Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.07.2015 ПО ДЕЛУ N А14-10991/2014

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июля 2015 г. по делу N А14-10991/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июля 2015 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлева А.С.,
судей Алферовой Е.Е.,
Письменного С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ширяевой О.В.,
при участии:
- от муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Управления финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж: Хаванского А.А., представителя по доверенности N 818-УФБП от 24.12.2014;
- от товарищества собственников жилья "Парус": Хорошилова В.А., председателя на основании протокола N 1 от 10.07.2013,
- от муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от общества с ограниченной ответственностью "Ритм": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Управления финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж (ОГРН 1033600005889 ИНН 36660841) на решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.04.2015 по делу N А14-10991/2014 (судья Кострюкова И.В.) по иску товарищества собственников жилья "Парус" (ОГРН 1093668032743 ИНН 3664098790) к муниципальному образованию городской округ город Воронеж в лице Управления финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж (ОГРН 1033600005889 ИНН 36660841) и Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж (ОГРН 1123668052200 ИНН 3666181570) о взыскании 105 782 руб. 52 коп., при участии в деле третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Ритм",

установил:

товарищество собственников жилья "Парус" (далее - ТСЖ "Парус", истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к муниципальному образованию городской округ город Воронеж в лице Управления финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж и Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж о взыскании 85 869 руб. 28 коп. задолженности за оказанные услуги по содержанию и текущему ремонту помещений, вывоз ТБО, услуг по обеспечению помещения ответчика теплом, электроснабжение для освещения мест общего пользования за период с 01.09.2011 по 31.07.2013, а также 22 349 руб. 88 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 16.10.2011 по 17.03.2015 (с учетом уточнений иска в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Ритм" (далее - третье лицо, ООО "Ритм").
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 29 апреля 2015 года с учетом определения об исправлении опечаток от 7 мая 2015 года исковые требования к муниципальному образованию городской округ город Воронеж в лице Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж удовлетворены в полном объеме, в иске к муниципальному образованию городского округа город Воронеж в лице Управления финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице Управления финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель ссылается на то, что в период с 01.09.2011 по 31.07.2013 арендатором помещения по адресу: г. Воронеж, ул. Плехановская, д. 31, являлось ООО "Ритм", которое и должно оплачивать расходы истца. Кроме того, заявитель считает представленный истцом расчет необоснованным, поскольку в адрес администрации городского округа город Воронеж не были представлены копии актов снятия показаний приборов учета за данный период.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Управления финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ТСЖ "Парус" с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж и ООО "Ритм" явку полномочных представителей не обеспечили, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела. На основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле доказательствам.
Заслушав мнения представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с протоколом N 1 от 22.06.2009 г. общего собрания собственников помещений многоквартирного дома 31 по ул. Плехановской г. Воронежа создано ТСЖ "Парус" для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. Управление домом 31 по ул. Плехановская было передано ТСЖ "Парус" (протокол N 3 от 11.08.2009 г.).
В многоквартирном доме N 31 по ул. Плехановской г. Воронежа имеется нежилое помещение площадью 142, 8 кв. м, находящееся в собственности муниципального образования городской округ город Воронеж.
11.12.2001 между администрацией г. Воронежа и государственным учреждением Воронежский молодежный центр занятости населения договора был заключен договор аренды N 4-808-01 нежилого помещения площадью 137, 8 кв. м, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Плехановская, 31. Согласно п. 1.3 договора, срок его действия с 01.12.2001 по 30.11.2006.
На основании Приказа N 605 от 07.06.2010 Управления муниципальной собственности администрации городского округа город Воронеж стороны дополнительным соглашением к договору аренды N 4-808-01 от 11.12.2001 установили срок его действия с 01.12.2001 по 30.11.2011.
02.09.2010 по договору уступки права аренды государственное казенное учреждение Воронежской области центр занятости населения "Молодежный" передало ООО "Ритм" все права и обязанности арендатора по договору аренды N 4-808-01 от 11.12.2001. По акту приема-передачи от 02.09.2010 г. нежилое помещение площадью 138, 7 кв. м (в том числе 1 этаж - 132,6 кв. м; 2 этаж - 5,2 кв. м), расположенное по адресу: г. Воронеж ул. Плехановская, 31, передано ООО "Ритм".
Данные обстоятельства подтверждаются решением Арбитражного суда Воронежской области от 24.08.2011 по делу N А14-1483/2011, вступившим в законную силу.
На основании протокола N 1 ежегодного общего собрания членов ТСЖ "Парус" от 10.08.2011 плата по строке "содержание и текущий ремонт" с 01.09.2011 была увеличена до 17 руб. 60 коп. за 1 кв. м, принято решение об указании платы за вывоз ТБО отдельной строкой, сохранении квитанций в таком виде, в котором они оформлялись ранее.
В соответствии с протоколом N 2 ежегодного общего собрания членов ТСЖ "Парус" от 10.03.2013 плата по строке "содержание и текущий ремонт" составила 19 руб. 72 коп., из которых: тариф "содержание и текущий ремонт" остался прежним - 17 руб. 60 коп., "вывоз ТБО" - 2 руб. 12 коп.
Ссылаясь на то, что ответчики не возмещают расходы истца по содержанию общего имущества многоквартирного дома 31 по ул. Плехановской г. Воронежа, не оплачивает расходы по оплате отопления, вывозу ТБО, электроэнергии мест общего пользования, истец обратился в суд с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении заявленного иска, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работу по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту, а для собственников помещений в доме - и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и плату за коммунальные услуги.
В пункте 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (пункт 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (статья 37 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" разъяснено, что к общему имуществу здания относятся, в частности, решения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В пункте 1 названного Постановления указано, что отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы. Поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности статьи 249, 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
На основании аналогичной нормы, изложенной в пункте 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, не освобождают собственника помещения от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома.
В силу изложенного, доводы заявителя жалобы об отсутствии договорных отношений с ТСЖ "Парус" и о том, что в период с 01.09.2011 по 31.07.2013 арендатором помещения по адресу: г. Воронеж, ул. Плехановская, д. 31, являлось ООО "Ритм", которое в силу п. 1.2 договора аренды N 4-808-01 от 11.12.2001 обязано вносить плату за обслуживание арендуемого помещения, центральное отопление, коммунальные и другие услуги, правомерно отклонены судом первой инстанции.
Ответчиками не оспаривается, что спорное нежилое помещение учитывалось в спорном периоде в реестре муниципальной собственности.
Наличие у истца расходов по содержанию общего имущества, расходов по оплате отопления, освещения мест общего пользования и вывозу твердых бытовых отходов в доме 31 по ул. Плехановская г. Воронежа, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе договорами с поставщиками услуг, актами снятия показаний приборов учета, предъявленными счетами.
В силу изложенного, довод заявителя жалобы о необоснованности представленного истцом расчета ввиду отсутствия первичной документации не принимается судебной коллегией.
Стоимость услуг по содержанию и техническому обслуживанию, оплате отопления, электроснабжения для освещения мест общего пользования и вывозу твердых бытовых отходов в спорный период, по расчету истца, составила 85 869 руб. 28 коп., из них: 55 292 руб. 16 коп. за содержание и техническое обслуживание многоквартирного жилого дома; 22 340 руб. 31 коп. за теплоэнергию; 5 831 руб. 95 коп. за вывоз ТБО; 2 404 руб. 86 коп. за электроснабжение мест общего пользования.
При этом стоимость услуг определена истцом исходя из площади спорного помещения, принадлежащего муниципальному образованию городской округ город Воронеж на праве собственности, и размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленных протоколом N 1 ежегодного общего собрания членов ТСЖ "Парус" от 10.08.2011; в отношении отопления - приказом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области N 45/4 от 03.11.2011; в отношении вывоза ТБО - договорами N 10-326-ЛН от 01.01.2010, N 13-178ЛН от 11.01.2013, приказом ООО "ЭкоСервис Ленинского района" N 16 от 25.05.2011; в отношении электроэнергии мест общего пользования - договором N 06766 от 01.02.2012.
При таких обстоятельствах суд счел, что исковые требования о взыскании 85 869 руб. 28 коп. задолженности за оказанные услуги по содержанию и текущему ремонту помещений, вывоз ТБО, по обеспечению помещения ответчика теплом, электроснабжением для освещения мест общего пользования за период с 01.09.2011 по 31.07.2013 заявлены правомерно.
В силу положений статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно Положению об Управлении имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж, утвержденному решением Воронежской городской Думы от 26 сентября 2012 N 940-III, Управление имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж является уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж по управлению муниципальным имуществом в части отношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением муниципальными объектами нежилого фонда, находящимися в собственности городского округа.
В силу пунктов 1.1, 1.5, 2.2.5 указанного Положения к функциям Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж относится осуществление в установленном порядке процедуры приема имущества, земельных участков в муниципальную собственность, в том числе бесхозяйного, Управление имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж является главным распорядителем и получателем средств бюджета городского округа по вопросам, входящим в его компетенцию, и главным администратором соответствующих доходов бюджета.
В соответствии с п. 3.2 Положения Управление имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж может формировать и представлять бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета, осуществлять полномочия главного распорядителя и получателя средств бюджета городского округа.
Пунктом 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что муниципальное образование отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
В силу изложенного, суд пришел к правомерному выводу о том, что требования истца о взыскании 85 869 руб. 28 коп. задолженности к муниципальному образованию городского округа г. Воронежа в лице Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж подлежат удовлетворению в полном объеме за счет средств муниципальной казны, в иске к муниципальному образованию городского округа г. Воронежа в лице Управления Финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж следует отказать.
Также истцом были заявлены требования о взыскании 22 349 руб. 88 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 16.10.2011 по 17.03.2015.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Из представленного в материалы дела расчета следует, что истец начислил ответчику проценты в сумме 22 349 руб. 88 коп. за период с 16.10.2011 по 17.03.2015, в том числе: 5 694 руб. 28 коп. за несвоевременную оплату услуг по теплоснабжению; 14 517 руб. 80 коп. за несвоевременную оплату услуг по техобслуживанию; 1 488 руб. 25 коп. за несвоевременную оплату услуг по вывозу ТБО; 649 руб. 55 коп. за несвоевременную оплату услуг по электроснабжению мест общего пользования.
Представленный расчет суммы процентов за пользование чужими денежными средствами судом проверен и признан правильным. Возражений относительно правильности представленного расчета процентов ответчиком не заявлено, контррасчет не представлен.
Таким образом, суд счел требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 16.10.2011 по 17.03.2015 в размере 22 349 руб. 88 коп. заявленными правомерно и подлежащими взысканию с муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж.
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.04.2015 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования городского округа город Воронеж в лице Управления финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины в силу положений пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.04.2015 по делу N А14-10991/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Управления финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж (ОГРН 1033600005889 ИНН 36660841) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
А.С.ЯКОВЛЕВ

Судьи
Е.Е.АЛФЕРОВА
С.И.ПИСЬМЕННЫЙ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)