Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Сухановой Н.Н., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Курганводоканал" (далее - ОАО "КВК", общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Курганской области от 18.07.2014 по делу N А34-7186/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители ОАО "КВК" - Сидоренко В.В. (доверенность от 24.06.2014 N 20), Романова С.А. (доверенность от 29.01.2015 N 3).
ОАО "КВК" обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - управление) от 23.10.2013 по делу N 110.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Лагвилава Татьяна Ивановна (далее - Лагвилава Т.И.), Балдашина Е.В. (далее - Балдашина Е.В.), открытое акционерное общество "Энергосбытовая компания "Восток" (далее - общество "Энергосбытовая компания "Восток"), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Риск ЖЭУ" (далее - общество "УО "Риск ЖЭУ").
Решением суда от 18.07.2014 (судья Григорьев А.А.). в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2014 (судья Малышев М.Б., Толкунов В.М., Арямов А.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным: п. 1 решения Курганского УФАС России от 23.10.2013 по делу N 110 в части периода с 01.01.2013 по 28.02.2013; пункт 2 решения Курганского УФАС России от 23.10.2013 N 110 в части периода с 01.01.2013 по 28.02.2013; пункт 4 решения Курганского УФАС России от 23.10.2013 N 110 в части периода с 01.01.2013 по 28.02.2013; подп. 2 п. 5 решения Курганского УФАС России от 23.10.2013 N 110 в части периода с 01.01.2013 по 28.02.2013; п. 2 предписания Курганского УФАС России от 23.10.2013 по делу N 110 в части периода с 01.01.2013 по 28.02.2013, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В представленном отзыве на управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Как следует из материалов дела, в управление поступила жалоба граждан Лагвилавы Т.И. и Балдашиной Е.В. - жителей дома N 7 по ул. Гагарина в г. Кургане, в которой сообщалось о неоказании ОАО "КВК" (правопреемником МУП "Курганводоканал") услуги по содержанию септика и вывозу ЖБО. В жалобе граждане указывали, что обслуживание септика считают неотъемлемой частью услуги по водоотведению, которая должна осуществляться ОАО "КВК". Также граждане ссылались на то, что данный септик не является общим имуществом собственников многоквартирного дома.
Приказом УФАС России по Курганской области от 05.08.2013 N 192 возбуждено дело N 110 по признакам нарушения ОАО "КВК" ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), создана комиссия по рассмотрению дела, и также 05.08.2013 вынесено определение о назначении дела N 110 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению. К участию в деле в качестве ответчика привлечено ОАО "КВК"; ООО "УО "Риск "ЖЭУ" привлечено к участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах; граждане Лагвилава Т.И. и Балдашина Е.В. привлечены к участию в рассмотрении дела в качестве свидетелей.
Управлением 23.10.2013 вынесено решение по делу N 110, в соответствии с которым:
- - признано доминирующим положение ОАО "КВК" на рынках услуг по водоснабжению и водоотведению на территории г. Кургана в границах присоединенных водопроводных и канализационных сетей ОАО "КВК" в период с октября 2010 по февраль 2013 включительно (п. 1);
- - в действиях ОАО "КВК" признано нарушение ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в неоказании услуги водоотведения в отношении жильцов многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Курган, ул. Гагарина, дом N 7, с октября 2010 года по февраль 2013 года включительно (п. 2);
- - в действиях ОАО "КВК" признано нарушение ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в необоснованном предъявлении гражданам к оплате услуги по водоотведению по адресу: г. Курган, ул. Гагарина, дом N 7, с апреля 2011 года по август 2011 года включительно, с ноября 2011 года по декабрь 2011 года включительно (п. 3);
- - в действиях ОАО "КВК" признано нарушение ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в необоснованном предъявлении гражданам к оплате услуги по очистке сточных вод по адресу: г. Курган, ул. Гагарина, дом N 7, с января 2012 года по февраль 2013 года включительно (п. 5);
- - решено выдать открытому акционерному обществу "Курганводоканал" предписание о прекращении: нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в неоказании услуги водоотведения в отношении жильцов многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Курган, ул. Гагарина, дом N 7, с октября 2010 года по февраль 2013 года включительно; нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном предъявлении гражданам к оплате услуги по водоотведению по адресу: г. Курган, ул. Гагарина, дом N 7, с апреля 2011 года по август 2011 года включительно, с ноября 2011 года по декабрь 2011 года включительно; нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном предъявлении гражданам к оплате услуги по очистке сточных вод по адресу: г. Курган, ул. Гагарина, дом N 7, с января 2012 года по февраль 2013 года включительно, путем совершения следующих действий: 1. произвести перерасчет путем сторнирования сумм платежей за услугу по водоотведению, предъявленную гражданам, проживающим в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Курган, ул. Гагарина, дом N 7, за период с апреля 2011 года по август 2011 года включительно, с ноября 2011 года по декабрь 2011 года включительно; 2. произвести перерасчет путем сторнирования сумм платежей за услугу по очистке сточных вод с января 2012 года по февраль 2013 года включительно.
ОАО "КВК" антимонопольным органом 23.10.2013 выдано предписание по делу N 110, которым заявителю предписано в месячный срок со дня получения предписания прекратить: нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в неоказании услуги водоотведения в отношении жильцов многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Курган, ул. Гагарина, дом N 7, с октября 2010 года по февраль 2013 года включительно; нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном предъявлении гражданам к оплате услуги по водоотведению по адресу: г. Курган, ул. Гагарина, дом N 7, с апреля 2011 года по август 2011 года включительно, с ноября 2011 года по декабрь 2011 года включительно; нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном предъявлении гражданам к оплате услуги по очистке сточных вод по адресу: г. Курган, ул. Гагарина, дом N 7, с января 2012 года по февраль 2013 года включительно, путем совершения следующих действий: 1. произвести перерасчет путем сторнирования сумм платежей за услугу по водоотведению, предъявленную гражданам, проживающим в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Курган, ул. Гагарина, дом N 7, за период с апреля 2011 года по август 2011 года включительно, с ноября 2011 года по декабрь 2011 года включительно; 2. произвести перерасчет путем сторнирования сумм платежей за услугу по очистке сточных вод с января 2012 года по февраль 2013 года включительно; 3. ОАО "КВК" в срок не позднее пяти рабочих дней со дня исполнения настоящего предписания в письменной форме сообщить в управление о его исполнении.
Как установлено судами, выводы антимонопольного органа, послужившие основанием для вынесения оспариваемых решения и предписания, основаны на следующем.
ОАО "КВК" в соответствующие временные периоды занимало доминирующее положение на рынках услуг по водоснабжению и водоотведению на территории г. Кургана в границах присоединенных водопроводных и канализационных сетей ОАО "КВК", как субъект с долей на данном рынке более 50%, а, с 06.01.2012, дополнительно, как субъект естественной монополии (данный факт при этом заявителем по существу не оспаривается, и подтвержден имеющимся в материалах дела N А34-7186/2013 Арбитражного суда Курганской области доказательствами (приказ УФАС России по Курганской области от 25.07.2012 N 154). В спорный период подлежали применению Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307), согласно положениям которых ОАО "КВК" несет эксплуатационную ответственность при оказании услуги водоотведения от внешней стены дома, оборудованного специальным инженерным сооружением - септиком. Поскольку септик не является общим имуществом многоквартирного жилого дома, собственники помещений в доме не несут обязанности по оплате услуг по вывозу ЖБО, обязанность по вывозу ЖБО не может быть возложена и на управляющую компанию, в связи с чем, ОАО "КВК" обязано оказывать услугу водоотведения с использованием септика.
Предоставление услуги водоотведения путем вывоза сточных вод из септика прекращено открытым акционерным обществом "Курганводоканал", однако в период с апреля 2011 года по август 2011 года включительно и с ноября 2011 года по декабрь 2011 года предъявляло гражданам жилого дома плату за оказание соответствующей услуги. В данный период вывоз сточных вод из септика осуществлялся иными лицами на основании заключенных договоров с управляющей компанией. Прекращение ОАО "КВК" оказания услуги по водоотведению вынудило управляющую компанию вступить в договорные отношения с иными лицами по вывозу ЖБО из септика. Предъявление обществом платы за водоотведение при неоказании этой услуги ущемляет интересы граждан, проживающих в жилом доме, и свидетельствует о злоупотреблении обществом своим доминирующим положением на рынке. В названный период с апреля 2011 года по август 2011 года включительно и с ноября 2011 года по декабрь 2011 года на граждан была возложена обязанность по оплате одновременно услуги по водоотведению и услуги по вывозу ЖБО. В период с января 2012 года по февраль 2013 года ОАО "КВК" необоснованно предъявляло гражданам к оплате услугу по очистке сточных вод, поскольку очистка сточных вод является лишь частью процесса водоотведения и может быть предъявлена к оплате только в случае, если потребитель самостоятельно отводит стоки. В данной ситуации вывоз сточных вод из септика производили иные лица, а не потребители услуги путем самостоятельных действий.
Правомерность решения и предписания антимонопольного органа оспаривается обществом в кассационной жалобе относительно правоотношений, возникших с 01.01.2013, со ссылкой на положения вступившего в силу Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", устранившего, по мнению заявителя, неопределенность в понимании терминов "водоотведение", "централизованная система водоснабжения и водоотведения".
Рассматривая спор, суды исходили из следующего.
Вывод управления о том, что ОАО "КВК" в соответствующие временные периоды занимало доминирующее положение на рынках услуг по водоснабжению и водоотведению на территории г. Кургана в границах присоединенных водопроводных и канализационных сетей ОАО "КВК", а с 06.01.2012, дополнительно как субъект естественной монополии является обоснованным, соответствующим положениям п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 135-ФЗ. В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", с 06.01.2012 водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры входит в сферу деятельности субъектов естественных монополий.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
В период с 01.07.2012 в действие вступили Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, регулирующие, в том числе, отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
В пункте 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, в числе прочих, даны понятия "внутридомовые инженерные системы", "коммунальные услуги", "коммунальные ресурсы", "ресурсоснабжающая организация", "централизованные сети инженерно-технического обеспечения", "степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома", "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Потребителю может быть предоставлен такой вид коммунальных услуг, как водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам (пп. "в" п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
Пунктом 20 приказа Минрегиона России от 15.02.2011 N 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" установлено, что водоотведение представляет собой технологический процесс, обеспечивающий прием, транспортировку (перекачку) сточных вод с последующей их очисткой, отведением сточных вод в водные объекты и обработку осадка сточных вод.
В силу подпункта 2 пункта 30 приказа Минрегиона России от 15.02.2011 N 47 услуга водоотведение включает полный цикл: от приема стоков до утилизации осадка.
Судами установлено, что многоквартирный жилой дом N 7 по ул. Гагарина в г. Кургане имеет находящуюся в общей собственности жильцов внутридомовую инженерную систему водоотведения, которая присоединена непосредственно к септику, который по своему назначению является объектом инженерной инфраструктуры и находится за границами земельного участка, предназначенного для эксплуатации данного многоквартирного жилого дома, и не являющегося общедомовым имуществом.
Учитывая изложенное, суды пришли к выводу о том, что водоотведение в отношении дома N 7 по ул. Гагарина в г. Кургане, являющееся коммунальной услугой, представляет собой процесс отвода бытовых стоков из жилых помещений по внутридомовой инженерной системе водоотведения в присоединенный к ней септик и транспортировку из септика на очистные сооружения ресурсоснабжающей организации.
В связи с указанным ОАО "КВК" как единственный хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по водоснабжению и водоотведению, обязано обеспечивать надлежащую эксплуатацию канализационных сетей, в том числе, септика, который по своему назначению является объектом коммунальной инфраструктуры от внешней стены дома.
Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354)
Потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг (п. 7 Правил, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
Таким образом, ОАО "КВК", являясь исполнителем коммунальных услуг по водоотведению и водоснабжению, не вправе отказать гражданам в предоставлении услуги по водоотведению в силу публичности договора (п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также в силу своего доминирующего положения на указанном рынке.
Судами также верно отмечено, что в соответствии с пунктами 20, 30 приказа Минрегиона России от 15.02.2011 N 47, очистка сточных вод входит в общий технологический процесс - водоотведение. Очистка стоков (включает короткий цикл: от очистки стоков до утилизации осадка). Применяется в случае самостоятельного отведения стоков потребителем услуг.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) (п. 38 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
Суды установили, что в данном случае потребители - граждане жилого дома N 7 по ул. Гагарина в г. Кургане самостоятельно не отводили стоки на очистные сооружения общества, а услуга водоотведения как общий технологический процесс обществом гражданам не оказывалась.
При таких обстоятельствах само по себе установление постановлениями Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 30.11.2011 N 48-2 и от 28.06.2012 N 25-2 тарифов на очистку сточных вод для потребителей общества не свидетельствует о правомерности предъявления обществом данной платы гражданам дома N 7 по ул. Гагарина в г. Кургане.
Ссылка заявителя на неправильное применение судами норм материального права отклоняется судом кассационной инстанции.
Судами правильно отмечено, что статьей 38 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.
Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения.
Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления.
В силу части 5 статьи 42 Закона о водоснабжении и водоотведении, до утверждения схем водоснабжения и водоотведения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения относятся системы водоснабжения и (или) водоотведения, используемые для осуществления регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения по регулируемым тарифам.
Действительно, такого понятия как сбор и вывоз сточных вод и септика, Закон о водоснабжении и водоотведении не содержит, однако, в контексте норм ст. 38 и ч. 5 ст. 42 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ, к спорным правоотношениям также применимы понятия, приведенные в п. 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, с учетом, применительно к рассматриваемой ситуации, условий пп. "в" п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, - при этом, самим заявителем, в апелляционной жалобе отмечается, что данные Правила не противоречат Федеральному закону от 07.12.2011 N 416-ФЗ.
Трактовка заявителем Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ в данном случае фактически приведет к устранению ресурсоснабжающей организации от исполнения обязанностей, возлагаемых на нее в силу прямого указания Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, вне зависимости от наличия договора, заключенного в письменной форме.
Исходя из обстоятельств дела, применение к спорным правоотношениям положений приказа Минрегиона России от 15.02.2011 N 47 является правильным.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 18.07.2014 по делу N А34-7186/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Курганводоканал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.Н.ТОКМАКОВА
Судьи
Н.Н.СУХАНОВА
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 10.02.2015 N Ф09-9682/14 ПО ДЕЛУ N А34-7186/2013
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2015 г. N Ф09-9682/14
Дело N А34-7186/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Сухановой Н.Н., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Курганводоканал" (далее - ОАО "КВК", общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Курганской области от 18.07.2014 по делу N А34-7186/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители ОАО "КВК" - Сидоренко В.В. (доверенность от 24.06.2014 N 20), Романова С.А. (доверенность от 29.01.2015 N 3).
ОАО "КВК" обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - управление) от 23.10.2013 по делу N 110.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Лагвилава Татьяна Ивановна (далее - Лагвилава Т.И.), Балдашина Е.В. (далее - Балдашина Е.В.), открытое акционерное общество "Энергосбытовая компания "Восток" (далее - общество "Энергосбытовая компания "Восток"), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Риск ЖЭУ" (далее - общество "УО "Риск ЖЭУ").
Решением суда от 18.07.2014 (судья Григорьев А.А.). в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2014 (судья Малышев М.Б., Толкунов В.М., Арямов А.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным: п. 1 решения Курганского УФАС России от 23.10.2013 по делу N 110 в части периода с 01.01.2013 по 28.02.2013; пункт 2 решения Курганского УФАС России от 23.10.2013 N 110 в части периода с 01.01.2013 по 28.02.2013; пункт 4 решения Курганского УФАС России от 23.10.2013 N 110 в части периода с 01.01.2013 по 28.02.2013; подп. 2 п. 5 решения Курганского УФАС России от 23.10.2013 N 110 в части периода с 01.01.2013 по 28.02.2013; п. 2 предписания Курганского УФАС России от 23.10.2013 по делу N 110 в части периода с 01.01.2013 по 28.02.2013, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В представленном отзыве на управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Как следует из материалов дела, в управление поступила жалоба граждан Лагвилавы Т.И. и Балдашиной Е.В. - жителей дома N 7 по ул. Гагарина в г. Кургане, в которой сообщалось о неоказании ОАО "КВК" (правопреемником МУП "Курганводоканал") услуги по содержанию септика и вывозу ЖБО. В жалобе граждане указывали, что обслуживание септика считают неотъемлемой частью услуги по водоотведению, которая должна осуществляться ОАО "КВК". Также граждане ссылались на то, что данный септик не является общим имуществом собственников многоквартирного дома.
Приказом УФАС России по Курганской области от 05.08.2013 N 192 возбуждено дело N 110 по признакам нарушения ОАО "КВК" ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), создана комиссия по рассмотрению дела, и также 05.08.2013 вынесено определение о назначении дела N 110 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению. К участию в деле в качестве ответчика привлечено ОАО "КВК"; ООО "УО "Риск "ЖЭУ" привлечено к участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах; граждане Лагвилава Т.И. и Балдашина Е.В. привлечены к участию в рассмотрении дела в качестве свидетелей.
Управлением 23.10.2013 вынесено решение по делу N 110, в соответствии с которым:
- - признано доминирующим положение ОАО "КВК" на рынках услуг по водоснабжению и водоотведению на территории г. Кургана в границах присоединенных водопроводных и канализационных сетей ОАО "КВК" в период с октября 2010 по февраль 2013 включительно (п. 1);
- - в действиях ОАО "КВК" признано нарушение ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в неоказании услуги водоотведения в отношении жильцов многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Курган, ул. Гагарина, дом N 7, с октября 2010 года по февраль 2013 года включительно (п. 2);
- - в действиях ОАО "КВК" признано нарушение ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в необоснованном предъявлении гражданам к оплате услуги по водоотведению по адресу: г. Курган, ул. Гагарина, дом N 7, с апреля 2011 года по август 2011 года включительно, с ноября 2011 года по декабрь 2011 года включительно (п. 3);
- - в действиях ОАО "КВК" признано нарушение ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в необоснованном предъявлении гражданам к оплате услуги по очистке сточных вод по адресу: г. Курган, ул. Гагарина, дом N 7, с января 2012 года по февраль 2013 года включительно (п. 5);
- - решено выдать открытому акционерному обществу "Курганводоканал" предписание о прекращении: нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в неоказании услуги водоотведения в отношении жильцов многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Курган, ул. Гагарина, дом N 7, с октября 2010 года по февраль 2013 года включительно; нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном предъявлении гражданам к оплате услуги по водоотведению по адресу: г. Курган, ул. Гагарина, дом N 7, с апреля 2011 года по август 2011 года включительно, с ноября 2011 года по декабрь 2011 года включительно; нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном предъявлении гражданам к оплате услуги по очистке сточных вод по адресу: г. Курган, ул. Гагарина, дом N 7, с января 2012 года по февраль 2013 года включительно, путем совершения следующих действий: 1. произвести перерасчет путем сторнирования сумм платежей за услугу по водоотведению, предъявленную гражданам, проживающим в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Курган, ул. Гагарина, дом N 7, за период с апреля 2011 года по август 2011 года включительно, с ноября 2011 года по декабрь 2011 года включительно; 2. произвести перерасчет путем сторнирования сумм платежей за услугу по очистке сточных вод с января 2012 года по февраль 2013 года включительно.
ОАО "КВК" антимонопольным органом 23.10.2013 выдано предписание по делу N 110, которым заявителю предписано в месячный срок со дня получения предписания прекратить: нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в неоказании услуги водоотведения в отношении жильцов многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Курган, ул. Гагарина, дом N 7, с октября 2010 года по февраль 2013 года включительно; нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном предъявлении гражданам к оплате услуги по водоотведению по адресу: г. Курган, ул. Гагарина, дом N 7, с апреля 2011 года по август 2011 года включительно, с ноября 2011 года по декабрь 2011 года включительно; нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном предъявлении гражданам к оплате услуги по очистке сточных вод по адресу: г. Курган, ул. Гагарина, дом N 7, с января 2012 года по февраль 2013 года включительно, путем совершения следующих действий: 1. произвести перерасчет путем сторнирования сумм платежей за услугу по водоотведению, предъявленную гражданам, проживающим в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Курган, ул. Гагарина, дом N 7, за период с апреля 2011 года по август 2011 года включительно, с ноября 2011 года по декабрь 2011 года включительно; 2. произвести перерасчет путем сторнирования сумм платежей за услугу по очистке сточных вод с января 2012 года по февраль 2013 года включительно; 3. ОАО "КВК" в срок не позднее пяти рабочих дней со дня исполнения настоящего предписания в письменной форме сообщить в управление о его исполнении.
Как установлено судами, выводы антимонопольного органа, послужившие основанием для вынесения оспариваемых решения и предписания, основаны на следующем.
ОАО "КВК" в соответствующие временные периоды занимало доминирующее положение на рынках услуг по водоснабжению и водоотведению на территории г. Кургана в границах присоединенных водопроводных и канализационных сетей ОАО "КВК", как субъект с долей на данном рынке более 50%, а, с 06.01.2012, дополнительно, как субъект естественной монополии (данный факт при этом заявителем по существу не оспаривается, и подтвержден имеющимся в материалах дела N А34-7186/2013 Арбитражного суда Курганской области доказательствами (приказ УФАС России по Курганской области от 25.07.2012 N 154). В спорный период подлежали применению Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307), согласно положениям которых ОАО "КВК" несет эксплуатационную ответственность при оказании услуги водоотведения от внешней стены дома, оборудованного специальным инженерным сооружением - септиком. Поскольку септик не является общим имуществом многоквартирного жилого дома, собственники помещений в доме не несут обязанности по оплате услуг по вывозу ЖБО, обязанность по вывозу ЖБО не может быть возложена и на управляющую компанию, в связи с чем, ОАО "КВК" обязано оказывать услугу водоотведения с использованием септика.
Предоставление услуги водоотведения путем вывоза сточных вод из септика прекращено открытым акционерным обществом "Курганводоканал", однако в период с апреля 2011 года по август 2011 года включительно и с ноября 2011 года по декабрь 2011 года предъявляло гражданам жилого дома плату за оказание соответствующей услуги. В данный период вывоз сточных вод из септика осуществлялся иными лицами на основании заключенных договоров с управляющей компанией. Прекращение ОАО "КВК" оказания услуги по водоотведению вынудило управляющую компанию вступить в договорные отношения с иными лицами по вывозу ЖБО из септика. Предъявление обществом платы за водоотведение при неоказании этой услуги ущемляет интересы граждан, проживающих в жилом доме, и свидетельствует о злоупотреблении обществом своим доминирующим положением на рынке. В названный период с апреля 2011 года по август 2011 года включительно и с ноября 2011 года по декабрь 2011 года на граждан была возложена обязанность по оплате одновременно услуги по водоотведению и услуги по вывозу ЖБО. В период с января 2012 года по февраль 2013 года ОАО "КВК" необоснованно предъявляло гражданам к оплате услугу по очистке сточных вод, поскольку очистка сточных вод является лишь частью процесса водоотведения и может быть предъявлена к оплате только в случае, если потребитель самостоятельно отводит стоки. В данной ситуации вывоз сточных вод из септика производили иные лица, а не потребители услуги путем самостоятельных действий.
Правомерность решения и предписания антимонопольного органа оспаривается обществом в кассационной жалобе относительно правоотношений, возникших с 01.01.2013, со ссылкой на положения вступившего в силу Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", устранившего, по мнению заявителя, неопределенность в понимании терминов "водоотведение", "централизованная система водоснабжения и водоотведения".
Рассматривая спор, суды исходили из следующего.
Вывод управления о том, что ОАО "КВК" в соответствующие временные периоды занимало доминирующее положение на рынках услуг по водоснабжению и водоотведению на территории г. Кургана в границах присоединенных водопроводных и канализационных сетей ОАО "КВК", а с 06.01.2012, дополнительно как субъект естественной монополии является обоснованным, соответствующим положениям п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 135-ФЗ. В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", с 06.01.2012 водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры входит в сферу деятельности субъектов естественных монополий.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
В период с 01.07.2012 в действие вступили Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, регулирующие, в том числе, отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
В пункте 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, в числе прочих, даны понятия "внутридомовые инженерные системы", "коммунальные услуги", "коммунальные ресурсы", "ресурсоснабжающая организация", "централизованные сети инженерно-технического обеспечения", "степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома", "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Потребителю может быть предоставлен такой вид коммунальных услуг, как водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам (пп. "в" п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
Пунктом 20 приказа Минрегиона России от 15.02.2011 N 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" установлено, что водоотведение представляет собой технологический процесс, обеспечивающий прием, транспортировку (перекачку) сточных вод с последующей их очисткой, отведением сточных вод в водные объекты и обработку осадка сточных вод.
В силу подпункта 2 пункта 30 приказа Минрегиона России от 15.02.2011 N 47 услуга водоотведение включает полный цикл: от приема стоков до утилизации осадка.
Судами установлено, что многоквартирный жилой дом N 7 по ул. Гагарина в г. Кургане имеет находящуюся в общей собственности жильцов внутридомовую инженерную систему водоотведения, которая присоединена непосредственно к септику, который по своему назначению является объектом инженерной инфраструктуры и находится за границами земельного участка, предназначенного для эксплуатации данного многоквартирного жилого дома, и не являющегося общедомовым имуществом.
Учитывая изложенное, суды пришли к выводу о том, что водоотведение в отношении дома N 7 по ул. Гагарина в г. Кургане, являющееся коммунальной услугой, представляет собой процесс отвода бытовых стоков из жилых помещений по внутридомовой инженерной системе водоотведения в присоединенный к ней септик и транспортировку из септика на очистные сооружения ресурсоснабжающей организации.
В связи с указанным ОАО "КВК" как единственный хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по водоснабжению и водоотведению, обязано обеспечивать надлежащую эксплуатацию канализационных сетей, в том числе, септика, который по своему назначению является объектом коммунальной инфраструктуры от внешней стены дома.
Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354)
Потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг (п. 7 Правил, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
Таким образом, ОАО "КВК", являясь исполнителем коммунальных услуг по водоотведению и водоснабжению, не вправе отказать гражданам в предоставлении услуги по водоотведению в силу публичности договора (п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также в силу своего доминирующего положения на указанном рынке.
Судами также верно отмечено, что в соответствии с пунктами 20, 30 приказа Минрегиона России от 15.02.2011 N 47, очистка сточных вод входит в общий технологический процесс - водоотведение. Очистка стоков (включает короткий цикл: от очистки стоков до утилизации осадка). Применяется в случае самостоятельного отведения стоков потребителем услуг.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) (п. 38 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
Суды установили, что в данном случае потребители - граждане жилого дома N 7 по ул. Гагарина в г. Кургане самостоятельно не отводили стоки на очистные сооружения общества, а услуга водоотведения как общий технологический процесс обществом гражданам не оказывалась.
При таких обстоятельствах само по себе установление постановлениями Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 30.11.2011 N 48-2 и от 28.06.2012 N 25-2 тарифов на очистку сточных вод для потребителей общества не свидетельствует о правомерности предъявления обществом данной платы гражданам дома N 7 по ул. Гагарина в г. Кургане.
Ссылка заявителя на неправильное применение судами норм материального права отклоняется судом кассационной инстанции.
Судами правильно отмечено, что статьей 38 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.
Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения.
Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления.
В силу части 5 статьи 42 Закона о водоснабжении и водоотведении, до утверждения схем водоснабжения и водоотведения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения относятся системы водоснабжения и (или) водоотведения, используемые для осуществления регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения по регулируемым тарифам.
Действительно, такого понятия как сбор и вывоз сточных вод и септика, Закон о водоснабжении и водоотведении не содержит, однако, в контексте норм ст. 38 и ч. 5 ст. 42 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ, к спорным правоотношениям также применимы понятия, приведенные в п. 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, с учетом, применительно к рассматриваемой ситуации, условий пп. "в" п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, - при этом, самим заявителем, в апелляционной жалобе отмечается, что данные Правила не противоречат Федеральному закону от 07.12.2011 N 416-ФЗ.
Трактовка заявителем Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ в данном случае фактически приведет к устранению ресурсоснабжающей организации от исполнения обязанностей, возлагаемых на нее в силу прямого указания Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, вне зависимости от наличия договора, заключенного в письменной форме.
Исходя из обстоятельств дела, применение к спорным правоотношениям положений приказа Минрегиона России от 15.02.2011 N 47 является правильным.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 18.07.2014 по делу N А34-7186/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Курганводоканал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.Н.ТОКМАКОВА
Судьи
Н.Н.СУХАНОВА
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)