Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.11.2014 ПО ДЕЛУ N А12-21739/2014

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2014 г. по делу N А12-21739/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ф.И. Тимаева,
судей Т.В. Волковой, А.Ю. Никитина,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Солониной И.А.,
при участии в судебном заседании представителя министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области представитель Шилова Лилия Рифовна по доверенности N 25/3355 01.08.2012, выданной сроком до 01.08.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании при использовании систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 сентября 2014 года по делу N А12-21739/2014 (судья А.В. Сапова)
по иску Администрации Качалинского сельского поселения (404440, Волгоградская обл., Суровикинский р-н, х. Качалин; ОГРН 1053458084657; ИНН 3430008166)
к Волгоградской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (400131 г. Волгоград, ул. Коммунистическая, 5; ОГРН 1023403453072; ИНН 3444080684),
с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Волгоградской области,
о взыскании суммы,

установил:

администрация Качалинского сельского поселения (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с исковыми требованиями к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (далее - Миндортранс области, ответчик) о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в не перечислении 5 152 100 рублей в соответствии с соглашением N 228-13 от 13.05.2013; взыскании 5 413 741,32 рубля в счет возмещения ущерба.
Письменным заявлением истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил ответчика - Волгоградская область в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области и просил взыскать с ответчика 5 152 100 рублей задолженности по соглашению N 228-13 от 13.05.2013. От остальных требований истец отказался.
Уточнения иска и отказ от части исковых требований принят судом первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 01.09.2014 исковые требования удовлетворены в части взыскания с Волгоградской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области за счет средств дорожного фонда Волгоградской области в пользу администрации Качалинского сельского поселения 5 152 100 рублей по соглашению N 228-13 от 13.05.2013. В остальной части исковых требований производство по делу прекращено в связи с принятием судом отказа от иска.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что при вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции неверно оценил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального и процессуального права, выводы суда первой инстанции, содержащиеся в обжалуемом решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему.
Миндортранс области полагает, что не должно нести ответственность за несвоевременное поступление денежных средств из областного бюджета, поскольку предприняло все возможные меры для погашения задолженности, а также полагает, что является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Миндортрансом области, Администрацией Суровикинского муниципального района Волгоградской области, Администрацией городского поселения г. Суровикино Суровикинского муниципального района и Администрацией Качалинского сельского поселения Суровикинского муниципального района Волгоградской области заключено соглашение рег. N 228-13 от 13.05.2013 о предоставлении в 2013 году субсидий бюджетам муниципальных образований Суровикинского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области (далее по тексту - Соглашение рег. N 228-13 от 13.05.2013).
В пункте 1.2 Соглашения рег. N 228-13 от 13.05.2013 предусмотрено, что Миндортранс области в 2013 году направляет в бюджет Качалинского сельского поселения субсидию в размере 5 152 100 рублей на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Качалинское сельское поселение в свою очередь обязалось обеспечить направление средств бюджета поселения в размере 1 030 500 рублей на долевое финансирование работ (пункт 1.4 Соглашения рег. N 228-13 от 13.05.2013).
Из содержания Соглашения рег. N 228-13 от 13.05.2013 также следует, что сельское поселение должно заключить по результатам аукциона или конкурса муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту и ремонту дорог местного значения; направить средства бюджета сельского поселения на долевое участие в финансировании и представить в Миндортранс области всю предусмотренную Соглашением отчетную документацию.
Приложением Соглашения рег. N 228-13 от 13.05.2013 являются график перечисления субсидий, а также перечень объектов капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог местного значения, на финансовое обеспечение которых предоставляются в 2013 году субсидии бюджету сельского поселения из средств дорожного фонда, в частности ремонт дорожного покрытия по ул. Центральная в х. Качалин Суровикинского муниципального района Волгоградской области.
Согласно абзацу 1 пункта 6.2 Соглашения рег. N 228-13 от 13.05.2013 оно вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31 декабря текущего финансового года, а в части принятых Миндортрансом области обязательств до их полного исполнения (том 1 л.д. 92).
Во исполнение своих обязательств по Соглашению рег. N 228-13 от 13.05.2013 администрация Качалинского сельского поселения (как муниципальный заказчик) заключила с подрядчиком - ОГУП "Волгоградавтодор" муниципальный контракт N 0329300190613000001-0186237-01 от 08.07.2013 на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия по ул. Центральная в х. Качалин Суровикинского муниципального района Волгоградской области (том 1 л.д. 98-103). Стоимость контракта составила 6 182 600 рублей.
При этом (с учетом Соглашения рег. N 228-13 от 13.05.2013) из общей суммы контракта 6 182 600 рублей на долю местного бюджета отнесено 1 030 500 рублей и на долю областного - 5 152 100 рублей.
Выполненные подрядчиком работы оплачены частично из бюджета Качалинского сельского поселения в сумме 1 030 500 рублей.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 02.06.2014 по делу N А12-10553/2014, вступившим в законную силу, удовлетворены исковые требования подрядчика ОГУП "Волгоградавтодор" о взыскании с администрации Качалинского сельского поселения как со стороны по муниципальному контракту N 0329300190613000001-0186237-01 от 08.07.2013 задолженности в размере 5 152 100 рублей (то есть взыскана та часть, которая должна финансироваться из дорожного фонда), процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 221 969,64 рублей в связи с просрочкой оплаты работ.
Миндортранс области в своем отзыве на исковое заявление (том 1 л.д. 137-141) подтвердил, что администрация Качалинского сельского поселения исполнила обязательства по Соглашению рег. N 228-13 от 13.05.2013, свою долю по муниципальному контракту оплатила в полном объеме и предоставила необходимую отчетную документацию.
Истцом и ответчиком составлен и подписан совместный акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 01.01.2014 (том 1 л.д. 148), согласно которому задолженность по предоставлению субсидии в 2013 году составляет 5 152 100 рублей.
Ссылаясь на наличие у Миндортранса области кредиторской задолженности по Соглашению рег. N 228-13 от 13.05.2013 в размере 5 152 100 рублей, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском (с учетом заявления об отказе от части исковых требований).
Довод апелляционной жалобы о том, что Миндортранс области не должно нести ответственность за несвоевременное поступление денежных средств из областного бюджета, поскольку предприняло все возможные меры для погашения задолженности, является несостоятельным в силу следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 1 Закона Волгоградской области от 07.11.2011 N 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области" дорожный фонд Волгоградской области (далее - дорожный фонд) - это часть средств областного бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения), а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
Как указано в статье 6 Бюджетном кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ), межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса; межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 135 БК РФ из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам могут быть предоставлены субсидии.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 Бюджетного кодекса).
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 139 БК РФ).
В рассматриваемом случае условия и цели расходования субсидий, выделяемых на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в 2013 году были определены постановлением Правительства Волгоградской области от 26.02.2013 N 91-п в "Порядке предоставления и расходования субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований Волгоградской области за счет средств дорожного фонда Волгоградской области" (далее по тексту - Порядок N 91-п).
В Порядке N 91-п установлено, что предоставление субсидий осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета (пункт 1.4). Распределение субсидий между муниципальными образованиями Волгоградской области производится в соответствии с настоящим Порядком и утверждается нормативным правовым актом Правительства Волгоградской области (пункт 1.5). Предоставление субсидий осуществляется при условии обеспечения софинансирования расходных обязательств за счет средств бюджетов муниципальных образований в размере 20 процентов от стоимости работ по строительству (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием, подлежащих выполнению в текущем году (пункт 1.6).
Согласно пункту 1.7 Порядка N 91-п погашение кредиторской задолженности за отчетный финансовый год производится в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетам муниципальных образований за счет средств дорожного фонда Волгоградской области в текущем финансовом году.
В соответствии с пунктом 1.9 Порядка N 91-п контроль за целевым использованием субсидий осуществляют Миндортранс области и иные органы государственной власти Волгоградской области в соответствии с возложенными на них полномочиями.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 05.03.2013 N 105-п, в соответствии с Законом Волгоградской области от 07.11.2011 N 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области" и Законом Волгоградской области от 27.12.2012 N 181-ОД "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" утверждено распределение субсидий бюджетам муниципальных образований Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов на 2013 год. В частности для Качалинского сельского поселения на 2013 год были предусмотрены средства (субсидия) в размере 5 152 100 рублей.
В статье 6 БК РФ даны понятия бюджетному обязательству (это - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году) и расходному обязательству (это - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию средства из соответствующего бюджета).
Миндортранс области, исходя из положений статьи 161 БК РФ, по статусу приравнивается к казенному учреждению.
Таким образом, на основании положений статьи 139 БК РФ, Закона Волгоградской области об областном бюджете на 2013 год и Соглашения рег. N 228-13 от 13.05.2013 у Волгоградской области в лице Миндортранса перед Качалинским сельским поселением в лице Администрации возникли расходные бюджетные обязательства.
Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых являются бюджетные средства, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) не предусмотрено. Нормы бюджетного законодательства не исключают, а, напротив, предполагают регулирование отношений, предусматривающих бюджетное финансирование, нормами гражданского законодательства, если эти отношения основаны на договорах (соглашениях) и вытекающих из них расходных обязательствах (аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.11.2013 по делу N А21-7019/2012).
В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В силу части 2 статьи 425 ГК РФ договор, в котором отсутствует условие о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по договору, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Следовательно, указание в Соглашении рег. N 228-13 от 13.05.2013 о его действии до 31.12.2013 само по себе не влечет прекращение обязательства Миндортранс Волгоградской области по перечислению в бюджет Качалинского сельского поселения причитающуюся сельскому поселению субсидию (абзац 1 пункта 6.2 Соглашения рег. N 228-13 от 13.05.2013).
Фактически субсидия из областного бюджета в бюджет Качалинского сельского поселения в 2013 году перечислена лишь частично.
Существование задолженности по Соглашению рег. N 228-13 от 13.05.2013 Миндортрансом области не оспорено и не опровергнуто.
Бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования (или на превышение расходов над доходами бюджета в соответствующем финансовом году). Не может быть также прекращено уже возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие ранее принятого нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.05.2013 по делу N А12-14439/2012).
Таким образом, то обстоятельство, что Миндортранс области подавал заявки в Министерство финансов Волгоградской области на оплату задолженности по Соглашению рег. N 228-13 от 13.05.2013, однако они не были оплачены, не является основанием для освобождения ответчика от исполнения своего обязательства по вышеуказанному Соглашению.
Довод апелляционной жалобы о том, что Миндортранс области является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, также не принимается судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с Законом Волгоградской области от 27.12.2012 N 181-ОД "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" по подразделу 04 раздела 09, целевой статье расходов 5210103, по коду ведомства 830 главным распорядителем средств является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области. Указанное положение также отражено в пункте 1.1. Соглашения рег. N 228-13 от 13.05.2013, заключенного и подписанного сторонами.
Согласно материалам дела, ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения по Качалинскому сельскому поселению выполнен, что подтверждено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области от 02.06.2014 по делу N А12-10553/2014 (том 1 л.д. 105-106). Таким образом, истец выполнил свои обязательства, предусмотренные Соглашением рег. N 228-13 от 13.05.2013.
Материалы дела не содержат доказательств исполнения Миндортрансом области своих обязательств по предоставлению субсидии администрации Качалинского сельского поселения, документы, подтверждающее обратное ответчиком также не представлены.
На основании изложенного, суд первой инстанции сделал верный вывод об отсутствии оснований для уклонения ответчика от исполнения обязательств, принятых на основании Соглашения рег. N 228-13 от 13.05.2013.
Аналогичная позиция содержится в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11.07.2013 по делу N А55-27327/2012, постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.02.2013 по делу N А12-12254/2012.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Волгоградской области от 01 сентября 2014 года по настоящему делу и удовлетворения апелляционной жалобы Миндортранса области.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 сентября 2014 года по делу N А12-21739/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.

Председательствующий
Ф.И.ТИМАЕВ

Судьи
Т.В.ВОЛКОВА
А.Ю.НИКИТИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)