Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2014 года
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эдиевой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Премьер" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.04.2014 по делу А63-1288/2014 (судья Быкодорова Л.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Премьер" (г. Невинномысск, ул. Павлова, 7)
к Управлению Ставропольского края - Государственная жилищная инспекция (г. Ставрополь, ул. Мира, 337)
при участии третьего лица: Дзыга Е.Л.,
о признании недействительным постановления от 04.02.2014 N 26 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 23.1 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - директора Фиткуллова К.С. и представителя Еремина М.А. по доверенности от 08.11.2013,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Премьер" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Ставропольского края - государственно-жилищной инспекции (далее - заинтересованное лицо, управление), об оспаривании постановления N 26 от 04.02.2014 о признании виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), оставив в силе постановление от 24.12.2014 о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Дзыга Е.Л.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 22.04.2014 в удовлетворении заявления отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что вина заявителя установлена. Нарушений процедуры привлечения к ответственности не имеется. Оснований для применения малозначительности правонарушения не имеется.
Не согласившись с решением, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на нарушение заинтересованным лицом процессуальных норм.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в нем.
В судебном заседании заявитель поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
От управления поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 04.12.2013 управлением на основании поступившего обращения Дзыга Е.Л. проживающей в многоквартирном доме N 31 по ул. Апанасенко в г. Невинномысске, в соответствии с распоряжением N 1979 от 29.11.2013 о проведении внеплановой выездной проверки, проведена проверка в отношении общества за соблюдением стандарта раскрытия информации об основных показателях финансово - хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг по фактическому адресу юридического лица: Ставропольский край, г. Невинномысск, ул. Калинина, 55.
При проверке сайтов, определенных для размещения информации в соответствии с постановлением N 731: официального сайта, определенного федеральным органом исполнительной власти (www.reformagkh.ru), а также официального сайта управляющей компании (www.ukpremyer.narod.ru), выявлены нарушения Стандарта раскрытия.
На сайте (www.reformagkh.ru) отсутствует следующая информация: режим работы управляющей организации, в том числе часы личного приема граждан сотрудниками управляющей организации и работы диспетчерских служб (подпункт "г" пункта 8 Стандарта раскрытия); перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в 2012 году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления (подпункт "е" пункта 8 Стандарта раскрытия); сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) (подпункты "б, в" пункта 9 Стандарта раскрытия); услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей компанией, в том числе: услуги, оказываемые по обеспечению поставки коммунальных услуг; заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатации рекламных конструкций), охрана подъездов, охрана коллективных автостоянок, учет собственников помещений в многоквартирном доме, иные услуги по управлению многоквартирным домом (подпункт "б" пункта 10 Стандарта раскрытия); сведения о выполнении обязательств по договору управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать: план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; меры по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей компанией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за 2012 год; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за 2012 год (подпункт "б" пункта 11 Стандарта раскрытия); описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантийный срок предусмотрен законом, иным актом или предлагается управляющей компанией), указание конструктивных особенностей, степени износа и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме, определяющие выбор конкретных работ (услуг) в разрезе многоквартирных домов (подпункт "а" пункта 13 Стандарта раскрытия); стоимость каждой работы (услуги) в расчете на 1 кв. м общей площади дома, 1 п. м инженерных сетей, на 1 прибор учета коммунального ресурса и другие (подпункт "б" пункта 13 Стандарта раскрытия); реквизиты нормативных актов (дата, номер, наименование органа, принявшего нормативный акт), которым установлены тарифы (цены) для ресурсоснабжающих организаций (подпункт "б" пункта 14 Стандарта раскрытия).
На сайте управляющей компании (www.ukpremyer.narod.ru) отсутствует следующая информация:
перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в 2012 году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления (подпункта "е" пункта 8 Стандарта); сведения о членстве управляющей организации в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет (подпункт "ж" пункта 8 Стандарта раскрытия); сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) (подпункты "б, в" пункта 9 Стандарта раскрытия); услуги, оказываемые управляющей компанией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (подпункт "а" пункта 10 Стандарта раскрытия); услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей компанией, в том числе: услуги, оказываемые по обеспечению поставки коммунальных услуг; заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в т.ч. договоров на установку и эксплуатации рекламных конструкций), охрана подъездов, охрана коллективных автостоянок, учет собственников помещений в многоквартирной доме, иные услуги по управлению многоквартирным домом (подпункт "б" пункта 10 Стандарта раскрытия); сведения о выполнении обязательств по договору управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать: план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; меры по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей компанией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за 2012 год; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за 2012 год (подпункт "б" пункта 11 Стандарта раскрытия); описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантийный срок предусмотрен законом, иным актом или предлагается управляющей компанией), указание конструктивных особенностей, степени износа и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме, определяющие выбор конкретных работ (услуг) в разрезе многоквартирных домов (подпункт "а" пункта 13 Стандарта раскрытия); стоимость каждой работы (услуги) в расчете на 1 кв. м общей площади дома, 1 п. м инженерных сетей, на 1 прибор учета коммунального ресурса и другие (подпункт "б" пункта 13 Стандарта раскрытия); перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая компания закупает у ресурсоснабжающих компаний, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на них (подпункт "а" пункта 14 Стандарта раскрытия); тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций с указанием реквизитов нормативных актов (дата, номер, наименование органа, принявшего нормативный акт), которыми установлены тарифы (цены) (подпункт "б" пункта 14 Стандарта раскрытия); тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей компанией для расчета размера платежа для потребителей (подпункт "в" пункта 14 Стандарта раскрытия); сведения о привлечении ООО "Премьер" к административной ответственности в 2012 году в сфере управления многоквартирными домами (пункт 12 Стандарта раскрытия).
04.12.2013 управлением составлены акт проверки и протокол об административном правонарушении в области охраны собственности N 598 от 05.12.2013, а также выдано предписание N 1814 от 04.12.2013 об устранении выявленных нарушений, с установленным сроком исполнения.
Проверка проводилась в присутствии бухгалтера общества Сервитовой С.С., что подтверждается ее подписью в акте проверки.
17.12.2013 рассмотрение дела об административном правонарушении отложено, так как документального подтверждения об уведомлении заявителя о дате, времени и месте рассмотрения административного дела в адрес управления на дату рассмотрения дел, не поступило.
24.12.2013 заместителем начальника управления - заместителем главного государственного жилищного инспектора Ставропольского края, в присутствии законного представителя общества Фиткуллова К.С. вынесено постановление N 487 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, в связи с малозначительностью, по причине устранения выявленных в ходе проверки нарушений, обществу объявлено устное замечание.
В связи с поступившим из прокуратуры Ставропольского края протестом N 7-16-2014 от 29.01.2014 об отмене постановления N 487 от 24.12.2013 и возврате дела на новое рассмотрение, по причине необоснованного освобождения от административной ответственности.
03.02.2014 начальником управления - главным государственным жилищным инспектором Ставропольского края принято решение об отмене постановления N 487 от 24.12.2013 и направлении дела об административном правонарушении в области охраны собственности в отношении общества по части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ на новое рассмотрение.
04.02.2014 заместителем начальника управления - заместителем главного государственного жилищного инспектора Ставропольского края, в присутствии законного представителя общества - директора Фиткуллова К.С. вынесено постановление N 26, согласно которому общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Считая, что постановление о наложении штрафа является незаконным, общество обратилось в суд с заявлением.
Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, об отсутствии признаков малозначительности в действиях общества.
В соответствии с частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от 250 тысяч руб. до 300 тысяч руб.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если оно должно было выполнить возложенную на него обязанность (за несоблюдение которой законом установлена ответственность), могло ее выполнить, но лицом не были предприняты все зависящие меры по ее выполнению. При этом вина юридического лица, по сути, является характеристикой объективной стороны совершенного административного правонарушения. Вступая в соответствующие правоотношения, лицо должно знать о существовании установленных обязанностей, а также обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил.
Согласно части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом), о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и об условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения предусмотрена статьей 2.9 КоАП РФ, согласно которой судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Судом не установлено в обстоятельствах допущенного обществом правонарушения какой-либо исключительности для применения оценки малозначительности деяния. Каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения, заявителем также не представлено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 утвержден "Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" (далее - Стандарт), согласно которому управляющая организация обеспечивает доступ неограниченного круга лиц к информации, касающейся общей информации об управляющей организации, основных показателей финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), сведений о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядка и условий оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведений о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведений о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
В материалах дела не представлено доказательств невозможности своевременного исполнения требований законодательства. Общество является управляющей компанией, основной деятельностью которой является управление недвижимым имуществом, следовательно, заключая договоры управления многоквартирными домами общество должно было, в силу специфики его деятельности, знать процесс своей работы, включающий, в том числе, необходимость раскрытия информации установленными законом способами.
Последующее устранение выявленных нарушений не является обстоятельством, смягчающим вину заявителя, так как на момент проведения проверки недостатки имущества многоквартирных домов имелись и не были устранены своевременно.
Основываясь на материалах дела суд первой инстанций, приняв во внимание характер охраняемых государством общественных отношений, степень общественной опасности конкретного деяния, количество допущенных нарушений, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
Следовательно, управлением законно и обоснованно вынесено постановление N 26 от 04.02.2014, которым отменено постановление N 487 от 24.12.2013.
Довод общества о нарушении процессуальных норм, судом апелляционной инстанций отклоняется, так как материалами дела подтверждено, что проверка проводилась в присутствии бухгалтера общества Сервитовой С.С.
Также материалами дела подтверждается, что общество уведомлено надлежащим образом о дате, времени и месте проведения внеплановой выездной проверки, дате, времени и месте составления протокола и о дате, времени и месте рассмотрения протеста по делу об административном правонарушении, назначенном на 03.02.2014.
Таким образом, процессуальных нарушений статей 28.2, 29.4 КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении заинтересованным лицом не допущено. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек. При назначении наказания заинтересованным лицом учтены требования статей 4.1, 4.2 КоАП РФ и назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, в виде минимального штрафа.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании постановлений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, в связи с чем вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.04.2014 по делу А63-1288/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.А.ПАРАСКЕВОВА
Судьи
М.У.СЕМЕНОВ
И.А.ЦИГЕЛЬНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.06.2014 ПО ДЕЛУ N А63-1288/2014
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2014 г. по делу N А63-1288/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2014 года
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эдиевой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Премьер" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.04.2014 по делу А63-1288/2014 (судья Быкодорова Л.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Премьер" (г. Невинномысск, ул. Павлова, 7)
к Управлению Ставропольского края - Государственная жилищная инспекция (г. Ставрополь, ул. Мира, 337)
при участии третьего лица: Дзыга Е.Л.,
о признании недействительным постановления от 04.02.2014 N 26 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 23.1 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - директора Фиткуллова К.С. и представителя Еремина М.А. по доверенности от 08.11.2013,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Премьер" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Ставропольского края - государственно-жилищной инспекции (далее - заинтересованное лицо, управление), об оспаривании постановления N 26 от 04.02.2014 о признании виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), оставив в силе постановление от 24.12.2014 о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Дзыга Е.Л.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 22.04.2014 в удовлетворении заявления отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что вина заявителя установлена. Нарушений процедуры привлечения к ответственности не имеется. Оснований для применения малозначительности правонарушения не имеется.
Не согласившись с решением, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на нарушение заинтересованным лицом процессуальных норм.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в нем.
В судебном заседании заявитель поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
От управления поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 04.12.2013 управлением на основании поступившего обращения Дзыга Е.Л. проживающей в многоквартирном доме N 31 по ул. Апанасенко в г. Невинномысске, в соответствии с распоряжением N 1979 от 29.11.2013 о проведении внеплановой выездной проверки, проведена проверка в отношении общества за соблюдением стандарта раскрытия информации об основных показателях финансово - хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг по фактическому адресу юридического лица: Ставропольский край, г. Невинномысск, ул. Калинина, 55.
При проверке сайтов, определенных для размещения информации в соответствии с постановлением N 731: официального сайта, определенного федеральным органом исполнительной власти (www.reformagkh.ru), а также официального сайта управляющей компании (www.ukpremyer.narod.ru), выявлены нарушения Стандарта раскрытия.
На сайте (www.reformagkh.ru) отсутствует следующая информация: режим работы управляющей организации, в том числе часы личного приема граждан сотрудниками управляющей организации и работы диспетчерских служб (подпункт "г" пункта 8 Стандарта раскрытия); перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в 2012 году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления (подпункт "е" пункта 8 Стандарта раскрытия); сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) (подпункты "б, в" пункта 9 Стандарта раскрытия); услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей компанией, в том числе: услуги, оказываемые по обеспечению поставки коммунальных услуг; заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатации рекламных конструкций), охрана подъездов, охрана коллективных автостоянок, учет собственников помещений в многоквартирном доме, иные услуги по управлению многоквартирным домом (подпункт "б" пункта 10 Стандарта раскрытия); сведения о выполнении обязательств по договору управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать: план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; меры по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей компанией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за 2012 год; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за 2012 год (подпункт "б" пункта 11 Стандарта раскрытия); описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантийный срок предусмотрен законом, иным актом или предлагается управляющей компанией), указание конструктивных особенностей, степени износа и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме, определяющие выбор конкретных работ (услуг) в разрезе многоквартирных домов (подпункт "а" пункта 13 Стандарта раскрытия); стоимость каждой работы (услуги) в расчете на 1 кв. м общей площади дома, 1 п. м инженерных сетей, на 1 прибор учета коммунального ресурса и другие (подпункт "б" пункта 13 Стандарта раскрытия); реквизиты нормативных актов (дата, номер, наименование органа, принявшего нормативный акт), которым установлены тарифы (цены) для ресурсоснабжающих организаций (подпункт "б" пункта 14 Стандарта раскрытия).
На сайте управляющей компании (www.ukpremyer.narod.ru) отсутствует следующая информация:
перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в 2012 году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления (подпункта "е" пункта 8 Стандарта); сведения о членстве управляющей организации в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет (подпункт "ж" пункта 8 Стандарта раскрытия); сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) (подпункты "б, в" пункта 9 Стандарта раскрытия); услуги, оказываемые управляющей компанией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (подпункт "а" пункта 10 Стандарта раскрытия); услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей компанией, в том числе: услуги, оказываемые по обеспечению поставки коммунальных услуг; заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в т.ч. договоров на установку и эксплуатации рекламных конструкций), охрана подъездов, охрана коллективных автостоянок, учет собственников помещений в многоквартирной доме, иные услуги по управлению многоквартирным домом (подпункт "б" пункта 10 Стандарта раскрытия); сведения о выполнении обязательств по договору управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать: план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; меры по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей компанией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за 2012 год; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за 2012 год (подпункт "б" пункта 11 Стандарта раскрытия); описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантийный срок предусмотрен законом, иным актом или предлагается управляющей компанией), указание конструктивных особенностей, степени износа и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме, определяющие выбор конкретных работ (услуг) в разрезе многоквартирных домов (подпункт "а" пункта 13 Стандарта раскрытия); стоимость каждой работы (услуги) в расчете на 1 кв. м общей площади дома, 1 п. м инженерных сетей, на 1 прибор учета коммунального ресурса и другие (подпункт "б" пункта 13 Стандарта раскрытия); перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая компания закупает у ресурсоснабжающих компаний, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на них (подпункт "а" пункта 14 Стандарта раскрытия); тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций с указанием реквизитов нормативных актов (дата, номер, наименование органа, принявшего нормативный акт), которыми установлены тарифы (цены) (подпункт "б" пункта 14 Стандарта раскрытия); тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей компанией для расчета размера платежа для потребителей (подпункт "в" пункта 14 Стандарта раскрытия); сведения о привлечении ООО "Премьер" к административной ответственности в 2012 году в сфере управления многоквартирными домами (пункт 12 Стандарта раскрытия).
04.12.2013 управлением составлены акт проверки и протокол об административном правонарушении в области охраны собственности N 598 от 05.12.2013, а также выдано предписание N 1814 от 04.12.2013 об устранении выявленных нарушений, с установленным сроком исполнения.
Проверка проводилась в присутствии бухгалтера общества Сервитовой С.С., что подтверждается ее подписью в акте проверки.
17.12.2013 рассмотрение дела об административном правонарушении отложено, так как документального подтверждения об уведомлении заявителя о дате, времени и месте рассмотрения административного дела в адрес управления на дату рассмотрения дел, не поступило.
24.12.2013 заместителем начальника управления - заместителем главного государственного жилищного инспектора Ставропольского края, в присутствии законного представителя общества Фиткуллова К.С. вынесено постановление N 487 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, в связи с малозначительностью, по причине устранения выявленных в ходе проверки нарушений, обществу объявлено устное замечание.
В связи с поступившим из прокуратуры Ставропольского края протестом N 7-16-2014 от 29.01.2014 об отмене постановления N 487 от 24.12.2013 и возврате дела на новое рассмотрение, по причине необоснованного освобождения от административной ответственности.
03.02.2014 начальником управления - главным государственным жилищным инспектором Ставропольского края принято решение об отмене постановления N 487 от 24.12.2013 и направлении дела об административном правонарушении в области охраны собственности в отношении общества по части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ на новое рассмотрение.
04.02.2014 заместителем начальника управления - заместителем главного государственного жилищного инспектора Ставропольского края, в присутствии законного представителя общества - директора Фиткуллова К.С. вынесено постановление N 26, согласно которому общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Считая, что постановление о наложении штрафа является незаконным, общество обратилось в суд с заявлением.
Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, об отсутствии признаков малозначительности в действиях общества.
В соответствии с частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от 250 тысяч руб. до 300 тысяч руб.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если оно должно было выполнить возложенную на него обязанность (за несоблюдение которой законом установлена ответственность), могло ее выполнить, но лицом не были предприняты все зависящие меры по ее выполнению. При этом вина юридического лица, по сути, является характеристикой объективной стороны совершенного административного правонарушения. Вступая в соответствующие правоотношения, лицо должно знать о существовании установленных обязанностей, а также обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил.
Согласно части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом), о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и об условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения предусмотрена статьей 2.9 КоАП РФ, согласно которой судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Судом не установлено в обстоятельствах допущенного обществом правонарушения какой-либо исключительности для применения оценки малозначительности деяния. Каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения, заявителем также не представлено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 утвержден "Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" (далее - Стандарт), согласно которому управляющая организация обеспечивает доступ неограниченного круга лиц к информации, касающейся общей информации об управляющей организации, основных показателей финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), сведений о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядка и условий оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведений о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведений о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
В материалах дела не представлено доказательств невозможности своевременного исполнения требований законодательства. Общество является управляющей компанией, основной деятельностью которой является управление недвижимым имуществом, следовательно, заключая договоры управления многоквартирными домами общество должно было, в силу специфики его деятельности, знать процесс своей работы, включающий, в том числе, необходимость раскрытия информации установленными законом способами.
Последующее устранение выявленных нарушений не является обстоятельством, смягчающим вину заявителя, так как на момент проведения проверки недостатки имущества многоквартирных домов имелись и не были устранены своевременно.
Основываясь на материалах дела суд первой инстанций, приняв во внимание характер охраняемых государством общественных отношений, степень общественной опасности конкретного деяния, количество допущенных нарушений, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
Следовательно, управлением законно и обоснованно вынесено постановление N 26 от 04.02.2014, которым отменено постановление N 487 от 24.12.2013.
Довод общества о нарушении процессуальных норм, судом апелляционной инстанций отклоняется, так как материалами дела подтверждено, что проверка проводилась в присутствии бухгалтера общества Сервитовой С.С.
Также материалами дела подтверждается, что общество уведомлено надлежащим образом о дате, времени и месте проведения внеплановой выездной проверки, дате, времени и месте составления протокола и о дате, времени и месте рассмотрения протеста по делу об административном правонарушении, назначенном на 03.02.2014.
Таким образом, процессуальных нарушений статей 28.2, 29.4 КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении заинтересованным лицом не допущено. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек. При назначении наказания заинтересованным лицом учтены требования статей 4.1, 4.2 КоАП РФ и назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, в виде минимального штрафа.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании постановлений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, в связи с чем вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.04.2014 по делу А63-1288/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.А.ПАРАСКЕВОВА
Судьи
М.У.СЕМЕНОВ
И.А.ЦИГЕЛЬНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)