Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.02.2015 N 15АП-23577/2014 ПО ДЕЛУ N А32-6062/2014

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 2015 г. N 15АП-23577/2014

Дело N А32-6062/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей Г.А. Сурмаляна, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шаовым Т.Д.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Наш дом"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 16.10.2014 по делу N А32-6062/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Наш дом"
к Государственной жилищной инспекции по Краснодарскому краю
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
принятое в составе судьи Погорелова И.А.

установил:

общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Наш дом" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 28.11.2013 N 001969 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
Решением суда от 16.10.14 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано доказанностью наличия в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением административным органом процедуры привлечения к административной ответственности и отсутствием оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. В апелляционной жалобе общество ссылается на то, что в нарушение требований ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ представитель общества не был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, извещение от 26.11.2013 г. не может быть принято как надлежащие уведомление, так как не известно, кто его получил и кто расписался, имелась ли доверенность у лица. В суде обществом представлены все доказательства (протоколы, акты, постановления) подтверждающие, что постановление об административном правонарушении N 001969 от 28.11.13 г. составлено в отношении другого юридического лица - ООО Управляющая компания "Наш Дом", а не заявителя по делу - ООО "Наш Дом". Суд неосновательно не снизил размер наложенного на общество штрафа ниже низшего предела, так как в суд обществом были представлены доказательства, что финансовое положение общества тяжелое.
Апелляционная жалоба рассматривается Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, определенном гл. 34 АПК РФ.
Участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ судебное заседание проводится в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Туапсинская межрайонная прокуратура с привлечением главного инспектора инспекции провела 30.09.2013 проверку соблюдения обществом требований к раскрытию информации о деятельности управляющей организации.
В ходе проверки выявлено, что заявителем по состоянию на 30.09.2013 информация о деятельности управляющей организации не раскрыта путем размещения на информационных стендах (стойках) в офисном помещении данной управляющей организации по адресу: г. Туапсе, ул. Полетаева, 27.
Кроме того, по состоянию на 16.10.2013 на сайте www.reformagkh.ru информация, подлежащая раскрытию обществом как организацией, осуществляющей деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, на указанном сайте раскрыта не в полном объеме, а именно: отсутствует перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления.
В рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности заявителем на сайте не раскрыта годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему.
В рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, обществом на сайте -www.reformagkh.ru не раскрыты следующие сведения:
а) услуги, оказываемые управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491);
б) услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией.
В рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме общества на сайте www.reformagkh.ru не раскрыты следующие сведения:
- сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать:
- план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана;
- - сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год;
- - сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год;
- - сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Не раскрыты копии документов о применении мер административного воздействия обществу, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
Информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации не содержит описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг).
В рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы общества на сайте www.reformagkh.ru не раскрыты следующие сведения:
а) перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация закупает их у ресурсоснабжающих организаций;
б) тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация закупает коммунальные ресурсы;
в) тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией для расчета размера платежей для потребителей.
По результатам проверки 16.10.2014 Туапсинская межрайонная прокуратура в отношении общества вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ.
Факты нарушения требований к раскрытию информации о деятельности управляющей организации зафиксированы также в акте проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации от 16.10.2013.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и акт проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации составлены в присутствии директора общества Закирова И.И. и вручены ему под роспись.
Постановление и материалы дела направлены в жилищную инспекцию для рассмотрения.
В извещении о вызове для рассмотрения дела об административном правонарушении от 26.11.2013 жилищная инспекция назначила рассмотрение дела об административном правонарушении на 28.11.2013 на 10 часов 15 минут по адресу: г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 181, каб. 25 (л.д. 56).
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции отклоняет как неосновательный довод общества о неполучении им данного извещения.
28.11.13 г. инспекция вынесла постановление N 001969 о привлечении общества, поименованного как: "ООО УК "Наш дом", к административной ответственности по ст. 7.23.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 тыс. рублей. Постановление вынесено в отсутствие представителя заявителя.
17.01.14 г. инспекция вынесло определение о внесении исправлений в постановления, определения, решения, выносимых по делам об административных правонарушениях N 000009, в котором внесло в постановление от 28.11.2013 N 001969 исправление, а именно: исправить допущенную опечатку в части, касающейся неверного наименования юридического лица на верное - ООО "Наш дом".
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления инспекции незаконным и отмене.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел достаточных оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о доказанности наличия в деянии общества вмененного ему в вину административного правонарушения ввиду следующего.
Частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации.
Субъектом данного правонарушения, является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Судом первой инстанции установлено, что общество является юридически лицом, осуществляющим деятельность в сфере управления в многоквартирными домами, следовательно, является субъектом вмененного ему административного правонарушения.
Объективную сторону данного административного правонарушения составляют противоправные действия или бездействие, выражающиеся в нарушение порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации.
Согласно ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В рамках проводимой в Российской Федерации реформы в сфере управления многоквартирными домами и, с целью обеспечения законности в данной сфере, а также для обеспечения реализации прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Стандарта управляющими организациями информация раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайте в сети "Интернет", определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 459 установлено, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, определяющим официальный сайт в сети "Интернет", предназначенный для раскрытия информации управляющими организациями, является Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион России).
Приказом Минрегиона России от 02.04.2013 N 124 определен адрес официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, - www.reformagkh.ru.
В соответствии с требованиями пункта 5 Стандарта в рамках раскрытия указанной в законе информации управляющими компаниями подлежит обязательному опубликованию на официальном сайте в сети "Интернет", определяемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, указанная в "а" - "ж" пункта 8, пунктах 10, 14 Стандарта информация.
Судом первой инстанции установлено, что общество в нарушение требований Стандарта не в полном объеме разместило на официальном сайте в сети "Интернет", определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, информации, подлежащей раскрытию.
Так, по состоянию на 16.10.2013 на сайте www.reformagkh.ru информация, подлежащая раскрытию обществом как организацией, осуществляющей деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, на указанном сайте раскрыта не в полном объеме, а именно: отсутствует перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления.
В рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности заявителем на сайте не раскрыта годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему.
В рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, обществом на сайте -www.reformagkh.ru не раскрыты следующие сведения:
а) услуги, оказываемые управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах N 491;
б) услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией.
В рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме обществом на сайте www.reformagkh.ru не раскрыты следующие сведения:
- сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать:
- план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана;
- - сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год;
- - сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год;
- - сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Не раскрыты копии документов о применении мер административного воздействия обществу, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
Информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации не содержит описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг).
В рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы общества на сайте www.reformagkh.ru не раскрыты следующие сведения:
а) перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация закупает их у ресурсоснабжающих организаций;
б) тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация закупает коммунальные ресурсы;
в) тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией для расчета размера платежей для потребителей.
Кроме того, по состоянию на 30.09.2013 информация о деятельности управляющей организации не раскрыта путем размещения на информационных стендах (стойках) в офисном помещении данной управляющей организации по адресу: г. Туапсе, ул. Полетаева, 27.
Общество доказательств отсутствия перечисленных выше нарушений не представило.
Не опубликование информации на официальном сайте www.reformagkh.ru, где общество в соответствии со Стандартом должно в обязательном порядке осуществлять публикацию информации, подтверждается материалами административного дела, в частности, актами от 30.09.2013 и от 16.10.2013, справкой об участии в проверке от 03.10.2014 N 20, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении и постановлением об административном правонарушении, и документально обществом не опровергнута.
Суд первой инстанции правомерно отклонил повторенный в апелляционной жалобе довод общества о том, что проверка проводилась не в отношении общества, а в отношении иного юридического лица - ООО УК "Наш дом". Из материалов дела видно, что акты проверки и постановление о возбуждении дела подписывалось законным представителем общества без замечаний. Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 16.10.2013 следует, что оно возбуждено в отношении общества с ограниченной ответственностью "Наш дом" с ИНН 2365009616, соответствующим ИНН заявителя по настоящему делу. В связи с указанным обстоятельством также подлежит отклонению довод о том, что дело об административном правонарушении возбуждено прокуратурой Туапсинского района в отношении должностного лица - Закирова И.И. Аналогичным образом постановление от 29.11.2013 N 001969 вынесено в отношении общества с ИНН и адресом, идентичными соответствующим данным заявителя по настоящему делу.
Кроме того, суд первой инстанции учел, что определением от 17.01.2014 N 000009 в постановлении от 29.11.2013 N 001969 устранены опечатки (л.д. 50). Установлено, что названное постановление от 29.11.2013 вынесено в отношении ООО "Наш дом".
Извещение общества о месте, дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении было надлежащим - данное извещение вручено 26.11.2013 директору общества Закирову И.И., о чем свидетельствует его подпись на копии извещения (л.д. 56).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности инспекцией наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, и отсутствии процедурных нарушений при привлечении общества к административной ответственности.
Оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о невозможности признания совершенного обществом правонарушения малозначительным у суда апелляционной инстанции не имеется. Обществом в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае состоит в несвоевременном исполнении возложенной на общество публично-правовой обязанности без уважительных причин. Повышенная опасность правонарушений в этой области определена законодательно и подтверждается значительным размером санкции в виде административного штрафа для юридических лиц в размере от 250 тыс. рублей до 300 тыс. рублей.
Суд первой инстанции так же учел, что характер и тяжесть совершенного заявителем административного правонарушения были оценены жилищной инспекцией при рассмотрении дела, в результате чего обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.
Суд апелляционной инстанции так же не находит оснований для переоценки вывода суда первой инстанции об отсутствии оснований для снижения административного штрафа на основании Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П. Общество не представило суду первой инстанции доказательства, отражающие его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение обстоятельства, свидетельствующие об особом статусе общества, исключительном характере правонарушения и обстоятельствах, его сопровождающих, и дающие безусловные основания для снижения штрафа и применения вышеуказанного постановления.
Таких достаточных доказательств не представлено и суду апелляционной инстанции. Сведения о закрытии расчетного счета и налоговая отчетность, предоставленные суду апелляционной инстанции, сами по себе не свидетельствуют о наличии обязательных оснований для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела на основании указанного постановления 4-П, или ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, поскольку, помимо финансового аспекта, для применения данных норм необходимо установить исключительность допущенного правонарушения, степень добросовестности привлеченного к административной ответственности лица, его постделиктное поведение, устранение допущенных нарушений. Исключительности в допущенном обществом правонарушении суд апелляционной инстанции не нашел, добросовестности так же не установил - общество активно выражает несогласие в привлечением к административной ответственности.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что административный орган доказал законность и обоснованность своего постановления, соответственно, суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции. Апелляционная жалоба общества отклоняется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.10.2014 по делу N А32-6062/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА

Судьи
Г.А.СУРМАЛЯН
С.С.ФИЛИМОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)