Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14.10.2014
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего И.И. Терехиной
судей О.Б. Нагишевой, О.Ю. Киреевой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Бабенковой
при участии представителей сторон:
от истца: Н.А. Кириленко по дов. от 16.06.2014
от ответчика: М.Е. Османовой по дов. N 33 от 30.05.2014
от третьих лиц: В.А. Татаркина по дов. от 10.01.2012 (МБУ "Центр технического надзора"), М.С. Когут по дов. от 16.06.2014 (Департамент), И.П. Семеновой по дов. от 13.09.2014 (ООО "Технология строительства")
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Ленинского района г. Томска (07АП-8042/14) на решение Арбитражного суда Томской области от 03.07.2014 по делу N А67-1257/2014 (судья Н.Ю. Еремина) по иску ООО "ЖЭК - Жилищник" (ОГРН 1037000147986) к Администрации Ленинского района города Томска (ОГРН 1057002654830), при участии третьих лиц - муниципального бюджетного учреждения "Центр технического надзора", департамента финансов администрации города Томска, ООО "Технология строительства" о взыскании 2 687 218,68 руб.,
установил:
ООО "ЖЭК - Жилищник" обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском к Администрации Ленинского района г. Томска о взыскании 2 687 218,68 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное бюджетное учреждение (далее МБУ) "Центр технического надзора", Департамент финансов администрации г. Томска (далее Департамент финансов), ООО "Технология строительства".
Решением арбитражного суда от 03.07.2014 (резолютивная часть объявлена 02.07.2014) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Администрация Ленинского района г. Томска в апелляционной жалобе просит его изменить, принять новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что:
- - договором субсидии предусмотрено софинансирование собственников жилых домов в размере 1%, в связи с чем исковые требования подлежали удовлетворению частично;
- - истец предоставил акт приемки выполненных работ формы КС-2, справку о стоимости работ КС-3, не подписанные специализированной организацией, чем нарушил требований п. 2.10 договора.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы и настаивал на ее удовлетворении.
Представитель МБУ "Центр технического надзора" в отзыве и в судебном заседании считает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению со ссылкой на то, что вступившим в законную силу решение Арбитражного суда Томской области по делу N А67-632/2014 установлено, что МБУ "Центр технического надзора" дало мотивированный отказ от заключения договора на оказание услуг технического надзора, а ООО "ЖЭК - Жилищник" необоснованно полагало, что имеет право на осуществление работ по капитальному ремонту без заключения письменного договора на оказание услуг технического надзора.
Представитель Департамента финансов поддерживает доводы подателя жалобы.
ООО "ЖЭК - Жилищник" в отзыве на апелляционную жалобу, его представитель в судебном заседании просят обжалуемое решение оставить без изменения, указывая на то, что истцом выполнены все условия договора о предоставлении субсидии N 02/109 от 25.06.2013, в Администрацию Ленинского района был предоставлен отчет о фактических расходах, связанных с проведением выборочного капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: г. Томск, ул. Стрелочная, 1в, с приложением всех необходимых документов.
Представитель ООО "Технология строительства" в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, указанным в отзыве на нее, поскольку обществом на основании договора с истцом были выполнены работы по выборочному капитальному ремонту, объем и стоимость которых соответствует локальному сметному расчету; следовательно, основное условие предоставления субсидии ООО "ЖЭК - Жилищник" выполнено и документально подтверждено, а необоснованное уклонение МБУ "Центр технического надзора" от приемки выполненных работ и неподписание им актов не может являться основание для отказа от предоставления субсидии.
Заслушав представителей сторон и третьих лиц, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 03.07.2014, апелляционный суд считает, что оно не подлежит отмене.
Материалами дела установлено, что постановлением Администрации г. Томска N 811 от 10.07.2012 утверждена Муниципальная программа "Капитальный ремонт жилищного фонда" на 2013 - 2015 гг.
В соответствии с разделом VI Муниципальной программы "Капитальный ремонт жилищного фонда" на 2013 - 2015 гг. при реализации настоящей Программы бюджетные средства муниципального образования "Город Томск" предоставляются организациям, осуществляющим управление (обслуживание) многоквартирным домом, включенным в настоящую Программу, в форме субсидий.
Перечень многоквартирных домов Ленинского района г. Томска, в отношении которых планируется проведение работ по капитальному ремонту в 2013 - 2015 г. г., утвержден Приложением N 4 к постановлению Администрации г. Томска N 811 от 10.07.2012. В указанный Перечень был включен и многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Томск, ул. Стрелочная, 1в, для проведения выборочного капитального ремонта на сумму 3 054 900 руб.; обслуживающей организацией является ООО "ЖЭК-Жилищник".
Постановлением администрации г. Томска N 102 от 08.02.2013 утвержден Порядок предоставления в 2013 году субсидий на капитальный ремонт многоквартирных домов жилищного фонда.
Субсидия предоставляется организациям, осуществляющим управление (обслуживание) многоквартирными домами, в целях возмещения затрат на проведение капитального ремонта многоквартирных домов. Подлежащие возмещению затраты, определяются Администрацией района г. Томска на основании документально подтвержденных данными бухгалтерского учета фактических расходов, связанных с проведением мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов (п. 3., 4. Порядка).
25.06.2013 между ООО "ЖЭК-Жилищник" (получатель) и Администрацией Ленинского района г. Томска заключен договор о предоставлении субсидии N 02/109 (л.д. 7 - 11, т. 1), предметом которого является предоставление Администрацией района г. Томска в целях возмещения затрат по выборочному капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: г. Томск, ул. Стрелочная, 1в в рамках городской долгосрочной целевой программы "Капитальный ремонт жилищного фонда" на 2013 - 2015 г. г. и плановый период 2014 - 2015 г. г.
Согласно условиям названного договора:
- - субсидия предоставляется за счет средств бюджета муниципального образования "Город Томск" на условиях софинансирования собственниками помещений многоквартирного дома, в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (п. 1.4);
- - сумма затрат на проведение выборочного капитального ремонта объекта определяется на основании проектно-сметной документации, утвержденной получателем и согласованной с Администрацией и составляет 2 797 686, 05 руб. (п. 2.4);
- - Администрация обязана перечислить субсидию на расчетный счет получателя в течение 20 рабочих дней после предоставления необходимых документов. Размер субсидии определяется на основании актов приемки выполненных работ (КС-2), справки о стоимости выполненного ремонта (КС-3) (п. 2.9).
- акт приемки работ по выборочному капитальному ремонту объекта (КС-2), справка о стоимости выполненного ремонта (КС-3) подписывается получателем, специализированной организацией, подрядчиком и согласовывается с уполномоченными собственниками помещений в многоквартирном доме, после чего в течение трех дней предоставляется в администрацию района (п. 2.10).
В соответствии с п. 2 дополнительного соглашения N 2 от 07.11.2013 к договору о предоставлении субсидии от 25.06.2013 N 02/109 получатель в срок не позднее 01.12.2013 обязан предоставить в Администрацию отчет о фактических расходах, связанных с проведением мероприятий, предусмотренных разделом 1 договора, с приложением всех необходимых платежных и других документов, а именно: актов приемки выполненных работ (КС-2), справок о стоимости работ (КС-3), подписанных в соответствии с п. 2.10 договора; копий платежных документов, подтверждающих перечисление денежных средств организации, выполняющей выборочный капитальный ремонт.
Из материалов дела следует, что между ООО "ЖЭК-Жилищник" (заказчик) и ООО "Технология строительства" (подрядчик) был заключен договор подряда б\\н от 07.06.2013, по которому подрядчик принял на себя обязательство выполнить собственными силами и из собственных материалов выборочный капитальный ремонт жилого дома и выборочный капитальный ремонт системы электроснабжения жилого дома по адресу: г. Томск, ул. Стрелочная, 1в и произвести виды работ согласно локальных сметных расчетов N 02-01-01 от 7 июня 2013 г. и N 02-01-02 от 7 июня 2013 г., являющихся неотъемлемой частью договора, а заказчик принял на себя обязательство создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат на основании актов выполненных работ по форме КС-2, КС-3 и оплатить в соответствии с Разделом 3 договора (п. 2.2.1 договора). Проектно-сметная документация была разработана МБУ "Проектно-сметное бюро", согласована с Администрацией Ленинского района и подрядчиком, в соответствие с договором N 02/109 о предоставлении субсидии.
Приемка выполненных работ произведена заказчиком на основании акта готовности объекта от 25.10.2013, акта о приемке выполненных работ от 23.10.2013, акта о приемке выполненных работ от 25.10.2013. Общая стоимость работ по выборочному капитальному ремонту жилого дома составила 2 687 218,68 руб.
Письмом N 1458 от 20.11.2013 (л.д. 3, т. 2) истец направил в адрес Администрации акты приемки работ по выборочному капитальному ремонту объекта (КС-2), справки о стоимости выполненного ремонта (КС-3), платежные поручения об оплате. Кроме того, указанные документы были направлены и в МБУ "Центр технического надзора".
Ссылаясь на неисполнение со стороны Администрации Ленинского района г. Томска обязанности по перечислению субсидии в размере 2 687 218, 86, составивших сумму произведенных затрат, истец обратился с иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у ответчика возникла обязанность по перечислению суммы субсидии в целях возмещения затрат по выборочному капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: г. Томск, ул. Стрелочная, 1в.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных нормативных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ).
На основании ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется ст. 78 Бюджетного кодекса РФ.
Исходя из п. 1 вышеуказанной правовой нормы субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Из местного бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (п/п. 3 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ).
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных БК РФ и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено БК РФ.
Представленные в дело документы свидетельствуют о выполнении истцом работ по ремонту жилого многоквартирного дома по адресу: г. Томск, ул. Стрелочная, 1в.
Таким образом, подтверждена обязанность муниципального образования по выплате субсидии. Однако, в нарушение требований ст. 65 АПК РФ ответчик доказательств оплаты в полном объеме долга не представил, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск о взыскании задолженности в сумме 2 687 218,68 руб.
Ссылка подателя жалобы и третьего лица на то, что представленные акты приемки выполненных работ формы КС-2, справку о стоимости работ КС-3, не были подписаны специализированной организацией, что является нарушением порядка выплаты субсидии, подлежит отклонению.
Из материалов дела видно, что 27.06.2013 истцом было получено заключение МБУ "Центр технического надзора" с замечаниями по конструктивным элементам, а также по оформлению документации. После устранения недостатков повторно истец направил документы в МБУ "Центр технического надзора" с повторной просьбой заключить договор (исх. N 784 от 09.07.2013, т. 2 л.д. 141). Между тем, отказ от заключения договора со стороны МБУ "Центр технического надзора" не был представлен.
Письмами N 774 от 03.07.2013 (т. 2 л.д. 140), 842 от 01.08.2013 (т. 2 л.д. 144), 1180 от 08.10.2013 (т. 3 л.д. 1), 1322 от 31.10.2013 (т. 3 л.д. 5 - 6) истец уведомлял ответчика об уклонении МБУ "Центр технического надзора" от заключения договора, возможном срыве сроков сдачи выполненных работ.
ООО "ЖЭК-Жилищник" своевременно и неоднократно уведомляло специализированную организацию - МБУ "Центр технического надзора" о начале работ по капитальному ремонту дома и направляло предложение заключить договор о порядке его проведения. МБУ "Центр технического надзора" своевременно договор с истцом не заключило, отказ от заключения договора не представило, в связи с чем, приемка работ была произведена без участия специализированной организации.
Условие предоставления согласованной субсидии - факт выполнения работ и их стоимость в размере 2 687 218, 68 руб. подтвержден документально. Кроме того, ответчику был предоставлен отчет о фактических расходах, связанных с проведением выборочного капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: г. Томск, ул. Стрелочная, 1в.
Уклонение МБУ "Центр технического надзора" от приемки выполненных работ не является основанием для отказа со стороны Администрации Ленинского района г. Томска от предоставления субсидии.
Несостоятельным является и довод подателя жалобы о необходимости уменьшения размера заявленных требований, в виду предусмотренного договором N 02/109 от 25.06.2013 софинанисирования собственников жилых помещений в размере 1%, т.к. заявленная ко взысканию по настоящему делу сумма субсидии не превышает размер согласованной сторонами в п. 2.4 договора о предоставлении субсидии N 02/109 от 25.06.2013 - 2 797 686, 05 руб.
К тому же, Администрацией не доказано, что в сумму исковых требований включена доля, подлежащая расходованию на капитальный ремонт за счет собственников помещений объекта.
Принимая во внимание изложенное, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно ч. ч. 1, 5 ст. 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь ст. 110, п. 1 ст. 269, ст. ст. 271 АПК РФ, апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Томской области от 03.07.2014 по делу N А67-1257/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
И.И.ТЕРЕХИНА
Судьи
О.Ю.КИРЕЕВА
О.Б.НАГИШЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.10.2014 N 07АП-8042/2014 ПО ДЕЛУ N А67-1257/2014
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2014 г. по делу N А67-1257/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 14.10.2014
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего И.И. Терехиной
судей О.Б. Нагишевой, О.Ю. Киреевой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Бабенковой
при участии представителей сторон:
от истца: Н.А. Кириленко по дов. от 16.06.2014
от ответчика: М.Е. Османовой по дов. N 33 от 30.05.2014
от третьих лиц: В.А. Татаркина по дов. от 10.01.2012 (МБУ "Центр технического надзора"), М.С. Когут по дов. от 16.06.2014 (Департамент), И.П. Семеновой по дов. от 13.09.2014 (ООО "Технология строительства")
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Ленинского района г. Томска (07АП-8042/14) на решение Арбитражного суда Томской области от 03.07.2014 по делу N А67-1257/2014 (судья Н.Ю. Еремина) по иску ООО "ЖЭК - Жилищник" (ОГРН 1037000147986) к Администрации Ленинского района города Томска (ОГРН 1057002654830), при участии третьих лиц - муниципального бюджетного учреждения "Центр технического надзора", департамента финансов администрации города Томска, ООО "Технология строительства" о взыскании 2 687 218,68 руб.,
установил:
ООО "ЖЭК - Жилищник" обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском к Администрации Ленинского района г. Томска о взыскании 2 687 218,68 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное бюджетное учреждение (далее МБУ) "Центр технического надзора", Департамент финансов администрации г. Томска (далее Департамент финансов), ООО "Технология строительства".
Решением арбитражного суда от 03.07.2014 (резолютивная часть объявлена 02.07.2014) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Администрация Ленинского района г. Томска в апелляционной жалобе просит его изменить, принять новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что:
- - договором субсидии предусмотрено софинансирование собственников жилых домов в размере 1%, в связи с чем исковые требования подлежали удовлетворению частично;
- - истец предоставил акт приемки выполненных работ формы КС-2, справку о стоимости работ КС-3, не подписанные специализированной организацией, чем нарушил требований п. 2.10 договора.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы и настаивал на ее удовлетворении.
Представитель МБУ "Центр технического надзора" в отзыве и в судебном заседании считает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению со ссылкой на то, что вступившим в законную силу решение Арбитражного суда Томской области по делу N А67-632/2014 установлено, что МБУ "Центр технического надзора" дало мотивированный отказ от заключения договора на оказание услуг технического надзора, а ООО "ЖЭК - Жилищник" необоснованно полагало, что имеет право на осуществление работ по капитальному ремонту без заключения письменного договора на оказание услуг технического надзора.
Представитель Департамента финансов поддерживает доводы подателя жалобы.
ООО "ЖЭК - Жилищник" в отзыве на апелляционную жалобу, его представитель в судебном заседании просят обжалуемое решение оставить без изменения, указывая на то, что истцом выполнены все условия договора о предоставлении субсидии N 02/109 от 25.06.2013, в Администрацию Ленинского района был предоставлен отчет о фактических расходах, связанных с проведением выборочного капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: г. Томск, ул. Стрелочная, 1в, с приложением всех необходимых документов.
Представитель ООО "Технология строительства" в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, указанным в отзыве на нее, поскольку обществом на основании договора с истцом были выполнены работы по выборочному капитальному ремонту, объем и стоимость которых соответствует локальному сметному расчету; следовательно, основное условие предоставления субсидии ООО "ЖЭК - Жилищник" выполнено и документально подтверждено, а необоснованное уклонение МБУ "Центр технического надзора" от приемки выполненных работ и неподписание им актов не может являться основание для отказа от предоставления субсидии.
Заслушав представителей сторон и третьих лиц, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 03.07.2014, апелляционный суд считает, что оно не подлежит отмене.
Материалами дела установлено, что постановлением Администрации г. Томска N 811 от 10.07.2012 утверждена Муниципальная программа "Капитальный ремонт жилищного фонда" на 2013 - 2015 гг.
В соответствии с разделом VI Муниципальной программы "Капитальный ремонт жилищного фонда" на 2013 - 2015 гг. при реализации настоящей Программы бюджетные средства муниципального образования "Город Томск" предоставляются организациям, осуществляющим управление (обслуживание) многоквартирным домом, включенным в настоящую Программу, в форме субсидий.
Перечень многоквартирных домов Ленинского района г. Томска, в отношении которых планируется проведение работ по капитальному ремонту в 2013 - 2015 г. г., утвержден Приложением N 4 к постановлению Администрации г. Томска N 811 от 10.07.2012. В указанный Перечень был включен и многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Томск, ул. Стрелочная, 1в, для проведения выборочного капитального ремонта на сумму 3 054 900 руб.; обслуживающей организацией является ООО "ЖЭК-Жилищник".
Постановлением администрации г. Томска N 102 от 08.02.2013 утвержден Порядок предоставления в 2013 году субсидий на капитальный ремонт многоквартирных домов жилищного фонда.
Субсидия предоставляется организациям, осуществляющим управление (обслуживание) многоквартирными домами, в целях возмещения затрат на проведение капитального ремонта многоквартирных домов. Подлежащие возмещению затраты, определяются Администрацией района г. Томска на основании документально подтвержденных данными бухгалтерского учета фактических расходов, связанных с проведением мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов (п. 3., 4. Порядка).
25.06.2013 между ООО "ЖЭК-Жилищник" (получатель) и Администрацией Ленинского района г. Томска заключен договор о предоставлении субсидии N 02/109 (л.д. 7 - 11, т. 1), предметом которого является предоставление Администрацией района г. Томска в целях возмещения затрат по выборочному капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: г. Томск, ул. Стрелочная, 1в в рамках городской долгосрочной целевой программы "Капитальный ремонт жилищного фонда" на 2013 - 2015 г. г. и плановый период 2014 - 2015 г. г.
Согласно условиям названного договора:
- - субсидия предоставляется за счет средств бюджета муниципального образования "Город Томск" на условиях софинансирования собственниками помещений многоквартирного дома, в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (п. 1.4);
- - сумма затрат на проведение выборочного капитального ремонта объекта определяется на основании проектно-сметной документации, утвержденной получателем и согласованной с Администрацией и составляет 2 797 686, 05 руб. (п. 2.4);
- - Администрация обязана перечислить субсидию на расчетный счет получателя в течение 20 рабочих дней после предоставления необходимых документов. Размер субсидии определяется на основании актов приемки выполненных работ (КС-2), справки о стоимости выполненного ремонта (КС-3) (п. 2.9).
- акт приемки работ по выборочному капитальному ремонту объекта (КС-2), справка о стоимости выполненного ремонта (КС-3) подписывается получателем, специализированной организацией, подрядчиком и согласовывается с уполномоченными собственниками помещений в многоквартирном доме, после чего в течение трех дней предоставляется в администрацию района (п. 2.10).
В соответствии с п. 2 дополнительного соглашения N 2 от 07.11.2013 к договору о предоставлении субсидии от 25.06.2013 N 02/109 получатель в срок не позднее 01.12.2013 обязан предоставить в Администрацию отчет о фактических расходах, связанных с проведением мероприятий, предусмотренных разделом 1 договора, с приложением всех необходимых платежных и других документов, а именно: актов приемки выполненных работ (КС-2), справок о стоимости работ (КС-3), подписанных в соответствии с п. 2.10 договора; копий платежных документов, подтверждающих перечисление денежных средств организации, выполняющей выборочный капитальный ремонт.
Из материалов дела следует, что между ООО "ЖЭК-Жилищник" (заказчик) и ООО "Технология строительства" (подрядчик) был заключен договор подряда б\\н от 07.06.2013, по которому подрядчик принял на себя обязательство выполнить собственными силами и из собственных материалов выборочный капитальный ремонт жилого дома и выборочный капитальный ремонт системы электроснабжения жилого дома по адресу: г. Томск, ул. Стрелочная, 1в и произвести виды работ согласно локальных сметных расчетов N 02-01-01 от 7 июня 2013 г. и N 02-01-02 от 7 июня 2013 г., являющихся неотъемлемой частью договора, а заказчик принял на себя обязательство создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат на основании актов выполненных работ по форме КС-2, КС-3 и оплатить в соответствии с Разделом 3 договора (п. 2.2.1 договора). Проектно-сметная документация была разработана МБУ "Проектно-сметное бюро", согласована с Администрацией Ленинского района и подрядчиком, в соответствие с договором N 02/109 о предоставлении субсидии.
Приемка выполненных работ произведена заказчиком на основании акта готовности объекта от 25.10.2013, акта о приемке выполненных работ от 23.10.2013, акта о приемке выполненных работ от 25.10.2013. Общая стоимость работ по выборочному капитальному ремонту жилого дома составила 2 687 218,68 руб.
Письмом N 1458 от 20.11.2013 (л.д. 3, т. 2) истец направил в адрес Администрации акты приемки работ по выборочному капитальному ремонту объекта (КС-2), справки о стоимости выполненного ремонта (КС-3), платежные поручения об оплате. Кроме того, указанные документы были направлены и в МБУ "Центр технического надзора".
Ссылаясь на неисполнение со стороны Администрации Ленинского района г. Томска обязанности по перечислению субсидии в размере 2 687 218, 86, составивших сумму произведенных затрат, истец обратился с иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у ответчика возникла обязанность по перечислению суммы субсидии в целях возмещения затрат по выборочному капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: г. Томск, ул. Стрелочная, 1в.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных нормативных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ).
На основании ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется ст. 78 Бюджетного кодекса РФ.
Исходя из п. 1 вышеуказанной правовой нормы субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Из местного бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (п/п. 3 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ).
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных БК РФ и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено БК РФ.
Представленные в дело документы свидетельствуют о выполнении истцом работ по ремонту жилого многоквартирного дома по адресу: г. Томск, ул. Стрелочная, 1в.
Таким образом, подтверждена обязанность муниципального образования по выплате субсидии. Однако, в нарушение требований ст. 65 АПК РФ ответчик доказательств оплаты в полном объеме долга не представил, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск о взыскании задолженности в сумме 2 687 218,68 руб.
Ссылка подателя жалобы и третьего лица на то, что представленные акты приемки выполненных работ формы КС-2, справку о стоимости работ КС-3, не были подписаны специализированной организацией, что является нарушением порядка выплаты субсидии, подлежит отклонению.
Из материалов дела видно, что 27.06.2013 истцом было получено заключение МБУ "Центр технического надзора" с замечаниями по конструктивным элементам, а также по оформлению документации. После устранения недостатков повторно истец направил документы в МБУ "Центр технического надзора" с повторной просьбой заключить договор (исх. N 784 от 09.07.2013, т. 2 л.д. 141). Между тем, отказ от заключения договора со стороны МБУ "Центр технического надзора" не был представлен.
Письмами N 774 от 03.07.2013 (т. 2 л.д. 140), 842 от 01.08.2013 (т. 2 л.д. 144), 1180 от 08.10.2013 (т. 3 л.д. 1), 1322 от 31.10.2013 (т. 3 л.д. 5 - 6) истец уведомлял ответчика об уклонении МБУ "Центр технического надзора" от заключения договора, возможном срыве сроков сдачи выполненных работ.
ООО "ЖЭК-Жилищник" своевременно и неоднократно уведомляло специализированную организацию - МБУ "Центр технического надзора" о начале работ по капитальному ремонту дома и направляло предложение заключить договор о порядке его проведения. МБУ "Центр технического надзора" своевременно договор с истцом не заключило, отказ от заключения договора не представило, в связи с чем, приемка работ была произведена без участия специализированной организации.
Условие предоставления согласованной субсидии - факт выполнения работ и их стоимость в размере 2 687 218, 68 руб. подтвержден документально. Кроме того, ответчику был предоставлен отчет о фактических расходах, связанных с проведением выборочного капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: г. Томск, ул. Стрелочная, 1в.
Уклонение МБУ "Центр технического надзора" от приемки выполненных работ не является основанием для отказа со стороны Администрации Ленинского района г. Томска от предоставления субсидии.
Несостоятельным является и довод подателя жалобы о необходимости уменьшения размера заявленных требований, в виду предусмотренного договором N 02/109 от 25.06.2013 софинанисирования собственников жилых помещений в размере 1%, т.к. заявленная ко взысканию по настоящему делу сумма субсидии не превышает размер согласованной сторонами в п. 2.4 договора о предоставлении субсидии N 02/109 от 25.06.2013 - 2 797 686, 05 руб.
К тому же, Администрацией не доказано, что в сумму исковых требований включена доля, подлежащая расходованию на капитальный ремонт за счет собственников помещений объекта.
Принимая во внимание изложенное, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно ч. ч. 1, 5 ст. 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь ст. 110, п. 1 ст. 269, ст. ст. 271 АПК РФ, апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Томской области от 03.07.2014 по делу N А67-1257/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
И.И.ТЕРЕХИНА
Судьи
О.Ю.КИРЕЕВА
О.Б.НАГИШЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)