Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "24" декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "25" декабря 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Бутиной И.Н.,
судей: Петровской О.В., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Астаховой А.И.,
при участии: от общества с ограниченной ответственностью "КраМЗЭнерго": Шарыгиной О.В., представителя по доверенности N 028 от 17.07.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального предприятия города Красноярска "Дирекция специализированного жилищного фонда"
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "28" октября 2014 года по делу N А33-13873/2014, принятое судьей Деревягиным М.В.,
установил:
муниципальное предприятие города Красноярска "Дирекция специализированного жилищного фонда" (ИНН 2462033332, ОГРН 1052462032655, далее - МП г. Красноярска "Дирекция спецжилфонда") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "КраМЗЭнерго" (ОГРН 1032402647749, ИНН 2465076373, г. Красноярск, далее - ООО "КраМЗЭнерго") об обязании установить общедомовые приборы учета тепловой энергии в многоквартирных домах, находящихся в городе Красноярске по адресам: ул. Воронова, д. 12в, ул. Воронова, д. 12б, ул. Воронова, д. 12г, ул. Устиновича, д. 9а, ул. Рокоссовского, д. 18, ул. Тельмана, д. 32а, пр. Металлургов, д. 1.
Решением от 28.10.2014 Арбитражный суд Красноярского края отказал в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
По мнению заявителя жалобы, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии в упомянутых многоквартирных домах возложена законом на ответчика как ресурсоснабжающую организацию, в связи с чем суд необоснованно отказал в удовлетворении иска.
Ответчик представил в материалы дела отзыв, в котором возразил против доводов апелляционной жалобы, настаивая на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.11.2014 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 24.12.2014.
В судебном заседании представитель ООО "КраМЗЭнерго" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей истца.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между ООО "КраМЗЭнерго" (теплоснабжающей организацией) и муниципальным предприятием города Красноярска "Правобережная дирекция муниципальных общежитий" (исполнителем коммунальных услуг, далее - МП "Правобережная ДМО") заключен договор теплоснабжения от 08.06.2012 N 1005 (с учетом дополнительного соглашения N 1), согласно пункту 1.1 договора предметом договора является поставка теплоснабжающей организацией тепловой энергии в горячей воде и теплоносителя (химически очищенной воды) исполнителю коммунальных услуг путем ее производства и передачи по присоединенной сети, а исполнитель коммунальных услуг обязуется в целях оказания коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных жилых домах и собственникам нежилых помещений (потребителям), оплачивать фактически поставленную тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель - по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданам.
В приложении N 1 к договору согласован перечень объектов и расчет ориентировочного отпуска тепловой энергии и теплоносителя.
Постановлением администрации города Красноярска от 07.09.2011 N 362 МП "Правобережная ДМО" реорганизовано в форме присоединения к нему МП г. Красноярска "УК "ДМО", постановлением администрации города Красноярска от 24.12.2012 N 645 указано, что МП г. Красноярска "ПДМО" переименовано в МП г. Красноярска "Дирекция спецжилфонда".
Как установлено судом, на основании протоколов общих собраний собственников и распоряжений администрации города Красноярска истец является управляющей организацией и обслуживает многоквартирные дома, расположенные в городе Красноярске по следующим адресам: ул. Воронова, д. 12в, ул. Воронова, д. 12б, ул. Воронова, д. 12г, ул. Устиновича, д. 9а, ул. Рокоссовского, д. 18, ул. Тельмана, д. 32а, пр. Металлургов, д. 1.
Письмом от 03.10.2013 N 1647/0303.10.2013 МП "Дирекция спецжилфонда" обратилось в Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска с просьбой о содействии в решении вопроса о предоставлении графиков установки приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения ресурсоснабжающими организациями в жилых домах МП "Дирекция спецжилфонда".
В дальнейшем, как указал истец, МП "Дирекция спецжилфонда" обратилось к ООО "КраМЗЭнерго" с просьбой в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ) установить приборы учета тепловой энергии в многоквартирных домах, снабжение тепловой энергией которых осуществляет ООО "КрасМЗЭнерго".
Полагая, что ответчик незаконно отказался от установки общедомовых приборов учета тепловой энергии в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении истца, несмотря на наличие у ответчика как поставщика тепловой энергии обязанности по осуществлению деятельности по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
В качестве правового основания иска истец указал на статьи 12, 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для обязания ответчика установить общедомовые приборы учета тепловой энергии в многоквартирных домах.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, арбитражный апелляционный суд не установил оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного акта.
Представленными в материалы дела протоколами общих собраний собственников подтверждается, что истец является управляющей организацией в отношении спорных домов.
ООО "КраМЗЭнерго" является ресурсоснабжающей организацией, поставляющей тепловую энергию в упомянутые выше многоквартирные дома.
Истец полагает, что ответчик в силу закона обязан установить общедомовые приборы учета тепловой энергии в многоквартирных домах, обслуживаемых истцом.
При рассмотрении апелляционной жалобы арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции о том, что данный довод истца противоречит нормам действующего законодательства.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 2 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ под энергосбережением понимается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования; под энергетической эффективностью - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу.
По пункту 7 статьи 9 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ определено, что в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ предусмотрено, что до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
В силу пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
При этом пунктом 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Исходя из пункта 7 Правил N 491, в состав общего имущества включены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии.
Подпунктом "ж" пункта 10 Правил N 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам "и" и "к" пункта 11 Правил от 13.08.2006 N 491 содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию, в том числе коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Согласно пункту 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома включены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; обязанность по установке общедомовых (коллективных) приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Таким образом, управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении, а также обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащую эксплуатацию.
С учетом изложенного требования истца обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 2000 рублей относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "28" октября 2014 года по делу N А33-13873/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
И.Н.БУТИНА
Судьи
О.В.ПЕТРОВСКАЯ
В.В.РАДЗИХОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.12.2014 ПО ДЕЛУ N А33-13873/2014
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2014 г. по делу N А33-13873/2014
Резолютивная часть постановления объявлена "24" декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "25" декабря 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Бутиной И.Н.,
судей: Петровской О.В., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Астаховой А.И.,
при участии: от общества с ограниченной ответственностью "КраМЗЭнерго": Шарыгиной О.В., представителя по доверенности N 028 от 17.07.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального предприятия города Красноярска "Дирекция специализированного жилищного фонда"
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "28" октября 2014 года по делу N А33-13873/2014, принятое судьей Деревягиным М.В.,
установил:
муниципальное предприятие города Красноярска "Дирекция специализированного жилищного фонда" (ИНН 2462033332, ОГРН 1052462032655, далее - МП г. Красноярска "Дирекция спецжилфонда") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "КраМЗЭнерго" (ОГРН 1032402647749, ИНН 2465076373, г. Красноярск, далее - ООО "КраМЗЭнерго") об обязании установить общедомовые приборы учета тепловой энергии в многоквартирных домах, находящихся в городе Красноярске по адресам: ул. Воронова, д. 12в, ул. Воронова, д. 12б, ул. Воронова, д. 12г, ул. Устиновича, д. 9а, ул. Рокоссовского, д. 18, ул. Тельмана, д. 32а, пр. Металлургов, д. 1.
Решением от 28.10.2014 Арбитражный суд Красноярского края отказал в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
По мнению заявителя жалобы, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии в упомянутых многоквартирных домах возложена законом на ответчика как ресурсоснабжающую организацию, в связи с чем суд необоснованно отказал в удовлетворении иска.
Ответчик представил в материалы дела отзыв, в котором возразил против доводов апелляционной жалобы, настаивая на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.11.2014 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 24.12.2014.
В судебном заседании представитель ООО "КраМЗЭнерго" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей истца.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между ООО "КраМЗЭнерго" (теплоснабжающей организацией) и муниципальным предприятием города Красноярска "Правобережная дирекция муниципальных общежитий" (исполнителем коммунальных услуг, далее - МП "Правобережная ДМО") заключен договор теплоснабжения от 08.06.2012 N 1005 (с учетом дополнительного соглашения N 1), согласно пункту 1.1 договора предметом договора является поставка теплоснабжающей организацией тепловой энергии в горячей воде и теплоносителя (химически очищенной воды) исполнителю коммунальных услуг путем ее производства и передачи по присоединенной сети, а исполнитель коммунальных услуг обязуется в целях оказания коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных жилых домах и собственникам нежилых помещений (потребителям), оплачивать фактически поставленную тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель - по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданам.
В приложении N 1 к договору согласован перечень объектов и расчет ориентировочного отпуска тепловой энергии и теплоносителя.
Постановлением администрации города Красноярска от 07.09.2011 N 362 МП "Правобережная ДМО" реорганизовано в форме присоединения к нему МП г. Красноярска "УК "ДМО", постановлением администрации города Красноярска от 24.12.2012 N 645 указано, что МП г. Красноярска "ПДМО" переименовано в МП г. Красноярска "Дирекция спецжилфонда".
Как установлено судом, на основании протоколов общих собраний собственников и распоряжений администрации города Красноярска истец является управляющей организацией и обслуживает многоквартирные дома, расположенные в городе Красноярске по следующим адресам: ул. Воронова, д. 12в, ул. Воронова, д. 12б, ул. Воронова, д. 12г, ул. Устиновича, д. 9а, ул. Рокоссовского, д. 18, ул. Тельмана, д. 32а, пр. Металлургов, д. 1.
Письмом от 03.10.2013 N 1647/0303.10.2013 МП "Дирекция спецжилфонда" обратилось в Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска с просьбой о содействии в решении вопроса о предоставлении графиков установки приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения ресурсоснабжающими организациями в жилых домах МП "Дирекция спецжилфонда".
В дальнейшем, как указал истец, МП "Дирекция спецжилфонда" обратилось к ООО "КраМЗЭнерго" с просьбой в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ) установить приборы учета тепловой энергии в многоквартирных домах, снабжение тепловой энергией которых осуществляет ООО "КрасМЗЭнерго".
Полагая, что ответчик незаконно отказался от установки общедомовых приборов учета тепловой энергии в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении истца, несмотря на наличие у ответчика как поставщика тепловой энергии обязанности по осуществлению деятельности по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
В качестве правового основания иска истец указал на статьи 12, 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для обязания ответчика установить общедомовые приборы учета тепловой энергии в многоквартирных домах.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, арбитражный апелляционный суд не установил оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного акта.
Представленными в материалы дела протоколами общих собраний собственников подтверждается, что истец является управляющей организацией в отношении спорных домов.
ООО "КраМЗЭнерго" является ресурсоснабжающей организацией, поставляющей тепловую энергию в упомянутые выше многоквартирные дома.
Истец полагает, что ответчик в силу закона обязан установить общедомовые приборы учета тепловой энергии в многоквартирных домах, обслуживаемых истцом.
При рассмотрении апелляционной жалобы арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции о том, что данный довод истца противоречит нормам действующего законодательства.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 2 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ под энергосбережением понимается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования; под энергетической эффективностью - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу.
По пункту 7 статьи 9 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ определено, что в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ предусмотрено, что до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
В силу пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
При этом пунктом 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Исходя из пункта 7 Правил N 491, в состав общего имущества включены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии.
Подпунктом "ж" пункта 10 Правил N 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам "и" и "к" пункта 11 Правил от 13.08.2006 N 491 содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию, в том числе коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Согласно пункту 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома включены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; обязанность по установке общедомовых (коллективных) приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Таким образом, управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении, а также обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащую эксплуатацию.
С учетом изложенного требования истца обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 2000 рублей относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "28" октября 2014 года по делу N А33-13873/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
И.Н.БУТИНА
Судьи
О.В.ПЕТРОВСКАЯ
В.В.РАДЗИХОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)