Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 20.07.2015 N Ф04-18454/2015 ПО ДЕЛУ N А03-5523/2014

Требование: О признании незаконным предписания административного органа.

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Проверкой установлено, что ресурсоснабжающая организация, не являясь исполнителем коммунальных услуг, направляла платежные документы за электроснабжение жителям многоквартирных домов. Организации предписано не предъявлять жителям платежные документы за индивидуальное электроснабжение и электроснабжение на общедомовые нужды.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 2015 г. по делу N А03-5523/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2015 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Ильина В.И.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Стеценко К.В., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственной инспекции Алтайского края на решение от 10.12.2014 Арбитражного суда Алтайского края (судья Ильичева Л.Ю.) и постановление от 02.03.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Павлюк Т.В., Ходырева Л.Е.) по делу N А03-5523/2014 по заявлению открытого акционерного общества "Барнаульская горэлектросеть" (656015, Алтайский край, город Барнаул, улица Деповская, 19, ИНН 2221008019, ОГРН 1022200903383) к Государственной инспекции Алтайского края (656031, Алтайский край, город Барнаул, улица Крупской, 101, 1, ИНН 2225079483, ОГРН 106222502056) о признании незаконным предписания от 14.02.2014 N 11-08/179.
Другое лицо, участвующее в деле - общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Октябрьский".
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Алтай (судья Черепанова И.В.) в заседании участвовал представитель открытого акционерного общества "Барнаульская горэлектросеть" - Тишина И.А. по доверенности от 20.12.2014 N 3-юр.
Суд

установил:

открытое акционерное общество "Барнаульская горэлектросеть", впоследствии переименованное в публичное акционерное общество (далее - общество, АО "Барнаульская горэлектросеть) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Государственной инспекции Алтайского края (далее - инспекция, административный орган) о признании незаконным предписания от 14.02.2014 N 11-08/179.
К участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Октябрьский" (далее - ООО УК "Октябрьский").
Решением от 10.12.2014 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 02.03.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное обществом требование удовлетворено.
Считая состоявшиеся по делу судебные акты незаконными, инспекция обратилась в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 10.12.2014 и постановление от 02.03.2015 отменить, принять по делу новый судебный акт, поскольку обязанность по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды с граждан в данном случае возложена на управляющую организацию, которая является исполнителем коммунальных услуг.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, считает их законными.
Определением от 26.05.2015 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа в судебном заседании был объявлен перерыв до 02.06.15.
Определением от 02.06.2015 Арбитражного суда Западно-Сибирского рассмотрение кассационной жалобы открытого акционерного общества "Барнаульская горэлектросеть" отложено на 15.07.2015.
В порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена судей Григорьева Д.В. и Шабановой Г.А., находящихся в очередном отпуске, на судей Ильина В.И. и Черноусову О.Ю., рассмотрение кассационной жалобы начато сначала.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствовавшего в заседании представителя общества, участвующего в деле, суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, в инспекцию поступили обращения жителей многоквартирных домов по улице 40 лет Октября, 34, и улице Малахова, 5, в городе Барнауле, о получении в ноябре 2013 года квитанций на оплату коммунальных услуг по электроснабжению как от управляющей организации - ООО "УК "Октябрьский", так и от ресурсоснабжающей организации - АО "Барнаульская горэлектросеть".
В ходе проверки инспекцией установлено, что АО "Барнаульская горэлектросеть", не являясь исполнителем коммунальных услуг, в нарушении части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), направляло платежные документы жителям многоквартирных домов по улице 40 лет Октября, 34 и улице Малахова, 5 в городе Барнауле за электроснабжение за ноябрь 2013 года.
Результаты проверки отражены в акте от 14.02.2014 N 11-09453.
По результатам проверки 14.02.2014 обществу выдано предписание N 11-08/179 об устранении выявленных нарушений, при этом АО "Барнаульская горэлектросеть" предписано не предъявлять жителям многоквартирных домов платежные документы за индивидуальное электроснабжение и электроснабжение на ОДН.
Не согласившись с указанным предписанием, АО "Барнаульская горэлектросеть" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что при отсутствии у ООО УК "Октябрьский" договора энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией, управляющая компания не может быть признана исполнителем коммунальной услуги.
Между тем судами не учтено следующее.
По смыслу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписание выносится в случае установления при проведении проверки нарушений требований законодательства, соблюдение которых является обязательным для проверяемого юридического лица.
Согласно положениям части 1 статьи 153, части 4 статьи 154, пункта 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ, пунктов 63, 67 Правил N 354 на основании платежных документов, выставляемых исполнителем, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за электроснабжение.
Частями 7, 7.1 статьи 155 ЖК РФ, пунктом 64 Правил N 354 установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, когда на общем собрании собственников принято решение о внесении ими платы за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) непосредственно ресурсоснабжающим организациям. Такая оплата признается выполнением потребителями своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которые отвечают перед ними за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (пункт 40 Правил N 354).
В соответствии с пунктами 6, 7, 30 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, который может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия). Договор, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем.
В силу пункта 2 Правил N 354 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Исходя из пункта 8, подпунктов "а", "в" пункта 9 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать как управляющая организация, так и ресурсоснабжающая организация. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 Правил N 354.
Подпунктом "б" пункта 17 Правил N 354 предусмотрено, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил.
Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией (пункт 14 Правил N 354).
Таким образом, как верно отмечено судами, предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
Вместе с тем, в Обзоре практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014 (ответ на вопрос N 9), указано, что если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных письменных доказательств следует, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с частью 1 статьи 162 ГК РФ могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. Поэтому в подобной ситуации управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с пунктом 14 Правил N 354.
Из материалов дела усматривается, что собственниками нескольких многоквартирных домов в городе Барнауле в 2008-2009 годах на основании пункта 3 части 2 статьи 161 ЖК РФ был выбран способ управления - управление ООО "УК "Октябрьский" и в порядке статьи 162 ЖК РФ заключены соответствующие договоры с ООО "УК "Октябрьский", по условиям которых ООО "УК "Октябрьский" приняло на себя обязательства по обеспечению жильцов этих домов жилищно-коммунальными услугами.
Электроснабжение этих многоквартирных домов осуществлялось АО "Барнаульская горэлектросеть" на основании гарантийных обязательств, согласно которым ООО "УК "Октябрьский" обязалось заключить с ним договоры на пользование электроэнергией в сроки, определенных пунктами 1 гарантийных обязательств.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает правильным вывод инспекции о том, что между ОАО "Барнаульская горэлектросеть" и ООО "УК "Октябрьский" фактически сложились договорные отношения по поставке электрической энергии для предоставления жильцам многоквартирных домов, находящихся в их управлении, коммунальной услуги по электроснабжению.
Ссылка общества на наличие у него статуса исполнителя коммунальной услуги по энергоснабжению жилых помещений в связи с тем, что договорные отношения с ООО "УК "Октябрьский", фактически сложились только в части снабжения электрической энергией мест общего пользования, подлежит отклонению.
У инспекции были основания для вынесения оспариваемого предписания, поскольку обществом нарушены положения части 7.1 статьи 155 ЖК РФ при предъявлении непосредственно собственникам помещений многоквартирного дома платы за электроснабжение на общедомовые нужды.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 5614/13, одновременное существование двух способов управления многоквартирным домом: управление управляющей компанией - в отношении электроснабжения общего имущества многоквартирного дома и непосредственное управление - в отношении жилых помещений прямо противоречит положениям статей 161, 162 ЖК РФ.
Поскольку ООО "УК "Октябрьский" является исполнителем коммунальных услуг в управляемых им многоквартирных домах, именно на нем лежит обязанность по выставлению потребителям этих услуг платежных документов в соответствии с пунктами 67, 69 Правил N 354.
Признав за обществом право на выставление непосредственно жителям многоквартирных домов платежных документов за электроэнергию, потребленную ими в жилых помещениях, суды по существу признали граждан, проживающих в этих помещениях, абонентами ресурсоснабжающей организации, выступающей в этом случае по отношению к гражданам в качестве исполнителя коммунальных услуг. Однако такие отношения возможны только при непосредственном способе управления.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что решение от 10.12.2014 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 02.03.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства дела установлены судами в полном объеме, но ими неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции считает возможным в силу пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявления о признании недействительным оспариваемого решения антимонопольного органа.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 10.12.2014 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 02.03.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-5523/2014 отменить.
В удовлетворении требования публичного акционерного общества "Барнаульская горэлектросеть" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Т.И.ОТЧЕСКАЯ

Судьи
В.И.ИЛЬИН
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)