Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11686/2013) Товарищества собственников жилья "Челюскинцев-85" на решение Арбитражного суда Омской области от 30.10.2013 по делу N А46-10332/2013 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению Товарищества собственников жилья "Челюскинцев-85" (ИНН 5503065116, ОГРН 1025500759052) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Омской области, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Региональный центр землеустройства и учета недвижимости", Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, о признании незаконным решения от 26.07.2013 N 55/13-60912 об отказе в исправлении ошибок в кадастровых сведениях и обязании выполнить действия,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Товарищества собственников жилья "Челюскинцев-85" - Любочко Альбина Владимировна, предъявлен паспорт, по выписке из ЕГРЮЛ; Дмитренко Наталья Александровна, предъявлен паспорт, по доверенности от 21.08.2013 сроком действия на один год;
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Омской области - Соболев Константин Юрьевич, предъявлено удостоверение, по доверенности N 55/2013-03 от 18.02.2013 сроком действия три года;
- от общества с ограниченной ответственностью "Региональный центр землеустройства и учета недвижимости" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
- от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
- установил:
Товарищество собственников жилья "Челюскинцев-85" (далее по тексту - ТСЖ "Челюскинцев-85", Товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области (далее по тексту - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 26.07.2013 N 55/13-60912 об отказе в исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях, а также об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости посредством обязания филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Омской области произвести учет изменений земельного участка с кадастровым номером 55:36:040114:3147 в границах и площади, определенными кадастровым инженером в межевом плане от 25.06.2013, представленном в орган кадастрового учета вместе с заявлением о кадастровом учете N 55-0-1-21/3003/2013-10992 от 29.06.2013.
Решением Арбитражного суда Омской области от 30.10.2013 по делу N А46-10332/2013 Товариществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Суд первой инстанции признал, что оспариваемый отказ в осуществлении кадастрового учета соответствует закону, указанное в межевом плане от 25.06.2013 изменение границ и увеличение площади земельного участка с кадастровым номером 55:36:040114:3147 повлечет уменьшение площади смежного земельного участка, относящегося к муниципальной собственности. При этом, суд первой инстанции исходил из того, что сведения о спорном земельном участке были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Распоряжения Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 29.12.2009 N 15468-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого установлено относительно многоэтажного жилого дома по улице Челюскинцев, дом 85 в Центральном административном округе города Омска".
Не согласившись с указанным судебным актом, Товарищество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 30.10.2013 по делу N А46-10332/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование апелляционной жалобы Товарищество указало следующее:
- - не соответствует действительности вывод суда первой инстанции о том, что сведения о спорном земельном участке были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Распоряжения Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 29.12.2009 N 15468-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого установлено относительно многоэтажного жилого дома по улице Челюскинцев, дом 85 в Центральном административном округе города Омска";
- - распоряжение органа местного самоуправления не является документом, необходимым для кадастрового учета земельного участка, таким документом является межевой план;
- - суд первой инстанции неверно применил нормы материального права, устанавливающие необходимость проведения согласования границ с соответствующими органами, указывая на обязанность Товарищества согласовать границы с Департаментом имущественных отношений.
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали заявленные доводы.
Общество с ограниченной ответственностью "Региональный центр землеустройства и учета недвижимости" и Департамент имущественных отношений Администрации города Омска, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания и письменные отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
28.08.2009 между Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска (Муниципальный заказчик) и Муниципальным предприятием города Омска "Городское кадастровое бюро "Земля и недвижимость" (Генподрядчик) в целях обеспечения муниципальных нужд был подписан муниципальный контракт N 140-А на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд, на основании которого Генподрядчик обязался выполнить кадастровые работы, обеспечить осуществление государственного кадастрового учета в отношении земельных участков, занятых многоквартирными (многоэтажными) домами и работы по расчету долей в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельные участки, занятые многоквартирными (многоэтажными) домами, согласно "Техническому заданию", являющемся приложением N 1 к настоящему муниципальному контракту) (т. 2, л.д. 24-26).
29.12.2009 Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска вынесено распоряжение N 15468-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого установлено относительно многоэтажного дома по ул. Челюскинцев, дом 85 в Центральном административном округе города Омска" на основании которого утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в границах кадастрового квартала с кадастровым номером 55:36:040114, относящего к категории земель населенных пунктов, и установлен вид использования земельного участка - для размещения домов многоэтажной жилой застройки. Местоположение данного земельного участка установлено относительно многоэтажного жилого дома с почтовым адресом: Омская область, г. Омск, ЦАО, ул. Челюскинцев, 85 (т. 2, л.д. 17-23).
20.04.2010 в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного относительно многоэтажного жилого дома с почтовым адресом: Омская область, город Омск, Центральный административный округ, ул. Челюскинцев, на основании распоряжения от 29.12.2009 Департамента имущественных отношений Администрации города Омска N 15468-р подготовлен межевой план (т. 2, л.д. 5-14).
26.04.2010 в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 55:36:040114:3147, земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения домов многоэтажной жилой застройки, для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии. Местоположение: Омская область, г. Омск, Центральный АО, ул. Челюскинцев. На земельном участке расположен многоэтажный жилой дом N 85.
Полагая, что при постановке указанного земельного участка на государственный кадастровый учет была допущена кадастровая ошибка, касающаяся границ и площади земельного участка, по заказу ТСЖ "Челюскинцев-85" был подготовлен межевой план от 25.06.2013. Из заключения кадастрового инженера следует, что в ходе выполнения геодезических работ была допущена ошибка, которая повлекла внесение в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений.
В межевом плане была уточнена конфигурация границ земельного участка с кадастровым номером 55:36:040114:3147, в связи с чем, площадь земельного участка была увеличена с 3 338 кв. м до 3 535 кв. м
29.06.2013 ТСЖ "Челюскинцев-85" обратилось в ФГБУ "ФКП Росреестра" с заявлением о государственном учете изменений рассматриваемого объекта недвижимости, направленным, по мнению Товарищества, на устранение допущенных кадастровых ошибок.
Решением N 55/13-60912 от 26.07.2013 ФГБУ "ФКП Росреестра" отказало заявителю в исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях о спорном земельном участке, мотивировав это тем, что необходимые для государственного кадастрового учета документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре.
Не согласившись с решением органа кадастрового учета, ТСЖ "Челюскинцев-85" обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Омской области от 30.10.2013 по делу N А46-10332/2013 Товариществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как было указано выше, Товариществом оспаривается решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области от 26.07.2013 N 55/13-60912 об отказе в исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях, а также об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости.
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон, апелляционный суд пришел к выводу о том, что требования заявителя являются необоснованными и правомерно судом первой инстанции оставлены без удовлетворения. При этом, апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ (далее - Закон о кадастре недвижимости, Закон N 221-ФЗ), государственный земельный кадастр является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Пунктом 5 статьи 4 Закона 221-ФЗ установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
В части 1 статьи 16 Закона о кадастре предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости.
Состав документов, необходимых для государственного кадастрового учета объекта недвижимости, установлен статьей 22 Закона о кадастре.
В силу пункта 2 части 1 статьи 22 Закона о кадастре необходимым для кадастрового учета документом является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 38 Закона N 221-ФЗ).
В межевом плане указываются сведения об образуемом земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков (часть 2 статьи 38 Закона N 221-ФЗ).
В соответствии с пунктом 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Возможность исправления в государственном кадастре недвижимости ошибок предусмотрена статьей 28 Закона N 221-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 28 Закона N 221-ФЗ ошибками в государственном кадастре недвижимости является:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости;
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Закона N 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях (пункт 5 статьи 28 Закона N 221-ФЗ).
В пункте 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности, среди прочего, земельный участок, на котором расположен данный дом (пункт 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 4, 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекта недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с абзацем первым пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Из приведенных выше норм права следует, что утверждение схемы расположения земельного участка под зданием является безусловной обязанностью государственного (муниципального) органа и основанием для проведения кадастровых работ и подготовки межевого плана.
В данном случае Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска издано распоряжение от 29.12.2009 N 15468-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого установлено относительно многоэтажного дома по ул. Челюскинцев, дом 85 в Центральном административном округе города Омска", которое является документом, определяющим местоположение границ спорного земельного участка при его образовании, в соответствии с которым и был подготовлен межевой план земельного участка от 20.04.2010.
В результате кадастрового учета фиксируются уникальные характеристики объектов недвижимости, которые при этом могут быть изменены в установленном законом порядке с приложением подтверждающих документов.
Как было указано ранее, Товарищество, полагая, что при постановке указанного земельного участка на государственный кадастровый учет была допущена кадастровая ошибка, касающаяся границ и площади земельного участка, подготовило и представило в орган кадастрового учета межевой план от 25.06.2013 (т. 1, л.д. 17-22).
В межевом плане была уточнена конфигурация границ земельного участка с кадастровым номером 55:36:040114:3147, в связи с чем, площадь земельного участка была увеличена с 3 338 кв. м до 3 535 кв. м.
Из содержания пункта 9 статьи 38 Закона о кадастре следует, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
Следовательно, в силу части 9 статьи 38 Закона о кадастре, заявляя об уточнении границ спорного земельного участка, Товарищество должно было предоставить в орган кадастрового учета документы (межевой план), составленные с учетом сведений, определенных в распоряжении Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 29.12.2009 N 15468-р.
Однако, апелляционным судом установлено, что при подготовке данного межевого плана, сведения, содержащиеся в распоряжении Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 29.12.2009 N 15468-р, не учитывались. В перечне документов, используемых при подготовке межевого плана, поименованы кадастровая выписка о земельном участке и кадастровый план территории (т. 1 л.д. 18).
При этом, в заключении к межевому плану (т. 1, л.д. 20 обратная сторона) кадастровый инженер указал, что при подготовке межевого плана использовалось соглашение с администрацией Центрального АО г. Омска от 24.01.2002 N 374, однако, данное, соглашение, в силу указанных норм, не является документом, определяющим местоположение границ спорного земельного участка при его образовании.
В силу указанного также таким документом и не является схема закрепления территории земельного участка (приложение к соглашению от 24.01.2002 N 374), прилегающего к объекту для благоустройства и санитарного содержания, на которую также имеется ссылка в заключении к межевому плану.
Как было указано выше, решением N 55/13-60912 от 26.07.2013 ФГБУ "ФКП Росреестра" отказало Товариществу в исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях о спорном земельном участке на основании пункта 2 части 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ, мотивировав это тем, что необходимые для государственного кадастрового учета документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре.
Пунктом 2 части 2 статьи 27 Закона о кадастре недвижимости предусмотрено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если, в том числе заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям указанного закона.
То есть, в случае обращения с заявлением, которое не соответствует требованиям законодательства, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Таким образом, учитывая установленные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Товарищество, обращаясь с заявлением о государственном учете изменений рассматриваемого объекта недвижимости, представило в орган кадастрового учета документы, по содержанию не соответствующие требованиям Закона N 221-ФЗ, поскольку межевой план, представленный Товариществом, был составлен без учета сведений, содержащихся в распоряжении Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 29.12.2009 N 15468-р, которое, в свою очередь, в силу части 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ, является документом, определяющим местоположение границ спорного земельного участка при его образовании.
Указанное позволяет сделать вывод о непредставлении заявителем доказательств наличия кадастровой ошибки, за исправлением которой он обращался.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае Товарищество, в силу процитированных выше норм, полагая, что границы сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка не соответствуют фактическому землепользованию, должно было обратиться в Департамент имущественных отношений Администрации города Омска с заявлением о внесении соответствующих изменений в распоряжение от 29.12.2009 N 15468-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого установлено относительно многоэтажного дома по ул. Челюскинцев, дом 85 в Центральном административном округе города Омска". При отказе же Департамента имущественных отношений Администрации города Омска во внесении изменений в указанное распоряжение, спор о наличии (отсутствии) кадастровой ошибки и ее исправлении с учетом правовой позиции, содержащейся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2011 N 14765/10, подлежит разрешению судом.
Таким образом, учитывая изложенное, решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области от 26.07.2013 N 55/13-60912 об отказе в исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях, а также об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, является законным и обоснованным.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Поскольку апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 руб., согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на ее подателя, то на Товарищество.
Кроме того, в связи с тем, что заявителем при обращении в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой была уплачена государственная пошлина в размере 2 000 руб. (платежное поручение N 114 от 25.11.2013) в то время как согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины по делам данной категории составляет 1000 руб. (с учетом разъяснений, указанных в Информационном письме Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 139 от 11.05.2010), государственная пошлина в размере 1 000 руб. подлежит возврату Товариществу из федерального бюджета как излишне уплаченная.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Челюскинцев-85" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 30.10.2013 по делу N А46-10332/2013 - без изменения.
Возвратить Товариществу собственников жилья "Челюскинцев-85" из федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 114 от 25.11.2013.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н.ЛОТОВ
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
Н.А.ШИНДЛЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.02.2014 ПО ДЕЛУ N А46-10332/2013
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2014 г. по делу N А46-10332/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11686/2013) Товарищества собственников жилья "Челюскинцев-85" на решение Арбитражного суда Омской области от 30.10.2013 по делу N А46-10332/2013 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению Товарищества собственников жилья "Челюскинцев-85" (ИНН 5503065116, ОГРН 1025500759052) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Омской области, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Региональный центр землеустройства и учета недвижимости", Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, о признании незаконным решения от 26.07.2013 N 55/13-60912 об отказе в исправлении ошибок в кадастровых сведениях и обязании выполнить действия,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Товарищества собственников жилья "Челюскинцев-85" - Любочко Альбина Владимировна, предъявлен паспорт, по выписке из ЕГРЮЛ; Дмитренко Наталья Александровна, предъявлен паспорт, по доверенности от 21.08.2013 сроком действия на один год;
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Омской области - Соболев Константин Юрьевич, предъявлено удостоверение, по доверенности N 55/2013-03 от 18.02.2013 сроком действия три года;
- от общества с ограниченной ответственностью "Региональный центр землеустройства и учета недвижимости" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
- от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
- установил:
Товарищество собственников жилья "Челюскинцев-85" (далее по тексту - ТСЖ "Челюскинцев-85", Товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области (далее по тексту - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 26.07.2013 N 55/13-60912 об отказе в исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях, а также об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости посредством обязания филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Омской области произвести учет изменений земельного участка с кадастровым номером 55:36:040114:3147 в границах и площади, определенными кадастровым инженером в межевом плане от 25.06.2013, представленном в орган кадастрового учета вместе с заявлением о кадастровом учете N 55-0-1-21/3003/2013-10992 от 29.06.2013.
Решением Арбитражного суда Омской области от 30.10.2013 по делу N А46-10332/2013 Товариществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Суд первой инстанции признал, что оспариваемый отказ в осуществлении кадастрового учета соответствует закону, указанное в межевом плане от 25.06.2013 изменение границ и увеличение площади земельного участка с кадастровым номером 55:36:040114:3147 повлечет уменьшение площади смежного земельного участка, относящегося к муниципальной собственности. При этом, суд первой инстанции исходил из того, что сведения о спорном земельном участке были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Распоряжения Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 29.12.2009 N 15468-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого установлено относительно многоэтажного жилого дома по улице Челюскинцев, дом 85 в Центральном административном округе города Омска".
Не согласившись с указанным судебным актом, Товарищество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 30.10.2013 по делу N А46-10332/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование апелляционной жалобы Товарищество указало следующее:
- - не соответствует действительности вывод суда первой инстанции о том, что сведения о спорном земельном участке были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Распоряжения Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 29.12.2009 N 15468-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого установлено относительно многоэтажного жилого дома по улице Челюскинцев, дом 85 в Центральном административном округе города Омска";
- - распоряжение органа местного самоуправления не является документом, необходимым для кадастрового учета земельного участка, таким документом является межевой план;
- - суд первой инстанции неверно применил нормы материального права, устанавливающие необходимость проведения согласования границ с соответствующими органами, указывая на обязанность Товарищества согласовать границы с Департаментом имущественных отношений.
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали заявленные доводы.
Общество с ограниченной ответственностью "Региональный центр землеустройства и учета недвижимости" и Департамент имущественных отношений Администрации города Омска, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания и письменные отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
28.08.2009 между Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска (Муниципальный заказчик) и Муниципальным предприятием города Омска "Городское кадастровое бюро "Земля и недвижимость" (Генподрядчик) в целях обеспечения муниципальных нужд был подписан муниципальный контракт N 140-А на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд, на основании которого Генподрядчик обязался выполнить кадастровые работы, обеспечить осуществление государственного кадастрового учета в отношении земельных участков, занятых многоквартирными (многоэтажными) домами и работы по расчету долей в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельные участки, занятые многоквартирными (многоэтажными) домами, согласно "Техническому заданию", являющемся приложением N 1 к настоящему муниципальному контракту) (т. 2, л.д. 24-26).
29.12.2009 Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска вынесено распоряжение N 15468-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого установлено относительно многоэтажного дома по ул. Челюскинцев, дом 85 в Центральном административном округе города Омска" на основании которого утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в границах кадастрового квартала с кадастровым номером 55:36:040114, относящего к категории земель населенных пунктов, и установлен вид использования земельного участка - для размещения домов многоэтажной жилой застройки. Местоположение данного земельного участка установлено относительно многоэтажного жилого дома с почтовым адресом: Омская область, г. Омск, ЦАО, ул. Челюскинцев, 85 (т. 2, л.д. 17-23).
20.04.2010 в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного относительно многоэтажного жилого дома с почтовым адресом: Омская область, город Омск, Центральный административный округ, ул. Челюскинцев, на основании распоряжения от 29.12.2009 Департамента имущественных отношений Администрации города Омска N 15468-р подготовлен межевой план (т. 2, л.д. 5-14).
26.04.2010 в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 55:36:040114:3147, земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения домов многоэтажной жилой застройки, для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии. Местоположение: Омская область, г. Омск, Центральный АО, ул. Челюскинцев. На земельном участке расположен многоэтажный жилой дом N 85.
Полагая, что при постановке указанного земельного участка на государственный кадастровый учет была допущена кадастровая ошибка, касающаяся границ и площади земельного участка, по заказу ТСЖ "Челюскинцев-85" был подготовлен межевой план от 25.06.2013. Из заключения кадастрового инженера следует, что в ходе выполнения геодезических работ была допущена ошибка, которая повлекла внесение в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений.
В межевом плане была уточнена конфигурация границ земельного участка с кадастровым номером 55:36:040114:3147, в связи с чем, площадь земельного участка была увеличена с 3 338 кв. м до 3 535 кв. м
29.06.2013 ТСЖ "Челюскинцев-85" обратилось в ФГБУ "ФКП Росреестра" с заявлением о государственном учете изменений рассматриваемого объекта недвижимости, направленным, по мнению Товарищества, на устранение допущенных кадастровых ошибок.
Решением N 55/13-60912 от 26.07.2013 ФГБУ "ФКП Росреестра" отказало заявителю в исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях о спорном земельном участке, мотивировав это тем, что необходимые для государственного кадастрового учета документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре.
Не согласившись с решением органа кадастрового учета, ТСЖ "Челюскинцев-85" обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Омской области от 30.10.2013 по делу N А46-10332/2013 Товариществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как было указано выше, Товариществом оспаривается решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области от 26.07.2013 N 55/13-60912 об отказе в исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях, а также об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости.
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон, апелляционный суд пришел к выводу о том, что требования заявителя являются необоснованными и правомерно судом первой инстанции оставлены без удовлетворения. При этом, апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ (далее - Закон о кадастре недвижимости, Закон N 221-ФЗ), государственный земельный кадастр является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Пунктом 5 статьи 4 Закона 221-ФЗ установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
В части 1 статьи 16 Закона о кадастре предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости.
Состав документов, необходимых для государственного кадастрового учета объекта недвижимости, установлен статьей 22 Закона о кадастре.
В силу пункта 2 части 1 статьи 22 Закона о кадастре необходимым для кадастрового учета документом является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 38 Закона N 221-ФЗ).
В межевом плане указываются сведения об образуемом земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков (часть 2 статьи 38 Закона N 221-ФЗ).
В соответствии с пунктом 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Возможность исправления в государственном кадастре недвижимости ошибок предусмотрена статьей 28 Закона N 221-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 28 Закона N 221-ФЗ ошибками в государственном кадастре недвижимости является:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости;
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Закона N 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях (пункт 5 статьи 28 Закона N 221-ФЗ).
В пункте 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности, среди прочего, земельный участок, на котором расположен данный дом (пункт 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 4, 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекта недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с абзацем первым пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Из приведенных выше норм права следует, что утверждение схемы расположения земельного участка под зданием является безусловной обязанностью государственного (муниципального) органа и основанием для проведения кадастровых работ и подготовки межевого плана.
В данном случае Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска издано распоряжение от 29.12.2009 N 15468-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого установлено относительно многоэтажного дома по ул. Челюскинцев, дом 85 в Центральном административном округе города Омска", которое является документом, определяющим местоположение границ спорного земельного участка при его образовании, в соответствии с которым и был подготовлен межевой план земельного участка от 20.04.2010.
В результате кадастрового учета фиксируются уникальные характеристики объектов недвижимости, которые при этом могут быть изменены в установленном законом порядке с приложением подтверждающих документов.
Как было указано ранее, Товарищество, полагая, что при постановке указанного земельного участка на государственный кадастровый учет была допущена кадастровая ошибка, касающаяся границ и площади земельного участка, подготовило и представило в орган кадастрового учета межевой план от 25.06.2013 (т. 1, л.д. 17-22).
В межевом плане была уточнена конфигурация границ земельного участка с кадастровым номером 55:36:040114:3147, в связи с чем, площадь земельного участка была увеличена с 3 338 кв. м до 3 535 кв. м.
Из содержания пункта 9 статьи 38 Закона о кадастре следует, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
Следовательно, в силу части 9 статьи 38 Закона о кадастре, заявляя об уточнении границ спорного земельного участка, Товарищество должно было предоставить в орган кадастрового учета документы (межевой план), составленные с учетом сведений, определенных в распоряжении Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 29.12.2009 N 15468-р.
Однако, апелляционным судом установлено, что при подготовке данного межевого плана, сведения, содержащиеся в распоряжении Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 29.12.2009 N 15468-р, не учитывались. В перечне документов, используемых при подготовке межевого плана, поименованы кадастровая выписка о земельном участке и кадастровый план территории (т. 1 л.д. 18).
При этом, в заключении к межевому плану (т. 1, л.д. 20 обратная сторона) кадастровый инженер указал, что при подготовке межевого плана использовалось соглашение с администрацией Центрального АО г. Омска от 24.01.2002 N 374, однако, данное, соглашение, в силу указанных норм, не является документом, определяющим местоположение границ спорного земельного участка при его образовании.
В силу указанного также таким документом и не является схема закрепления территории земельного участка (приложение к соглашению от 24.01.2002 N 374), прилегающего к объекту для благоустройства и санитарного содержания, на которую также имеется ссылка в заключении к межевому плану.
Как было указано выше, решением N 55/13-60912 от 26.07.2013 ФГБУ "ФКП Росреестра" отказало Товариществу в исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях о спорном земельном участке на основании пункта 2 части 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ, мотивировав это тем, что необходимые для государственного кадастрового учета документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре.
Пунктом 2 части 2 статьи 27 Закона о кадастре недвижимости предусмотрено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если, в том числе заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям указанного закона.
То есть, в случае обращения с заявлением, которое не соответствует требованиям законодательства, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Таким образом, учитывая установленные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Товарищество, обращаясь с заявлением о государственном учете изменений рассматриваемого объекта недвижимости, представило в орган кадастрового учета документы, по содержанию не соответствующие требованиям Закона N 221-ФЗ, поскольку межевой план, представленный Товариществом, был составлен без учета сведений, содержащихся в распоряжении Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 29.12.2009 N 15468-р, которое, в свою очередь, в силу части 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ, является документом, определяющим местоположение границ спорного земельного участка при его образовании.
Указанное позволяет сделать вывод о непредставлении заявителем доказательств наличия кадастровой ошибки, за исправлением которой он обращался.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае Товарищество, в силу процитированных выше норм, полагая, что границы сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка не соответствуют фактическому землепользованию, должно было обратиться в Департамент имущественных отношений Администрации города Омска с заявлением о внесении соответствующих изменений в распоряжение от 29.12.2009 N 15468-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого установлено относительно многоэтажного дома по ул. Челюскинцев, дом 85 в Центральном административном округе города Омска". При отказе же Департамента имущественных отношений Администрации города Омска во внесении изменений в указанное распоряжение, спор о наличии (отсутствии) кадастровой ошибки и ее исправлении с учетом правовой позиции, содержащейся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2011 N 14765/10, подлежит разрешению судом.
Таким образом, учитывая изложенное, решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области от 26.07.2013 N 55/13-60912 об отказе в исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях, а также об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, является законным и обоснованным.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Поскольку апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 руб., согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на ее подателя, то на Товарищество.
Кроме того, в связи с тем, что заявителем при обращении в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой была уплачена государственная пошлина в размере 2 000 руб. (платежное поручение N 114 от 25.11.2013) в то время как согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины по делам данной категории составляет 1000 руб. (с учетом разъяснений, указанных в Информационном письме Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 139 от 11.05.2010), государственная пошлина в размере 1 000 руб. подлежит возврату Товариществу из федерального бюджета как излишне уплаченная.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Челюскинцев-85" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 30.10.2013 по делу N А46-10332/2013 - без изменения.
Возвратить Товариществу собственников жилья "Челюскинцев-85" из федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 114 от 25.11.2013.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н.ЛОТОВ
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
Н.А.ШИНДЛЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)