Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В ходе проведенной прокуратурой проверки на предмет отсутствия уличного освещения в темное время суток были выявлены нарушения норм действующего законодательства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Докладчик: Нестерова А.А.
Судья: Кольцова Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Карлинова С.В., судей Нестеровой А.А., Алексеева Д.В., при секретаре судебного заседания О. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Новочебоксарск Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики, Управлению городского хозяйства администрации г. Новочебоксарск о возложении обязанности установить уличное освещение, поступившее на апелляционное рассмотрение по апелляционной жалобе администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 25 мая 2015 года, которым исковое заявление прокурора г. Новочебоксарск Чувашской Республики удовлетворено и постановлено:
обязать администрацию г. Новочебоксарск Чувашской Республики установить уличное освещение на территории муниципального образования в районе жилых домов N <адрес>, а именно: на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N, на котором расположен жилой дом N <адрес> в местах проведения кабеля для подключения опор наружного освещения; на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N, на котором расположен жилой дом N <адрес> в местах проведения кабеля для подключения опор наружного освещения; на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N, на котором расположен жилой дом N <адрес> в местах проведения кабеля для подключения опор наружного освещения; на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N, на котором расположен жилой дом N <адрес> в местах проведения кабеля для подключения опор наружного освещения.
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Новочебоксарск Чувашской Республики обратился в суд с иском с учетом последующих уточнений в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики, Управлению городского хозяйства администрации г. Новочебоксарск о возложении обязанности установить уличное освещение на территории муниципального образования в районе жилых домов N <адрес>, а именно: на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N, на котором расположен жилой дом N; на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N, на котором расположен жилой дом N; на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N, на котором расположен жилой дом N; на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N, на котором расположен жилой дом N <адрес>, в местах подведения кабеля для подключения опор наружного освещения.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой г. Новочебоксарск Чувашской Республики проверки по обращению жильцов домов N <адрес> на предмет отсутствия уличного освещения в темное время суток, были выявлены нарушения норм действующего законодательства. Отсутствие уличного освещения нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, негативно влияет на безопасность дорожного движения, способствует бытовому травматизму, создает благоприятные условия для совершения правонарушений и преступлений, проведению террористических актов на территории муниципального образования в районе домов N <адрес>, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в вышеуказанном районе г. Новочебоксарск. Поскольку не освещены участки, которыми пользуются не только жители домов N <адрес>, а также жители близлежащих домов и другие жители и гости г. Новочебоксарск, полагал, что освещение на спорных земельных участках должно быть организованно именно администрацией г. Новочебоксарск.
В судебном заседании старший помощник прокурора Кузнецова Н.А. исковые требования с учетом уточнений поддержала, просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики К.Н. возражала против удовлетворения заявленных требований.
В судебном заседании представитель Управления городского хозяйства администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики не присутствовал, в суд поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представители третьих лиц ТСЖ <1>, ТСЖ <2>, ТСЖ <3>, ТСЖ <4> С. и ТСЖ <2> К.Ю. просили удовлетворить исковые требования, поскольку организация уличного освещения является вопросом местного значения, исполнение которого возложено на органы местного самоуправления.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное администрацией г. Новочебоксарск Чувашской Республики на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
В апелляционной жалобе указывается на то, что круг лиц, в интересах которых прокурор обратился в суд, вполне определен, ими являются собственники помещений многоквартирных домов. Данные о том, что указанные лица не имеют возможности самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав, отсутствуют, так же как и не представлены доказательства того, что граждане - собственники квартир по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут сами обратиться в суд. По данному делу прокурор не имел полномочий обращаться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов других лиц, что в силу п. 1 ч. 1 ст. 134, ст. 220 ГПК РФ является основанием для прекращения производства по делу. Данная территория относится к общему имуществу многоквартирного дома и принадлежит собственникам квартир в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, которые несут бремя его содержания. Требования прокурора об установке уличного освещения на указанных им земельных участках, которые находятся не в муниципальной собственности, а принадлежат собственникам помещений многоквартирного дома, полагает незаконными. Уличное освещение у спорных домов администрацией г. Новочебоксарск организовано. На спорных земельных участках отсутствуют муниципальные электрические сети, в том числе и сети наружного освещения. Доказательств наличия угрозы жизни и здоровья граждан, проживающих в указанных домах, так же как и неопределенного круга лиц, в связи с отсутствием освещения на придомовой территории спорных домов, использования земельных участков под спорными домами жителями близлежащих домов и другими жителями г. Новочебоксарск суду истцом не предоставлено. Границы земельных участков под домами N <адрес> сформированы и поставлены на кадастровый учет, относятся к придомовой территории. В решении суда первой инстанции отражено, что спорная территория расположена между жилыми многоквартирными домами и используется в том числе в качестве проезда, относится к местам общественного пользования, что не соответствует действительности. Указанные дома расположены в один ряд, придомовые территории граничат между собой, между этими домами нет дороги, дорога имеется вдоль этих домов и освещение улицы вдоль автодороги соответствует нормативному значению. Прокурором было заявлено требование об обязании установить уличное освещение администрацию г. Новочебоксарск в лице Управления городского хозяйства администрации г. Новочебоксарск, являющегося самостоятельным юридическим лицом, в решении не отражено по каким причинам суд обязал установить уличное освещение именно администрацию г. Новочебоксарск, а не Управление городского хозяйства администрации г. Новочебоксарск.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика администрации г. Новочебоксарск ЧР К.Н., поддержавшей апелляционную жалобу, возражения прокурора Ишмуратовой Л.Ф., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, возражения представителей третьих лиц ТСЖ <1>, ТСЖ <2>, ТСЖ <4> С., ТСЖ <3> И. и П., проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится организация благоустройства территории городского округа, включая освещение улиц.
Согласно п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В соответствии с п. 1.1 ст. 17 указанного Федерального закона, организация электроснабжения населения относится к вопросам местного значения, по которым органом местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с Положением об Управлении городского хозяйства администрации г. Новочебоксарск, утвержденным решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 29 декабря 2001 года N С 23-7 к задачам Управления относятся в том числе обеспечение жизнедеятельности объектов жилищно-коммунального хозяйства и их инфраструктуры различных форм собственности, удовлетворение общественных потребностей в сфере осуществления деятельности по содержанию объектов внешнего благоустройства, жилого и нежилого фонда, инженерной инфраструктуры города. Управление является функциональным органом администрации г. Новочебоксарск и обеспечивает выполнение возложенных на него задач и функций.
Согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, перечень работ по содержанию общего имущества не предусматривает освещение придомовой территории.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, строительство домов N <адрес> осуществлялось за счет средств участников долевого строительства ООО <5>, которое в последующем было признано несостоятельным (банкротом). Достраивание домов осуществлялось силами подрядных организаций, которые гарантировали выполнить оставшиеся работы и благоустройство территории указанных выше домов.
Из сообщения конкурсного управляющего ООО <5> следует, что при достраивании жилых домов договора подряда по устройству наружного освещения придомовых территорий жилых домов N <адрес> не заключалось.
Администрацией г. Новочебоксарск выданы: ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ <1> разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N, расположенного по адресу: <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ - ТСЖ <2> разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N, расположенного по адресу: <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ - ООО <5> разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N, расположенного по адресу: <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ - разрешение ООО <5> на ввод объекта в эксплуатацию N, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно выписке положительного заключения государственной экспертизы N по разделу "Электроснабжение и электроосвещение" от ДД.ММ.ГГГГ объектов капитального строительства "Жилая группа по <адрес>" (поз. <данные изъяты>) наружное освещение запроектировано светильниками ЖКУ-16-150, 250 на железобетонных опорах, кабелем марки АВБбШв-0,66 сеч. 4 x 16 мм 2, проложенным в траншее на глубине 0,7 м.
ДД.ММ.ГГГГ приказом Минстроя Чувашии от 24 декабря 2013 года утверждено заключение N (выданное ТСЖ <2>) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства (<адрес>) требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно акту обследования земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе осмотра установлено, что на земельных участках с кадастровым номером N, расположенном по адресу: <адрес>; с кадастровым номером N, расположенном по адресу: <адрес>; с кадастровым номером N, расположенном по адресу: <адрес>; с кадастровым номером N, расположенном по адресу: <адрес>, являющихся придомовой территорией указанных домов, отсутствуют столбы освещения, хотя имеется проложенная кабельная линия для освещения, кабель подведен к месту установки столбов. Придомовая территория домов N <адрес> обнесена забором, за границами земельных участков указанных домов, вход и въезд на придомовую территорию возможен только через домофон, установленный на воротах.
Из письма директора МУП <6> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что территория, закрепленная за собственниками ТСЖ, по <адрес> по проекту должна освещаться светильниками наружного освещения, смонтированных на земельных участках, закрепленных за данными ТСЖ и запитанных от электроустановок данных ТСЖ. На указанной территории отсутствуют муниципальные электрические сети, в том числе и сети наружного освещения.
Из представленных суду кадастровых паспортов на земельные участки, следует, что: на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N, на котором расположен жилой дом N <адрес>, в графе "правообладатели" указано "Российская Федерация или Муниципальное образование"; на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N, на котором расположен жилой дом N <адрес> в графе "правообладатели" указано "Российская Федерация или Муниципальное образование"; на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N, на котором расположен жилой дом N <адрес> в графе "правообладатели" указано "Российская Федерация или Муниципальное образование"; на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N, на котором расположен жилой дом N <адрес>, в графе "правообладатели" указано "собственники помещений многоквартирного дома".
Удовлетворяя исковые требования прокурора г. Новочебоксарск Чувашской Республики и возлагая обязанность установить уличное освещение именно на администрацию г. Новочебоксарск, суд первой инстанции исходил из того, что спорная территория располагается между жилыми многоквартирными домами, используется в том числе в качестве проезда и в силу положений ст. 85 Земельного кодекса РФ, п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ относится к местам общественного пользования и в соответствии со ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" организация уличного освещения дворов многоквартирных домов N <адрес> относится к компетенции органов местного самоуправления. Таким образом, доводы ответчика об отнесении уличного освещения к расходам собственников общего имущества многоквартирного жилого дома не основаны на требованиях Закона.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, организация освещения улиц является обязанностью органа местного самоуправления, направленной на обеспечение безопасности жителей, а также дорожного движения и профилактики совершения правонарушений. Суд обоснованно учитывал то обстоятельство, что отсутствие уличного освещения нарушает права граждан на личную безопасность в темное время суток, а также на безопасность дорожного движения, что ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Суд первой инстанции, дав надлежащую юридическую оценку представленным сторонами доказательствам и применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы, относительно отсутствия правомочий для обращения прокурора с настоящим иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, так как круг этих лиц определим, ими являются собственники помещений домов, нашли отражение в решении суда первой инстанции, указано, что придомовой территорией домов N <адрес> пользуются не только жители указанных домов, а также жители близлежащих домов и другие жители и гости г. Новочебоксарск. Оснований для иной оценки у коллегии не имеется.
Доводы жалобы об отсутствии доказательств наличия угрозы жизни и здоровья граждан, проживающих в указанных домах, судебной коллегией признаются несостоятельными, ввиду необходимости предупредительного характера данных мер.
Доводы жалобы о том, что указанные выше дома расположены в один ряд, не могут служить основанием к отмене основанного на нормах права решения суда первой инстанции.
Довод жалобы о том, что иск заявлен к ненадлежащему ответчику судебная коллегия полагает несостоятельным, поскольку согласно Положению об Управлении городского хозяйства администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики, утвержденному решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 29 декабря 2011 года N С23-7, на которое, по мнению подателя жалобы, возложена обязанность по установке уличного освещения, названное Управление является лишь функциональным органом администрации г. Новочебоксарск и обеспечивает выполнение возложенных на него задач и функций. Как следует из пункта 1.1 Положения, распорядителем бюджетных средств является администрация г. Новочебоксарск Чувашской Республики, в связи с этим судебная коллегия соглашается с возложением на нее соответствующей обязанности по установлению уличного освещения на спорной территории.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся к несогласию с оценкой суда установленным по делу обстоятельствам, а также к неверному толкованию норм материального права, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены вынесенного решения.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 25 мая 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
С.В.КАРЛИНОВ
Судьи
А.А.НЕСТЕРОВА
Д.В.АЛЕКСЕЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 12.08.2015 ПО ДЕЛУ N 33-3338/2015
Требование: О возложении обязанности установить уличное освещение на территории муниципального образования.Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В ходе проведенной прокуратурой проверки на предмет отсутствия уличного освещения в темное время суток были выявлены нарушения норм действующего законодательства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 августа 2015 г. по делу N 33-3338/2015
Докладчик: Нестерова А.А.
Судья: Кольцова Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Карлинова С.В., судей Нестеровой А.А., Алексеева Д.В., при секретаре судебного заседания О. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Новочебоксарск Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики, Управлению городского хозяйства администрации г. Новочебоксарск о возложении обязанности установить уличное освещение, поступившее на апелляционное рассмотрение по апелляционной жалобе администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 25 мая 2015 года, которым исковое заявление прокурора г. Новочебоксарск Чувашской Республики удовлетворено и постановлено:
обязать администрацию г. Новочебоксарск Чувашской Республики установить уличное освещение на территории муниципального образования в районе жилых домов N <адрес>, а именно: на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N, на котором расположен жилой дом N <адрес> в местах проведения кабеля для подключения опор наружного освещения; на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N, на котором расположен жилой дом N <адрес> в местах проведения кабеля для подключения опор наружного освещения; на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N, на котором расположен жилой дом N <адрес> в местах проведения кабеля для подключения опор наружного освещения; на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N, на котором расположен жилой дом N <адрес> в местах проведения кабеля для подключения опор наружного освещения.
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Новочебоксарск Чувашской Республики обратился в суд с иском с учетом последующих уточнений в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики, Управлению городского хозяйства администрации г. Новочебоксарск о возложении обязанности установить уличное освещение на территории муниципального образования в районе жилых домов N <адрес>, а именно: на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N, на котором расположен жилой дом N; на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N, на котором расположен жилой дом N; на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N, на котором расположен жилой дом N; на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N, на котором расположен жилой дом N <адрес>, в местах подведения кабеля для подключения опор наружного освещения.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой г. Новочебоксарск Чувашской Республики проверки по обращению жильцов домов N <адрес> на предмет отсутствия уличного освещения в темное время суток, были выявлены нарушения норм действующего законодательства. Отсутствие уличного освещения нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, негативно влияет на безопасность дорожного движения, способствует бытовому травматизму, создает благоприятные условия для совершения правонарушений и преступлений, проведению террористических актов на территории муниципального образования в районе домов N <адрес>, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в вышеуказанном районе г. Новочебоксарск. Поскольку не освещены участки, которыми пользуются не только жители домов N <адрес>, а также жители близлежащих домов и другие жители и гости г. Новочебоксарск, полагал, что освещение на спорных земельных участках должно быть организованно именно администрацией г. Новочебоксарск.
В судебном заседании старший помощник прокурора Кузнецова Н.А. исковые требования с учетом уточнений поддержала, просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики К.Н. возражала против удовлетворения заявленных требований.
В судебном заседании представитель Управления городского хозяйства администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики не присутствовал, в суд поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представители третьих лиц ТСЖ <1>, ТСЖ <2>, ТСЖ <3>, ТСЖ <4> С. и ТСЖ <2> К.Ю. просили удовлетворить исковые требования, поскольку организация уличного освещения является вопросом местного значения, исполнение которого возложено на органы местного самоуправления.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное администрацией г. Новочебоксарск Чувашской Республики на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
В апелляционной жалобе указывается на то, что круг лиц, в интересах которых прокурор обратился в суд, вполне определен, ими являются собственники помещений многоквартирных домов. Данные о том, что указанные лица не имеют возможности самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав, отсутствуют, так же как и не представлены доказательства того, что граждане - собственники квартир по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут сами обратиться в суд. По данному делу прокурор не имел полномочий обращаться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов других лиц, что в силу п. 1 ч. 1 ст. 134, ст. 220 ГПК РФ является основанием для прекращения производства по делу. Данная территория относится к общему имуществу многоквартирного дома и принадлежит собственникам квартир в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, которые несут бремя его содержания. Требования прокурора об установке уличного освещения на указанных им земельных участках, которые находятся не в муниципальной собственности, а принадлежат собственникам помещений многоквартирного дома, полагает незаконными. Уличное освещение у спорных домов администрацией г. Новочебоксарск организовано. На спорных земельных участках отсутствуют муниципальные электрические сети, в том числе и сети наружного освещения. Доказательств наличия угрозы жизни и здоровья граждан, проживающих в указанных домах, так же как и неопределенного круга лиц, в связи с отсутствием освещения на придомовой территории спорных домов, использования земельных участков под спорными домами жителями близлежащих домов и другими жителями г. Новочебоксарск суду истцом не предоставлено. Границы земельных участков под домами N <адрес> сформированы и поставлены на кадастровый учет, относятся к придомовой территории. В решении суда первой инстанции отражено, что спорная территория расположена между жилыми многоквартирными домами и используется в том числе в качестве проезда, относится к местам общественного пользования, что не соответствует действительности. Указанные дома расположены в один ряд, придомовые территории граничат между собой, между этими домами нет дороги, дорога имеется вдоль этих домов и освещение улицы вдоль автодороги соответствует нормативному значению. Прокурором было заявлено требование об обязании установить уличное освещение администрацию г. Новочебоксарск в лице Управления городского хозяйства администрации г. Новочебоксарск, являющегося самостоятельным юридическим лицом, в решении не отражено по каким причинам суд обязал установить уличное освещение именно администрацию г. Новочебоксарск, а не Управление городского хозяйства администрации г. Новочебоксарск.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика администрации г. Новочебоксарск ЧР К.Н., поддержавшей апелляционную жалобу, возражения прокурора Ишмуратовой Л.Ф., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, возражения представителей третьих лиц ТСЖ <1>, ТСЖ <2>, ТСЖ <4> С., ТСЖ <3> И. и П., проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится организация благоустройства территории городского округа, включая освещение улиц.
Согласно п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В соответствии с п. 1.1 ст. 17 указанного Федерального закона, организация электроснабжения населения относится к вопросам местного значения, по которым органом местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с Положением об Управлении городского хозяйства администрации г. Новочебоксарск, утвержденным решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 29 декабря 2001 года N С 23-7 к задачам Управления относятся в том числе обеспечение жизнедеятельности объектов жилищно-коммунального хозяйства и их инфраструктуры различных форм собственности, удовлетворение общественных потребностей в сфере осуществления деятельности по содержанию объектов внешнего благоустройства, жилого и нежилого фонда, инженерной инфраструктуры города. Управление является функциональным органом администрации г. Новочебоксарск и обеспечивает выполнение возложенных на него задач и функций.
Согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, перечень работ по содержанию общего имущества не предусматривает освещение придомовой территории.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, строительство домов N <адрес> осуществлялось за счет средств участников долевого строительства ООО <5>, которое в последующем было признано несостоятельным (банкротом). Достраивание домов осуществлялось силами подрядных организаций, которые гарантировали выполнить оставшиеся работы и благоустройство территории указанных выше домов.
Из сообщения конкурсного управляющего ООО <5> следует, что при достраивании жилых домов договора подряда по устройству наружного освещения придомовых территорий жилых домов N <адрес> не заключалось.
Администрацией г. Новочебоксарск выданы: ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ <1> разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N, расположенного по адресу: <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ - ТСЖ <2> разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N, расположенного по адресу: <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ - ООО <5> разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N, расположенного по адресу: <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ - разрешение ООО <5> на ввод объекта в эксплуатацию N, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно выписке положительного заключения государственной экспертизы N по разделу "Электроснабжение и электроосвещение" от ДД.ММ.ГГГГ объектов капитального строительства "Жилая группа по <адрес>" (поз. <данные изъяты>) наружное освещение запроектировано светильниками ЖКУ-16-150, 250 на железобетонных опорах, кабелем марки АВБбШв-0,66 сеч. 4 x 16 мм 2, проложенным в траншее на глубине 0,7 м.
ДД.ММ.ГГГГ приказом Минстроя Чувашии от 24 декабря 2013 года утверждено заключение N (выданное ТСЖ <2>) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства (<адрес>) требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно акту обследования земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе осмотра установлено, что на земельных участках с кадастровым номером N, расположенном по адресу: <адрес>; с кадастровым номером N, расположенном по адресу: <адрес>; с кадастровым номером N, расположенном по адресу: <адрес>; с кадастровым номером N, расположенном по адресу: <адрес>, являющихся придомовой территорией указанных домов, отсутствуют столбы освещения, хотя имеется проложенная кабельная линия для освещения, кабель подведен к месту установки столбов. Придомовая территория домов N <адрес> обнесена забором, за границами земельных участков указанных домов, вход и въезд на придомовую территорию возможен только через домофон, установленный на воротах.
Из письма директора МУП <6> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что территория, закрепленная за собственниками ТСЖ, по <адрес> по проекту должна освещаться светильниками наружного освещения, смонтированных на земельных участках, закрепленных за данными ТСЖ и запитанных от электроустановок данных ТСЖ. На указанной территории отсутствуют муниципальные электрические сети, в том числе и сети наружного освещения.
Из представленных суду кадастровых паспортов на земельные участки, следует, что: на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N, на котором расположен жилой дом N <адрес>, в графе "правообладатели" указано "Российская Федерация или Муниципальное образование"; на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N, на котором расположен жилой дом N <адрес> в графе "правообладатели" указано "Российская Федерация или Муниципальное образование"; на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N, на котором расположен жилой дом N <адрес> в графе "правообладатели" указано "Российская Федерация или Муниципальное образование"; на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N, на котором расположен жилой дом N <адрес>, в графе "правообладатели" указано "собственники помещений многоквартирного дома".
Удовлетворяя исковые требования прокурора г. Новочебоксарск Чувашской Республики и возлагая обязанность установить уличное освещение именно на администрацию г. Новочебоксарск, суд первой инстанции исходил из того, что спорная территория располагается между жилыми многоквартирными домами, используется в том числе в качестве проезда и в силу положений ст. 85 Земельного кодекса РФ, п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ относится к местам общественного пользования и в соответствии со ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" организация уличного освещения дворов многоквартирных домов N <адрес> относится к компетенции органов местного самоуправления. Таким образом, доводы ответчика об отнесении уличного освещения к расходам собственников общего имущества многоквартирного жилого дома не основаны на требованиях Закона.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, организация освещения улиц является обязанностью органа местного самоуправления, направленной на обеспечение безопасности жителей, а также дорожного движения и профилактики совершения правонарушений. Суд обоснованно учитывал то обстоятельство, что отсутствие уличного освещения нарушает права граждан на личную безопасность в темное время суток, а также на безопасность дорожного движения, что ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Суд первой инстанции, дав надлежащую юридическую оценку представленным сторонами доказательствам и применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы, относительно отсутствия правомочий для обращения прокурора с настоящим иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, так как круг этих лиц определим, ими являются собственники помещений домов, нашли отражение в решении суда первой инстанции, указано, что придомовой территорией домов N <адрес> пользуются не только жители указанных домов, а также жители близлежащих домов и другие жители и гости г. Новочебоксарск. Оснований для иной оценки у коллегии не имеется.
Доводы жалобы об отсутствии доказательств наличия угрозы жизни и здоровья граждан, проживающих в указанных домах, судебной коллегией признаются несостоятельными, ввиду необходимости предупредительного характера данных мер.
Доводы жалобы о том, что указанные выше дома расположены в один ряд, не могут служить основанием к отмене основанного на нормах права решения суда первой инстанции.
Довод жалобы о том, что иск заявлен к ненадлежащему ответчику судебная коллегия полагает несостоятельным, поскольку согласно Положению об Управлении городского хозяйства администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики, утвержденному решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 29 декабря 2011 года N С23-7, на которое, по мнению подателя жалобы, возложена обязанность по установке уличного освещения, названное Управление является лишь функциональным органом администрации г. Новочебоксарск и обеспечивает выполнение возложенных на него задач и функций. Как следует из пункта 1.1 Положения, распорядителем бюджетных средств является администрация г. Новочебоксарск Чувашской Республики, в связи с этим судебная коллегия соглашается с возложением на нее соответствующей обязанности по установлению уличного освещения на спорной территории.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся к несогласию с оценкой суда установленным по делу обстоятельствам, а также к неверному толкованию норм материального права, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены вынесенного решения.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 25 мая 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
С.В.КАРЛИНОВ
Судьи
А.А.НЕСТЕРОВА
Д.В.АЛЕКСЕЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)