Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 24.04.2014 ПО ДЕЛУ N А61-2348/2013

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2014 г. по делу N А61-2348/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 апреля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Илюшникова С.М., судей Денека И.М. и Калашниковой М.Г., при участии в судебном заседании от заявителя - муниципального унитарного предприятия "Водопроводно-канализационное хозяйство Правобережного района" (ИНН 1511000933, ОГРН 1021500944475) - Варзиева В.Х. (доверенность от 06.03.2014), Плиевой И.К. (доверенность от 09.01.2014), в отсутствие заявителей: муниципального унитарного предприятия "Коммунресурсы" (ИНН 1512000830, ОГРН 1031500750335), муниципального унитарного предприятия "Владикавказские водопроводные сети" (ИНН 1513000745, ОГРН 1101513000654), заинтересованного лица - Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1021500580090, ОГРН 1061515005166), надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия - Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 04.02.2014 по делу N А61-2348/2013 (судьи Родионова Г.С., Бекоева С.Х., Коптева М.Б.), установил следующее.
МУП "Водопроводно-канализационное хозяйство Правобережного района" обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с заявлением о признании недействующими пункта 1 и приложения N 1 постановления Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия - Алания (далее - служба по тарифам) от 14.12.2012 N 67 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по водоснабжению, водоотведению, газоснабжению и отоплению в многоквартирных домах и жилых домах на территории Республики Северная Осетия - Алания" (далее - постановление N 67) в части утверждения нормативов потребления коммунальных услуг по водопотреблению и водоотведению для населения Республики Северная Осетия - Алания. Делу присвоен номер А61-2348/2013.
МУП "Коммунресурсы" обратилось с заявлением о признании недействующим постановления N 67 в части утверждения нормативов потребления коммунальных услуг по водопотреблению и водоотведению для населения Республики Северная Осетия - Алания (позиции 4-11 приложения N 1). Делу присвоен номер А61-2922/2013.
МУП "Владикавказские водопроводные сети" также обратилось с заявлением о признании недействующим постановления N 67 в части утверждения нормативов потребления коммунальных услуг по водопотреблению и водоотведению для населения Республики Северная Осетия - Алания (позиции 1-12 приложения N 1). Делу присвоен номер А61-3386/2013.
Определениями Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 19.06.2013 и от 15.10.2013 названные дела объединены в одно производство с присвоением объединенному делу номера А61-2348/2013.
Решением от 04.02.2014 суд признал пункт 1 и приложение N 1 постановления N 67 в части утверждения нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению для населения Республики Северная Осетия - Алания недействующими и несоответствующими постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее - постановление N 306). Судебный акт мотивирован тем, что нормативный правовой акт службы по тарифам в оспариваемой части не соответствует постановлению N 306, нарушает права и законные интересы ресурсоснабжающих организаций.
В кассационной жалобе служба по тарифам просит отменить решение от 04.02.2014. Заявитель указывает, что постановление N 306 не предусматривает обжалование такого нормативного акта в арбитражный суд. Нормативы потребления коммунальных услуг рассчитаны специалистами службы по тарифам в соответствии с методикой расчета, приведенной в постановлении Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 258 "О внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг". При расчете нормативов потребления использован расчетный метод.
В отзывах на кассационную жалобу МУП "Владикавказские водопроводные сети" и МУП "Коммунресурсы" указывают на законность решения суда от 04.02.2014.
В судебном заседании представители МУП "Водопроводно-канализационное хозяйство Правобережного района" высказались против удовлетворения жалобы.
В письме от 17.04.2014 служба по тарифам заявила ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представить дополнительные документы. Ходатайство рассмотрено судом и отклонено по следующим основаниям. В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе. При рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно пункту 3 статьи 284 Кодекса неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Новые доказательства по делу, которые не были предметом исследования нижестоящих судов, суд кассационной инстанции в силу вышеуказанных норм закона в силу статей 286 и 287 Кодекса принимать и исследовать не вправе.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в заседании лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение от 04.02.2014 следует отменить, производство по делу - прекратить.
В силу статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.
Материалы дела свидетельствуют о том, что предприятия обратились в арбитражный суд с настоящими заявлениями 11.07.2013, 15.08.2013 и 25.09.2013 (т. 1, л.д. 4, 65, т. 2, л.д. 91). Таким образом, заявления предприятий подлежат рассмотрению в соответствии с Кодексом в редакции Федерального закона от 07.06.2013 N 126-ФЗ "О внесении изменений в статьи 29 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", вступившего в силу со дня официального опубликования (07.06.2013).
В соответствии пунктом 1.1 части 1 статьи 29, пунктом 4 статьи 191 Кодекса арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" разъяснил, что заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в арбитражный суд, если федеральным законом прямо предусмотрено обжалование нормативного правового акта в арбитражный суд, а также если в федеральном законе содержится указание на рассмотрение в арбитражном суде споров в определенной сфере правового регулирования, так как это означает в том числе и возможность обжалования в арбитражный суд нормативных правовых актов в этой сфере (например, пункт 10 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"). Если федеральным законом установлено, что нормативный правовой акт может быть обжалован в суд или арбитражный суд, дело об оспаривании такого акта, если им затрагиваются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривается арбитражным судом (статьи 29, 191 Кодекса). Если федеральным законом предусмотрено обжалование нормативных правовых актов в судебном порядке, заявления о признании недействующими таких нормативных правовых актов не подлежат рассмотрению в арбитражном суде. Если арбитражный суд установит, что не имеется федерального закона, в соответствии с которым рассмотрение дела об оспаривании такого нормативного правового акта отнесено к его компетенции, арбитражный суд на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Кодекса прекращает производство по делу, за исключением случаев, когда заявление об оспаривании этого акта уже подавалось в суд общей юрисдикции и не было им рассмотрено по существу со ссылкой на неподведомственность соответствующего дела судам общей юрисдикции.
Как следует из материалов дела, предприятия обратились с заявлениями об оспаривании постановления службы по тарифам об установлении нормативов потребления коммунальных услуг, изданного в соответствии с постановлением N 306. Федеральный закон, относящий рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов об установлении нормативов потребления коммунальных услуг к подведомственности арбитражных судов, отсутствует.
Следовательно, данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Кодекса арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. При таких обстоятельствах решение суда от 04.02.2014 надлежит отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Кодекса.
Руководствуясь статьями 150, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 04.02.2014 по делу N А61-2348/2013 отменить.
Прекратить производство по данному делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.М.ИЛЮШНИКОВ
Судьи
И.М.ДЕНЕКА
М.Г.КАЛАШНИКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)