Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.02.2015 ПО ДЕЛУ N А14-11199/2013

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2015 г. по делу N А14-11199/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 25 февраля 2015 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Афониной Н.П.,
судей Яковлева А.С.,
Письменного С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ливенцевой Н.В.,
при участии:
- от Муниципального казенного предприятия городского округа город Воронеж "Воронежтеплосеть": Кокин К.А. - представитель по доверенности N 227 от 31.12.2014;
- от общества с ограниченной ответственностью "УК Бульвар Победы": Николенко А.А. - представитель по доверенности N 01-юр от 15.01.2015 (до перерыва);
- от общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное Предприятие N 31": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от общества с ограниченной ответственностью "Межрегиональная строительная компания "ЮМИГ": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Бульвар Победы" (ОГРН 1133668012422, ИНН 3662186987) на решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.09.2014 по делу N А14-11199/2013 (судья Росляков Е.И.) по исковому заявлению Муниципального казенного предприятия городского округа город Воронеж "Воронежтеплосеть" (ИНН 3650003290, ОГРН 1023602243037) к обществу с ограниченной ответственностью "УК Бульвар Победы" о взыскании 285 493 руб. 35 коп., с участием третьих лиц - ООО "Ремонтно-эксплуатационное Предприятие N 31", ООО "Межрегиональная строительная компания "ЮМИГ",

установил:

Муниципальное казенное предприятие городского округа город Воронеж "Воронежтеплосеть" (далее - истец, МКП "Воронежтеплосеть") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "УК Бульвар Победы" о взыскании расходов по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов в размере 285 493 руб. 35 коп. (с учетом уточнений исковых требований, принятых определением суда от 05.06.2014).
Определением суда от 29.04.2014 произведена замена ненадлежащего ответчика ООО УК "Бульвар Победы" (ОГРН 1113668043598 ИНН 3662169639) на надлежащего - ООО "УК Бульвар Победы" (ОГРН 1133668012422 ИНН 3662186987).
Определением суда от 05.06.2014 производство по делу в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 28.09.2013 по день вынесения решения прекращено, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное Предприятие N 31", (далее - третье лицо (1) ООО "РЭП N 31" г. Воронежа).
Определением суда от 22.07.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено общество с ограниченной ответственностью "Межрегиональная строительная компания "ЮМИГ" (далее - третье лицо (2) ООО МРСК "ЮМИГ").
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 11.09.2014 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, ООО "УК Бульвар Победы" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой общество просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
По мнению заявителя жалобы, необоснованным является вывод суда о подтверждении фактически понесенных энергоснабжающей организацией расходов, ответчик указывает, что данный жилой дом принят в управление вместе с установленным на системе теплоснабжения общедомовым прибором учета тепловой энергии, из акта о приемки выполненных работ усматривается, что работы подрядной организацией были выполнены 27.12.2011, в то время, когда ООО "УК Бульвар Победы" управление МКД не осуществляло, следовательно, представители управляющей компании в приеме работ не участвовали. Ответчик ссылается на неправомерный вывод суда о том, что действия истца по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии не противоречат воле собственников.
МКП "Воронежтеплосеть" представлены пояснения на апелляционную жалобу, в которых истец просит оставить решение суда без изменения.
В заседании суда представитель ООО "УК Бульвар Победы" доводы жалобы поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель МКП "Воронежтеплосеть" возражал против удовлетворения жалобы, просил оставить решение суда без изменения.
Третьи лица - ООО "Ремонтно-эксплуатационное Предприятие N 31", ООО "Межрегиональная строительная компания "ЮМИГ" явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о слушании дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие не явившихся представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
По делу объявлялся перерыв с 11.02.2015 по 18.02.2015.
В силу части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, пояснений на нее, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела, ООО "УК Бульвар Победы" является управляющей компанией многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Беговая, 152.
Поскольку собственниками помещений многоквартирного дома не были приняты решения об установке общедомовых узлов учета тепловой энергии, с целью проектирования и установки приборов учета тепловой энергии между МКП "Воронежтеплосеть" (заказчик) и ООО МРСК "ЮМИГ" (подрядчик) 09.08.2011 заключен договор подряда, в соответствии с п. 1.1. которого (в редакции дополнительного соглашения от 02.02.2012) заказчик поручает и обязуется оплатить, а подрядчик обязуется выполнить и сдать заказчику работы по установке приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения на жилых домах, подключенных к тепловым сетям МКП "Воронежтеплосеть", а также работы по установке узлов связи для передачи данных с узлов учета энергии на диспетчерский пункт, согласно приложения N 1.
В силу п. 2.1. договора стоимость работ определяется сметами, согласованными сторонами (Приложение N 2) и составляет 52 000 000 руб., НДС (18%) 7 932 203 руб. 39 коп. включен. Цена, указанная в п. 2.1. договора, может быть изменена в период действия настоящего договора и корректируется в случае выявления объемов работ и инфляционных процессов, неучтенных утвержденной сметной документацией.
В силу п. 2.4. заказчик производит оплату выполненных работ в течение 15 дней со дня подписания окончательного акта выполненных работ и получения счета-фактуры.
В соответствии с п. 3.1. договора сроки начала и завершения работ определяются графиком производства работ, являющимся приложением N 3 к договору.
Согласно приложению N 1 к договору подряда в перечень жилых домов был включен и дом по адресу: ул. Беговая, 152-узел 1.
Согласно графику выполнения работ по установке тепловых счетчиков на жилых домах (приложение N 3) срок выполнения указанных работ в отношении жилого дома, по адресу: ул. Беговая, 152 определен с 22.09.2011 по 22.09.2011.
Спорный узел учета тепловой энергии был допущен в эксплуатацию: по ул. Беговая, 152 с 31.10.2011 по 01.10.2012, о чем составлен Акт первичного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у абонента, подписанный уполномоченными лицами.
МКП "Воронежтеплосеть" и ООО МРСК "ЮМИГ" подписали акт о приемке выполненных работ - установке приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения на жилых домах, подключенных к тепловым сетям МКП "Воронежтеплосеть" в отношении объекта - жилой дом по ул. Беговая, 152.
В материалы дела истцом представлена справка о стоимости выполненных работ и затрат по установке приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения в отношении объекта - жилой дом по ул. Беговая, 152.
Истец направил в адрес ООО УК "Бульвар Победы" с сопроводительным письмом N 1428 от 02.04.2013 два экземпляра договора N 1946/ОДПУ от 18.03.2013 купли-продажи общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды (ОДПУ) с Приложением N 1 для подписания уполномоченным лицом. Срок для акцепта по настоящей оферте устанавливается в 10 дней.
МКП "Воронежтеплосеть" 12.09.2013 обратилось в ООО УК "Бульвар Победы" с претензией (исх. N 4063), в которой указало на необходимость оплатить расходы, включающие в себя стоимость ОДПУ и стоимость по их установке в размере 285 493 руб. 35 коп. Указанная претензия получена ответчиком, согласно уведомлению о вручении 23.09.2013, и оставлена без удовлетворения.
Таким образом, работы стоимостью 285 493 руб. 35 коп. по данному договору выполнены и сданы заказчику по акту N 1 от 27.12.2012, узел учета тепловой энергии введен истцом в эксплуатацию.
Ссылаясь на то, что обязанность по оплате расходов по установке общедомового прибора учета, установленного РСО в жилом доме, собственниками которого избран способ управления - управляющей организацией, лежит на управляющей организации с последующим возмещением расходов собственниками помещений, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные исковые требования, суд области правомерно руководствовался следующим.
В силу ч. 3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В силу подпунктов "з", "и", "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт; проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета и т.д.).
Пунктом 6 Примерного перечня работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, являющегося приложением к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, предусмотрено, что установка приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей) относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Согласно ч. 2.3. ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ).
В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В силу ч. 9 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Согласно ч. 12 ст. 13 настоящего Федерального закона до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Допуск работников организации, устанавливающей приборы учета, в спорные многоквартирные дома в настоящем случае был обеспечен, приборы учета установлены, составлены акты первичного допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии у потребителя. ООО "УК Бульвар Победы" не оспаривает наличие установленных приборов учета.
Оплата работ по установке приборов учета ООО "УК Бульвар Победы" не произведена.
При этом оплата потребленного коммунального ресурса в соответствии с показаниями приборов учета свидетельствует о соответствии действий истца воле собственников, от имени которых выступает управляющая компания, на обеспечение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета в соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, согласно которым передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Исходя из системного анализа указанных положений законодательства, регулирующего порядок установки и ввода в эксплуатацию в жилых домах приборов учета коммунальных ресурсов, суды пришли к выводу о том, что в случае выбора собственниками помещений многоквартирного дома способа управления силами управляющей организации оплата установки общедомовых приборов учета возлагается на управляющую организацию, выступающую в отношениях с ресурсоснабжающими организациями от имени собственников помещений и осуществляющую управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Оценив обстоятельства дела и представленные доказательства в их совокупности в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, суд правомерно указал, что действия истца по установке общедомовых приборов учета, которые используются по назначению, не противоречат воле собственников, служат основанием для взыскания стоимости работ по установке общедомовых приборов учета с ответчика (ООО УК "Бульвар Победы), являющегося ответственным за содержание спорных многоквартирных домов и выполнение требований законодательства об энергосбережении. Положения ч. 12 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ не могут толковаться как освобождающие управляющую организацию от оплаты расходов истца по фактической установке приборов учета. Указанная позиция отражена в Постановлении АС ЦО от 11.02.2015 по делу N А14-11197/2013.
Довод заявителя жалобы о том, что истец не направил собственникам жилых помещений, управляющей организации предложение об оснащении приборами учета поставляемого ресурса, что лишило собственников многоквартирных жилых домов возможности самостоятельно утвердить перечень работ, их стоимость, выбрать подрядную организацию, отклоняется со ссылкой на положения Федерального закона N 261-ФЗ, предусматривающие обязанность управляющей организации оплатить расходы по установке приборов учета, произведенных ресурсоснабжающей организацией, в том числе и в случае, если собственники не приняли решения об установке прибора учета.
Довод ответчика о том, что прибор учета был установлен до того как спорный дом перешел в управление ООО "УК Бульвар Победы", обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку в настоящее время ООО "УК Бульвар Победы" выбрана собственниками многоквартирного дома N 152 по ул. Беговая г. Воронежа в качестве управляющей организации и выполняет функции, предусмотренные ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и пп. "к" п. 11 Правил N 491.
Довод ответчика о завышенной цене договора купли-продажи N 1946/ОДПУ также верно отклонен судом области, поскольку фактически понесенные энергоснабжающей организацией расходы подтверждены материалами дела.
Ссылка заявителя на то, что спорные приборы учета были установлены ООО "РЭП-31" по заказу ответчика, не нашла своего подтверждения, поскольку акты выполненных работ между ООО "УК Бульвар Победы" и ООО "РЭП 31" не составлялись, оплата за выполненные работы не производилась.
Поскольку действия истца по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии не противоречат воле собственников, следовательно, возникает встречное обязательство по ее оплате истцу, которое правомерно возложено в данном случае на управляющую организацию, так как собственниками жилого дома избран способ управления домом - управляющей организацией, а не непосредственное управление домом.
Учитывая факт наличия у ответчика, как управляющей организации, обязанности по оплате проведения работ по установке узлов учета, а также отсутствия доказательств оплаты по актам приемки и допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, требование о взыскании 285 493 руб. 35 коп. подлежит удовлетворению.
В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательное приобретение или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Из содержания упомянутой нормы следует, что для удовлетворения заявленных требований, истцу надлежит доказать, что имело место приобретение или сбережение имущества, приобретение или сбережение произведено за его счет и ответчиком при отсутствии к тому правовых оснований, то есть не основано ни на законе (иных правовых актах), ни на сделке. Кроме того, истцом должен быть доказан размер неосновательного обогащения.
В силу пункта 2 статьи 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда заканчивалось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежит. Поскольку заявитель оплатил госпошлину в размере 3355 руб., вместо 2000 руб., госпошлина в размере 1355 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.09.2014 по делу N А14-11199/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Бульвар Победы" (ОГРН 1133668012422, ИНН 3662186987) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.П.АФОНИНА

Судьи
А.С.ЯКОВЛЕВ
С.И.ПИСЬМЕННЫЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)