Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сафина Н.Н.,
судей Закировой И.Ш., Савкиной М.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 01.10.2014 (судья Медведев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2014 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Кузнецов В.В., Холодная С.Т.)
по делу N А55-15011/2014
по заявлению Товарищества собственников жилья "Мегаполис", (ОГРН 1096316000131), г. Самара, к Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Гридневой Ольги Александровны, г. Самара, Огудина Юрия Владимировича, г. Самара, Буклова Алексея Владимировича, г. Самара, Скоморохова Юрия Николаевича, г. Самара, Тишкина Владимира Валерьевича, г. Самара,
о признании недействительным предписания,
установил:
товарищество собственников жилья "Мегаполис" (далее - ТСЖ "Мегаполис", товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просило признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - Инспекция) от 20.03.2014 N Сор-1976.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.10.201, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2014, заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Самарской области от 20.03.2014 N СОр-1976 в части возложения на ТСЖ "Мегаполис" обязанности производить начисление платы за отопление потребителям, проживающим в многоквартирном доме по адресу: г. Самара, Московское шоссе, д. 57, в соответствии с пунктом 21 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 равными долями в течение года (12 месяцев) исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Инспекция обратилась в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проверки проведенной Инспекцией в период с 20.02.2014 по 20.03.2014 установлено, что товариществом не исполнено предписание от 19.11.2013 N СОр-18982 об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения проверки по вопросу правомерности порядка расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
На основании чего Инспекцией выдано предписание от 20.03.2014 N Сор-1976, согласно которому ТСЖ "Мегаполис" предписано в срок до 20.06.2014: производить начисление платы за отопление потребителям, проживающим в многоквартирном доме по адресу: г. Самара, Московское шоссе, д. 57, в соответствии с пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, равными долями в течение года (12 месяцев) исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий; производить начисление платы за электрическую энергию на общедомовые нужды потребителям, пользующимся жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу, в соответствии с п. п. 40, 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 исходя из показаний общедомового прибора учета (совокупности средств измерения из 12 приборов учета электроэнергии), которые позволяют определить весь объем электрической энергии, поданной в многоквартирный дом и с учетом требований Приказа министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.08.2012 N 197.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации", то есть в компетенцию собрания собственников помещений в многоквартирном доме изменение правил предоставления коммунальных услуг гражданам не входит.
Расчет платы за коммунальные услуги осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета размера платы в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, при этом используются нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действующие в муниципальных образованиях Самарской области по состоянию на 30.06.2012 (приказ Министерства от 13.09.2012 N 207).
В соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации N 307, при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги по отоплению в жилых помещениях определяется на основании установленных нормативов потребления и тарифа на тепловую энергию, при наличии в многоквартирном доме коллективных (общедомовых) приборов учета потребления тепловой энергии размер платы за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год - исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление жилых и (или) нежилых помещений.
Пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных вышеуказанным Постановлением предусмотрено, что учет размера платы за коммунальные услуги по отоплению в жилом помещении при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета определяется по формуле: Poi = Si x Vt x Tt, где Si - площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома кв. м; Vt - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м); Tt - тариф на тепловую энергию, установленный постановлением главы г.о. Самара (руб./Гкал). В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год для расчета используется норматив потребления тепловой энергии на отопление.
В силу пункта 65 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, установлено, что потребитель вправе по своему выбору осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.
Из протокола внеочередного общего собрания членов ТСЖ "Мегаполис" от 07.10.2013 N 2 следует, что собственники большинством голосов проголосовали "за" решение о порядке оплаты за отопление равными частями в течение 6 месяцев, с перерасчетом в конце отопительного сезона и "против" порядка оплаты за отопление равными частями в течение 12 месяцев. Указанное решение общего собрания никем не обжаловалось и не отменялось, собственниками помещений исполняется полностью.
Общество в соответствии с решением общего собрания собственников помещений - членов ТСЖ "Мегаполис" от 01.03.2013, порядок оплаты (не расчета) за отопление согласовало с ресурсоснабжающей организацией. Поставка тепловой энергии потребителям в жилом доме по Московскому шоссе, д. 57 предоставляется на основании Договора теплоснабжения от 01.11.2013 N 1445к, заключенного между ОАО "Волжская ТГК" и ТСЖ "Мегаполис".
По состоянию на 21.05.2014 обязательства по оплате услуг за поставку отопления в 2014 году выполнены ТСЖ "Мегаполис" в полном объеме, претензий по оплате от ОАО "Волжская ТГК" нет, что подтверждается Актом выверки взаиморасчетов.
Исходя из изложенного, суды пришли к правильному выводу о том, что заявленные требования в части оспаривания возложения на ТСЖ "Мегаполис" обязанности производить начисление платы за отопление потребителям, проживающим в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу, в соответствии с пунктом 21 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 равными долями в течение года (12 месяцев) исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий, подлежат удовлетворению.
В части требования общества в части оспаривания возложения на ТСЖ "Мегаполис" обязанности производить начисление платы за электрическую энергию на общедомовые нужды суды обоснованно пришли к следующему.
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг, собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) коллективный (общедомовой) прибор учета - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Материалами дела и письмом ТСЖ "Мегаполис" от 10.09.2014 N 53 в адрес ЗАО "Самарская Сетевая Компания" подтверждается, что для учета всей электроэнергии поступающей в вышеуказанный дом, в соответствии с проектом, были установлены и опломбированы 13 приборов учета электроэнергии (приложение - акт N 128,130 от 01.01.2014 о разграничении балансовой принадлежности).
Из них 8 приборов учитывают электроэнергию потребляемую жильцами дома, 2 прибора учитывают расход электроэнергии, потребляемой собственниками нежилых помещений, один прибор учета является резервным.
Два прибора учета N 001275 в 1-м подъезде и N 001252 в 2-м подъезде ведут учет всей электроэнергии потребляемой местами общего пользования (МОП). Это электроснабжение двигателей насосов теплового пункта, электроснабжение двигателей лифтов, противопожарной сигнализация и насосов, противопожарной системы дымоудаления, освещение коридоров, лестничных вестибюлей и лифтовых холлов, входов в подъезды, придомовой территории, незадымляемых противопожарных лестниц, технических этажей, маячковой сигнализации на крыше.
Ежемесячно показания всех приборов учета фиксируются в актах об объемах переданной электроэнергии, сдаваемых в ССК с последующей оплатой счетов от САМАРАЭНЕРГО.
В случае, когда многоквартирный дом оборудован коллективным прибором учета объема коммунальных услуг (водоснабжения, электроснабжения, водоотведения), объем коммунальных услуг на общедомовые нужды в соответствии с пунктом 44 Правил N 354 определяется как разница между общим расходом, который был зафиксирован общедомовым прибором учета, и суммарным потреблением коммунальных услуг во всех жилых и нежилых помещениях дома. Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды (нормативы по электроэнергии утверждены Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.08.2012 N 197), за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Между тем, согласно информации, представленной ТСЖ "Мегаполис" расчет платы потребителям за электроэнергию на общедомовые нужды производится не исходя из показаний общедомового прибора учета (совокупности средств измерения из 12 приборов учета электроэнергии, которые позволяют определить весь объем электрической энергии, поданной в многоквартирный дом), а исходя из показаний только двух приборов учета электроэнергии мест общего пользования (по первому подъезду - секция А-4, прибор учета зав. N 81859422 и по второму подъезду - секция А-5, прибор учета зав. N 81859411).
Данные приборы учета позволяют определить объемы (количество) электроэнергии, затраченные только на места общего пользования (МОП).
Определить весь объем (количество) электрической энергии, поданной в многоквартирный дом, имеющиеся приборы учета не позволяют.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 01.10.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2014 по делу N А55-15011/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Н.Н.САФИН
Судьи
И.Ш.ЗАКИРОВА
М.А.САВКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 17.03.2015 N Ф06-21603/2013 ПО ДЕЛУ N А55-15011/2014
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2015 г. N Ф06-21603/2013
Дело N А55-15011/2014
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сафина Н.Н.,
судей Закировой И.Ш., Савкиной М.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 01.10.2014 (судья Медведев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2014 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Кузнецов В.В., Холодная С.Т.)
по делу N А55-15011/2014
по заявлению Товарищества собственников жилья "Мегаполис", (ОГРН 1096316000131), г. Самара, к Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Гридневой Ольги Александровны, г. Самара, Огудина Юрия Владимировича, г. Самара, Буклова Алексея Владимировича, г. Самара, Скоморохова Юрия Николаевича, г. Самара, Тишкина Владимира Валерьевича, г. Самара,
о признании недействительным предписания,
установил:
товарищество собственников жилья "Мегаполис" (далее - ТСЖ "Мегаполис", товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просило признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - Инспекция) от 20.03.2014 N Сор-1976.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.10.201, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2014, заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Самарской области от 20.03.2014 N СОр-1976 в части возложения на ТСЖ "Мегаполис" обязанности производить начисление платы за отопление потребителям, проживающим в многоквартирном доме по адресу: г. Самара, Московское шоссе, д. 57, в соответствии с пунктом 21 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 равными долями в течение года (12 месяцев) исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Инспекция обратилась в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проверки проведенной Инспекцией в период с 20.02.2014 по 20.03.2014 установлено, что товариществом не исполнено предписание от 19.11.2013 N СОр-18982 об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения проверки по вопросу правомерности порядка расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
На основании чего Инспекцией выдано предписание от 20.03.2014 N Сор-1976, согласно которому ТСЖ "Мегаполис" предписано в срок до 20.06.2014: производить начисление платы за отопление потребителям, проживающим в многоквартирном доме по адресу: г. Самара, Московское шоссе, д. 57, в соответствии с пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, равными долями в течение года (12 месяцев) исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий; производить начисление платы за электрическую энергию на общедомовые нужды потребителям, пользующимся жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу, в соответствии с п. п. 40, 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 исходя из показаний общедомового прибора учета (совокупности средств измерения из 12 приборов учета электроэнергии), которые позволяют определить весь объем электрической энергии, поданной в многоквартирный дом и с учетом требований Приказа министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.08.2012 N 197.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации", то есть в компетенцию собрания собственников помещений в многоквартирном доме изменение правил предоставления коммунальных услуг гражданам не входит.
Расчет платы за коммунальные услуги осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета размера платы в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, при этом используются нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действующие в муниципальных образованиях Самарской области по состоянию на 30.06.2012 (приказ Министерства от 13.09.2012 N 207).
В соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации N 307, при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги по отоплению в жилых помещениях определяется на основании установленных нормативов потребления и тарифа на тепловую энергию, при наличии в многоквартирном доме коллективных (общедомовых) приборов учета потребления тепловой энергии размер платы за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год - исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление жилых и (или) нежилых помещений.
Пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных вышеуказанным Постановлением предусмотрено, что учет размера платы за коммунальные услуги по отоплению в жилом помещении при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета определяется по формуле: Poi = Si x Vt x Tt, где Si - площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома кв. м; Vt - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м); Tt - тариф на тепловую энергию, установленный постановлением главы г.о. Самара (руб./Гкал). В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год для расчета используется норматив потребления тепловой энергии на отопление.
В силу пункта 65 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, установлено, что потребитель вправе по своему выбору осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.
Из протокола внеочередного общего собрания членов ТСЖ "Мегаполис" от 07.10.2013 N 2 следует, что собственники большинством голосов проголосовали "за" решение о порядке оплаты за отопление равными частями в течение 6 месяцев, с перерасчетом в конце отопительного сезона и "против" порядка оплаты за отопление равными частями в течение 12 месяцев. Указанное решение общего собрания никем не обжаловалось и не отменялось, собственниками помещений исполняется полностью.
Общество в соответствии с решением общего собрания собственников помещений - членов ТСЖ "Мегаполис" от 01.03.2013, порядок оплаты (не расчета) за отопление согласовало с ресурсоснабжающей организацией. Поставка тепловой энергии потребителям в жилом доме по Московскому шоссе, д. 57 предоставляется на основании Договора теплоснабжения от 01.11.2013 N 1445к, заключенного между ОАО "Волжская ТГК" и ТСЖ "Мегаполис".
По состоянию на 21.05.2014 обязательства по оплате услуг за поставку отопления в 2014 году выполнены ТСЖ "Мегаполис" в полном объеме, претензий по оплате от ОАО "Волжская ТГК" нет, что подтверждается Актом выверки взаиморасчетов.
Исходя из изложенного, суды пришли к правильному выводу о том, что заявленные требования в части оспаривания возложения на ТСЖ "Мегаполис" обязанности производить начисление платы за отопление потребителям, проживающим в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу, в соответствии с пунктом 21 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 равными долями в течение года (12 месяцев) исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий, подлежат удовлетворению.
В части требования общества в части оспаривания возложения на ТСЖ "Мегаполис" обязанности производить начисление платы за электрическую энергию на общедомовые нужды суды обоснованно пришли к следующему.
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг, собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) коллективный (общедомовой) прибор учета - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Материалами дела и письмом ТСЖ "Мегаполис" от 10.09.2014 N 53 в адрес ЗАО "Самарская Сетевая Компания" подтверждается, что для учета всей электроэнергии поступающей в вышеуказанный дом, в соответствии с проектом, были установлены и опломбированы 13 приборов учета электроэнергии (приложение - акт N 128,130 от 01.01.2014 о разграничении балансовой принадлежности).
Из них 8 приборов учитывают электроэнергию потребляемую жильцами дома, 2 прибора учитывают расход электроэнергии, потребляемой собственниками нежилых помещений, один прибор учета является резервным.
Два прибора учета N 001275 в 1-м подъезде и N 001252 в 2-м подъезде ведут учет всей электроэнергии потребляемой местами общего пользования (МОП). Это электроснабжение двигателей насосов теплового пункта, электроснабжение двигателей лифтов, противопожарной сигнализация и насосов, противопожарной системы дымоудаления, освещение коридоров, лестничных вестибюлей и лифтовых холлов, входов в подъезды, придомовой территории, незадымляемых противопожарных лестниц, технических этажей, маячковой сигнализации на крыше.
Ежемесячно показания всех приборов учета фиксируются в актах об объемах переданной электроэнергии, сдаваемых в ССК с последующей оплатой счетов от САМАРАЭНЕРГО.
В случае, когда многоквартирный дом оборудован коллективным прибором учета объема коммунальных услуг (водоснабжения, электроснабжения, водоотведения), объем коммунальных услуг на общедомовые нужды в соответствии с пунктом 44 Правил N 354 определяется как разница между общим расходом, который был зафиксирован общедомовым прибором учета, и суммарным потреблением коммунальных услуг во всех жилых и нежилых помещениях дома. Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды (нормативы по электроэнергии утверждены Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.08.2012 N 197), за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Между тем, согласно информации, представленной ТСЖ "Мегаполис" расчет платы потребителям за электроэнергию на общедомовые нужды производится не исходя из показаний общедомового прибора учета (совокупности средств измерения из 12 приборов учета электроэнергии, которые позволяют определить весь объем электрической энергии, поданной в многоквартирный дом), а исходя из показаний только двух приборов учета электроэнергии мест общего пользования (по первому подъезду - секция А-4, прибор учета зав. N 81859422 и по второму подъезду - секция А-5, прибор учета зав. N 81859411).
Данные приборы учета позволяют определить объемы (количество) электроэнергии, затраченные только на места общего пользования (МОП).
Определить весь объем (количество) электрической энергии, поданной в многоквартирный дом, имеющиеся приборы учета не позволяют.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 01.10.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2014 по делу N А55-15011/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Н.Н.САФИН
Судьи
И.Ш.ЗАКИРОВА
М.А.САВКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)