Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.06.2014 ПО ДЕЛУ N А56-49287/2013

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2014 г. по делу N А56-49287/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Федорчуком А.В.
при участии:
от заявителя: Проскуриной М.Г. по доверенности от 13.03.2014
от ответчика: Никифорова С.Б. по доверенности от 27.02.2014, Кононова Р.А. по доверенности от 27.03.2014
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-10203/2014, 13АП-10257/2014) ООО "Жилкомсервис N 2 Красносельского района" и СПб ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2014 по делу N А56-49287/2013 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению ООО "Жилкомсервис N 2 Красносельского района"
к Межрайонной ИФНС России N 22 по Санкт-Петербургу
3-е лицо: СПб ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство"
об оспаривании постановления

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Красносельского района" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 07.08.2013 N СС-5, вынесенного Межрайонной ИФНС России N 22 по Санкт-Петербургу (далее - Заинтересованное лицо, Инспекция).
К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечено Санкт-Петербургской государственное унитарное предприятие "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства" (далее - третье лицо, ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство").
Решением от 31.03.2014 требования Общества оставлены без удовлетворения. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
Общество и ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" обратились с жалобами в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, в которых просят вынесенное решение отменить, требования Заявителя удовлетворить.
В судебном заседании представитель Заявителя доводы жалоб поддержал, представители МИФНС России N 22 возражали против удовлетворения апелляционных жалоб согласно представленному отзыву, просили оставить вынесенное решение без изменения.
ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" представителя в судебное заседание не направило, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 26.06.2013 Инспекцией на основании поручения от 01.07.2013 N 01/07/02 была проведена проверка Общества по вопросу использования Обществом специального банковского счета открываемого поставщиком.
Актом от 26.07.2013 N 02/07/2 СС проверки использования организацией, осуществляющей деятельность поставщика, специального банковского счета (счетов) для осуществления соответствующих расчетов установлено что поставщик (Общество) в соответствии с пунктом 2.1 Устава осуществляет деятельность, связанную с организацией управления жилищным фондом, обеспечением технической эксплуатации жилищного фонда и нежилого фонда и организацией предоставления коммунальных услуг на основании договоров, заключенных с жилищной организацией, выступающей уполномоченным представителем Санкт-Петербурга - собственника жилых и нежилых помещений в домах в соответствии с перечнем адресов.
Инспекцией 26.06.2013 на основании поручения N 01/07/2 от 01.07.2013 была проведена проверка ООО "Жилкомсервис N 2 Красносельского района", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Пионерская, д. 19, к. 3, по вопросу использования Обществом специального банковского счета (счетов), открываемого поставщиком.
Проверкой было установлено, что поставщик ООО "Жилкомсервис N 2 Красносельского района" в соответствии с п. 2.1 Устава осуществляет деятельность, связанную с организацией управления жилищным фондом, обеспечением технической эксплуатации жилищного фонда и нежилого фонда и организации предоставления коммунальных услуг на основании договоров, заключенных с жилищной организацией, выступающей уполномоченным представителем Санкт-Петербурга - собственника жилых и нежилых помещений в домах в соответствии с перечнем адресов.
Согласно договорам поставщик ООО "Жилкомсервис N 2 Красносельского района" обязуется обеспечивать управление многоквартирными домами, а собственник обязуется обеспечивать перечисление поставщику ООО "Жилкомсервис N 2 Красносельского района" ежемесячно коммунальные платежи.
Согласно договору N 803/1-09 от 01.03.2007 на организацию расчетов и перечисление денежных средств населения за услуги, оказываемые организацией, осуществляющей управление многоквартирным жилым домом, заключенному между агентом Санкт-Петербургским унитарным предприятием "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства" (ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство") и ООО "Жилкомсервис N 2 Красносельского района" (принципал), стороны осуществляют взаимодействие в целях рациональной организации работы по расчету, сбору и надлежащему перечислению сумм платежей населения за жилое помещение и коммунальные услуги.
Агент от своего имени, по поручению и за счет принципала обязуется осуществлять в рамках договора юридические и фактические действия по организации комплекса работ, включая расчеты, надлежащее перечисление сумм платежей собственников за жилое помещение, коммунальные и прочие услуги, распределение, перечисление платежей нанимателей, поступивших в оплату жилых помещений и коммунальных услуг (пункт 1.1 договора).
Денежные средства, поступающие агенту от собственников и нанимателей в пользу Принципала, перечисляются на расчетный счет поставщика N 40702810300180000269 в ОАО Банк "Открытие", не являющийся специальным счетом.
В период с 01.05.2013 по 30.06.2013 на указанный расчетный счет поступило платежей на сумму 12011496 руб. 85 коп. (справка N 529 от 23.07.2013).
Между агентом ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" и субагентами ФГУП "Почта России" и ЗАО "Петроэлектросбыт" заключены договоры на прием и перечисление платежей по поручениям физических лиц, в соответствии с которыми субагенты обязуются перечислять на расчетный счет агента принятые от плательщиков денежные средства (договоры N 16 от 01.06.2006, N 54 от 01.03.2012).
На расчетный счет агента в период с 01.05.2013 по 30.06.2013 поступили от субагентов платежи населения, проживающего в домах под управлением поставщика, на сумму 29265669 руб. 80 коп. на основании счетов-извещений за жилищно-коммунальные услуги (сведения о суммах платежей населения представлены ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство"). Согласно отчету агента в период с 01.05.2013 по 30.06.2013 на расчетный счет поставщика перечислено 11909148 руб. 28 коп. коммунальных платежей, оплаченных у субагентов (отчет по перечислениям от 15.07.2013).
В ходе проверки было установлено нарушение ООО "Жилкомсервис N 2 Красносельского района" части 18 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", а именно неиспользование организацией, осуществляющей деятельность поставщика, специального банковского счета для осуществления соответствующих расчетов, в связи с его отсутствием.
По результатам проверки сотрудниками налоговых органов был составлен акт проверки от 26.07.2013 N 02/07/2 СС и протокол N 021314СС об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
Постановлением Инспекции от 07.08.2013 N СС-5 Общество привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией в виде штрафа в размере 40000 руб.
Не согласившись с постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что Общество является субъектом административного правонарушения и материалами дела подтверждено наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе Общество, выражая несогласие с вынесенным решением, указывает, что не является платежным агентом, как и ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство". Общество указывает, что денежные средства, предназначенные для ресурсоснабжающих организаций и Общества за выполненные работы (оказанные услуги) осуществляются по безналичному расчету, в связи с чем отсутствует обязанность Общества по открытию специального счета.
Третье лицо в апелляционной жалобе ссылается на нарушение его законных прав и интересов, поскольку в тексте обжалуемого судебного акта, по мнению подателя жалобы, содержится неправомерный вывод о том, что ГУП "ВЦКП "Жилищное хозяйство" является платежным агентом.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы и выслушав мнение сторон, соглашается с выводами суда первой инстанции и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества ввиду следующего.
Частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Законом N 103-ФЗ, банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
Состав указанной нормы является сложным, административная ответственность по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ наступает в том числе за неиспользование платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
В рассматриваемом случае объективной стороной вмененного заявителю административного правонарушения является неиспользование Обществом, являющимся поставщиком коммунальных услуг, специального банковского счета для зачисления принимаемых от граждан платежей за коммунальные услуги.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, регулируются Законом N 103-ФЗ, что следует из статьи 1 названного закона.
Деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (часть 1 статьи 3 Закона N 103-ФЗ).
В статье 2 Закона N 103-ФЗ приведены основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, в том числе:
- поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;
- плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;
- платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
- оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
- платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Частью 14 статьи 4 Закона N 103-ФЗ предусмотрено, что платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
Обязанность поставщика при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей использовать специальный банковский счет установлена в части 18 статьи 4 Закона N 103-ФЗ, согласно которой поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
По специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться операции, в том числе по списанию денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика (пункт 4 части 16 Закона N 103-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 8 данного Закона прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 названного Федерального закона, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 названного Федерального закона, не допускаются.
Исходя из логического толкования вышеперечисленных норм, Общество является поставщиком в смысле, придаваемом этому понятию Законом N 103-ФЗ, как лицо, которому вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Из логического толкования положений статей 2 - 4 Закона N 103-ФЗ также следует вывод о том, что если денежные средства получены поставщиком от платежного агента (оператора по приему платежей либо платежного субагента), за исключением кредитной организации, такие денежные средства должны быть зачислены исключительно на специальный банковский счет поставщика.
Действительно, в силу пункта 4 части 2 статьи 1 Закона N 103-ФЗ положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в безналичном порядке. Но в рассматриваемом случае денежные средства, уплаченные физическим лицом не в кредитную организацию, а внесенные оператору по приему платежей (платежному агенту или платежному субагенту) являются наличными расчетами в смысле, придаваемом таким расчетам названным Законом. Оператором по приему платежей и платежным агентом в силу закона и договора от 27.03.2008 N 269/1-6/09 является ГУП ВЦКП "Жилищное агентство".
Доводы подателя жалобы о том, что ГУП ВЦКП "Жилищное агентство" не является платежным агентом в смысле Закона N 103-ФЗ, так как оказывает и иные услуги, например, формирует счета-квитанции, выполняет иные действия в рамках заключенных договоров, основаны на неправильном применении и толковании положений Закона N 103-ФЗ, так как в отношении денежных средств, поступивших от физического лица либо от платежного субагента в качестве платы за коммунальные услуги ГУП ВЦКП "Жилищное агентство" выполняет функцию платежного агента, а следовательно, должно действовать в соответствии с правилами, установленными законом и зачислять такие денежные средства на специальные банковские счета и в дальнейшем перечислять на специальные банковские счета поставщиков коммунальных услуг. Денежные средства от остальных услуг, в том числе агентское вознаграждение, зачисляются на иные счета, не являющиеся специальными в силу Закона N 103-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, и отказал в признании незаконными оспариваемых постановления и представления Инспекции.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено, наказание назначено заявителю в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 15.1 КоАП РФ с учетом характера и степени вины.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2014 по делу N А56-49287/2013 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
Е.А.СОМОВА

Судьи
Г.В.БОРИСОВА
И.Б.ЛОПАТО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)