Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 12.10.2015 N Ф10-3194/2015 ПО ДЕЛУ N А14-10974/2014

Требование: О признании недействительным предписания административного органа по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 2015 г. N Ф10-3194/2015

Дело N А14-10974/2014

Резолютивная часть объявлена 06.10.2015
Полный текст постановления изготовлен 12.10.2015
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.
судей Стрегелевой Г.А., Смолко С.И.
при ведении протокола в судебном заседании кассационной инстанции помощником судьи Частиковой О.В.
при участии в заседании:
- - от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "СтройТехника" (ОГРН 1073667031360, ИНН 3662124331, г. Воронеж, ул. Антонова-Овсеенко, 31а, кв. 1 - 11); Масленниковой Е.М. - представителя по доверенности от 25.08.2015;
- - от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Воронежской области отдел надзорной деятельности Советского района г. Воронежа (ОГРН 1043600098530, ИНН 3664061454, г. Воронеж, пр. Патриотов, 1, 394006); Болховитина Д.В. - представителя по доверенности от 12.01.2015 N 5-14-15;
- рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Воронежской области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "СтройТехника" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.04.2015 (судья Домарева В.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2015 (судьи Протасов А.И., Донцов П.В., Миронцева Н.Д.) по делу N А14-10974/2014,

установил:

общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "СтройТехника" (далее - ООО УК "СтройТехника", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным предписания Отдела надзорной деятельности Советского района г. Воронежа Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Воронежской области (далее - Отдел, административный орган) от 04.06.2014 N 181/1/1-10.
Решением суда от 16.04.2015 были признаны недействительными пункты 181/1/1, 181/1/2, 181/1/3, 181/1/8, 181/1/10 предписания от 04.06.2014 N 181/1/1-10. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 16.07.2015 решение суда от 16.04.2015 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права и направить дело на новое рассмотрение.
В суде кассационной инстанции представитель Общества уточнил требования по жалобе, прося об отмене оспариваемых судебных актов в части неудовлетворенных требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в кассационной жалобе, заслушав объяснения представителей Общества, административного органа, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ООО УК "СтройТехника" является управляющей компанией, осуществляющей управление многоквартирным жилым домом N 26 "А" по ул. Тепличная г. Воронежа.
Во исполнение распоряжения начальника Отдела от 28.04.2014 N 181 сотрудником Отдела в период с 14.05.2014 по 04.06.2014 проведена внеплановая проверка многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Тепличная, 26 "А".
В ходе проверки установлено нарушение Обществом обязательных требований пожарной безопасности, предусмотренной Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ), Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), "СНиП 31-03-2003. Здания жилые многоквартирные" (далее - СНиП 31-03-2003), "СНиП 23-05-95. Естественное и искусственное освещение" (далее - СНиП 23-05-95), "СНиП 21-01-97. Пожарная безопасность зданий и сооружений" (далее - СНиП 21-01-97).
По результатам проверки Отделом выдано Обществу предписание от 04.06.2014 N 181/1/1-10 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
В названном предписании Обществу предложено в срок до 01.11.2014 устранить допущенные нарушения.
Не согласившись с предписанием, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предписание в части пунктов 181/1/1, 181/1/2, 181/1/3, 181/1/8, 181/1/10 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем удовлетворил заявление в указанной части.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Поскольку решение и постановление суда по настоящему делу в части удовлетворенных требований никем не оспаривается, то, руководствуясь статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверяет эти судебные акты в части неудовлетворенных требований исходя из следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) нормативными документами по пожарной безопасности являются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно статье 38 Закона N 69-ФЗ за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством ответственность несут, в частности, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать безопасные условия проживания граждан.
Частью 2 статьи 162 названного Кодекса предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены "Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Правила N 491).
В силу подпункта "е" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе и меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что управление вышеназванным многоквартирным домом осуществляет ООО "СтройТехника". В связи с этим суды пришли к выводу, что заявитель является лицом, ответственным за содержание общего имущества этого многоквартирного дома, в том числе за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 2 Закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Статьей 20 названного Федерального закона предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1 Закона N 123-ФЗ).
Согласно статье 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности (часть 2). К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона (часть 3).
В соответствии с пунктом 181/1/4 предписания Обществу вменяется нарушение пункта 4.3 СНиП 31-01-2003: не выполнен пандус на входной группе.
В соответствии с пунктом 1.1 нормы и правила СНиП 31-01-2003 распространяются на проектирование и строительство вновь строящихся и реконструируемые многоквартирные жилые здания высотой до 75 м.
В соответствии с пунктом 4.3 этих правил: "При проектировании и строительстве жилого здания должны быть обеспечены условия для жизнедеятельности маломобильных групп населения, доступности участка, здания и квартир для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, если размещение квартир для семей с инвалидами в данном жилом доме установлено в задании на проектирование".
Таким образом, обеспечение условий для жизнедеятельности маломобильных групп населения решается при проектировании и строительстве жилого дома.
Невыполнение пандуса на входной группе дома 26 "А" по ул. Тепличная допущено застройщиком - ОАО "ДСК", что подтверждается актом проверки Госархстройнадзора от 25.03.2008 N 135 (т. 1 л.д. 16).
Поскольку Общество не являлось лицом, которое проектировало или строило жилой дом N 26 "А" по ул. Тепличная в г. Воронеже, то вменение ему нарушений пункта 4.3 СНиП 31-01-2003 незаконно.
Кроме того, согласно частям 1, 4 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ) в редакции, действующей на момент принятия предписания, Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Закона N 384-ФЗ.
Национальные стандарты и своды правил, включенные в перечень, указанный в части 1 названной статьи, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями.
Пунктом 82 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил) (действовавшего до 01.07.2015) (далее - Перечень), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Закона N 384-ФЗ, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р, предусмотрено обязательное исполнение разделов 4 (пункты 4.1, 4.4 - 4.9, 4.16, 4.17), 5, 6, 8 (пункты 8.1 - 8.11, 8.13, 8.14), 9 - 11 СНиП 31-01-2003.
Таким образом, пункт 4.3 СНиП 31-01-2003 носил рекомендательный характер и на момент принятия оспариваемого постановления не был отнесен к обязательным для исполнения.
В соответствии с пунктом 181/1/5 оспариваемого предписания Обществу вменено нарушение статьи 64 Закона N 123-ФЗ: отсутствует декларация пожарной безопасности.
В соответствии с требованиями статьи 64 Закона N 123-ФЗ декларация пожарной безопасности составляется в отношении объектов защиты, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации.
Статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрена необходимость проведения государственной экспертизы проектной документации в отношении многоквартирных домов с количеством этажей более трех.
С учетом изложенных норм права, в отношении таких объектов необходима разработка и регистрация декларации пожарной безопасности.
Категории лиц, обязанных разработать и зарегистрировать пожарную декларацию, определены частью 4 статьи 64 Закона N 123-ФЗ. При этом частью 7 статьи 64 Закона N 123-ФЗ для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу данного Федерального закона, декларация пожарной безопасности предоставляется не позднее одного года после дня вступления его в силу.
Выводы судов, о том, что Общество является тем лицом, которое обязано разработать и зарегистрировать пожарную декларацию в соответствии с частью 4 статьи 64 Закона N 123-ФЗ, в рассматриваемой ситуации недостаточно обоснован, так как нарушение статьи 64 названного Закона выражается в непредставлении декларации пожарной безопасности, либо ее несоответствие требованиям закона, а это Обществу не вменяется.
Пунктом 181/1/6 Обществу вменено нарушение пункта 7.62 СНиП 23-05-95: отсутствует в общих лестничных клетках эвакуационное освещение, а в оспариваемых судебных актах в отношении этого пункта речь идет о нарушении Обществом требований п. 7.74 и п. 7.78 СНиП 23-05-95 (в редакции, утвержденной Постановлением Минстроя РФ от 02.08.1995 N 18-78), хотя нарушение этих пунктов по оспариваемому предписанию не вменялось.
В момент принятия оспариваемого предписания действовали утвержденные Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 N 783 "СП 52.13330.2011. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95", в разделе 7 которого приведены требования, соответствующие целям Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а пункт 7.62 этого раздела СНиП 23-05-95 относится к нормируемым значениям средней яркости дорожного покрытия в автотранспортных тоннелях.
Таким образом, вменение Обществу нарушения п. 7.62 не действующего на момент принятия оспариваемого предписания СНиП, не может быть признано законным и обоснованным.
В пункте 181/1/7 речь идет о нарушении Обществом требований п. 7.3.11 СНиП 31-03-23: не оборудованы мусоросборные камеры по всей площади спринклерными оросителями в соответствии с этим пунктом мусоросборная камера должна быть защищена по всей площади спринклерными оросителями. Участок распределительного трубопровода оросителей должен быть кольцевым, подключен к сети хозяйственно-питьевого водопровода здания и иметь теплоизоляцию из негорючих материалов. Дверь камеры должна быть утеплена.
Как было сказано выше, в соответствии с п. 82 Правил предусмотрено обязательное исполнение разделов 4 (пункты 4.1, 4.4 - 4.9, 4.16, 4.17), 5, 6, 8 (пункты 8.1 - 8.11, 8.13, 8.14), 9 - 11 СНиП 31-01-2003, следовательно, пункт 7.3.11 носил рекомендательный характер.
Также не может быть признан законным и обоснованным пункт 181/1/7 предписания в силу следующего.
В силу части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Вместе с тем, статьей 44 ЖК РФ установлено, что органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В силу статьи 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статья 162 ЖК РФ).
В данном случае по решению собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома было решено заварить мусоропроводы в подъездах, складировать мусор в контейнеры, установленные на прилегающей к дому территории.
Данное обстоятельство представитель административного органа не оспаривает.
Следовательно, применительно к статье 44 ЖК РФ, отказ от использования мусоропровода и складирование мусора в контейнеры, установленные на контейнерной площадке, является выбором собственниками формы сбора твердых бытовых отходов.
Таким образом, оборудование мусоросборных камер спринклерными оросителями в доме N 26 "А" по ул. Тепличной не требуется, а поэтому вменение Обществу нарушения п. 7.3.11 СНиП 31-01-2003 незаконно.
Невыполнение выхода из лестничной клетки на кровлю и технический этаж по лестничным маршам с площадками перед выходом через противопожарные двери второго типа вменено Обществу как нарушение требований п. 8.4 СНиП 21-01-97 (п. 181/1/9 предписания).
СНиП 21-01-97 в пункте 1.1 устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений (далее - Зданий) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.
Жилой дом N 26 "А" по ул. Тепличная является 10-этажным секционным многоквартирным жилым домом, имеющим технический этаж, это обстоятельство подтверждается заключением эксперта, экспертиза проводилась в рамках рассмотрения Советским районным судом г. Воронежа дела N 2-92/2014.
Поскольку дом N 26 "А" по ул. Тепличная не имеет чердака, что не отрицает представитель Отдела, а поэтому пункт 181/1/9 предписания должен быть признан недействительным.
Кроме того, невыполнение выхода из лестничной клетки на кровлю и технический этаж по лестничным маршам с площадками перед выходом через противопожарные двери второго типа допущено ОАО "ДСК" при строительстве дома, что также следует из акта проверки Госархстройнадзора от 23.03.2008 N 135 (т. 1 л.д. 16).
Таким образом, для устранения нарушения приведенного в указанном пункте предписания, требуется выполнение работ капитального характера. При этом требуемые изменения могут привести к нарушению целостности строительных конструкций здания.
Кроме того, обязанность по устранению нарушений СНиП 21-01-97, допущенных при строительстве многоквартирного дома и требующих выполнение работ капитального характера, не может быть возложено на управляющую компанию, к функциям которой выполнение данных работ жилищное законодательство не относит.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора) проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Форма и содержание предписания прямо не предусмотрены Законом N 294-ФЗ, однако в предписании для его исполнимости должны излагаться мероприятия по устранению выявленных нарушений требований действующего законодательства.
Условием для вынесения предписания является нарушение законодательства Российской Федерации.
Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности. Следовательно, предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом такие требования должны быть реально исполнимы.
Вынесенное Отделом предписание не обладает признаками конкретности и исполнимости, не содержит информации о тех мероприятиях, которые должны быть проведены Обществом в целях устранения выявленных нарушений. Предписание выдано с указанием на устранение нарушений в срок, указанный в предписании, при отсутствии ссылок на действия по устранению нарушений.
С учетом изложенного, обжалуемое предписание не соответствует законодательно установленным принципам исполнимости и создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности Общества, возлагая на него обязанности в неконкретном и неограниченном объеме, неисполнение которых может повлечь привлечение к административной ответственности с применением административных штрафных санкций в значительном размере.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, однако неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции считает необходимым отменить обжалуемые судебные акты в оспариваемой части и принять новый - об удовлетворении требований Общества в этой части.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, пунктом 3 частью 2 статьи 288, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.04.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2015 по делу N А14-10974/2014 отменить в части отказа в удовлетворении требований Общества о признании недействительными пунктов 181/1/4, 181/1/5, 181/1/6, 181/1/7, 181/1/9 предписания Отдела надзорной деятельности Советского района г. Воронежа Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Воронежской области от 04.06.2014 N 181/1/1-10.
Признать незаконными пункты 181/1/4, 181/1/5, 181/1/6, 181/1/7, 181/1/9 предписания Отдела надзорной деятельности Советского района г. Воронежа Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Воронежской области от 04.06.2014 N 181/1/1-10.
В остальной части решение суда от 16.04.2015 и постановление суда от 16.07.2015 по данному делу оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.В.КЛЮЧНИКОВА

Судьи
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
С.И.СМОЛКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)