Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 06.07.2015 N Ф08-4497/2015 ПО ДЕЛУ N А53-20694/2014

Требование: О взыскании задолженности по договору поставки тепловой энергии.

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Предприятие ссылалось на неоплату обществом тепловой энергии в спорный период.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 2015 г. по делу N А53-20694/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Савенко Л.И., судей Кухаря В.Ф. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании от истца - муниципального унитарного предприятия "Таганрогэнерго" (ИНН 6154085894, ОГРН 1036154014093) - Переу А.Ф. (доверенность от 29.01.2015), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Мой Дом" (ИНН 6154563879, ОГРН 1106154000040) - Фомина А.В. (доверенность от 21.01.2014), при ведении протокола помощником судьи Скибиным С.В., рассмотрев путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Мой Дом" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.12.2014 (судья Казаченко Г.Б.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2015 (судьи Величко М.Г., Баранова Ю.И., Пономарева И.В.) по делу N А53-20694/2014, установил следующее.
МУП "Таганрогэнерго" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к ООО Управляющая компания "Мой Дом" (далее - общество) о взыскании 88 061 рубля 60 копеек задолженности за потребленную тепловую энергию по договору от 30.08.2013 N 23/01/13 за июль 2014 года (уточненные требования).
Решением суда от 29.12.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.04.2015, уточненные исковые требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что общество не в полном объеме оплатило оказанные коммунальные услуги.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, ссылаясь на следующие доводы:
- - суды сделали необоснованный вывод о том, что собственникам и нанимателям помещений в многоквартирном доме N 15/3 по ул. Вишневая в г. Таганроге при наличии в этом доме введенного в эксплуатацию с апреля 2014 года узла учета тепловой энергии (далее - УУТЭ) оплата за поставленную тепловую энергию на нужды отопления за июль 2014 года должна начисляться по нормативу потребления с последующим перерасчетом в 2015 году;
- - суды не учли, что подпункт б пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 875 утратил силу с 21.09.2013 года.
- - расчет тепловой энергии в спорный период должен проводиться по показаниям общедомового прибора учета;
- - общество уступило предприятию право требования задолженности с потребителей в связи с тем, что собственники многоквартирного дома приняли решение об оплате стоимости тепловой энергии напрямую ресурсоснабжающей организации;
- - предприятие самостоятельно собирает денежные средства за оплату центрального отопления и ГВС непосредственно с собственников, выставляя им счета-квитанции.
В судебном заседании стороны поддержали доводы жалобы и обосновали свои возражения.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество является управляющей компанией в отношении ряда многоквартирных домов в городе Ростове-на-Дону, а именно: ул. Менделеева, 14, ул. Менделеева, 18, ул. Октябрьская, 44/5, ул. Вишневая, 15/3, ул. Вишневая, 15/5.
30 августа 2013 года предприятие и общество (абонент) заключили договор на поставку тепловой энергии N 23/01/13 (с протоколом разногласий от 17.01.2013), в соответствии с которым предприятие обязуется поставить абоненту тепловую энергию для отопления и горячего водоснабжения многоквартирного дома в виде теплоносителя, а абонент обязуется принять теплоноситель, использовать его строго по назначению и оплатить предприятию стоимость фактически поставленной тепловой энергии на условиях договора.
Плата за фактически принятую тепловую энергию производится абонентом до 20 числа месяца, следующего за отчетным (пункт 4.8 договора).
Во исполнение условий договора истец выполнил взятые на себя по договору обязательства в полном объеме за июнь и июль 2014 года, поставив ответчику тепловую энергию. Ответчику выставлены счета-фактуры (т. 1, л.д. 54, 55).
Общество указывает, что на общих собраниях жители многоквартирных домов по адресам: ул. Вишневая, 15/3 и ул. Вишневая, 15/5 приняли решение о внесении 01.04.2014 платы за коммунальную услугу отопление и горячие водоснабжение непосредственно на расчетный счет ресурсоснабжающей организации.
Судами установлено, что многоквартирные дома по адресам ул. Вишневая, 15/3 и ул. Вишневая, 15/5 оборудованы общедомовыми приборами учета.
Общедомовой прибор учета по адресу ул. Вишневая, 15/5 принят и введен в коммерческую эксплуатацию с 02.10.2013, общедомовой прибор учета по адресу ул. Вишневая, 15/3 принят и введен в коммерческую эксплуатацию с 01.04.2014.
Согласно постановлению правительства Ростовской области от 10.09.2012 N 878 жители указанных домов услуги по отоплению оплачивали по нормативу потребления коммунальных услуг. Неоплата тепловой энергии за июль 2014 года в размере 88 061 рубля 60 копеек (жилой дом по ул. Вишневая, 15/3) послужила основанием для обращения предприятия в суд.
К отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 548 Кодекса).
Согласно статье 544 Кодекса оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
С 01.09.2012 вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Министерство регионального развития Российской Федерации в письме от 28.08.2012 N 22567-ВК/14 сообщило, что Правила N 354 вступают в силу с 01.09.2012. Суть изменений, введенных названными Правилами в порядок расчетов за соответствующие коммунальные услуги, состоит в разделении платы за коммунальные услуги на индивидуальное (квартирное) потребление и потребление на общедомовые нужды.
Названными Правилами также предусмотрено, что оплата за отопление производится только в отопительный период независимо от того, есть ли в многоквартирном доме общедомовой прибор учета тепла. Это исключает необходимость проведения корректировки размера платы за отопление по итогам календарного года.
Правительством Российской Федерации 27.08.2012 принято постановление N 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - постановление N 857).
В соответствии с названным постановлением органам государственной власти субъектов Российской Федерации предлагалось применять один из следующих вариантов порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению:
1) применять порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренный действующей редакцией Правил, а именно производить оплату коммунальной услуги по отоплению в отопительный период;
2) принять решение, что в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, оплата коммунальной услуги по отоплению производится равномерно - каждый месяц календарного года;
3) принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решения о выборе одного из двух способов расчетов, указанных в пунктах 2 и 3, в срок до 15.09.2012.
Согласно пункту 2 указанного постановления органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решения, указанные в подпункте "а" и "б" пункта 1, могут в любое время принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами N 354.
В порядке реализации названного нормативного акта постановлением правительства Ростовской области от 10.09.2012 N 878 установлено, что при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Ростовской области в 2012-2014 годах следует применять порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
В соответствии с пунктом 21 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется: а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения N 2 к Правилам; б) для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к данным Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к указанным Правилам.
Согласно пункту 25 Правил N 307 при наличии в многоквартирном доме коллективных (общедомовых) приборов учета потребления тепловой энергии и наличии во всех или в отдельных помещениях распределителей размер платы за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год - исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление помещений, оборудованных распределителями, в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения N 2 к данным Правилам (в редакции, действовавшей в спорный период).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2013 N 795 подпункт "б" пункта 2 постановления N 857 утратил силу. На основании этого, по мнению заявителя жалобы, в спорный период - июль 2014 года - отсутствовали основания для начисления платы за потребленную тепловую энергию в домах, в которых установлены коллективные (общедомовые) приборы учета, по нормативу потребления. Общество полагает, что после изменений, внесенных в постановление N 857, автоматически утратил силу порядок оплаты, предусмотренный постановлением правительства Ростовской области от 10.09.2012 N 878.
Суд отклоняет указанный довод жалобы, так как он противоречит содержанию пункта 2 постановления N 857. Признание утратившим силу подпункта "б" пункта 2 постановления N 857 само по себе не отменило действия ранее принятых в порядке его реализации постановлений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе постановления правительства Ростовской области от 10.09.2012 N 878, установившего порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307. Указанное постановление утратило силу с 01.08.2014 в связи с принятием постановления правительства Ростовской области от 16.06.2014 N 431 "О применении в Ростовской области порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - постановление N 431).
В соответствии с пунктом 1.1 названного постановления с 01.08.2014 на территории Ростовской области применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренный Правилами N 354.
Согласно пункту 3 постановления N 431 исполнителям коммунальной услуги по отоплению необходимо в срок до 31.07.2014 произвести корректировку размера платы за отопление в соответствии с Правилами N 307.
С учетом этого суды правомерно исходили из того, что до 31.07.2014 расчет за отопление с собственниками и нанимателями жилых помещений должен производиться на основании постановления правительства Ростовской области от 10.09.2012 N 878.
Предприятие в связи с предписанием действующего законодательства направило в ООО "ЕИРЦ" требование о проведении корректировки начисления коммунальной услуги "отопление" в отношении многоквартирного дома по ул. Вишневая, 15/5, оборудованного с 02.10.2013 общедомовым прибором учета. ООО "ЕИРЦ" произвело корректировку начисления коммунальной услуги за "отопление", что отражено в акте за июль 2014 года. В отношении многоквартирного дома по адресу ул. Вишневая, 15/3 корректировка платы за отопительный сезон не проводилась, поскольку общедомовой прибор учета принят и введен в коммерческую эксплуатацию с 01.04.2014.
Судами установлено, что с января по март 2014 года по многоквартирному дому по адресу ул. Вишневая, 15/3 счета выставлялись по нормативу потребления коммунальных услуг, а авансовые платежи граждан в счет оплаты услуги по отоплению следующего отопительного периода должны были вноситься с августа 2014 года. В связи этим предприятие производило расчеты с обществом по многоквартирному дому по адресу ул. Вишневая, 15/3 по статье "отопление" с января по июль 2014 года по нормативам потребления коммунальных услуг, то есть без корректировки.
Суды оценили представленные доказательства и пришли к обоснованному выводу об удовлетворении уточненных исковых требований.
Доводы заявителя жалобы о том, что расчет тепловой энергии по многоквартирному дому по адресу ул. Вишневая, 15/3 должен проводиться по показаниям общедомового прибора учета, надлежит отклонить. Правила N 307 предусматривают возможность проведения корректировки размера платы за отопление при наличии в многоквартирном доме коллективных (общедомовых) приборов учета потребления тепловой энергии. Указанное правило установлено для более точного потребления тепловой энергии многоквартирным домом. Однако с учетом того, что прибор учета установлен и введен в эксплуатацию 01.04.2014, а отопительный сезон согласно постановлению правительства Ростовской области от 11.04.2014 N 397 "Об окончании отопительного сезона 2013-2014 в городе Ростове-на-Дону" закончен 15.04.2014, данные общедомового прибора учета не могут отражать потребление тепловой энергии за весь отопительный сезон. Фактически общедомовым прибором учета зафиксированы данные по отоплению только за последние 15 дней отопительного сезона. На основании изложенного суды правомерно указали на обоснованность расчета количества потребленной тепловой энергии в отношении многоквартирного дома по ул. Вишневая, 15/3 на основании расчетного метода, поскольку общедомовой прибор учета не отражает данные по количеству потребленной тепловой энергии и отсутствовал в отопительный сезон.
В силу пункта 26 Правил обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, в договоре ресурсоснабжения может быть предусмотрено, что выполнение исполнителем обязательств по оплате поставленного коммунального ресурса осуществляется путем уступки в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в пользу ресурсоснабжающей организации прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Факт исполнения предприятием обязательства по поставке тепловой энергии в горячей воде в указанные многоквартирные дома в спорный период подтверждается материалами дела и обществом не оспаривается.
Вместе с тем общество не представило доказательств уступки истцу прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги, в отношении домов, в которых приняты решения по оплате напрямую в ресурсоснабжающую организацию. Согласно положениям указанного постановления договор уступки права требования оформляется в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть должен быть заключен в письменном виде с указанием уступаемого права.
Довод заявителя жалобы о том, что наличие пункта 1.4 договора, в котором указано, что в отношении многоквартирных домов, принявших решение производить расчет за коммунальные ресурсы напрямую с ресурсоснабжающей организацией, обязательства общества исполняются путем совершения уступки права требования, свидетельствует об автоматической уступке всех прав требования в отношении многоквартирных домов, основан на неверном толковании норм материального права. Для переуступки права требования необходимо заключение самостоятельной сделки, содержащей все элементы уступаемого обязательства.
Статьей 155 Жилищного кодекса предусмотрено, что управляющая организация, получающая плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми управляющей организацией заключены договоры, в частности, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения (часть 6.2). Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации. На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (часть 7.1).
Общество не представило контррасчет исковых требований, подтверждающих, что задолженность возникла именно из многоквартирных домов, в которых жильцы приняли решение по оплате коммунального ресурса напрямую в ресурсоснабжающую организацию. Ответчик не учитывает, что задолженность может включать расходы на общедомовые нужды, которые подлежат оплате управляющей компанией. Кроме того, в материалах дела отсутствуют решения общих собраний многоквартирных домов о возможности внесения платежей за коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающей организации.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.12.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2015 по делу N А53-20694/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.И.САВЕНКО
Судьи
В.Ф.КУХАРЬ
Н.В.ЧЕСНЯК




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)