Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.06.2007 ПО ДЕЛУ N А14-7801/2006/300/9

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июня 2007 г. по делу N А14-7801/2006/300/9


Резолютивная часть постановления объявлена 15.06.2007 г.
Полный текст постановления изготовлен 18.06.2007 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мокроусовой Л.М.,
судей: Потихониной Ж.Н.,
Колянчиковой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пучниной М.В.,
при участии:
- от МУП "Семилукское ЖКХ": Максимова С.Ю. - представитель по доверенности;
- от Администрации Семилукского муниципального района Воронежской области представитель не явился, сведения о надлежащем извещении имеются в материалах дела;
- от УФК по Воронежской области представитель не явился, сведения о надлежащем извещении имеются в материалах дела;
- от Комитета по финансам Администрации Семилукского района представитель не явился, сведения о надлежащем извещении имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Семилукского муниципального района Воронежской области, г. Семилуки Воронежской области, на решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.03.2007 года по делу N А14-7801-2006/300/9 (судья Коновкина Т.М.) по иску муниципального унитарного предприятия "Семилукское ЖКХ" к муниципальному образованию Семилукский муниципальный район Воронежской области в лице администрации Семилукского муниципального района Воронежской области при участии в качестве третьих лиц - УФК по Воронежской области, Комитета по финансам администрации Семилукского района, Министерства финансов РФ в лице агента Правительства РФ - ОАО "Россельхозбанк" о взыскании 2 119 789 руб. 53 коп.,

установил:

Муниципальное унитарное предприятие "Семилукское жилищно-коммунальное хозяйство" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к управлению федерального казначейства по Воронежской области о взыскании 2 119 789 руб. 53 коп. в возмещение убытков - суммы затрат истца в связи с предоставлением льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг гражданам в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в РФ" за период с 01.01.2004 г. по 31.03.2005 г.
Истцом к участию в деле в качестве ответчиков были привлечены - администрация Воронежской области и администрация Семилукского района Воронежской области.
Определениями от 14.08.2006 г. суд с согласия истца произвел замену ответчиков - администрации Воронежской области и администрации Семилукского района Воронежской области надлежащими - субъектом Российской Федерации - Воронежская область в лице администрации Воронежской области и муниципальным образованием Семилукский муниципальный район Воронежской области в лице администрации Семилукского муниципального района, привлек к участию в деле в качестве соответчика Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации, а также прекратил производство по делу в отношении управления федерального казначейства по Воронежской области на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отказом истца от требований к этому ответчику, управления федерального казначейства по Воронежской области привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.
Определениями от 16.01.2007 г. суд привлек к участию в деле комитет по финансам администрации Семилукского муниципального района Воронежской области, производство по делу в отношении субъекта Российской Федерации - Воронежская область в лице администрации Воронежской области и Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отказом истца от требований к данным ответчикам.
В процессе рассмотрения спора истец уточнил исковые требования и просил взыскать с муниципального образования Семилукский муниципальный район Воронежской области в лице администрации Семилукского муниципального района Воронежской области 755 730 руб. в возмещение убытков - суммы затрат истца в связи с предоставлением льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг гражданам в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в РФ" за период с 01.01.2004 г. по 31.12.2004 г.
Решением от 13.03.2007 г. Арбитражный суд Воронежской области исковые требования удовлетворил, взыскав с муниципального образования Семилукский муниципальный район Воронежской области в лице администрации Семилукского муниципального района Воронежской области за счет средств муниципальной казны в пользу муниципального унитарного предприятия "Семилукское жилищно-коммунальное хозяйство" 755 730 руб. в возмещение убытков. Производство по делу в остальной части иска прекращено.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация Семилукского муниципального района Воронежской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылается на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Воронежской области от 13.03.2007 г., в связи с чем просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель МУП "Семилукское ЖКХ" доводы апелляционной жалобы отклонил и, указав на законность и обоснованность обжалуемого решения, просили оставить его без изменения, а жалобу администрация Семилукского муниципального района Воронежской области - без удовлетворения.
Представители администрации Семилукского муниципального района Воронежской области, УФК по Воронежской области, комитета по финансам администрации Семилукского района Воронежской области в судебное заседание не явились.
Ввиду наличия доказательств надлежащего извещения неявившихся лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривалась в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителя истца, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, МУП "Семилукское ЖКХ" за период с 01.01.2004 г. по 31.12.2004 г. предоставляло льготным категориям граждан, проживающим в Семилукском районе Воронежской области, в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ" коммунальные услуги на льготных основаниях в виде 50-ти процентной скидки с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг.
Всего в 2004 году по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в РФ" МУП "Семилукское ЖКХ" предоставило льготы на сумму 3 039 789 руб. 42 коп.
Поскольку указанные расходы истца не были возмещены в полном объеме, последнее обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Принимая решение, арбитражный суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о необходимости взыскания убытков с муниципального образования Семилукский муниципальный район Воронежской области за счет средств муниципальной казны.
Исходя из обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения дела, судебная коллегия находит данный вывод суда первой инстанции соответствующим законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" (в редакции, действующей на момент предоставления льгот) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Порядок предоставления льгот, устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Пунктом 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 г. N 901 предусмотрено, что расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива, возмещаются по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета; по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, по муниципальному жилищному фонду, а также по общественному жилищному фонду - в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Постановлением администрации Воронежской области от 18.08.2003 г. N 665 был утвержден Порядок возмещения расходов организаций в связи с предоставлением льгот ветеранам и инвалидам при реализации Федеральных законов от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", от 06.05.2003 г. N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", согласно которому возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот, поставщикам коммунальных услуг производилось в районах области на основании договоров, заключенных с местными органами социальной защиты, на которые возлагалась проверка представленных поставщиками реестров инвалидов и подписание актов сверок.
Как установлено судом первой инстанции, выделение средств, предусмотренных на эти цели законом "Об областном бюджете", а также средств, полученных из федерального бюджета, производилось главным финансовым управлением Воронежской области на основании заявок районных финансовых органов. Сумма полученных Семилукским районом на возмещение расходов в связи с предоставлением в 2004 году льгот в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" денежных средств из вышестоящих бюджетов полностью соответствовала сумме, поданных районом заявок.
Сумма невозмещенных истца затрат в связи с представлением на льготных основаниях в 2004 году услуг подтверждена актами сверок и составила 775 730 руб. 10 коп.
Материалы дела свидетельствую о том, что указанная сумма, предназначенная истцу, платежным поручением N 1202 от 30.12.2005 г. на основании распоряжения районного комитета по труду и социальной защите населения Семилукского района Воронежской области была перечислена на расчетный счет МУП "Производственно-технический центр", которое, как правомерно указал суд первой инстанции, поставщиком коммунальных услуг в 2004 году не являлось и соответственно расходов, связанных с предоставлением льгот в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ" не несло.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Поскольку расходы МУП "Семилукское ЖКХ" не были компенсированы в полном объеме выделенными бюджетными средствами, суд области обоснованно признал заявленную ко взысканию сумму убытками.
Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статьей 53 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного действием (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета - орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. Главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности.
Согласно пункту 12 статьи 40 Устава Семилукского муниципального района Воронежской области, принятого постановлением Совета депутатов Семилукского района Воронежской области от 17.06.2003 г. N 123 распоряжение средствами местного бюджета относится к полномочиям главы администрации района.
Оценивая положения вышеназванных норм права, а также статей 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что причинение МУП "Семилукское ЖКХ" убытков связано с предоставлением законно установленных льгот и нецелевым использованием органами местного самоуправления Семилукского муниципального района Воронежской области полученных из вышестоящих бюджетов денежных средств.
Рассматривая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену судебного акта, допущено не было.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1000 руб. на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы и возврату или возмещению не подлежат.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.03.2007 года по делу N А14-7801/2006/300/9 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.

Председательствующий судья
Л.М.МОКРОУСОВА

Судьи
Ж.Н.ПОТИХОНИНА
Л.А.КОЛЯНЧИКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)