Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Карташевой В.И. о признании незаконным пункта 1 постановления Правительства Белгородской области от 10 сентября 2012 г. N 368-пп "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 857 на территории Белгородской области", исключении слов из данного пункта
по апелляционной жалобе представителя Карташевой В.И. - Болгова И.П. на решение Белгородского областного суда от 25 сентября 2014 г., которым в удовлетворении заявления Карташевой В.И. отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
10 сентября 2012 г. Правительством Белгородской области было принято постановление N 368-пп "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 857 на территории Белгородской области", текст которого опубликован 2 октября 2012 г. в газете "Белгородские известия" N 178 (3248).
Пунктом 1 постановления Правительства Белгородской области от 10 сентября 2012 г. N 368-пп предписано применять на территории Белгородской области до 31 декабря 2014 года при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядок расчета размера платы за коммунальную услугу в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
Карташева В.И. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным пункта 1 указанного постановления Правительства Белгородской области в той мере, в какой данная норма допускает применять на территории Белгородской области до 31 декабря 2014 года расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению с использованием нормативов потребления тепловой энергии по отоплению, утвержденных органами местного самоуправления и действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года, исключении из данного пункта слов "используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года".
В обоснование заявления Карташева В.И. сослалась на то, что данной нормой нарушено ее право вносить плату за отопление в соответствии с законом, поскольку в г. Старый Оскол Белгородской области по состоянию на 30 июня 2012 г. действовал норматив потребления тепловой энергии на отопление, утвержденный не органом государственной власти субъекта, как это предусмотрено статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, а органом местного самоуправления. Заявитель полагала, что Правительство Белгородской области незаконно в нарушение части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" продлило до 31 декабря 2014 г. полномочия органов местного самоуправления по утверждению нормативов потребления тепловой энергии.
Определением Белгородского областного суда от 25 сентября 2014 г. не принят отказ Карташевой В.И., выраженный ее представителем Болговым И.П., от части заявления о признании незаконным пункта 1 постановления Правительства Белгородской области от 10 сентября 2012 г. N 368-пп, исключении слов из данного пункта.
Решением Белгородского областного суда от 25 сентября 2014 г. в удовлетворении заявления Карташевой В.И. отказано.
На решение Белгородского областного суда от 25 сентября 2014 г. представителем Карташевой В.И. - Болговым И.П. подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об отмене указанного решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявления.
Прокурором Белгородской области на решение Белгородского областного суда от 25 сентября 2014 г. было подано апелляционное представление, однако до начала рассмотрения дела судом апелляционной инстанции от прокурора Белгородской области поступило письменное заявление об отзыве апелляционного представления в соответствии со статьей 326 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. принят отказ прокурора Белгородской области от апелляционного представления и апелляционное производство по указанному представлению по данному делу прекращено.
Согласно статье 326 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прекращение производства по апелляционному представлению не является препятствием для рассмотрения иных апелляционных жалоб, представлений, если соответствующее решение суда первой инстанции обжалуется другими лицами.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы представителя Карташевой В.И. - Болгова И.П., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда.
Отказывая в удовлетворении заявления Карташевой В.И., суд, проанализировав положения части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, определяющих порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 и действующих в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к Правилам в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению (утрачивают силу с 1 января 2016 г.), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое постановление принято Правительством Белгородской области в пределах полномочий и федеральному законодательству не противоречит.
Судебная коллегия находит данный вывод суда первой инстанции правильным.
Пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 857 в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления, предусматривал, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, в части определения размера платы за предоставленную услугу по отоплению применяются в 2012 - 2014 годах с учетом одной из следующих особенностей:
- органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или жилом помещении (квартире) или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, до 15 сентября 2012 года принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012 - 2014 годах, утвержденными настоящим Постановлением (подпункт "а" пункта 1);
- органам государственной власти субъектов Российской Федерации разрешено до 15 сентября 2012 года принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 г. (подпункт "б" пункта 1).
Согласно пункту 2 названного Постановления органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решения, указанные в подпунктах "а" или "б" пункта 1, могут в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354.
Оспариваемое постановление, как следует из его содержания, принято на основании подпункта "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 857, в срок, предусмотренный этим Постановлением Правительства Российской Федерации, в соответствии с предоставленными Правительству Белгородской области как органу государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями и содержит отсылочные нормы к федеральным нормативным актам, определяющим порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета.
При таких данных следует согласиться с выводом суда о том, что оспариваемое постановление не противоречит федеральному законодательству, в частности, статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306.
Находя решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия не усматривает оснований к его отмене.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что подпункт "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 857 Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2013 г. N 795 признан утратившим силу, не может являться основанием к отмене решения суда первой инстанции, поскольку на момент принятия оспариваемого постановления Правительства Белгородской области от 10 сентября 2012 г. N 368-пп указанная норма являлась действующей.
Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны заявлявшимся при обращении в суд. Эти доводы получили в решении суда надлежащую правовую оценку, оснований для несогласия с которой у Судебной коллегии не имеется.
С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Белгородского областного суда от 25 сентября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Карташевой В.И. - Болгова И.П. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 04.02.2015 N 57-АПГ14-6
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 февраля 2015 г. N 57-АПГ14-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Карташевой В.И. о признании незаконным пункта 1 постановления Правительства Белгородской области от 10 сентября 2012 г. N 368-пп "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 857 на территории Белгородской области", исключении слов из данного пункта
по апелляционной жалобе представителя Карташевой В.И. - Болгова И.П. на решение Белгородского областного суда от 25 сентября 2014 г., которым в удовлетворении заявления Карташевой В.И. отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
10 сентября 2012 г. Правительством Белгородской области было принято постановление N 368-пп "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 857 на территории Белгородской области", текст которого опубликован 2 октября 2012 г. в газете "Белгородские известия" N 178 (3248).
Пунктом 1 постановления Правительства Белгородской области от 10 сентября 2012 г. N 368-пп предписано применять на территории Белгородской области до 31 декабря 2014 года при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядок расчета размера платы за коммунальную услугу в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
Карташева В.И. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным пункта 1 указанного постановления Правительства Белгородской области в той мере, в какой данная норма допускает применять на территории Белгородской области до 31 декабря 2014 года расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению с использованием нормативов потребления тепловой энергии по отоплению, утвержденных органами местного самоуправления и действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года, исключении из данного пункта слов "используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года".
В обоснование заявления Карташева В.И. сослалась на то, что данной нормой нарушено ее право вносить плату за отопление в соответствии с законом, поскольку в г. Старый Оскол Белгородской области по состоянию на 30 июня 2012 г. действовал норматив потребления тепловой энергии на отопление, утвержденный не органом государственной власти субъекта, как это предусмотрено статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, а органом местного самоуправления. Заявитель полагала, что Правительство Белгородской области незаконно в нарушение части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" продлило до 31 декабря 2014 г. полномочия органов местного самоуправления по утверждению нормативов потребления тепловой энергии.
Определением Белгородского областного суда от 25 сентября 2014 г. не принят отказ Карташевой В.И., выраженный ее представителем Болговым И.П., от части заявления о признании незаконным пункта 1 постановления Правительства Белгородской области от 10 сентября 2012 г. N 368-пп, исключении слов из данного пункта.
Решением Белгородского областного суда от 25 сентября 2014 г. в удовлетворении заявления Карташевой В.И. отказано.
На решение Белгородского областного суда от 25 сентября 2014 г. представителем Карташевой В.И. - Болговым И.П. подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об отмене указанного решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявления.
Прокурором Белгородской области на решение Белгородского областного суда от 25 сентября 2014 г. было подано апелляционное представление, однако до начала рассмотрения дела судом апелляционной инстанции от прокурора Белгородской области поступило письменное заявление об отзыве апелляционного представления в соответствии со статьей 326 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. принят отказ прокурора Белгородской области от апелляционного представления и апелляционное производство по указанному представлению по данному делу прекращено.
Согласно статье 326 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прекращение производства по апелляционному представлению не является препятствием для рассмотрения иных апелляционных жалоб, представлений, если соответствующее решение суда первой инстанции обжалуется другими лицами.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы представителя Карташевой В.И. - Болгова И.П., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда.
Отказывая в удовлетворении заявления Карташевой В.И., суд, проанализировав положения части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, определяющих порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 и действующих в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к Правилам в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению (утрачивают силу с 1 января 2016 г.), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое постановление принято Правительством Белгородской области в пределах полномочий и федеральному законодательству не противоречит.
Судебная коллегия находит данный вывод суда первой инстанции правильным.
Пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 857 в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления, предусматривал, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, в части определения размера платы за предоставленную услугу по отоплению применяются в 2012 - 2014 годах с учетом одной из следующих особенностей:
- органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или жилом помещении (квартире) или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, до 15 сентября 2012 года принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012 - 2014 годах, утвержденными настоящим Постановлением (подпункт "а" пункта 1);
- органам государственной власти субъектов Российской Федерации разрешено до 15 сентября 2012 года принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 г. (подпункт "б" пункта 1).
Согласно пункту 2 названного Постановления органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решения, указанные в подпунктах "а" или "б" пункта 1, могут в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354.
Оспариваемое постановление, как следует из его содержания, принято на основании подпункта "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 857, в срок, предусмотренный этим Постановлением Правительства Российской Федерации, в соответствии с предоставленными Правительству Белгородской области как органу государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями и содержит отсылочные нормы к федеральным нормативным актам, определяющим порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета.
При таких данных следует согласиться с выводом суда о том, что оспариваемое постановление не противоречит федеральному законодательству, в частности, статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306.
Находя решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия не усматривает оснований к его отмене.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что подпункт "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 857 Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2013 г. N 795 признан утратившим силу, не может являться основанием к отмене решения суда первой инстанции, поскольку на момент принятия оспариваемого постановления Правительства Белгородской области от 10 сентября 2012 г. N 368-пп указанная норма являлась действующей.
Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны заявлявшимся при обращении в суд. Эти доводы получили в решении суда надлежащую правовую оценку, оснований для несогласия с которой у Судебной коллегии не имеется.
С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Белгородского областного суда от 25 сентября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Карташевой В.И. - Болгова И.П. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)