Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 17.06.2015 ПО ДЕЛУ N 33-3750/2015

Требование: О возложении обязанности по проведению капитального ремонта жилого дома.

Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Военной прокуратурой проведена проверка исполнения должностными лицами своих обязанностей по содержанию в надлежащем состоянии многоквартирного дома, в ходе которой установлена необходимость в проведении капитального ремонта указанного жилого дома.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 июня 2015 г. по делу N 33-3750/2015


Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Разуваевой Т.А.,
судей Симаковой М.Е., Федоровой Г.И.,
при секретаре Г.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании
апелляционные жалобы ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации", Министерства обороны Российской Федерации
на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 10 февраля 2015 года по гражданскому делу по иску военного прокурора Хабаровского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, открытому акционерному обществу "Славянка" о возложении обязанности по проведению капитального ремонта жилого дома.
Заслушав доклад судьи Симаковой М.Е., пояснения представителей ФГКУ "ДТУИО" МО РФ - Л., Министерства обороны РФ - Р., Г.А., поддержавших доводы жалоб, возражения прокурора Доськовой Т.Ю., судебная коллегия

установила:

Военный прокурор Хабаровского гарнизона обратился в суд с иском к ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФГКУ "ДТУИО" МО РФ) о возложении обязанности по проведению капитального ремонта жилого дома.
В обоснование требований указал, что военной прокуратурой Хабаровского гарнизона по обращению уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае, проведена проверка исполнения должностными лицами МО РФ своих обязанностей по содержанию в надлежащем состоянии многоквартирного дома, расположенного по <адрес> и придомовой территории, балансодержателем которого является ФГКУ "ДТУИО" МО РФ, в ходе которой установлена необходимость в проведении капитального ремонта указанного жилого дома.
Ненадлежащее исполнение ФГКУ "ДТУИО" МО РФ обязанностей собственника, вытекающих из бремени содержания, принадлежащего ему жилого дома (общежития), а также ненадлежащее исполнение своих обязанностей по капитальному ремонту влечет нарушение жилищных прав неопределенного круга лиц, размещенных и проживающих в указанном жилом фонде МО РФ.
Определениями Кировского районного суда г. Хабаровска от 21 ноября 2014 года, от 29 декабря 2014 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ОАО "Славянка", Министерство обороны РФ.
С учетом уточненных исковых требований, военный прокурор просил возложить на ответчиков обязанность произвести работы по капитальному ремонту жилого дома, расположенного по <адрес>, а именно: кровли здания; установить водосточные трубы; заменить чердачные перекрытия; заменить тепловой узел, который необходимо утеплить; утеплить тамбур входа в общежитие; произвести ремонт полов общего коридора и туалета; провести штукатурные работы внутренних стен здания; произвести ремонт пешеходных и подъездных дорог к жилому дому.
Ответчики исковые требования не признали.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 10 февраля 2015 года исковые требования военного прокурора Хабаровского гарнизона удовлетворены частично.
На Министерство обороны РФ, ФГКУ "ДТУИО" МО РФ, ОАО "Славянка" возложена обязанность произвести капитальный ремонт специализированного жилищного фонда - жилого дома N, расположенного по <адрес>, а именно: кровли здания; установке водосточных труб; замене чердачных перекрытий; замене теплового узла, который необходимо утеплить; утепление тамбура входа в общежитие; ремонт полов общего коридора и туалета; производству штукатурных работы внутренних стен здания, в срок до 31 декабря 2015 года.
В остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ФГКУ "ДТУИО" МО РФ считает решение подлежащим отмене в связи с нарушением норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что согласно Уставу учреждения ФГКУ "ДТУИО" МО РФ не уполномочено производить работы по текущему и капитальному ремонту спорного жилого дома. Кроме того, работы по ремонту кровли, установке водосточных труб, ремонту полов общего коридора и туалета, производству штукатурных работы внутренних стен здания относятся к текущему, а не капитальному ремонту.
В апелляционной жалобе Министерство обороны РФ не согласно с решением суда, считает его необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на то, что исходя из договора управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны РФ N 1-УЖФ от 02.08.2010, постановления Госстроя от 27.09.2003 N 170, ст. 161 ЖК РФ, обязанность по обеспечению надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, в том числе, внутридомовых инженерных сетей центрального отопления, водоснабжения, кровли и так далее, возложена на управляющую организацию. Причиной дефектов в спорном жилом доме, является не исполнение ОАО "Славянка" требований законодательства. Считает, что Министерство обороны РФ является ненадлежащим ответчиком.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель ОАО "Славянка" не явился, извещен надлежащим образом, с ходатайством об отложении дела не обращался. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствии представителя ответчика.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), выслушав пояснения представителей сторон, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, здание общежития, расположенное по <адрес> является федеральной собственностью, закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ "ДТУИО" МО РФ.
Учредителем ФГКУ "ДТУИО" МО РФ является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя в отношении учреждения осуществляет Министерство обороны.
Управление общим имуществом в вышеуказанном доме осуществляет ОАО "Славянка" на основании договора управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны РФ от 02.08.2010 N 1-УЖФ, заключенного между Министерством обороны РФ и ОАО "Славянка".
Проверкой проведенной военной прокуратурой Хабаровского гарнизона установлен факт ненадлежащего исполнения собственником обязанностей, вытекающих из бремени содержании жилого дома, и необходимость в проведении капитального ремонта здания общежития.
Суд первой инстанции, дав надлежащую оценку сложившимся правоотношениям сторон, руководствуясь положениями ст. ст. 210, 296, 676 ГК РФ, 65, 162 ЖК РФ, Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (с изменениями и дополнениями), Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170, договора управления, пришел к обоснованному выводу о том, что ответчики должным образом не исполняют обязанности по содержанию жилищного фонда Министерства обороны РФ, несмотря на наличие физического износа конструктивных элементов здания, капитальный ремонт общежития не производится, вследствие чего существенно нарушаются права граждан, проживающих в общежитии. В соответствии с материалами дела и нормами действующего законодательства судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что Министерство обороны РФ, выступая от имени собственника данного жилищного фонда, а также созданное этим Министерством ФГКУ "ДТУИО" МО РФ в целях выполнения обязанностей по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных сил, организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил РФ, и ОАО "Славянка", принявшее на себя в силу договора от 02.08.2010 обязанности по надлежащему содержанию специализированного жилищного фонда военных городков, обязаны устранить выявленные в ходе проверки недостатки, путем проведения капитального ремонта здания общежитии.
Доводы жалобы ответчиков о том, что они не наделены полномочиями по капитальному ремонту жилищного фонда опровергаются материалами дела, в том числе, Уставом ФГКУ "ДВТУИО" МО РФ, из которого следует, что управление имуществом, закрепленным за учреждением на праве оперативного управления включает в себя полномочия по его содержанию, эксплуатации, ремонту, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением этого имущества.
Также судебная коллегия не может признать убедительными доводы апелляционной жалобы Министерства обороны РФ о том, что министерство является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку причиной дефектов в спорном жилом доме является не исполнение ОАО "Славянка" требований законодательства.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ N 170 определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда со следующими целями: обеспечение сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведение единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечение выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Согласно п. 3.1.23 договора управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны РФ от 02.08.2010 N 1-УЖФ, управляющая компания обязана направлять заказчику (его уполномоченным представителям) предложения при необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков.
Как следует из материалов дела (предписания ГЖИ Правительства Хабаровского края от 15.02.2012, сообщения директора ОАО "Славянка" начальнику N отдела технической подготовки (обустройства войск), руководителям Регионального управления Заказчика капитального строительства МО РФ и ФГУ "ДВТУИО" МО РФ от 15.01.2012 о необходимости включения в план капитального ремонта общежития по <адрес> в связи с течью кровли и намоканием ограждающих конструкций), своевременно ремонтные работы произведены не были, и именно отсутствие финансирования ремонтных работ со стороны собственника имущества, привело к возникновению выявленных недостатков.
Доводы жалоб о том, что работы по ремонту кровли, установке водосточных труб, полов общего коридора и туалета, производство штукатурных работ, относятся к текущему ремонту, в связи с чем, судом безосновательно сделан вывод о том, что здания общежития требует капитального ремонта, не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку они основаны на неправильном толковании норм права и опровергаются собранными по делу доказательствами.
В целом доводы апелляционных жалоб повторяют доводы, приводимые в суде первой инстанции, являлись предметом судебного рассмотрения, направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 10 февраля 2015 года по гражданскому делу по иску военного прокурора Хабаровского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, открытому акционерному обществу "Славянка" о возложении обязанности по проведению капитального ремонта жилого дома оставить без изменения, апелляционные жалобы ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации", Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
Т.А.РАЗУВАЕВА

Судьи
М.Е.СИМАКОВА
Г.И.ФЕДОРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)