Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 08.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-2156/2015

Требование: О признании за несовершеннолетним ребенком права на предоставление меры социальной поддержки в виде выплаты единовременной материальной помощи.

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Дом, в котором проживает истица, в период действия режима чрезвычайной ситуации, связанного с наводнением, было подтоплен и поврежден. Решением суда был установлен факт постоянного проживания истицы в указанном доме. В момент наводнения истица была беременна, после рождения ребенок проживает с ней в спорном доме постоянно.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 апреля 2015 г. по делу N 33-2156/2015


В суде первой инстанции дело
рассмотрено судьей Королевой И.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Верхотуровой И.В.,
судей Порохового С.П., Дорожкиной О.Б.
при секретаре Ч.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б. к КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" о признании права на предоставление меры социальной поддержки,
по апелляционной жалобе представителя КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" Т. на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 23 января 2015 года,
Заслушав доклад судьи Дорожкиной О.Б., объяснения представителя ответчика Т., судебная коллегия

установила:

Б. обратилась в суд с иском к КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" о признании права на предоставление меры социальной поддержки в виде выплаты единовременной материальной помощи на несовершеннолетнюю дочь ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ рождения.
В обоснование иска указала, что является членом семьи собственника земельного участка, и жилого дома по <адрес>. В августе 2013 г. в период действия на территории г. Хабаровска режима чрезвычайной ситуации, связанного с крупномасштабным наводнением, домовладение по <адрес> было подтоплено и повреждено. Согласно заключению городской межведомственной комиссии, дом N по <адрес> нуждается в капитальном ремонте. Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска установлен факт постоянного проживания истца по <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. На момент наводнения она находилась на <данные изъяты> месяце беременности, ДД.ММ.ГГГГ у нее родилась дочь ФИО1, которая так же проживает с ней по указанному адресу постоянно. Однако в предоставлении меры поддержки в виде выплаты денежных средств единовременной материальной помощи на несовершеннолетнюю дочь ФИО1 истцу отказано, по причине того, что собственник, а именно ее мать ФИО2 не обращалась за получением мер социальной поддержки. Полагает указанный отказ незаконным, противоречащим Постановлению Правительства Хабаровского края от 30 июля 2014 г. N 247-пр.
Просит суд признать за ней право на предоставление меры поддержки в виде выплаты единовременной материальной помощи несовершеннолетней ФИО1 <...> года рождения.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 23 января 2015 года за Б. признано право на получение меры социальной поддержки в виде выплаты единовременной материальной помощи на несовершеннолетнюю дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Т., не соглашаясь с постановленным по делу решением, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда отменит и принять новый судебный акт. В обоснование жалобы указано на то, что единственным собственником поврежденного в результате наводнения жилого дома, расположенного по <адрес> является мать истца ФИО2, которая получила денежные средства на проведение ремонта поврежденного жилья, истец собственником поврежденного жилого помещения не является, в учреждение за предоставлением меры социальной поддержки в виде предоставления денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного помещения, не обращалась, и решения об отказе в предоставлении данной меры поддержки учреждением не принималось. Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 11.08.2014 г. право на предоставление меры поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта признан только за матерью истца, которая не указала последнюю в качестве члена своей семьи. Истец права на получение дополнительной единовременной материальной помощи как пострадавшая в результате чрезвычайной ситуации не имеет. К участию в деле не было привлечено министерство социальной защиты населения Хабаровского края для дачи пояснений по применению Порядка предоставления единовременной материальной помощи, утвержденного Правительством края.
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец, извещенная в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, доказательств уважительности причин неявки не представлено.
На основании ст. 327, 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие истца.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения по этим доводам.
Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку указанным в законе гражданам, устанавливая гарантии социальной защиты называемых "социально не защищенных" категорий граждан, перечисленных в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, в том числе, в области материнства и детства.
Порядок и условия, виды и размеры компенсации и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в редакции закона от 28.12.2013 г.).
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 09.08.2013 года N 569-рп "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края" с 12 часов 00 минут 09.08.2013 года на территории Хабаровского края введен режим чрезвычайной ситуации в связи с крупномасштабным наводнением. Пунктом 6.2.9 Государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной Постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 года N 205-пр (пункт введен Постановлением от 21.10.2013 года N 347-пр), предусмотрена реализация мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, в форме предоставления пострадавшим гражданам, жилых помещений; выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья; выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений. Мероприятия Программы реализуются в соответствии с Порядком, изложенным в приложениях N 15 - 18 к Программе.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.07.2014 г. N 247-пр утвержден "Порядок оказания дополнительной единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территории Хабаровского края в результате прошедших в летний период 2013 года ливневых дождей, сопровождавшихся паводками".
Данный Порядок определяет условия оказания дополнительной единовременной материальной помощи женщинам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территории Хабаровского края в результате прошедших в летний период 2013 года ливневых дождей, сопровождавшихся паводками, и имеющим детей (ребенка), родившихся в период чрезвычайной ситуации, но не позднее 300 дней со дня введения режима чрезвычайной ситуации в соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края от 09 августа 2013 г. N 569-рп "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края" (п. 1.1 Порядка).
Пунктом 2 Порядка установлено, что право на получение материальной помощи имеют граждане, указанные в пункте 1 настоящего Порядка: имеющие право на получение мер социальной поддержки в соответствии с приложениями N 15 - 18 к государственной программе Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной Постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 г. N 205-пр; а также постоянно проживавшие на день объявления чрезвычайной ситуации в утраченном (поврежденном) жилом помещении, не имеющие самостоятельного права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Программой в связи с наличием другого жилья, пригодного для проживания, в случае если члены их семьи имеют право на получение мер социальной поддержки в соответствии с приложениями N 15 - 18 к Программе.
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 30.12.2014 г. N 1010-рп "Об отмене режима чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края" 30 декабря 2014 г. с 08 часов 00 минут для органов управления и сил Хабаровской территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края в границах городских округов "Город Хабаровск", "Город Комсомольск-на-Амуре", Амурского, Комсомольского, Нанайского, Николаевского, Ульчского, Хабаровского муниципальных районов отменен режим чрезвычайной ситуации, введенный распоряжением Правительства Хабаровского края от 09 августа 2013 г. N 569-рп "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края".
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, жилой дом N по <адрес> включен в перечень зданий, находящихся в зонах подтопления, согласно Постановлению администрации города Хабаровска от 16.09.2013 г. N 3630 "Об утверждении границ зон затопления и подтопления на территории городского округа "Город Хабаровск", возникших в результате чрезвычайной ситуации, связанной с летне-осенним паводком 2013 года на реках Амур и Уссури".
Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 11.11.2013 г установлен юридический факт постоянного проживания Б. и ее несовершеннолетнего сына ФИО3 в доме N по <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельства о рождении серии N от ДД.ММ.ГГГГ, выданного отделом ЗАГС Индустриального района администрации г. Хабаровска, ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, родителями являются ФИО4 и Б.
Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 11.08.2014 года, вступившим в законную силу, за ФИО2 признано право на получение меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения - дома N по <адрес>.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ N отделом социальной поддержки населения по Южному округу КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску", истцу отказано в назначении дополнительной единовременной материальной помощи в связи с не обращением собственника за предоставлением мер социальной поддержки, установленных Приложениями N 15 - 18 Программы.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исходил из того, что ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ в течение 300 дней со дня введения режима чрезвычайной ситуации, истец является матерью несовершеннолетней ФИО1 и членом семьи собственника жилого дома N по <адрес> - ФИО2, на момент чрезвычайной ситуации истец постоянно проживала в поврежденном жилом помещении, не имеет самостоятельного права на получение меры социальной поддержки в соответствии с программой в связи с наличием другого жилья, пригодного для проживания.
Судебная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным в судебном заседании обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права и исследованных доказательствах, которым в решении суда дана должная правовая оценка и оснований считать их неправильными, судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец не может быть отнесена к лицам, имеющим право на получение дополнительной единовременной материальной помощи, так как собственником поврежденного жилого помещения не является, судебная коллегия признает необоснованными, поскольку Б. является членом семьи собственника поврежденного в результате наводнения жилого помещения (п. 1.7 Приложений) и относится к числу лиц, указанных в п. п. 1.5, 1.2, Приложений 15 - 18 к Государственной программе Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", факт ее проживания в поврежденном жилом помещении установлен в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в судебном порядке, что соответствует п. 1.6. Приложений.
Доводы апелляционной жалобы о том, что собственник жилого помещения ФИО2 не обращалась за предоставлением данной меры социальной поддержки, не принимаются судебной коллегией и не влекут отмену решения суда, поскольку истец имеет самостоятельное право на предоставлением данной меры социальной поддержки.
Доводы апелляционной жалобы о не привлечении судом к участию в деле министерство социальной защиты населения Хабаровского края, являются необоснованными и не влекут отмену состоявшегося судебного акта, поскольку в соответствии с утвержденным Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.07.2014 г. N 247-пр Порядком оказания дополнительной единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территории Хабаровского края в результате прошедших в летний период 2013 года ливневых дождей, сопровождавшихся паводкам, на ответчика КГКУ "Центра социальной поддержки населения по г. Хабаровску" возложены функции по принятию от граждан документов в соответствии с п. 7 - 8 Порядка, по принятию решения о выплате материальной помощи либо об отказе в выплате материальной помощи (п. 9 Порядка) и выплате материальной помощи в соответствии с п. 12 Порядка. В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Хабаровского края от 30.07.2014 г. N 247-пр, на министерство социальной защиты населения Хабаровского края возложены функции по организации работы краевых государственных казенных учреждений - центров социальной поддержки населения по оказанию дополнительной единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате прошедших в летний период 2013 года ливневых дождей, сопровождавшихся паводками. Таким образом, надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям, является КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску", как орган, принимающий решение о выплате материальной помощи и производящий ее выплату. Исходя из характера спорных правоотношений, учитывая, что истцом требований, связанных с ненадлежащей организацией работы КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску", не заявлялось и решением суда не разрешался вопрос о правах и обязанностях, лишении прав, ограничении в правах, либо наделения правами министерство социальной защиты населения Хабаровского и на него не возложены на какие-либо обязанности, правовых оснований, установленных ст. ст. 40 - 43 ГПК РФ для привлечения его к участию в деле в качестве лица, участвующего в деле не имелось. Поскольку применение Порядка оказания дополнительной единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территории Хабаровского края в результате прошедших в летний период 2013 года ливневых дождей, сопровождавшихся паводкам относится к вопросу применения норм материального права, не требует специальных познаний, привлечение министерства социальной защиты населения Хабаровского края для дачи пояснений о порядке его применения, на что указано в апелляционной жалобе, не основано на нормах процессуального права, в связи с чем, данные доводы, не принимаются судебной коллегией.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, и не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены постановленного решения, отвечающего нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 23 января 2015 года по делу по иску Б. к КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" о признании права на предоставление меры социальной поддержки, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" Т. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке, в президиум Хабаровского краевого суда, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
И.В.ВЕРХОТУРОВА

Судьи
С.П.ПОРОХОВОЙ
О.Б.ДОРОЖКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)