части 1 статьи 1 Закона Вологодской области от 01 июня 2005 года N 1285-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан" не связывает возможность получения мер социальной поддержки такими гражданами с наличием у них права (при выходе на пенсию или по состоянию на 31 декабря 2004 года) на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 6 настоящего Закона.
Как следует из материалов дела, в периоды с <ДАТА> по <ДАТА> и с <ДАТА> по настоящее время С. осуществляет трудовую деятельность на территории ... муниципального района в качестве медицинского работника в медицинском учреждении Вологодской областной Федерации профсоюзов санаторий "Новый источник" (л.д. 9 - 15).
В течение всего периода работы истец, как медицинский работник, проживающий в сельской местности, пользовалась льготами по оплате жилого помещения, отопления и освещения.
При разрешении спора суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Вологодской области от 01 июня 2005 года N 1285-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан", пришел к выводу об удовлетворении иска, и признал за С. право на предоставление денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из вида деятельности, осуществляемой санаторием "Новый источник", указав, что его статус правового значения не имеет.
Однако судебная коллегия полагает такой вывод суда первой инстанции ошибочным ввиду следующего.
Из устава медицинского учреждения Вологодской областной Федерации профсоюзов санатория "Новый источник", утвержденного постановлением исполкома Вологодской областной Федерации профсоюзов от 26 августа 2003 года N ... усматривается, что санаторий является медицинским учреждением, имеющим статус юридического лица, собственниками которого выступают Региональное общественное объединение - Вологодская областная Федерация профсоюзов и Федерация Независимых Профсоюзов России по ...% и ...% имущества учреждения - соответственно (л.д. 23).
Таким образом, санаторий "Новый источник" с момента образования не являлся и не является ни государственным, ни муниципальным учреждением здравоохранения, работа в котором давала бы истцу право на меры социальной поддержки в соответствии с абзацем третьим пункта 9 части 1 статьи 1 Закона Вологодской области от 01 июня 2005 года N 1285-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан".
Кроме того, из имеющегося в материалах дела письма санатория "Новый источник" от 16 мая 2014 года следует, что до 31 декабря 2004 года медицинским работникам санатория льгота по оплате жилья и коммунальных услуг предоставлялась исключительно за счет прибыли данного учреждения, финансирования на эти цели из областного бюджета санаторий не получал.
При таких обстоятельствах суд неправомерно удовлетворил заявленные исковые требования, поскольку законных оснований для признания за С. права на меры социальной поддержки в виде предоставления денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 1 и статьи 6 Закона Вологодской области N 1285-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан" не имелось.
При указанных обстоятельствах решение суда подлежит отмене, с принятием нового судебного акта об отказе истцу в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда от 12 августа 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение.
С. в удовлетворении исковых требований о признании права на получение компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг - отказать.

Председательствующий
Г.А.ОХАПКИНА

Судьи
М.В.СОКОЛОВА
О.В.ЖИДКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)