Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 07.05.2014 ПО ДЕЛУ N 33-2757/2014

Разделы:
Жилой фонд; Жилищное право; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 мая 2014 г. по делу N 33-2757/2014


Председательствующий: Вагнер Е.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Мотрохова А.Б.,
судей Башкатовой Е.Ю., Кудря Т.Л.,
при секретаре К.Ю.,
рассмотрела в судебном заседании 07 мая 2014 года
дело по апелляционной жалобе представителя Министерства образования Омской области А. на решение Центрального районного суда города Омска от <...>, которым постановлено:
"Исковые требования М.Д. удовлетворить полностью.
Обязать Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области предоставить М.Д. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 N 284-п".
Заслушав доклад судьи областного суда Кудря Т.Л., судебная коллегия

установила:

М.Д., <...> года рождения, обратился с иском к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области о предоставлении жилого помещения.
В обоснование требований указал, что относится к категории лиц из числа детей-сирот. Его родители умерли: отец Б. - <...> года, мать М.С. - <...> года. Постановлением Главы Калачинского районного самоуправления от <...> N <...> опекуном назначена его бабушка М.Г. На основании постановления Главы Администрации Калачинского муниципального района Омской области от <...> N <...> истец был принят на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающегося в предоставлении жилья, до настоящего времени состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в городе <...> Омской области. В настоящее время проживает по адресу: <...>. Указанная квартира ему не принадлежит, дом подпадает под программу ветхого жилья. Жилого помещения на праве собственности не имеет. До настоящего времени жилье не предоставлено.
Просил обязать ответчиков предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 33 кв. м.
В судебном заседании представитель истца К.Е. исковые требования поддержал.
Дело рассмотрено в отсутствие истца, представителей ответчиков.
Представитель Министерства образования Омской области А. представила письменный отзыв, указав, что право истца не нарушено, он включен в список детей-сирот на обеспечение жилым помещением.
Представитель Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области С. также представила письменный отзыв, в котором просила исключить Минстрой из числа ответчиков.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства образования Омской области А. просит решение Центрального районного суда города Омска отменить, в удовлетворении требований отказать. Указывает, что Министерством образования были проведены действия, предусмотренные Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам, заявки в Министерство имущества и Министерство строительства были направлены, в связи с чем полагает, что Министерством образования проведены все необходимые меры по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями. Истцом не доказан факт нарушения Министерством его права на предоставление жилого помещения.
Резолютивная часть решения не содержит указания о том, кто из ответчиков какие действия должен произвести. Решение нарушает права и законные интересы иных лиц из числа детей-сирот, которые были поставлены на учет ранее истца, а также нарушает принцип равенства всех перед законом и судом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что оснований для ее удовлетворения не имеется.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Удовлетворяя исковые требования М.Д., <...> года рождения, суд первой инстанции принял во внимание то, что истец до достижения 18 лет остался без попечения обоих родителей, поскольку согласно свидетельств о смерти они умерли: отец - <...> года, мать - <...> года, постановлением Главы Калачинского муниципального района Омской области от <...> истец был принят на учет детей-сирот в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на момент вынесения решения жилое помещение истцу предоставлено не было.
Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции обоснованными.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ, вступившего в законную силу с 01.01.2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме вышеуказанных лиц жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном Законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В настоящее время в Омской области отношения, связанные с предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда, урегулированы Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 года N 284-п.
Анализ положений Порядка N 284-п свидетельствует о том, что возможность предоставления жилого помещения М.Д. обусловлена деятельностью всех названных в Порядке N 284-п органов исполнительной власти Омской области.
Так, к компетенции Министерства образования Омской области отнесено:
- формирование заявок, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области и направление их в Министерство имущества и Министерство строительства ежегодно не позднее 15 февраля текущего года пропорционально численности проживающих в соответствующем муниципальном образовании детей-сирот, состоящих в списке детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом, чье право на обеспечение жилым помещением возникло до начала текущего года, а также возникнет в текущем году, по данным на 1 января текущего года с учетом расчетной стоимости жилого помещения (п. п. 3, 4),
- предоставление на запрос Министерства имущества сведений о детях-сиротах, с которыми необходимо заключить договор найма специализированного жилого помещения (п. 9, 10).
В отзыве на исковое заявление и в апелляционной жалобе Министерство образования Омской области указывает, что истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа и лиц, которые относились к данной категории, достигших 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Вместе с тем довод жалобы о том, что Министерством были выполнены все действия, предусмотренные Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам, не свидетельствует о том, что права истца не были нарушены. Целью указанного Порядка является обеспечение жилыми помещениями категории лиц "дети-сироты" по достижении возраста 18 лет. На учете нуждающихся в получении жилого помещения по льготным основаниям истец состоит с <...> года, на момент рассмотрения настоящего дела судебной коллегией истцу жилое помещение предоставлено не было. Само по себе ведение учета детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, направление заявок не свидетельствует о надлежащем исполнении возложенных на Министерство образования Омской области функций.
Ссылка жалобы на то, что предоставление жилья возможно только после окончания строительства жилых помещений, регистрации права собственности Омской области на них и включения их в специализированный жилищный фонд, о выполнении Министерством образования возложенных на него обязанностей не свидетельствует и на существо постановленного решения не влияет.
Указание в жалобе на длящийся характер предоставления жилого помещения не является основанием для нарушения права истца на жилищное обеспечение в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ.
В резолютивной части решения суда содержится указание на обеспечение жилой площадью истца в соответствии с Порядком N 284-п. Выводов о праве истца на внеочередное получение жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда решение суда не содержит.
Довод жалобы о неконкретности резолютивной части решения не влечет отмену судебного постановления.
В Порядке N 284-п подробно изложены полномочия органов исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.
Довод жалобы о нарушении обжалуемым решением прав третьих лиц судебная коллегия полагает безосновательным, поскольку Порядок N 284-п предусматривает обязанность предоставления сведений о ребенке-сироте вне зависимости от даты рождения при условии наличия вступившего в законную силу судебного постановления об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма. Кроме того, решение суда не содержит выводов о праве истца именно на внеочередное получение жилья по договору найма специализированного жилищного фонда.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено. Судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, оснований для его отмены не находит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда города Омска от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)